Научная статья на тему 'Интернет, социальные сети и права человека. Институционально-правовые аспекты'

Интернет, социальные сети и права человека. Институционально-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
711
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Интернет / государство / социальные сети / права человека / Internet / state / social networks / human rights

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павел Николаевич Астапенко

Интернет оказывает комплексное воздействие на институт права прав человека. Имеет место институциональная уязвимость права прав человека. Институциональная уязвимость прав и свобод — это совокупность процессов и явлений, обусловленных естественным развитием и внедрением интернет-сервисов и технологий в систему государственно-правовых отношений, результатом которых является, во-первых, принципиально иное качество, формы и способы реализации прав и свобод человека, что предусмотрено конституционным законодательством и актами международного права; во-вторых, отрицание основополагающих принципов и механизмов, в соответствии с которыми функционирует институт права прав человека. Перечень права прав человека следует расширить и уточнить исходя из возможностей граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственных полномочий. Подобное означает существенное реформирование системы народного представительства, а также принятие аналога Всеобщей декларации прав человека — Всеобщую декларацию прав и обязанностей интернет-пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet, social networks and human rights: institutional and legal aspects

The Internet has a comprehensive impact on the institution of human rights law. There is an institutional vulnerability of human rights law. The institutional vulnerability of law and freedoms is a set of processes and phenomena caused by the natural development and implementation of the Internet service and technologies in the system of statelegal relations, the result of which is, • firstly, a fundamentally different quality, forms and methods of realizing human rights and freedoms than are provided for by constitutional legislation and acts of international law; • secondly, the denial of the fundamental principles and mechanisms in accordance with which the institution of human rights law operates. The list of human rights law should be expanded and clarified, based on the ability of citizens to directly participate in the exercise of state powers. This means a substantial reform of the system of popular representation, as well as the adoption of an analogue of the Universal Declaration of Human Rights — the Universal Declaration of Rights and Obligations of Internet Users

Текст научной работы на тему «Интернет, социальные сети и права человека. Институционально-правовые аспекты»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10440

ИНТЕРНЕТ, СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Институционально-правовые аспекты

Павел Николаевич АСТАПЕНКО, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского государственного университета, доктор юридических наук, доцент E-mail: as.pavel@list.ru

Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право;

конституционный судебный процесс; муниципальное право

Аннотация. Интернет оказывает комплексное воздействие на институт права прав человека. Имеет место институциональная уязвимость права прав человека.

Институциональная уязвимость прав и свобод — это совокупность процессов и явлений, обусловленных естественным развитием и внедрением интернет-сервисов и технологий в систему государственно-правовых отношений, результатом которых является, во-первых, принципиально иное качество, формы и способы реализации прав и свобод человека, что предусмотрено конституционным законодательством и актами международного права; во-вторых, отрицание основополагающих принципов и механизмов, в соответствии с которыми функционирует институт права прав человека.

Перечень права прав человека следует расширить и уточнить исходя из возможностей граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственных полномочий. Подобное означает существенное реформирование системы народного представительства, а также принятие аналога Всеобщей декларации прав человека — Всеобщую декларацию прав и обязанностей интернет-пользователей.

Ключевые слова: Интернет, государство, социальные сети, права человека.

Annotation. The Internet has a comprehensive impact on the institution of human rights law. There is an institutional vulnerability of human rights law.

The institutional vulnerability of law and freedoms is a set of processes and phenomena caused by the natural development and implementation of the Internet service and technologies in the system of statelegal relations, the result of which is,

• firstly, a fundamentally different quality, forms and methods of realizing human rights and freedoms than are provided for by constitutional legislation and acts of international law;

• secondly, the denial of the fundamental principles and mechanisms in accordance with which the institution of human rights law operates.

The list of human rights law should be expanded and clarified, based on the ability of citizens to directly participate in the exercise of state powers. This means a substantial reform of the system of popular representation, as well as the adoption of an analogue of the Universal Declaration of Human Rights — the Universal Declaration of Rights and Obligations of Internet Users

Keywords: Internet, state, social networks, human rights

Право прав человек в интернет-эпоху1

Вторая половина XX века — определенный рубеж в понимании природы и сущности демократического государства2. При разнообразии

трактовок общим является значение, которое придается правам и свободам человека (право прав человека). Статья 2 российской Конституции сформулировала существующую практику

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

весьма емко: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Права и свободы — институт, без которого существование демократического государства и общества, трудно представить. Тенденция последних десятилетий — стремление к расширению каталога права прав человека. Подобная практика характерна на протяжении всей истории. Право прав человека — эволюционирующий институт. Вместе с тем эволюция имеет две существенные особенности:

■ поэтапное расширение каталога прав и свобод человека;

■ определяющая роль ООН и ассоциированных при нем организаций в процессе уточнения и расширения прав человека.

Юридическое закрепление новых прав являлось результатом международного консенсуса. Права человека появлялись постепенно и не затрагивали сущностные основы их функционирования. Расширение шло по пути включения близких по своему содержанию и характеру прав. Например, права ребенка. Всеобщая декларация прав человека3 — «библия» прав человек — их не содержит4.

В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребенка, содержащую всего десять принципов, призывавших государства обеспечить детям «счастливое детство». Никаких четких обязательств и требований. Международные пакты (1966)5, принятые в развитие Всеобщей декларации, уже содержат отдельные статьи, посвященные правам ребенка6. Понадобилось еще более двадцати лет, чтобы международное сообщество приняло Конвенцию о правах ребенка (1989).

Массовое распространение Интернета7 принципиально меняет сложившуюся практику. Интернет актуализирует вопрос, который никогда не возникал в истории существования права прав человека: соответствие данного института природе Интернета.

Право прав человека — основа международного правопорядка и общественного строя демократических государств. В юридическом аспекте подобная проблема не существует. Наоборот, Интернет должен вписываться в существующую институциональную систему как на национальном, так и на международном уровнях8.

Фактическая ситуация свидетельствует об обратном. Интернет стал силой, оказывающей возрастающее воздействие на систему общественных отношений9. Масштаб воздействия

Интернета в части права прав человека позволяет говорить об институциональной уязвимости права и свобод в интернет-эпоху.

Институциональная уязвимость

Институциональная уязвимость прав и свобод — это совокупность процессов и явлений, обусловленных естественным развитием и внедрением интернет-сервисов и технологий в систему государственно-правовых отношений, результатом которых является:

■ во-первых, принципиально иное качество, формы и способы реализации прав и свобод человека, что предусмотрено конституционным законодательством и актами международного права;

■ во-вторых, отрицание основополагающих принципов и механизмов, в соответствии с которыми функционирует институт права прав человека.

Уязвимость прав и свобод обычно трактуется в аспекте защищенности: киберпреступность, распространение детской порнографии, торговля людьми и т.п. Указанное является актуальной проблемой. Вместе с тем речь идет об обеспечении безопасности, защите граждан и противодействии преступности в традиционном понимании. Преступность приобрела новый масштаб, а субъекты — новые формы и способы реализации преступных намерений. Однако есть и обратный аспект.

Интернет-технологии и сервисы позволяют прогнозировать преступность, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия на качественно другом уровне. Возможности Интернета в сфере безопасности уравновешивают негативные последствия, которые имеют место.

Уязвимость права прав человека следует рассматривать в иной плоскости — институциональной: насколько существующая система институтов, прежде всего в плане реализации политических прав, отвечает природе общественных отношений в интернет-эпоху. Есть три сущностных противоречия между природой Интернета и институциональным обеспечением права прав человека:

1. Интернет — экстерриториален и глобален. Он охватывает пользователей по всему миру, вне зависимости от государственной принадлежности. Права и свободы человека провозглашаются универсальными, но их защита и обеспечение рассматриваются в качестве задачи, возлагаемой на государства.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Гражданские активности утратили «привязку» к национальным границам и институциональным (процедурным и организационным) рамкам. Граждане все менее соотносят свои, гарантированные конституцией и актами международного права права и свободы с конкретным государством. Они действуют в глобальном пространстве, экстраполируя представления о государственно-правовом развитии на другие государства; дают оценки и призывают к гражданским активностям, без должного понимания особенностей развития и ресурсных возможностей конкретного государства.

2. Интернет — это платформа-инструмент, посредством которого можно создавать практически все. Этакий универсальный конструктор социальной кооперации, который не имеет заданных формальных проекций и фигур. Творить можно все что угодно, включая любые формы социальной организации. Возможности Интернета как платформы ограничены только фантазией его пользователей, возраст и гражданская принадлежность которых не имеют никакого значения.

Институт права прав человека рассматривает гражданские активности исключительно в национальных границах, при соблюдении процедурных вопросов, установленных национальным законодательством; совершенно отсутствуют возможности социальной кооперации и участия граждан одних государств в общественно-политических процессах других. При этом общим в национальном и международном законодательстве является возрастной ценз, обусловливающий участие в любой общественно-политической активности, а также участие в управлении государством на различном уровне.

Интернет как инструмент по своей природе нейтрален. Подобно большинству инструментов он таит как огромные возможности, так и опасности, может быть обращен как на благо, так и во вред. Любой инструмент требует определенных навыков в использовании, принадлежит и контролируется избранным кругом лиц. Чем мощнее инструмент, тем выше барьер, связанный с его обладанием. Проблема с Интернетом в том, что Интернет — первый инструмент, где нет каких-либо серьезных барьеров. Он принадлежит всем. Его использование — самое простое в сравнении с существовавшими и существующими инструментами. Он не требует каких-либо супер-навыков. Достаточно просто разместить сообщение в социальной сети и итогом будут миллионы протестующих или целенаправленная помощь и содействие.

3. Интернет позволяет масштабировать (мультиплицировать) гражданские активности, привлекая ресурсы со всего мира.

Мультиплицирование — это накопление изменений, существование каждого из которых практически не оказывает какого-либо эффекта, но в сумме приводит к глобальным и качественным изменениям. Мультипликация может быть линейной и межотраслевой.

В первом случае изменения накапливаются с течением времени в какой-то одной или нескольких близких и взаимосвязанных сферах, которые воспринимаются в качестве единых. Эффект от линейной мультипликации всегда скрытый. Его осознание происходит спустя десятилетия, если вообще имеет место. Такова, например, сервисная идеология современного государства, которая повышает качество и скорость удовлетворения потребностей гражданина, с одной стороны, но с другой — разрушает духовную (сакральную) связь гражданина с государством, сводя последнего на уровень простого оператора10.

Межотраслевая мультипликация появляется в результате изменений, имеющих место в несвязанных и малосвязанных сферах. Таковым является, в частности, эффект сочетания смартфонов и приложений (сфера технологий и нематериальных объектов) с арендой жилья и транспортных средств (сфера гражданских отношений и материальных объектов). В материальном физическом отношении ничего не произошло: были дома и транспортные средства, приносящие доходы определенным лицам. Подобное известно с древнейших времен, принципы и практика оставались практически неизменными. Менялись формальные требования и регулирование. Отношения собственник — клиент были неизменными. Масштабировать процесс можно было только механическим способом — строительство новых объектов, повышение цен и т.п.

Создание «простого» приложения позволило масштабировать деятельность в десятки и миллионы раз. Одно приложение привело к революционным изменениям, итогом которых стало возникновение новых отраслей экономики и сфер жизни (шеринг-экономика, цифровая экономика, уберизация социальных отношений).

Социальная кооперация, включая материальные активы, в условиях Интернета прямо пропорциональна количеству интернет-пользователей, вне зависимости от их места жительства и государственной принадлежности. Подобного в истории никогда не было. Это открывает как

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

огромные возможности, так и содержит еще большие риски.

Институциональная система демократического государства сформирована в иных условиях. Самое ее существование и функционирование, как и в целом государственности, построено на принципе дефицита — необходимости регулировать, защищать, оказывать помощь и перераспределять существующие ресурсы на ограниченной территории для конкретных лиц — собственных граждан. В условиях Интернета такая необходимость отпадает.

Интернет и права человека

Уязвимость имеет три основных проявления: институциональное, инструментальное и организационное.

Институциональное воздействие обусловлено существованием виртуального киберпрост-ранства, или интернет-пространства.

Интернет-пространство традиционно определяется и характеризуется как «виртуальное». Виртуальное — значит, существующее как-бы. Оно есть и его нет в реальной жизни. Нельзя потрогать, приватизировать, изменить. Все действия совершаются посредством манипулирования мышкой и клавиатурой. Однако есть последствия, которые не только идентичны реальным, но и превосходят их по масштабам. Исходя из последствий правильно говорить об альтернативном пространстве — существующем одновременно с реальным, но имеющем другие признаки и характеристики.

Альтернативное пространство глобально и дискретно одновременно. Оно не имеет границ. Не важно, в какой юрисдикции находится интернет-портал. Доступ к любому из них возможен с любой точки мира, вне зависимости от места жительства и государственно-правовой принадлежности пользователя.

Альтернативное пространство состоит из суммы не поддающихся подсчету страниц и групп соцсетей, ежедневно генерирующих новое содержание, сервисы и технологии. Оценить возможные вероятности развития можно только частично — по времени и относительно каких-то отдельных сообществ и технологий. Краткосрочная и очевидная выгода может смениться негативными последствиями в долгосрочной перспективе, и наоборот. Стабильным является только одна величина — изменения и генерация новых активностей.

Дискретность проистекает из фундаментальной особенности Интернета: пользователь сво-

боден в выборе интернет-контента и интернет-активностей. Поэтому универсальность контента соседствует с избирательным потреблением. Избирательность контента означает, что пользователи-граждане, находясь в одном интернет-пространстве, «пересекаются» и «соседствуют» только с теми, которые потребляют аналогичный контент и интернет-сервисы.

Организационное воздействие — формирование принципиально новой общности (Е-общ-ность) и сообществ (е-сообщества)11 в социальных сетях.

Структурно альтернативное пространство представляет собой совокупность связанных и не связанных частей — сегментов. Каждый сегмент — совокупность граждан, проживающих на различных территориях, но имеющих идентичные интересы, ценности и представления. Степень и приверженность различные. Е-сообщества отрицают границы и государственную принадлежность. Они создаются и развиваются вне зависимости от места жительства и нахождения индивида. Индивид может проживать в США, но состоять в группе «Одноклассники», ежедневно общаясь и обсуждая разнообразную проблематику, в том числе и характерную для Российской Федерации или США; можно проживать в любой иной стране, но быть активным участником сообщества, занимающегося спасением полярных льдов или песков Сахары.

Соцсети, способствуя быстрому распространению космополитичных общностей, одновременно усиливают противоположные процессы и явления. Возьмем миграцию вплоть до конца XX в. Контакты мигранта с Родиной были существенным образом ограничены расстоянием и финансовыми возможностями. Возможно, именно поэтому большинство мигрантов старались интегрироваться в новую общность, а также вступить в землячество. Мигрант эпохи Интернета существует в иных условиях. При желании он может сохранить полный культурно-социальный контакт и связи со своей Родиной, друзьями, соседями, практически так же, как и до эмиграции12.

Гражданин России, родившийся и проживающий во Франции, может состоять в условной группе «Я — россиянин». При этом его взгляды и настроения будут близки к другим членам сообщества, но, безусловно, будут иными. Его восприятие проблематики будет эклектичным: российская реальность накладывается на французскую практику, а французская — на российскую. Это есть и подлинное вмешательство во внутрен-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

ние дела другого государства, а не то, которое столько лет расследовал американский Конгресс. Субъектом, осуществляющим «вмешательства», являются не иностранные граждане, организации и государство, а сами граждане, подобно губке, впитывающей универсальные ценности и представления. Иностранное «вмешательство» — это убеждения и ценности граждан, сформированные в результате общения в соцсетях.

Существующая институциональная система не готова к подобному. Она ориентирована исключительно на территориально-формальную идентификацию. Она не учитывает единое информационное поле, в котором живет гражданин эпохи Интернета.

Граждане-пользователи реагируют на одни и те же топы новостей. Не имеет значения, какая страна является источником новости. Избрание Трампа, протесты «желтых жилетов» и другие темы обсуждаются во всем мире, а не только в США и Франции. Право и обязанности граждане рассматривают как универсальное и глобальное право, без жесткой привязки к государству, членами которого являются.

Инструментальное воздействие — возможности, которые предоставляет Интернет социально-активным гражданам.

В августе 2018 г. 15-летняя шведская девочка Г. Тунберг, в преддверии общенациональных парламентских выборов, вышла на одиночный пикет у здания шведского парламента. В руках у девочки был транспарант «Школьная забастовка за климат». Прохожим она раздавала самодельную листовку: «Мы, дети, часто не слушаем, что нам велят делать взрослые. Мы поступаем как взрослые. И если вам, взрослым, наплевать на мое будущее, то наплевать и мне. Меня зовут Грета, и я учусь в девятом классе. И я отказываюсь ходить в школу до парламентских выборов в стране».

Ребенок привлек внимания соцсетей и национальных СМИ. Получив внимание и словесную поддержку, Грета анонсировала движение «Пятницы ради будущего», которое спустя год уже имело отделения в 135 странах мира. Хештег #1Шау8ГогГи1иге быстро получил мировое признание13.

В декабре Г. Тунберг встретилась с Генсеком ООН, в январе 2019 г. была приглашена на Да-восский экономический форум, в апреле выступила перед депутатами Европейского парламента. Дальше началась череда бесконечных встреч (Папа Римский, бывший Президент США и др.), была номинирована на Нобелевскую премию

мира14, названа «одной из величайших защитниц планеты»15.

Оказывается, нужно просто перестать ходить в школу, обосновав прогулы мейнстримовской темой, и этого достаточно, чтобы стать «лицом» планеты.

В сентябре 2019 г. Г. Тунберг выступила на саммите ООН по климату, где обвинила политиков в «украденном детстве»16.

«Революция зонтиков» — протестная активность в Гонконге на протяжении 79 дней в 2014 г. Одним из инициаторов протеста, названным «лицом революции» (журнал «Time»), стал 17-летний студент Дж. Вонг. Спустя пять лет Дж. Вонг — снова среди организаторов протестных акцией, участие в которых приняло более половины населения Гонконга и длившихся более трех месяцев17.

31 марта 2018 г. оппозиционный депутат Н. Пашинян сообщил, что начнет пеший марш через все крупные города страны. Цель — протест против намерения бывшего президента страны избраться на пост премьер-министра. Несколько раз в день Н. Пашинян делал прямые репортажи на своей странице в Фейсбуке; получил известность, к нему стало примыкать все больше и больше народа. Так началась «революция любви», итогом которой стали отставка правительства, новые выборы, победа и избрание Н. Пашиняна премьер-министром страны18.

Разные страны и разные общественные деятели. Однако воздействие, которое подобные им оказывают на общественно-политическую систему, колоссальное. Данное воздействие трудно соотнести с содержанием, которое закрепляют политические права, в соответствие с которыми граждане вправе действовать.

Проблему уязвимости права прав человек следует рассматривать в аспекте уязвимости всего демократического государства, а не какой-то одной сферы его жизнедеятельности. На 1 января 2019 г. членами ООН было 193 государства19. Более чем две трети государств идентифицирует себя как демократические. Подобное позволяет говорить о проблеме уязвимости как глобальной, а также эпохальной проблеме.

Эпохальность определяется необходимостью пересмотра фундаментальных принципов, определяющих функционирование демократических государств и содержание прав человека. Главным образом, речь идет о форме реализации политических прав, а также механизме правового регулирования интернет-отношений.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

Граждане — источник суверенного права. Ввиду невозможности самостоятельно реализовать свое суверенное право они избирают упра-вомоченных представителей. Народный суверенитет — сущность права, а народное представи-тельство20 — форма его реализации. Форма вторична, но на протяжении столетий народное представительство стало ассоциироваться с сущностью самого права.

Интернет-сервисы и технологии предоставляют гражданам возможность самостоятельно реализовать большую часть делегированного права. Есть сферы более (законодательная) и менее (правосудие, безопасность) расположенные к тому, чтобы граждане непосредственно участвовали в процессе принятия решений. Однако реализация народного суверенитета в форме народного представительства нуждается в существенном изменении.

Перечень права прав человека следует расширить и уточнить исходя из возможностей граждан непосредственно участвовать в осуществлении государственных полномочий. Подобное означает существенное реформирование системы народного представительства.

Расширение непосредственных форм участия граждан в управлении объективно должно привести, во-первых, к снижению протестной активности, приобретающей форму революций и неконституционной смены политического режима; во-вторых, к пропорциональному распределению ответственности между гражданами и госорганами за состояние развития общества и государства.

Практика интернет-регулирования имеет национально-государственные особенности. При всех отличиях прослеживается основная закономерность: государства самостоятельно определяют статус и особенности применения Интернета, интернет-сервисов и технологий на суверенной территории.

Интернет, как и права человека, — глобальное явление. Всеобщая декларация прав человека положила начало консолидированному процессу в регулировании и защите прав человека. Интернет также нуждается в коллективном внимании, выработке универсальных принципов, способов и методов регулирования. Необходим аналог Всеобщей декларации прав человека применительно к Интернету — Всеобщая декларация прав и обязанностей интернет-пользователей.

1 Концептуальной основой публикации является тезис автора, что появление и развитие Интернета — событие эпохального значения, стоящее в одном ряду с такими явлениями, как появление письменности и книгопечатания. Интернет — это рубеж, отделяющий историю человечества (государственно-правовую эпоху) от всего, что было ранее, до Интернета (до интернет-эпохи), и после — интернет-эпоха.

2 Под демократическим государством понимается форма организации и осуществления публичной власти, характеризуемая, во-первых, признанием прав и свобод в качестве высшей ценности и обязанности государства; во-вторых, народным суверенитетом — признанием граждан единственным источником власти; в-третьих, системой публичных легальных процедур. Понимание демократии, демократических процедур и процессов основывается на концепциях Р. Даля (теория «полиархии»), Д. Битэма («структура политической легитимности») и Й. Шумпетера («элитарная концепция демократия»).

3 Всеобщая декларация прав человека. 1948 // URL: https://www.un.org/ru/universal-declaration-human-rights

4 Дети упоминаются в аспекте социальной защиты и образования, но исключительно как элемент прав родителей: «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой» (ст. 25); «Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей» (ст. 26).

5 См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 1966 // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactecon.shtml;

Международный пакт о гражданских и политических правах. 1966 // ООН [офиц. сайт] // URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ pactpol.shtml

6 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 24;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 12.

7 Российское законодательство определяет Интернет как ««информационно-коммуникационную сеть «Интернет» (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149).

8 В ряде стран право на доступ в Интернет закреплено на законодательном уровне. Первой страной, закрепившей право на Интернет, стала Эстония. Список стран, в национальном законодательстве которых есть право на Интернет, см.: Право на интернет-доступ // Материал из Википедии — свободной энциклопедии [офиц. сайт] // URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=88743684 (Версия 88743684, 01.11.2017)

9 Далее — интернет-воздействие или воздействие Интернета.

10 Подробнее см.: Астапенко П.Н. Демократическое государство и квази-государственность: институциональ-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные риски в интернет-эпоху // Закон и право. 2018. № 10.

11 Е-общность — совокупность всех пользователей Интернета; е-сообщества — общность лиц, состоящих в определенный группах конкретные социальные сетей. Буква «е» — англ. от electronic — электронный, виртуальный.

12 Подроб. см.: Коллиер П. Как миграция изменяет наш мир. М.: Изд-во Института Гайдара, 2016.

13 https://www.instagram.com/explore/tags/fridaysforiuture

14 Претендент получения Нобелевской премии в столь юном возрасте уже быт. В 2014 г. ее присудили 17-летней Малала Юсуфзай.

15 Когда Барак встретил Грету // Евроньюс [офиц. сайт] // URL: https://ru.euronews.com/2019/09/19/greta-before-congress (Дата обращения: 19.09.2019)

16 «Вы украли мои мечты, мое детство вашими пустыми заявлениями!» // Шведская активистка Грета Тунберг обвинила мировых лидеров в украденном детстве // https://tass.ru/obschestvo/6918021

17 Гонконг: протесты до полного отказа // Евроньюс [офиц. сайт] // URL: https://ru.euronews.com/2019/06/ 16/honkong-protest-till-deiinitive-turnaway (Дата обращения: 16.06.2019)

18 По рецепту Ганди: как в Армению пришла «революция любви» // РБК [офиц. сайт] // URL: https:// www.rbc.ru/politics/02/05/2018/5ae9e4709a 7947418 9f48e6d?from=center_1 (Дата обращения: 02.05.2018)

19 Государства — члены ООН // ООН [офиц. сайт] // URL: https://xn—m1aba.xn—p1ai/ru/countries/index.html (Дата обращения: 01.09.2019)

20 Понятие «народное представителыство» рассматривается в широком значении. Под ним понимается:

1) система органов государственной (муниципалыной) власти и должностныгх лиц, формируемые посредством выборов (свободный, регулярный и т.д.), подконтролы-ныш и подотчетный избирателям;

2) система общественно-политических институтов, посредством который граждане получают возможносты осу-ществляты контролы и надзор за деятелыностыю избранные органов и должностные лиц;

3) система легалыные публичные принципов и процедур, обеспечивающих сменяемосты и подконтролыносты органов государственной власти и должностные лиц, их самостоятелыносты и независимосты в процессе исполнения государственных полномочий, а также характер и содержание взаимоотношений между ними.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Учебник

Конституционное право России

Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Под общ. ред. В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева; под ред. Е.Н. Хазова, Н.М. Чепурновой. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 687 с.

ISBN 978-5-238-03214-6

Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Особое внимание уделено избирательной системе в России. Представлены важнейшие изменения порядка выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации ФС РФ. Отражены законодательные нормы о передаче полномочий ФМС структурам МВД России.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.