Научная статья на тему 'Гуманитарность в образовании как ответ на дизруптивные инновации'

Гуманитарность в образовании как ответ на дизруптивные инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / гуманитарность / дизруптивные инновации / цифровые технологии / неявное знание / education / gumanitarnost / dizruptivny innovations / digital technologies / implicit knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рулиене Любовь Нимажаповна

В публикации обозначена проблема разрыва между традиционными и инновационными технологиями преподавания. На основе опыта модернизации образовательного процесса Бурятского государственного университета поднимается проблема гуманитарного сопровождения электронной информационно-образовательной среды. Рассматриваются дизруптивные инновации в образовании, вызванные автоматизацией, геймификацией, сетизацией. Обосновано, что цифровые инновации могут подменять ценности образования, замещать эффективные технологии традиционного обучения. Предложено обобщенное понимание термина Blended learning. Обозначены аспекты гуманитарного подхода к преподаванию в условиях интеграции технологий электронного и традиционного обучения. Утверждается, что с помощью традиционных педагогических приемов можно эффективно реагировать на негативные последствия цифровых технологий. Определена роль современного преподавателя как носителя персонифицированного неявного знания в обеспечении гуманитарности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UMANITARNOST IN EDUCATION AS ANSWER TO DIZRUPTIVNY INNOVATIONS

In the publication the gap problem between traditional and innovative technologies of teaching is designated. On the basis of experience of modernization of educational process of the Buryat state university the problem of humanitarian maintenance of the electronic information and education environment rises. The dizruptivny innovations in education caused by automation, gamification, setizatsiy are considered. It is proved that digital innovations can substitute education values, replace effective technologies of traditional training. The generalized understanding of the term Blended learning is offered. Aspects of humanitarian approach to teaching in the conditions of integration of technologies of electronic and traditional training are designated. It is claimed that by means of traditional pedagogical receptions it is possible to react to negative consequences of digital technologies effectively. The role of the modern teacher as carrier of the personified implicit knowledge in providing a gumanitarnost of education is defined.

Текст научной работы на тему «Гуманитарность в образовании как ответ на дизруптивные инновации»

ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 37.01

ГУМАНИТАРНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

КАК ОТВЕТ НА ДИЗРУПТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ

© Рулиене Любовь Нимажаповна

доктор педагогических наук, доцент,

профессор кафедры общей педагогики Педагогического института, Бурятский государственный университет (г. Улан-Удэ) E-mail: ruliene@bsu.ru

В публикации обозначена проблема разрыва между традиционными и инновационными технологиями преподавания. На основе опыта модернизации образовательного процесса Бурятского государственного университета поднимается проблема гуманитарного сопровождения электронной информационно-образовательной среды. Рассматриваются дизруптивные инновации в образовании, вызванные автоматизацией, геймификаци-ей, сетизацией. Обосновано, что цифровые инновации могут подменять ценности образования, замещать эффективные технологии традиционного обучения. Предложено обобщенное понимание термина Blended learning. Обозначены аспекты гуманитарного подхода к преподаванию в условиях интеграции технологий электронного и традиционного обучения. Утверждается, что с помощью традиционных педагогических приемов можно эффективно реагировать на негативные последствия цифровых технологий. Определена роль современного преподавателя как носителя персонифицированного неявного знания в обеспечении гуманитарности образования.

Ключевые слова: образование, гуманитарность, дизруптивные инновации, цифровые технологии, неявное знание.

Современная цивилизация вступает в эпоху четвертой технологической революции [К. Шваб], которая, характеризуется стиранием границ между физическими (микроэлектронные, наноэлектронные и др.), цифровыми (виртуальная реальность, дополненная реальность, беспроводные технологии, SD-технологии и др.) и биомедицинскими (терапия стволовыми клетками и клеточными продуктами, генетическая диагностика, генная терапия, биоинженерия, биоинформатика) технологиями.

Как утверждают международные эксперты (чешский ученый-экономист М. Зелены; американский футуролог Т. Фрей; координатор российской Ассоциации футурологов К. Фрумкин, генеральный директор британской компании New Technology CADCAM Я. Вестон), движущей силой технологических прорывов являются искусственный интеллект, роботизация, интернет вещей, беспилотный транспорт, 3D-

печать, нанотехнологии, биотехнологии, квантовые компьютеры, которые приведут к фундаментальной модернизации жизнедеятельности человечества и будут вытеснять традиционные способы деятельности и общения.

Такие технологии ломают привычные представления, разрушают стереотипы и традиции, привычные модели поведения, их называют дизруптивными (дисруптив-ными) инновациями. Прилагательное «дизруптивный» (от лат. disruptus — разорванный) заимствовано философами [3], экономистами [1], социологами [4], культурологами [8] из биологии/генетики и обозначает разрывающий естественный отбор, направленный против особей со средним и промежуточным характером признаков. Дизруптивные инновации подрывают соотношение ценностей, делают некоторые технологии устаревшими [7].

Применительно к сфере образования также можно наблюдать дизруптивные инновации. Так, в результате тотальной автоматизации будет и дальше сокращаться продолжительность эмоционально-личностного взаимодействия участников образовательного процесса, будет уменьшаться количество свободного времени, унификация учебного процесса будет способствовать утрате индивидуальности, в условиях постоянного дистанционного формата обучения студенты могут стать более безответственными и т. д. Геймификация погружает человека в воображаемое пространство игры и игрок подменяет свои реальные цели потребностями персонажа, игровые механики обостряют конкуренцию, отрывают от необходимого для обучения материала [5].

Глобальным субъектом образовательного процесса становится распределенное интерактивное сообщество пользователей социальных сетей. Таким образом, местожительством современных студентов и преподавателей становится Интернет. Безусловно, это очень удобно и эффективно для организации учебного процесса, обработки учебной и научной информации, обратной связи и т. д. Вместе с тем участники виртуального сетевого образовательного процесса лишаются возможности общения посредством понимания звучащей речи и говорения. Не услышав друг друга на живом языке, люди утрачивают духовность. Как писал Г. Гадамер [2], языки суть порождения человеческой "духовной силы" и там, где звучит живая речь, действует изначальная "языковая сила" человеческого духа.

Поэтому необходимо не только осознавать негативные последствия цифровых технологий, но быстро реагировать на них с помощью педагогических технологий. Нам представляется, что современному преподавателю недостаточно использовать цифровые технологии, нужно уметь управлять формами взаимодействия студентов в информационной среде, подчинять Интернет-технологии образовательным целям.

Многолетний опыт внедрения технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс Бурятского государственного университета (с 2003 г.) позволяет нам обозначить актуальную проблему педагогики высшей школы — проблему гуманитарного сопровождения электронной информационно-образовательной среды. Практическое решение этой проблемы за-

Вестник Бурятского государственного университета Образование. Личность. Общество

2017. Вып. 4

висит от ИКТ-комптентности преподавателя, в умении подчинять ИКТ образовательным целям.

Современный преподаватель видится нам в образе модератора распределенного интерактивного обучающегося сообщества. В роли модератора преподаватель может восполнить дефицит живого личностного общения, выступать не только как посредник, но и как непосредственный источник и носитель персонифицированного неявного знания. Неявные знания занимают промежуточное состояние между знанием и незнанием, имеют две основные формы: опыт педагога и неявное знание учащегося [6]. Одним из результатов образовательного процесса является освоение явных знаний в различных научных дисциплинах. Но любая научная теория опирается на неявное когнитивное знание, любой научный и учебный текст является частью, элементом когнитивной реальности — контекста, представляющего собой текстовое окружение фразы. Контекст, как правило, является индивидуально-творческим продуктом автора и представляет собой комментарии размышления. Поэтому смысл той или иной фразы можно понять, только опираясь на контекст, на ее словесное и смысловое окружение. Например, суть и ценность лекции определяется тем, как и какие неявные знания (комментарии, пояснения) сформулировал преподаватель. Так, лекция (от «lektio» — чтение) в средневековом университете представляла собой учебное занятие, во время которого преподаватель и студенты читали одинаковые рукописные тексты. Роль преподавателя заключалась в том, чтобы пояснять непонятные места. Благодаря Интернету, студенты современных университетов имеют неограниченный доступ к источникам и могут быть «на равных» с преподавателем в отношении информированности. Следовательно, функция преподавателя заключается в том, чтобы поделиться своим неявным знанием, способами изучения научной проблемы, методологическими приемами познавательной деятельности и т. д. Только в этом случае можно рассчитывать на доверие к лектору-педагогу и к тому, что он сообщает.

В условиях электронного обучения студенты лишены полноценного «tichering», поэтому необходима специально продуманная система компенсации дефицита личностного компонента знания и познания, многосторонних непосредственных контактов между участниками образовательных событий. Образовательный процесс как событие (со-бытие) предполагает бытие, физическое присутствие студентов и преподавателей. Это возможно в условиях интеграции технологий электронного и традиционного обучения (Blended learning) в условиях очно-дистанционного формата обучения при сочетанном и дополняющем использовании технологий аудиторного и электронного обучения. Тогда учебный процесс будет не просто процедурой «обогащения памяти», но и творческим процессом узнавания, понимания, взаимно полезного общения. При таком подходе преподаватель не только передает явное знание, но и создает его вместе со студентами новый опыт, даже больше — неявное знание рождается на глазах обучающихся. Для того чтобы прийти к этому, современному преподавателю необходимо обладать экспрессивными навыками, букваль-

но вживаться в любое знание, которое ему приходится транслировать. В этом состоит, на наш взгляд, гуманитарная составляющая процесса преподавания.

Владение навыками гуманитарной культуры преподавания помогает преподавателю в электронном курсе интерпретировать явное знание, объяснять приемы неявного знания, раскрывать контекст учебной дисциплины. Инструментами неявного знания становятся интонации, паузы, мимика, жесты, иллюстрации, креативные вопросы, различные проявления эмпатии и т. п. Таким образом, обеспечивается живое общение — условие эффективного преподавания и средство смягчения дисруптив-ных инноваций, разрушающих традиции педагогического процесса как процесса эмоционально-личностного взаимодействия людей в реальном жизненном пространстве.

В современном обществе мы уже не можем обойтись без цифровых технологий, они нам нужны и приносят пользу во всех сферах нашей жизни, включая работу, отдых и общение. Но нам так важно все чаще и больше ценить человеческое в человеке, принимать гуманные решения. Машины, технологии и роботы не могут это сделать за нас, потому что они не люди. Очевидно, гуманитарность образовательного процесса, которую призваны инициировать преподаватели, способна ответить на вызовы дизруптивных инноваций, которые могут разорвать связь современной образовательной практики с традициями классической педагогической практики.

Литература

1. Бусалов Д. Ю. Самоорганизация в сетевых системах // Транспортное дело России. 2010. № 5. С. 22-24.

2. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. 699 с.

3. Ильин А. А. Особенности коэволюции природы, общества и культуры // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2012, № 4. С. 64-68.

4. Плюснин Ю. М. Эпистемология и стратегия научного поиска // Наука. Инновации. Образование. 2007. № 2. С. 74-95.

5. Прач Н. А. Возможности и опасности геймификации учебного процесса // Мастерство online [Электронный ресурс]. 2017. № 1(10). URL: http://ripo.unibel.by/index.php?id=2741 (дата доступа: 29.03.2017).

6. Цветков В. Я. Неявные знания в образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-3. С. 504-505.

7. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 208 с.

8. Шумилов В. К. Теория и методология общественного развития // Вестник ВятГГУ. 2009. № 3. С. 60-64.

Вестник Бурятского государственного университета Образование. Личность. Общество

2017. Вып. 4

UMANITARNOST IN EDUCATION AS ANSWER TO DIZRUPTIVNY INNOVATIONS

Lyubov N. Ruliene

doctor of pedagogical sciences, associate professor,

professor of department of general pedagogics of Teacher training college

Buryat State University (Ulan-Ude)

E-mail: ruliene@bsu.ru

Summary: In the publication the gap problem between traditional and innovative technologies of teaching is designated. On the basis of experience of modernization of educational process of the Buryat state university the problem of humanitarian maintenance of the electronic information and education environment rises. The dizruptivny innovations in education caused by automation, gamification, setizatsiy are considered. It is proved that digital innovations can substitute education values, replace effective technologies of traditional training. The generalized understanding of the term Blended learning is offered. Aspects of humanitarian approach to teaching in the conditions of integration of technologies of electronic and traditional training are designated. It is claimed that by means of traditional pedagogical receptions it is possible to react to negative consequences of digital technologies effectively. The role of the modern teacher as carrier of the personified implicit knowledge in providing a gumanitarnost of education is defined. Keyword: education, gumanitarnost, dizruptivny innovations, digital technologies, implicit knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.