Масленников Р.М.
Тверской государственный университет
ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ ИНТЕРНЕТА
Интернет - это не просто техническое новшество современности. Это глобальная информационная и социальная среда, другая реальность и новый вид бытия. Интернет существенно влияет на жизнь человека, привносит новые формы и нормы общения. Основная проблема в том, что с философской точки зрения Интернет практически не изучен. Для того чтобы приступить к подобному исследованию, в данной работе делается попытка проработки и осмысления важнейших онтологических категорий Интернета как его сущности и первоосновы.
Современность разворачивает перед человеком новые формы существования, взаимодействия и развития. Одним из средоточий всех этих новых форм является Всемирная глобальная сеть Интернет. Интернет -это не просто новая технология, позволяющая общаться без пространственных и временных границ. Это еще и новое информационное пространство, а для многих еще и среда обитания. Можно с уверенностью утверждать, что Всемирная сеть является не только социальным новым и, тем более, техническим новым, но и новым метафизическим явлением, нуждающимся в фундаментальном философском осмыслении. Анализ Интернета на философском или метауровне даст нам целостное и фундаментальное знание о нем, о его сути и позволит найти закономерности его существования и развития.
Философия как теоретическая система базируется на трех основных составляющих: онтологии, теории познания и аксиологии. И онтологический подход важен в первую очередь, поскольку именно он нацелен на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, всеобщих структур и развития вещей и процессов как таковых (Миронов, Иванов, 2005:15). Язык философии сам является в своем роде Интернетом, делающим возможным «диалог поверх пространственно-временных и культурно-национальных границ» (Миронов, Иванов, 2005:8). Итак, рассмотрим некоторые онтологические категории применительно к пространству Глобальной сети.
БЫТИЕ
Категория бытия является главной онтологической категорией. Первым ее ввел древнегреческий философ Парменид, обо-
значив в тезисе «Бытие есть, небытия - нет», во-первых, наличие бытия, а во-вторых, поставив глубокую философскую проблему на многие столетия вперед.
Интернет и привносимая им виртуальная реальность являются противоположностью реальности настоящего окружающего мира. Что значит бытие в Интернете? На первый взгляд, это частный вариант бытия как такового. С другой же стороны, это самостоятельный вид бытия, так называемого виртуального бытия. Самостоятельное виртуальное бытие может обладать всеми признаками бытия как категории - иметь разнообразные пространственно-временные уровни с присущими только им характеристиками; свою историю, степени свободы и так далее. То есть виртуальное пространство можно рассматривать как совершенно новый для человека вид бытия.
Как можно «быть в Интернете»? Во-первых, как представляется, опосредованно, т. е. быть упомянутым в каких-либо источниках
- веб-страницах, форумах или в каталогах. Во-вторых, быть в Интернете можно непосредственно, т. е. иметь собственный веб-сайт. Но этого мало: быть упомянутым или иметь собственный сайт. Необходимо, чтобы тебя «видели» поисковые системы типа Яндекс, Google и др. В противном случае о твоем виртуальном существовании будут знать только те, кто знает, где тебя искать, т. е. узкий круг посвященных. С таким же успехом можно в Интернете и не быть.
Из самых близких философских аналогий, с помощью которых можно описать и даже «адаптировать» два вида бытия в Интернете, будут очень показательны два мира: Мир идей и Мир вещей. Упоминаний в Интернете больше, чем сайтов, посвященных
им, - примерно настолько велико неравенство в Мире идей и Мире вещей. Упоминаний и идей всегда больше. Идея всегда лучше своего воплощения. Это так же, как просто упоминание в виде слова (идея) рисует идеальную для каждого картину, в то время как сайт (вещь) не может нравиться всем по определению.
Быть или не быть в Интернете? Насколько плотно и серьезно быть? Что это даст в материальном и духовном планах, а что отнимет? Эти вопросы сейчас актуальны для каждого современного человека. Многие люди уже определенно решили, что присутствовать в Интернете необходимо просто по соображениям массовости явления. Мало кто задумывается о правильном образе жизни в Сети. То есть опять-таки нет осмысленности бытия, которая, впрочем, может и не быть у человека в реальной жизни.
Определенно или не совсем, т. е. интуитивно, но ясно одно - в Интернете быть нужно. Почему? Во-первых, при определенном стечении обстоятельств - физической смерти, стихийном бедствии или просто забытьи,
- Интернет может оказаться единственным доступным информационным источником, который будет знать о бытии того или иного объекта более всех. Во-вторых, бытие в Интернете в скором времени будет являться одним из условий достоверности бытия в реальном мире. Уже довольно расхожей становится сентенция «Если тебя нет в Интернете, тебе нет вообще». И, конечно, быть в Интернете - это значит идти в ногу со временем, наслаждаясь и испытывая все краски дня сегодняшнего и чувствуя будущее.
ПЕРВООСНОВЫ ИНТЕРНЕТА
Первоначало выступает главным критерием истинности, моральности и всего остального, что могло бы свестись к первоначалу и на него опереться, т. е. быть на нем основано. И этим главным критерием может выступать лишь само бытие (Миронов, Иванов, 2005:20). Бытие есть на самом деле в отличие от иллюзорных явлений и вещей.
На вопрос, что собственно понимать под бытием, могут быть подняты две группы вопросов, такие как: поиски субстанций как ус-
тойчивых структур бытия, сущности вещей и исследование фундаментального отношения между вещью и мыслью об этой вещи, т. е. соотношение бытия и мышления (Миронов, Иванов, 2005:20).
Как древнегреческие философы сначала искали первоосновы среди ощущаемых и неощущаемых физических сущностей, потом в мире абстракций и отношений. И, вероятнее всего, мы подойдем-таки к человеку как началу всего и вся в этом мире.
Физические сущности
На первый взгляд, первоосновой Интернета является композиция компьютеров, связанных телефонной линией посредством модема. То есть физической сущностью является техника, с помощью которой можно совершать кругосветные путешествия по Сети. Таким образом, уточним, что физической первоосновой Интернета в буквальном смысле можно считать первую замкнутую сеть (межсеть), соединявшую американские научные институты - ARPANET, 1967 год.
Но не будем забывать о таких физических сущностях, как источники питания и электричество. Будет электричество - будет Интернет.
Абстракции и отношения
Одна из линий древнегреческой философии связана не с поиском вещественных основ бытия, а с исследованием фундаментальных отношений между вещью и мыслью об этой вещи, т. е. соотношения бытия и мышления.
В первую очередь стоит в данном случае упомянуть об учениях Пифагора и Гераклита. Первый усматривал точку «пересечения» бытия в числе, а второй - в слове. Пифагор, в частности, определял число как энергию и считал, что через науку о числах раскрывается тайна Вселенной, ибо число заключает в себе тайну вещей. Гераклит же большое внимание уделял исследованию понятия «логос». Он говорил: «А что, если не вещи предшествуют словам, которые должны всего лишь обозначать вещи; что, если в начале было Слово, которое всегда и везде одно и то же, а вещи - лишь воплощение этого Сло-
ва в том или ином материале?» И Гераклит через Слово и его структуры объясняет мир и законы его преобразований1.
И ведь насколько Пифагор и Гераклит были поразительно точны и дальновидны в определениях основополагающих для бытия сущностей! Ведь Интернет представляет собой как раз единство числа и слова. Смотрите сами: если Ь1ш1-язык, на котором написаны все страницы Сети, представляет собой не что иное, как двоичный код, т. е. «цифру», а слова и слагаемый из них язык являются «домом бытия» 2 в Интернете и основным объектом представленной там информации, то можно заключить, что именно союз слова и цифры и есть абстрактная первооснова Интернета.
О единой связи буквы и цифры может также говорить тот факт, что доменное имя сайта можно записать как с помощью чисел (1Р-адрес), так и с помощью буквенных начертаний.
Сущности, связанные с человеком
Одной из человеческих сущностей, которую можно принять за первооснову Интернета, является инстинкт самосохранения на уровне государств. Проявлением этого инстинкта является конфликт СССР и США -ядерное противостояние, начавшееся в 1962 году. Американское правительство дало задание придумать способ сообщения и контроля между центрами пуска ракет в случае атаки со стороны советского государства. «Конечно, здесь нельзя говорить о линейной зависимости между Интернетом и обороноспособностью США, - пишет американский мыслитель Марк Постер. - Технологии... больше не являются однозначными, а
воздействие технологий никогда не является линейным результатом намерения создателя и их внутренних, материальных возможностей. К примеру, нельзя проследить связь между Интернетом и Министерством обороны США, его создавшим». По мнению Марка Постера, Советский Союз принадлежит к категории архаизмов, а Сеть сейчас представляет угрозу для Министерства обороны. Тем не менее, если убрать все наименования (СССР, США, министерство), а также конкретные имена людей, участвовавших в разработке Интернета на начальном этапе, то, в сущности, получаем искомую первооснову Сети в виде инстинкта самосохранения на уровне государств. Если рассматривать это в свете синергетики, то первым параметром порядка, который явился родовым для Интернета, было сохранение, обеспеченное укреплением безопасности страны Соединенных Штатов Америки.
Второй из духовных сущностей Интернета можно назвать реализацию человеческой потребности в общении. Человек как никто другой на Земле испытывает потребность в общении на все более и более оперативном уровне. Эта «мирная» по сравнению с инстинктом сохранения жизни человеческая потребность дала, как мы знаем, второе рождение Сети. Если бы не она, то Интернет мог так и остаться средством безопасности.
Подводя краткий итог, можно попробовать выделить из физических, абстрактных и человеческих сущностей главную первооснову Интернета. И ею, бесспорно, будет человек! Ведь и технику создал, и электричество обуздал, и цифры со словами придумал именно он, венец творения природы - Человек.
Список использованной литературы:
1. Завалишин Д., Завалишина Е., Колмановская Е. Интернетско-русский разговорник. - Москва, 2001.
2. Доброхотов А.Л. Введение в философию, интернет-ссылка: http://c-12-00.narod.ru/Dobrohortov.htm
3. Дугаев Д., Лурье Д. Интернет. Путеводитель «Афиши». - Москва, 2005.
4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. - Москва, 2005.
5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - Москва, 1981.
6. Интернет в России: Экономика внимания. - Москва, 2004.
7. Хайдеггер М. Platen’s Lehre von der Wahrheit, Bern, 1947.
1. Согласно Мартину Хайдеггеру, «язык есть дом бытия, живя в котором, человек экзистирует, поскольку, оберегая истину бытия, принадлежит ей».
2. Пифагор Самосский (VI в. до Р.Х.), древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы, считал принципом мирового устройства Числа и их соотношения.