ИН ФОРМ-ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
в образовании: факторы риска и собственно реабилитация
Кирилл Андреевич Андреев,
научный сотрудник отдела реабилитационного образования ФИРО
Активное внедрение информационных и коммуникационных технологий внесло глубокие изменения во все сферы жизни человека, в том числе и в образование. Сегодня отечественное образование претерпевает изменения, ориентированные на информатизацию, то есть происходит становление новой модели — информ-глобализация образовательного пространства. И перед образовательным сообществом стоит задача подготовить подрастающее поколение к жизни в условиях информационного пространства. Но, к сожалению, влияние глобальной сети на человека может быть и пагубным. Об интернет-зависимости, формах её проявления у детей и подростков, а также подходах к реабилитации читайте в предлагаемой статье.
• информ-глобализация • интернет-зависимость • реабилитация поведения
• реабилитационное образование • медиаобразование
С
принятием «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» (2008 г.) были определены основные целевые установки, задачи и принципы, средства и методы информационных преобразований. В связи с этим отмечается стремительный рост разработок в области электронного учебно-методического обеспечения, что даёт педагогу возможность оптимально осуществлять учебный процесс. В результате реализации основных направлений «Стратегии» к 2015 году Российская Федерация должна войти в двадцатку ведущих стран мира по уровню развития информационного общества и в десятку — по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, а уровень доступности
для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий должен составить 100%.
Развитие в XX веке и начале XXI средств массовой коммуникации повлекло за собой создание принципиально новых систем — средств субглобальной и глобальной связи (коротковолновое радио, спутниковое телевидение, новые поколения телефонных и компьютерных сетей). Эти изменения и преобразования вызвали к жизни новые аспекты медиаобразования (это понятие трактуется как подготовка подрастающего поколения к жизни в современном информационном пространстве).
Концепция медиаобразования, интегрированного в базовое, впервые в нашей стране разработана в РАО доктором педагогических наук Л.С. Зазнобиной (1997 г.). Практическое медиаобразование, интегрированное в школьные дисциплины, — это:
Народное образование 9'2010
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
• учебная информация по теме той или иной дисциплины (независимо от источника и носителя);
• информация, передаваемая по различным коммуникационным каналам, доступным школьникам;
• технические средства создания, преобразования, накопления, передачи и использования информации.
Существенным средством информатизации являются сегодня образовательные информационные ресурсы, представленные в сети Интернет: система образовательных порталов, профессиональные комплекты на потребителя, сайты, мультимедийные средства, технологии и многое другое.
Таким образом Интернет стремительно вторгается в нашу жизнь. С каждым годом возрастной диапазон пользователей расширяется. Компьютер перестал быть предметом роскоши и стал для многих предметом первой необходимости. Но по мере изменения жизни людей появились и серьёзные проблемы: чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость. Одним из самых известных экспертов по этой проблеме стала психолог из Питсбургского университета (США) Кимберли Янг. В 1994 году она разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости, и получила около 500 ответов. Большинство из тех, кто принял участие в опросе, были признаны, согласно выбранному критерию, интернет-зависимыми. В дальнейшем Кимберли Янг опубликовала результаты своих исследований в книге «Пойманные в сеть».
Типология проявления интернет-зависимости следующая:
• кибер-сексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом (количество сетевых ресурсов с порнографическими материалами — 260 миллионов web-страниц);
• пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в сети (в виртуальном мире человек чувствует себя комфортнее, чем в реальной жизни);
• навязчивая потребность в сети — игра
в он-лайновые азартные игры, постоянные покупки или участие в он-лайн аукционах (со-
здание альтернативных он-лайн персонажей в зависимости от настроения и желания пользователя);
• информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам (приводит к привыканию, за которым следует ухудшение настроения и психические расстройства);
• игровая компьютерная зависимость (психологи отмечают, что каждый двадцатый пользователь «подсаживается» на виртуальную игру);
• возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов и т.п.);
• реализация собственных представлений, фантазий, невозможная в обычной жизни (ролевые игры в чатах);
• широкая возможность поиска собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника, так как в любой момент можно найти нового);
• неограниченный доступ к информации — «информационный вампиризм».
Интернет-зависимость — явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро перерастают в болезненные состояния психики, аффективный компонент поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах, и выявление их характера требует специальных исследований.
Решить эту проблему поможет ускорение разработки комплексной целевой программы реабилитации поведения интернет-зависимых с применением действенных психолого-педагогических методов и средств. Особо важное значение имеет на современном этапе принятие федерального закона о защите нравственности несовершеннолетних.
Народное образование 9'2010
К.А. Андреев. Информ-глобализация в образовании: факторы риска и и собственно реабилитация
Ни ребёнок, ни подросток не должны иметь доступ к информации, которая может причинить им вред.
Практические психологи выделяют три основные причины депрессивных отклонений в сфере эмоциональных психических состояний у интернет-зависимых детей:
• наличие постоянной потребности в компьютерной игре и одновременно с этим невозможность полного удовлетворения данной потребности;
• субъективное переживание на сознательном уровне практической бесполезности компьютерных игр и наряду с невозможностью прекращения этого увлечения в силу наличия психологической зависимости;
• неадекватное отношение к себе в результате несоответствия «я — реального» и «я — виртуального».
Мы видим, что представленный комплекс нарушений весьма сложен. Поэтому реабилитация поведения таких детей должна начинаться, прежде всего, с коррекции психической патологии. Основной подход — комплексный. Он осуществляется путём целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приёмов с непременным использованием прикладных медицинских знаний. «Оздоровление детей дополняется воспитанием», которое «растворяется в лечении психолого-педагогическими методами воздействия» (Л.С. Выготский), а «работа врача, психолога и педагога объединяется здесь в одно целое» (В.П. Кащенко).
Успешное осуществление реабилитации таких детей в значительной мере зависит от качества связей и отношений, в которые они включаются. И только в детско-взрослой общности, где связи и отношения находятся в гармонии, происходит восстановление полноценной жизни человека. Эта область научного знания соотносится с таким понятием,
как реабилитационное образование — процесс и результат восстановления целостности душевно-духовной сферы подростка, его индивидуальности и активной способности к саморазвитию.
Но рассчитывать на педагогический эффект можно только в том случае, если в полной мере будет реализован принцип системности и последовательности в реабилитации и воспитании. Необходимы не отдельные средства, а система средств, разработанная сообразно целям педагогической деятельности. Вот некоторые педагогические установки реабилитации поведения:
1. В основе гармоничных и прочных отношений всегда лежит доверие. Педагог вызывает это чувство, если никогда не злоупотребляет чувствами ребёнка, сознательно не причиняет ему боль. Ребёнок
в этом случае может свободно выражать свои чувства и быть самим собой.
2. Любовь составляет важнейшую сторону межличностных отношений. А для ребёнка очень важно знать, что его любят. В любви реализуются его представления о ценностях жизни. Конечно, любить каждого ребёнка сложно. Но надо хотя бы постараться принять его со всеми недостатками, пороками. От того, примем ли мы его душой или нет, зависит и то, примет ли он нас, а значит, и наши воспитательные воздействия.
3. Забота о ребёнке — физический уход, создание психологического комфорта — защищает его от невзгод жизни и готовит к мудрому восприятию проблем, встающих на жизненном пути, к разумному их решению, создаёт условия для созревания и восстановления сил. Отсутствие заботы приводит к асо-циальности ребёнка, к искажённым представлениям о способах совместной жизнедеятельности людей. НО