- ошибки внутри слова: пропуск букв, перестановки букв ("паблекил", "ниогда"), пропуск слогов ("малке" - маленькие, "кой" - какой), недописывание слов ("лё" - льёт). Ошибки, связанные с пропуском букв (как правило гласных) можно объяснить не только не сформированностью звукового анализа, но и интерференцией языка ("ветер" на чешском языке звучит как "ветр").
При графическом изображении букв характерными ошибками были: замена букв русского алфавита на буквы родного языка (характерно для детей с английским, немецким, турецким и чешским языками); дописывание элементов букв родного алфавита вместе с буквами русского алфавита (проявилось у детей с чешским, турецким билингвизмом); замены букв русского алфавита сходных по написанию; написание заглавной буквы в середине слова - (встречалась очень часто только у двух детей с родным армянским языком, общее количество ошибок у данных детей в письменных работах достаточно велико - в диктанте более двадцати).
Аграмматическая дисграфии проявлялась в неправильном согласовании слов в роде и падеже, особенно характерно это для детей с армянско-русским, татарско-русским и англо-русским билингвизмом ("зеленый обувь", "большой голова"). Для детей с чешским билингвизмом большее количество грамматических ошибок в употреблении окончаний у существительных и прилагательных среднего рода ("большая яблока, "красныя платье"), в неправильном употреблении множественного числа ("деревы" - вместо деревья). Наблюдался пропуск предлогов ("играть футбол"), а также неправильное использование предлога ("гулять в улице", "взять с коробочки"). Ошибки предложно-падежного управления встречались у детей с различным двуязычием ("в дому" - вместо в доме).
Для билингвов характерны ошибки не только на фонетическом и грамматическом уровне, но и на лексическом уровне. Чем более похожи контактирующие языки, тем чаще проявляется интерференция родного языка. Встречаются ошибки, связанные с одинаковым звучанием слов в разных языках, но различным лексическим значением: в чешском языке "ovoce" (овоце) - это фрукты (звучание слова схоже с русским словом "овощи"). Ошибки, связанные с использованием слов другого языка вместо русских слов: в чешском "dlouho" (долхо) - длинный, созвучно слову "долгий" ("У князя Игоря долгие усы".). Ошибки, связанные с неточным употреблением русских слов близких по звучанию ("хранить животных Красной книги" - охранять животных Красной книги). Данные ошибки встречались только в самостоятельной письменной речи (в основном у детей с чешско-русским билингвизмом).
Выводы. В условиях многоязычия трудности овладения письмом приобретают специфические особенности и механизмы. Они связаны с условиями двуязычия, в которых находится ребенок, уровнем владения родным и русским языком, особенностями раннего психического и речевого развития ребенка, а также с особенностями взаимодействующих языков. При проведении диагностики письменной речи ребенка-билингва, кроме традиционной методики анализа дисграфических ошибок, необходимо подробное изучение перечисленных факторов. Выявленные особенности письменной речи выступают основой для построения коррекционных маршрутов, учитывающих индивидуальное речевое и языковое развитие.
Литература:
1. Бабаева Е.А. Готовность к обучению в школе детей-билингвов с речевой патологией: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 147 с.
2. Бакшиханова С.С. Анализ механизмов речепроизводства как психолингвистическая основа диагностики речевых дефектов в условиях бурятско-русского билингвизма: Дис. ...канд. пед. наук. Иркутск, 1999. - 172 с.
3. Голикова Е.А. Формирование навыка письма у школьников с армянско-русским билингвизмом: Автореф. дис. ... канд.пед.наук. - М., 2006. 24 с.
4. Залевская А.А. Вопросы теории овладения вторым языком в психолингвистическом аспекте / А.А. Залевская; Твер. гос. ун-т. - Тверь: ТГУ, 1996. - 195 с.
5. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. - М., 1989. - 223 с.
6. Имедадзе Н.В., Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком. - Тбилиси: Мецниереба, 1979. - 229 с.
7. Константинова А.В. Особенности предупреждения и преодоления дисграфии в билингвальных условиях обучения: Автореф.дис. .канд. пед. наук. - М., 2011. - 24 с.
8. Курбангалиева Ю.Ю. Логопедический анализ речи детей дошкольного возраста с билингвизмом: Автореф. дис. ...канд.пед. наук. - М., 2003. - 153 с.
9. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Образование, 1997. - 172 с.
10. Настругова М.А., Уромова С.Е. Речевые ошибки у детей с билингвизмом // Неофит: сб. ст. по материалам науч.-практ. конф., аспирантов, магистрантов, студентов. - Н. Новгород, 2018. - С. 133-137.
Педагогика
УДК: 37.017.92
кандидат педагогических наук, преподаватель Фомин Максим Сергеевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Новосибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Новосибирск)
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ВЫЗОВ И МЕДИЦИНСКИЙ ДИАГНОЗ: ФИЛОСОФСКОЕ
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. Статья посвящена осмыслению потребности современника в таком достижении технического прогресса как Интернет, распространенность и вездесущность которого в настоящее время стали не просто одной из многих объективных проблем в обычном смысле этого слова, но именно вызовом личности и обществу: характер происшедших и всё свершающихся трансформаций дошёл до того, что специалистами в области гуманитарных наук (например, философия, психология, педагогика) при осмыслении данного явления, в прямой связи с ним стало использоваться понятие «зависимость», однозначно, имеющее негативную и даже деструктивную коннотацию.
Сегодня Интернет не только удобство и облегчение жизни, что очевидно и бесспорно; не просто неотъемлемая часть жизни современника; совсем не нечто само собой разумеющееся, которое есть везде и всегда. В настоящее время это техническое достижение в определённой мере переросло себя - перестало быть просто технологией и инструментом, находящимися на службе человеку, но явлением изменяющим, форматирующим его сущность. Серьёзность ситуации обязывает внимательно относиться и рассматривать привычное и знакомое.
Ключевые слова: Интернет, психология, философия, вызов, современник, зависимость, технология, человек, общество.
Annotation. The article takes as the aim of the author's meditations such a contemporary achievement of a technological progress as Internet, a wide spread & omnipresence of which became this days not only one of many objective problems which are understood in an ordinary sense of the term, but a real challenge to a person & the society as well: the essence of the changes occurred & the transformations which are happening now has increased the rank when the experts in Humanities (e.g. philosophy, psychology or pedagogic) in accordance with the phenomenon observed have to use another coloured term "addiction", which definitely has a negative & even a destructive connotation.
Today the Internet & it stands out of questions isn't only a convenience & a source making contemporary's life more easy; isn't only an integral & an intrinsic part of nowadays being; isn't something self-evident, that is available always & everywhere. In some aspect now this technical achievement overcame itself - it ceased to be just the instrument that serves man's needs & desires, but turned in the phenomenon that is possible to alter man's essence, his nature.
The seriousness of the situation makes the scientists & philosophers be very scrupulous & rigorous when considering a trivial & a familiar reality.
Keywords: Internet, psychology, philosophy, challenge, contemporary, addiction, technology, man, society.
Введение. Профессионалом в своей области должен быть каждый субъект экономических отношений. В этом смысле доктор любой специализации, создающий специфическое благо - здоровье, а также осуществляющий его профилактику - не является исключением из правила. При этом он непременно должен разбираться и понимать развивающиеся тренды, т.к. с ними ему приходится сталкиваться и лично, и в рамках реализации своих непосредственных задач. Сегодня такая позиция имеет большое значение в виду того, что актуальные реалии осложняются тем, что не существовало прежде, которое, появившись, серьёзно влияет на жизнь в целом.
Одним из таких явлений, которое можно в полной мере именовать понятием «вызов», предстаёт ширящаяся и усиливающаяся технологизация бытия современного человека и общества, аспектом которой является такое изобретение как Интернет, без которого сегодня оно обращается в существование, а в последнее время даже и в несуществование. Для понимания сказанного следует исходить из следующего.
С одной стороны, крепнущая привязка к технологии, если не делает обычные процессы совсем невозможными, то существенно осложняет их за счёт развития дисбаланса между включённостью и принятием одной частью целого и игнорированием и жизнью-работой «по старинке» другой его частью. В этой связи примечательными оказываются идеи немецкого философа и исследователя коммуникации Н. Больца, который в своей книге «Азбука медиа», в частности, написал следующее: «Мы подошли к вопросу о культурной функции техники. Путём применения технических средств человек всегда мог демонстрировать свой социальный статус. Сегодня мы можем говорить о радикально временном характере выражения статусной позиции. Для того чтобы выбить искру общественного признания, человек сегодня должен стать одним из первых потребителей технической новации. Тех, кто приходит слишком поздно, новая техника ждёт уже с обязательным социальным требованием присоединения. Сначала адрес в Интернете был эзотерическим опознавательным знаком секты «хайтек»; сегодня тот, у кого он отсутствует на визитной карточке, воспринимается как человек не от мира сего. Ну а тот факт, что молодёжь 90-х называли поколением @, не нужно даже комментировать» [1, с. 14-15]. И ещё далее: «Сеть мировой коммуникации сильнее всего уплотняется там, где она обрела имя, - в Интернете. Она выступает здесь как социальное обязательство, которого сегодня уже никто не может избежать. Человек без сетевого адреса - это как бы тупиковая ветвь эволюции медиа. И WWW безжалостно отделяет (!) подключенных от неподключенных» [1, с. 103].
С другой стороны, Интернет и всё связанное с ним становится причиной появления таких обстоятельств, предвидеть и осмыслить которые не представлялось возможным кроме как в момент их возникновения, т.е. уже по факту, что лишь увеличивает общую неопределенность и потенциал фатального развития событий. В этой связи неметафоричной и неслучайной является идея, высказанная немецким экономистом К. Швабом, о том, что «характер происходящих изменений настолько фундаментален, что мировая история ещё не знала подобной эпохи - времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей» [10, с. 21]. Дополнительную весомость указанному суждению придаёт тот факт, что с 1971 года он является бессменным президентом Всемирного экономического форума, ежегодно проходящего в Давосе, куда съезжаются видные и значимые деятели современности.
Взаимосвязь обозначенной проблемы с медициной носит и прямой, и опосредованный характер, которые, при этом объединяются тем, что оказываются порождёнными технологизацией, а именно развитием Интернета.
В первом случае речь идёт о соматических заболевания, которые врачам той или иной специальности приходится излечивать, используя полученные за годы обучения в вузе, а также по мере наработки и приращения личной практики, собственно медицинские знания.
Во втором случае речь заходит о психических расстройствах, врачевать которые в запущенной, развившейся стадии также приходится соответствующим докторам при помощи специфических же познаний.
Поводом и причиной возникновения обозначенных выше угроз здоровью человека оказывается порождаемая Интернетом зависимость, о реальности которой, как факте, с которым пришлось столкнуться людям уже после появления данного научно-технического достижения, сегодня с печальной уверенностью говорят специалисты. В такого рода зависимость попадают многие и многие современники вне зависимости от возраста, пола, статуса.
Именно по этой причине идеи и размышления настоящей статьи смогут оказаться полезными и доктору, и обыкновенному гражданину как в личном, так и профессиональном аспектах, а именно: во-первых, помогут увидеть угрозу, причём, не только вообще, но и именно самому себе, что в свою очередь, поспособствует её нивелированию или преодолению; во-вторых, грамотно и аргументировано проводить профилактическую и просветительскую работу со своими пациентами, если речь идёт о враче, или же своими товарищами/друзьями, если вопрос касается обыкновенного российского современника.
Изложение основного материала статьи. Приступая к решению основной задачи исследования, представляется необходимым разъяснить значение понятия «вызов», применённого в отношении технологизации актуальной жизни, в частности, такого явления в ней как Интернет. Можно утверждать, что сегодня современник столкнулся именно с вызовом, аспектом которого является рождающаяся от него зависимость, отражающаяся и на соматическом, и на психическом здоровье.
Рассматривая обозначенную проблему, следует исходить из того, что введённое в оборот понятие связано с глаголом «вызвать», словарное определение смысла которого заключается, например, в следующем: «Призвать побудить к каким-нибудь действиям, отношениям» [2, с. 76]; «Предложить кому-нибудь какое-нибудь состязание; Поставить в необходимость поступить каким-нибудь образом; Возбудить, породить» [6].
Следовательно, решающим оттенком понятия «вызов» следует считать настойчивое и острое побуждение совершить некоторые действия, равно как и бездействия, принять решения на фоне и в контексте каких-то важных, критических обстоятельств, причём, сделать это именно в сам момент актуализации, т.е. его возникновения и его осознания, что обусловливается тем, что уже в следующий миг может оказаться поздно: текущая обстановка кардинально меняется как замеченной (положительный расклад), так и пропущенной (негативный сценарий) тенденцией. Говоря так, подразумевается не только негативность или ужасность ситуации, хотя это есть самое первое и мощное побуждение к активности, но скорее радикальность, масштаб и тяжесть возможных последствий, возникающих вследствие реагирования или бездействия в тот ключевой момент, в том положении дел.
Как отмечалось ранее, разрастающаяся технологизация жизни, обусловливает, причём, объективно теснейшую связанность с ней, которая становится вызовом в случае достижения тех порогов, о которых было сказано выше. В том случае, когда именно негативный или проблемный предел достигает максимума, вопрос приобретает связь и с медициной. В данном, т.е. медицинском ракурсе, вызов, порождает зависимость, которая в профессиональной среде получила термин «аддикция»: «ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим (поведенческим) зависимостям, таким как игромания, шопоголизм, психогенное переедание, гиперрелигиозность. В медицинском смысле, зависимость - навязчивая потребность в использовании привычных стимулов, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомам. Рост толерантности - это привыкание ко всё большей величине стимула» [5]. Это, в свою очередь, обусловливает потребность квалифицированной психологической помощи человеку, или же уже психиатрического лечения сложившегося состояния. Кроме того, появляющаяся специфическая зависимость, имея техногенную и психическую этиологию, оборачивается и соматическими патологиями, которые уже post factum приходится лечить и врачам конкретной узкой специализации.
Таким образом, становится ясной и востребованной выработка и реализация ответа-противопоставления вызову, т.е. конкретная деятельность современника либо как упреждение, что предпочтительно, либо как реакция на инициировавшиеся процессы, что уже просто неизбежно. Для этого, однако, важно осмысление проблемы интернет-зависимости в концептуальном ракурсе. Оно оказывается полезным и в собственно медицинском, и общегуманитарном смысле: в первом случае - для установления причинно-следственных связей отклонения/заболевания, с которым к врачу обращается пациент; во втором - для постижения глубинной сущности явления, поглощающего многих граждан.
Прежде всего, на основе анализа имеющихся источников важно сформулировать базовое определение. Например: интернет-зависимость - это один из видов нехимической аддикции, т.е. зависимость, вызываемая не психоактивными веществами (наркотики, бытовая химия), но пользованием Интернетом, пребыванием человека в нём, которые характеризуются явной чрезмерностью: время подключения к виртуальной реальности может доходить до 12 часов, а в последнее время благодаря комплексу возможностей (технические, финансовые) - не разрываться вовсе. Здесь следует отметить, что в книге «Четвёртая промышленная революция» упоминавший ранее К. Шваб приводит следующие данные: «По данным Шерри Теркл из Массачусетского технологического института, 44% подростков никогда не отключается от Интернета, даже во время занятий спортом или за едой с семьёй или друзьями. Беседу лицом к лицу вытесняет общение в режим он-лайн, и есть опасения, что целое поколение молодых людей, увлечённых социальными медиа, будет с большим трудом слушать собеседника, поддерживать с ним контакт глазами и понимать язык жестов» [10, с. 123]. Или: интернет-зависимость - это навязчиво и вопреки разуму преследующее человека желание подключиться к Интернету, будучи вне его, т.е. off-line, или же наоборот -нежелание, переходящее в неспособность отключиться от Интернета, будучи там, т.е. on-line.
Продолжая работу, следует сосредоточиться на философском аспекте рассматриваемого вызова: попытаться понять его внутреннюю «механику», оборачивающуюся явными, т.е. болезненно ощущаемыми, известными медицине симптомами недугов уязвимой и страждущей плоти человека.
На первый взгляд параллель достаточно странная, особенно в связке с собственно медицинской плоскостью. Однако всё не столь необоснованно.
Известно, что философия - это плоскость смыслов и идей, обозначение и обдумывание которых не позволяет человеку достичь состояния полной успокоенности именно в концептуальном понимании данного слова. Как писал известный доктор-психиатр Виктор Франкл, «смысл смысла заключается в том, чтобы задавать ритм бытия» [8, с. 66]; «быть человеком - значит предстоять смыслу, который нужно осуществить, и ценностям, которые нужно воплотить. Это значит жить в поле напряжения между плюсами реальности и идеалов, которые требуется сделать реальностью. Человек живет идеалами и ценностями. Человеческое существование не подлинно, если не проживается в условиях самотрансцендентности» [8, с. 66-67].
Помимо всего прочего решающее значение в приведённой мысли учёного, психиатра-практика имеет идея о критической важности для человека пребывания в состоянии напряжения, которое и не позволяет ему,
образно выражаясь, пройти мимо собственного бытия. Вызов здесь в том и состоит, что стремясь и желая покоя, человек незаметно для себя упокоевается, т.е., как бы это ни звучало жестко и жестоко, покойником. В отношении последнего неумолимыми представляются слова учёного и мыслителя Б. Паскаля о том, что «так проходит вся жизнь: люди ищут покоя, борясь с препятствиями, а когда их преодолевают, покой становится для них невыносимым из-за скуки, им порождаемой. Нужно вырываться из него и клянчить себе тревог. А если даже мы как будто в безопасности со всех сторон, скука собственной властью будет постоянно расползаться из глубины сердца, где прорастают её природные корни, и отравлять наш разум своим ядом» [4, с. 95]. Естественно, речь идёт не о биологическом понимании, хотя деятельное, очевидно, что в негативном смысловом и эмоциональном ключе этого слова, следование многим современным вызовам, в т.ч. и из Интернета, оборачивается современникам летальными исходами. Ярким примером предстают появляющиеся в Сети время от времени, но всегда в разных декорациях т.н. «группы смерти».
Философия как повод и способ постановки человеком самому себе неудобных вопросов как раз и способствует выведению его из кажимости: всякий раз в таком случае он непременно выходит в действительность, в которой нужно творить, причём реально, т.е. исходя из понимания и представления возможных последствий, которые случатся и именно с ним, и с теми, кто волей ситуации оказывается связанным с ним.
Возникающие на жизненном пути трудности, тяготы и лишения, зачастую поверхностно, инфантильно, нефилософски воспринимаемые человеком, только усиливают стремление убежать «от всего этого», чему всякий раз находится какое-либо средство его удовлетворить. Эти средства по существу суть симулякры -«всё более тонкие имитации реальности, конечное назначение которых - создать виртуальный мир, полностью подменяющий реальность и блокирующий всякие вторжения свидетельств этой реальности в наше сознание» [3, с. 42]. Опасность здесь в том, что таким образом сама жизнь поступательно и незаметно обволакивается ими, а они самим своим существом гасят любой прорыв подлинного бытия: «означающее немотивированно - произвольно по отношению к данному означаемому, с которым у него нет в действительности никакой естественной связи» [3, с. 61].
Действительно грозный вызов состоит в том, что человек, а точнее его подлинно интеллектуальные, концептуальные, собственно человеческие потребности удовлетворяются символами и знаками, причём, «испортившимися, ставшими своевольными знаками, не столько отражающими объективную реальность, сколько порождающими призрачные, виртуально-манипулятивные миры, изолирующими нас от подлинного бытия» [3, с. 62].
Всё сказанное, даже без пристального внимания, относится к рассматриваемой здесь Интернет-зависимости. Философское рассмотрение даёт серьёзное разъяснение, подсвечивает причины развивающихся явлений, которые на поверку оказываются не столь приятными и безобидными.
Так, в представленной логике совершенно по-иному видятся такие нормы и реалии сегодняшнего дня как увлечение on-line играми (на предыдущем этапе развития технологий это были просто игры, устанавливаемые на компьютер, т.е. фактически, это была игра с компьютером, а не с человеком посредством компьютера, что стало реальностью сегодня); потеря ориентира в дополненной реальности; full time (т.е. в переводе с английского - «всё время») on-line в социальных сетях (1) и пристрастие к виртуальным знакомствам (2); как следствие синергии первого и второго - киберсекс/киберсексуальная зависимость; увлечение покупками в интернет-магазинах; навязчивый веб-серфинг.
Обозначенные виды Интернет-зависимости, с наличием и сущностью которых соглашается современное научное сообщество, суть именно убегание современника от себя и актуального бытия: будучи там, пребывая там - в виртуальной реальности - неуправляемыми оказываются технологические процессы (промышленный аспект - производство), без должного внимания остаются дети (социальный аспект - воспитание), деградирует коммуникация между людьми (личностный аспект - человеческое общение) и так далее. Здесь нельзя не согласиться с современником - немецким философом и исследователем коммуникации, профессором Берлинского Технического университета - Н. Больцем, что «человек не может перерабатывать несколько потоков информации параллельно. Считается, что 98% всей поступающей информации не проходит через сознание. Сознание способно перерабатывать от 40 до 50 бит в секунду и поэтому вынуждено уничтожать, «пожирать» всё остальное. Люди - это систем переработки информации, которые могут усваивать её «порции» только последовательно, одну за другой. Человек может одновременно участвовать только в одном разговоре, он не может слушать лекцию и параллельно читать роман. И поскольку поддержание дружеских связей требует времени, он не может иметь много настоящих дружб» [1, с. 16]. Иными словами, будучи там - в виртуальной реальности - человек не здесь: покинутым, брошенным на самотёк оказывается подлинное бытие, но это никак не устраняет его само, равно как и те его огрехи и несовершенства, которые неизбежно есть, от которых современник и убегает в симулякр вместо их активного, творческого преодоления. Там он занят. Там ему интересно. Там легко. Там он обретает смысл, смысл жизни. Однако там и он, и всё прочее суть лишь fake (т.е. в переводе с английского - «подделка»), а отмеренный период биологического существования, т.е. жизни на Земле, при этом неумолимо, но незаметно человеку, истекает, заканчивается. Здесь, опять же, был меток Б. Паскаля о том, что «мы беззаботно мчимся к пропасти, держа перед собой какой-нибудь экран, чтобы её не видеть» [4, с. 108].
Очевидно, что философский подход совсем не празден и не неуместен. Здесь же важно отметить, что выявленные и обозначенные виды интернет-зависимости, в генезисе которых, однозначно, наличествует и концептуальная причина-составляющая, в реальной жизни порождают конкретные соматические патологии, накладывающиеся и усугубляющие общую картину заболеваемости населения страны, каковой в данном случае является Россия.
В заключении исследования, основываясь на анализе опыта специалистов, представляется целесообразным указать симптомы появляющейся или уже развивающейся Интернет-зависимости. Их наблюдение обязывает насторожиться как субъекта (врача), так и объекта (пациента): для первого знание симптомов есть средство доказательства возникших подозрений; для второго знание симптомов есть средство самопроверки, самопрофилактики.
На сегодняшний день принято говорить о следующих психологических (духовных) симптомах, обязательно приводящих к соответствующим последствиям: обретение и сохранение хорошего самочувствия, эйфории в момент пребывания за компьютером, во всемирной Сети; неспособность остановиться, сделать паузу в работе с компьютером, вырваться из Интернета; постепенное увеличение количества времени,
проводимого за компьютером и в Интернете; появление необъяснимой раздражительности, будучи вне компьютера и Сети; ощущение неполноты и пустоты собственного бытия (жизни) вне и без компьютера и Интернета; зарождение лживости и неискренности в отношениях с близкими и коллегами; возникновение профессиональных, производственных проблем на работе (сотрудник предприятия) или в учёбе (обучающийся школы, колледжа, вуза).
Наряду с отмеченными выше психологическими симптомами Интернет-зависимости, важно обозначить и медицинские (соматические) симптомы, справляться с разросшимися последствиями которых, как уже отмечалось и что очевидно, приходится справляться врачам узкой специальности. Среди таковых фиксируются следующие деструктивные, а на определённой стадии развития - критические проявления: ухудшение вследствие колоссального напряжения зрения; нагрузка на суставы и мышцы вследствие продолжительного сидячего положения; нарушение режима питания - приём пищи по случаю, на лету, что придётся; нарушение режима сна - постепенный и всё больший перевод ночи в on-line; пренебрежение личной гигиеной (а также гигиеной рабочего места).
Выводы. Таким образом, всё сказанное позволяет сделать заключение о том, что технологизация жизни - например, Интернет и всё, что с ним связно - совсем не является безобидным для современника развлечением. Более того, отчётливо проявляется необходимость глубокого, концептуального понимания и отношения к тому, что сегодня именуется развлечением: срыв с курса «созидание» на курс «развлечение» не предвещает современникам, живущим в условиях нового технологического уклада, который Клаус Шваб, например, называет его «четвёртой промышленной революцией»: «Уникальность четвёртой промышленной революции, помимо темпов развития и широкого охвата, заключается в растущей гармонизации и интеграции большого количества различных научных дисциплин и открытий. Материальные инновации, возникающие в результате взаимозависимости между различными технологиями, более не являются научной фантастикой. К примеру, сегодня цифровые технологии производства могут взаимодействовать с биологическим миром. Некоторые дизайнеры и архитекторы уже совмещают автоматизированное проектирование, аддитивные технологии, инжиниринг материалов и синтетическую биологию для новаторских разработок систем взаимодействия между микроорганизмами, нашими организмами, потребляемыми нами продуктами и даже зданиями, в которых мы живем. Для этого они создают (и даже «выращивают») объекты, которые постоянно изменяются и адаптируются (отличительные признаки растительного и животного мира). В книге «Второй машинный век» Бринйолфссон и МакАфи утверждают, что компьютеры являются настолько способными, что невозможно предсказать, какие приложения они будут использовать через несколько лет. Сегодня искусственный интеллект (ИИ) окружает нас со всех сторон: от беспилотных автомобилей и дронов до виртуальных помощников и программного обеспечения для перевода. Всё это преобразует нашу жизнь. ИИ достиг существенных успехов благодаря стремительному росту вычислительных мощностей и доступности колоссальных объемов данных: от программного обеспечения для открытия новых лекарственных средств до алгоритмов, предсказывающих наши культурные интересы. Многие такие алгоритмы создаются на основе «хлебных крошек», то есть тех информационных следов, которые мы оставляем в цифровом мире. Это создаёт новые типы «компьютерного самообучения» и автоматизированного изобретения, обеспечивая работу «интеллектуальных» роботов и компьютеров по самопрограммированию и поиску оптимальных решений на основе исходных принципов. Такие приложения, как Siri от компании Apple, дают первое представление о мощности одной из подсистем искусственного интеллекта - AI Field, так называемых интеллектуальных консультантов. Личные интеллектуальные консультанты начали появляться всего два года назад. Сегодня распознавание голоса и искусственный интеллект развиваются с такой скоростью, что беседа с компьютером вскоре станет нормой, создавая явление, которое некоторые технические специалисты называют «окружающим разумом», с постоянной доступностью автоматизированных личных консультантов, которые делают записи и отвечают на запросы пользователей. Наши устройства становятся неотъемлемой частью личной экосистемы: они слушают нас, предупреждают наши потребности, помогают по мере необходимости, даже если их не просят об этом» [10, с. 20-22], [9].
Очевидно, что в общем изложенной контексте положение дел не сулит ничего хорошего: «Развлечение -величайшее из наших несчастий. Это оно больше всего мешает нам думать самих себе и незаметно губит нас. Без него мы стали бы скучать, и скука заставила бы нас искать более надежного средства от неё избавиться; но развлечение нас забавляет и позволяет приблизиться к смерти незаметно» [4, с. 169]. Это относится ко всем сферам жизни человека и общества, причём, и в прямом, и в переносном смысле.
Литература:
1. Больц Н. Азбука медиа - М.: Европа, 2011
2. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка - М.: Русский язык, 1990
3. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире - М.: Алгоритм, 2002
4. Паскаль Б. Мысли. Афоризмы - М.: АСТ, 2011
5. Словари и энциклопедии на Академике // [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL https:// https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/90583, свободный
6. Толковый словарь Ушакова // [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL https:// https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=8227, свободный
7. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL https:// http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/71570570/#ixzz5XV4RU0uN, свободный
8. Фанкл В. Воля к смыслу - М.: Альпина-нонфикшн, 2018
9. Шваб К. Технологии Четвёртой промышленной революции - М.: Эксмо, 2018
10. Шваб К. Четвёртая промышленная революция - М.: Э, 2017