Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ "ВИДИМОСТИ" ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ ИНТЕРНЕТА ИНФОРМАЦИИ ПО РЕГИОНУ РОССИИ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СТРАНАХ, ВОЗНИКШИХ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СРАВНЕНИЕ "ВИДИМОСТИ" ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ ИНТЕРНЕТА ИНФОРМАЦИИ ПО РЕГИОНУ РОССИИ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СТРАНАХ, ВОЗНИКШИХ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
401
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / РЕГИОНЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРИСУТСТВИЕ / ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ ИНТЕРНЕТА / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ "ВИДИМОСТИ" / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ / РОССИЯ / УКРАИНА / БЕЛОРУССИЯ / КАЗАХСТАН / УЗБЕКИСТАН / КЫРГЫЗСТАН / АРМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Васьковский Е. Ю.

Обоснована важность и актуальность оценки «видимости» информации по отдельным регионам России поисковыми системами Интернета (ПСИ) в нашей стране и за рубежом. Дана общая характеристика источников информации, использованных для проведения исследований. На примере Астраханской области (АО) описана методика выполнения работ, включая особенности задания поисковых запросов для ПСИ на различных языках. Приведена общая характеристика места АО в России и мире. Исследование «видимости» информации по АО в ПСИ проведено для стран, возникших на территории СССР (включая Россию). Для каждой из них сделано следующее: по данным в Интернет-источниках оценена относительная популярность используемых в них ПСИ; для этих ПСИ определены количества ссылок в их поисковых выдачах, указывающих на информацию по АО; рассчитаны средневзвешенные оценки «видимости» информации по АО, учитывающие относительную популярность ПСИ в этих странах. Для рассмотренных стран сделаны выводы о целесообразных мерах по улучшению «видимости» информации по АО в ПСИ с учетом информационной конкуренции в Интернете и некоторых других факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Васьковский Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF RUSSIAN REGIONAL INFORMATION "VISIBILITY" IN INTERNET SEARCH ENGINES FOR USERS IN COUNTRIES, ARISED IN THE TERRITORY OF FORMER USSR (ON THE EXAMPLE OF ASTRAKHAN REGION)

Importance and relevancy of information “visibility” assessment for different regions of Russia with Internet search engines (ISE) usage are proved both in Russia and abroad. The general characteristics of information sources, used to carry out a research, are provided. Also is given the work fulfillment procedure, including peculiarities of search requests phrasing for ISE in different languages. A general characteristic of the Astrakhan region place in Russia and in the world are given in the article. The research of information about Astrakhan region “visibilities” in ISE is conducted for the countries, which have arisen in the territory of the former USSR (including Russia). The following has been made for each selected country: relative popularity assessment of ISE usage according to Internet sources data; a number of links in their search results, that that have been identified as information about the Astrakhan region; also are calculated average weighted information “visibility” assessment about the Astrakhan region, considering relative popularity of ISE in these countries. For the considered countries are drawn conclusions about measures for improvement of information by Astrakhan region “visibility” in ISE, taking into account the information competition in the Internet and some other factors.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ "ВИДИМОСТИ" ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ ИНТЕРНЕТА ИНФОРМАЦИИ ПО РЕГИОНУ РОССИИ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СТРАНАХ, ВОЗНИКШИХ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

15. Chvanova M. S., Kiseleva I. A., Molchanov A. A. Vybor proekta i otsenka ego effektivnosti na osnove nechetkikh zaprosov i metoda ekspertnykh otsenok [Selection of the project and evaluation of its effectiveness on the basis of fuzzy queries and the method of peer review]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: The Humanities], 2013, no. 12 (128), pp. 138-150.

16. Chertina Ye. V., Kvyatkovskaya I. Yu. Kompleksnaya kolichestvennaya otsenka innovatsionnykh IT-proektov na osnove nechetko-mnozhestvennykh opisaniy [Comprehensive quantification of innovative IT projects based on fuzzy descriptions]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2016, no. 1 (33), pp. 50-62 (http://hi-tech.asu.edu.ru/files/1(33)/50-62.pdf).

17. Shtovba S. D. Vvedenie v teoriyu nechetkikh mnozhestv i nechetkuyu logiku [Introduction to the theory of fuzzy sets and fuzzy logic]. Available at: http://matlab.exponenta.ru/fuzzylogic/book1/1.php (Accessed 02.04.2017).

18. Shtovba S. D. Proektirovanie nechetkikh sistem sredstvami MATLAB [Designing of fuzzy systems by means of MATLAB], Goryachaya liniya - Telekom Publ., 2007. 288 p.

19. Shushura A. N., Yakimova Yu. A. Metod nechetkogo kriticheskogo puti dlya upravleniya proektami na osnove nechetkikh intervalnykh otsenok [Fuzzy Critical Path Method for Project Management Based on Fuzzy Interval Estimates]. Iskusstvennyy intellekt [Artificial Intelligence], 2012, no. 3, pp. 332-337.

20. Youssouf Ahmat, Sorokin A. A., Dmitriev V. N. Model nechetkogo vyvoda dlya podderzhki i prinyatiya resh-eniy v protsesse formirovaniya struktury infokommunikatsionnoy sistemy [Model of fuzzy inference for support and decision-making in the process of formation of the infocommunication system structure]. Nauchnyy vestnik NGTU [Scientific Bulletin of the NSTU], 2016, no. 1, pp. 74-90.

21. Cuka M., Elmazi D., Obukata R., Ozera K., Oda T., Barolli L. An integrated intelligent system for IoT device selection and placement in opportunistic networks using fuzzy logic and genetic algorithm. 2017 31st International Conference on Advanced Information Networking and Applications Workshops (WAINA), 2017, pp. 201-207.

22. Inaba T., Sakamoto S., Kulla E., Caballe S., Ikeda M., Barolli L. An integrated system for wireless cellular and ad-hoc networks using fuzzy logic. 2014 International Conference on Intelligent Networking and Collaborative Systems, 2014, pp. 157-162.

23. Liu K., Hao J., Pang Y. Algorithm research on project risk fuzzy evaluation. 2009 First International Workshop on Database Technology and Applications, 2009, pp. 160-164.

24. Munadi R., Ismail M., Abdullah M., Misran N. Location management cost reduction using fuzzy logic in cellular radio network. Proceeding of the 2011 IEEE International Conference on Space Science and Communication (IconSpace), 2011, pp. 165-169.

25. Peikert T., Garbe H., Potthast S. Fuzzy-based risk analysis for IT-Systems and their infrastructure. IEEE Transactions on Electromagnetic Compatibility, 2017, vol. 59, issue 4, pp. 1294-1301.

УДК [004.4+004.5]:004.9

СРАВНЕНИЕ «ВИДИМОСТИ» ПОИСКОВЫМИ СИСТЕМАМИ ИНТЕРНЕТА ИНФОРМАЦИИ ПО РЕГИОНУ РОССИИ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СТРАНАХ, ВОЗНИКШИХ НА ТЕРРИТОРИИ БЫВШЕГО СССР (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Статья поступила в редакцию 20.04.2017, в окончательном варианте — 23.06.2017.

Васьковский Евгений Юрьевич, Астраханский государственный университет, 414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а,

инженер-программист 1-ой категории, ORCID http://orcid.org/0000-0002-4937-3305, https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=932352 , e-mail: vaskovskiy_evgeniy@mail.ru

Обоснована важность и актуальность оценки «видимости» информации по отдельным регионам России поисковыми системами Интернета (ПСИ) в нашей стране и за рубежом. Дана общая характеристика источников информации, использованных для проведения исследований. На примере Астраханской области (АО) описана методика выполнения работ, включая особенности задания поисковых запросов для ПСИ на различных языках. Приведена общая характеристика места АО в России и мире. Исследование «видимости» информации по АО в ПСИ проведено для стран, возникших на территории СССР (включая Россию). Для каждой из них сделано следующее: по данным в Интернет-источниках оценена относительная популярность используемых в них ПСИ; для этих ПСИ определены количества ссылок в их поисковых выдачах, указывающих на информацию по АО; рассчитаны средневзвешенные оценки «видимости» информации по АО, учитывающие относительную популярность ПСИ в этих странах. Для рассмотренных стран сделаны выводы о целесообразных мерах по улучшению «видимости» информации по АО в ПСИ с учетом информационной конкуренции в Интернете и некоторых других факторов.

Ключевые слова: Интернет, регионы, информационное присутствие, поисковые системы Интернета, формулировки запросов, Астраханская область, показатели «видимости», интегральные оценки, Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения

COMPARISON OF RUSSIAN REGIONAL INFORMATION «VISIBILITY» IN INTERNET SEARCH ENGINES FOR USERS IN COUNTRIES, ARISED IN THE TERRITORY OF FORMER USSR (ON THE EXAMPLE OF ASTRAKHAN REGION)

The article has been received by editorial board 20.04.2017, in the final version — 26.01.2017.

Vaskovskiy Yevgeniy Yu., Astrakhan State University, 20a Tatishchev St., Astrakhan, 414056, Russian Federation,

Software development engineer (first category), ORCID http: http://orcid.org/0000-0002-4937-3305, https://elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=932352, e-mail: evgenii.vaskovsky@mail.ru

Importance and relevancy of information "visibility" assessment for different regions of Russia with Internet search engines (ISE) usage are proved both in Russia and abroad. The general characteristics of information sources, used to carry out a research, are provided. Also is given the work fulfillment procedure, including peculiarities of search requests phrasing for ISE in different languages. A general characteristic of the Astrakhan region place in Russia and in the world are given in the article. The research of information about Astrakhan region "visibilities" in ISE is conducted for the countries, which have arisen in the territory of the former USSR (including Russia). The following has been made for each selected country: relative popularity assessment of ISE usage according to Internet sources data; a number of links in their search results, that that have been identified as information about the Astrakhan region; also are calculated average weighted information "visibility" assessment about the Astrakhan region, considering relative popularity of ISE in these countries. For the considered countries are drawn conclusions about measures for improvement of information by Astrakhan region "visibility" in ISE, taking into account the information competition in the Internet and some other factors.

Keywords: Internet, regions, data-aware presence, Internet search engines, requests phrasing, Astrakhan region, «visibility» indicators, integral assessments, Russia, Ukraine, Belarus, Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Armenia

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий и, прежде всего, Интернета привело к тому, что основная масса информации для использования в различных целях физическими и юридическими лицами начала черпаться с интернет-сайтов [5]. Это касается в частности информации о регионах России, включая официальную [3, 13]; справочную, новостную, статистическую [30], обзорно-аналитическую, научно-техническую [15, 24, 33], информационно-рекламную [1, 16, 20, 22], в т.ч. туристическую [4, 25]; деловую [11]; инвестиционного [26, 28] и инновационного характера [22]; политическую [8] и т.д. С учетом этого фактора, а также усиления интеграции России в мировое информационное пространство [12, 29], особую значимость приобретают вопросы оценки «видимости» в поисковых системах Интернета (ПСИ) информации о регионах России не только пользователями нашей страны, но и зарубежных стран [29]. При этом необходимо учитывать следующее: особенности поведения пользователей при работе в Интернете [23]; тактику их действий при поиске информации в Интернете [2]; ИТ-квалификацию пользователей [19]; их подходы к восприятию информации, отображаемой в виде совокупности гиперссылок [31]; относительные популярности ПСИ в различных странах; особенности учета пользователями репутации сайтов в целом [18] и достоверности отдельных единиц информации [14]; особенности нормативного регулирования размещения информации на интернет-сайтах и использования ПСИ в России [6] и за рубежом. Кроме того, сведения о фактической «видимости» информации важны при решении задач поисковой оптимизации сайтов [17, 21, 27], продвижения их в интернет-пространстве [10], при имитационном моделировании распространения информации в web-пространстве [32].

Несмотря на обилие работ, посвященных поиску информации в Интернете с применением ПСИ, вопросы фактической «видимости» региональной информации остаются исследованными недостаточно полно, а соответствующая статистика в научных публикациях практически отсутствует. Поэтому целями настоящей статьи были следующие: разработка методики сбора информации и оценки «видимости» сведений о регионе в ПСИ Интернета при применении их пользователями в России и некоторых зарубежных странах; апробация этой методики на примере Астраханской области (АО); оценка релевантности ссылок, выдаваемых ПСИ по результатам запросов; определение мер, которые могут быть предприняты для улучшения «видимости» региональной информации в Интернете. Из-за ограничений на размеры статьи в данной работе представлен анализ информации только по странам, возникшим на территории бывшего СССР. Сведения по другим странам (и результаты их анализа) предполагается представить в последующих публикациях.

Характеристика материала, использованного в работе. Исследование видимости в ПСИ региональной информации проводилось, как уже было сказано выше, на примере АО. Она является достаточно типичной для России по своим характеристикам, включая численность населения; количество организаций; производство валового регионального продукта (ВРП) на душу населения; степень информатизации региона; ИТ-квалификацию населения [19].

Актуальность проведения исследований именно для стран, возникших на территории бывшего СССР, определяется следующими причинами: значительными долями русскоговорящего населения; в ряде

случаев, тесными социально-экономическими связями этих стран с Россией, в т.ч. инвестиционного характера, в сферах туризма, транспорта, образования, в научной сфере.

Данные по отдельным странам в отношении численностей населения были взяты с сайта http://total-rating.ru/1919-chislennost-naseleniya-v-stranah-na-2017-god.html, по величине валового внутреннего продукта (ВВП) - с http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-2016-nominal, http://investorschool.ru/spisok-stran-po-vvp-na-dushu-naseleniya-2016, а по уровню информатизации - с http://gtmarket.ru/ratings/internet-development/info (все данные относятся к 2016-2017 гг.).

Методика проведения исследований. В целом в мире распределение популярности основных ПСИ отражено в таблице 1 (сайт gs.statcounter.com на 1.05.2017 г.). При этом ПСИ имеют версии на различных языках, хотя и не для всех рассматриваемых стран.

Таблица 1. Распределение популярности основных ПСИ в мире (по данным на 1.05.2017 г., представленным на сайте gs.statcounter.com)_

ПСИ Google Bing Yahoo Baidu Yandex Остальные ПСИ

Популярность, % 92,13 2,8 2,48 1,04 0,36 1,19

При запросах к ПСИ автором применялись словосочетание «Астраханская область» и слово «Астрахань». В строке поискового запроса они вводились без кавычек.

Для локализованных версий ПСИ, соответствующих различным странам, использовались переводы этих слов на государственные языки этих стран (с помощью Google переводчика). Предварительные исследования показали, что информации на иностранных языках по АО, относительно немного. Частично это связано с тем, что лишь немногие российские организации имеют англоязычные версии своих сайтов или хотя бы их отдельных страниц [3]. Более подробно соответствующие вопросы предполагается рассмотреть в другой работе. К сожалению, оценить фактическую интенсивность использования интернет-пользователями ссылок на региональную информацию по АО (особенно в зарубежных странах) оказалось достаточно сложно.

В простейшем случае формальная оценка видимости информации (ОВИ) о регионе в Интернете может быть дана с использованием формулы взвешенного усреднения

Vm =|I (Pt,Km )| / XP,m , (1)

V i=i ) i=1

где Vc - средневзвешенная формальная ОВИ по региону России в m-ой стране; Pim - относительная популярность i-ой ПСИ в m-ой стране (%); Kim - количество ссылок на регион, найденных i-ой ПСИ в m-ой стране. Необходимость использования знаменателя в (1) связана с тем, что сумма популярностей, учитываемых ПСИ, в большинстве случаев была менее 1 (в силу использования в каждой из стран и тех ПСИ, которые в статье не рассматриваются).

При большом числе ссылок, найденных ПСИ, в их поисковых выдачах отображается только часть таких ссылок. Поэтому представляется, что более объективную ОВИ о регионе дает формула

V=а p к *)) / YP. , (2)

m ¿—t \ i,m ; m / ¿—i i,m ' 4 '

V i=1 ' ) i=1

где - количество ссылок на регион, отображаемых в результатах поисковых выдач i-ой ПСИ для пользователя в m-ой стране.

ТУ*

Соотношение количеств к и K в виде

U = K* /K (3)

может рассматриваться как своеобразная мера транспарентности информации, видимой ПСИ. На основе (3) может быть рассчитана средневзвешенная оценка (по всем ПСИ) для m-ой страны

Um ^^ (P/,mUi,m )/^^ (P/,m ). (4)

i=1 i=1

Оценка долей отображаемых ссылок в поисковых выдачах ПСИ, которые фактически соответствуют региональной информации (Rim), производилась путем анализа всех выданных ссылок в ручном

режиме. С учетом полученных оценок Rt m более объективной представляется использование ОВИ о регионе по формуле

Vm [ ^pi,mRi,mK*m )) / Pm . (6)

Кроме того, по т-ой стране может быть оценена средневзвешенная по всем ПСИ релевантность отображаемых результатов (R*m):

^^т I ^^ ^Pi,mRi,m ) I / ^^ (Рр,т) • (7)

Общая характеристика Астраханской области. Численность населения АО на 15.03.2017 г. составляла 1018866 человек, площадь - 44100 км2. Производство валового регионального продукта (ВРП) - 289 млрд руб./год, т.е. примерно 284 тыс. руб. на человека в год (по данным на сайте http://astrastat.gks.ru). Численность населения АО в последние годы остается относительно стабильной. Количество активных абонентов фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения - 72,5 (на начало 2017 г). Интенсивность использования интернет-ресурсов населением АО в настоящее время возрастает главным образом за счет мобильных пользователей.

Особенностью АО можно считать ее приграничный характер (наличие сухопутной границы с Казахстаном). Кроме того, удобные торговые связи со всеми прикаспийскими государствами обеспечиваются за счет следующего: портов в дельте Волги; наличия сети автомобильных и железных дорог, проходящих через страны, граничащие с Каспием. Рекреационные возможности региона в отношении рыбалки и охоты являются уникальными, причем не только в масштабах России.

Перечисленные факторы потенциально обеспечивают востребованность информации по АО у пользователей Интернета, а также у деловых кругов прикаспийских государств. Такая информация может быть полезной для бизнес-структур других государств и транснациональных корпораций, заинтересованных в использовании АО для транзита грузов, а также их перевалки в рамках обеспечения мультимодаль-ных перевозок.

Большая часть населения области проживает на территории г. Астрахани и ее пригородов. В этих же зонах размещена большая часть организаций, имеющих свои сайты в Интернете. Под региональными сайтами (РС) далее мы будем понимать сайты организаций, зарегистрированных в АО, даже если физически эти сайты размещены на серверах вне АО. Отметим, что в приводимых ниже таблицах учитываются ссылки на сайты разных типов, содержащие информацию по АО: РС; сайты федеральных органов законодательной и исполнительной власти; сайты корпоративных структур межрегионального или федерального характера; сайты общественных организаций и политических партий федерального характера и др. К сожалению, выполнить автоматическое категорирование сайтов по перечисленным выше признакам не удается.

Заинтересованность российских пользователей, находящихся вне области и, особенно, зарубежных пользователей в отдельных видах информации об АО и г. Астрахани существенно различается и зависит от принадлежности этих пользователей к тем или иным социально-экономическим и возрастным группам, территориального расположения регионов/стран по отношению к АО и т.д.

Результаты исследований по странам, возникшим на территории бывшего СССР. Основные сведения о странах, относящихся к этой группе, представлены в таблице 2.

Таблица 2. - Основные сведения о странах, возникших на территории бывшего СССР (на начало 2017 г.)_

i=1

1=1

Страна Численность населения, чел. ВВП, $ млрд ВВП на душу населения, $ в год Доля населения, использующего Интернет, % Доля русскоговорящего населения, % Государственный язык

Россия 143 375 006 1132,74 7742,58 63,80 100 русский

Казахстан 18 064 470 116,15 6471,77 53,32 85 казахский

Узбекистан 30 690 914 61,65 1966,92 36,52 41 узбекский

Беларусь 9 458 535 45,89 4855,19 46,91 72 белорусский

Украина 44 405 055 83,55 1965,81 35,27 68 украинский

Эстония 1 305 755 23,85 18179,65 78,39 30 эстонский

Латвия 1 944 565 28,18 14258,52 73,12 38 латышский

Азербайджан 9 973 697 35,14 3701,98 54,20 55 азербайджанский

Кыргызстан 6 124 945 6,03 995,25 21,72 42 киргизский

Таджикистан 8 858 115 6,25 721,55 14,51 33 таджикский

Туркменистан 5 502 586 35,4 6479,2 7,20 18 узбекский

Молдова 4 054 640 6,08 1712,22 43,37 49 румынский

Литва 2 830 582 43,02 14965 67,23 60 литовский

Армения 3 031 670 10,77 3602,39 39,16 70 армянский

Грузия 3 972 532 13,94 3790,53 36,94 55 грузинский

Отметим, что во всех перечисленных странах (кроме России) русский язык не является государственным. Однако в некоторых странах он рассматривается как язык межнационального общения.

Результаты запросов к ПСИ в виде Астрахань и Астраханская область, лишь частично являются геозависимыми, т.е. результаты для выбранной ПСИ и вводимого поискового запроса на том или ином языке для ряда стран совпадают. Это позволило сгруппировать такие страны в приводимых ниже таблицах и на диаграммах. В тоже время результаты по запросам на государственных языках рассматриваемых стран приводятся по отдельности.

В последующих таблицах используются такие сокращения для названий колонок: %П - процент популярности ПСИ в Интернете для данной страны (доля пользователей, которые рассматривают данную ПСИ как основную); КР в Ин ПСИ - количество результатов в индексе ПСИ (количество страниц сайтов, проиндексированных ПСИ и условно соответствующих запросу пользователя); КР в Выд ПСИ -количество результатов в выдаче ПСИ, т.е. количество ссылок на страницы сайтов, которые были выведены (отображены) ПСИ для пользователя по его запросу; РВыд (%) - релевантность выдач ПСИ (процент ссылок на страницы сайтов с информацией, которая имеет отношение к запросу пользователя).

Релевантность выдач ПСИ оценивалась вручную: путем просмотра выданных ссылок, находящихся на вершине поисковой выдачи. К нерелевантным относилось следующие виды ссылок: на страницы, содержимое которых не соответствовало запросу; на страницы к которым нельзя было получить доступ (коды ответа сервера 4** или 5** в заголовках HTTP); повторы ссылок на интернет-страницы; ссылки на страницы с дублирующимся содержимым (релевантной считалась только первая из найденных ссылок). Основная причина возникновения (появления) последнего типа ссылок в результатах (выдачах) по запросам - разница во времени между изменением страницы и обновлением индексов в ПСИ.

Для ряда ПСИ нет локализованных версий, соответствующих государственным языкам (это относится в первую очередь к ПСИ yandex.ru, которая среди всех стран имеет наибольшую популярность в России). Очевидно, что при желании использовать именно эту ПСИ пользователи таких стран вынуждены использовать ПСИ и формулировки запросов, прежде всего, на английском и русском языках.

При использовании запросов пользователи зарубежных стран могут применять как переводы ключевых слов на английский, так и их транслитерации (например, на латиницу). Такие транслитерации могут делаться не только с использованием имеющихся в Интернете программ-транслитераторов, но и вручную. По крайней мере, в последнем случае пользователями могут допускаться отклонения от терминов, используемых в Интернете. При этом если проверочные средства ПСИ не проводят автоматическую корректировку поисковых запросов в отношении орфографии (на основании собственных баз терминов), то поисковые выдачи могут давать значительно меньшие количества результатов, чем приведено в последующих таблицах.

В таблице 3 приведены результаты поиска на русском и английском языках для словосочетания «Астраханская область» и «Астрахань», а в таблице 4 - на государственных языках рассматриваемых стран. Средневзвешенные оценки (по всем ПСИ) представлены в таблице 5.

На рисунке 1 проведено сопоставление популярности основных ПСИ в разных странах с долями русскоговорящего населения (РГН). Высокие РГЕ обеспечивают следующее: определенную популярность ПСИ yandex.ru; значительное количество запросов пользователей в отношении регионов России на русском языке. Они в большинстве случаев оказываются более эффективными, чем на английском или государственном языке соответствующей страны.

Популярность Google во всех странах (кроме России) значительно выше, чем у альтернативных ПСИ. Поэтому для указанной ПСИ оценка результативности запросов по АО и г. Астрахани особенно важна.

Попытка корреляционного анализа данных, приведенных на рисунке 1, показала следующее: популярность ПСИ Yandex имеет достаточно высокий коэффициент корреляции (КК) с долей РГН (КК = 0,73); величина КК между популярностями ПСИ Google и Yandex составляет минус 0,97, что может интерпретироваться как следствие прямой конкуренции между ними.

На рисунке 2 для русского и английского языков в наглядной форме сравнены количества ссылок, отображаемые различными ПСИ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве рассматриваемых в статье стран ПСИ Yandex обеспечивает получение наибольшего количества ссылок по запросу «Астраханская область».

На рисунке 3 в виде точечных диаграмм показаны сочетания двух средневзвешенных (по всем ПСИ) параметров для рассматриваемых стран.

Обращают на себя внимание низкие показатели релевантности ссылок, выдаваемых ПСИ некоторым странам (особенно по второму виду запросов) Как следствие, население этих стран запросами на государственных языках пользоваться, скорее всего, не будет.

На рисунке 4 представлено сравнение средневзвешенных релевантностей поисковых выдач (по всем ПСИ с учетом их относительных популярностей в разных странах) на трех языках.

Таблица 3. Результаты оценки видимости информации по «Астраханской области» и городу «Астрахань» на русском и английском языках в ПСИ для стран, входивших в состав бывшего СССР (период 1.05.17 -1.06.17)

По иск ова я система Результаты по запросу «Астраханская область» Результаты, полученные по запросу «Астрахань»

Версия ПСИ Страна Русский язык Английский язык Русский язык Английский язык

KP в Пи ПСИ KP в Выд РВыд, о/о КРвИн ПСИ KP в Выд РВыд, о/о КРвИн ПСИ KP в Выд РВыд, «/о KP в Ни ПСИ KP в Выд РВыд, о/о

http Jfwww. fpo fje.ru Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http s://w ww. g) o^ e.kz Казахстан

https://www.gDog}e.coAE Уз бекистан

http s://w ww gpogje.by Б ел ар уа>

http s./fwww gDopJe com.ua Украина

http s./iw m. дэ е. e e Эстония

http s./iw ww .pp ogje.lv Латвия

http s://w ww gjo^e az Азербайджан 8 860 ООО 328 82.62 444 000 190 75.26 34700 ООО 220 83.63 6 950 000 200 66.5

https://www gpo^ekg Кыргызстан

http s://w ww. gp ogj е. со m.t j Таджикистан

http s l/w ww gjo^e .tm Туркменистан

https./iwww gpogjemd М олдсва

http s./tw ww gpogje.lt Литва

http s./tw ww gjogje.am АрЬЕНИЯ

https:/Avww.gDo^e ^ Грузия

Эстония,

http s./fw ww .hing с om Латвия, Туркменистан Литва, Грузия 679 ООО 300 52.33 136 000 327 51.99 848 000 465 63.01 423 000 347 42.36

http sMt. search.yahoo. com Литва 559 ООО 280 64.64 173 ООО 350 52 830 000 455 63.96 397 000 355 42.25

http //www yandex ru Россия, Уз бекистан Эстония,

Латвия, Грузия 55 ООО ООО 950 86.42 33 000 000 950 43.37 104 000 ООО 950 89.26 64 000 000 950 46.84

http s:/fy and ex.kz Казахстан

http s://y and ex.by Белар усь

https://yandex.ua Украина

Россия, Казахстан, Уз бекистац Беларусь, Язык не

http //gs.mail.ru Украина, Азербавджан Кыргызстан Таджикистан, М олдсва, Арьвния 1 ООО ООО 301 79.73 397 000 650 45.69 3 000 000 355 66.2 46 000 137 распознается ПС

Таблица 4. Результаты оценки видимости в ПСИ информации по «Астраханской области» и городу «Астрахань» на государственных языках для стран, входивших в состав бывшего СССР (период с 1.05.17 по 1.06.17 г.)

о

Страна Поисковая система «»П Результаты полученные по запросу ".Астрахаяская область» (на гсодарственных я ал; ах) Результаты полу ченные по запросу Астрахань^ (■а государственных языках)

КРвИн ПСИ КР( Вьц РВыд «» КРвИя ПСИ КРв Вид РВыхО»

Вхси Ь»ЧЕ>: "ктал- гоойе» 505 8 860 ООО 328 82 62 34 "ОО 000 220 33 63

М(р. хтег.-уэг.йехт 43 31 55 000000 950 3642 104 ООО ООО 950 39 26

Мр: гохзаги 3 5 1 ООО ООО Э01 79.73 3 ООО ООО 355 662

Кзгзхсгзк йрз: талт.-зэоеё й "295 65 600 192 34.64 (1 резчгьзтъ: шгаует Астрехзюзог реж к Аю юяоеко Й : 93 200 124 4919 рЕултза: па-дгает Астржэ-ахкрзгок Ахмопккскск обгастн)

й|рь. уаг.<3е! 1295 2000000 950 301 22 ООО 320 65 49 (* рглятзть: гсгугет Астра»: сю« рзкек Акмопккскзй обтасти)

Лр. гохзйги 1221 2000 000 650 3092 21000 650 Я:ьз ж ресг-оскзетиПС

Узбекистан Ярл г.г.т.'нссйг :ои: 30~6 3 4» 94 5212 96 "00 182 Я:ьз:« ресгоскзети ПС

112 139 000 950 Я 1з: ке {жпяшпа ПС 32 ООО 950 Я:ьз к рестоскзгтслПС

гохэ:1{и 325 306 000 152 Яз>з ке расгояана ПС 20 ООО 650 Я:ьз не рвепшагти ПС

Бгг.зр*.-с» мрз. Г.Г.Т.- зхвй Ъ\- »28 зоооо 79 3038 6Т000 127 204"

Й?>5. \зг.<3ех Ь\' 213 40» 000 950 6 32 40» 150 36Г

!цр: ногз^г; 5~2 15 9 000 2"1 Я13 ке рхгоааета ПС 30» 0» 355 Я:ьз: ж ресгоскзетсл ПС

Укреккз рь •л-л'л-з^гсоаиа "552 3 0 500 170 6647 £ рЕуязть: гегхзет 2лоНзьз1 .Астре! з» Кремек сгого рзкакз Лутж-схой обтает») 50 ООО 130 50.77 ¡е резутьтзть: г.огзязет село Ное а Астра-хз» Креиекскаго рзкекз Лугзнскок обгастЦ'

М1рь: узг.бех из 1338 48 ООО ООО 950 1632 рараяк погадает :з:оНоил Астрзззкь Кремежсго рекою Дугзксзак обгасск) 19 ООО 950 44 42 ¡е резугьтзты пепздз-ет село Нее а Астрз-х зкэ Крздек схого рзкокз Лутз но: ск обгастн)

йр: §0X3:1» 3.75 517000 650 43 69 резчяьезть: погасает сз:оНоьзл Астразкь Кренены: аго рекою Д>тзкехок обгастн) 30» 0» 355 Язьз: не респоскзетсл ПС

Эггоии йрь: ъът.- аосе!е ее 93 52 3 870 134 50 згооо 130 3539

йр: г.-лг.- уапйсх я» 1.8 "ООО ООО 950 Я13 ке рэахнюкся ПС 32 ООО ООО 950 Я;ьз не рестоекзетсл ПС

тоэткЬлгсст 1 "5 519 33 662" 4 9Ч 134 35 32

Лалш Й(рз: ■л'лт.- з:'Се'й IV 9466 2 630 131 59 54 6 540 150 52

Мрз. тахт.- Ьпг сох 1.7 2360 4937 3260 18" 44 39

Яр: гтол- vr.de! « 1 5 39000 950 16 42 31000 950 Яжк не респоскзети ПС

Йрь: тгете зюе15 ¿г 9339 13 700 130 55 3 9 66 600 144 77 ое

Азербакгаан Йрз: того-узг.<5ех ги 24в 43 ООО 550 2537 10000 950 4632

Мр: гохз'Иги и 19 ООО 173 53 96 935 606 5024

Продолжение таблицы 4

Страна Понсксеая система «оП Результаты полученн ые по з «тросу »Астрат я екая область.»(нагоспирлмпых языки) Результаты, полученные позиросу •Астрахань" (>а государственных языках)

КР в Их ПСИ КР Е Зыд КР ЕИН ПСИ КР в Выл РВых в»

г-.врь. иго*- зюе1г >г 8254 9330 45 Язык кг распоиовса ГС 34 "00 ООО 220 Я 2>з: не (аслоэается ПС

-СкрГКГТгН г-.Ирб. \аГ.<3£1 ГО 951 10 ООО ООО 950 Язю: не рюкянцц ГС 543000 950 Я зек не ркпоэака ПС

Ьвр ао гай го 459 эогооо 35 Язю: не рхлсыжа ГС 3 000 000 355 Я а>з: не расгожжта ПС

Ьврь. гге* зхзеё :ак ц 83 35 4 430 96 Язю: не рквеекмх» ГС ■О" ООО 353 Яал не ркпожхтс! ПС

Г&скюэггтак Пврб. и-сто-\ar.dei го 112 11 ООО ООО 950 Язю: не разтазнаги ГС 104000 000 950 Я13: не ркпоэока ПС

Ьвр ® хаи го 217 2000 000 133 Язю: не ргзтазкзги ГС 20 ООО 117 Яал не ре зло улет и ПС

!:врб. тпго зхк'й е 9393 34® 94 5212 96 700 1Э2 Яал не рЕ^зоулетсл ПС

Ьврб. г.тлг,- \ir.dei го 3 32 139 000 950 Язю: не {жпашаеи ГС 32 ООО 950 Яал не рез^оэиетзл ПС

Пврб. г.т.г.' Ьгг :оа 112 360 70 5143 14 ООО 322 Яал не разгоэаетзл ПС

ЬВОБ. итто- к<е5г гй 3"1 11 400 140 6"36 4"400 140 4643

Цапдаы Ьврь: 1лтлг.' \sr.dei го 5 55 11000000 950 Язю: не рхпсиався ГС 105 000 000 950 Я1з: не резг.оэаетс» ПС

Ьвр: зггаЛго 406 319000 270 Язю: не рззтоскаги ГС 976 16" Яао: не резг.оэаетс» ПС

г-.врь: г.тлг.- зхе'й 11 9613 2 660 130 5923 6650 76 63 42

Ъе» з Ьврб. «тто- Ьгг :ог 1 ^ 1210 109 4"71 Б 400 63 46 03

Пор» 1 иеагсЬ уа>юа соа 093 1110 170 3"06 12 900 106 1027

Пврб. ■лт.г.- зхж'й аа 33 59 42100 1Э0 60 12100 150 62 67

Арыеюи !-.прб. г.тл-.-\гг.<1е1 го 6Г 111 ООО 950 1503 5 ООО 350 52 29

Ьвр зоааЛ го 6.2 63 ООО 74 з-г4 296 250 52

?.врб. г 3936 3 390 113 4956 ИЗОО 130 4231

Ьврь: ■л-ли-йпг соа 29» 1410 78 4359 5 "30 187 33 69

Пврб. г.-г.г.' \sr.dei го 2 ■ З'ООО 950 1311 Б ООО 413 293

Таблица 5. Средневзвешенные оценки видимости в выдачах ПСИ информации в странах, возникших на территории бывшего СССР

Содержание запроса — Язьхс захфоса федкеЕзкшекк*я оценка видимости инфоттд-injatпо запросу

> Аст] HX1KCK11 O 6 ТЕМ TI Aciptxt»

v К V" A..* K.* V V' V" A..* к.*

Страх*

Россия рус aaat 29 245 271 605 516 0.0038 8422 64 605 766 551 483 ООО 12 8553

aHrmataaat 15 024 450 546 269 0.0292 5992 32 256 170 533 267 0JÜ128 5021

Ктжтак рус aaat 13 972 041 406 339 0.0057 82.76 39 902 099 333 27? 00021 82 2

aHrmataaat 4 735 370 347 197 0.0526 6737 13 621 080 291 157 00394 55)63

казахе keoí 563 901 349 112 0.2184 33.58 78 534 281 116 09711 4522

Узбехистан рус aaat 14 862 499 411 344 0.0043 83)04 43 050 324 323 275 OjOOIO 8381

iKrmataaat 4 $63 159 308 184 0.0415 6994 14 465 914 299 170 00125 6Ш

y36eKaaat 38 768 212 40 2.3269 433 92 139 301 0 0.4223 0

Кьцг LECT'iK рус aaat 13 070 543 388 324 0.0048 82 £6 40 OSO 090 298 252 00012 8336

aHrmataaat 3 675832 287 177 0.0446 70j69 12 289 685 271 157 OJO 167 6139

latpncaaat 1015958 134 0 0.413 0 40 080 090 298 0 0Í012 0

Та джеон сг ан рус aaat 13 999 481 399 333 0.0041 8299 41 975 233 307 261 0)0009 8389

aHrmataaat 4 193 102 287 177 0.0409 7093 13367549 284 165 00093 62.75

Tazc+iaxiaat 1 315 530 195 0 1.8839 0 12 590 069 420 0 0Й568 0

ТУртенистан рус aaat 10 323 341 348 288 0.0041 82.4 36 652 466 247 207 0)0013 8359

aHrmataaat 1 538 705 217 152 0.0437 7392 8 800 190 226 143 0Í037 6556

узбекский 9 683 122 47 2.8324 5035 95 263 209 0 0245 0

Белар>т: ь рус aaat 18 604 711 464 391 0.0051 8327 47 969 079 391 335 00015 83)69

aHrmataaat 7 697 629 391 213 0.0422 66.12 19 192 281 362 193 0)0228 5755

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

белорусский 923 792 286 30 0.2035 2293 254 488 147 30 0971 22)67

Зерном рус aaat 17 242 777 444 373 0.0043 8322 46 526 513 362 310 0)0011 84)02

aHrmataaat 6 569991 350 199 0.0399 68.12 17 423 005 338 186 00139 6025

yip аинс laat 9 078 157 335 127 0.4363 56.16 157 452 292 130 1.1426 47)63

ЪЛопдоЕа рус aaat 11 163 384 362 301 0.0047 82.72 37 329 603 267 223 00011 8322

aHrmataaat 2 298 654 252 164 0.0456 7221 9 915 446 240 145 0Í151 62)6

pyi.tbiHaaat 650 894 191 85 1.1108 61.16 6 030737 187 58 09801 4185

Эстония рус aaat 9 567 184 339 279 0.0044 82.14 35 371 203 237 193 0.0016 8336

aHrmataaat 1 042 050 206 148 0.0456 7425 7 889456 216 139 00043 65.7

эсгонаии 133527 148 65 3.6257 4937 630 021 145 45 03785 34.74

Лстшз рус aaat 9 485 579 337 278 0.0044 82.16 35 265 471 236 196 0)0016 8337

aHrmataaat 980 204 205 147 0.0456 7433 7 785 754 215 138 00042 65.75

ita-biiíaaat 3 278 143 78 4.8205 58j65 6 889 163 76 23662 51

ЛИГЕ* рус aaat 8 629 676 327 268 0.0049 81)89 33 751 691 226 187 00022 8306

aHrmataaat 435 740 194 143 0.048 74J61 6 766933 204 133 0)0052 6582

mtroEaaat 2 618 130 76 5.0651 588 6 834 76 51 1.1275 67.44

Азербайджан рус aaat 9 932 442 343 284 0.004 82j58 36 044 591 240 201 0Й008 8354

aHrmataaat 1 274 274 215 151 0.0434 74J05 8 313 680 218 139 0)0068 65.11

Азербайджане кии 14 646 151 76 0.9747 54j67 64 276 170 121 13159 71.44

Армения рус aaat 11 635 189 370 308 0.0053 82.7 37 592 106 280 234 0Й014 8291

aHrmataaat 2 754 866 273 171 0.0477 71.1 10 561 925 249 146 0)0217 6084

•ipM же isat 49 177 184 79 0.3311 5538 10 838 170 102 6987 6125

Грузия рус aaat 9 951360 345 283 0.0049 81.79 35 672 295 248 206 0)0023 83.16

aHrmataaat 1 383 040 216 151 0.0477 73j61 8 410 388 226 142 0)0053 65.18

грузине еии 9 007 136 58 1.5118 48.46 11 178 140 57 1274 41)66

Грузия Армения Литва Молдова Туркменистан Таджикистан Кыргызстан Азербайджан Латвия Эстония Украина Беларусь Узбекистан Казахстан Россия

\

Yandi Bing

ex

Maidex

„Bate

MlÜd

eux

Yande Bmg

MaiY&Ur

MrfUex

MaTTdru

3 Yande Bing

3 Yande:

Bing

Mail.i

Mail

Mailer

Mail.r

dex

lYandex

ruVande:

a^dex

Maidex

u

Yande ™ Go

Go

G

x

ogle

Goo

Goog

ogle

Google ?le

oo

Goog Googl

oo

oo

Goog oogle ogle

Google oogle

le

20

40

60

80

1 1

Грузия 1

Армения 1

Литва

Молдова 1

Туркменистан 1

Таджикистан 1

Кыргызстан 1

Азербайджан 1

Латвия 1

Эстония 1

Украина 1

Беларусь 1

Узбекистан 1

Казахстан 1

Россия %

1 1 1 1

0 20 40 60 80 100

e

x

0

Рис. 1. Сравнение показателей по странам: слева - популярности ПСИ (%); справа - доли русскоговорящего населения (%)

Из таблиц 4, 5 и рисунка 4 можно сделать такие выводы. (1) Наиболее высокую РВ по ключевым словам «Астраханская область» и «Астрахань» имеют запросы к ПСИ, выполняемые на русском языке. (2) Показатели РВ для аналогичных запросов на английском языке обычно существенно ниже, чем на русском. (3) Наименьшую РВ имеют запросы на государственных языках зарубежных стран, причем эти результаты по разным странам существенно отличаются. Одной из причин является наличие в таких странах районов или населенных пунктов, в названиях которых фигурирует слово «Астрахань».

Необходимо отметить, что 16.05.2017 был опубликован Указ президента Украины Петра Поро-шенко о расширении экономических санкций против российских физических и юридических лиц. В санк-ционные списки попали почти 500 организаций. Среди них популярнейшие на Украине сайты и сервисы «ВКонтакте», Yandex, Mail.ru, «Одноклассники», «1С» и др. Поэтому в будущем данные по Украине, видимо, существенно изменятся.

В целом приходится констатировать, что видимость информации по АО и г. Астрахань для зарубежных пользователей, которые не владеют русским языком, является недостаточно высокой.

Россия, Казахстан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Туркменистан, Беларусь, Украина, Грузия

Азербайджан, Кыргызстан,

Yandex

Yandex

Google

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Googl Bing ■

Bing

Литва

Россия, Казахстан, Узбекистан, Эстония, Латвия, Туркменистан, Беларусь, Украина, Грузия

Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Молдова, Армения

Рис. 2. Сравнение количеств отображаемых разными ПСИ ссылок по запросу «Астраханская область»: сверху - на русском языке; снизу - на английском (запрос - Astrakhan region)

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

п 1

Д

4

-А-1

200

400

♦ Россия Казахстан

Д Узбекистан Д Кыргызстан 1 Таджикистан Туркменистан + Беларусь I Украина Молдова

• Эстония Л Латвия V Литва

б00«> Азербайджан Армения

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

<Х>

о-

+

• ж—■

200 400

♦ Россия ■ Казахстан Д Узбекистан X Кыргызстан И Таджикистан

0 Туркменистан + Беларусь

1 Украина Молдова

• Эстония Л Латвия V Литва

Азербайджан 600 Армения 0 Грузия

Рис. 3. Сравнение рассматриваемых стран по сочетаниям двух средневзвешенных (по всем рассматриваемым ПСИ) показателей при запросах на государственных языках стран: левая диаграмма - для запроса «Астраханская область»; правая - для запроса «Астрахань»; по горизонталям - количества отображаемых ссылок; по вертикалям -релевантность списка поисковых ссылок

Yandex

Yandex

О

Литва

О

Грузия Армения Азербайджан Литва Латвия Эстония Молдова Украина Беларусь Туркменистан Таджикистан Кыргызстан Узбекистан Казахстан Россия

20

40

60

3

3

3

80

100

□ русский □ английский □ государственный

Грузия Армения Азербайджан Литва Латвия Эстония Молдова Украина Беларусь Туркменистан Таджикистан Кыргызстан Узбекистан Казахстан Россия

100

□ русский □ английский □ государственный

0

Рис. 4. Сравнение средневзвешенных релевантностей поисковых выдач ПСИ (с учетом их относительных популярностей) для трех языков: слева - для запроса «Астраханская область»; справа - для запроса «Астрахань»

Выводы. 1. В результаты выдач ПСИ по ключевым словам «Астраханская область» и «Астрахань» попадает разнородная информация, в которой эти слова встречаются как в названиях, так и в текстах. Возможности обеспечения автоматической фильтрации этой информации по содержанию (тематике) нуждаются в дальнейшем изучении 2. Релевантность состава ссылок, находящихся на «вершине поисковых выдач» ПСИ для «Астраханской области» и слова «Астрахань», в целом ряде случаев оказалась невысокой. 3. В определенных пределах пользователь может управлять релевантностью состава отображаемых ПСИ ссылок за счет включения в запросы дополнительных слов. 4. Фильтрация выдач ПСИ с отбором информации, размещенной на интернет-сайтах за определенные интервалы дат, возможна с использованием средств расширенного поиска. На основе запросов с фильтрацией по не перекрывающимся временным интервалам равной продолжительности, могут быть построены диаграммы интенсивностей появления в Интернете новой информации по АО, г. Астрахани и по другим регионам. 5. Количество источников информации, найденных ПСИ на русском языке, во много раз больше, чем на других языках. Одна из причин такого положения - крайне малое количество РС, на которых информация размещается на нескольких языках. 6. Поэтому для расширения интеграции регионов России в мировое информационное пространство целесообразно создание многоязычных версий сайтов, содержащих хотя бы основную информацию по этим регионам, по их административным центрам. 7. В дальнейшем приведенные в статье числовые значения показателей могут быть использованы для исследования динамики их изменения во времени.

Список литературы

1. Андросова Л. А. Влияние рекламы в Интернете на представителей различных возрастных групп / Л. А. Андросова, А. В. Храмкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2016. - Т. 2, № 3 (7). -С. 42-46.

2. Брумштейн Ю. М. Поиск информации в Интернете: анализ влияющих факторов и моделей поведения пользователей / Ю. М. Брумштейн, Е. Ю. Васьковский, Т. Х. Куаншкалиев // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер. Актуальные проблемы управления, вычислительной техники и информатики в технических системах. - 2017. - № 1 (196). - С. 50-55.

3. Брумштейн Ю. М. Интернет-сайты органов исполнительной власти в прикаспийских регионах России: анализ номенклатуры, функциональности и востребованности ресурсов / Ю. М. Брумштейн, Е. Ю. Васьковский, А. Н. Горбачева // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2016. - № 4 (36). - С. 52-68 (Й1р://Ы-tech.asu.edu.ru/?artideИ=948).

4. Брумштейн Ю. М. Анализ направлений и результативности использования информационных технологий для обеспечения востребованности услуг организаций индустрии гостеприимства (на примере Астраханской области) / Ю. М. Брумштейн, Е. Ю. Васьковский, Г. А. Джанкулова // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2016. - № 3 (35). - С. 8-21 ^йр://ШеЛжи^и.гц/?аг1МеИ=935).

5. Брумштейн Ю. М. Сайты Рунета: принципы создания и управления компонентной структурой / Ю. М. Брумштейн, Е. Ю. Васьковский // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2016. - № 3. -С. 19-32.

6. Кузьмина А. Б. Анализ опыта управления ИТ-компетентностью физических и юридических лиц в некоторых зарубежных странах / А. Б. Кузьмина // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2014. -№ 2. - С. 63-76 (http://hi-tech.asu.edu.ru/?articleId=792).

7. Васильева А. А. Анализ Российского законодательства в сфере контроля информации, размещаемой на интернет-ресурсах / А. А. Васильева, С. А. Сутягин // Современные тенденции развития науки и образования : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Мир науки, 2016. - С. 533-539.

8. Вибе Й. Перевод многоязычных сайтов в Интернете / Й. Вибе // Перевод как научный и культурный трансфер : тезисы докладов и сообщений Международной научно-практической конференции в Орловском государственном институте искусств и культуры / отв. ред. А. Г. Пастухов. - 2013. - С. 112-116.

9. Войнов А. С. Интернет-ресурсы как средство информационного обеспечения процесса принятия политических решений (на примере Астраханской области) / А. С. Войнов // Социально-гуманитарные знания. - 2014. -№ 1. - С. 345-350.

10. Гальчук Д. С. Сравнительный анализ основных разделов домашней страницы сайтов российских университетов в англоязычной версии / Д. С. Гальчук // Интерактивная наука.- 2016. - № 2. - С. 97-100.

11. Градюшко А. А. Продвижение региональных СМИ в интернете / А. А. Градюшко // Рэпянальныя СМ1 у сучаснай шфармацыйнай прасторы : матэрыялы Рэсп. навук-практ. семшара, 2-3 чэрвеня 2011 г., Мшск / рэдкал.: С. В. Дубовк (адк. рэд.) i шш. - Мшск, 2011. - С. 50-58 (http://elib.bsu.by/handle/123456789/19558).

12. Жаворонкова Т. Н. Деловая информация в Самарском сегменте Интернета / Т. Н. Жаворонкова // Седьмые Азаровские чтения. Библиотека в информационной среде региона: стратегии формирования и поддержки : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Самарская государственная академия культуры и искусств, 2011. - С. 103-111.

13. Засурский Я. Н. Глобальная структура международной информации / Я. Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2012. - № 3. - С. 101-115.

14. Иванов И. В. Анализ информации, размещенной на официальных сайтах органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации АО вопросам контроля качества и безопасности медицинской деятельности / И. В. Иванов // Вестник Росздравнадзора. - 2015. - № 3. - С. 29-32.

15. Иванова С. М. Оценка достоверности информации, найденной в сети Интернет / С. М. Иванова // Преподаватель XXI век. - 2015. - Т. 1, № 4. - С. 54-60.

16. Кириллова О. В. Доступность российской научной периодики: значение Ulrich's periodical directory и веб-сайтов изданий / О. В. Кириллова, А. В. Диментов, Г. Тестерман // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. - 2013. - № 6. - С. 409-423.

17. Козьякова С. С.. Интернет-реклама как инструмент продвижения туристического продукта / С. С. Козьяко-ва, Ю. А. Васильева // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. - 2016. - № 1 (17). - С. 51-54.

18. Кривенцова П. С. Автоматизация процесса мониторинга поисковой оптимизации сайтов / П. С. Кривенцо-ва // Инновационные подходы к решению технико-экономических проблем / гл. ред. И. Г. Игнатова. - 2015. - С. 9-13.

19. Кузнецова А. П. Инструментальные средства для оценки репутации Интернет-источников информации /

A. П. Кузнецова, М. Ю. Монахов, А. Г. Романова, Е. И. Яковлева // Естественные и математические науки в современном мире. - 2017. - № 1 (48). - С. 42-48.

20. Курасова О. В. Особенности восприятия рекламной информации в Интернете / О. В. Курасова // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 7, № 11. - С. 151-153.

21. Ловина В. В. Исследование средств оптимизации системы продвижения сайтов / В. В. Ловина // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 18 (60). - С. 33-35.

22. Маслобоев А. В. Состояние, проблемы и перспективы развития информационных ресурсов по иннова-ци-онной тематике в сети Интернет / А. В. Маслобоев, М. Г. Шишаев // Инновации. - 2008. - №7 (117). - С. 97-100.

23. Мертёхин А. А. Интернет-зависимое поведение и перегрузка информацией / А. А. Мертёхин // СевероКавказский психологический вестник. - 2012. - Т. 10, № 3. - С. 24-27.

24. Митрофанов М. И. Лицензия ELPUB. Платформа комплексной поддержки научного журнала в сети Internet / М. И. Митрофанов // Научное издание международного уровня - 2015: современные тенденции в мировой практике редактирования, издания и оценки научных публикаций : материалы 4-й Международной научно-практической конференции / отв. ред. О. В. Кириллова. - 2015. - С. 81-86.

25. Паникарская Н. И. Туристический образ региона в сетевом пространстве: проблема качества информации / Н. И. Паникарская, А. А. Стаценко, Д. А. Рубан // Ойкумена. Регионоведческие исследования. - 2015. -№ 1 (32). - С. 80-92.

26. Проскурина И. Ю. Механизм информационной поддержки стартапов в регионе / И. Ю. Проскурина,

B. А. Спесивцев, Ю. П. Усова // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10, № 2. - С. 78-82.

27. Рахуба В. О. Задачи автоматизированного управления поисковой оптимизацией интернет-ресурсов / В. О. Рахуба // Научные труды Винницкого национального технического университета. - 2015. - № 2. - С. 56-60.

28. Саленко М. А. Структурирование описания инвестиционного потенциала региона для представления в Интернете / М. А. Саленко, И. Д. Блатт, А. Н. Оленев // Известия Томского политехнического университета. - 2008.

29. Сеидов В. Г. Место и роль средств массовой информации и коммуникации в системе международных отношений / В. Г. Сеидов // Регионология. - 2016. - № 2 (95). - С. 107-116.

30. Тараненко Л. Г. Региональная статистическая информация в Интернет / Л. Г. Тараненко // Поддержка развития внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах : материалы 2-й научно-практической школы-семинара. - Тольяттинский государственный университет, 2012. - С. 311-317.

31. Федоткин С. П. Проблемы восприятия информации распространяемой через Интернет / С. П. Федоткин, Ф. Д. Мухамитянов // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам XI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. А. В. Туголукова. - 2016. - С. 327-331.

32. Шокин Ю. И. Математическое моделирование информационных процессов в веб-пространстве / Ю. И. Шокин, А. Ю. Веснин, А. А. Добрынин, О. А. Клименко, Е. В. Рычкова // Вычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании (CITech - 2015). - 2015. - С. 300-315.

33. Brumshteyn Yu. M. An analysis of the impact of information and communication technology on the structure of scientific and technical information in Russia / Yu. M. Brumshteyn // Scientific and Technical Information Processing. -№ 43 (4). - P. 257-267. - Режим доступа: http://link.springer.com/article/10.3103/S0147688216040067, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус. DOI 10.3103/S0147688216040067.

References

1. Androsova L. A., Khramkina A. V. Vliyanie reklamy v Internete na predstaviteley razlichnykh vozrastnykh grupp [Influence of advertizing on the Internet on representatives of various age groups]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshchestvennye nauki [the Bulletin of the Tambov University. Series: Social Sciences], 2016, vol. 2, no. 3 (7), pp. 42-46.

2. Brumshteyn Yu. M., Vaskovskiy Ye. Yu., Kuanshkaliev T. Kh. Poisk informatsii v Internete: analiz vliyayush-chikh faktorov i modeley povedeniya polzovateley [Information search on the Internet: the analysis of the influencing factors and behavior models of users]. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya Aktualnye problemy upravleniya, vychislitelnoy tekhniki i informatiki v tekhnicheskikh sistemakh [Proceedings of the Volgograd State Technical University. Urgent Problems of Management, computer facilities and informatics in technical systems], 2017, no. 1 (196), pp. 50-55.

3. Brumshteyn Yu. M., Vaskovskiy Ye. Yu., Gorbacheva A. N. Internet-sayty organov ispolnitelnoy vlasti v pri-kaspiyskikh regionakh Rossii: analiz nomenklatury, funktsionalnosti i vostrebovannosti resursov [The websites of executive authorities in Caspian regions of Russia: analysis of the nomenclature, functionality and demand of resources]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2016, no. 4 (36), pp. 52-68 (http://hi-tech.asu. edu. ru/?articleId=948).

4. Brumshteyn Yu. M., Vaskovskiy Ye. Yu., Dzhankulova G. A. Analiz napravleniy i rezultativnosti ispolzovaniya informatsionnykh tekhnologiy dlya obespecheniya vostrebovannosti uslug organizatsiy industrii gostepriimstva (na primere Astrakhanskoy oblasti) [The analysis of the directions and effectiveness of use of information technologies for providing a demand of services of the organizations of the industry of hospitality (on the example of the Astrakhan region)]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2016, no. 3 (35), pp. 8-21 (http://hi-tech. asu. edu.ru/?articleId=935).

5. Brumshteyn Yu. M., Vaskovskiy Ye. Yu. Sayty Runeta: printsipy sozdaniya i upravleniya komponentnoy strukturoy [RuNet websites: principles of creation and management of component structure]. Intellektualnaya sobstvennost. Avtorskoepravo i smezhnyeprava [Intellectual Property. Copyright and Adjacent Rights], 2016, no. 3, pp. 19-32.

6. Kuzmina A. B. Analiz opyta upravleniya IT-kompetentnostyu fizicheskikh i yuridicheskikh lits v nekotorykh za-rubezhnykh stranakh [Analysis of IT competence management experience of natural and legal entities in some foreign countries]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Control and High Technologies], 2014, no. 2, pp. 63-76 (http://hi-tech.asu.edu.ru/?articleId=792).

7. Vasileva A. A., Sutyagin S. A. Analiz Rossiyskogo zakonodatelstva v sfere kontrolya informatsii, razmeshchae-moy na Internet-resursakh [The analysis of the Russian legislation in the sphere of control of information placed on Internet resources]. Sovremennye tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya : materialy Mezhdunarodnoy (zaochnoy) nauch-no-prakticheskoy konferentsii [Current Trends of Development of Science and Education. Procedings of the International (Correspondence) Scientific and Practical Conference], Mir nauki Publ., 2016, pp. 533-539.

8. Vibe Y. Perevod mnogoyazychnykh saytov v Internete [The translation of the multilingual websites on the Internet]. Perevod kak nauchnyy i kulturnyy transfer : tezisy dokladov i soobshcheniy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii v Orlovskom gosudarstvennom institute iskusstv i kultury [The Translation as a Scientific and Cultural Transfer. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference at the Oryol State Institute of Arts and Cultures], 2013, pp. 112-116.

9. Voynov A. S. Internet-resursy kak sredstvo informatsionnogo obespecheniya protsessa prinyatiya politicheskikh resheniy (na primere Astrakhanskoy oblasti) [Internet resources as means of information support of adoption process of political decisions (on the example of the Astrakhan region)]. Sotsialno-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge], 2014, no. 1, pp. 345-350.

10. Galchuk D. S. Sravnitelnyy analiz osnovnykh razdelov domashney stranitsy saytov rossiyskikh universitetov v angloyazychnoy versii [The comparative analysis of the main sections of the home page of the websites of the Russian universities in the English-language version]. Interaktivnaya nauka [Interactive Science], 2016, no. 2, pp. 97-100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gradyushko A. A. Prodvizhenie regionalnykh SMI v internete [Advance of regional media in the Internet]. Regiyanalnyya SMI y suchasnay infarmatsyynay prastory : materyyaly Resp. navuk-prakt. seminara [Regional Media in Modern Information Open Spaces. Proceedings of Respublican Scientific and Practical Seminar], Minsk, 2011, pp. 50-58 (http://elib.bsu.by/handle/123456789/19558).

12. Zhavoronkova T. N. Delovaya informatsiya v Samarskom segmente Interneta [Business information in the Samara segment of the Internet]. Sedmye Azarovskie chteniya. Biblioteka v informatsionnoy srede regiona: strategii formiro-vaniya i podderzhki : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Seventh Azarovsky Readings. Library in the Information Environment of the Region: Strategy of Formation and Support. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference], Samara state Academy of Culture and Arts, 2011, pp. 103-111.

13. Zasurskiy Ya. N. Globalnaya struktura mezhdunarodnoy informatsii [Global structure of the international information]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika [Bulletin of the Moscow University. Series 10: Journalism], 2012, no. 3, pp. 101-115.

14. Ivanov I. V. Analiz informatsii, razmeshchennoy na ofitsialnykh saytakh organov upravleniya zdra-vookhraneniem subektov Rossiyskoy Federatsii AO voprosam kontrolya kachestva i bezopasnosti meditsinskoy deyatelnosti [The analysis of information posted on the official sites of governing bodies by health care of subjects of the Russian Federation of the joint-stock company to questions of quality control and safety of medical activity]. VestnikRoszdravnadzora [Bulletin of the Roszdravnadzor], 2015, no. 3, pp. 29-32.

15. Ivanova S. M. Otsenka dostovernosti informatsii, naydennoy v seti Internet [An assessment of reliability of information found in the Internet]. PrepodavatelXXIvek [The Teacher of the 21st century], 2015, vol. 1, no. 4, pp. 54-60.

16. Kirillova O. V., Dimentov A. V., Testerman G. Dostupnost rossiyskoy nauchnoy periodiki: znachenie Ulrich's periodical directory i veb-saytov izdaniy [Acessebility of the Russian scientific periodical press: Ulrich's periodical directory value and editions websites]. Nauka i obrazovanie: nauchnoe izdanie MGTU im. N. E. Baumana [Science and Education. Scientific Publication of the MSTU named Bauman], 2013, no. 6, pp. 409-423.

17. Kozyakova S S., Vasileva Yu. A. Internet-reklama kak instrument prodvizheniya turisticheskogo produkta [Internet advertizing as instrument of advance of a tourist product]. Izvestiya Akademii upravleniya: teoriya, strategii, innovatsii [News of Academy of Management: Theory, Strategy, Innovations], 2016, no. 1 (17), pp. 51-54.

18. Kriventsova P. S. Avtomatizatsiya protsessa monitoringa poiskovoy optimizatsii saytov [Automation of process of monitoring of search optimization of the websites]. Innovatsionnyepodkhody k resheniyu tekhniko-ekonomicheskikh problem [Innovative Approaches to the Solution of Technical and Economic Problems], 2015, pp. 9-13.

19. Kuznetsova A. P., Monakhov M. Yu., Romanova A. G., Yakovleva Ye. I. Instrumentalnye sredstva dlya otsenki reputatsii Internet-istochnikov informatsii [Tools for an assessment of reputation of Internet sources of information]. Yestestven-nye i matematicheskie nauki v sovremennom mire [Natural and Mathematical Sciences in the Modern World], 2017, no. 1 (48), pp. 42-48.

20. Kurasova O. V. Osobennosti vospriyatiya reklamnoy informatsii v Internete [Features of perception of an advertisement on the Internet]. Uspekhi sovremennoy nauki [Achievements of Modern Science], 2016, vol. 7, no. 11, pp. 151-153.

21. Lovina V. V. Issledovanie sredstv optimizatsii sistemy prodvizheniya saytov [Research of means of optimization of system of advance of the websites]. Problemy sovremennoy nauki i obrazovaniya [Problems of Modern Science and Education], 2016, no. 18 (60), pp. 33-35.

22. Masloboev A. V., Shishaev M. G. Sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya informatsionnykh resursov po innovatsionnoy tematike v seti Internet [The current state, problems and development prospects of information resources, concerned with innovative subject i the Internet]. Innovatsii [Innovations], 2008, no. 7 (117), pp. 97-100.

23. Mertekhin A. A. Internet-zavisimoe povedenie i peregruzka informatsiey [Internet-dependent behavior and information overload]. Severo-Kavkazskiy psikhologicheskiy vestnik [North Caucasian Psychological Bulletin], 2012, vol. 10, no. 3, pp. 24-27.

24. Mitrofanov M. I. Litsenziya ELPUB. Platforma kompleksnoy podderzhki nauchnogo zhurnala v seti Internet [License ELPUB. Platform of complex support of the scientific magazine in network Internet]. Nauchnoe izdanie mezhdu-narodnogo urovnya - 2015: sovremennye tendentsii v mirovoy praktike redaktirovaniya, izdaniya i otsenki nauchnykh pub-likatsiy : materialy 4-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Scientific Publication of the International Level. Proceedings of the 4th International Scientific and Practical Conference], 2015, pp. 81-86.

25. Panikarskaya N. I., Statsenko A. A., Ruban D. A. Turisticheskiy obraz regiona v setevom prostranstve: problema kachestva informatsii [A tourist image of the region in network space: problem of quality of information]. Oykumena. Regionovedcheskie issledovaniya [Oykumena. Regional Researches], 2015, no. 1 (32), pp. 80-92.

26. Proskurina I. Yu., Spesivtsev V. A., Usova Yu. P. Mekhanizm informatsionnoy podderzhki startapov v regione [The mechanism of startups information support in the region]. Sotsialno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social and Economic Phenomena and Processes], 2015, vol. 10, no. 2, pp. 78-82.

27. Rakhuba V. O. Zadachi avtomatizirovannogo upravleniya poiskovoy optimizatsiey internet-resursov [Problems of automated management of search optimization of Internet resources]. Nauchnye trudy Vinnitskogo natsionalnogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of the Vinnytsia National Technical University], 2015, no. 2, pp. 56-60.

28. Salenko M. A., Blatt I. D., Olenev A. N. Strukturirovanie opisaniya investitsionnogo potentsiala regiona dlya predstavleniya v Internete [Structuring the description of investment potential of the region for representation on the Internet]. Izvestiya Tomskogopolitekhnicheskogo universiteta [Proceedings of the Tomsk Polytechnical University], 2008.

29. Seidov V. G. Mesto i rol sredstv massovoy informatsii i kommunikatsii v sisteme mezhdunarodnykh otnosheniy [Mesto's siedis and a role of mass media and communication in system of the international relations]. Regionologiya [Re-gionology], 2016, no. 2 (95), pp. 107-116.

30. Taranenko L. G. Regionalnaya statisticheskaya informatsiya v Internet. [Regional statistical information in the Internet]. Podderzhka razvitiya vnutrirossiyskoy mobilnosti nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrovputem vypolneni-ya nauchnykh issledovaniy molodymi uchenymi i prepodavatelyami v nauchno-obrazovatelnykh tsentrakh : materialy 2-y nauchno-prakticheskoy shkoly-seminara [Support of Development of In-Russian Mobility Scientific and research and educational personnel by performance of scientific research by young scientists and teachers in the Scientific and Educational Centers. Proceedings of the 2nd Scientific and practical Workshop], Tolyatti state University Publ. House, 2012, pp. 311-317.

31. Fedotkin S. P., Mukhamityanov F. D. Problemy vospriyatiya informatsii rasprostranyaemoy cherez Internet [Problems of perception of information distributed on the Internet]. Perspektivy razvitiya nauki i obrazovaniya : sbornik nauchnykh trudov po materialam XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The Prospects of Development of Science and Education. Proceedings on materials of the XI International Scientific and Practical Conference], 2016, pp. 327-331.

32. Shokin Yu. I., Vesnin A. Yu., Dobrynin A. A., Klimenko O. A., Rychkova Ye. V. Matematicheskoe modeliro-vanie informatsionnykh protsessov v veb-prostranstve [Mathematical modeling of information processes in web space]. Vychislitelnye i informatsionnye tekhnologii v nauke, tekhnike i obrazovanii (CITech - 2015) [Computing and Information Technologies in Science, Equipment and Education (CITech - 2015)], 2015, pp. 300-315.

33. Brumshteyn Yu. M. An analysis of the impact of information and communication technology on the structure of scientific and technical information in Russia. Scientific and Technical Information Processing, no. 43 (4), pp. 257-267. Available at: http://link.springer.com/article/10.3103/S0147688216040067. DOI 10.3103/S0147688216040067.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.