МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МИР СЕМЬИ И ДЕТСТВА В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
УДК 37.018.1:004(5)
ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЬИ УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА
© Рулиене Любовь Нимажаповна
доктор педагогических наук, доцент Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а E-mail: ruliene@bsu.ru
Автор публикации анализирует влияние цифровой революции на институт семьи. Показано, как Интернет разрушает традиционные ценности семьи. Обсуждаются реалии цифрового общества: поколение «ни-ни», шопоголизм, интернет-зависимость и др. Приводятся факты, отражающие кризис традиционных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, рекреакционной, психологической и экономической. Решение данной проблемы автор видит в поисках нравственно-цивилизованной основы семьи, возрождении её духовности, религиозности.
Ключевые слова: семья, цифровое общество, хикикомори, иждивенчество, поколение «ни-ни», интернет-зависимость, депрессия.
В современном мире наблюдается информатизация творческих функций человека, широкое внедрение цифровых технологий в сферу интеллектуального труда и эмоционально-личностных отношений. Искусственный интеллект вносит фундаментальные изменения не только в материальное производство, преобразуя в автоматизированное и роботизированное, но преобразует и даже разрушает гуманитарные процессы в социально-педагогической сфере.
О влияние цифровых технологий на нашу жизнь пишут немало. Пожалуй, самая исчерпывающая характеристика современных общественных трансформаций дана в книге К. Шваба [8]. В частности здесь названы мегатренды, которые станут реальностью к 2025 г.: 10% людей будут носить одежду и устройства, которые подключены к сети Интернет; 90% людей будут хранить свои данные в «облаке»; первый автомобиль будет изготовлен с помощью технологии ЗД-печати; коммерческий мобильный телефон, который можно имплантировать под кожу; беспилотные автомобили будут составлять 10% от общего парка автомобилей (США) и т. д. Новая промышленная революция несет с собой разрушительные последствия: нарушение частной жизни, новые формы зависимости (интернет-зависимость), синдром дефицита внимания, агрессивное поведение, групповое
мышление, хакерство, риск коллапса, повышение уровня сложности производственных процессов и потеря рабочих мест и т. д.
В рамках данной публикации рассмотрим, какие угрозы принесла цифровая революция для реализации функций семьи.
Прежде всего, вспомним, что семья выполняет ряд функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно -экономическая и рекреационная.
Репродуктивная функция семьи в современном обществе сдерживается нехваткой денег, проблемой с жильем. Так, из-за проблем, связанных с деньгами или работой, более 25 % мужчин и женщин в Японии считают, что сложно реализовать мечту иметь более 2-х детей [Jiji Press, Ltd.]. В Южной Корее все больше женщин решают не выходить замуж, не рожать детей, а зачастую и вовсе не вступать в близкие отношения с мужчинами. Таких женщин стали называть «поколение сампо» («сампо» — отказ от трех вещей: секса, брака и детей). По данным сайта «Современный взгляд на Японию», почти каждый четвертый мужчина в возрасте 50 лет, никогда не женился. Этот факт свидетельствует об изменении общественной морали: жизнь в одиночку стала популярной. Применяя понятие любви, сформулированное Э.Фроммом, можно сказать, что семья является средством от одиночества. И если любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что (или кого) мы любим [6], любовь значит, прежде всего, давать, а не брать, то стремление молодых людей «пожить для себя» разрушает традиционные ценности семьи как союза, основанного на любви. Уменьшение числа браков приводит к снижению рождаемости, это также важная социальная проблема для общества — многие пожилые люди в будущем будут жить в одиночестве.
Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом, однако воспитательная роль семьи снижается. Как отмечают педагоги [3], воспитание детей в семье затрудняется преобладанием материальных псевдоценностей (богатство ради богатства, «красивая» жизнь), утраченными ценностями национальной культуры как основы этнопедагогики (языка, искусства, одежды, домашнего интерьера, нравственных ценностей), негативным влиянием компьютерных и интернет-технологий (гаджетомания, «игромания», интернет-зависимость и др.).
Восстановительная (рекреационная) функция семьи. Семья призвана стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, нужности близким создать очень важное для предприимчивого человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус. Между тем эта функция семьи часто заменяется или разбавляется современными псевдо-ценностями. В обществе потребления человек призван жить [и работать], чтобы потреблять, и вместе с тем потреблять, чтобы жить [2]. Желание заполнить внутреннюю пустоту заставляет современных людей тратить своё здоровье, время в погоне за вещами (чаще всего ненужными) и бесполезным гламуром, напускной насыщенностью. Всё это превращают семейную жизнь в бесконечный рабочий день, многие работают в нескольких местах, чтобы выплатить потребительские кредиты. Жизнь в долг не может приносить радость и мир в семье. Психологи считают, что человек, который живет в кредит и которому все сложнее по нему платить, постоянно подсознательно напряжен, становится раздражительным, впечатлительным, лег-
Л. Н. Рулиене. Трансформация семьи в условиях цифрового общества
ко взрывается. Известно, что длительное пребывание в состоянии стресса приводит к депрессии.
Немало современных женщин страдают шопоголизмом [4] — хроническим и навязчивым стремлением к ненужным покупкам в неконтролируемых объемах. И это ещё один вызов для выполнения восстановительной функции семьи. Если вместо совместного семейного отдыха кто-то один делает неконтролируемые дорогие покупки, то конфликт неизбежен.
Межличностные отношения супругов в семье. Один из важнейших показателей качества семейного союза — уровень и качество межличностных отношений супругов. Отмечая полезные аспекты виртуального общения (возможность мгновенно получить поддержку, демократичность и либеральность), следует обратить внимание на то, что общение в социальных сетях разрушает человеческие качества (А. Печеи) в человеке: большое количество реальных людей избегают реальности, предпочитая общаться посредством монитора и клавиатуры. Виртуальное общение отдаляет друг от друга, приводя к формированию асоциального человека [7]. Например, Instagram — популярное приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, вредит психике. Дело в том, что события, о которых рассказывают фотографии из аккаунтов звезд, популярных фитнес-моделей и путешественников в социальных сетях зачастую не соответствуют скучным будням. Частый просмотр красивых фотографий о жизни других людей, негативно влияет на психическое состояния человека (тревога, лишение сна), формируется синдром завышенных требований к своей внешности и т. д.
Увлечение компьютерными играми приводят к тому, что игроки охотнее общаются с виртуальным человеком и отдаляются от традиционных отношений, связывающих с жизнью. Постепенно он не нуждается во встречах с близкими людьми, родственники и родители постепенно вытесняются новым другом — «постчеловеком» [1].
Экономическая (бытовая) функция семьи. Одними из тревожных социальных последствий цифровой революции является, на наш взгляд, распространение иждивенчества среди молодежи. В Японии их называют «хикикомори/хикки» (букв. «нахождение в уединении») — люди, отказывающиеся от социальной жизни, стремящихся к крайней степени социальной изоляции и уединения, зачастую не имеющие работу, живущие на иждивении родственников, отказывающиеся покидать родительский дом.
М.Циленцигер в книге «Shutting out the Sun: как Япония создала своё собственное потерянное поколение» [9] считает, что замыкание в себе у «хикки» связано с насилием и травлей в школах, а также с неумением юных японцев вписаться в существующую систему, где важны дисциплина, упорство, труд.
Исследователи отмечают, что в Европе появилась новая социальная группа «NEETs» (поколение «ни-ни») — молодежь в возрасте 15-24 лет, которая оказалась за рамками занятости и учебы [5]. Численность такой социальной группы, которую можно назвать «новые безработные», в первом квартале 2018 г. составила более 10% населения Евросоюза. При этом подавляющая часть работающей молодежи (до 70% в некоторых странах) трудится по временным контрактам или на условиях частичной занятости, почти две трети из них делают это недобровольно.
Таким образом, мы видим, что в современном цифровом обществе кардинально разрушаются традиционные семейные ценности и утрачиваются традиционные функции семьи. Решение данной проблемы мы видим в поисках нравственно-цивилизованной основы семьи, возрождении её духовности, религиозности (лат. religare — связывать, соединять) как пути возвращения к Богу, соединения с Богом как автором института семьи.
Литература
1. Агаева З. Б. К. Глобальное информационное общество: парадокс дефицита общения в пространстве тотальной коммуникации // Социология власти. — № 3, 2009. — С. 78-83.
2. Ильин А. Н. Общество потребления и его сущностные особенности // Ценности и смыслы. — № 6 (28), 2013. — С. 22-36.
3. Лаврова В. П., Плотникова А. А. Воспитательные функции семьи в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 11. — С. 128-130.
4. Ластовский С. Л. Потребительство в обществе // Интерэкспо Гео-Сибирь. — Вып 6, № 1, 2014. — С. 30-35.
5. Садовая Е.С. Человек в цифровом обществе: динамика социально-трудовых отношений // Южно-российский журнал социальных наук. — № 3, 2018. — С. 6-20.
6. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. — Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. — 219 с.
7. Хуторной С. Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения // Современные исследования социальных проблем. — № 6 (26), 2013. — С. 9.
8. Шваб К. Четвертая промышленная революция : пер. с англ. / К. Шваб. — Москва : Э, 2016. — 209 с.
9. Zielenziger M. Shutting Out the Sun: How Japan Created Its Own Lost Generation. — Nan A. Talese, 2006.
TRANSFORMATION OF FAMILY CONDITIONS OF DIGITAL SOCIETY
Ruliene Lyubov Nimazhapovna
Doctor of pedagogical sciences, associate professor
Buryat state university
Russia, 670000, Ulan-Ude, Smolin St. 24a
E-mail: ruliene@bsu.ru
The author of the publication analyzes influence of digital revolution on the institution of the family. It is shown how the Internet destroys traditional values of family. Realities of digital society are discussed: generation «NEETs», shopoholism, Internet dependence, etc. The facts reflecting crisis of traditional functions of family are given: reproductive, educational, rekreaktsionny, psychological and economic. The author sees the solution of this problem in search of a moral and civilized basis of family, revival of her spirituality, religiousness.
Keywords: family, digital society, hikikomor, dependence, generation «NEETs», Internet dependence, depression.