13. Cox K. C., Erick S. G., Wills G. J. Visual data mining: Recognizing telephone calling fraud. Mining and Knowledge Discovery, 1997, no. 1, pp. 225-231.
14. Ganji V. R., Mannem S. N. P. Credit card fraud detection using anti ¿-nearest algorithm. IJCSE, 2012, vol. 4, no. 6.
15. Goldstein M., Uchida S. A Comparative Evaluation of Unsupervised Anomaly Detection Algorithms for Multivariate Data. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4836738/pdf/pone.0152173.pdf (accessed 17.10.2016).
16. Gosset P., Hyland M. Classification, detection and prosecution of fraud in mobile networks. Proceedings of ACTS Mobile Summit, Sorrento, Italy, June 1999.
17. HadoopApache. Available at: http://hadoop.apache.org (accessed 17.10.2016).
18. Hoath P. Telecoms Fraud, The Gory Details. Computer Fraud & Security, 1998, vol. 98, no. 1, pp. 10-14.
19. Kabari L. G., Nanwin D. N., Nquoh E. U. Telecommunications Subscription Fraud Detection Using Naïve Bayesian Network. IIARD Int. J. Com. Sci. Sta, 2016, vol. 2, no. 2.
20. KafkaApache. Available at: https://kafka.apache.org (accessed 17.10.2016).
21. Lambda Architecture Repository. Available at: http://lambda-architecture.net (accessed 17.10.2016).
22. Laleh N., Azgomi A. M. A Taxonomy of Frauds and Fraud Detection Techniques. ICISTM, 2009, vol. 31, pp. 256-267.
23. Moudani W., Chakik F. Fraud Detection in Mobile Telecommunication. LNSE, 2013, vol. 1, pp. 75-79.
24. Nabi Z. Pro Spark Streaming- The Zen of Real-time Analytics using Apache Spark. Apress, 2016. 252 p.
25. Rokach L., Maimon O. Data mining with decision trees - Theory and Applications 2nd Edition. Series in Machine Perception and Artificial Intelligence, 2015, vol. 81. 328 c.
26. Sahin Y., Duman E. Detecting Credit Card Fraud by Decision Trees and Support Vector Machines. Pro. Int. Mul. Eng. Com. Scien. IMECS, 2011, vol. 1.
27. Singh P. Fraud Detection by Monitoring Customer Behavior and Activities / P. Singh, M. Singh // International Journal of Computer Applications - 2015 - Vol. 111 - № 11.
28. SparkApache. Available at: http://spark.apache.org (accessed 17.10.2016).
29. Subudhi S., Panigrahi S. Use of fuzzy clustering and support vector machine for detecting fraud in mobile telecommunication networks. International Journal ofSecurity and Networks, 2016, vol. 11, no. pp. 3-11.
30. Yusoff, Mohd I. M., Mohamed, Ibrahim, Bakar, Mohd. A. Rizam. Fraud detection in telecommunication industry using Gaussian mixed model. Proceedings of the 2013 International Conference on Research and Innovation Information Systems, pp. 27-32.
УДК [004.738.5+004.5]:[352+353]
ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ПРИКАСПИЙСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ: АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ РЕСУРСОВ
Статья поступила в редакцию 17.09.2016, в окончательном варианте — 28.11.2016.
Брумштейн Юрий Моисеевич, кандидат технических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, e-mail: [email protected]
Васьковский Евгений Юрьевич, аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, e-mail: [email protected]
Горбачева Анна Николаевна, программист, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, [email protected]
Рассмотрены особенности административно-территориального деления и соответствующих им органов исполнительной власти (ОИВ) России. Для регионов, прилежащих к Каспийскому морю, приведены численности населения и площади территорий. Показана роль использования интернет-сайтов в деятельности ОИВ этих регионов. Обоснована целесообразность анализа информационного присутствия в Интернете ОИВ регионов на трех иерархических уровнях: региональном (область, республика); районном; местном (муниципалитет, сельсовет и т.д.). Проанализированы номенклатура и особенности построения сайтов ОИВ в прикаспийских регионах России на разных иерархических уровнях, функциональность этих сайтов, подходы к их информационному наполнению, принципы организации интерфейсов с пользователями и др. Приведены таблицы с основными характеристиками сайтов рассматриваемых в статье ОИВ: времена открытия стартовых страниц; оценки количеств страниц на сайтах; количества внутренних ссылок (как показатели связанности размещенных на сайтах информационных материалов); количеств входящих и исходящих ссылок - как меры информационной связности сайтов с интернет-пространством; показатели посещаемости сайтов и др. Обоснована целесообразность нормирования некоторых из приведенных показателей для целей сравнения различных сайтов. Оценены частоты обновления информации на сайтах ОИВ различных иерархических уровней. Сделаны выводы о достоинствах и недостатках рассмотренных сайтов.
Ключевые слова: Россия, прикаспийские регионы, органы исполнительной власти, интернет-сайты, видимость сайтов, востребованность сайтов, управление востребованностью, информационные технологии, информационное присутствие, методы анализа, методы управления, поисковые системы
Графическая аннотация (Graphical annotation)
THE WEBSITES OF EXECUTIVE AUTHORITIES IN CASPIAN REGIONS OF RUSSIA: ANALYSIS OF THE NOMENCLATURE, FUNCTIONALITY AND DEMAND OF RESOURCES
The article has been received by edition 17.09.2016, in the final version — 28.11.2016
Brumshteyn Yuriy M., Ph.D. (Engineering), Associate Professor, Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Vaskovskiy Yevgeniy Yu., post-graduate student, Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Gorbacheva Anna N., programmer, Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article are considered features of Russian administrative and territorial division, corresponding to them executive authorities (EA). For Russian regions, adjacent to the Caspian Sea, are given population quantities and territories areas. Authors are shown the role of websites usage in the EA activities of these regions. In article is justified feasibility of the analysis of regional EA information presence in Internet at three hierarchical levels: regional (the region, the republic); district, local (municipality, village council etc.). Authors are analyzed the nomenclature and features of EA websites creation in Russian Caspian regions at different hierarchical levels, functionality of these websites, approaches to their information filling, the principles of interfaces with users organization etc. In article are provided tables with main characteristics for the websites of considered EA: times of homepages opening; estimates of websites page numbers; the numbers of internal links (as connectivity measure of information materials, placed at websites), the numbers of the entering and outgoing links - as a measure of websites information connectivity with Internet space; websites attendance indices. For the purposes of websites comparison is proved normalization expediency for some of the indicators. Also in article are estimated information refresh rates of EA websites at different hierarchical levels. Authors are drawn conclusions about merits and demerits of the considered websites Keywords: Russia, Caspian regions, executive authorities, Internet-sites, websites visibility, websites demand, demand control, information technologies, information presence, analysis methods, methods of management, search engines
Введение. Совершенствование деятельности органов государственного и муниципального управления России, развитие внутриросийских и международных связей регионов требуют повышения эффективности создания и использования (СиИ) сайтов органов исполнительной власти (ОИВ). В свою очередь для этого необходим комплексный анализ практики СиИ сайтов ОИВ. Однако в существующих публикациях сравнение принципов построения, функциональных возможностей и информационного наполнения сайтов ОИВ раскрыты недостаточно полно. Поэтому данная работа преследовала следующие цели: разработка методики комплексного анализа структуры и особенностей сайтов ОИВ; подбор программных средств для реализации этой методики; сравнение их возможностей; апробация методики на примере трех прикаспийских регионов России. В силу ограничений на размеры статей в журнале результаты анализа сайтов ОИВ в прикаспийских регионах зарубежных стран вынесены в отдельную работу.
Источники информации. Для поиска мест размещения информации (сайтов ОИВ) в Интернете первоначально были использованы различные поисковые системы - в первую очередь, расположенные на сайтах http://www.google.ru, http://www.yandex.ru, https://ru.wikipedia.org. Отметим, что в вершине списка поисковых выдач по запросам об ОИВ различного уровня обычно присутствовали как сайты ОИВ, так и ссылки на статьи в Википедии, информацию в некоторых иных источниках. В ряде случаев информация в Википедии была более подробной по сравнению с сайтами ОИВ, причем числовые показатели иногда существенно отличались. Для ряда ОИВ в Википедии приводятся адреса мест их размещения в Интернете. Сравнить востребованности сайтов ОИВ и соответствующих им страниц сайтов Википедии не удается, т.к. существующие программы не предоставляют свободного доступа к характеристикам посещаемости отдельных страниц сайтов.
Отметим, что в рамках статей Википедии широко используются картографические материалы для регионов, стран, муниципальных образований (МО). Нередко также применяются гиперссылки, привязанные к изображениям объектов на картах. Они обеспечивают переходы на страницы с подробными сведениями, в т.ч. даже и по сельским советам. Такие решения используются и на сайтах ОИВ в рассматриваемых регионах, но достаточно редко. Иногда авторами настоящей статьи для анализа привлекалась также информация, размещенная на интернет-сайтах крупных населенных пунктов, некоторых корпоративных структур регионов.
Общие сведения о рассматриваемых регионах и структуре ОИВ в них. В статье рассмотрены сайты ОИВ России для трех прикаспийских регионов: Астраханской области (АО), республики Калмыкия (РК), республики Дагестан (РД). Для каждого из прикаспийских регионов структура ОИВ и их сайтов (и/или страниц сайтов) анализируется на трех иерархических уровнях (ИУ): (1) регионы России, прилежащие к Каспийскому морю; (2) районы этих регионов, расположенные на побережье Каспия, а также населенные пункты, имеющие «статусный уровень», аналогичный районам; (3) МО нижнего ИУ (преимущественно сельсоветы), расположенные на побережье Каспия. Условие отбора объектов в виде границы с Каспием определялось общностью возможностей хозяйственной деятельности (включая рыболовство), наличием автомобильных и железных дорог, проходящих вдоль побережья.
Основные данные по рассматриваемым единицам административно-территориального деления (ЕАТД) 1-го и 2-го ИУ приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные данные о прикаспийских регионах России
Название региона (ЕАТД 1-го ИУ) Административный центр Население (млн чел.) Площадь (кв. км) ЕАТД 2-го ИУ
Всего Из них примыкают к Каспийскому морю
Источник данных: http://megabook.ru/artide/Административно-терригориальное%деление%России (01.09.2016)
Астраханская область (АО) г. Астрахань 1.014 49024 11 + 2 города фед. подчинения 4
Республика Калмыкия (РК) г. Элиста 0.284 74731 13 +1 город 1
Республика Дагестан (РД) г. Махачкала 2.946 50270 41 + 10 городских округов 10 + 4 города
Особенности создания и использования веб-сайтов ОИВ в России. В обширной литературе по СиИ Интернет-сайтов преобладают учебные пособия по их разработке/продвижению с применением различных технологий, а также статьи с оценками эффективности использования этих технологий (например, [16, 21]). Количество работ, специально посвященных СиИ сайтов ОИВ [6, 7, 10, 25, 26] (а также их оценкам [11, 14, 24, 27, 30]) относительно невелико по сравнению с количеством таких сайтов. Между тем сайты ОИВ различных ИУ играют важнейшую роль в их деятельности [15, 20, 22, 28, 29], а СиИ таких сайтов имеет определенную специфику [4, 5, 12, 13, 31] - в т.ч. по направлениям, рассматриваемым ниже.
1. Нормативное регулирование создания, функциональности и информационного наполнения сайтов ОИВ осуществляется, прежде всего, различными нормативными документами федерального уровня - в том числе касающимися государственной и муниципальной службы. Отметим также постановления, положения, внутренние нормативные документы ОИВ различных ИУ; регламенты деятельности соответствующих подразделений ОИВ; должностные инструкции специалистов. При этом политика регионов в отношении номенклатуры и объемов информации, необходимой (желательной) для размещения на Интернет-сайтах, различается. Решения в отношении интерфейсов веб-сайтов в рассматриваемых трех регионах пока не унифицированы друг с другом даже на 1-ом ИЕ. Отличаются также частоты обновления информации на сайтах, относящихся к разным ИУ.
2. Помимо нормативных документов при создании/ведении сайтов ОИВ учитываются местные традиции, обычаи, этническая и конфессиональная структура населения территорий (они существенно отличаются в рассматриваемых регионах). Учет этих факторов влияет на содержание текстовой и графической информации.
3. В России получение контрактов на создание/модернизацию сайтов ОИВ внешними организациями осуществляется через участие их в тендерах (конкурсах) на выполнение государственных/муниципальных заказов, в т.ч. проводимых в онлайновых режимах.
4. При разработке/ведении сайтов ОИВ уделяется серьезное внимание вопросам их информационной безопасности (ИБ), особенно в случае использования перехода на внешние ресурсы [2]; применения возможностей размещения пользователями на сайтах собственной информации - например, в рамках использования Интернет-приемных [3]. Недостаточный уровень ИБ сайтов ОИВ (особенно приводящий к неработоспособности сайтов, не санкционированному воспроизведению на них коммерческой рекламы и пр.) может снижать уровень доверия пользователей к сайтам [1]; восприниматься как свидетельство низкого уровня информационно-телекоммуникационной компетентности [18] регионов, районов, МО. Подчеркнем, что веб-сайты, например, МО, могут размещаться на разных хостинговых ресурсах, в т.ч. и не принадлежащих ОИВ региона расположения МО.
5. При создании интерфейсов сайтов ОИВ необходим учет информационно-телекоммуникационной компетентности (ИТКТ) их предполагаемых пользователей [18], в т.ч. и лиц пожилого возраста. Поэтому интерфейсы таких сайтов должны быть максимально интуитивными, соответствовать сложившимся стереотипам работы пользователей с основными порталами в Рунете. Кроме того, должны учитываться особенности поведения различных категорий пользователей при работе в Интернете, при поиске ими информации на сайтах [19], ее применении.
Важными направлениями улучшения использования населением имеющихся функциональных возможностей сайтов ОИВ могут быть следующие: повышение ИТКТ населения [17, 18]; совершенствование качества подготовки специалистов-разработчиков сайтов в вузах; мониторинг востребованности информации на сайтах [8], в т.ч. с использованием различных счетчиков [9].
6. Целесообразно обеспечение возможностей переключения сайтов ОИВ на различные языки (особенно в полиэтнических регионах). «Мультиязычность» сайтов ОИВ может быть полезна не только для улучшения доступности информации для местного населения, но и для привлечения внерегиональ-ного турконтингента, инвесторов и пр. На сайтах российских ОИВ рассматриваемых регионов «мультия-зычность» практически не реализована. В то же время «мультиязычность» присутствует на сайтах некоторых корпоративных структур прикаспийских регионов; вузов этих регионов; а также на сайтах ОИВ регионов зарубежных государств, граничащих с Каспием.
7. В связи с широким использованием интернет-ресурсов с мобильных устройств (смартфонов, планшетных компьютеров) необходимы средства «адаптации отображения» web-ресурсов на устройства пользователей c небольшими размерами экранов. Это может достигаться как применением соответствующих переключателей на самих сайтах (достаточно распространенное решение на сайтах рассматриваемых ОИВ), так и использованием на стороне сервера сайта «адаптации» представления страниц. Последний вариант реализуется на основе информации, автоматически включаемой в запросы на отображение интернет-страниц со стороны устройств пользователей. Последний подход сейчас считается более прогрессивным, т.к. не требует от пользователей никаких действий.
8. Для обеспечения доступности информации для лиц с ограниченными возможностями по зрению на сайтах многих ОИВ России применяются средства управления размерами отображаемого текста. Отметим также «штатную» возможность изменения масштаба отображения информации на экране «Ctrl + вращение колесика», известную не всем пользователям ПЭВМ.
Более современные подходы к улучшению доступности информации на сайтах ОИВ прикаспийских регионов России пока не применяются. Это могут быть, например, решения, основанные на идеологии MindMap [23];«голосового воспроизведения» (прочтения) текстовой информации и пр.
9. Ведение (информационное сопровождение) сайтов может осуществляться как сотрудниками самих ОИВ, так и иными организациями - на основе передачи части полномочий и ответственности (аутсорсинг). При этом необходимо учитывать повышенные требования к достоверности размещаемой информации на сайтах ОИВ; в ряде случаев - ее «официальный» характер; требования по соблюдению «политкорректности» информации и пр.
Номенклатура показателей веб-сайтов и методики их оценок. В таблицах последующих разделов используются общепринятые англоязычные обозначения, приведенные в настоящем разделе.
В данной статье оценка сайтов ОИВ осуществлялась по следующим показателям: доступность (Ping); наполнение (Content); заметность (Visibility); удобство поиска информации (Usability); востребованность сайта.
Для оценки доступности сайта использовалась характеристика «среднее время (Average time, AT) открытия стартовой страницы». Это время оценивалось с использованием сервиса для проверки скорости загрузки страниц веб-сайтов с разных «точек мира» - http://sitespeed.me.
Параметры наполнения сайта. (1) Веб-размер сайта, определяемый с помощью его адресной системы по количеству адресов статических или динамически генерируемых файлов (Count, URLs). Мы использовали такие показатели: количество страниц сайта (text/html); количество графических файлов (image) размещенных в файловой системе сайта и используемых на сайте; количество размещенных на сайте файлов (application). Используемые обозначения соответствуют спецификации Internet Media Types -стандартным идентификаторам типа файла (Content-Type). Значения этих параметров были получены из стандартных отчетов, генерируемых программой Xenu's Link Sleuth (http://xenus-link-sleuth.en.softonic.com). Она проверяет веб-сайты на наличие гиперссылок по url, которые находятся в тегах <а>, а также в тегах изображений, в плагинах, в местных картах изображений, таблицах стилей, скриптах и Java-апплетах. Эта программа «проходит» по ссылкам на интернет-страницы, и проверяет также и ссылки на этих страницах, благодаря чему можно проверить весь сайт. (2) Объем сайта в мегабайтах (Size, Mb) определялся с помощью программы Xenu's Link Sleuth.
Заметность сайта оценивалась по количеству ссылок на него, размещенных на других сайтах в сети Интернет (внешние или входящие ссылки). Это количество определялось с использованием сервиса, размещенного на сайте https://majestic.com.
Параметры, характеризующие «удобство поиска информации на сайте». (1) Количество внутренних ссылок (КВС) на сайте (ф). (2) Количество исходящих ссылок (КИС) с сайта учитывалось по двум показателям: количество уникальных ссылок на интернет-страницы (количество исходящих url на сайте) обозначим как « Q »; общее количество исходящих ссылок - «W ». Значения КВС и КИС оценивались на основе данных Xenu's Link Sleuth.
Для р (КВС) была принята формула:
m
р=Ъ LInj, (1)
J=1
где m - количество внутренних url на сайте, LIn j - количество ссылок на j-ый внутренний URL на сайте
(при этом учитывались только url файлов типа text/html, т.е. url страниц).
Количество исходящих url на сайте отображается в стандартном отчете Xenu's Link Sleuth. Общее количество ссылок на исходящие url на сайте определялось по формуле:
W = ±Ыщ , (2)
i=1
где n - количество исходящих url на сайте; LIni - количество ссылок на сайте на i-ый исходящий URL.
В приводимых ниже таблицах помимо абсолютных показателей для входящих, внутренних и исходящих ссылок были использованы и относительные (с нормировкой на количества страниц сайтов). Это позволяет сравнивать рассматриваемые характеристики для сайтов разного объема.
Востребованность сайтов оценивалась по трем показателям: количество уникальных посетителей за месяц; количество просмотров за месяц; средняя длительность просмотра (Avg. Visit Duration, AVD). Количество посетителей и просмотров было получено с помощью сервиса, размещенного на http://pr-cy.ru. Система этого сервиса автоматически проверяет открытые счетчики статистики и получает основные параметры посещаемости. Сначала ищется открытый счетчик Яндекс.Метрика, затем Liveinternet. Если в этих источниках ничего не было найдено, то система делает прогноз посещаемости сайта на основе рейтинговой системы оценки сайтов, основанной на соотношении посещаемости конкретных сайтов (общего количества просмотров и частот посещений) и прочих интернет-сайтов. Для этого используется ресурс Alexa Rank на http://www.alexa.com. Чем ниже показатель Alexa Rank, тем популярнее Интернет-ресурс. В сервисе, размещенном на http://pr-cy.ru реализован алгоритм, позволяющий «конвертировать» прогнозный показатель Alexa Rank в примерные данные по посещаемости сайта.
Средняя длительность просмотра страниц сайтов определялась с помощью сервиса, размещенного на https://www.similarweb.com.
Авторы не нашли в Интернете статистики по процентам времени, которые рассматриваемые сайты были доступны для «открытия» (использования) за определенные периоды времени. Бесплатных программ, обеспечивающих получение такой информации по заданной совокупности сайтов, в Интерне-
те также не предлагается. В принципе такую программу можно написать, использовав в качестве исходных данных следующее: набор адресов сайтов; интервал времени, за который необходима оценка доступности сайтов; частота «опробования доступности» - общая для всех сайтов или индивидуальная для каждого из анализируемых сайтов. Использование описываемой программы не должно блокироваться средствами защиты сайтов от программ-роботов; не должно приводить к срабатываниям счетчиков посещаемости мониторируемых сайтов.
В приводимых ниже таблицах вся информация, связанная с использованием программы Xenu's Link Sleuth, относится к периоду с 25.08.2016 по 5.09.2016. Вся остальная информация соответствует периоду с 25.09.2016 по 27.09.2016.
Характеристика сайтов ОИВ в прикаспийских регионах России
Астраханская область. Портал органов власти АО (www.astrobl.ru) является «сайтом-аг-регатором» и включает в себя следующее: официальные данные; новостную информацию; ссылки для переходов на сайты отдельных ОИВ АО (их структура воспроизводится портале полностью), органов законодательной власти и пр. Имеется пункт меню «специальная версия», позволяющий исключить графические объекты, управлять размерами шрифтов и пр. Настройка отображения страниц сайта на мобильных устройствах происходит на сервере автоматически - на основе информации об устройстве, которое включается в запрос. Функция «мультиязычности» отсутствует. Принадлежность авторских прав «правительству Астраханской области» декларируется с использованием значка © в самом низу стартовой страницы.
С сайта https://www.astrobl.ru возможен переход по гиперссылке на портал органов местного самоуправления, имеющий адрес https://mo.astrobl.ru. На последнем есть карта АО с границами районов; гиперссылки на все ЕАТД 2-го ИУ в АО (11 районов, сайты г. Астрахань и ЗАТО г. Знаменск), а также на сайты всех сельсоветов АО (ЕАТД 3-го ИУ). При этом на https://mo.astrobl.ru показываются текущие количества «пользователей и гостей» для сайта в целом.
Интерфейсы web-ресурсов подразделений правительства АО (министерств и других структурных единиц) значительно различаются даже в отношении номенклатуры пунктов на «верхних лентах».
Судя по интернет-адресам в АО web-ресурсы подразделений правительства АО и часть сайтов ОИВ для ЕАТД 2-го ИУ располагается в доменной зоне обладминистрации (например, http://liman.astrobl.ru), а другая часть сайтов имеет собственные домены второго уровня в домене «ru» - например, Икрянинского (http://ikradm.ru), Камызякского (http://kamyzak.ru), Володарского районов (http://regionvol.ru).
Сайты ОИВ районов АО также отличаются друг от друга по внешнему виду, включая меню. На ряде таких сайтов есть встроенные средства управления размерами шрифтов, кнопки перехода к «мобильной версии».
Сайты ОИВ районов АО содержат совокупности гиперссылок на сайты всех сельсоветов МО. Внешний вид сайтов отдельных поселений (сельсоветов) обычно унифицирован в пределах района. Однако, судя по приводимым датам, для поселений с малым числом жителей информация обновляется достаточно редко. Интернет-адреса сайтов отдельных поселений (3-ий уровень ЕАТД) обычно соответствуют расположению на сайте http://mo.astrobl.ru.
В таблицах 2 и 3 приведены показатели для сайтов ОИВ в АО для 1-го ИУ; в таблицах 4 и 5 -для 2-го уровня ЕАТД (районы АО); в таблицах 6 и 7 - для 3-го ЕАТД (сельсоветы). Для обозначения ссылок, соответствующих сайтам, используются такие сокращения: Вх - входящие; Вн - внутренние, Исх - исходящие. Относительные показатели для ссылок рассчитывались делением количеств ссылок на количества страниц каждого сайта.
Отметим, что для таблиц с нечетными номерами (3, 5, 7) нет отдельных показателей для разделов и страниц сайтов. Эти данные нельзя получить с использованием того программного обеспечения, которым пользовались авторы статьи.
Страницы с информацией о районах и отдельных поселениях в них есть и по иным интернет-адресам, чем на сайте Администрации АО. Например, на сайтах https://ru.wikipedia.org/wiki/, http://www.bankgorodov.ru/settlement/ представлена информация не только по районам, но и по небольшим населенным пунктам. Однако сопоставительный анализ посещаемости таких страниц и сайтов ОИВ для одних и тех же МО выходит за рамки настоящей статьи.
Судя по таблице 2 количества страниц на всех рассматриваемых сайтах достаточно велики. Это показывает целесообразность использования систем поиска информации по сайтам. Времена открытия двух последних сайтов из этой таблицы следует считать чрезмерно большими.
Объем сайта Министерства культуры и туризма АО превышает объемы сайтов Администрации АО и портала местного самоуправления АО, видимо, из-за большого количества «архивных материалов» (в т.ч. графических), размещенных на первом из этих сайтов.
Таблица 2 - Показатели (1-ая часть) для сайтов АО, соответствующих 1-ому ИУ - сайты подразделений (министерств) правительства АО приведены выборочно_
Организация и «имя» сайта AT, сек. Count, URLs Size, MB
Text/html image application
Администрация АО - портал www.astrobl.ru 1.75 22730 40245 78 9480
Портал местного самоуправления АО http://mo.astrobl.ru 1.88 31606 10915 17428 10870
Страница правительства АО https://www.astrobl.ru/government/ 0.97 1 63 14 0,125
Сайт министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности АО https://msh.astrobl.ru 1.82 1311 1039 737 963
Сайт министерства культуры и туризма АО https://minkult.astrobl.ru 0.78 16080 36722 963 11980
Министерство образования и науки АО http://minobr.astrobl.ru 16.82 2466 2744 165 1271
Министерство здравоохранения АО http://minzdravao.ru 11.34 8360 2654 5635 7722
Насыщенность сайтов графическими файлами (ГФ) различается. При этом для отдельных страниц сайтов (прежде всего стартовых) количество используемых ГФ может быть значительно. Так на странице сайта правительства АО https://www.astrobl.ru/government/ используется 63 ГФ. Большое количество ГФ при доступе с мобильных устройств может замедлять процессы открытия страниц сайтов, усложнять условия просмотра информации.
Таблица 3 - Показатели (2-ая часть) для сайтов АО, соответствующих 1-ому ИУ
Имя сайта Абсолютное к-во ссылок (в скобках — нормированное на количество страниц сайта) Кол-во уникальных посетителей за месяц Кол-во просмотров за месяц AVD, чч:мм:сс
Вх Вн Исх
Q W
https://www.astrobl.ru 2026525 (89.16) 1147895 (50.50) 1254 (0.06) 958869 (42.19) 66650 120172 00:03:07
http://mo.astrobl.ru 96943 (3.07) 5220191 (165.16) 2103 (0.07) 259210 (8.20) 615 1767 00:01:46
https://www.astrobl.ru/government - - 179 (179) 179 (179) - - -
https://msh.astrobl.ru 4468 (3.41) 309856 (236.35) 91 (0.07) 14623 (1115) 5926 24438 00:03:18
https://minkult.astrobl.ru 29873 (1.86) 1292730 (80.39) 1370 (0.09) 164159 (10.21) 4532 24536 00:03:18
http://minobr.astrobl.ru 30821 (12.50) 161475 (65.48) 120 (0.05) 25290 (10.26) 4812 25675 00:03:07
http://minzdravao.ru 40239 (4.81) 775599 (92.78) 817 (0.10) 68806 (8.23) 27950 74015 00:01:54
Из таблицы 3 видно, что абсолютные и относительные количество ссылок на сайт Администрации АО почти на два порядка выше, чем на сайты министерств. При этом средние длительности работы пользователей со всеми интернет-ресурсами, отраженными в таблице 3, примерно одинаковы (порядка 2-3 минут). Отношение количеств исходящих и входящих ссылок на сайтах в большинстве случаев составляет несколько единиц. Однако для портала https://www.astrobl.ru оно составляет менее 0,5 (из-за большого количества входящих ссылок).
Таблица 4 - Показатели (часть 1) для сайтов АО, соответствующих прикаспийским ЕАТД 2-го ИУ*
Организация и «имя» сайта AT, сек. Count, URLs Size, MB
Text/html image application
Лиманский р-н http://liman.astrobl.ru <32 333 чел. на 01.01.2012> 2.46 2114 1958 618 1002
Икрянинский р-н http://ikradm.ru <47678 чел. на 01.01.2016> 3.67 2541 4197 2813 1741
Камызякский р-н http://kamyzak.ru <47836 чел. на 01.01.2016> 3.38 446 387 1904 540
Володарский р-н http://regionvol.ru <48 175 чел. на 01.01.2016> 6.97 508 1314 758 301
Примечание: * - внутри символов < > указаны количества жителей, потенциально эти количества могут влиять на посещаемости сайтов.
Видно, что количества страниц на сайтах, отраженных в таблице 4, значительно различаются. Объемы сайтов, отраженных в таблице 4, в основном меньше объемов подразделений правительства АО (из табл. 2). Связь между количеством жителей и объемами сайтов, количествами страниц на них в таблице 4 не просматривается. Описанная ситуация отражает, видимо, различные подходы районных администраций к формированию структур сайтов и их информационному наполнению.
Таблица 5 - Показатели (2-ая часть) для сайтов АО, соответствующих прикаспийским ЕАТД 2-го ИУ
Имя сайта Абсолютное к-во ссылок (в скобках — нормированное на количество страниц сайта) Кол-во уникальных посетителей за месяц Кол-во просмотров за месяц AVD, чч:мм:сс
Вх Вн Исх
Q W
http://liman.astrobl.ru 100 (0.05) 256750 (121.45) 270 (0.13) 28233 (13.36) 0-200* 0-500 00:03:18
http://ikradm.ru 393 (0.15) 70729 (27.84) 211 (0.08) 14865 (5.85) 2594 10380 00:15:15
http://kamyzak.ru 777 (1.74) 14129 (31.68) 281 (0.63) 4568 (10.24) 0-200 0-500 00:01:10
http://regionvol.ru 3570 (7.03) 54664 (107.60) 141 (0.28) 13196 (25.98) 3451 13519 00:02:19
Примечание: * - посещаемость «0-200» является «очень низкой», используемым программным средством для анализа посещаемости сайтов она не определяется более точно.
В отношении данных, представленных в таблице 5 подчеркнем, прежде всего, разную посещаемость сайтов районных ОИВ. При этом связь между числом жителей ЕАТД 2-го уровня и количеством посещений соответствующих сайтов (судя по таблице 5) отсутствует. Средние времена работы посетителей с сайтами - того же порядка, что и для сайтов структурных подразделений АО (см. табл. 3).
Таблица 6 - Показатели (1-ая часть) для сайтов АО, соответствующих ЕАТД 3-го ИУ (выборочно -по два сельсовета для каждого района). Для двух сельсоветов дополнительно приведены адреса интернет-страниц в альтернативных источниках информации_
Организация и «имя» сайта AT, сек. Count, URLs Size, MB
Text/html image application
Басинский сельсовет Лиманского района https://mo.astrobl.ru/basinskijselsovet/ <1 138 чел.> https://ru.wikipedia.org/wiki/Басинский сельсовет 1.44 434 141 502 152
Басинский сельсовет Лиманского района http://www.bankgorodov.ru/settlement/Basinskii-selsovet- selskoe-poselenie 1.99 1 1 0 0.046
Проточенский сельсовет Лиманского района https://mo.astrobl.ru/protochenskijselsovet/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Рынковский_ сельсовет (Астраханская область) 1.22 1406 63 412 144
Рынковский сельсовет Лиманского района https://mo.astrobl.ru/rynkovskijselsovet/ <382 чел.> 1.67 2165 138 356 295
Рынковский сельсовет Лиманского района http://www.bankgorodov.ru/settlement/Rinkovskii-selsovet- selskoe-poselenie 1.86 1 1 0 0.093
Икрянинский сельсовет Икрянинского района http://www.adm-ikryanoe.my1 .т <Нет данных о числе жителей> 1.58 (до 25.04.2016) 307 110 35 27
Икрянинский сельсовет Икрянинского района http://www.ikrselsov.ru <Нет данных о числе жителей> 1.45 (с 25.04.2016) 81 179 71 97
Сергиевский сельсовет Икрянинского района https://mo.astrobl.ru/sergievskijselsovet/ <363 чел. на 01.01.2012> 1.03 2308 72 427 176
Иванчугский сельсовет Камызякского района https://mo.astrobl.ru/ivanchugskijselsovet/ <2142 чел. на 01.01.2015> 1.33 3347 147 530 491
Каралатский сельсовет Камызякского района https://mo.astrobl.ru/karalatskijselsovet/ <1178 чел. на 01.01.2015> 1.39 1247 141 636 232
Алтынжарский сельсовет Володарского района https://mo.astrobl.ru/altynzharskijselsovet/ <Данные о числе жителей не приведены> 1.27 1817 572 268 235
Для таблицы 6 отметим, что объемы сайтов ОИВ 3-его ИУ существенно больше, чем объемы других сайтов, на которых представлена информация о тех же МО. Достаточно большие количества страниц сайтов ОИВ определяются (в большинстве случаев) наличием значительного количества архивных материалов - в т.ч. новостных сообщений, привязанных к конкретным датам. Также как и для сайтов ЕАТД 2-го ИУ, отраженных в таблице 4, для сайтов ОИВ 3-его ИУ не просматривается связь между числом жителей МО и количеством страниц соответствующих сайтов.
Таблица 7 - Показатели (2-ая часть) для сайтов АО, соответствующих ЕАТД 3-го ИУ
Наименование ЕАТД 3-го ИУ Абсолютное к-во ссылок (в скобках — нормированное на количество страниц сайта) Кол-во уникальных посетителей за месяц К-во просмотров за месяц AVD, чч:мм: сс
Вх Вн Исх
Q ¥
Басинский сельсовет Лиманского района (https://mo. astrobl. ru/basinskij selsovet/) - 38297 (88.25) 5 (0.01) 2170 (5.00) - - -
Басинский сельсовет Лиманского района (http://www.bankgorodov.ru/settlemen t/Basinskii-selsovet-selskoe-poselenie) - - 129 (129) 130 (130) - - -
Проточенский сельсовет Лиманского района (https://mo.astrobl.ru/ protochenskij selsovet/) - 96728 (68.80) 59 (0.04) 3394 (2.41) - - -
Рынковский сельсовет Лиманского района (https://mo.astrobl.ru/rynkovskijselsovet/) - 145206 (67.07) 137 (0.06) 2635 (1.22) - - -
Рынковский сельсовет Лиманского района (http://www.bankgorodov.ru/settlement/ Rinkovskii-selsovet-selskoe-poselenie) - - 131 (131) 258 (258) - - -
Икрянинский сельсовет Икрянинского района (до 25.04.16) (http://www.adm-ikryanoe.my1 .га) 14 4442 (14.47) 316 (1.03) 2628 (8.56) 732 2 940 00:00:10
Икрянинский сельсовет Икрянинского района (с 25.04.16) (http://www.ikrselsov.ru) 4 1232 (15.21) 12 (0.15) 87 (1.07) 825 3300 00:02:32
Сергиевский сельсовет Икрянинского района (https://mo.astrobl.ru/sergievskijselsovet/) - 105083 (45.53) 21 (0.01) 6292 (2.73) - - -
Иванчугский сельсовет Камызякского района (https://mo.astrobl.ru/ivanchugskijsels ovet/) - 333644 (99.68) 120 (0.04) 51438 (15.37) - - -
Каралатский сельсовет Камызякского района (https://mo.astroЫ.ru/karalatskijselsovet/) - 102286 (82.03) 19 (0.02) 15391 (12.34) - - -
Алтынжарский сельсовет Володарского района (https://mo.astrobl.ru/ altynzharskij selsovet/) - 115551 (63.59) 51 (0.03) 12908 (7.10) - - -
Отметим относительно малое количество входящих ссылок на сайты ОИВ АО 3-его ИУ. (Повторим, что эти количества можно оценить только для отдельных сайтов, но не страниц сайтов. Поэтому для некоторых строк в таблице данные в первых двух колонках не указаны). Несмотря на малое количество входящих ссылок, такие сайты (и их страницы) хорошо обнаруживаются поисковыми системами Интернета - в силу специфики заданных ключевых слов, отражающих конкретные МО (при отсутствии совпадений с одноименными МО в других регионах России).
Количество «внутренних ссылок» является значительным - видимо из-за размещения архивных материалов по МО, в т.ч. привязанных к отдельным датам. Количества исходящих ссылок (с сайтов и страниц сайтов) также достаточно велики. Это говорит о неплохой связности сайтов/страниц сайтов из таблицы 7 с интернет-пространством.
Республика Калмыкия. Сайт Главы Республики Калмыкии (http://glava.region08.ru) имеет ряд гиперссылок, в т.ч. на сайт Правительства Республики (http://kalmregion.ru). Состав элементов меню и информационное наполнение страницы сайта значительно отличаются от сайта правительства АО. Особенность сайта http://kalmregion.ru можно - наличие переключателя «Предыдущая версия сайта».
Номенклатура подразделений Правительства Республики Калмыкия (http://gov.kalmregion.ru/organy-vlasti/) близка к таковому для АО, а интернет-адреса их сайтов свидетельствуют об использовании различных доменных имен второго ИУ в домене «ги». Внешний вид сайтов подразделений правительства Калмыкии в основном унифицирован с сайтом http://kalmregion.ru.
Отметим, что на сайте https://ru.wikipedia.org/wiki/Калмыкия имеется ссылка на «официальный сайт» региона kalm.ru/en/ (англоязычный вариант). На нем в качестве главы республики представлено фото К. Илюмжинова. При этом кнопка переключения на русский язык на этом сайте обеспечивает переход на сайт gov.kalmregion.ru, выглядящий точно так же, как http://kalmregion.ru.
С сайта http://kalmregion.ru открывается страница с перечнем МО, соответствующих 2-ому и 3-ему уровням ЕАТД, включая Лаганское районное МО (http://www.85215.ru), прилежащее к Каспию. Последний сайт имеет такие особенности: имитация часов с круговым циферблатом; наличие на стартовой странице счетчиков положительных и отрицательных отзывов посетителей (правда неясно, какому периоду времени соответствуют эти счетчики и к чему они относятся - к содержимому сайта или к деятельности районной администрации). Также с сайта Лаганское районного МО есть гиперссылки для перехода на сайты ЕАТД 3-го ИУ района (4 объекта, из них одно городское МО и 3 сельских) - их внешний вид унифицирован с сайтом районного МО.
Сводка информации по сайтам Республики Калмыкия (выборочно) приведена в таблицах 8 и 9.
Таблица 8 - Основные показатели (1-ая часть) сайтов республики Калмыкия
Организация и «имя» сайта AT, Count, URLs Size,
сек. Text/html image application MB
Сайт Главы Республики (http://glava.region08.ru) 2.22 60347 30049 9924 3006
Сайт Правительства Республики (http://kalmregion.ru) 1.02 2068 3394 699 429
Министерство сельского хозяйства (http://mcx.rk08.ru) 1.47 684 360 84 89
Министерство культуры и туризма (http://minkult08.ru) 1.73 389 809 81 92
Министерство образования и науки (http://monrk.ru) 0.87 896 410 769 1022
Министерство здравоохранения (http://minzdrav.kalmregion.ru) 1.2 2244 499 1059 470
Управление по развитию электронного правительства (http://www.egov08.ru) 2.35 285 148 204 100
Лаганское районное МО http://www.85215.ru <18 766 человек на 01.01.2015 - с сайта http://r08.ru/addvision/lag/> 9.6 2422 1696 398 584
Лаганское городское МО http://algmo-rk.ru <13 699 человек в 2010г> 0.48 269 101 209 52
Джалыковское сельское МО (http://dzhalykovo.ru) <1179 человек> 0.55 355 100 189 122
Наибольшее количество страниц и объем имеет сайт Главы Республики Калмыкия. При этом общее количество страниц ресурса http://glava.region08.ru почти в три раза больше, чем для портала https://www.astrobl.ru. При этом объем первого сайта более чем в три раза меньше, чем второго. Большое количество страниц ресурса http://glava.region08.ru обусловлено наличием версий страниц на разных языках (русская и английская версии).
В отличие от АО для Республики Калмыкия среди всех структурных подразделений правительства наибольший объем имеет сайт Министерства образования и науки, но максимальное количество страниц у сайта Министерства здравоохранения.
Таблица 9 - Основные показатели (2-ая часть) сайтов республики Калмыкия
Наименование организации или ЕАТД Абсолютное к-во ссылок (в скобках - нормированное) Кол-во уникальных посетителей за месяц Кол-во просмотров за месяц AVD, чч:мм:сс
Вх Вн Исх
Q W
Сайт Главы Республики (http://glava.region08.ru) 22840 (0.38) 1205966 (19.98) 1533 (0.03) 132878 (2.20) 8772 43940 00:02:07
Сайт Правительства Республики (http://kalmregion.ru) 95610 (46.23) 34810 (16.83) 345 (0.17) 23110 (11.18) 5216 20850 00:03:37
Министерство сельского хозяйства республики (http://mcxrk08.ru) 616 (0.90) 14298 (20.90) 91 (0.13) 17048 (24.93) 2594 10380 00:03:21
Министерство культуры и туризма республики (http://minkult08.ru) 19934 (51.24) 5554 (14.28) 114 (0.29) 3609 (9.28) 864 3450 00:01:39
Продолжение таблицы 9
Министерство образования и науки республики (http://monrk.ru) 35625 (39.76) 156604 (174.78) 613 (0.68) 8261 (9.22) 2273 9090 00:02:52
Министерство здравоохранения (http://minzdrav.kalmregion.ru) 8392 (3.74) 46981 (20.94) 52 (0.02) 24717 (11.01) 5216 20850 00:02:05
Управление по развитию электронного правительства (http://www.egov08.ru) 119 (0.42) 4555 (15.98) 301 (1.06) 2892 (10.15) 851 3420 00:11:05
Лаганское районное МО (http://www.85215.ru) 2 (<0.01) 172398 (71.18) 346 (0.14) 24214 (10.00) 855 3255 00:03:47
Лаганское городское МО (http://algmo-rk.ru) 4 (0.01) 11183 (41.57) 75 (0.28) 611 (2.27) 140 822 00:00:56
Джалыковское сельское МО (http://dzhalykovo.ru) 4 (0.01) 17554 (49.45) 22 (0.06) 732 (2.06) 54 337 00:02:58
Средние продолжительности работы пользователей с сайтами Республики Калмыкия в основном того же порядка, что и для АО. Наибольший показатель средней продолжительности использования имеет сайт Управления по развитию электронного правительства - это может свидетельствовать о востребованности услуг, предоставляемых этим ресурсом. В то же время количество входящих ссылок на этот ресурс невелико - по сравнению с сайтами большинства министерств и ведомств республики.
В таблице 9 обращает на себя внимание также очень малое абсолютное количество входящих ссылок на ЕАТД 2-го и 3-го ИУ. В тоже время количества внутренних и исходящих ссылок для этих ресурсов являются достаточно большими.
Республика Дагестан. Сайт главы республики (http://president.e-dag.ru/) содержит ряд ссылок на другие сайты - в т.ч. Правительства Республики (http://www.e-dag.ru). На последнем принадлежность авторских прав на сайт оговаривается в самом низу страницы. Персональный состав правительства РД приведен на http://e-dag.ru/2013-05-27-06-53-44/2013-05-27-23-08-55.html, а доступ к сайтам отдельных министерств организован через страницу http://e-dag.ru/2013-05-27-06-53-44/2013-05-27-06-54-15/2013-05-27-23-11-43.html. Внешний вид сайтов министерств/ведомств республики унифицирован лишь частично. При этом на сайтах, по крайней мере, части министерств РД оговаривается принадлежность имущественных авторских прав на разработки сайтов, а в ряде случаев и то, что разработка и поддержка сайтов осуществляются Управлением по развитию электронного правительства. На этих сайтах есть также переключатели на версии для слабовидящих.
Гиперссылки на страницы органов МО РД с сайта Правительства Республики http://www.e-dag.ru не просматриваются. Однако на http://smodag.ru/sayti_rayonov_i_gorodov_respub.php имеется полный набор ссылок на сайты МО уровня районов. Есть также ссылки на страницы с информацией о главах районов, городов, сельских поселений. Для районов приводится достаточно подробная информация. Однако значительная часть ссылок на сайты МО 2-го уровня ЕАТД на ресурсе http://smodag.ru/ sayti_rayonov_i_gorodov_respub.php в период написания статьи, были «не действующими». В частности, это относится к сайтам таких районов РД: Кумторкалинского (Ыф^/^^я'.кумторкала.рф), Дербентского (http://www.derbetrayon.zs9.ru), а также города Каспийск (http://www.kaspiysk.ru). В таких случаях для заполнения последующих таблиц использовались сайты соответствующих МО, адреса которых были найдены через поисковые системы Интернета. В целом d НЬ унификация внешнего вида сайтов МО 2-го ИУ невысокая.
На действующих сайтах районов РД часто приводятся перечни ЕАТД 3-го ИУ. В ряде случаев есть карты районов и даже генеральные планы отдельных сельских поселений, например, на сайте http://www.tarumovka.ru.
Отметим также, что в Интернете имеются ссылки на страницы сайтов РД, размещенные на https://mapbase.ru/Дагестан/. Однако в конце ноября 2016 г. эти ссылки были не действующими.
Лишь на немногих сайтах районных МО РД (например, Кизлярского района) есть переходы по гиперссылкам на сайты МО типа сельских поселений (СП). По РД в некоторых случаях авторы статьи приводят данные и из Википедии - в ней есть перечни всех СП в районах РД. Однако переходы со статей в Википедии по гиперссылкам на интернет-странички СП РД действуют не во всех случаях. При этом объем информации по СП РД на страницах в Википедии обычно небольшой.
Сводка информации по сайтам ОИВ Республики Дагестан дана в таблицах 10 и 11.
Таблица 10 - Основные показатели (1-ая часть) для сайтов ОИВ Республики Дагестан, прикаспийских районов в ней и некоторых сельских поселений этих районов_
Организация и «имя» сайта AT, сек. Count, URLs Size, MB
Text/html image application
Сайт Главы Республики (http://president.e-dag.ru) 1.47 261 608 22 60
Сайт правительства республики (http://www.e-dag.ru) 1.43 13892 21101 7217 5903
Страница с перечнем министерств и ведомств РД (http://e-dag.ru/2013-05-27-06-53-44/2013-05-27-06-54-15/2013-05-27-23-11-43.html) 1.61 1 25 0 0.07
Министерство сельского хозяйства и продовольствия (http://e-dag.ru/2013-05-27-06-53-44/otcheti111/ministerstvo-selskogo-hozyaystva-i-prodovolstviya.html) 1.08 1 23 0 0.07
Министерство по туризму и народным художественным промыслам (http://dagtourism.com) 1.23 703 2006 185 2630
Министерство образования и науки (http://www.dagminobr.ru) 0.65 16440 11373 6338 6547
Министерство здравоохранения (http://minzdrav.e-dag.ru) 1.03 2579 190 588 381
Страница районов и городов республики http://smodag.ru/sayti rayonov i gorodov respub.php 0.55 1 6 0 0.019
Тарумовский район http://www.tarumovka.ru < 30 000 человек> https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарумовский район <31 683 человек> 0.94 6291 6555 304 6020
Кизлярский район http://www.kizlyar-rayon. га https://ru.wikipedia.org/wiki/Кизлярский район 4.89 2427 1317 70 446
Сельсовет «Крайновский» Кизлярского района http://www.kizlyar- rayon.ru/index.php?option=com content&view=article&id=912:-l- lr&catid=39:2011-07-22-07-28-06&Itemid=12 <2500 человек> https://ru.wikipedia.org/wiki/Сельсовет «Крайновский» 4.48 1 32 0 0.053
Село Тушиловка Кизлярского района http://www.kizlyar- rayon.ru/index.php?option=com content&view=article&id=6:-qq&catid=39:2011 -07-22-07-28-06&Itemid= 12 3.69 1 23 1 0.08
Бабаюртовский район http://babaurt.ru (Нет даже списка сельсоветов) 1.47 1123 1251 614 1096
Кумторкалинский район http://мо-кумторкала.рф 4.61 811 1828 224 218
г. Каспийск http://www.kaspiysk.org 0.42 1353 1534 1252 520
Карабудахкентский район http://www.bekenez.ru (Нет гиперссылок на сайты ЕАТД 3-го ИУ) 0.91 1170 808 148 296
г. Избербаш http://www.mo-izberbash.ru 4.47 24295 982 315 949
Каякентский район http://www.kayakent.ru (Сайт с достаточно развитой функциональностью, но нет гиперссылок на сайты ЕАТД 3-го ИУ - по крайней мере, при отсутствии регистрации пользователя на сайте) 1.6 414 854 24 56
г. Дербент http://www.derbent.ru 2.37 11220 6568 679 5912
Дербентский район http://www.derbrayon.ru 0.85 173 705 185 339
Магкарамкентский район http://adminmr.ru (Нет гиперссылок для переходов на сайты ЕАТД 3-го ИУ) 1.55 3227 513 646 764
Приходится констатировать, что для районов, прилежащих к Каспию, в период проведения исследований действовали не все имеющиеся в Интернете гиперссылки на сайты ОИВ 2-го ИУ. Кроме того, по-видимому, у целого ряда ОИВ 3-го ЕАТД РД собственных сайтов (или страниц сайтов) на момент подготовки статьи не было.
В РД (в отличие от Республики Калмыкия) наибольшее количество страниц и объем имеет сайт Правительства Республики. Количество страниц на этом ресурсе меньше чем на портале АО. Однако объем сайта http://www.e-dag.ru почти трехкратно превышает объем портала АО.
Отметим, что в РД сайт Министерства образования и науки по объему даже превышает сайт http://www.e-dag.ru - что можно интерпретировать как результат большого внимания, уделяемого в республике образовательным процессам.
Объемы сайтов крупных городских МО были многократно больше, чем сайты сельских поселений РД.
Таблица 11 - Основные показатели (2-ая часть) для сайтов ОИВ Республики Дагестан, прикаспийских районов в ней и некоторых сельских поселений_
Наименование ЕАТД Абсолютное кол-во ссылок (в скобках — нормированное на количество страниц) Кол-во уникальных посетителей за месяц Кол-во просмотров за месяц AVD, чч:мм:сс
Вх Вн Исх
Q W
Сайт Главы Республики (http://president.e-dag.ru) 343289 (1315.29) 10029 (28.43) 32 (0.13) 2936 (11.25) 19095 39635 00:02:04
Сайт Правительства Республики (http://www.e-dag.ru) 310194 (22.33) 401510 (28.90) 251 (0.02) 63425 (4.57) 22105 51640 00:04:37
Страница с перечнем министерств и ведомств РД (http://e-dag.ru/2013-05-27-06-53-44/2013-05-27-06-54-15/2013-05-27-23-11-43.html) - - 91 (91) 91 (91) - - -
Министерство сельского хозяйства и продовольствия (http://e-dag.ru/2013-05-27-06-53-44/otcheti111/ministerstvo-selskogo-hozyaystva-i-prodovolstviya.html) - - 70 (70) 70 (70) - - -
Министерство по туризму и народным художественным промыслам (http://dagtourism.com) 7652 (10.88) 48925 (69.59) 205 (0.29) 11215 (15.95) 2385 6850 00:00:27
Министерство образования и науки (http://www.dagminobr.ru) 83360 (5.07) 1510366 (91.87) 1971 (0.12) 265585 (16.15) 9510 38040 00:05:13
Министерство здравоохранения (http://minzdrav.e-dag.ru) 16548 (6.42) 179650 (69.66) 118 (0.05) 5873 (2.28) 26285 7165 00:03:20
Страница районов и городов республики (http://smodag.ru/sayti rayonov i gorodov respub.php) - - 79 (79) 79 (79) - - -
Тарумовский район (http://www.tarumovka.ru) 1115 (0.18) 409099 (65.03) 360 (0.06) 44890 (7.14) 2683 10886 00:00:51
Кизлярский район (http://www.kizlyar-rayon.ru) 329 (0.14) 141348 (58.24) 85 (0.04) 9768 (4.02) 2920 11670 00:04:11
Сельсовет «Крайновский» Кизлярского района (http://kizlyar- rayon.ru/index.php?option=com conte nt&view=article&id=912:-l-lr&catid=39:2011-07-22-07-28-06&Itemid=12) - - 92 (92) 92 (92) - - -
Село Тушиловка Кизлярского района (http://www.kizlyar- rayon.ru/index.php?option=com conte nt&view=article&id=6:- qq&catid=39:2011-07-22-07-28- 06&Itemid=12) - - 94 (94) 94 (94) - - -
Бабаюртовский район (http://babaurt.ru) 813487 (724.39) 60075 (53.50) 196 (0.17) 7783 (6.93) 975 3205 00:07:54
Кумторкалинский район http://мо-кумторкала.рф 258 (0.32) 21212 (26.16) 35 (0.04) 7563 (9.33) 694 3900 00:18:33
г. Каспийск (http://www.kaspiysk.org) 1858 (1.37) 46004 (34.00) 112 (0.08) 14105 (10.42) 3196 14105 00:01:39
Карабудахкентский район (http://www.bekenez.ru) 100 (0.09) 52021 (44.46) 55 (0.05) 7545 (6.45) 1023 4080 00:00:36
г. Избербаш (http://www.mo-izberbash.ru) 3656 (0.15) 1029839 (42.39) 128 (0.01) 92380 (3.80) 2560 4950 00:01:11
Каякентский район (http://www.kayakent.ru) 172 (0.42) 40110 (96.88) 17 (0.04) 4148 (10.02) 179 1433 00:01:43
г. Дербент (http://www.derbent.ru) 7401 (0.66) 704585 (62.79) 2296 (0.20) 41434 (3.69) 4960 19830 00:01:53
Дербентский район (http://www.derbrayon.ru) 9 (0.05) 10707 (61.89) 26 (0.15) 2576 (14.89) 2918 11670 00:01:52
Магкарамкентский район (http://adminmr.ru) 1137 (0.35) 271668 (84.19) 255 (0.08) 45000 (13.94) 4880 11950 00:05:55
Судя по таблице 11, для большинства сайтов отношения количеств просмотров за месяц к количествам «уникальных посетителей» за тот же период составляют не более нескольких единиц. Это говорит о том, что контингент постоянных (многократно за месяц) посетителей включенных в таблицу сайтов относительно небольшой.
Средние продолжительности работы пользователей в РД с сайтами ОИВ 2-го и 3-го ЕАТД (судя по данным в таблице 11) - того же порядка, что и для сайтов АО и РК. Однако для двух районов (Кум-торкалинский и Бабаюртовский) эти показатели значительно выше средних. Обращает на себя внимание очень малое значение этого показателя для Министерства по туризму и народным художественным промыслам - при том, что сайт этого министерства призван выполнять информационно-рекламные функции по профилю деятельности министерства.
Обращает на себя внимание также малое количество входящих ссылок на сайт администрации Дербенского района. Вероятно, это связано с тем, что сайт недавно «переехал» на новый адрес, указанный в таблице 11.
Выводы. 1. Во всех прикаспийских регионах России уделяется серьезное внимание созданию и использованию сайтов ОИВ. 2. В интерфейсах всех сайтов ЕАТД 1-го (а в большинстве случаев и 2-го ИУ) используются аналогичные функциональные решения - включая верхнюю ленту с выпадающими списками возможных действий; динамическую смену графики в панелях и пр. 3. Картографическая информация присутствует лишь на части рассмотренных сайтов ОИВ. 4. Статистика посещаемости ведется на многих сайтах ЕТАД 1-го и 2-го ИУ, но без учета продолжительностей нахождения пользователей на сайтах. 5. На части сайтов ОИВ предусмотрены возможности занесения пользователями своих оценок - правда не для всех сайтов понятно чего именно - сайта или деятельности соответствующего ОИВ. 6. Во всех трех прикаспийских регионах России действуют сайты ОИВ районных уровней. В Астраханской области и республике Калмыкия работают также сайты ЕАТД 3-го ИУ с содержательной информацией о поселениях -хотя и разного объема. 7. Гиперссылки с рассмотренных сайтов ЕАТД 1-го и 2-го ИУ на сайты соседних регионов и стран не встречаются. Однако, по крайней мере на сайтах ОИВ 1-го ИУ новостная информация о политических и деловых взаимосвязях с соседними странами представлена достаточно подробно.
Список литературы
1. Альтовский Е. В. Российские госайты: кризис доверия / Е. В. Альтовский // Защита информации. Инсайд. -2016. - № 2 (68). - С. 80-83.
2. Альтовский Е. В. Российские госсайты: по секрету всему свету / Е. В. Альтовский // Защита информации. Инсайд. - 2016. - № 1 (67). - С. 40-46.
3. Брумштейн Ю. М. Сайты Рунета: политика разграничения доступа к информации и ее размещения пользователями / Ю. М. Брумштейн, А. Бондарев // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2016. - № 5 - С. 49-60.
4. Брумштейн Ю. М. Сайты Рунета: принципы создания и управления компонентной структурой / Ю. М. Брумштейн, Е. Ю. Васьковский // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2016. - № 3. - С. 19-32.
5. Брумштейн Ю. М. Сайты Рунета: анализ категорий, особенности контента и функциональности / Ю. М. Брумштейн, Е. Ю. Васьковский // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. -2016. - № 2. - С. 31-44.
6. Беленкова Л. М. «Имиджевая» оптимизация веб-сайтов государственных органов как составляющая идеологической работы / Л. М. Беленкова // Научные труды Республиканского института высшей школы. - 2015. -№ 14. - С. 10-16.
7. Васильева Е. В. Муниципальная власть Томской области в Интернет-пространстве / Е. В. Васильева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 1-2 (39). - С. 36-42.
8. Васьковский Е. Ю. Системный анализ вопросов, связанных с востребованностью информации на ^^Ь-сайтах / Е. Ю. Васьковский, Ю. М. Брумштейн //Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. -№ 1. - С. 59-74.
9. Васьковский Е. Ю. Системный анализ функциональных возможностей счетчиков посещаемости сайтов / Е. Ю. Васьковский, Ю. М. Брумштейн // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - № 3. -С. 45-58.
10. Воронин А. В. Исследования сайтов органов власти республики Карелия / А. В. Воронин, А. А. Печников // Век качества. - 2010. - № 3. - С. 28-30.
11. Гасумова С. Е. Анализ соответствия интернет-ресурсов органов местного самоуправления законодательству Российской Федерации / С. Е. Гасумова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2012. - № 1. - С. 60-66.
12. Дубровская Ю. В. Информационная открытость органов власти как важнейший критерий эффективности государственного и муниципального управления / Ю. В. Дубровская, К. С. Жаворонкова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2016. - № 55. - С. 58-75.
13. Изотова В. Ф. Информационное взаимодействие власти и общества: повышение роли официального сайта / В. Ф. Изотова, Е. В. Изотова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. -№ 1 (90). - С. 210-215.
14. Козлов А.С. Математическая модель рейтинга официальных Интернет-сайтов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет / А. С. Козлов, А. С. Зинкевич // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - 2012. - № 23. - С. 30-37.
15. Коврикова О. И. Электронное правительство как политико-коммуникативная инфраструктура муниципалитетов / О. И. Коврикова, Н. А. Стефановская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -2015. - № 8 (148). - С. 22-29.
16. Крючкова Г. НВыбор CMS при создании сайта организации / Г. Н. Крючкова, А. Н. Городищева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - Т. 2, № 10. - С. 246-247.
17. Кузьмина А. Б. ИКТ-компетентность населения как фактор социально-экономического развития региона / А. Б. Кузьмина, Ю. М. Брумштейн, В. Ю. Солопов // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. -2012. - № 2. - С. 43-53.
18. Кузьмина А. Б. Анализ опыта управления ИТ-компетентностью физических и юридических лиц в некоторых зарубежных странах / А. Б. Кузьмина // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2014. -№ 2. - С. 63-76.
19. Кузнецов М. А. Математические модели информационного поиска web-ресурсов / М. А. Кузнецов, Т. Т. Нгуен // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2013. - № 2. - С. 25-30.
20. Лукашевич Е. В. Перспективы коммуникационного взаимодействия органов государственной власти Алтайского края с населением (на материале официальных сайтов) / Е. В. Лукашевич // Вестник алтайской науки. -
2014. - № 1 (19). - С. 91-95.
21. Луковский М. А. Современные технологии развития и разработки веб-сайтов на основе принципов эмоционального дизайна / М. А. Луковский // Наука и современность. - 2014. - № 27. - С. 66-69.
22. Меньжурова А. Б. Инфокоммуникационные технологии формирования имиджа региона: анализ сайтов органов государственной власти / А. Б. Меньжурова, А. С. Крапивина, С. Б. Дымбрылова // Имиджевая политика Российской Федерации: теория и практика : материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. А. В. Кузьмин. - 2012. - С. 141-147.
23. Орлова Ю. А. Методы адаптации текстовой информации для лиц с ограниченными возможностями по зрению / Ю. А. Орлова // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - № 4. - С. 210--219.
24. Сидорова А. Г. Композиционно-графический анализ сайтов органов власти (на материале Алтайского края) / А. Г. Сидорова //Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. -№ 9 (17). - С. 44.
25. Соколов Д. В. Исследование официальных сайтов органов власти как эффективный инструментарий общественного контроля / Д. В. Соколов, А. О. Рыжков // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2014. - Т. 2, № 6 (11). - С. 376-380.
26. Страшко И. О. Специфика создания сайта для органов государственной власти / И. О. Страшко // Вестник магистратуры. - 2014. - № 1 (28). - С. 144-147.
27. Титовец А. Ю. Специфика веб-аналитики сайтов органов власти / А. Ю. Титовец, В. А. Благинин // BI-технологии в оптимизации бизнес-процессов : материалы Международной научно-практической очно-заочной конференции. - Российско-Армянский (Славянский) университет, Уральский государственный экономический университет, 2014. - С. 72-74.
28. Ухинова Н. В. Реализация информационной политики исполнительными органами власти республики Бурятия посредством интернет-сайтов / Н. В. Ухинова // Вестник Бурятского государственного университета. -
2015. - № S14. - С. 106-109.
29. Цыренова А. А. К вопросу информационной открытости органов государственного управления / А. А. Цы-ренова, И. О. Нагаслаева // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2016. - № 46. - С. 54-60
30. Явинская Ю. В. Дискурсивная неоднородность сайтов органов государственной власти / Ю. В. Явинская // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. - 2013. - № 11. - С. 57-66.
31. Gubareva T. V. The creation public authorities sites in the Russian federation : progress or recourse? / T. V. Gubareva, M. S. Boldyreva // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 3 (5). - С. 9-18.
References
1. Altovskiy Ye. V. Rossiyskie gosayty: krizis doveriya [Russian state websites: crisis of confidence]. Zashchita in-formatsii. Insayd [Protection of Information. Insider], 2016, no. 2 (68), pp. 80-83.
2. Altovskiy Ye.V. Rossiyskie gossayty: po sekretu vsemu svetu [Russian state websites: in confidence to the whole world]. Zashchita informatsii. Insayd [Protection of Information. Insider], 2016, no. 1 (67), pp. 40-46.
3. Brumshteyn Yu. M., Bondarev A. Sayty Runeta: politika razgranicheniya dostupa k informatsii i ee raz-meshcheniya polzovatelyami [RuNet websites: policy of differentiation of access to information and its placement by users]. Intellektualnaya sobstvennost. Avtorskoe pravo i smezhnye prava [Intellectual Property. Author's Rights and Adjacent Rights],
2016. no. 5, pp. 49-60.
4. Brumshteyn Yu. M., Vaskovskiy Ye. Yu. Sayty Runeta: printsipy sozdaniya i upravleniya komponentnoy struk-turoy [RuNet websites: principles of creation and control of component structure]. Intellektualnaya sobstvennost. Avtorskoe pravo i smezhnye prava [Intellectual Property. Author's Rights and Adjacent Rights], 2016, no. 3, pp. 19-32.
5. Brumshteyn Yu. M., Vaskovskiy Ye. Yu. Sayty Runeta: analiz kategoriy, osobennosti kontenta i funktsionalnosti [RuNet websites: analysis of categories, features of content and functionality]. Intellektualnaya sobstvennost. Avtorskoepravo i smezhnyeprava [Intellectual Property. Author's Rights and Adjacent Rights], 2016, no. 2, pp. 31-44.
6. Belenkova L. M. «Imidzhevaya» optimizatsiya veb-saytov gosudarstvennykh organov kak sostavlyayushchaya ideologicheskoy raboty [«Image» optimization of websites of state bodies as component of ideological work]. Nauchnye trudy Re-spublikanskogo instituta vysshey shkoly [Proceedings of the Republican Institute of the Higherst School], 2015, no. 14, pp. 10-16.
7. Vasileva Ye. V. Munitsipalnaya vlast Tomskoy oblasti v Internet-prostranstve [Municipal authority of the Tomsk region in Internet space]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Vo-prosy teorii i praktiki [Historical, Philosophical, Political and Jurisprudence, Cultural Science and Art Criticism. Questions of the Theory and Practice], 2014, no. 1-2 (39), pp. 36-42.
8. Vaskovskiy Ye. Yu., Brumshteyn Yu. M. Sistemnyy analiz voprosov, svyazannykh s vostrebovannostyu infor-matsii na web-saytakh [Systems analysis of the questions connected with an information demand on web sites]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2015, no. 1, pp. 59-74.
9. Vaskovskiy Ye. Yu., Brumshteyn Yu. M. Sistemnyy analiz funktsionalnykh vozmozhnostey schetchikov poseshchaemosti saytov [Systems analysis of the functional opportunities of counters of attendance of the websites]. Prikaspiy-skiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2015, no. 3, pp. 45-58.
10. Voronin A. V., Pechnikov A. A. Issledovaniya saytov organov vlasti respubliki Kareliya [Researches of the websites of authorities of the Republic of Karelia]. Vek kachestva [Century of Quality], 2010, no. 3, pp. 28-30.
11. Gasumova S. Ye. Analiz sootvetstviya Internet-resursov organov mestnogo samo-upravleniya zakonodatelstvu Rossiyskoy Federatsii [Analysis of compliance of Internet resources of bodies of local self-government to the legislation of the Russian Federation]. Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskie nauki [Bulletin of the Perm University. Jurisprudence], 2012, no. 1, pp. 60-66.
12. Dubrovskaya Yu. V., Zhavoronkova K. S. Informatsionnaya otkrytost organov vla-sti kak vazhneyshiy kriteriy effektivnosti gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya [Information openness of bodies of the power as the most important criterion of efficiency of the state and municipal management]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik [Public Administration. Electronic Messenger], 2016, no. 55, pp. 58-75.
13. Izotova V. F., Izotova Ye. V. Informatsionnoe vzaimodeystvie vlasti i obshchestva: povyshenie roli ofitsialnogo sayta [Information exchange of the power and society: increase in a role of the official site]. Vestnik Saratovskoy gosu-darstvennoyyuridi-cheskoy akademii [Bulletin of the Saratov State Legal Academy], 2013, no. 1 (90), pp. 210-215.
14. Kozlov A. S., Zinkevich A. S. Matematicheskaya model reytinga ofitsialnykh Internet-saytov organov ispol-nitelnoy vlasti subekta Rossiyskoy Federatsii v informatsionno-kommunikatsionnoy seti Internet [Mathematical model of rating of the official Websites of executive bodies of the subject of the Russian Federation in informational and communication net Internet]. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Kompyuternye tekhnologii, upravlenie, radioelektronika [The Bulletin of the Southern Ural State University. Series: Computer Technologies, Automatic Control, Radio Electronics], 2012, no. 23, pp. 30-37.
15. Kovrikova O. I., Stefanovskaya N. A. Elektronnoe pravitelstvo kak politiko-kommunikativnaya infrastruktura mu-nitsipalitetov [Electronic government as political and communicative infrastructure of municipalities]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities], 2015, no. 8 (148), pp. 22-29.
16. Kryuchkova G. N., Gorodishcheva A. N. Vybor CMS pri sozdanii sayta organizatsii [The choice of CMS during creation of the website of the organization]. Aktualnye problemy aviatsii i kosmonavtiki [Urgent Problems of Aircraft and Astronautics], 2014, vol. 2, no. 10, pp. 246-247.
17. Kuzmina A. B., Brumshteyn Yu. M., Solopov V. Yu. IKT-kompetentnost nasele-niya kak faktor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [ICT competence of the population as factor of social and economic development of the region]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2012, no. 2, pp. 43-53.
18. Kuzmina A. B. Analiz opyta upravleniya IT-kompetentnostyu fi-zicheskikh i yuridicheskikh lits v nekotorykh zarubezhnykh stranakh [Analiz of experience of IT competence management of physical persons and legal entities in some foreign countries]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2014, no. 2, pp. 63-76.
19. Kuznetsov M. A., Nguyen T. T. Matematicheskie modeli informatsionnogo poiska web-resursov [Mathematical models of information search of web resources]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2013, no. 2, pp. 25-30.
20. Lukashevich Ye. V. Perspektivy kommunikatsionnogo vzaimodeystviya organov go-sudarstvennoy vlasti Al-tayskogo kraya s naseleniem (na materiale ofitsialnykh saytov) [The prospects of communication interaction of bodies of the government of Altai Krai with the population (on material of the official sites)]. Vestnik altayskoy nauki [The Messenger of the Altai Science], 2014, no. 1 (19), pp. 91-95.
21. Lukovskiy M. A. Sovremennye tekhnologii razvitiya i razrabotki veb-saytov na osnove printsipov emotsional-nogo dizayna [Modern technologies of development and development of websites on the basis of the principles of emotional design]. Nauka i sovremennost [Science and the Present], 2014, no. 27, pp. 66-69.
22. Menzhurova A. B., Krapivina A. S., Dymbrylova S. B. Infokommunikatsionnye tekhnologii formirovaniya imidzha regiona: analiz saytov organov gosudarstvennoy vlasti [Infocommunication technologies of forming of image of the region: the analysis of the websites of bodies of the state power]. Imidzhevaya politika Rossiyskoy Federatsii: teoriya i praktika : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Image Policy of the Russian Federation: Theory and Practice. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference], 2012, pp. 141-147.
23. Orlova Yu. A. Metody adaptatsii tekstovoy informatsii dlya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami po zreniyu [Methods of adaptation of text information for persons with limited opportunities by view]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2015, no. 4, pp. 210-219.
24. Sidorova A. G. Kompozitsionno-graficheskiy analiz saytov organov vlasti (na materiale Altayskogo kraya) [The composite and graphical analysis of the websites of authorities (on material of Altai Krai)]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal) [Modern Researches of Social Problems (the Electronic Scientific Journal)], 2012, no. 9 (17), pp. 44.
25. Sokolov D. V., Ryzhkov A. O. Issledovanie ofitsialnykh saytov organov vlasti kak effektivnyy instrumentariy obshchestvennogo kontrolya [Issledovaniye of the official sites of authorities as effective tools of public control]. Aktualnye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika [Urgent Directions of Scientific Research of the 21st century: Theory and Practice], 2014, vol. 2, no. 6 (11), pp. 376-380.
26. Strashko I. O. Spetsifika sozdaniya sayta dlya organov gosudarstvennoy vlasti [Specifics of creation of the website for public authorities]. Vestnikmagistratury [The Messenger of a Magistracy], 2014, no. 1 (28), pp. 144-147.
27. Titovets A. Yu., Blaginin V. A. Spetsifika veb-analitiki saytov organov vlasti [Specific of web analytics of authorities websites]. Bl-tekhnologii v optimizatsii biznes-protsessov : materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy ochno-zaochnoy konferentsii [Bl-technologies in a Business Process Optimization. Proceedings of the International Scientific and Practical Intramural and Extramural Conference]. Russian-Armenian (Slavic) University Publ. House, Ural State Economic University Publ. House, 2014, pp. 72-74.
28. Ukhinova N. V. Realizatsiya informatsionnoy politiki ispolnitelnymi organami vlasti respubliki Buryatiya pos-redstvom Internet-saytov [Implementation of information policy by executive authorities of the Republic of Buryatia by means of the Websites]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bulletin of the Buryat State University], 2015, no. S14, pp. 106-109.
29. Tsyrenova A. A., Nagaslaeva I. O. K voprosu informatsionnoy otkrytosti orga-nov gosudarstvennogo uprav-leniya [To a question of information openness of state bodies]. Uchenye zapiski Rossiyskoy Akademii predprinimatelstva [Scientific Notes of the Russian Academy of an Entrepreneurship], 2016, no. 46, pp. 54-60.
30. Yavinskaya Yu. V. Diskursivnaya neodnorodnost saytov organov gosudarstvennoy vlasti [Diskursivnaya heterogeneity of the websites of public authorities]. PR i reklama v izmenyayushchemsya mire: regionalnyy aspekt [PR and adVertizing in the Changing World: Regional Aspect], 2013, no. 11, pp. 57-66.
31. Gubareva T. V., Boldyreva M. S. The creation public authorities sites in the Russian federation : progress or recourse? [The creation public authorities sites in the Russian federation: progress or recourse?]. Problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri [Problems of Social and Economic Development of Siberia], 2011, no. 3 (5), pp. 9-18.
УДК [004.738.5+004.5]:[352+353]
ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИКАСПИЙСКИХ РЕГИОНОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ РЕСУРСОВ
Статья поступила в редакцию 25.09.2016, в окончательном варианте — 03.12.2016.
Брумштейн Юрий Моисеевич, кандидат технических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, e-mail: [email protected]
Васьковский Евгений Юрьевич, аспирант, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, e-mail: [email protected]
Охарактеризованы варианты административно-территориального деления и соответствующие им органы исполнительной власти (ОИВ) в Республике Азербайджан, Исламской Республике Иран, Республике Туркменистан, Республике Казахстан. Для регионов этих стран, прилежащих к Каспийскому морю, приведены численности населения и площади территорий. Показана роль интернет-сайтов в обеспечении деятельности ОИВ этих регионов. Обоснована целесообразность анализа информационного присутствия в Интернете ОИВ этих регионов на трех иерархических уровнях: региональном (республика, остан, акимат, велайят); районном; местном (муниципалитет, сельский округ и т.д.). Указаны отличия отдельных стран в отношении принятой классификационной схемы. Проанализированы номенклатура и особенности построения сайтов ОИВ в рассматриваемых странах/регионах, функциональности сайтов, подходы к их информационному наполнению, методы организации интерфейсов с пользователями и др. Приведены таблицы с основными характеристиками сайтов ОИВ: времена открытия стартовых страниц; оценки количества страниц на сайтах; оценки количества входящих и исходящих ссылок как мера информационной связности сайтов с интернет-пространством; показатели посещаемости сайтов. Сделаны выводы о достоинствах и недостатках рассмотренных сайтов, в т.ч. по сравнению с сайтами ОИВ прикаспийских регионов России.
Ключевые слова: прикаспийские государства, прикаспийские регионы, органы исполнительной власти, интернет-сайты, видимость сайтов, востребованность информации, методы анализа, управление востребованностью, информационные технологии, поисковые системы, мультиязычность сайтов