Научная статья на тему 'Интернет-технологии в организации учебного процесса в православных высших учебных заведениях'

Интернет-технологии в организации учебного процесса в православных высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТЕОЛОГИИ / EDUCATION IN THE AREA OF THEOLOGY / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INTERNET TECHNOLOGIES / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ТЕОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пархоменко Анна Викторовна

В статье представлен обзор средств интернет-технологий, использующихся в организации учебного процесса вузов Русской православной церкви, в которых любой человек имеет возможность в той или иной степени получить знания в области теологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пархоменко Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using Internet technologies while organizing teaching and learning activities in the Orthodox higher education institutes

The article presents an overlook on Internet technologies, which are used in organization of teaching and learning activities of the Orthodox higher education institutes of Russia. Any person can get an opportunity to gain knowledge of theology

Текст научной работы на тему «Интернет-технологии в организации учебного процесса в православных высших учебных заведениях»

г

образование» (профиль обучения «Специальная психология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия»).

Библиографический список

1. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения). 2002. № 2 (3). С. 16-26.

2. Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы: Монография. Нижний Новгород,

3. Лебедева О.В. Психологическое здоровье будущего учителя как необходимое условие профессиональной компетенции. Нижний Новгород, 2012.

4. Повшедная Ф.В., Лебедева О.В. Особенности восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1 (9). С. 45-52.

5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. СПб.,

6. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. № 2. С. 110-111.

7. Сорокоумова Е.А., Бобоёбов З.Х. Психологические механизмы личностного самоопределения // Инициативы XXI века. 2014. № 1. С. 49-51.

8. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.

А.В. Пархоменко

Интернет-технологии в организации учебного процесса в православных высших учебных заведениях

В статье представлен обзор средств интернет-технологий, использующихся в организации учебного процесса вузов Русской православной церкви, в которых любой человек имеет возможность в той или иной степени получить знания в области теологии.

Ключевые слова: образование в области теологии, Интернет, интернет-технологии, дистанционное обучение в области теологии.

2004.

2004.

s g ss Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Его

111 использование широко применяется в образовании, экономике, медици-

1 о Л не и других отраслях. В этой связи образовательный процесс требует к

Ц. себе особого внимания и применения новых педагогических технологий,

О) о

^ & использующих Интернет.

Утвержденной терминологии в использование интернет-технологий в образовании на сегодня нет. Многие ученые исследуют возможности сети Интернет в образовании, дают определения относительно новой форме обучения: дистанционное обучение, дистанционное образование, e-leaming (электронное обучение), on-line learning (онлайн-обучение), virtual learning (виртуальное обучение), Internet-based learning (интернет-обучение), open-learning (открытое обучение), web-learning (веб-обучение) и т.д.

Исследованием дистанционного обучения занимаются многие ученые. В их работах находим исследования по определению теоретико-методологических основ дистанционного образования (Ч. Ведемейер, Б. Холмберг, М. Мур, О. Петерс, А. Франс, А.А. Андреев, А.В. Густырь, А.А. Золо-торев, М.П. Карпенко, В.И. Овсянников, О.А. Орчаков, В.И. Солдат-кин, В.В. Попов, В.П. Тихомиров, С.А. Щенников, А.В. Хуторской); дидактики дистанционного образования (А.А. Андреев, О.П. Околелов, В.В. Попов, Э.Г. Скибицкий, Е.В. Ширшов); технологии дистанционного обучения, типы дистанционного обучения (А.А. Андреев, А.Б. Галанов, А.Е. Петров, А.В. Хуторской); обоснования специфики педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения (М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров, Е.С. Полат, В.И. Овсянников, С.А. Щенников), особенности взаимодействия педагога и обучающихся (Е.Д. Балашова, Н.Д. Гимранов, О.Н. Шевченко); исследования понятия дистанционного обучения в зарубежной литературе и гуманистического подхода в теории дистанционного обучения (Е.А. Черная, О.С. Егорова, Г.Г. Губи-на, О.С. Толстова), исследования развития дистанционного обучения в гуманитарной образовательной системе (А.Ю. Курин, И.Л. Матяе-ва, М.Т. Сикоева), применение интернет-технологий в дополнительном образовании (Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова, Е.Ю. Бойко, О.В. Вязавова, Н.А. Кулешова, Л.Н. Уметский, Г.А. Шешерина).

Прежде чем приступить к рассуждению об интернет-технологиях, предлагаем рассмотреть определение терминов «технология», «интернет», «интернет-технология».

В широком смысле термин «технология» происходит от греческого слова techne - «умение», «искусство», «мастерство» и logos - «слово, знание, наука». В энциклопедическом словаре находим определение: техно-

логия — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого к результата [3]. | о

Интернет - крупнейшая в мире глобальная компьютерная сеть. С | § помощью этой сети люди имеют возможность общаться друг с другом с ЕЕ независимо от географического положения каждого и в любое удобное время. Это кладезь информации в любой области знания.

В России сетью пользуются 60 млн человек. Пользователи Интернета в возрастной группе от 25 до 34 лет доминируют в России (31%), Сербии (27%), Венгрии (26%), Польше (26%), Латвии (24%) и Эстонии (23%) [2].

По мнению ученых, интернет-технологии в образовании - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы (Р.Н. Абалуев, Н.Г. Астафьева, Н.И. Баскакова, Е.Ю. Бойко, Вязаво-ва, О.В. Н.А. Кулешова, Л.Н. Уметский, Г.А. Шешерина).

Современные интернет-технологии позволяют взаимодействовать педагогу с обучающимися и обучающимися между собой с помощью чатов, форумов, видеоконференций, вебсеминаров, телеконференций, электронной почты и т.д.

Все интернет-технологии можно разделить на две категории: с избирательной интерактивностью (технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде - базы данных (набор сведений, информации, хранящихся упорядоченным способом)); с полной интерактивностью (электронная почта, телеконференция, видеоконференция, чат и т.д.).

С точки зрения дидактики, на сегодняшний день лучшими и наиболее часто используемыми среди интернет-технологий считаются системы дистанционного обучения (СДО), электронного обучения.

В Федеральном законе об образовании от 29 декабря 2012 г. «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [4].

s g ss Сотрудники Международного института менеджмента ЛИНК под | | | дистанционным образованием понимают комплекс образовательных ^ I Ü услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубе-|J_ жом, с помощью специализированной информационно-образовательной ^ & среды, на любом расстоянии от образовательных учреждений [1].

А.А. Андреев, В.И. Солдаткин определяют технологию дистанционного обучения как систему, включающую в себя методы, средства и формы обучения, а также способ их воспроизводимости (тиражируемости) для достижения целей обучения. Методы обучения в системе дистанционного обучения: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, упражнение, решение задач, заучивание учебного материала, письменная работа, повторение. Средства обучения: сетевые электронные учебные издания, компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах, учебно-информационные аудио- и видеоматериалы, лабораторные дистанционные практикумы (лабораторные практикумы удаленного доступа), информационные базы данных и знаний с удаленным доступом, электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом, средства обучения на основе виртуальной реальности.

В системе дистанционного обучения используются и традиционные формы обучения, такие как лекция, семинар, лабораторное занятие, контрольная работа, курсовые работы, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др.

Эти формы в в системе дистанционного обучения принимают адаптированную для данной формы обучения окраску. Например, лекция в печатном формате приобретает некоторые дополнения, выражающие эмоции лектора, такие как улыбка в виде смайла ©. Возможны видео-или аудиолекции.

В православных учебных учреждениях система дистанционного обучения организована на следующих уровнях:

• открытый дистанционный курс катехизации: Православный интернет-курс (ПИК) (С.В. Буянов);

• подготовительные курсы (Высшие богословские курсы при Московской духовной академии);

• богословские курсов (Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы);

• дополнительное образование (факультет дополнительного образования православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета);

• воскресная школы Крутицкого Патриаршего подворья имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла (первая воскресная школа для родителей, осуществляющая их катехизацию дистанционно).

Как мы выяснили, существует немного высших учебных заведений к РПЦ, в которых можно получить богословское образование, используя | о онлайн-обучение. Исследуя сайты духовных академий, семинарий, пра- | § вославных институтов, университетов Русской православной церкви, с ЕЕ мы выявили, что только 15% из них в той или иной степени применяют интернет-технологии в организации учебного процесса.

Из университетов Русской православной церкви систему дистанционного обучения используют Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный университет (в разработке проект обучения по направлениям церковного служения мирян).

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет имеет факультет дистанционного обучения. Люди, имеющие высшее образование, учась на этом факультете, могут получить богословское образование. Для осуществления обучения на факультете дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета используется платформа Moodle. Создан «Виртуальный университет», организация учебного процесса которого максимально приближена к традиционной. В работе виртуального университета используются многие возможности дистанционного обучения: чаты, веб-семинары, тесты, видеоконференции, веб-форумы и т.д.

В Российском православном университете система дистанционного обучения в разработке на уровне проекта обучения по направлениям церковного служения мирян, организуется онлайн-курс «Основы православного мировоззрения» для бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) на базе образовательной платформы WebTutor. Также Российский православный университет принял участие в проведении курса видеолекций по обучению лидерству.

Из академий и семинарий Русской православной церкви дистанционное обучение в той или иной степени используют:

• Казанская духовная семинария (разрабатывает систему дистанционного образования на уровне курсов катехизации; с марта 2014 г. в рамках предмета «Основы иконографии» для студентов 2 курса бакалавриата используется система дистанционного обучения);

• Московская духовная семинария (разрабатывает систему дистанционного образования на уровне курсов катехизации; разработано 7 курсов);

• Нижегородская семинария (взаимодействует со светскими вузами, осуществляющими обучение в области богословия);

s g ¡s • Новосибирская духовная семинария (взаимодействует с Новосибир-| | | ским Свято-Макарьевским богословским институтом, организует дистан-I ° J- ционное обучение);

JJ_ • Санкт-Петербургская духовная семинария (осуществляет дистанци-^ & онное обучение на заочном, очном секторах бакалавриата (семинарии) и магистратуры (академии), используя платформу Moodle);

• Хабаровская духовная семинария (в форме вебинаров проводятся онлайн-консультации для студентов 1 курса заочного отделения, существуют онлайн-курс «Христианство и литература» для всех желающих (обучение бесплатное), дистанционные курсы повышения квалификации преподавателей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (обучение бесплатное)).

Проведя обзор вузов Русской православной церкви, можем сделать вывод, что интернет-технологии находят широкое применение в образовании населения на различных уровнях от консультаций до повышения квалификации и получения дополнительного образования с наименьшими затратами материальных средств и времени. Внедрение интернет-технологий в образование активно развивается. И если сегодня они используются в большей степени в столичных вузах Русской православной церкви, то через несколько лет будут применяться в вузах по всей стране.

Библиографический список

1. Качество ДО. Креативность, управление знаниями и инновации в системе ДО // Международный институт менеджмента ЛИНК. URL: http://www.deq.ou-link.ru/materials (дата обращения: 12.03.2015).

2. Пользователи Интернета в мире // Интернет в России и мире. URL: http://www.bizhit.rU/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404# (дата обращения: 12.03.2015).

3. Технология // Академик. URL: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=те хнология&from=xx&to=ru&did=pedagogical_dictionary&stype=0 (дата обращения: 12.03.2015).

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.