Научная статья на тему 'Реализация проекта дистанционного обучения на основе сетевой технологии в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете'

Реализация проекта дистанционного обучения на основе сетевой технологии в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меланина Т. В.

Актуальность дистанционного обучения, при всех его недостатках, не подлежит сомнению, более того, оно имеет и преимущества. Современные сетевые технологии при грамотном использовании вполне пригодны и для решения задач дистанционного богословского образования, что особенно востребованно в наше время, так как традиционные формы обучения для многих людей бывают неприемлемы. Технология реализации дистанционного обучения в ПСТГУ, описанная автором, организована таким образом, что представляет собой практически полный аналог традиционной очно-заочной формы обучения. В этом состоит коренное отличие от распространенных на сегодняшний день дистанционных обучающих систем, которые, к сожалению, послужили к дискредитации самой идеи дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация проекта дистанционного обучения на основе сетевой технологии в православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2006. Вып.3. С. 155-161

Реализация проекта дистанционного обучения на основе сетевой технологии в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете

Т.В. Меланина

К. т. н., зав, отделением интернет-обучения ФДО ПСТГУ

Актуальность дистанционного обучения, при всех его недостатках, не подлежит сомнению, более того, оно имеет и преимущества. Современные сетевые технологии при грамотном использовании вполне пригодны и для решения задач дистанционного богословского образования, что особенно востребованно в наше время, так как традиционные формы обучения для многих людей бывают неприемлемы. Технология реализации дистанционного обучения в ПСТГУ, описанная автором, организована таким образом, что представляет собой практически полный аналог традиционной очно-заочной формы обучения. В этом состоит коренное отличие от распространенных на сегодняшний день дистанционных обучающих систем, которые, к сожалению, послужили к дискредитации самой идеи дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - сравнительно новая форма получения образования, которая динамично развивается в последние годы. В силу своих особенностей, такая форма призвана давать возможность получения образования людям, для которых невозможна или затруднительна традиционная форма обучения.

При всех видимых недостатках дистанционного обучения (например, отсутствие визуального или эмоционального контакта между учащимся и преподавателем) неожиданно появляются определенные преимущества, отсутствующие при традиционных формах обучения и позволяющие повысить качество образования. Применяемая нами модель обучения способствует более полному и глубокому усвоению материала по предмету при постоянном контроле результатов как со стороны преподавателя, так и со стороны самого учащегося. Постоянная обратная связь от учащегося к преподавателю позволяет корректировать форму и объем подачи учебного материала, иногда даже в течение занятий по дисциплине.

Тем более актуально дистанционное обучение в богословском образовании, особенно если учитывать его востребованность в настоящее время среди людей уже состоявшихся как специалисты; людей взрослых, пришедших к Богу в сознательном возрасте и желающих найти свое место в Церкви. От обучения такие люди ждут, прежде всего, систематизации своих знаний, углубления их именно в рамках православной традиции, то есть качественного и традиционного богословского образования при возможности сохранения привычного жизненного уклада, а именно - без отрыва от работы и семьи, от своей основной деятельности. Зачастую традиционные формы обучения неприемлемы для таких людей: они не имеют достаточно времени для регулярного посещения занятий по расписанию учебного заведения, не могут приезжать даже на заочные сессии. Кроме того, нельзя забывать о людях, для которых традиционная форма обучения невозможна в принципе.

Технология реализации дистанционного обучения в ПСТГУ учитывает все вышеизложенные моменты. Дистанционный учебный процесс организован таким образом, что представляет собой практически полный аналог традиционной очно-заочной формы обучения. В этом состоит коренное отличие от распространенных на сегодняшний день дистанционных обучающих систем, которые, к сожалению, послужили к дискредитации самой идеи дистанционного обучения. Зачастую учащемуся предлагают только комплект учебно-методических материалов и предоставляется возможность разовых контактов с преподавателем (иногда просто в виде письма с вопросами, которые отсылаются по электронной почте).

Дистанционное обучение в ПСТГУ проходит при постоянном взаимодействии учащегося и преподавателя. Учащийся занимается самостоятельно, но под контролем преподавателя и в постоянном общении с ним и с другими учащимися своей группы. Кроме того, программа обучения составлена таким образом, что позволяет получить систематическое образование, начиная от подготовительного курса и до защиты диплома. Конечно, для желающих предоставляется возможность обучения по отдельным предметам программы, но в целом вся модель обучения настроена на последовательное изучение учащимся богословских дисциплин в специально подобранном порядке.

Сам учебный процесс организуется в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.

Важным является и то, что с технической стороны реализация нашего дистанционного обучения не требует от его участников - учащихся, преподавателей, сотрудников - использования специального

оборудования, программного обеспечения или даже высокой скорости сетевого обмена. Все обучение реализуется средствами сети интернет, и для участия в учебном процессе достаточно стандартного программного обеспечения, даже не самых последних версий (минимум Windows 2000, широко использующаяся программа Internet Explorer).

Учебная среда, в которой проходит обучение, состоит из двух частей.

Внешняя - сайт отделения интернет-обучения, который доступен для любого пользователя сети интернет и на котором располагается вся необходимая информация об обучении (учебные программы, расписание занятий, стоимость, порядок регистрации и т.д.).

Внутренняя - система «Виртуальный университет», которая представляет собой специальное интернет-приложение с набором средств, необходимых для реализации учебного процесса.

Доступ непосредственно в учебную среду авторизован: каждый пользователь работает под своей фамилией и именем, которые отмечают все его действия в системе обучения (опубликованные сообщения, просмотры сообщений других участников и т. д.). Каждый пользователь имеет визитную карточку, где размещает свою фотографию и сообщает необходимую информацию о себе. Визитная карточка доступна всем участникам обучения; фотография пользователя размещается в каждом его сообщении. Такой подход повышает ответственность, улучшает нравственный климат дистанционного общения (что особенно актуально для среды интернет), дисциплинирует учащегося.

Как уже отмечалось, отличительной особенностью дистанционного обучения в ПСТГУ является широкое использование коммуникативной составляющей, что отсутствует в большинстве современных систем. Нашей главной задачей при организации обучения является не его автоматизация, а обеспечение многовариантной связи между людьми - участниками учебного процесса; главным образом преподавателем и учащимся.

С самых первых шагов - начиная с регистрации в системе и поступления на обучение - организована оперативная связь кандидата на обучение с инспектором, который отвечает за набор. Для всех кандидатов является обязательным прохождение дистанционного ознакомительного курса. Курс идет в тесном контакте с преподавателем. Целью ознакомительного курса является не только научить работать с системой, но и дать поступающему навыки дистанционного обучения и общения в учебном заведении, с учетом используемых нами методик обучения. Кроме того, ознакомительный курс позволяет полу-

чить необходимое представление о личности каждого кандидата на обучение.

На практике общение внутри системы происходит почти круглосуточно, что связано с большой географической распределенностью наших учащихся.

С помощью возможностей разноуровневого доступа внутренняя учебная среда делится на три сектора.

Сектор I: основной сектор учебной системы, который предназначен для взаимодействия учащихся и преподавателей; в нем непосредственно осуществляется учебный процесс, который обеспечивается и контролируется сотрудниками факультета, каждый из которых отвечает за свой участок работы.

Сектор II создан для общения преподавателей. Наличие такого участка системы несет важнейшие функции, так как среди наших преподавателей есть не только преподаватели ПСТГУ, но и других учебных заведений, расположенных в других городах. Специально выделенные ресурсы системы позволяют преподавателям общаться между собой, обсуждать различные учебные и методические вопросы, обмениваться мнениями, делиться предложениями по совершенствованию содержания курсов и излагать свои замечания по организации учебного процесса.

Сектор III предназначен для взаимодействия сотрудников, занятых в организации и сопровождении дистанционного обучения. Использование возможности отдельного дистанционного общения сотрудников, дополнительно к традиционным средствам, способствует оперативному решению возникающих проблем, дает возможность при наличии распределенности сотрудников обсуждать различные вопросы, коллективно принимать решения, что очень важно при наличии фактически непрерывного учебного процесса.

Как уже было отмечено выше, реализуемая модель учебного процесса дистанционного обучения в ПСТГУ максимально приближена к традиционным формам.

Сектор системы, предназначенный для взаимодействия учащихся и преподавателей, в свою очередь, подразделяется на две части.

Первая часть является частью общего доступа. Это отдельные ресурсы системы, позволяющие общаться между собой всем учащимся, сотрудникам и преподавателям. В нее, в частности, входят открытый форум - место общения всех участников обучения- и специальный форум «Учебная часть», который является аналогом учебной части традиционного вуза и предназначен для взаимодействия учащихся и сотрудников факультета при решении различных учебных вопросов.

Вторая часть является аналогом учебного кабинета по определенному предмету. Каждый учащийся имеет доступ к кабинету только той дисциплины, по которой он занимается в настоящий момент в соответствии с расписанием занятий своей группы. Таким образом, доступ в конкретный кабинет имеет группа учащихся, преподаватель данной дисциплины и сотрудники факультета, занятые в обеспечении дистанционного учебного процесса.

Кабинет представляет собой отдельную интернет-страницу, где имеется набор всего необходимого для учебы: литература в электронной форме, учебный план, зачетная книжка учащегося, отдельный форум и конференц-зал (организованный по принципу интернетовских чатов), в котором проходят занятия по данной дисциплине.

График обучения достаточно плотный. Каждая дисциплина программы разбита на отдельные темы, которые изучаются одна за другой. По каждой теме учащиеся обсуждают предложенные преподавателем вопросы, как в асинхронном режиме (публикуя сообщения на форуме кабинета), так и в реальном режиме времени (при участии в синхронных семинарах, организованных с использованием чат-технологий). Каждый учащийся индивидуально в скрытом режиме отвечает на контрольные вопросы.

Используются и другие формы обучения, например, такие, как написание учащимся или группой учащихся докладов с последующим общим обсуждением на форуме. Преподаватель проверяет ответы, контролирует обсуждение, вставляя, при необходимости, свои комментарии. По каждому занятию учащийся проходит аттестацию.

Преподаватель имеет возможность индивидуально общаться с каждым учащимся и не только выставлять оценки в ведомость, но и давать приватные пояснения и рекомендации по результатам изучения каждой темы и т. п.

Зачастую случается, что у преподавателя и учащегося возникает переписка, в которой обсуждаются вопросы, выходящие за рамки учебной программы по данному предмету, приобретая характер частных консультаций. Такое неформальное общение помогает учащемуся применять полученные знания в своей жизни, что особенно важно при изучении богословских дисциплин.

Достаточно широко нами используется тестирование: не только как форма контроля знаний, но и как способ обучения (применяются тренировочные тесты, тесты в режиме репетитора и т. п.).

Итоговая аттестация по каждому предмету проводится в различных формах по усмотрению преподавателя.

Все преподаватели отмечают, что проведение занятий в рамках нашей системы способствует повышению их квалификации, дает уникальный профессиональный опыт, который позволяет совершенствовать преподавание предмета при традиционных формах обучения.

Востребованность богословского образования вообще, и в дистанционной форме - в частности, побуждает нас к постоянному развитию, поиску новых решений и новых форм, позволяющих сделать процесс более продуктивным и доступным. В тесном контакте с разработчиками платформы, на которой организуется учебный процесс, мы проводим работы по разработке «Электронного деканата» - создание системы электронного документооборота при дистанционном обучении с возможностью использования электронной подписи (в частности, при заполнении экзаменационных ведомостей).

Для более полноценного общения учащихся и преподавателей планируется такая форма занятий, как видеоконференции. В настоящее время такие технологии делаются все более доступными для большинства пользователей интернета и потому пригодны для широкого использования.

Готовится публикация на нашем сайте в открытом доступе материалов по дистанционным курсам. Материалы разрабатываются с учетом возможности самостоятельного обучения для тех, кто, испытывая потребность в богословских знаниях, не имеет возможности, по различным жизненным обстоятельствам, участвовать даже в дистанционном обучении.

Кроме того, имеются некоторые наработки по возможности смешанного обучения, которое включало бы в себя интернет-поддержку студентов-заочников.

В заключение хотелось бы подчеркнуть следующее. На опыте дистанционного обучения на нашем факультете видно, что современные сетевые технологии, при грамотном использовании, вполне пригодны для решения задач богословского образования. При этом, как показывает наш опыт, необходимо идти не по пути автоматизации и формализации образовательного процесса, а применять доступные технические средства для обеспечения и поддержания постоянного и продуктивного контакта преподавателя и учащегося.

При всех видимых недостатках дистанционного обучения (например, отсутствие визуального или эмоционального контакта между учащимся и преподавателем) неожиданно появляются определенные преимущества, отсутствующие при традиционных формах обучения и позволяющие повысить качество образования. Применяемая нами

модель обучения способствует более полному и глубокому усвоению материала по предмету при постоянном контроле результатов как со стороны преподавателя, так и со стороны самого учащегося. Постоянная обратная связь от учащегося к преподавателю позволяет корректировать форму и объем подачи учебного материала, иногда даже в течение занятий по дисциплине.

Implementation of the distance-learning project

ON THE BASIS OF NET TECHNOLOGY AT ST. TIKHON’S

Orthodox University

T.V. Melanina

Distance learning as a means of getting education has a number of advantages together with some drawbacks. Today’s net technologies, as long as they are properly applied, can make theological education available for those who prefer this way of getting education to a traditional one. The author describes the technology employed in this project that makes distance learning practically similar to traditional full-time attendance and correspondence study. It is this feature that makes the project fundamentally different from other systems of long-distance learning that have discredited to some extent the very idea of long-distance learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.