Вестник ТГПУ (ТБРББиПвИп). 2017. 11 (188)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.1.02:372.881.111.1
00! 10.23951/1609-624Х-2017-11-140-143
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПОДКАСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Н. В. Меркулова, Т. Н. Бабакина
Томский государственный педагогический университет, Томск
На современном этапе развития образования актуальной становится проблема внедрения в образовательный процесс информационных коммуникационных технологий, и в частности интернет-технологий. Цель данной статьи - показать методические возможности комплексного использования блог-технологии и технологии подкастов для развития речевой компетенции при обучении английскому языку на средней ступени. Данные технологии обладают большим методическим потенциалом, и их комплексное применение является эффективным способом совершенствования умений во всех видах речевой деятельности (в чтении, письме, аудировании, говорении) и способствует развитию речевой компетенции обучающихся, являющейся основой формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Применение блог-технологии и технологии подкастов позволяет преподавателю моделировать альтернативные стратегии обучения с учетом психологических особенностей обучающихся, а также вносить разнообразие в процесс изучения языка, тем самым поддерживая и повышая уровень мотивации.
Ключевые слова: интернет-технологии, речевая компетенция, блог-технология, технология подкастов.
Одной из главных целей обучения иностранному языку, согласно ФГОС основного общего образования [1] и примерной программе по иностранному языку [2], является формирование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее компонентов: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Речевая компетенция является одной из основных составляющих иноязычной коммуникативной компетенции и предполагает развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).
Овладение всеми составляющими иноязычной коммуникативной компетенции трудноосуществимо в рамках традиционного урока иностранного языка. Именно поэтому ФГОС предусматривает внедрение в образовательный процесс информационных коммуникационных технологий, и в частности интернет-технологий, позволяющих создать атмосферу реального общения на иностранном языке. Однако их применение в школе все еще находится на экспериментальной стадии, осуществляется накопление опыта в данной сфере, а также создание более благоприятной среды для их использования.
«Интернет-технологии - это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы» [3, с. 9].
Выделяют следующие виды интернет-технологий в обучении:
- обучающие программы: тренажеры, тестовые системы;
- обучающие системы (в том числе на базе муль-тимедиатехнологий): системы дистанционного обучения и виртуального моделирования, веб-квесты;
- интеллектуальные и обучающие системы, используемые в отдельных предметных областях: си-муляторы, специализированные тренажеры;
- средства телекоммуникации: электронная почта, чаты, блоги, вики, телеконференции, подкасты, социальные сети и сервисы [3, с. 9; 4, с. 25].
Наибольший потенциал для развития речевой компетенции представляют собой средства телекоммуникации, среди которых следует выделить блог-технологию и технологию подкастов как многофункциональные и модифицируемые технологии Веб 2.0 с полной интерактивностью.
В соответствии с классификацией технологий обучения иностранным языкам на основе принципа инструментальности, предложенной О. Н. Игна, блог-технология и технология подкастов являются моноинструментальными и полицелевыми, так как в них единственный инструмент (блог или подкаст) может быть использован для решения нескольких задач/целей (например, для развития умений в говорении, аудировании, чтении, письме) [5, с. 149].
Развитие речевой компетенции - трудоемкий процесс, который требует больших временных за-
Н. В. Меркулова, Т. Н. Бабакина. Использование блог-технологии и технологии подкастов.
трат, а также использования эффективных средств обучения. Поскольку блог-технология и технология подкастов являются полицелевыми и могут быть использованы для решения нескольких задач одновременно, то их использование способно интенсифицировать процесс развития речевой компетенции и сделать его более эффективным.
Блог-технология позволяет развивать умения в чтении и письме путем использования уже существующих в сети Интернет блогов, а также путем создания личных блогов обучающихся в виде дневников или журналов, позволяющих размещать как текстовый, так и медиаматериал (фотографии, аудио- и видеозаписи, ссылки на ресурсы сети Интернет). Посетители блога, ознакомившись с содержанием сайта, могут выразить свою реакцию с помощью функции комментариев [6, с. 115].
Для развития отдельных компонентов речевой компетенции (умений в чтении, письме и говорении) возможны следующие способы работы с блог-технологией: использование блога для организации дискуссии, что позволяет обучающимся и преподавателям лучше узнать мнения друг друга; использование блога для организации классных семинаров и изложения прочитанного; создание обучающимися собственных блогов, в которых они представляют отчеты о проделанной работе (выполняют задания, пишут эссе, статьи) [4, с. 41]. Ведя личный блог, обучающиеся развивают умения выделять и извлекать необходимую информацию, оценивать ее важность; развивают умения использовать необходимые языковые средства для представления в письменной форме информации о себе, своей стране и т. д.; выражать и аргументировать свою точку зрения, использовать необходимые для этого языковые средства (при комментировании блога одноклассника); писать письма личного характера; писать различного типа эссе, рецензии [7, с. 135; 8, с. 41].
Работа в блоге не обязательно должна замещать стандартные письменные задания, она может предшествовать их выполнению, подготавливая учащихся к более серьезной работе, являясь способом накопления материала и необходимой аргументации, на что не всегда есть время в классе. Работа в блоге может также предшествовать некоторым заданиям по говорению, служить ресурсом для подготовки монологического высказывания или групповой дискуссии. Развитие критического мышления является важным преимуществом блог-техно-логии. Формирование собственной позиции происходит путем ознакомления с мнениями каждого участника обсуждения. Поэтому при организации работы в блоге необходимо привлечь к обсуждению максимальное число обучающихся.
Технология подкастов позволяет развивать умения в аудировании и говорении путем прослушивания уже существующих в сети Интернет подкастов,
а также путем создания обучающимися собственных подкастов, то есть аудио- и видеозаписей эпизодического характера, доступных для прослушивания или просмотра во всемирной сети [9, с. 189].
В современной методике использование технологии подкастов рассматривается в двух основных направлениях:
1. Для развития умений аудирования (прослушивание подкастов). Такой вид работы с подкаста-ми помогает развивать следующие коммуникативно-речевые умения: выделять необходимую информацию, анализировать содержание аудиотек-ста, определять отношения между участниками коммуникативного акта, определять отношения говорящего к предмету обсуждения, прогнозировать развитие событий, выделять факты и аргументы в соответствии с вопросом, понимать основное содержание аудиотекста.
2. Для развития умений говорения (запись обучающимися собственных подкастов). Данный вид работы с технологией подкастов позволяет развивать следующие коммуникативно-речевые умения: передавать цель сообщения, описывать факты, события, действующие лица, излагать основное содержание прослушанного/увиденного/прочитанного, давать оценку полученной информации [10, с. 121].
Для проверки эффективности комплексного использования блог-технологии и технологии подка-стов для формирования речевой компетенции у обучающихся на средней ступени был проведен эксперимент на базе 8 классов МБОУ «Академический лицей города Томска».
Для организации сетевой деятельности обучающихся экспериментальной группы была выбрана интернет-платформа РаёШ. В первую очередь с испытуемыми была проведена организационная беседа и разъяснен алгоритм предполагаемых действий. Затем на электронную почту обучающимся была направлена ссылка на сервис с подробной инструкцией по регистрации и дальнейшим действиям. После регистрации всех испытуемых им был предоставлен доступ к странице группы с уже размещенным на ней приветственным словом преподавателя и некоторой информационной базой. Техническая база сервиса позволила обеспечить обучающимся режим необходимой, но ограниченной функциональности, оставляя возможность редактировать и управлять чужими постами только преподавателю, но позволяя обучающимся делать собственные публикации на странице, делиться информацией. Далее обучающимся была предложена работа с новой интернет-технологией - технологией подкастов. На странице группы была размещена прямая ссылка на задание с платформы ESLvideo.com, направленное на развитие умений аудирования. В рамках изучаемой темы «Английский язык - язык международного общения» после
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 11 (188)
просмотра короткого мультипликационного ролика по мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет» обучающимся было предложено пройти квиз. Квиз был направлен на развитие умений аудирования с выборочным извлечением информации (ключевые слова, события, факты) и состоял из 10 тестовых заданий на альтернативный выбор. Данный вид аудирования для обучающихся средней ступени привычен, однако текст был достаточно трудным и видеоряд, сопровождавший аудиоматериал, значительно облегчил восприятие информации.
Следующим этапом стала работа с блог-техно-логией. В рамках изучаемой темы обучающимся было предложено прочитать блог-пост об изучении английского языка людьми из разных стран, которые рассказывают о том, когда, где и почему они начали изучать английский язык. Пост содержит 6 небольших историй, все они написаны реальными людьми и отражают их точку зрения. Помимо этого, обучающимся было предложено выделить и кратко сформулировать основные сложности, которые возникают у изучающих английский язык согласно данному блог-посту. Таким образом, данное задание было направлено на развитие умений просмотрового чтения, кроме того, текст для чтения в блог-посте был полностью аутентичный и отражал реалии других культур. После прочтения текста испытуемым было предложено написать свою небольшую историю на данную тему, на странице группы была размещена справочная информация с полезными выражениями и подсказками в помощь при написании текста. Обязательным условием было размещение своей истории на общей блог-странице, где у всех участников была возможность прочитать истории своих одноклассников и, может быть, даже узнать о них что-то новое. Таким образом, данное задание было направ-
лено на развитие умении письменной речи посредством интерактивного взаимодействия, то есть общения на иностранном языке в сети.
Еще одним заданием стала подготовка к обсуждению проблемной ситуации в рамках изучаемой темы. На странице группы был размещен список полезных фраз и выражений для подготовки к работе в классе. Задача испытуемых заключалась в подготовке устного выступления о том, как преподается иностранный язык в их школе, какие задания являются наиболее интересными, что бы они хотели изменить в преподавании языка, если бы у них была такая возможность. Второй частью задания стало участие в общей беседе на тему «If I were an English teacher... ».
Экспериментальное обучение подтвердило эффективность комплексного использования блог-технологии и технологии подкастов для формирования речевой компетенции учащихся. Сопоставление и анализ результатов предэксперименталь-ного и постэкспериментального срезов позволили зафиксировать повышение уровня сформирован-ности речевой компетенции в целом, а также отдельных ее составляющих. Некоторые обучающиеся значительно улучшили личные показатели, что указывает на повышение степени индивидуализации процесса обучения при использовании конкретных интернет-технологий.
Таким образом, разнообразие и многофункциональность интернет-технологий позволяют моделировать и изменять процесс обучения в зависимости от существующих условий для повышения его эффективности. Кроме того, работа с интернет-технологиями является привлекательным форматом обучения на средней ступени, а также способствует повышению уровня индивидуализации и интерактивности образовательного процесса.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). URL: Мр://минобрнауки.рф/доку-менты/938 (дата обращения: 24.06.2017).
2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. 144 с.
3. Абалуев Р. Н., Астафьева Н. Е., Баскакова Н. И., Бойко Е. Ю., Вязовова О. В., Кулешова Н. А., Уметский Л. Н., Шешерина Г. А. Интернет-технологии в образовании: учебно-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2002. 136 с.
4. Ходакова А. Г., Ульянова Н. В., Щукина И. В. Интернет в обучении английскому языку: Новые возможности и перспективы: учебно-ме-тод. пособие. Тула: Тульский полиграфист, 2013. 100 с.
5. Игна О. Н. Классификация технологий обучения иностранным языкам на основе принципа инструментальности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 6 (183). С. 148-153. DOI 10.23951/1609-624X-2017-6-148-153.
6. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 115-127.
7. Bloch J. Abdullah's Blogging: A Generation 1.5 student enters the blogosphere // Language Learning and Technology. 2007. № 2. Р. 128-141.
8. Bloch J., Crosby C. Blogging in academic writing development // Handbook of Research on Computer-Enhanced Language Acquisition and Learning. N. Y.: Information Science Reference, 2007. P. 36-47.
9. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
10. Драгунова А. А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов факультета иностранных языков через использование учебных интернет-ресурсов на основе технологий веб 2.0: дис.... канд. пед. наук. Ярославль, 2014. 311 с.
Меркулова Надежда Владимировна, студентка, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Н. В. Меркулова, Т. Н. Бабакина. Использование блог-технологии и технологии подкастов...
Бабакина Татьяна Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 27.06.2017.
DOI 10.23951/1609-624X-2017-11-140-143
BLOG AND PODCAST TECHNOLOGY APPLICATION TO ENGLISH LANGUAGE TEACHING FOR THE SPEECH COMPETENCE DEVELOPMENT
N. V. Merkulova, T. N. Babakina
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
At the present stage of education development the problem of application of Information and Communication Technologies, and Internet technologies in particular, to the educational process becomes more urgent. It happens, as the use of these technologies is now the key factor in the process of the overall globalization and informatization. The purpose of the research presented in this article is to reveal methodical potential of complex Blog and Podcast technologies application to English language teaching on the middle stage of instruction for the speech competence development. These technologies possess great methodical potential, and their complex application serves as an effective way of ability enhancement in all types of speech skills (of reading, writing, listening and speaking). It is also conductive to the speech competence development, which is the basic component of communicative competence, the main goal of foreign language acquisition. Application of Blog and Podcast technologies to foreign language teaching makes it possible for teachers to model alternative educational strategies, considering students' psychological characteristics. It also enables teachers to introduce a fresh note into educational process, maintaining and raising a motivation level by that as most materials are quite of teenagers' current interest and are able to engage learners into various kinds of conversation.
Key words: Internet technologies, speech competence, Blog technology, Podcast technology
References
1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (5-9 kl.) [Federal State educational standard for basic general education]. URL: Ийр://минобрнауки.рф/документы/938 (in Russian) (accessed 24 June 2017).
2. Primernye programmy po uchebnym predmetam. Inostrannyy yazyk 5-9 klassy [Approximate subjects syllabuses. Foreign languages 5-9 classes]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2010. 144 p. (in Russian).
3. Abaluev R. N., Astaf'eva N. E., Baskakova N. I., Boyko E. Yu., Vyazovova O. V., Kuleshova N. A., Umetskiy L. N., Shesherina G. A. Internet-tekhnologii vobrazovanii: uchebno-metodicheskoye posobiye [Internet technologies in education: textbook ]. Tambov, TSTU Publ., 2002. 136 p. (in Russian).
4. Khodakova A. G., Ul'yanova N. V., Shchukina I. V. Internet v obuchenii angliyskomu yazyku: Novye vozmozhnosti i perspektivy (uchebno-metodicheskoye posobiye) [Internet in English language teaching: new opportunities and perspectives (textbook)]. Tula, Tul'skiy poligrafist Publ.,
2013. 100 p. (in Russian).
5. Igna O. N. Klassifikatsiya tekhnologiy obucheniya inostrannym yazykam na osnove printsipa instrumental'nosti [Classification of Technologies of Foreign Language Teaching based on the Principle of Instrumentality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPUBulletin, 2017, no. 6 (183), pp. 148-153 (in Russian). DOI 10.23951/1609-624X-2017-6-148-153.
6. Sysoyev P. V. Blog-tekhnologiya v obuchenii inostrannomu yazyku [Blogs in foreign language teaching]. Yazyk i kul'tura - Language and culture, 2012, no. 4 (20), pp. 115-127 (in Russian).
7. Bloch J. Abdullah's Blogging: A Generation 1.5 student enters the blogosphere. Language Learning and Technology, 2007, no. 2, pp. 128-141.
8. Bloch J., Crosby C. Blogging in academic writing development. Handbook of Research on Computer-Enhanced Language Acquisition and Learning. N. Y., Information Science Reference, 2007. pp. 36-47.
9. Sysoyev P. V. Podkasty v obuchenii inostrannomu yazyku [Podcasts in teaching a foreign language]. Yazyk i kul'tura - Language and Culture,
2014, no. 2 (26), pp. 189-201 (in Russian).
10. Dragunova A. A. Formirovaniye inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii u studentov fakul'teta inostrannykh yazykov cherez ispol'zovaniye uchebnykh internet-resursov na osnove tekhnologiy veb 2.0. Dis. kand. ped. nauk [Communicative competence formation among students of Foreign Languages Department, using educational Internet resources based on Web 2.0 technologies. Diss. cand. of ped. sci.]. Yaroslavl, 2014. 311 p. (in Russian).
Merkulova N. V., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Babakina T. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]