Научная статья на тему 'Об онтологических категориях Интернета'

Об онтологических категориях Интернета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
158
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Масленников Р. М.

Интернет это не просто техническое новшество современности. Это глобальная информационная и социальная среда, другая реальность и новый вид бытия. Интернет существенно влияет на жизнь человека, привносит новые формы и нормы общения. Основная проблема в том, что с философской точки зрения Интернет практически не изучен. Для того чтобы приступить к подобному исследованию, в данной работе делается попытка проработки и осмысления важнейших онтологических категорий Интернета как его сущности и первоосновы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT ONTOLOGICAL CATEGORIES OF INTERNET

Internet is not only technical innovation of contemporaneity. It is a global informational and social sphere, another reality and new type of existing. Internet influences essentially on life of a person, brings new forms and norms of communication. From the philosophic point of view the general problem is that Internet is not studied practically. So that to start such research the attempt of working and understanding of the most important ontological categories of Internet, as its essence and fundamental principles are researched in this work.

Текст научной работы на тему «Об онтологических категориях Интернета»

Масленников Р.М.

Тверской государственный университет

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ ИНТЕРНЕТА

Интернет - это не просто техническое новшество современности. Это глобальная информационная и социальная среда, другая реальность и новый вид бытия. Интернет существенно влияет на жизнь человека, привносит новые формы и нормы общения. Основная проблема в том, что с философской точки зрения Интернет практически не изучен. Для того чтобы приступить к подобному исследованию, в данной работе делается попытка проработки и осмысления важнейших онтологических категорий Интернета как его сущности и первоосновы.

Современность разворачивает перед человеком новые формы существования, взаимодействия и развития. Одним из средоточий всех этих новых форм является Всемирная глобальная сеть Интернет. Интернет -это не просто новая технология, позволяющая общаться без пространственных и временных границ. Это еще и новое информационное пространство, а для многих еще и среда обитания. Можно с уверенностью утверждать, что Всемирная сеть является не только социальным новым и, тем более, техническим новым, но и новым метафизическим явлением, нуждающимся в фундаментальном философском осмыслении. Анализ Интернета на философском или метауровне даст нам целостное и фундаментальное знание о нем, о его сути и позволит найти закономерности его существования и развития.

Философия как теоретическая система базируется на трех основных составляющих: онтологии, теории познания и аксиологии. И онтологический подход важен в первую очередь, поскольку именно он нацелен на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, всеобщих структур и развития вещей и процессов как таковых (Миронов, Иванов, 2005:15). Язык философии сам является в своем роде Интернетом, делающим возможным «диалог поверх пространственно-временных и культурно-национальных границ» (Миронов, Иванов, 2005:8). Итак, рассмотрим некоторые онтологические категории применительно к пространству Глобальной сети.

БЫТИЕ

Категория бытия является главной онтологической категорией. Первым ее ввел древнегреческий философ Парменид, обо-

значив в тезисе «Бытие есть, небытия - нет», во-первых, наличие бытия, а во-вторых, поставив глубокую философскую проблему на многие столетия вперед.

Интернет и привносимая им виртуальная реальность являются противоположностью реальности настоящего окружающего мира. Что значит бытие в Интернете? На первый взгляд, это частный вариант бытия как такового. С другой же стороны, это самостоятельный вид бытия, так называемого виртуального бытия. Самостоятельное виртуальное бытие может обладать всеми признаками бытия как категории - иметь разнообразные пространственно-временные уровни с присущими только им характеристиками; свою историю, степени свободы и так далее. То есть виртуальное пространство можно рассматривать как совершенно новый для человека вид бытия.

Как можно «быть в Интернете»? Во-первых, как представляется, опосредованно, т. е. быть упомянутым в каких-либо источниках

- веб-страницах, форумах или в каталогах. Во-вторых, быть в Интернете можно непосредственно, т. е. иметь собственный веб-сайт. Но этого мало: быть упомянутым или иметь собственный сайт. Необходимо, чтобы тебя «видели» поисковые системы типа Яндекс, Google и др. В противном случае о твоем виртуальном существовании будут знать только те, кто знает, где тебя искать, т. е. узкий круг посвященных. С таким же успехом можно в Интернете и не быть.

Из самых близких философских аналогий, с помощью которых можно описать и даже «адаптировать» два вида бытия в Интернете, будут очень показательны два мира: Мир идей и Мир вещей. Упоминаний в Интернете больше, чем сайтов, посвященных

им, - примерно настолько велико неравенство в Мире идей и Мире вещей. Упоминаний и идей всегда больше. Идея всегда лучше своего воплощения. Это так же, как просто упоминание в виде слова (идея) рисует идеальную для каждого картину, в то время как сайт (вещь) не может нравиться всем по определению.

Быть или не быть в Интернете? Насколько плотно и серьезно быть? Что это даст в материальном и духовном планах, а что отнимет? Эти вопросы сейчас актуальны для каждого современного человека. Многие люди уже определенно решили, что присутствовать в Интернете необходимо просто по соображениям массовости явления. Мало кто задумывается о правильном образе жизни в Сети. То есть опять-таки нет осмысленности бытия, которая, впрочем, может и не быть у человека в реальной жизни.

Определенно или не совсем, т. е. интуитивно, но ясно одно - в Интернете быть нужно. Почему? Во-первых, при определенном стечении обстоятельств - физической смерти, стихийном бедствии или просто забытьи,

- Интернет может оказаться единственным доступным информационным источником, который будет знать о бытии того или иного объекта более всех. Во-вторых, бытие в Интернете в скором времени будет являться одним из условий достоверности бытия в реальном мире. Уже довольно расхожей становится сентенция «Если тебя нет в Интернете, тебе нет вообще». И, конечно, быть в Интернете - это значит идти в ногу со временем, наслаждаясь и испытывая все краски дня сегодняшнего и чувствуя будущее.

ПЕРВООСНОВЫ ИНТЕРНЕТА

Первоначало выступает главным критерием истинности, моральности и всего остального, что могло бы свестись к первоначалу и на него опереться, т. е. быть на нем основано. И этим главным критерием может выступать лишь само бытие (Миронов, Иванов, 2005:20). Бытие есть на самом деле в отличие от иллюзорных явлений и вещей.

На вопрос, что собственно понимать под бытием, могут быть подняты две группы вопросов, такие как: поиски субстанций как ус-

тойчивых структур бытия, сущности вещей и исследование фундаментального отношения между вещью и мыслью об этой вещи, т. е. соотношение бытия и мышления (Миронов, Иванов, 2005:20).

Как древнегреческие философы сначала искали первоосновы среди ощущаемых и неощущаемых физических сущностей, потом в мире абстракций и отношений. И, вероятнее всего, мы подойдем-таки к человеку как началу всего и вся в этом мире.

Физические сущности

На первый взгляд, первоосновой Интернета является композиция компьютеров, связанных телефонной линией посредством модема. То есть физической сущностью является техника, с помощью которой можно совершать кругосветные путешествия по Сети. Таким образом, уточним, что физической первоосновой Интернета в буквальном смысле можно считать первую замкнутую сеть (межсеть), соединявшую американские научные институты - ARPANET, 1967 год.

Но не будем забывать о таких физических сущностях, как источники питания и электричество. Будет электричество - будет Интернет.

Абстракции и отношения

Одна из линий древнегреческой философии связана не с поиском вещественных основ бытия, а с исследованием фундаментальных отношений между вещью и мыслью об этой вещи, т. е. соотношения бытия и мышления.

В первую очередь стоит в данном случае упомянуть об учениях Пифагора и Гераклита. Первый усматривал точку «пересечения» бытия в числе, а второй - в слове. Пифагор, в частности, определял число как энергию и считал, что через науку о числах раскрывается тайна Вселенной, ибо число заключает в себе тайну вещей. Гераклит же большое внимание уделял исследованию понятия «логос». Он говорил: «А что, если не вещи предшествуют словам, которые должны всего лишь обозначать вещи; что, если в начале было Слово, которое всегда и везде одно и то же, а вещи - лишь воплощение этого Сло-

ва в том или ином материале?» И Гераклит через Слово и его структуры объясняет мир и законы его преобразований1.

И ведь насколько Пифагор и Гераклит были поразительно точны и дальновидны в определениях основополагающих для бытия сущностей! Ведь Интернет представляет собой как раз единство числа и слова. Смотрите сами: если Ь1ш1-язык, на котором написаны все страницы Сети, представляет собой не что иное, как двоичный код, т. е. «цифру», а слова и слагаемый из них язык являются «домом бытия» 2 в Интернете и основным объектом представленной там информации, то можно заключить, что именно союз слова и цифры и есть абстрактная первооснова Интернета.

О единой связи буквы и цифры может также говорить тот факт, что доменное имя сайта можно записать как с помощью чисел (1Р-адрес), так и с помощью буквенных начертаний.

Сущности, связанные с человеком

Одной из человеческих сущностей, которую можно принять за первооснову Интернета, является инстинкт самосохранения на уровне государств. Проявлением этого инстинкта является конфликт СССР и США -ядерное противостояние, начавшееся в 1962 году. Американское правительство дало задание придумать способ сообщения и контроля между центрами пуска ракет в случае атаки со стороны советского государства. «Конечно, здесь нельзя говорить о линейной зависимости между Интернетом и обороноспособностью США, - пишет американский мыслитель Марк Постер. - Технологии... больше не являются однозначными, а

воздействие технологий никогда не является линейным результатом намерения создателя и их внутренних, материальных возможностей. К примеру, нельзя проследить связь между Интернетом и Министерством обороны США, его создавшим». По мнению Марка Постера, Советский Союз принадлежит к категории архаизмов, а Сеть сейчас представляет угрозу для Министерства обороны. Тем не менее, если убрать все наименования (СССР, США, министерство), а также конкретные имена людей, участвовавших в разработке Интернета на начальном этапе, то, в сущности, получаем искомую первооснову Сети в виде инстинкта самосохранения на уровне государств. Если рассматривать это в свете синергетики, то первым параметром порядка, который явился родовым для Интернета, было сохранение, обеспеченное укреплением безопасности страны Соединенных Штатов Америки.

Второй из духовных сущностей Интернета можно назвать реализацию человеческой потребности в общении. Человек как никто другой на Земле испытывает потребность в общении на все более и более оперативном уровне. Эта «мирная» по сравнению с инстинктом сохранения жизни человеческая потребность дала, как мы знаем, второе рождение Сети. Если бы не она, то Интернет мог так и остаться средством безопасности.

Подводя краткий итог, можно попробовать выделить из физических, абстрактных и человеческих сущностей главную первооснову Интернета. И ею, бесспорно, будет человек! Ведь и технику создал, и электричество обуздал, и цифры со словами придумал именно он, венец творения природы - Человек.

Список использованной литературы:

1. Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. - Москва, 2001.

2. Доброхотов А.Л. Введение в философию, интернет-ссылка: http://c-12-00.narod.ru/Dobrohortov.htm

3. Дугаев Д., Лурье Д. Интернет. Путеводитель «Афиши». - Москва, 2005.

4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - Москва, 2005.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - Москва, 1981.

6. Интернет в России: Экономика внимания. - Москва, 2004.

7. Хайдеггер М. Platen’s Lehre von der Wahrheit, Bern, 1947.

1. Согласно Мартину Хайдеггеру, «язык есть дом бытия, живя в котором, человек экзистирует, поскольку, оберегая истину бытия, принадлежит ей».

2. Пифагор Самосский (VI в. до Р.Х.), древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы, считал принципом мирового устройства Числа и их соотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.