Вестник Томского государственного университета. 2014. № 383. С. 62-69
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 1 «652» (091) (075.8)
Т. В. Лазутина
ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ КАК ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
Рассматривается процесс зарождения и становления западноевропейской культуры. Обращение к культурным традициям Древнего мира позволяет разобраться в вопросе генезиса европейской классической философии и выявить особенности античного мировоззрения как синтеза восточной мудрости и рационального западного стиля мышления. Исследование посвящено античной картине мира, лежащей в основе европейского мышления, и позволяет сформировать представление о сложившейся концепции человека и мира во времена Античности. Концепция исследования определяется пониманием античной философии как полифункционального феномена.
Ключевые слова: античная философия; античное мировоззрение; античная картина мира; космоцентризм; пантеизм; гилозоизм; натурфилософия.
В современной философии актуализируется интерес к мировоззренческой проблематике. Отдельный вопрос составляет рассмотрение картины мира как важнейшего компонента мировоззрения. Каждой эпохе свойственен свой способ понимания и объяснения мира, наличие общих черт, характеризующих эмоциональный настрой людей, проживающих в одно и то же время, свой тип культуры. В современной истории философии возникает интерес к выявлению природы античной картины мира.
Античность - многогранный феномен, представляющий интерес для специалистов, занимающихся проблемами философии, науки, мифологии и искусства. Существуют исследования в области истории философии (В.Ф. Асмус, Т. Гомперц, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, Дж. Реале, А.Н. Чанышев и др.), которые рассматривают особенности генезиса философии Античности, выявляют специфику отдельных школ и направлений и раскрывают причины «культурного переворота» (А.И. Зайцев) в Древней Греции.
История мировой философии справедливо прочитывается современными исследователями философии как процесс становления и развития общечеловеческой мысли, где полноправно существуют национальные формы философствования, а философу отводится в ней роль исторической фигуры, жизненный путь которой предопределен принадлежностью к конкретной эпохе. Поэтому философ, выступающий в качестве субъекта познания, проявляет себя как индивидуальность, укорененная в определенной культурной среде. Философия всегда национальна, так как порождается человеком, живущим в определенной стране и создающим ее культуру благодаря конкретному языку, поэтому говорят о древнегреческой, индийской, немецкой, русской и других формах философии.
В данной работе философия понимается в качестве особой формы самопознания культуры, где осуществляется рефлексия над основаниями культуры, вырабатываются самые общие принципы мировоззрения людей (общества). Обращение к философско-методологическому анализу специфики античных текстов позволит выявить приемы и способы решения важных мировоззренческих вопросов.
Античность, представляя собой «колыбель» культуры человечества, формирует специфическую картину
мира и, как всякая самобытная философия, оформляет свое существование благодаря языковой системе. Античная философия, под которой традиционно понимается совокупность философских учений, возникших и развившихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VI в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. (до закрытия императором Юстинианом в 529 г. платоновской Академии), вызывает интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей. В наши дни накоплен богатый эмпирический материал, посвященный философии Античности и поиску ее самобытности (В.Ф. Асмус, А. Боннар, Ж.П. Вернан, Г.В.Ф. Гегель, Т. Гомперц, Ф.Х. Кессиди, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, Б. Рассел, А.Н. Чанышев и др.). Проведенный историко-философский анализ античного мировоззрения и его генезиса в отечественном и зарубежном антиковедении свидетельствует о том, что несмотря на присутствующее в Античности разнообразие школ, течений и направлений, существует некоторая общность взглядов в понимании мира, складывается целостная картина мира как определенный исторический способ философствования, где на первый план выдвигается проблема выявления специфики природы, поиск первоосновы мира, формируется интерес к проблемам Космоса, бытия, происходит анализ многообразных взаимоотношений человека с объективным миром. Античное мировосприятие, являющееся истоком европейской культуры, может быть понято и объяснено через представления человека о мире как о прекрасном, гармоничном, симметричном и пропорциональном чувственно данном Космосе (принцип космоцентризма), что нашло отражение в греко-римской философской мысли.
Рассмотрение античной философии как полифунк-ционального феномена сквозь призму ментальности позволит понять и раскрыть специфику образа мыслей, настроения, душевного склада и стереотипов поведения людей, объединенных одной эпохой, культурой, традициями и т. п.
Ведущей (генеральной) функцией античной философии является мировоззренческая функция, которая позволяет сформировать у человека развитую концепцию бытия, общества. Философские вопросы возникают и раскрываются в развитой системе мировоззрения,
под которой традиционно понимают систему принципов, убеждений, идеалов, знаний человека о мире и о самом себе в нем, т.е. понимание человеком своего духовного отношения к миру. Это «определенный способ понимания, оценки и интерпретации действительности, целостное видение реальности, в котором определены место и роль человека в мире, осознано назначение и смысл его жизнедеятельности» [1. С. 10], ведь действительность всегда предстает в качестве «познанной и мировоззренчески интерпретированной, осмысленной через систему человеческих ценностей и целей, которые в свою очередь обусловлены социальной структурой общества, типом его культуры» [Там же].
Философия Античности, выполняя мировоззренческую функцию, ориентирована на отражение универсальных связей человека и мира. В античном мире вырабатывается представление о совершенном человеке как о герое, наделенном красотой физической и духовной, что отражалось в ценностных ориентациях, представляющих систему материальных и духовных благ, которые человек и общество признают определяющими при их взаимодействии. История человечества представляет собой специфическую иерархическую систему ценностей, данную в динамике, отражающую уровень научного, технического развития общества, которая регулирует деятельность людей, задавая тип поведения, общения, т.е. формируя их социальную жизнь. История античной философии свидетельствует, что в духовный, ценностно-мировоззренческий мир человека были включены так называемые «максимы культуры» -обобщенные формулы житейского опыта, выраженные в лаконичной, художественной форме, значение которых заключалось в формировании правил поведения человека. В них «сконцентрированы духовный опыт народа, его мудрость как итог многовековой практической деятельности (фольклорные изречения) и как продукт художественно-литературного и познавательно-теоретического освоения действительности (авторские изречения)» [2. С. 10]. Тем самым, максимы аккумулируют культурный опыт человечества, утверждают в мировоз-зренчески-обобщенной форме универсальные ценности. В период становления философского знания примером таких «максим культуры» являются изречения «Семи мудрецов», где присутствуют мировоззренческие принципы и моральные нормы античной эпохи, что позволяет считать их началом становления этики. Так, Хилон писал: «Знай себя» и советовал: «Не позволяй своему языку опережать твой разум», Биант отмечал: «О богах говори, что они существуют» и «Говори к месту». Фалес учил: «Учи и учись лучшему» и «Блюди меру». У Солона говорится: «Ничего слишком», Клеобул же дополнил: «Мера - наилучшее», а Питтак утверждал: «Знай меру» и «Нужно знать свое время», Периандр отмечал: «Удовольствия смертны, добродетели бессмертны» и т. п. Тем самым, античная картина мира обогащается представлениями о мере («ничего слишком», «ничего сверх меры»). Роль данных «максим культуры» в формировании античной картины мира велика, так как в них происходило осмысление возможности перехода от «мифологических теогоний к человеку» [3. С. 172], реализованное в дальнейших периодах античной философской мысли («сократическом» и «эллинистическом»). Благодаря «мак-
симам культуры» складывалось представление о калока-гатии как гармонии эстетических (прекрасное) и этических (доброе) ценностей, как о способности избирать наилучшее (т.е. «прекрасно-доброе»).
Философия античности представляет собой синкретическое образование, где соединяются восточная мудрость и мощь эллинского гения. Факты свидетельствуют о том, что эпоха Античности породила мифологию, философию, архитектуру, поэзию, театр, базируясь на достижениях восточной цивилизации. В отечественной истории философии античная философия, выросшая из восточной мудрости, рассматривается в качестве уникальной интегральной формы донаучного знания, специфику которой составляет синтез философских учений с учениями о природе, из которых впоследствии развились самостоятельные науки (астрономия, физика, биология) [4. С. 6]. Долгое время (вплоть до V в. до н.э.) научные представления греческих мыслителей о взаимоотношениях «мир - человек» определяли свойственную для Античности постановку и решение философских вопросов. Греческая культура вышла из восточной традиции в математике, астрономии, механике и медицине: «...греки превратили знания, накопленные их восточными соседями и предшественниками, в науки, для которых характерны не только известная сумма данных и сумма наблюдений, но и обоснование познанного, а также его систематическая связь» [4. С. 11]. Восточные влияния отразились не только в стиле мышления, но и в быту греков времен архаики, где происходили заимствования в манере одеваться и особенностях проведения обрядов (погребальных) [5. С. 61]. Исследователи древней философии Востока отмечают, что «...в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы» [6. С. 33], и заключают, что «вполне справедливо считать, что столь специфическое духовное явление возникло в городах-полисах Греции, истинном очаге будущей европейской культуры» [Там же]. Философы Античности революционизировали духовную сферу общества, сформулировав чрезвычайно ценные идеи о природе, человеке, обществе, политике, искусстве, что выразилось в космологической картине мира. Древняя Греция, пройдя путь развития от мифологического сознания к донаучному, создает «теоретический фон познавательного поиска», благодаря которому античная наука «оформилась как последовательный рациональный проект, нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей» [6. С. 449]. В Древней Греции сложились все социально-
культурные предпосылки для появления науки. Натурфилософский тип оформился в философии Греции в VI в. до н.э. Натурфилософия как умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, представляет собой начальную стадию развития понятийной способности сознания, которая появляется в результате отделения умственной деятельности от непосредственно практической. В рамках натурфилософии складывается принцип космогенеза, который сыграет особую роль в формировании научной картины мира. В Древней Греции оформляется новая - космоцентрическая картина мира, центральным элементом
которой является представление о Космосе как о высшем, творящем начале всех явлений окружающей действительности. Если обратиться к генезису философии, факты свидетельствуют, что в Древней Греции понятие «философия» имело смысл, близкий к понятию «наука». Так, например, В.Ф. Асмус отмечает, что древнегреческая философия возникла в неразрывной связи с зачатками научных знаний - математических и естественнонаучных, а также в связи с мифологией и искусством [4. С. 8]. А.И. Зайцев, анализируя «культурный переворот», свершившийся в Древней Греции, указывает, что «среди достижений древних греков. особое место занимает возникновение науки как особой формы систематизированного знания» [7. С. 150].
В античной философии формируется космологиче-ски-онтологический характер мировоззрения. Сущее понимается греками как вещественное, стихийное бытие, как материально-чувственный и живой космос. Источником космологических учений античных философов является разнообразная система мифов, которые выразили в символической форме социальные изменения (переход от матриархата к патриархату, от полигамии к моногамии), понимание единства человека и природы.
В мифологическом сознании возникновение мира объяснялось жертвоприношением бога или героя, а «сочетание мужского и женского начала и порождение потомства - вот способ возникновения мира» [8. С. 44]. Данное мифологическое представление пройдет сквозь всю античную философию. Античное мировоззрение по преимуществу политеистично, понимание происхождения многообразия мира рассматривается в свете божественного начала, обладающего способностью устраивать мир. Постепенно формируется представление о боге - Демиурге (Мастере, Зодчем). Герои мифа нередко зооморфны и антропоморфны, а сверхъестественное олицетворяло природные явления, общественные события и человеческие качества. Анимизм становится характерной чертой мифологического понимания мира, где все одушевлено, а различия между жизнью явлений природы и человека непринципиальны. В мифе единство происхождения объединяло различные виды минералов, растений и животных.
Миф как синкретичное образование объединял в себе обыденное знание, разнообразие религиозных верований, разных видов искусства, философии. Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, которые подчиняются ассоциативной логике, поэтому мифология дает эмоционально-чувственную картину мира, ее язык символичен. Символизм как способ миропонимания характерен для древних народов. Символ условен, многозначен, многослоен, он вбирает в свою структуру общее и единичное, особенное, он архетипи-чен. Олимпийская идеология предфилософии и парафилософии (культурной среды) Древней Греции способствовала формированию философского мировоззрения, которое достигло расцвета в эпоху классики античности. Античная философия прошла длительный путь становления, включающий попытку перехода «от Мифа к Логосу», ее возникновение исследователи связывают со стремлением греков к преодолению мифоло-
гии как формы родового сознания. Анализ античной культуры позволяет трактовать описанную в мифологии борьбу олимпийских богов против своего отца Кроноса как процесс диалектического перехода от Хаоса к Космосу, а мир самих олимпийских богов символизирует гармонию Космоса. Данные взгляды определили художественное понимание Космоса как «материально-чувственного и живого, гармоничного, симметричного, ритмично устроенного», который «организуется универсальной безличной силой. в предельно обобщенном виде, то есть космос видимого звездного неба и земли, покоящейся в центре, со всеми свойственными этому космосу правильными и вечными закономерностями и с круговоротом вещества в природе между землей и небом, а вместе с тем и с таким же круговоротом душ» [9. С. 149]. Поэтому «.для всей античности наиболее совершенным и непревзойденным произведением искусства является чувственный космос, в сравнении с которым всякое человеческое искусство трактуется как малоценное предприятие, а для Платона и вообще как пустая забава» [Там же. С. 150].
Гилозоизм, согласно которому все живое одухотворено, представляет специфику мифологического мировосприятия [10. С. 139, 140]. Понимание космоса как живого и одушевленного начала в контексте антропоморфизма мифологической картины мира дополняется пантеистическим взглядом на его природу.
Для античной философии характерно обожествление природы: «Космос для нее абсолютен, божественен, а отдельные боги - лишь принципы действия разнообразных сторон космоса или природы. Даже в развитых вариантах космогонических теорий античности боги не творят мир из ничего, а всего лишь придают ему форму, причем с согласия и при участии необходимости. Суверенитет природной необходимости - одна из онтологических аксиом греческого умозрения» [8. С. 13]. Т. Гомперц, выявляя особенности античного понимания мира, отмечает, что «очеловечивание природы не только доставило неисчерпаемый материал инстинкту игры, постепенно облагородившемуся до инстинкта художественного творчества, - оно дало вместе с тем и первое удовлетворение научному стремлению человека, его жажде осветить тот безграничный мрак, среди которого он живет и дышит» [11. С. 39-49].
Философия античности - это систематическое размышление о предельных основаниях бытия, которое сопряжено с проблемой возникновения и познания мира. Основной предмет античной философии - познание природы в ее структурности, космоса, в том числе и человека как его неотъемлемой части. Отсюда вытекает поиск первоосновы мира, представляющий интерес античных натурфилософов. Базируясь на древних знаниях восточных цивилизаций, греческие философы выявили некоторые общие законы природных явлений, черты регулярности и повторяемости в них. Перейдем к рассмотрению основных философских школ в их понимании первоосновы («архэ»). Так, Милетская школа натурфилософов (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) проявляет интерес к «физису» - природному началу всего сущего. Для понимания смысла «природы» док-сография использует два термина: «начало» («архэ») и «элемент» («стихия»), которые подчеркивают, в зави-
симости от контекста, ее субстанциальную или генетическую стороны [1. С. 40]. Античная философия -натурфилософия. Древнегреческие натурфилософы считали, что основой всех вещей являются природные стихии (вода, воздух, огонь, земля или апейрон как смесь стихий).
Античная философия объединяет начало науки и систему мифологических представлений, нередко первооснова мира имеет символическое прочтение. Так, согласно концепции Гераклита огонь - символ изменчивости: «Все обменивается на огонь, и огонь - на все, подобно тому как золото на товары, а товары на золото», а мир - огонь, «мерами загорающийся и мерами потухающий». Гераклит писал: «Огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, а земля - смертью воды» [12. С. 37]. Фалес Милетский под первоосновой, материальной субстанцией мира понимает влагу - «жидкий, текучий физис», наблюдая за явлениями природы и пытаясь изыскать естественные причины происходящего. Его ученик Анаксимандр вводит понятие «апейрон» для обозначения первоначала. Образ мира, согласно воззрениям Анаксимандра, геометрический, так как Земля, имея округлую форму, занимает центральное место в мироздании. Анаксимен, анализируя характер естественных процессов, сводит все к «сгущению и разрежению воздуха», создавая диалектику взаимоперехода вещества.
Пифагорейцы видели первоначало в виде числа. Культ Диониса сыграл особую роль в формировании греческой философии, в частности пифагорейской традиции, где числам приписывалось особое идеальное бытие и «жизнь, идущая от нерасчлененных и хаотических потенций к расчлененному, завершенному и гармонически цельному организму» [9. С. 159]. Факты свидетельствуют, что в начале своего становления пифагорейство, сакрализирующее число, носило ярко выраженный практически-мистический характер, лишь впоследствии оно получило теоретическое, математическое и музыкальное обоснование. Высказывают предположение, что «вырастая на основе общегреческого стихийного материализма, пифагорейцы вначале совсем не отличали чисел от тел и только на более поздней стадии своего развития стали противополагать числа и вещи, наподобие платоновского противоположения идей и вещей» [Там же]. Пифагор - сторонник метемпсихоза, как орфик, он верит в переселение души человека после смерти в тела других существ. Учение Пифагора пронизано мифологическими образами, где мир понимается как живое и шаровидное тело, которое вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, разделяющую и обособляющую вещи. В арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии - элементарнейшие свойства плоских фигур, ему принадлежит открытие несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата. Таким образом, в античности получает развитие концепция числа, где число и различные числовые структуры рассматриваются в качестве первоосновы бытия, тем самым, закладываются основы современной науки, языка математики.
Эмпедокл развивает учение о четырех стихиях (огне, воздухе, воде, земле), объясняющее все есте-
ственные процессы сочетанием и разделением материальных носителей.
Элеаты (Парменид, Зенон и др.) рассматривают единое и умозрительное бытие в качестве первоосновы. Наибольшего расцвета онтологическая проблематика достигла в рамках Элейской школы, где, следуя Пармениду, под бытием понимают любое существование, реальность во всех видах. Парменид в философской поэме «О природе» рассматривал два вопроса (об отношении бытия и мышления и о соотношении бытия и небытия) и утверждал, что «быть или вовсе не быть -вот здесь разрешенье вопроса. Есть бытие, а небытия вовсе нету» [12. С. 39], и признавал, что в сущности все неизменно: «одно и то же есть мысль и бытие» [Там же]. Он рассматривал бытие как Единое, бесструктурное, неделимое, данное умозрительно. Зенон - ученик и последователь Парменида - стремился доказать единство и неизменность бытия в форме апорий.
Атомисты (Левкипп, Демокрит и др.), соглашаясь с представителями Элейской школы, что бытие умопостигаемо, в противоположность им, считали «архэ» чувственно не воспринимаемые физические частицы -атомы, которые находятся в пустоте. Демокрит выступает родоначальником атомистики - философского учения, согласно которому первоосновой мира является атом (с греч. «неделимый», «мельчайший») - предел делимости вещества. Атом, согласно Демокриту, кроме внешней формы, порядка, положения и величины, обладает подвижностью [3. С. 245]. Движение, как известно, атрибут материи, это важнейшее свойство как атомов, так и всего реального мира. Атомистика исследует движение атома в пустоте, развивая тем самым стихийную диалектику. Философия античности стремилась познать закономерности развивающегося мира, общества, отсюда интерес атомистов к причинности как необходимости: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости» [Там же. С. 248]. Впервые в философии специальному анализу Демокрит подвергает категорию «необходимость». К основным достижениям атомистики современная наука относит оформление идеи о субстанции мира, формулировку принципа элементарности, который сводил все вещи к элементам, отличным от образующихся из них вещей, построение микроструктуры мира.
Древнегреческие философы-материалисты (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Левкипп, Демокрит и др.) считали субстанцией различные физические элементы, обладающие особыми качествами, или атомы, комбинации которых определяют свойства вещей. Движение, соединение и разъединение элементов или атомов порождают все видимое многообразие во Вселенной. Материалисты древности считали, что ощущения, мысли, чувства - это определенное изменение, возникающее в некоторых частях тела в момент воздействия на него вещей окружающего мира. В противоположность этому, идеалисты, прежде всего Платон, относят к субстанции мира эйдосы, представляющие собой «образцы, эталоны, по которым создана вся природа; причины, или источник бытия вещей, их свойств и отношений; идеалы, цели, к которым стремится все существующее; общие понятия о смысле, сущности предмета» [12. С. 23]. В отличие от материалистов античности
Платон и его последователи считали земной мир тенью мира идей, царства чистой мысли.
Итак, античные мыслители впервые провели различие между материальным и идеальным бытием. В истории философии выделяют так называемую «линию Демокрита» и «линию Платона», представляющие системы монистического материализма и монистического идеализма. В Античности оформляется оппозиция «материальное - идеальное», воплотившаяся в формулировании основного вопроса философии: вопроса об отношении мышления (сознания) к бытию (объективному миру, материи), другими словами, вопроса о соотношении двух типов реальности - объективной и субъективной.
Произошедшая перестройка античного мышления вызвала формирование языка и методологии философии. Философия Античности радикально переосмысляет обыденный язык, сочетая его с символическим языком мифа. В отечественном антиковедении (В.Ф. Асмус, А.Ф. Лосев, А.Н. Чанышев и др.) фиксируется мысль о том, что поиск обобщающих категорий, упорядочивающих многообразие чувственного опыта, теоретических структур, объясняющих природу и причины изменений мироздания, способствовал освобождению от схем мифологического мышления. Так, в философский лексикон Платон ввел понятие «эйдос» («идея»). Тщательная разработка терминологии, строгость формулировок, подробная аргументация позволили Аристотелю создать первое универсальное физическое учение о круговом характере всякого движения, наличии у каждой вещи ее естественного места и т.п., что способствовало развитию натурфилософии, ставшей в дальнейшем фундаментом схоластического мировоззрения Средних веков. Античность вырабатывает такие понятия, как бытие, возможность, актуальность, форма, субстрат, единое, идеи, сущность и др. Тем самым, Античность разрабатывает собственный философский язык и методологию. Использование методов рефлексии и умозрения позволяет философии выполнять важнейшую и специфическую функцию - прогностическую по отношению к специальным, естественным и социальным наукам. Это проявляется в том, что философия способна создавать новые понятия и категории, готовит для специальных наук своеобразную предварительную программу их будущего понятийного аппарата. Так, важнейшая для естественных наук идея атомистики, как известно, возникла в философских системах Древней Греции, а затем развивалась внутри философских школ до тех пор, пока естествознание и техника не достигли необходимого уровня для ее конкретно научного воплощения [13. С. 417].
Таким образом, в антиковедении [10, 13-18] утвердился взгляд о том, что античная философия прошла длительный путь своего развития «от Мифа к Логосу», через мифологически-религиозное мировоззрение к становлению материалистически мыслящей науки. Результатом данных трансформаций является открытие атомизма в физическом мире (Левкипп, Демокрит, Эпикур), раскрытие природы понятия и познания (Платон), выявление политической сущности человека (Аристотель), интерес к человеку как коммуникативному (софисты) и нравственному (Сократ), космополитическому (Диоген) существу и др. Полученные знания
в Античности являются интегрально-философскими и представляют особое синкретическое образование, где соединяется восточная мудрость и рационализм мышления греко-римских философов.
Древнегреческие натурфилософы, анализируя единство в многообразном мире, отмечают, что все явления противоречивы и вместе с тем связаны друг с другом, непрестанно изменяясь, одни из них исчезают, другие возникают: «...раздвоение мира на противоположности в философии выступает не только в единичной, но и во всеобщей форме: четное и нечетное (Пифагор считал, что четные и нечетные числа представляют женское и мужское начала), предел и беспредельное, единое и многое, совершенное и несовершенное. Полярные противоположности, исключая друг друга, изменяются и переходят друг в друга, так что раздвоение единого выступает как самоудвоение. Согласно Гераклиту, мир ритмично рождается из огня и превращается в огонь; хаос - это будущий (и бывший) космос, а космос -бывший (и будущий) хаос» [2. С. 21]. Так постепенно в Античности складывается диалектика (как учение о тождестве и противоречии противоположностей) и ее альтернатива - метафизика (как метод философии, рассматривающий явления, процессы действительности вне их взаимосвязи и развития, где противоположности «отрываются» друг от друга). Таким образом, античная философия формирует представление о методе, выполняя методологическую функцию.
Философия Античности выступает как самосознание культуры. Культурно-воспитательная функция античной философии заключается в формировании высокой культуры мышления (само понятие «культура» впервые введено в философский лексикон Марком Туллием Цицероном в работе «Тускуланские беседы» и использовалось в значении «культура ума»). Заслуга Цицерона в том, что он провел отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни», впервые использовав его в переносном смысле применительно к воздействию на человеческий ум.
В Древней Греции произошла универсализация принципа понимания человека как телесно-духовного существа, что отразилось в идеале красоты человеческого тела. Античное понимание человека как гармонично развитого телесного существа наиболее ярко запечатлено в образах скульптуры, которая представляет собой образец наивысшей человеческой красоты (вспомним канон Поликлета - пример знания совершеннейших пропорций человеческого тела). Телесность античной эстетики привела к формированию в философии таких категорий, как мера и симметрия, ритм и гармония.
В Древней Греции осуществлен «сократический поворот» философии, произошло рождение интереса к человеку как нравственному существу. Особенностью мировоззрения Сократа является перемещение интереса от общественной проблематики к внутреннему миру человека. Исследователи истории философии отмечают, что в формировании античного мышления особую роль выполнял анализ этических проблем: «Этические устремления (от гр. ethos - «нрав, характер») в античном понимании означали заботу об устройстве жизни полиса (античного города-государства), разумных за-
конах, регулирующих его жизнедеятельность, и заботу о гражданине полиса, о его добродетельном поведении и следовании общественным идеалам» [6. С. 451]. Непосредственное влияние на формирование античного мировоззрения оказали софисты, которые от разгадывания тайн природы (первыми натурфилософами Греции) обратились к постижению сущности человека (Протагор: «Человек есть мера всех вещей»). Для воспитания нового мышления показательно утверждение Протагора, что государство и законы возникли в результате соглашений между людьми, а не созданы богами. Отсюда произошло разделение естественного права («физис») и права договорного («номос»). Роль софистов в истории культуры неоспорима, они продвигали развитие логики, эристики, семиотики, языкознания, этики, правоведения, педагогики. Но главным достижением софистики была риторика. Заслуга софистов состоит в том, что они обратили внимание философии на проблемы языка как средства коммуникации, а человек воспринимается ими как «мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» [13. С. 43]. Для них главное - не система логических доказательств, а методы убеждения, позволяющие любыми средствами выиграть спор. Так, агонистика, с ее особым духом состязательности, соревновательности, сыграла определяющую роль в становлении античного мировоззрения.
В Античности с именем Аристотеля связывают рождение формальной логики (термин «логика» появился позднее - полтысячи лет спустя, его впервые употребил Александр Афродизийский). Аристотель систематизировал предыдущее донаучное знание, став основоположником целого ряда дисциплин - логики, психологии, риторики, политической науки, истории, географии, биологии.
Сократовское влияние на мировую философскую мысль выразилось в понимании человека как свободного, независимого существа, формируемого кинизмом (Антисфен, Диоген Синопский) и привнесшего в европейскую культуру космополитизм - принцип философии, согласно которому человек воспринимает себя «гражданином мира». Мировоззрение киников (аске-сис - максимальное ограничение потребностей, апайде-усиа - средство достижения свободы и аутаркейа - независимость, цель свободы) произвело переоценку нравственных и гражданских ценностей, оно базировалось на представлении о счастье как добродетели, презрении к богатству и наслаждениям, в противовес киренаикам (философам-гедонистам, последователям учения Сократа, таким как Аристипп, Гегесий, Феодор и др.), усматривающим в чувственном наслаждении высшее благо. На обоснование этики направлена философия Эпикура, сводящая призвание философа к обоснованию свободного поведения, не связанного природной необходимостью. Эпикуреизм представляет особую программу удаления от мира, от общественных забот, что обусловлено политической основой эллинизма. Кризис греческого общества привел к обособлению отдельного гражданина, к индивидуализации, к формированию мироощущения, где наличествовала свобода вероисповедания, синкретизм и субъективность. Стоицизм (Зенон из Китиона, Панеций, Сенека, Марк Аврелий) формирует представ-
ление о человеке в мире, где властвует необходимость, а свобода состоит в подчинении судьбе.
В Античности происходит формирование развитой системы религиозных и этических понятий через язык гомеровского эпоса, ставшего основой греческой поэтической традиции. Рождение трагедии (буквально -«песня козлов») из хоровой песни и комедии («песня комоса» - праздничного деревенского шествия) революционизировало художественное творчество, повлияв на развитие мировой культуры. Трагедия в Античности (наиболее знамениты трагедии Эсхила «Орестея», «Прикованный Прометей», Софокла «Антигона», «Царь Эдип» и Еврипида «Медея», «Федра», «Троян-ки») как литературная форма возникла из мистерии. Античная трагедия «впервые рождает в человеческих существах (проходящих через участие в трагедии, через восприятие ее) - человека, которого без нее не было бы.», т.е. исполняет воспитательную функцию, приводя к катарсису («очищению аффектов через страх и сострадание трагическому действу») [19. С. 171, 172].
В античной философии развивается исторический корпус науки. Так, согласно концепции Геродота -«отца истории», существовало пять исторических периодов (золотой, серебряный, бронзовый, героический и железный), у Гесиода в «Трудах и днях» история общества символически составляет четыре века (золотой, серебряный, медный и железный).
Античность создает и развивает медицинскую науку. Наиболее точно характеризует уровень развития античной медицины «Гиппократов корпус» - свод сочинений врачей, принадлежавших к школе Гиппократа (вторая половина V в. - начало IV в. до н.э.), где содержится два подхода к пониманию медицины. Первый - состоит в уподоблении медицины «физике», благодаря чему человек рассматривается как микрокосм («малый мир»), где здоровье и болезни даны во взаимосвязи в нем общих природных стихий. Второй подход выводит болезни из наблюдаемых причин, тем самым, Гиппократ использует принцип наглядности и практической применимости [1. С. 23]. В трудах Гиппократа «О священной болезни» и «О воздухе, водах и местах» устанавливается связь между состоянием здоровья, в том числе психического, отдельных людей и народов и влиянием климатических условий [5. С. 108]. К достижениям Гиппократа - «отца медицины» - относятся: правильная диагностика болезней; применение им профилактических мер, таких как диеты и гигиена; выделение четырех основных типов человеческих темпераментов (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик), а также бессмертное правило для врачей: «не навреди».
Античный мир формировал систему ценностей (Сократ, Платон, Аристотель и др.), отражающих социальный идеал эпохи. Разработка представлений о социальном идеале наиболее активно проводится в творчестве Платона, сыгравшего важную роль в формировании современной социологической мысли. В диалоге-утопии «Государство» [20] Платон выявил отрицательные стороны различных типов государственного устройства и управления, а также обозначил модель наилучшего государственного устройства, что позволяет утверждать о наличии развитой социальноаксиологической функции античной философии.
Таким образом, среди функций, выполняемых античной философией как полифункциональным феноменом, на первый план выступает мировоззренческая функция. Тесно связанная с мировоззрением «картина мира» - система знаний о мире, о месте человека в нем -характеризуется особой изменчивостью, обусловленной сменой мировоззренческих взглядов, она исторична. Понимание специфики античной картины мира позволяет сформировать развитое представление о сложившейся концепции человека и мира во времена Античности.
Проведенный анализ античной культуры свидетельствует о наличии специфических ценностных и эмоциональных установок человека, его переживании мира и своего места в нем в области философии, науки, образах мифологии и искусства.
Специфика античного мировоззрения включает в себя: его онтологический характер; космоцентрическую картину мира; пантеизм; гилозоизм; натурфилософию; оформление основного вопроса философии и ведущих философских направлений (материализм и идеализм, скептицизм и антискептицизм, эмпиризм и рационализм, номинализм и реализм и др.); поиск первоосновы (архе) мира; разработку категориального аппарата и языка философии; специфическую философскую методологию (диалектика и метафизика, эклектика); систему социально-аксиологических идеалов; формирование представления о личности как духовной индивидуальности; определение понятия меры («ничего слишком», «ничего сверх меры»); в нем утверждается преимущество созерцания перед практической деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкин В. У. О природе философского знания. М. : Наука, 1978. 205 с.
2. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии : избр. работы. Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. 100 с.
3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М. : Высш. шк., 2001. 703 с.
4. Асмус В.Ф. Античная философия. М. : Наука, 1978. 136 с.
5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / пер. с пол. В.К. Ронина. М. : Высш. шк., 1990. 351 с.
6. Купцов В.И. Философия и методология науки. М. : Аспект Пресс, 1996. 551 с.
7. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. СПб. : Филологический факультет СПб, 2000. 320 с.
8. Шитиков М.М. История философии. Становление древней философии. Екатеринбург : Изд. УГГА, 1998. 100 с.
9. История эстетической мысли : в 6 т. Т. 4 : Вторая половина XIX века / ред. М.Ф. Овсянников. М. : Искусство, 1987. 525 с.
10. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М. : Мысль, 1972. 309 с.
11. Гомперц Т. Греческие мыслители / пер. Д. Жуковского и Е. Герцыг. СПб., 1999. Т. 1. 605 с.
12. Яковлева Л.Е., Яковлева Л.И., Радул Д.Н. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение. М. : Астрель,
2003. 800 с.
13. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М. : Экзамен, 2005. 528 с.
14. Рассел Б. История западной философии / пер. с англ. ; подг. текста В.В. Целищева. СПб. : Азбука, 2001. 960 с.
15. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 2 / пер. с фр. О. В. Волкова ; предисл. Ф.А. Петровского. М. : Искусство, 1991. 334 с.
16. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. 3 : От Еврипида до Александрии / пер. с фр. О.В. Волкова ; предисл. Ф.А. Петровского. М. : Ис-
кусство, 1991. 398 с.
17. ВернанЖ.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. 159 с.
18. Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. : Мысль, 1984. 204 с.
19. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М. : Аграф, 1997. 320 с.
20. Платон / пер. с древнегреч. С.С. Аверинцева, А.Н. Егунова ; примеч. А. А. Тахо-Годи. М. : Мысль, 1999. 656 с.
Статья представлена научной редакцией «Философия, социология, политология» 22 апреля 2014 г.
THE PHILOSOPHY OF THE ANTIQUITY AS A POLYFUNCTIONAL PHENOMENON
Tomsk State University Journal. No. 383 (2014), 62-69.
Lazutina Tatiana V. Tyumen State Oil and Gas University (Tyumen, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: antique philosophy; antique attitude; antique picture of the world; pantheism; hylozoism; natural philosophy.
In this work philosophy is understood as a special form of self-knowledge of culture where the reflection over the culture bases is carried out, the most general principles of outlook of people (society) are developed. The appeal to philosophical methodological analysis of specifics of antique texts will allow revealing means and ways of the solution of important world outlook questions. The concept of this article is defined by the specifics of genesis of ancient philosophy from pro-philosophy of the East, pro-philosophy of Greece and relationship of ancient philosophy with para-philosophy, that is it cultural environment. The problem the article is aimed to solve is a result of the analysis and synthetic generalization of a theoretical material from various spheres of knowledge of the Ancient East and the Ancient West, therefore the leading organizing method is the system approach allowing to consider ancient philosophy as an integrity. This work bases on theoretical achievements of domestic and foreign authors in the field of history of philosophy, ontology and the theory of knowledge, methodology of science, axiology, philosophical anthropology, ethics, esthetics, social philosophy and semiotics. The understanding of the specifics of the antique picture of the world allows creating a developed idea of the concept of the person and the world at the time of Antiquity. The carried-out analysis of ancient art testifies to existence of specific axiological and emotional orientations of the person, his experience of the world and the place in it in the field of science, philosophy, images of mythology and art. The antique attitude which is a source of the European culture can be understood and explained through the ideas of Space and the world of the person, about the beautiful as a sensually given Space (the principle of a cosmocentrism), which found reflection in the Greek-Roman philosophical thought. Philosophy is a multifunctional phenomenon. Consideration of ancient philosophy as a multifunctional phenomenon through a prism of mentality will allow understanding and opening the specifics of views, mood, temper and stereotypes of behavior of the people united by one era, culture, traditions, etc. The leading (general) function of ancient philosophy is the world outlook function which allows creating the person's concept of life, societies. Philosophical questions arise and open in the developed system of outlook which is traditionally understood as a system of principles, belief, ideals, knowledge of the person of the world and of himself, that is the person's understanding of the spiritual attitude to the world. The specifics of the antique outlook are: its ontological character; cosmocentric picture of the world; pantheism; hylozoism; natural philosophy; registration of the main question of philosophy and leading philosophical directions (materialism and idealism, skepticism and anti-skepticism, empiricism and rationalism, nominalism
and realism, etc.); fundamental principle search (arche) of the world; development of the categorial tools and philosophy language; specific philosophical methodology (dialectics and metaphysics, eclecticism); system of social and axiological ideals; formation of the idea of the personality as a spiritual identity; definition of the concept of measure ("nothing too much", "nothing excessively"); advantage of contemplation before practical activities is approved.
REFERENCES
1. Babushkin V.U. O prirode filosofskogo znaniya [On the nature of philosophical knowledge]. Moscow: Nauka Publ., 1978. 205 p.
2. Loyfman I.Ya. Mirovozzrencheskie shtudii: Izbrannye Raboty [Ideological etude. Selected works]. Ekaterinburg: Bank kul'turnoy
informatsii Publ., 2002. 100 p.
3. Chanyshev A.N. Filosofiya Drevnego mira [Philosophy of the Ancient World]. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 2001. 703 p.
4. Asmus V.F. Antichnayafilosofiya [Ancient Philosophy]. Moscow: Nauka Publ., 1978. 136 p.
5. Kumanetsky K. Istoriya kul'tury Drevney Gretsii i Rima [Cultural history of Ancient Greece and Rome]. Translated from Polish by
V.K. Ronin. Moscow: Vysshaya shkola Publ., 1990. 351 p.
6. Kuptsov V.I. Filosofiya i metodologiya nauki [Philosophy and Methodology of Science]. Moscow: Aspekt Press Publ., 1996. 551 p.
7. Zaytsev A.I. Kul’turnyy perevorot v Drevney Gretsii VIII - Vvv.do n.e. [Cultural upheaval in Ancient Greece of the 8th - 5th cc. BC].
St. Petersburg: Filologicheskiy fakul'tet SPb Publ., 2000. 320 p.
8. Shitikov M.M. Istoriyafilosofii. Stanovlenie drevney filosofii [History of Philosophy. Formation of ancient philosophy]. Ekaterinburg:
UGGA Publ., 1998. 100 p.
9. Ovsyannikov M.F. (ed.) Istoriya esteticheskoy mysli. V61. [History of aesthetic thought. In 6 vols.]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1987.
Vol. 4, 525 p.
10. Kessidi F.Kh. Ot mifa k logosu (Stanovlenie grecheskoy filosofii) [From myth to logos (Formation of Greek philosophy)]. Moscow, Mysl' Publ., 1972. 309 p.
11. Gomperz Th. Grecheskie mysliteli [Greek thinkers]. Translated from German by D. Zhukovskiy, E. Gertsyg. St. Petersburg, 1999. Vol.1, 605 p.
12. Yakovleva L.E., Yakovleva L.I., Radul D.N. Khrestomatiya po zapadnoy filosofii: Antichnost'. Srednie veka. Vozrozhdenie [Readings in Western philosophy: Antiquity. Middle Ages. Renaissance]. Moscow: Astrel' Publ., 2003. 800 p.
13. Ushakov E.V. Vvedenie v filosofiyu i metodologiyu nauki [Introduction to the philosophy and methodology of science]. Moscow: Ekzamen Publ., 2005. 528 p.
14. Russell B. Istoriya zapadnoy filosofii [History of Western Philosophy]. Translated from English by V.V. Tselishchev. St. Petersburg: Azbuka Publ., 2001. 960 p.
15. Bonnard A. Grecheskaya tsivilizatsiya [Greek civilization]. Translated from French by O.V. Volkov. Moscow: Iskusstvo Publ., 1991. Vol. 2, 334 p.
16. Bonnard A. Grecheskaya tsivilizatsiya [Greek civilization]. Translated from French by O.V. Volkov. Moscow: Iskusstvo Publ., 1991. Vol. 3, 398 p.
17. Vernant J.-P. Proiskhozhdenie drevnegrecheskoy mysli [Origin of ancient Greek thought]. Translated from French. Moscow: Progress Publ., 1988. 159 p.
18. Losev A.F. Istoriya antichnoy filosofii v konspektivnom izlozhenii [History of ancient philosophy in notes]. Moscow: Mysl' Publ., 1984. 204 p.
19. Mamardashvili M.K. Lektsiipo antichnoy filosofii [Lectures on ancient philosophy]. Moscow: Agraf Publ., 1997. 320 p.
20. Platon [Plato]. Translated from Ancient Greek by. S.S. Averintsev, A.N. Egunov. Moscow: Mysl' Publ., 1999. 656 p.
Received: April 22, 2014