г
образование» (профиль обучения «Специальная психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия»).
Библиографический список
1. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). 2002. № 2 (3). С. 16-26.
2. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: Монография. Нижний Новгород,
3. Лебедева О.В. Психологическое здоровье будущего учителя как необходимое условие профессиональной компетенции. Нижний Новгород, 2012.
4. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 45-52.
5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.,
6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. № 2. С. 110-111.
7. Сорокоумова Е.А., Бобоёбов З.Х. Психологические механизмы личностного самоопределения // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 49-51.
8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.
А.В. Пархоменко
Интернет-технологии в организации учебного процесса в православных высших учебных заведениях
В статье представлен обзор средств интернет-технологий, использующихся в организации учебного процесса вузов Русской православной церкви, в которых любой человек имеет возможность в той или иной степени получить знания в области теологии.
Ключевые слова: образование в области теологии, Интернет, интернет-технологии, дистанционное обучение в области теологии.
2004.
2004.
s g ss Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его
111 использование широко применяется в образовании, экономике, медици-
1 о Л не и других отраслях. В этой связи образовательный процесс требует к
Ц. себе особого внимания и применения новых педагогических технологий,
О) о
^ & использующих Интернет.
Утвержденной терминологии в использование интернет-технологий в образовании на сегодня нет. Многие ученые исследуют возможности сети Интернет в образовании, дают определения относительно новой форме обучения: дистанционное обучение, дистанционное образование, e-leaming (электронное обучение), on-line learning (онлайн-обучение), virtual learning (виртуальное обучение), Internet-based learning (интернет-обучение), open-learning (открытое обучение), web-learning (веб-обучение) и т.д.
Исследованием дистанционного обучения занимаются многие ученые. В их работах находим исследования по определению теоретико-методологических основ дистанционного образования (Ч. Ведемейер, Б. Холмберг, М. Мур, О. Петерс, А. Франс, А.А. Андреев, А.В. Густырь, А.А. Золо-торев, М.П. Карпенко, В.И. Овсянников, О.А. Орчаков, В.И. Солдат-кин, В.В. Попов, В.П. Тихомиров, С.А. Щенников, А.В. Хуторской); дидактики дистанционного образования (А.А. Андреев, О.П. Околелов, В.В. Попов, Э.Г. Скибицкий, Е.В. Ширшов); технологии дистанционного обучения, типы дистанционного обучения (А.А. Андреев, А.Б. Галанов, А.Е. Петров, А.В. Хуторской); обоснования специфики педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения (М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат, В.И. Овсянников, С.А. Щенников), особенности взаимодействия педагога и обучающихся (Е.Д. Балашова, Н.Д. Гимранов, О.Н. Шевченко); исследования понятия дистанционного обучения в зарубежной литературе и гуманистического подхода в теории дистанционного обучения (Е.А. Черная, О.С. Егорова, Г.Г. Губи-на, О.С. Толстова), исследования развития дистанционного обучения в гуманитарной образовательной системе (А.Ю. Курин, И.Л. Матяе-ва, М.Т. Сикоева), применение интернет-технологий в дополнительном образовании (Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова, Е.Ю. Бойко, О.В. Вязавова, Н.А. Кулешова, Л.Н. Уметский, Г.А. Шешерина).
Прежде чем приступить к рассуждению об интернет-технологиях, предлагаем рассмотреть определение терминов «технология», «интернет», «интернет-технология».
В широком смысле термин «технология» происходит от греческого слова techne - «умение», «искусство», «мастерство» и logos - «слово, знание, наука». В энциклопедическом словаре находим определение: техно-
логия — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого к результата [3]. | о
Интернет - крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть. С | § помощью этой сети люди имеют возможность общаться друг с другом с ЕЕ независимо от географического положения каждого и в любое удобное время. Это кладезь информации в любой области знания.
В России сетью пользуются 60 млн человек. Пользователи Интернета в возрастной группе от 25 до 34 лет доминируют в России (31%), Сербии (27%), Венгрии (26%), Польше (26%), Латвии (24%) и Эстонии (23%) [2].
По мнению ученых, интернет-технологии в образовании - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы (Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова, Е.Ю. Бойко, Вязаво-ва, О.В. Н.А. Кулешова, Л.Н. Уметский, Г.А. Шешерина).
Современные интернет-технологии позволяют взаимодействовать педагогу с обучающимися и обучающимися между собой с помощью чатов, форумов, видеоконференций, вебсеминаров, телеконференций, электронной почты и т.д.
Все интернет-технологии можно разделить на две категории: с избирательной интерактивностью (технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде - базы данных (набор сведений, информации, хранящихся упорядоченным способом)); с полной интерактивностью (электронная почта, телеконференция, видеоконференция, чат и т.д.).
С точки зрения дидактики, на сегодняшний день лучшими и наиболее часто используемыми среди интернет-технологий считаются системы дистанционного обучения (СДО), электронного обучения.
В Федеральном законе об образовании от 29 декабря 2012 г. «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4].
s g ss Сотрудники Международного института менеджмента ЛИНК под | | | дистанционным образованием понимают комплекс образовательных ^ I Ü услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубе-|J_ жом, с помощью специализированной информационно-образовательной ^ & среды, на любом расстоянии от образовательных учреждений [1].
А.А. Андреев, В.И. Солдаткин определяют технологию дистанционного обучения как систему, включающую в себя методы, средства и формы обучения, а также способ их воспроизводимости (тиражируемости) для достижения целей обучения. Методы обучения в системе дистанционного обучения: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменная работа, повторение. Средства обучения: сетевые электронные учебные издания, компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах, учебно-информационные аудио- и видеоматериалы, лабораторные дистанционные практикумы (лабораторные практикумы удаленного доступа), информационные базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом, средства обучения на основе виртуальной реальности.
В системе дистанционного обучения используются и традиционные формы обучения, такие как лекция, семинар, лабораторное занятие, контрольная работа, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др.
Эти формы в в системе дистанционного обучения принимают адаптированную для данной формы обучения окраску. Например, лекция в печатном формате приобретает некоторые дополнения, выражающие эмоции лектора, такие как улыбка в виде смайла ©. Возможны видео-или аудиолекции.
В православных учебных учреждениях система дистанционного обучения организована на следующих уровнях:
• открытый дистанционный курс катехизации: Православный интернет-курс (ПИК) (С.В. Буянов);
• подготовительные курсы (Высшие богословские курсы при Московской духовной академии);
• богословские курсов (Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы);
• дополнительное образование (факультет дополнительного образования православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета);
• воскресная школы Крутицкого Патриаршего подворья имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла (первая воскресная школа для родителей, осуществляющая их катехизацию дистанционно).
Как мы выяснили, существует немного высших учебных заведений к РПЦ, в которых можно получить богословское образование, используя | о онлайн-обучение. Исследуя сайты духовных академий, семинарий, пра- | § вославных институтов, университетов Русской православной церкви, с ЕЕ мы выявили, что только 15% из них в той или иной степени применяют интернет-технологии в организации учебного процесса.
Из университетов Русской православной церкви систему дистанционного обучения используют Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный университет (в разработке проект обучения по направлениям церковного служения мирян).
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет имеет факультет дистанционного обучения. Люди, имеющие высшее образование, учась на этом факультете, могут получить богословское образование. Для осуществления обучения на факультете дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета используется платформа Moodle. Создан «Виртуальный университет», организация учебного процесса которого максимально приближена к традиционной. В работе виртуального университета используются многие возможности дистанционного обучения: чаты, веб-семинары, тесты, видеоконференции, веб-форумы и т.д.
В Российском православном университете система дистанционного обучения в разработке на уровне проекта обучения по направлениям церковного служения мирян, организуется онлайн-курс «Основы православного мировоззрения» для бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) на базе образовательной платформы WebTutor. Также Российский православный университет принял участие в проведении курса видеолекций по обучению лидерству.
Из академий и семинарий Русской православной церкви дистанционное обучение в той или иной степени используют:
• Казанская духовная семинария (разрабатывает систему дистанционного образования на уровне курсов катехизации; с марта 2014 г. в рамках предмета «Основы иконографии» для студентов 2 курса бакалавриата используется система дистанционного обучения);
• Московская духовная семинария (разрабатывает систему дистанционного образования на уровне курсов катехизации; разработано 7 курсов);
• Нижегородская семинария (взаимодействует со светскими вузами, осуществляющими обучение в области богословия);
s g ¡s • Новосибирская духовная семинария (взаимодействует с Новосибир-| | | ским Свято-Макарьевским богословским институтом, организует дистан-I ° J- ционное обучение);
JJ_ • Санкт-Петербургская духовная семинария (осуществляет дистанци-^ & онное обучение на заочном, очном секторах бакалавриата (семинарии) и магистратуры (академии), используя платформу Moodle);
• Хабаровская духовная семинария (в форме вебинаров проводятся онлайн-консультации для студентов 1 курса заочного отделения, существуют онлайн-курс «Христианство и литература» для всех желающих (обучение бесплатное), дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (обучение бесплатное)).
Проведя обзор вузов Русской православной церкви, можем сделать вывод, что интернет-технологии находят широкое применение в образовании населения на различных уровнях от консультаций до повышения квалификации и получения дополнительного образования с наименьшими затратами материальных средств и времени. Внедрение интернет-технологий в образование активно развивается. И если сегодня они используются в большей степени в столичных вузах Русской православной церкви, то через несколько лет будут применяться в вузах по всей стране.
Библиографический список
1. Качество ДО. Креативность, управление знаниями и инновации в системе ДО // Международный институт менеджмента ЛИНК. URL: http://www.deq.ou-link.ru/materials (дата обращения: 12.03.2015).
2. Пользователи Интернета в мире // Интернет в России и мире. URL: http://www.bizhit.rU/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404# (дата обращения: 12.03.2015).
3. Технология // Академик. URL: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=те хнология&from=xx&to=ru&did=pedagogical_dictionary&stype=0 (дата обращения: 12.03.2015).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».