УДК 159.97 © Ушакова Е.С., 2014 ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье рассмотрены основные характеристики интернет-зависимости, факторы, способствующие ее формированию, а также проблемы социального и культурного развития общества, возникшие как следствие данного феномена.
Ключевые слова: интернет-зависимость, пользователь, виртуальная реальность, факторы риска, социальная дезинтеграция.
В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» общества стала актуальной проблема патологического использования Интернета. На сегодняшний день по количеству пользователей Интернета Россия занимает одну из самых высоких позиций в мире. За последние несколько лет число интернет-пользователей в России выросло с 8% до 30%. Основными пользователями Интернета являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Вместе с увеличением количества пользователей Интернета в мире неуклонно возрастает уровень интернет-зависимости [1].
Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии в конце 80-х годов. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета являются клинический психолог К. Янг и
© Ushakova E.S., 2014 INTERNET ADDICTION AS A PROBLEM OF MODERN
SOCIETY
Abstract. The article considers main characteristics of Internet addiction, factors contributing to its formation as well as issues of social and cultural development of society, which have arisen as a consequence of this phenomenon.
Key words: Internet addiction, user, virtual reality, risk factors, social disintegration.
психиатр И. Гольдберг. В 1996 году И. Гольдбергом был предложен термин «интернет-зависимость», под которой он понимал расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера, оказывающее пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы человека [2].
В настоящее время мнения психологов разделились: одни считают зависимость от Интернета болезнью и предлагают методы лечения, другие же считают, что интернет-зависимость как болезнь не существует. Неуклонно возрастает число научных исследований, посвященных данному виду зависимости, в которых дается ее описание с точки зрения различных психологических школ и направлений. Основными направлениями исследования интернет-зависимости в современной науке являются: разработка диагностических критериев интернет-зависимости, изучение влияния виртуальных взаимоотношений на личность пользователя Интернета, исследование идентичности пользователей Интернета и процессов их самопрезентации в Сети, изучение психологических аспектов коммуникативных процессов, реализуемых посредством сети Интернет.
В настоящее время под интернет-зависимостью понимается компуль-сивное желание войти в Интернет, находясь в off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь в on-line [1].
Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- предвкушение следующего сеанса он-лайн;
- увеличение времени, проводимого в он-лайн;
- увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг, служат
следующие критерии:
всепоглощенность Интернетом;
потребность проводить в Сети все больше и больше времени; повторные попытки сократить время пользования Интернетом; возникновение симптомов отмены, причиняющих беспокойство, при прекращении пользования Интернетом; проблемы контроля времени;
- проблемы с окружением (семьей, школой, работой, друзьями);
- ложь по поводу времени, проведенного в сети;
- изменение настроения посредством использования Интернета [3].
Определен ряд факторов, которые делают Интернет привлекательным как
средство ухода от реальности и получение удовольствия. Первый из них - это уход в виртуальную реальность. Бурная жизнь в сети легко заменяет реальное существование: люди там влюбляются, ссорятся, радуются и волнуются легче и чаще, чем в «реале». Интернет заменяет реальную жизнь. Особенно это важно для тех людей, жизнь которых по разным (внешним или внутренним) причинам межличностно обеднена. А в сети имеется эксклюзивная возможность поиска нового собеседника, который отвечает любым критериям. Важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного человека, потому что в любой момент можно найти нового. Виртуальная реальность характеризуется тем, что человек воспринимает и переживает ее не как порождение своего собственного ума, а как объективную реальность. В сети существует возможность создания новых образов «Я», оригинальных вариантов самопрезентации, воплощения представлений, и/или фантазий, невозможных в повседневной жизни. Чаще всего это киберсекс, ролевые игры в чатах, разные варианты представления идентичности и социальных ролей. В Интернете существует возможность анонимных социальных интеракций. Особенное значение имеет ощущение безопасности при их осуществлении, включая использование электронной почты, ICQ и тому подобное. Используя Интернет, человек может включаться в разные
виртуальные социальные звенья и, как следствие, имеет возможность получения какого-либо социального статуса (поиск самоутверждения). Этот фактор имеет большое значение для тех, кто не смог достичь желаемого положения в обществе в реальной жизни. Анализ разных форм общения в Интернете позволяет сделать вывод о том, что Интернет, благодаря своим особенностям, является удобным средством для изучения идентичности. Среди таких особенностей Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. выделяют анонимность, доступность, невидимость, множественность, безопасность, простоту использования.
Увлечение сетью Интернет у лиц, страдающих зависимостью, приобретает патологический характер и сопровождается рудиментарными продуктивными симптомами (аффективные расстройства, навязчивые мысли о компьютерной деятельности, которые часто связаны с резонерством, детализацией, неологизмами, ужасами; явления деперсонализации), а также негативными проявлениями в виде эмоциональной притупленности, агрессии, грубости и жестокости по отношению к окружающим; снижением продуктивности всех видов социальной деятельности [4]. Лица, страдающие интернет-зависимостью, характеризуются неадекватно завышенной или заниженной самооценкой, склонны к избеганию ответственности и испытывают трудности социально-психологической адаптации.
Формирование интернет-зависимости осуществляется в несколько этапов:
- 1-й этап - этап риска развития интернет-зависимости;
- 2-й этап - этап сформированной интернет-зависимости (эмоционально-волевые нарушения, психическая зависимость);
- 3-й этап - этап тотальной интернет-зависимости (психическая и физическая зависимость, синдром актуализации компульсивного влечения).
Ученые выделяют ряд факторов, способствующих формированию зависимости от сети Интернет. Ведущее место среди них отводится социальным факторам. Наиболее привлекательными из них являются анонимность общения
и возможность экспериментировать с собственной идентичностью. Робкий, застенчивый человек может открыто высказывать собственное мнение, спорить, осваивать новые и непривычные стили поведения. В сети пользователь находится в безопасности и чувствует себя более уверенно.
Удобство использования - еще один фактор, способствующий формированию зависимого поведения. Интернет открывает огромное количество возможностей, облегчающих жизнь современного человека: онлайн-общение, он-лайн-магазины, сайты для взрослых и множество других услуг. Таким образом, использование сети предполагает немедленное удовлетворение огромного числа потребностей, отвечающих требованиям современной жизни.
Еще один немаловажный фактор - «возможность ухода», или избегание. Пребывание в сети меняет эмоциональное состояние человека, способствует изменению чувства времени и отвлечению от окружающей действительности. Таким образом, возникающий эффект легкого изменения сознания помогает человеку уйти от насущных проблем, отделиться от объективной реальности, снизить уровень психического напряжения и стресса.
В настоящее время интернет-зависимость является социокультурной проблемой. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, массовая потребительская культура, социально-политические и экономические трансформации, а также следствие высоких темпов таких перемен, как смена установок и ценностей, приводят к появлению девиантных форм поведения. В их числе - приобретающий значительные масштабы феномен интернет-зависимости [6].
Существует необходимость обоснования феномена интернет-зависимости как социального явления, происходящего при освоении и развитии информационно-коммуникационных технологий и оказывающего негативное влияние на всех уровнях общественной организации. Согласно основным положениям теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма, недостаток социального взаи-
модействия, слабая интегрированность на всех уровнях социальной организации общества, непрямое социальное взаимодействие, чрезмерная индивидуализация, недостаток дисциплины сопровождают процессы социальной дезорганизации, которые, в свою очередь, приводят к появлению девиантных форм поведения, в том числе к появлению феномена интернет-зависимости.
В современных условиях Интернет как фактор социализации приобретает приоритетное значение, предоставляя новые возможности усвоения социальных норм, объяснения интересов, развития технических умений и экспериментирования с новыми формами самовыражения. Интернет-зависимое поведение обусловливается рядом факторов, каждый из которых в отдельности не является однозначно ее провоцирующим. К выявленным микросоциальным факторам относятся: социальное одиночество, низкий самоконтроль и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Среди факторов, препятствующих развитию интернет-зависимости, значимыми являются высокий самоконтроль и вовлеченность в разные виды социальной активности - трудовой, общественной, политической, познавательно-творческой. При интернет-зависимом поведении разрушается социабельность, в первую очередь, нарастает дисфункциональнось такого социального института, как семья, возникает социальное обособление из-за неполного участия отдельных людей и групп в жизни общества, начинают доминировать неформальные социальные практики. То есть наблюдается уход в сторону социальной изоляции, дистанцированности от общества, дезинтеграция социальных отношений и в целом «выпадение» из системы социального взаимодействия [6].
Таким образом, одной из современных проблем, угрожающих нервному и психическому здоровью человека, его социальной дезинтеграции и изоляции, является интернет-зависимость, превратившаяся сегодня в серьезную общественную проблему, требующую специального изучения и разработки мер, направленных на ее предотвращение и профилактику.
В настоящее время работа по исследованию интернет-зависимости находится на этапе становления. Принимая во внимание прогнозы темпов роста распространенности Интернета, рост удельного веса молодежи среди пользователей сети, формирование интернет-зависимости у четверти пользователей в первые полгода после начала работы в Интернете, можно заключить, что актуальной задачей современной психологии является изучение тех психологических особенностей личности, которые ведут к формированию интернет-зависимости. Обзор исследований показал, что ключевыми личностными диспозициями, влияющими на формирование интернет - зависимости, являются:
социально-психологическая адаптированность человека - комплекс личностных черт, отражающих качество и содержание взаимодействия личности с социумом (социально-психологическая адаптация, социальная фрустри-рованность);
- саморегуляционный статус - уровень и качество психической регуляции личностью своего функционального состояния (стиль саморегуляции);
патопсихологические особенности и состояния, затрудняющие жизненное функционирование (акцентуации характера, склонность к депрессии).
Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей этих трех групп на формирование интернет-зависимости является отдельным этапом исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 75-81.
2 . Егоров А. Ю. Интернет-зависимости // Руководство по аддиктологии / под ред. профессора В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.
3. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. № 2. С. 24-29.
4. Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. Т. 22. № 1. С. 113-117.
5. Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А. Личностно-характерологические и социальные факторы риска формирования склонности к Интернет-зависимости у подростков // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / под ред. А. Е. Войксунского. 2009. С. 199-211.
6. Цой Н.А. Феномен интернет-зависимости и одиночество // Социологические исследования. 2011. № 12 (332). С. 98-108.