Научная статья на тему 'Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации'

Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМ-ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреев Кирилл Андреевич

Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий внесло глубокие изменения во все сферы жизни человека, в том числе и в образование. Перед образовательным сообществом сегодня стоит задача подготовить детей к жизни в информационном пространстве. Но, к сожалению, влияние глобальной сети на человека может быть и пагубным. Об интернет-зависимости, формах её проявления у детей и подростков, а также подходах к реабилитации читайте в предлагаемой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet addiction: forms of and approaches to rehabili tation

Practical Media Education. Typology of Internet addiction. Rehabilitation of children affected by informatization process.

Текст научной работы на тему «Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации»

XI™ сени

ПРОВА

И

Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации

Кирилл Андреевич Андреев,

научный сотрудник отдела реабилитационного образования ФИРО

Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий внесло глубокие изменения во все сферы жизни человека, в том числе и в образование. Перед образовательным сообществом сегодня стоит задача подготовить детей к жизни в информационном пространстве. Но, к сожалению, влияние глобальной сети на человека может быть и пагубным. Об интернет-зависимости, формах её проявления у детей и подростков, а также подходах к реабилитации читайте в предлагаемой статье.

• информ-глобализация • интернет-зависимость • реабилитация поведения • реабилитационное образование • медиаобразование

Развитие в XX веке и начале XXI средств массовой коммуникации повлекло за собой создание принципиально новых систем — средств субглобальной и глобальной связи (коротковолновое радио, спутниковое телевидение, новые поколения телефонных и компьютерных сетей).

Существенным средством информатизации являются сегодня образовательные информационные ресурсы, представленные в сети Интернет: система образовательных порталов, профессиональные комплекты на потребителя, сайты, мультимедийные средства, технологии и многое другое.

Таким образом, Интернет стремительно вторгается в нашу жизнь. С каждым годом возрастной диапазон пользователей расширяется. Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. По мере изменения жизни людей появились и серьёзные проблемы: чрезвычайно быстро распространяется компьютерная

ПРОБЛЕМЫ И ДИСКУССИИ

зависимость. Одним из самых известных экспертов по этой проблеме стала психолог из Питсбургского университета (США) Кимберли Янг. В 1994 году она разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости, и получила около 500 ответов. Большинство из тех, кто принял участие в опросе, были признаны, согласно выбранному критерию, интернет-зависимыми. В дальнейшем Кимберли Янг опубликовала результаты своих исследований в книге «Пойманные в сеть».

Типология проявления интернет-зависимости следующая:

— киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом (количество сетевых ресурсов с порнографическими материалами — 260 миллионов web-страниц);

— пристрастие квиртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в сети (в виртуальном мире человек чувствует себя комфортнее, чем в реальной жизни);

— навязчивая потребность в сети — игра в он-лайновые азартные игры, постоянные покупки или участие в он-лайн аукционах (создание альтернативных он-лайн персонажей в зависимости от настроения и желания пользователя);

— информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам (приводит к привыканию, за которым следует ухудшение настроения и психические расстройства);

— игровая компьютерная зависимость (психологи отмечают, что каждый двадцатый пользователь «подсаживается» на виртуальную игру);

— возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов и т.п.);

— реализация собственных представлений, фантазий, невозможная в обычной жизни (киберсекс, ролевые игры в чатах);

— широкая возможность поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника, так как в любой момент можно найти нового);

— неограниченный доступ к информации — «информационный вампиризм» (опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются единственным средством общения).

Интернет-зависимость — явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро перерастают в болезненные состояния психики, аффективный компонент поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными трудностями имеют нарушения не

К.А. Андреев. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации

в одной, а в нескольких сферах, и выявление характера нарушений требует специальных исследований.

Решать эту проблему поможет ускорение разработки комплексной целевой программы реабилитации поведения интернет-зависимых с применением действенных психолого-педагогических методов и средств. Особо важное значение имеет на современном этапе принятие федерального закона о защите нравственности несовершеннолетних. Ни ребёнок, ни подросток не должны получать доступ к информации, для которой он ещё мал или которая может причинить ему вред.

Практические психологи выделяют три основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у интернет-зависимых детей:

— наличие постоянной потребности в компьютерной игре и одновременно с этим невозможность полного удовлетворения данной потребности;

— субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности увлечения компьютерными играми и, вследствие этого, собственной бесполезности наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости;

— неадекватное отношение к себе в результате несоответствия «я — реального» и «я — виртуального» (В.В. Абраменкова, 2006).

^ Мы видим, что представленный комплекс нарушений весьма сложен. По- ^

ТТ" этому реабилитация поведения таких детей должна начинаться, прежде

всего, с коррекции психической патологии. Основной подход — комплексный. Он осуществляется путём целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приёмов с непременным использованием прикладных медицинских знаний. «Оздоровление детей дополняется воспитанием», которое «растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия» (Л.С. Выготский), а «работа врача, психолога и педагога объединяется здесь в одно целое» (В.П. Кащенко).

Успешное осуществление реабилитации таких детей в значительной мере зависит от качества связей и отношений, в которые включаются дети вместе со взрослыми. И только в такой детско-взрослой общности, где связи и отношения находятся в гармонии, происходит восстановление полноценной жизни человека. Эта область научного знания соотносится с таким понятием, как реабилитационное образование — процесс и результат восстановления целостности душевно-духовной сферы подростка, его индивидуальности и активной способности к саморазвитию (А.В. Гордеева, 2002).

Реабилитационное образование направлено на определение и реализацию условий, которые необходимы для нормального полноценного детства. Показателем результативности реабилитационного процесса является меняющееся отношение растущего человека к собственной жизнедеятельности, его внутреннее побуждение к духовному обновлению (В.В.Морозов, 2001).

ПРОБЛЕМЫ И ДИСКУССИИ

Но рассчитывать на педагогический эффект можно только в том случае, если в полной мере будет реализован принцип системности и последовательности в реабилитации и воспитании. Необходимы не отдельные средства, а система средств, разработанная сообразно целям педагогической деятельности. Вот некоторые педагогические установки реабилитации поведения:

1. В основе гармоничных и прочных отношений всегда лежит доверие. Педагог вызывает это чувство, если никогда не злоупотребляет чувствами ребёнка, сознательно не причиняет ему боль. Ребёнок в этом случае может свободно выражать свои чувства и быть самим собой.

2. Любовь составляет важнейшую сторону межличностных отношений. А для ребёнка очень важно знать, что его любят. В любви реализуются его представления о ценностях жизни. Конечно, любить каждого ребёнка — сложно. Но надо хотя бы постараться принять его со всеми недостатками, пороками. От того, примем ли мы его душой или нет, зависит и то, примет ли он нас, а значит, и наши воспитательные воздействия. От нашего принятия детей зависит и их приятие друг друга. Поэтому принять душой любого ребёнка для успеха воспитания необходимо.

3. Забота о ребёнке — физический уход, создание психологического комфорта — защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению, создаёт условия для созревания и восстановления сил. Отсутствие заботы приводит к асоциальности ребёнка, к искажённым представлениям — о способах совместной жизнедеятельности людей. Взрослый должен защищать человека в каждом ребёнке (В.В. Морозов, 2006).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.