Научная статья на тему 'Право на финансирование НКО как неотъемлемый элемент права на свободу объединений: международные и региональные стандарты и нормы российского законодательства о праве на свободу объединений'

Право на финансирование НКО как неотъемлемый элемент права на свободу объединений: международные и региональные стандарты и нормы российского законодательства о праве на свободу объединений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
некоммерческая организация / свобода объединений / право на свободу ассоциаций / международ-ное право / международные и региональные стандарты / ограничения права / право на финансирование / non-profit organization / freedom of association / right to freedom of association / international law / interna-tional and regional standards / limit the right / right to funding

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курбанов Рашад Афатович

статья посвящена одному из дискуссионных в российской общественности и доктрине, а также обсуж-даемому на мировом уровне вопросу – вопросу закрепле-ния и реализации права на финансирование некоммерче-ских организаций. Данное право рассматривается в каче-стве неотъемлемого элемента права на свободу объеди-нений (на свободу ассоциаций), которое получило кон-ституционное закрепление во многих странах мира. Вме-сте с тем, как практически любое право, оно при опреде-ленных условиях может быть ограничено. В статье про-анализированы международные и региональные акты, определяющие критерии при установлении ограничений в реализации прав и основных свобод человека. В их числе Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и ряд иных меж-дународных и региональных актов. В статье представлен не только российский опыт правового обеспечения рас-сматриваемого права, а также его ограничения, но и опыт зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT TO FUNDING FOR NGOS AS AN INTEGRAL ELEMENT OF THE RIGHT TO FREEDOM OF ASSOCIATION: INTERNATIONAL AND REGIONAL STANDARDS AND RULES OF THE RUSSIAN LEGISLATION ON THE RIGHT TO FREEDOM OF ASSOCIATION

the article is devoted to one of the most discussed question in Russian society and doctrine, and discussed at a global level – the question of consolidation and realization of the right to financing of non-profit organizations. This right is considered as an integral element of the right to freedom of association, which is constitutional recognized in many coun-tries of the world. However, as almost all rights, it is under cer-tain conditions may be limited. The article analyzes the interna-tional and regional instruments that define the criteria for es-tablishing limitations in the implementation of human rights and fundamental freedoms. Among them: the Universal Decla-ration of human rights, the International Covenant on civil and political rights, the Convention on the protection of human rights and fundamental freedoms and several other interna-tional and regional instruments. The article presents not only the Russian experience of legal support of this right and its limi-tations, but also the experience of foreign countries.

Текст научной работы на тему «Право на финансирование НКО как неотъемлемый элемент права на свободу объединений: международные и региональные стандарты и нормы российского законодательства о праве на свободу объединений»

7. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

7.1. ПРАВО НА ФИНАНСИРОВАНИЕ НКО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВА НА СВОБОДУ

ОБЪЕДИНЕНИЙ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И

НОРМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА СВОБОДУ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Курбанов Рашад Афатович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, руководитель центра правовых проблем интеграции и международного сотрудничества Института законодательства и сравнительного правоведения, заведующий кафедрой гражданского права и процесса РЭУ им. Г. В. Плеханова при Правительстве Российской Федерации.

Место работы: РЭУ им. Г. В. Плеханова при Правитель-стве Российской Федерации

тов-ввр@таН. ги

Аннотация: статья посвящена одному из дискуссионных в российской общественности и доктрине, а также обсуждаемому на мировом уровне вопросу - вопросу закрепления и реализации права на финансирование некоммерческих организаций. Данное право рассматривается в качестве неотъемлемого элемента права на свободу объединений (на свободу ассоциаций), которое получило конституционное закрепление во многих странах мира. Вместе с тем, как практически любое право, оно при определенных условиях может быть ограничено. В статье проанализированы международные и региональные акты, определяющие критерии при установлении ограничений в реализации прав и основных свобод человека. В их числе Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод и ряд иных международных и региональных актов. В статье представлен не только российский опыт правового обеспечения рассматриваемого права, а также его ограничения, но и опыт зарубежных стран.

Ключевые слова: некоммерческая организация, свобода объединений, право на свободу ассоциаций, международное право, международные и региональные стандарты, ограничения права, право на финансирование

RIGHT TO FUNDING FOR NGOS AS AN INTEGRAL ELEMENT OF THE

RIGHT TO FREEDOM OF ASSOCIATION: INTERNATIONAL AND REGIONAL STANDARDS AND RULES OF THE RUSSIAN LEGISLATION ON THE RIGHT TO FREEDOM OF ASSOCIATION

Kurbanov Rashad A., Doctor of Law, Professor, Honoured Lawyer of the RF, Head of the Center of the legal problems of integration and international cooperation of the Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation, Head of the Department for Civil Law and Procedure of the PRUE

Work place: the Russian economic universities of G. V. Plek-hanov (PRUE)

[email protected]

Annotation: the article is devoted to one of the most discussed question in Russian society and doctrine, and discussed at a global level - the question of consolidation and realization of the right to financing of non-profit organizations. This right is considered as an integral element of the right to freedom of association, which is constitutional recognized in many countries of the world. However, as almost all rights, it is under certain conditions may be limited. The article analyzes the international and regional instruments that define the criteria for establishing limitations in the implementation of human rights and fundamental freedoms. Among them: the Universal Declaration of human rights, the International Covenant on civil and political rights, the Convention on the protection of human rights and fundamental freedoms and several other international and regional instruments. The article presents not only the Russian experience of legal support of this right and its limitations, but also the experience of foreign countries. Keywords: non-profit organization, freedom of association, right to freedom of association, international law, international and regional standards, limit the right, right to funding

Право на свободу объединений или ассоциаций, тесно связанное с иным правом - правом на свободу собраний - имеет также непосредственную связь с другими гражданскими, политическими, социальными, экономическими и культурными правами. Именно поэтому по реализации права на свободу ассоциации можно условно судить о том, в какой мере государство уважает права и свободы человека и гражданина. Как в этой связи справедливо отмечено в док-

трине, «международная практика неправительственных (общественных) организаций (НПО) показывает, что в демократических государствах развитие НПО в большинстве случаев прямо пропорционально развитию демократии»1.

Одним из непременных условий эффективного существования некоммерческих организаций является регламентация их финансирования. Без финансовой поддержки такие организации, которые не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли, не могут эффективно реализовывать стоящие перед ними задачи и, в конечном итоге, обречены на «вымирание».

Поэтому провозглашение на конституционном уровне права на объединение или свободу ассоциации 2 с одновременным установлением жестких ограничений в финансировании некоммерческих организаций (объединений) или иных ограничений и обре-менений превращает конституционные права в обычную декларацию, заявления, которые не имеют практической реализации.

Учитывая, что рассматриваемое право является одним из фундаментальных прав современного демократического общества, неудивительно, что оно одновременно с правом на проведение собраний нашло отражение во многих международных и региональных актах о правах человека. В частности, оно прямо закреплено в пункте 1 ст. 22 Международного пакта по гражданским и политическим правам3, в пункте 2 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека4 и т.д.

В своем сообщении № 1274/2004 Комитет по правам человека ООН особо указал, что право на свободу ассоциации заключается не только в установлении свободной возможности их создания, это право включает также возможность свободно заниматься уставной деятельностью в рамках данной ассоциаци-и5. Соответственно, можно говорить о том, что вопросы, связанные с финансированием ассоциаций и объединений, также подпадают под положения статей перечисленных международных актов.

Более подробно право на свободу ассоциаций раскрывается в ст. 5 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы: для защиты прав и основных свобод

1 Лысенко В.В. Опыт регламентирования правового положения и функционирования неправительственных организаций в зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13. С. 28 - 34.

2 В современных демократиях практически все конституции закрепляют право на ассоциацию и свободу объединений.

3 Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.

4 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.

5 Комитет по правам человека ООН Сообщение № 1274/2004, Организа-

ции Объединенных Наций (ООН). Документ CCPR/C/88/D/1274/2004, 10

ноября 2006 года, пункт 7.2. // Сборник международных соглашений. М., 2007.

человека каждый наделяется правом проведения мирных встреч или собраний; правом создания неправительственных организаций, ассоциаций или групп, в том числе правом вступления в уже действующие организации и ассоциации, а также имеет право поддерживать связь с неправительственными или межправительственными организациями6.

В России на конституционном уровне право на объединение провозглашено, однако не раскрывается. Его содержание определено в действующем Федеральном законе от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: «право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений» (ст. 3).

Очевидно, что такие формулировки не в полной мере учитывают Сообщение № 1274/2004 Комитета по правам человека ООН, в котором, как уже было отмечено, свобода ассоциации должна заключаться не только в условиях свободной возможности их создания, а заключается также в свободе заниматься уставной деятельностью в рамках созданной ассоциации или объединения. Следовательно, по аналогии с международным правом, следует исходить из того, что вопросы, связанные с финансированием НКО, должны быть включены в содержание права на объединение как одно из непременных условий для их реального функционирования. Считаем необходимым восполнить данный законодательный пробел, включив в содержание права на свободу объединений право свободного осуществления созданными общественными объединениями своей уставной деятельности, отдельно указав на возможность получения финансирования, в том числе из иностранных источников, которое, несомненно, в установленных законом случаях может быть ограничено. Такое уточнение будет в полной мере соответствовать международным актам, отражать действительное содержание рассматриваемого права и способствовать его защите.

Отметим, что в основных законах зарубежных стран, как правило, реализуется аналогичный подход, когда содержание конституционной нормы ограничено декларированием того или иного права, при этом более детально его содержание раскрывается на законодательном уровне. В частности, только упоминание о праве на объединение содержится в Основном Законе

6 Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (принята в г. Нью-Йорке 09.12.1998 Резолюцией 53/144 на 85-ом пленарном заседании 53-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «КонсультантПлюс»

Австрии от 21 декабря 1867 г. «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете», Конституции Ирландии от 1937 года (ст. 40), Конституции Бельгии от 1994 года (ст. 27), в Основном законе Германии от 1949 года (ст. 9, ст. 21) и т.д.

Безусловно, государства наделены правом ограничения свободы объединения и, как следствие, права на финансирование НКО. Вместе с тем при их установлении необходимо учитывать специальные положения международных актов. В частности, в соответствии с пунктом 2 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах рассматриваемое право не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, «которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Схожие основания содержатся в пункте 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод7: «осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

Несколько иные критерии при установлении ограничений в реализации прав и основных свобод человека содержатся во Всеобщей декларации прав человека: в их числе названы обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей, а также удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе (пункт 2 ст. 29).

Отметим, что в соответствии с частью 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. При этом Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений (часть 1 ст. 30 Конституции РФ). Основания для допустимого ограничения данного права сформулированы в части 5 ст. 13: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

7 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.

Вместе с тем по общему правилу ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях» вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц недопустимо.

Как отмечается в доктрине, «конституционное право человека и гражданина на создание общественных объединений - это естественное право, относящееся к категории политических прав и свобод, пользование которым может быть ограничено только на основе федерального закона»8.

Анализ зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что конституции большинства стран мира устанавливают ограничения права на свободу объединения. В частности, в соответствии со ст. 9 Основного закона Германии9 запрещены объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов. На основании Основного закона партии, которые по своим целям или действиям своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя страны, антиконституционны. Вопрос об антиконституционности решает Федеральный конституционный суд.

Конституция Греции 1975 года10 (ст. 12) предусматривает возможность ограничения права на объединение в союзы для государственных служащих, служащих органов местного самоуправления либо других юридических лиц публичного права, либо государственных предприятий. Особенности в осуществлении права на объединение в отношении государственных служащих установлены на конституционном уровне также в Испании.

11

Ст. 18 Конституции Италии 1948 года запрещает создание тайных обществ и таких объединений, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера.

Вместе с тем помимо установленных на конституционном и законодательном уровне в большинстве случаев обоснованных ограничений в реализации права на свободу объединения, многие государства используют различные приемы для ограничения свободы объединений, что может проявляться, в частности, в установлении сложной процедуры их регистрации (усложненная процедура действует, в частности, в Мексике). Так, например, в Сирии в соответствии с Законом 1958 года № 93 «Об ассоциациях и учреждени-

8 Агишев Р.А. Конституционные основы и гарантии права человека и гражданина на объединение в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 3. С. 37-46.

9 http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/gg/gesamt.pdf

10 http://synagonism.net/law/gr/s.2008.html

11 http://www.governo.it/Governo/Costituzione/principi.html

ях»12 требуется получение разрешения на их регистрацию в Министерстве труда и социального развития, неполучение которого влечет применение уголовных санкций. В Мьянме, где также предусмотрена разрешительная система регистрации ассоциаций, действует Закон 1908 года «О незаконных ассоциациях», в котором предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до трех лет и штраф для членов ассоциации, принимающих участие в ее заседаниях, способствующих ее финансированию или участвующих каким-либо другим образом в ее деятельности, за «незаконное объединение».

В Алжире принятый в январе 2012 года Закон №1206 «Об общественных объединениях»13 заменил уведомительную процедуру регистрации на разрешительную. В соответствии со ст. 7 данного акта все НПО должны получить предварительное согласие от Общего народного собрания, Управления провинции или Министерства внутренних дел.

При этом в перечисленных странах на практике наблюдаются случаи безосновательного отказа в регистрации.

Нарушение права на свободу объединения выражается также порой в использовании на законодательном уровне нечеткой терминологии, что на практике приводит к произвольной трактовке положений нормативных актов.

Одним из необоснованных требований, как отмечено в международных актах, является требование обя-

14

зательной государственной регистрации НКО . Более того, установление запрета на деятельность неформальных организаций часто сопровождается законами, которые предусматривают уголовную ответственность за деятельность объединений (ассоциаций) без регистрации. Подобная ответственность предусмотрена в законодательстве Египта (сроком до одного года тюремного заключения), Алжира (от трех до шести месяцев тюремного заключения), Беларуси (от шести месяцев до двух лет тюрьмы в случае повторного преступления) и т.д.

В России в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об общественных объединениях» граждане праве создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом такие

12 Отчет 2013 года Обсерватории по защите прав правозащитников

13 Совет по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН, Рабочая группа по универсальному периодическому обзору Тринадцатая сессия Женева, 21 мая - 4 июня 2012 г. Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека

14 В соответствии со ст. 22 Международного пакта по гражданским и политическим правам и ст. 5 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы у граждан должно быть право объединяться в целях осуществления законной деятельности без обязательной регистрации в качестве юридического лица.

организации могут создаваться как в форме юридического лица (в данном случае требуется государственная регистрация), так и без государственной регистрации. В последнем случае такие общественные объединения не обладают правами юридического лица. Иными словами, в российском законодательстве реализованы рекомендации международных актов в части предоставления выбора: право на свободу объединения может быть реализовано как в виде неформальных объединений граждан (такие объединения, как уже было сказано, не обладают правами юридического лица), так и в форме юридического лица.

Проанализировав Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральный закон «О некоммерческих организациях», можно сделать вывод о том, что в России действует три «режима» государственной регистрации общественных организаций.

Первый режим (общий) действует в отношении государственной регистрации потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Государственным органом, осуществляющим их регистрацию, является Федеральная налоговая служба или ее территориальное управление.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» специальный порядок регистрации некоммерческих организаций предусмотрен федеральными законами от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.

Исключительный режим предусмотрен для государственной регистрации структурного подразделения -отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации, решение о регистрации которого, в соответствии с пунктом 6 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» также принимает Минюст России. На региональном уровне регистрация отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций недопу-

стима. Кроме того, исключительный режим действует в отношении некоммерческих организаций - «иностранных агентов», которые Минюст России с 4 июля 2014 года при выявлении организации, подпадающей под признаки иностранного агента и не включенного в специальный реестр, уполномочен самостоятельно включать в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, сложилась ситуация, когда в стране одновременно функционирует два регистрирующих органа, в обязанности которых входит ведение государственных реестров с установлением различных административных процедур включения в них общественных организаций.

В соответствии с подп. 30.27 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации оно ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации; государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

При этом Федеральная налоговая служба ведет Единый государственный реестр юридических лиц (п. 5.5.6. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»).

Подобная множественность органов регистрации юридических лиц порождает различную административную практику применения законодательства, а также нарушает один из основных принципов ведения государственного реестра юридических лиц - принцип его единства. По своей природе государственный реестр не является единым, он состоит из разобщенных баз данных, что на практике может затруднить получение выписок из реестров, привести к нарушению прав контрагентов некоммерческой организации и иных взаимодействующих с ней лиц и органов.

Такая практика ведения реестров неизбежно ведет к регистрационным ошибкам. Например, Ассоциация российских дипломатов (ОГРН 1047746007594) -«общественная организация МИД России» (именно такая формулировка используется на официальном сайте МИД), согласно данным ЕГРЮЛ на 10.10.2012, значится как действующее юридическое лицо, вместе с тем, согласно сведениям ведомственного реестра

Минюста России, указанная общественная организация имеет статус «исключена»15.

Еще в 2005 году директор Федеральной регистрационной службы настаивал на проведении выверки учетных данных: «... провести выверку учетных данных Росрегистрации по общественным и религиозным объединениям с данными, подтверждающими факт записи об общественном и религиозном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц. В настоящее время эти данные в значительном числе регионов не совпадают. Так, данные территориальных органов Росрегистрации превышают данные Федеральной налоговой службы в Санкт-Петербурге на 3587 объединений, Московской области на 4217, Свердловской области на 3067, Белгородской области на 2349. Вместе с тем в отдельных субъектах Российской Федерации общественных объединений, включенных налоговыми органами в Единый государственный реестр, больше, чем состоящих на учете в территориальных органах Росрегистрации. Данные факты имеют место в Астраханской, Пензенской, Тверской областях, Москве, Республике Хакасия, ряде других субъектов Российской Федерации»16.

Более того, сложившаяся ситуация, на что уже неоднократно обращалось внимание в юридической литературе, «...децентрализует управление в области юстиции, превращая Министерство юстиции в номинальный орган, ставя его в один ряд с остальными федеральными службами. Этим обозначается противоречие одного из основных принципов организации и деятельности аппарата управления, такого, как сочетание единоначалия и коллегиальности»17.

Обобщая опыт правового регулирования ведения государственного реестра в зарубежных странах, можно сказать, что эти полномочия могут быть возложены на различные органы: на суды, на нотариусов, органы юстиции и т.д.

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным передать Министерству юстиции Российской Федерации полномочие по установлению порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц, при этом обязанность по его ведению возложить на структурное подразделение Минюста России - Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

15 См.: Норкин А.И. Цикличность отечественной правовой политики в отношении некоммерческих организаций // Закон. 2012. № 12. С. 107-120.

16 Доклад директора Федеральной регистрационной службы С.Н. Мовча-на на всероссийском совещании Федеральной регистрационной службы. 01.04.2005 // http://rosreg.rosreestr.ru/ news/ official_performances/990428.

17 См., например: Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2000. С. 87.

Список литературы:

1. Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 12, 1994.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.

3. Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. Проблемы гармонизации российского законодательства с международными стандартами (обзор 99й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии)) // Журнал российского права. 2014. № 12 (216). С. 149-154.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.

5. Отчет 2013 года Обсерватории по защите прав правозащитников (OMCT / FIDH)

6. Совет по правам человека Генеральной Ассамблеи ООН, Рабочая группа по универсальному периодическому обзору Тринадцатая сессия Женева, 21 мая - 4 июня 2012 года. Национальный доклад, представленный в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека

7. Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М., Демина А.Н. Аналитический обзор докладов и заключений, принятых на 101-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 6. С. 1170-1182.

8. Доклад директора Федеральной регистрационной службы С.Н. Мовчана на всероссийском совещании Федеральной регистрационной службы. 01.04.2005 // http://rosreg.rosreestr.ru/ news/ official_performances /990428.

9. Гурбанов Р.А., Жан Ж.-П. Европейская комиссия по эффективности правосудия: Организация. Деятельность. Развитие: Монография. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

10. Агишев Р.А. Конституционные основы и гарантии права человека и гражданина на объединение в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 3.

11. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М., 2000.

12. Лысенко В.В. Опыт регламентирования правового положения и функционирования неправительственных организаций в зарубежных странах // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13.

13. Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. 98-я пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии): краткий обзор // Журнал российского права. 2014. № 5 (209). С. 146-149.

14. Венецианская комиссия: Сто шагов к демократии через право: Монография / отв. ред. Т.Я. Хабриева, В.И. Ла-фитский. М.: Статут, 2014.

15. Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. Аналитический обзор докладов и заключений, принятых на 99-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 4. С. 730-740

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.