https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-11-2.19
Латыпов Линар Наильевич
ГОМОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КОРАНИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ "ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ" ("TAQDIR")
Статья посвящена экзистенциально-онтологическому осмыслению понятия "предопределения" ("Taqdir"), являющегося одним из краеугольных в вероучении ислама. Под "гомологической парадигмой" понимается структурный смысловой контент понятия "Taqdir". Само древнегреческое слово "гомология" (др.-греч. "подобный, похожий" + "слово, закон") включает в себя не только синергетически объединенные онтологические понятия, раскрывающие с различных сторон понятие "предопределения", но и связующую их воедино логику. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2018/11-2/19.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2018. № 11(97). Ч. 2. C. 267-271. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2018/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Кришнамурти Дж. Подумайте об этом / пер. с англ. М.: КМК, 1993. 208 с.
4. Лаврухина И. М. Идея трансцендентного: от религиозного к светскому трансцендизму // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 4 (54). Ч. 1. С. 92-97.
5. Махарши Шри Рамана. Весть истины и прямой путь к себе / сост. и пер. с англ. О. М. Могилевера. Л. - Тируван-намалай: Шри Раманашрам, 1991. 190 с.
6. Милбанк Дж. Материализм и трансцендентность / пер. с англ. Дм. Узланера // Логос. 2011. № 3 (82). С. 206-244.
7. Мистики ХХ века: энциклопедия. М.: Миф; Локид, 1996. 522 с.
8. Нижников С. А. Вера и наука: проблема соотношения (на материале русской философии) // Метафизика. 2013. № 2 (18). С. 102-112.
9. Плоть и кость Дзен / пер. с англ. В. И. Нелина. Калининград: Российский Запад, 1992. 192 с.
10. Семушкин В. А. Метафизика веры как проблема познания (предисловие) // Нижников С. А. Метафизика веры в русской философии. М.: Инфра-М, 2012. С. 3-5.
11. Тагиров Ф. В. Человек: бытие в свете трансценденции // Философия права. 2008. № 1. С. 57-63.
12. Тейяр Шарден П. де. Феномен человека / пер. с франц. М.: Наука, 1987. 239 с.
13. Шабатура Л. Н. Генезис понятий «трансцендентное» и «трансцендентальное» в истории философии // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6. № 4. С. 166-169.
NATURE OF THE ABSOLUTE TRANSCENDENCE IN TRADITIONAL RELIGIONS AND ESOTERIC DOCTRINES
Lavrukhina Irina Mikhailovna, Doctor in Philosophy, Professor Glushko Irina Vasil'evna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Azov - Black Sea Engineering Institute of the Don State Agrarian University, Zernograd
lavruhina_i@inbox. ru
The article represents the research of the conceptual and historical-culturological manifestations of the idea of the transcendent in religious and esoteric doctrines. Respectively, difference in the understanding of the transcendence of the religious and esoteric Absolute comes to light. Traditional religions (Christianity, Islam, Judaism) recognize the ontological transcendence of the God to the world. Esoteric and religious doctrines, in fact, postulate the transcendence of the Absolute in axiological sense, since they recognize the possibility of the emergence of "empirical I" in the boundaries of "transcendent I" in the acts of transcending. Basic "otherness" of the Absolute in the world in esoteric doctrines is reached by recognizing it as supertemporal (Krishnamurti, Carlos Castaneda) or causeless (Buddhism).
Key words and phrases: the transcendent; God; Absolute; esoteric knowledge; traditional religions; nirvana; transcendence act.
УДК 101.1 Дата поступления рукописи: 16.07.2018
https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-11-2.19
Статья посвящена экзистенциально-онтологическому осмыслению понятия «предопределения» ("Taqdir"), являющегося одним из краеугольных в вероучении ислама. Под «гомологической парадигмой» понимается структурный смысловой контент понятия "Taqdir". Само древнегреческое слово «гомология» (др.-греч. о/иоюд «подобный, похожий» + Лоуод «слово, закон») включает в себя не только синергетически объединенные онтологические понятия, раскрывающие с различных сторон понятие «предопределения», но и связующую их воедино логику.
Ключевые слова и фразы: экзистенциализм; Коран; гомология; человек; ислам; жизнь; логос.
Латыпов Линар Наильевич, к. филол. н.
Казанский (Приволжский) федеральный университет [email protected]
ГОМОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА КОРАНИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ «ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» ("TAQDIR")
Экзистенциально-философская мысль концентрируется на анализе сознания человека при поиске и нахождении решения жизненно значимых ситуаций. Осознание осмысленности жизни (в противоположности к отчаянию её «бессмысленности») и в частности нахождения «смысла жизни» - залог счастья человека. Помимо основополагающего руководства к вероуставной практике, экзистенциально-дидактическая цель Корана - помочь человеку в «нахождении смысла жизни». Коран - своего рода «учебное пособие» по обретению указанного уровня сознания и нахождению своего положенного и предназначенного Всевышним места в гигантской мозаике мироздания. В этом плане вероучение ислама тесно связано с онтологией - учением о бытии. Последнее сплетено в одну философскую ткань с онтологической проблемой предопределенности в жизни. Таким образом, можно говорить об особом онтологическом значении изучения коранических понятий и введении новых семантических коннотаций в трактовку философского понятия «предопределение». Целью данного исследования является философское осмысление коранического концепта «предопределение» с экзистенциально-онтологической позиции. Как известно, представители экзистенциального подхода
в философии ставили одной из основополагающих целей исследование сущности человеческой экзистенции, обнаружение гармонии человека с миром и самим собой. В данной работе нами предпринята попытка редуцировать решение подобной задачи на религиозно-теологическую почву. Следует отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной академической литературе не предпринималось попыток подобного анализа, в связи с чем можно сделать вывод об актуальности проведения подобного исследования.
При философском анализе вероучения ислама с экзистенциальной точки зрения (примата осознанного модуса экзистенции) выявляется, что «предопределенность» жизненно важна человеку, прежде всего как изначальная постановка ему от Всевышней индивидуальной «задачи», описания особого личного пути для каждого, поиска истины и спасения, которое в своем изначальном замысле предопределено Всевышним. Весь сотворенный Всевышним «тварный мир», согласно Корану, исполняет свою Богом сущностно определенную и экзистенциально заданную «миссию»: «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал путь» [6, 87:1-3].
По вероучению ислама, Всевышний замыслил своим высшим Разумом экзистенциальный модус, предопределил дизайн гармонии и находящиеся в синергетическом единстве с этим все частные экзистенциальные акты, что передаётся понятием "Taqdir".
"Taqdir" - всеобщий предустановленный закон сотворенного Всевышним мироздания и единой совокупности осуществления (экзистенциализации) предписания всеми объектами мироздания в едином акте экзистенции. "Taqdir" - знание; закон; установление меры; решение; приказ [17, p. 445]: «Он раскрывает утреннюю зарю. Он предназначил ночь для покоя, а солнце и луну - для исчисления. Таково установление [taqdiir] Могущественного, Знающего ['Aliim]» [6, 6:96]. "Taqdir" - абсолютный расчет, предустановление [13, p. 337].
Гомология парадигмы коранического понятия «предопределения» ("Taqdir") раскрывается самим дискурсом Корана в айятах («знамениях»). Внимательный семантический анализ денотативных, сигнификативных и коннотативных значений корневых основ ключевых слов в том или ином айяте в отдельности и во взаимосвязанности, парная семантика т.н. атрибутов Всевышнего («'Asma Allah ul Husna») выявляет парадигмаль-ные элементы гомологии. Оговоримся, что, если материальная экзистенция состоит из дискретных экзистенциальных актов, то область Духовная едина. Гомологическая парадигма понятия "Taqdir" сводится в единое целое благодаря свойствам Духовной целостности «Логоса» данного Божественного феномена.
Понятие «Логос» имеет глубокие семантические корни в раннегреческой философии, само значение термина понимается исходя из установок натурфилософии и дальнейшей трансформации семантики в зависимости от добавочных коннотаций. Обратимся к истокам формирования определения «Логос». Так, согласно взглядам Гераклита (544-483 гг. до н.э.), «Логос» - «разумен и божествен»; представляет собой своего рода «диалектический закон Вселенной»; «объективный закон мироздания», создающий скрытую гармонию мироздания. Сущностно-бытийная суть «Логоса» в том, что «всё едино», поэтому истинное познание возможно только целостное [11, с. 135]. Диалектика Гераклита: «враждебное ладит», «наилучшая гармония - из разнящихся [звуков]», и «все происходит через распрю» [10, с. 200]. Все дискретные экзистенциальные акты взаимодополняют друг друга и слиты в единый акт экзистенции мироздания (принцип всеединства "Tawhid"), поскольку разумный («логистический») замысел Всевышнего един и единое веление («предустановление») идет от самого единого Всевышнего: «Он один принимает решение, и Он - Самый быстрый в расчете» [6, 6:62].
Само слово "taqdir" является производным от слова "qadar", корневая основа которого имеет богатую философскую семантику и сигнификативную глубину. В философском плане понятие "Taqdir" рассматривается во взаимосвязи онтологически близких понятий "Al-Qadar" и "Al-Qadza". Это чисто умозрительные номинальные понятия, совокупно отражающие общее понятие «Предопределения» - "Taqdir". В вероучении ислама понятие "Al-Qadar" принято толковать как общее предустановление от Всевышнего Творца всему мирозданию. "Al-Qadar" есть бытийный закон, предустановленный Божественным расчетом и Разумом к эк-зистенциализации мироздания в целостной совокупности экзистенциальных актов каждой «твари» (объекта, сотворенного Всевышним) мироздания: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределе-нию[bi-qadar]» [Там же, 54:49].
Если в исламской философской традиции "Al-Qadar" связывается с предустановленным законом, то "Al-Qadza" - с самим творением [12, p. 38]: «Он - Творец небес и земли. Когда Он принимает решение [qadzaa], то стоит Ему сказать: "Будь!" - как это сбывается» [6, 2:117]. "Al-Qadza" - индивидуальное экзистенциальное предписание («миссия») от Всевышнего законодателя дискретно каждому объекту мироздания. Обобщённые понятийные сигнификации слова "Al-Qadza" - то решенное, установленное, что должно быть выполнено до момента смерти [17, p. 458]: «Он - Тот, Кто сотворил вас из глины, а затем назначил срок [qadza] для вашей смерти. У Него есть также назначенный срок для воскрешения, но после этого вы все еще сомневаетесь» [6, 6:2].
Согласно Хьюзу, "Taqdir" - учение о предустановленной судьбе [16, p. 628]. Понятие "Al-Qadza" связано с понятием «судьбы», предопределенной Всевышним каждому объекту мироздания. Слова айята «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» [6, 37:96] подразумевают то, как человек выполняет определенную ему волей Всевышнего миссию («судьбу»). Поэтому сложно «сопротивляться» воле Всевышнего, что вызывает так называемые состояния «угрызения совести», «потери интереса к жизни», тупиковых депрессий и т.п. Выполнение «миссии», предопределенной самим Всевышним человеку, не сложно: «Аллах не возлагает [yukallifu] на человека сверх его возможностей» [Там же, 2:286]. Отметим, что слово "yukallifu" имеет ряд онтологически значимых сигнификаций: доверить, поручать, ставить задачу [14, p. 152]. Выполнение задачи от самого Всевышнего не затруднительно и приносит радость. Сказано в Коране: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» [6, 4:79].
Согласно вероучению ислама, Всевышний предписал каждой Божьей твари, от травинки до человека, экзистенциальную «миссию» для исполнения в общем акте экзистенциализации бытия всего мироздания. Определенная Богом дорога, индивидуальный путь каждого тварного существа представляет собой одновременно онтологический и гносеологический акт. Рассматривая гносеологическую составляющую, можно указать на важнейшую роль Корана и отраженных в кораническом дискурсе истин и онтологических установок. Цель кора-нического дискурса - помочь человеку осознать (раскрыть логикой разума) свою экзистенциальную «миссию»: «Он сотворил их семью небесами за два дня и внушил [faqadzahunna] каждому небу его обязанности. Мы украсили нижнее небо светильниками и оберегаем его (или для оберегания его). Таково предопределение [taqqdiir]Могущественного, Знающего» [Там же, 41:12].
Перекликаются со сказанным и мысли древнеиндийской Бхагават Гиты, акцентирующей внимание на неукоснительном исполнении всеми объектами мироздания возложенной Всевышним «обязанности» (дхарма): «Гораздо лучше человеку выполнить свои обязанности (дхарма), пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве» [2, 3:35]. Как и в учении ислама, «человек, неукоснительно исполняющий свой долг, достигает совершенства» [Там же, 18:45]. Помимо множества иных определений, в индуизме слово «Дхарма» передает сущностно-бытийный «закон упорядоченной Вселенной» [19, p. 87].
Об осмысленности Разумом Всевышнего создания Вселенной и процесса её экзистенции свидетельствует айят «Мы не ради забавы создали небо, землю и то, что между ними» [6, 21:16]. Предустановленные и ниспосланные Господом данности для каждого «Божьего создания», включая человека, неслучайны: «Ни одна душа не понесет чужого бремени» [Там же, 53:38]. Для исполнения «миссии» Всевышним предопределяются все оптимально необходимые данные: пол человека, физические данные, психологический тип, умственные способности: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным? Он сложил тебя в том облике, в каком пожелал» [Там же, 82:6-8]. Соответственно, всё сотворенное разумом Всевышнего мироздание («Воистину, Он - Знающий, Всемогущий» [Там же, 42:50]) наполнено разумом и сознанием, что позволяет всем объектам мироздания в совокупности ("Al-Qadaf') и раздельно ("Al-Qadza") в слаженной гармонии исполнять экзистенциальное задание от Всевышнего: «Те, кто на небесах и на земле, а также тени их склоняются пред Аллахом по утрам и вечерам, желая или не желая того» [Там же, 13:15]. Гармония существования (экзистенции) мироздания пронизана предопределением Всевышнего ("Al-Qadaf'), и каждому Всевышним определяется «рабочее место» в общем процессе экзистенции Вселенной ("Al-Qadza"). Слово "al-qadza" часто употребляется в хадисах Пророка Мухаммада [12, p. 31]. Пророк учил человека праведным земным делам, указывая при этом, что-то, чему он учит, исходит от него самого, но в рамках учения Корана. В этом плане "Al-Qadza" ближе к человеку, поскольку наставления Пророка были адресованы именно человеку. Таким образом, очевидно, что следование наставлениям Всевышнего должно осуществляться осмысленно и согласно предначертанной Всевышним вселенской «логике» ("Al-Qadaf') и «логистике» исполнения каждым человеком «задания» ("Al-Qadza").
Сказано в Коране: «Знамением для них является ночь, которую Мы отделяем ото дня, и вот они погружаются во мрак. Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление [taqdiir] Могущественного [Aziiz], Знающего [Aliim]. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет [yasbahuun] по орбите» [6, 36:37-40]. В данной суре связываются в единый смысл четыре онтологически значимых понятия: "Taqdir", «'Aziim» ('Aziiz), «'Ilm» ('Allim), "Sabaha" (yasbahuun). Передается истина (айят) от Всевышнего, что, во-первых, экзистенция всего мироздания предустановлена и замыслена высочайшей и несравненной мудростью Всевышнего. Во-вторых, закон Всевышнего неукоснительно исполняется всем мирозданием в единой гармонии. В-третьих, есть предписанный ("Taqdir") сущностно-бытийный путь исполнения закона Бога ("Shari'a") как императив экзистенциализации бытия в жизнь всего мироздания строго согласно этому закону: «Мы наставили тебя на путь [Sharii 'a] из повеления» [Там же, 45:18].
Отметим, что одно из корневых сигнификативных значений слова "Sabaha", от которого образовалось слово "yusabbihuna", - настойчивое самостоятельное продвижение вперед к достижению установленной цели [17, p. 244]: «Разве ты не видел, что Аллаха славят [yusabbihuu] те, кто на небесах и на земле... Каждый знает свою молитву и свое славословие [yusabbihu]» [6, 24:41]. Вновь обратим внимание на производное от корневого слова "sabaha" слово "yasbahuun", сигнификации которого подразумевают целеустремление к выполнению предустановления Всевышнего [17, p. 244]: «Его славят [tusabbihu] семь небес, земля и те, кто на них. Нет ничего, что не прославляло [yusabbihu] бы Его хвалой, но вы не понимаете их славословия» [6, 17:44]. С онтологической стороны анализа в айяте указывается неукоснительное выполнение (производные от "sabaha" - "tusabbihu" и "yasbahuun") всем мирозданием «задания» Всевышнего и выражение старанием благодарности Господу.
В ходе анализа таких айятов, как «славит [sabbaha] Аллаха то, что на небесах, и то, что на земле. Он -Могущественный, Мудрый» [Там же, 59:1], выявляется космологичность понятия "Taqdir". Вспомним, что первоначальным значением слова «космос» является красота гармонии. Согласно Диогену Лаэртию, первым из древнегреческих философов, кто назвал мироздание «Космосом», был Пифагор. Причем древнегреческие философы полагали, что «небо и земля, и боги, и люди, связаны в одно целое общностью, дружбой, благочинием, целомудрием и справедливостью, и именно поэтому... они называют весь этот видимый мир "космосом" (порядком), а не акосмией (беспорядком) и распущенностью» [5, с. 147].
Обращает на себя внимание то, что смысловым ядром айятов 36:37-40 является парное сочетание атрибутов Всевышнего («'Asma Allah ul Husna»): «Таково предустановление [taqdiir] Могущественного ['Aziiz], Знающего ['Aliim]». В айяте подчеркивается Всемогущественный разум («Логос») Всевышнего, могущество
Всевышнего в абсолютности обладаемого Им знания и разума. Отметим, что, согласно самому Священному Корану, в дискурсе всего Корана и каждого «айята» как прямого знамения от Всевышнего нет ни одного случайного слова: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» [6, 4:82]. В силу этого каждое кораническое слово требует внимательного рассмотрения с точки зрения корневой полисемантики и их семантической взаимосвязанности и взаимодополняемости. Внимательное рассмотрение синтаксических и семантических особенностей слов, а также целостных связок и фразеологических выражений позволяет не только установить максимально правильную коннотацию, отражающую вкладываемый смысл, но и благодаря этому осуществить адекватный перевод с учетом всех онтологических смыслов, вложенных в слова.
Наглядным примером этому могут служить парные сочетания атрибутов Всевышнего («'Asma Allah ul Husna»), обобщающие и усиливающие основной посыл айята: «Воистину, Он - Возвышенный, Мудрый». «Аллах - нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь» [Там же, 42:51]. Ибн аль-Араби полагал, что каждое имя из Божественной сущностной парадигмы «'Asma Allah ul Husna» («Божественных имен») проявляется «логосами» в человеке [Цит. по: 10, с. 237].
«Божественные имена, или божественные атрибуты, представляют собой уровень Абсолюта, на котором он имманентен конечному бытию» [13, р. 385]. Полиморфизм имманентных проявлений Всевышнего (озвученного в Коране в виде «'Asma Allah ul Husna»), говоря современным языком философии, синергетичен с гомологической парадигмой понятия "Taqdir", под «синергией» понимается (базово) «взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии» [7, с. 414].
Согласно вероучению ислама, всё мироздание пронизывает Божественный принцип "Tawhid" - Абсолютная целостность предопределенного модуса существования всего мироздания: «Воистину, мы сотворили каждую вещь согласно предопределению [qadar]. Мы повелеваем только один раз, и повеление исполняется во мгновение ока» [6, 54:49-50]. Указание Корана "waahidatun-kalam" дословно можно перевести как «единое слово». Причем кораническое слово "Kalam" само по себе семантически нагружено онтологически значимыми сигнификациями. Так, корневая основа "Kalama" передаёт такие значения, как: слово; выражение мнения; высказывание; утверждение; мнение; закон; приказание; план; дизайн; создание Бога и пр.
Сигнификативность коранического понятия "Kalam" является своего рода философским переходом («мостиком») к древнегреческой философии «Логоса». Применительно к вероучению ислама, в древнегреческой философии «Логоса» прежде всего привлекают внимание мысли Гераклита, коррелирующие c онтологической логикой коранического вероучения ислама.
Экзистенционально-онтологический анализ дискурса Корана выявляет определённые корреляции между общефилософским понятием «Слово» («Логос») и онтологической парадигмой понятий исламской философии, передающих предустановленность и единство закона Всевышнего. Оговоримся, что в вопросах терминологии и обозначении феноменов практически невозможно достоверно перевести слово, означивающее термин, с одного языка на другой [9, с. 195]. Однако это не означает, что, скажем, универсальное понятие «Логос», не имея прямого номинального коррелята в той или иной философской системе, не отражает суть логической гносеологии учения. К примеру, в христианской философии понятие «Логос» коррелируется, прежде всего, с понятием «Слово», с опорой на евангельское: «В начале было Слово ("Логос") и Слово ("Логос") у Бога, и Слово ("Логос") было Бог» (Евангелие от Иоанна 1:1). При этом общепринятое, основное толкование понятия «Логос» в христианстве отличается от гераклитовского: «Термин "Логос" включает в себя две идеи: мысль и слово, разум и выражение. Логос как божественная мысль и разум - един с Богом, Логос как божественное слово и выражение - отличается от Бога... Словом Божьим наделён мессия Иисус Христос» [8, с. 235]. В Коране сказано, что Всевышний наделил Иисуса необходимой мудростью «Логоса» («Слова» - "Kalam"): «Вот сказали ангелы: "О Марьям (Мария)! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове [bi-Kalimati] от Него, имя которому - Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)... "» [6, 3:45-48].
В христианской философии были и более расширительные толкования понятия «Логос». Так, Абеляр указывал, что «мудрость называется Словом, потому что [степень] понимания каждого [стремящегося понять] обнаруживается благодаря словам и сам он принадлежит этому знанию. Бог твори всё по Слову, то есть по Мудрости Своей, то есть совершенно рационально» [18, р. 137]. В компаративном плане отметим, что в учении даосизма понятие «Дао» - Учение, Путь, Первооснова, всеобщий и первоначальный Закон целостного мироздания [1, с. 356] - коррелирует во многом с понятием «Логос».
Опираясь на одно из первоначальных значений древнегреческого слова "logistica" («искусство рассуждать») [19, р. 300], отметим, что дидактическая «логистика» раскрытия истины в Коране дихотомна. Она ориентирует человека на эмпирическое наблюдение за природными явлениями вовне и феноменами внутри нас: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина [Haqq]. Воистину, они сомневаются во встрече со своим Господом. Воистину, Он объемлет всякую вещь» [6, 41:52-53]. При этом внимание человека обращается на предустановленность всего Всевышним Разумом и необходимость постижения сущностно-бытийной Истины разумом, т.е. умозрительным поиском. По мнению Гераклита, человеческое познание в возможно полной глубине осуществляется только в лоне всеобщего «Логоса» Божественного разумного начала: «Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного» [19, р. 197]. «Общий разум есть критерий: и явное всем вообще. а то, что является каждому особенно, - ложно» [5, с. 87]. Приобщаясь к «общему и божественному разуму. мы становимся разумными», и он является «критерием истины», по Гераклиту [10, с. 86].
В контексте нашей темы невозможно не увидеть корреляции с мыслью Гегеля, высказанной в «Философии права»: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно» [4, с. 53]. Разум же, по Гегелю,
есть «Логос», наполняющий мироздания: «...содержание мышления и в себе, и для себя сущая суть, логос, разум того, что есть, истина того, что носит название вещей» [3, с. 91].
Если эмпирическое знание зависит от личного восприятия, то логика безличностна. Сущностно-бытийную истину «Логоса» Всевышнего возможно раскрыть лишь с помощью строгой логики мышления, носящей универсальный характер. Дискурс Корана дидактически логичен в силу поставленной цели - раскрытия Божественным посланием Божественного закона («Логоса»): «Это - Писание, айяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим» [6, 11:1]. Соответственно, коранический дискурс логически доказателен. «Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства» [Там же, 2:185]. Логика невозможна без «Логоса». Логика является способом мышления (познания, осознания, следования) сути «Логоса», тем самым «развитием мышления в его необходимости». Поэтому Гегель и подчеркивал, что не стоит выносить «логос» за пределы логики и ее действия. По словам Ибн-Сина, логика представляется тем инструментом, с помощью которого человек может из состояния «незнания» прийти к осознанности и знанию, открыть для себя некоторые истины. Жизнь человека, в частности нахождение своего места и миссии, таким образом, возможна только осмысленно.
Логика дискурса Священного Корана - высший когнитивный механизм достижения Истины необходимости следования указаниям от Всевышнего: «Аллахявляется Истиной»; «Слово [Kalimatu] твоего Господа [Rabbika] исполнилось правдиво и справедливо! Никто не изменит Его Слов [Kalimaatih]. Он - Слышащий, Знающий» [Там же, 6:115].
Исходя из анализа концепта «предопределение» в кораническом дискурсе, необходимо сделать несколько выводов. Исследование экзистенциально-онтологической природы выделенного концепта позволяет провести параллель между термином "Taqdir" и древнегреческим концептом «Логос». Кораническая логика, будучи универсальной, поскольку исходит от единого источника - Всевышнего, онтологически коррелирует с древнегреческим понятием «Логос», которое в смысловом контексте означает целое, завершенное. Человек никогда не поймет смысл своей жизни, пока не осознает себя частью Целого (Логоса), с которым тесно взаимосвязано его существование. В связи с чем предопределение возможно только путем познания логоса. Логика, будучи напрямую связана с Логосом Всевышнего и самого мироздания, помогает человеку преодолеть свои мирские желания, выйти за пределы собственной сущности и обрести этот путь к логосу, что именуется в исламе "Siraat al-Mustakiim" («Прямой и верный путь»).
Список источников
1. Абеляр П. Тео-логические трактаты / пер. с лат., вступ. ст., сост. С. С. Неретиной. М.: Прогресс; Гнозис, 1995. 413 с.
2. Бхактиведанта Свами Прабхупада А. Ч Бхагавад-Гита как она есть / пер. на рус. яз. М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1984. 832 с.
3. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: в 3-х т. М.: Мысль, 1970. Т. 1. 501 с.
4. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
5. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. 696 с.
6. Кулиев Э. Р. Коран / смысловой пер. и коммент. Э. Р. Кулиева. М.: Умма, 2003.
7. Насыров Н. Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). M.: Языки славянских культур, 2009. 552 с.
8. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе / пер. с англ. С. А. Хомутова; предисл. и прим. А. В. Сагадеева. М.: Наука, 1978. 372 с.
9. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Инфра-М, 2002. 575 с.
10. Фрагменты ранних греческих философов / сост. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. Ч. I. 576 с.
11. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1981. 374 с.
12. Al-Ashqar U. S. Devine Will and Predestination. Riyadh: International Islamic Publishing House, 2000. 166 р.
13. Al-Khudrawi D. A Dictionary of Islamic Terms. Damascus - Beirut: Al Yamamah, 1995. 455 р.
14. Ali M. M. A Word for Word Meaning of the Qur'an. Oxford: Alden Group, Limited, 2003. 2096 р.
15. Armstrong K. A History of God. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1993. 460 p.
16. Hughes T. P. Dictionary of Islam. Chicago: KAZI Publications, Inc., 1994. 750 p.
17. Omar A. M. The Dictionary of the Holy Qur'an. Hockessin: Noor Foundation International, Inc., 2003. 689 р.
18. Strong A. H. Systematic Theology. Valley Forge: Judson Press, 1976. 1166 р.
19. The Encyclopedia of Eastern Philosophy and Religion / ed. by S. Schuhmacher, G. Woerner. Boston: Shambala, 1989. 468 p.
HOMOLOGICAL PARADIGM OF THE KORANIC NOTION "PREDESTINATION" ("TAQDIR")
Latypov Linar Nail'evich, Ph. D. in Philology Kazan (Volga Region) Federal University Linar.Latypov@kpfu. ru
The article provides the existential and ontological interpretation of the "predestination" ("Taqdir") notion, one of the key ones in the Islamic doctrine. "Homological paradigm" is considered as the structural semantic content of the "Taqdir" notion. The ancient Greek word "homology" (ancient Greek 0^0105 "similar, alike" + Xoyo^ "word, law") includes not only synergetically united ontological notions comprehensively revealing the "predestination" notion but also the logic, which links them together.
Key words and phrases: existentialism; Koran; homology; human being; Islam; life; logos.