Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ И СТРАН БОЛЬШОГО КАСПИЯ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА'

СОСТОЯНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ И СТРАН БОЛЬШОГО КАСПИЯ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ / ПОСОЛЬСТВА / КОНСУЛЬСТВА / ТОРГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА / ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ И ЗАПРОСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Брумштейн Юрий Моисеевич, Маркелов Константин Алексеевич, Мартынов Игорь Александрович

Рассмотрена совокупность российских и зарубежных государственных организационных структур (ГОрС), обеспечивающих поддержку принятия и реализации решений по развитию двусторонних связей России с другими странами. Обоснована роль интернет-сайтов этих ГОрС в обеспечении доступности информации об их деятельности, её распространении, информационной поддержке международных, российских и иностранных организаций, граждан России и других стран, относимых к «Большому Каспию». Описаны общие особенности построения и информационного наполнения сайтов рассматриваемых государственных организационных структур, сравнены их важнейшие вебометрические характеристики. Приведена информация об их представительстве в социальных сетях. Дана характеристика методики оценки интенсивности выполняемых пользователями запросов к основным поисковым системам интернета, а также результатов, выдаваемых при запросах на русском, английском и национальных языках; проанализированы сведения о доступном картографическом материале, относящемся к пространственному расположению рассматриваемых стран в России и за рубежом; указаны основные категории физических лиц, для которых важна такая информация. Приведены рекомендации о возможных направлениях использования исследуемой информации для развития международных связей России с другими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF RELATIONSHIP IN INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN RUSSIA AND THE GREAT CASPIAN COUNTRIES IN THE MIRROR OF THE INTERNET: EXPERIENCE OF A COMPARATIVE ANALYSIS

The set of Russian and foreign "state organizational structures" (SOrS), which provide support for the adoption and implementation of decisions on the development of bilateral relations between Russia and other countries, is considered. The role of the Internet sites of these SOrS is substantiated in ensuring the availability of information about their activities, its distribution, information support of international, Russian and foreign organizations, citizens of Russia and other countries referred to the "Big Caspian". The general features of the construction and content of the sites of the considered state organizational structures are described, their most important webometric characteristics are compared. Information about their "representation" in social networks is provided. The characteristics of the methodology for assessing the "intensity" of queries performed by users to the main search engines of the Internet, as well as the results issued for queries in Russian, English and national languages. the information about the available "cartographic material" related to the spatial location of the considered countries in Russia and abroad has been analyzed; the main categories of individuals for whom such information is important are indicated. Recommendations are given on possible directions of using the studied information for the development of international relations between Russia and other countries.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ И СТРАН БОЛЬШОГО КАСПИЯ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА»

DOI: 10.21672/1818-5Ж-2021-67-2-074-087

СОСТОЯНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ И СТРАН БОЛЬШОГО КАСПИЯ В ЗЕРКАЛЕ ИНТЕРНЕТА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Брумштейн Юрий Моисеевич, кандидат технических наук, доцент

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

Маркелов Константин Алексеевич, кандидат экономических наук, профессор Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: aspu@aspu.edu.ru

Мартынов Игорь Александрович, аспирант Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: aspu@aspu.edu.ru

Рассмотрена совокупность российских и зарубежных государственных организационных структур (ГОрС), обеспечивающих поддержку принятия и реализации решений по развитию двусторонних связей России с другими странами. Обоснована роль интернет-сайтов этих ГОрС в обеспечении доступности информации об их деятельности, её распространении, информационной поддержке международных, российских и иностранных организаций, граждан России и других стран, относимых к «Большому Каспию». Описаны общие особенности построения и информационного наполнения сайтов рассматриваемых государственных организационных структур, сравнены их важнейшие вебометрические характеристики. Приведена информация об их представительстве в социальных сетях. Дана характеристика методики оценки интенсивности выполняемых пользователями запросов к основным поисковым системам интернета, а также результатов, выдаваемых при запросах на русском, английском и национальных языках; проанализированы сведения о доступном картографическом материале, относящемся к пространственному расположению рассматриваемых стран в России и за рубежом; указаны основные категории физических лиц, для которых важна такая информация. Приведены рекомендации о возможных направлениях использования исследуемой информации для развития международных связей России с другими странами.

Ключевые слова: Россия, международные организации, международные связи, министерства иностранных дел, посольства, консульства, торговые представительства, поисковые системы и запросы, информационно-телекоммуникационные технологии.

THE STATE OF RELATIONSHIP IN INTERNATIONAL ORGANIZATIONS IN RUSSIA AND THE GREAT CASPIAN COUNTRIES IN THE MIRROR OF THE INTERNET: EXPERIENCE OF A COMPARATIVE ANALYSIS

Brumshtein Yuri M\ Cand. Sc. (Engeneering), Associate Professor Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation

Markelov Konstantin A., Cand. Sc. (Economics), Professor Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: aspu@aspu.edu.ru

Martynov Igor A., postgraduate student

Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: aspu@aspu.edu.ru

The set of Russian and foreign "state organizational structures" (SOrS), which provide support for the adoption and implementation of decisions on the development of bilateral relations between Russia and other countries, is considered. The role of the Internet sites of these SOrS is substantiated in ensuring the availability of information about their activities, its distribution, information support of international, Russian and foreign organizations, citizens of Russia and other countries referred to the "Big Caspian". The general features of the construction and content of the sites of the considered state organizational structures are described, their most important webometric characteristics are compared. Information about their "representation" in social networks is provided. The characteristics of the methodology for assessing the "intensity" of queries performed by users to the main search engines of the Internet, as well as the results issued for queries in Russian, English and national languages. the information about the available "cartographic material" related to the spatial location of the considered countries in Russia and abroad has been analyzed; the main categories of individuals for whom such information is important are indicated. Recommendations are given on possible directions of using the studied information for the development of international relations between Russia and other countries.

Keywords: Russia, international organizations, international relations, ministries of foreign affairs, embassies, consulates, trade missions, search engines and inquiries, information and telecommunication technologies.

Развитие двусторонних связей России с другими странами опирается на использование ряда государственных организационных структур (ГОрС), причём номенклатура организаций, входящих в такие структуры в России и других странах, в значительной мере унифицирована. В свою очередь, результативность работы таких организаций во многом связана с объёмами и известностью информации об их деятельности в информационном пространстве различных стран, с фактической востребованностью этой информации у интернет-пользователей. К настоящему времени опубликовано большое количество статей и монографий в отношении деятельности ГОрС. Однако в них недостаточно полно рассмотрены вопросы информационной поддержки деятельности этих и аналогичных организаций, которые динамично изменяются в условиях быстрого развития информационно-телекоммуникационных технологий (ИТКТ). Поэтому в данной статье поставлена цель выявления и частичного устранения указанных недостатков.

Создание и использование ГОрС осуществляется на основе международных договоров и в первую очередь - соглашений [7]. Однако они были заключены в прошлом ещё до начала быстрого развития ИТКТ, его всестороннего «проникновения» в экономику различных стран, в сферу образования, туризма, миграционных процессов, в повседневный быт населения.

В настоящее время уровень информационного присутствия ГОрС определяется следующими факторами: новостными сюжетами на телевидении и в интернете, в которых отражается деятельность ГОрС в целом, их руководителей или отдельных сотрудников; сайтами этих организаций, включая их интерфейсы с пользователем, содержательное наполнение, актуальность и полноту информации, наличие на них средств обратной связи с пользователями; представленностью сайтов ГОрС в социальных сетях; количеств ссылок на ГОрС, которые обнаруживают наиболее часто используемые поисковые системы интернета (ПСИ); фактическими количествами запросов к ПСИ в отношении ГОрС, которые делают интернет-пользователи.

В качестве стран, для которых проводилось исследование, были выбраны страны, относимые к «Большому Каспию» [14] (в скобках приводятся их сокращенные названия): Россия, Республика Азербайджан (Азербайджан); Исламская республика Иран (Иран); Туркменистан; Республика Казахстан (Казахстан); Республика Узбекистан (Узбекистан); Республика Таджикистан (Таджикистан); Республика Кыргызстан (Кыргызстан); Китайская Народная Республика (КНР); Республика Индия (Индия); Исламская Республика Пакистан (Пакистан); Турецкая Республика (Турция); Республика Армения (Армения), Республика Грузия (Грузия).

Анализ сайтов министерств иностранных дел рассматриваемых государств. Министерства иностранных дел (МИД) традиционно играют ключевую роль в обеспечении международных связей государств, хотя в некоторых странах их названия могут несколько отличаться.

Все рассматриваемые в статье государства имеют сайты МИДов на национальном и английском языках, а иногда и на других, включая русский [12; 24]. На этих сайтах отражаются общие сведения о деятельности МИДов, их руководстве, оперативных и долговременных контактах с дипломатами иных стран; контактные данные; сведения о деятельности консульских служб. Данные о численности персонала МИДов на сайтах, как правило, не приводятся. Однако оценки этой численности (дипломатов и технического персонала) иногда можно найти в других источниках.

Сайты рассмотренных в статье МИДов имеют современный интерфейс, многостраничную структуру, используют внутренние и внешние гиперссылки, во многих случаях - анимиро-ванные изображения [1-3]. Как правило, представлены фото руководителей МИДов, часто в вместе с их коллегами из других стран. Сравнительные характеристики некоторых сайтов МИДов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные характеристики некоторых сайтов МИДов

Ссылки

Страна Адреса интернет-страниц официального сайта МИДа Языки сайта МИДа на странички в социальных сетях Дополнительно

Россия https://www.mid.ru/ru/home https://www.mid.ru/en/main_en https://www.mid.ru/de/main_de https://www.mid.ru/fr/main_fr https://www.mid.ru/es/main_es pt.mid.ru cn.mid.ru/ ar.mid.ru Русский, английский, немецкий, французский, испанский, португальский, китайский, арабский Фейсбук ВКонтакте Инстаграмм Твиттер Телеграмм Вайбер Есть кнопка «Новости»

Азербайджан https://mfa.gov.az/ https://mfa.gov.az/en Азербайджанский, английский Фэйсбук Твиттер Инстаграмм 52 варианта подписок

Иран https://www.mfa.ir/ https://en.mfa.ir/ Фарси, английский Инстаграмм Твиттер Несколько вариантов для Твиттер

Туркменистан https://www.mfa.gov.tm https://www.mfa.gov.tm/en https://www.mfa.gov.tm/ru Туркменский, английский, русский Нет Группировки новостных сообщений на главной странице

Казахстан http://mfa.gov.kz http://mfa.gov.kz/en http://mfa.gov.kz/ru https://www.gov.kz/memleket/enti ties/mfa Казахский, английский, русский Твиттер Инстаграмм Телеграмм Ютуб Фейсбук Настройка перевода страницы на другой язык затруднена

На главной

Узбеки- www.mfa.uz www.mfa.uz/en https://mfa.uz/ru/ Узбекский, английский, русский Фейсбук странице -новости,

стан Инстаграмм есть бегущая строка новостей

Есть отбор

Таджикистан https://mfa.tj https://mfa.tj/en https://mfa.tj/ru Таджикский, английский, русский Фейсбук Твиттер новостной информации путем нажатия на «страну на карте»

Продолжение таблицы 1

Страна Адреса интернет-страниц официального сайта МИДа Языки сайта МИДа Ссылки на странички в социальных сетях Дополнительно

Кыргызстан https://mfa.gov.kg https://mfa.gov.kg/en https://mfa.gov.kg/ru Кыргызский, английский, русский Фейсбук Твиттер Инстаграмм Телеграмм-канал Вертикальная полоса новостей допускает прокрутку

Китай (КНР) https://www.fmprc.gov.cn/ https://www.fmprc.gov.cn/en/ https://www.fmprc.gov.cn/fr/ https://www.fmprc.gov.cn/esp/ https://www.fmprc.gov.cn/rus/ https://www.fmprc.gov.cn/ara/ Китайский, английский, французский, испанский, русский, арабский Нет Узкая вертикальная полоса (вертикальная меню-лента + новостная информация)

Индия https://www.mea.gov.in/index-hi.htm https://www.mea.gov.in/ Хинди, английский Фейсбук Твиттер ЛинкдИн Инстаграмм Имеются две бегущие строки

Пакистан http://mofa.gov.pk/ur/ http://mofa.gov.pk/ Урду, английский Фейсбук Твиттер Перевод информации на английский только частичный

Турция http://www.mfa.gov.tr/default.tr .mfa http://www.mfa.gov.tr/default.e n.mfa http://www.mfa.gov.tr/default.fr .mfa http://www.mfa.gov.tr/default.a r.mfa Турецкий, английский, французский, арабский Фейсбук Твиттер Есть кнопка «Новостная лента». Есть переход между «новостями» по номерам

Грузия https://mfa.gov.ge/ https://mfa.gov.ge/Home.aspx ?lang=en-US Грузинский, английский Фейсбук Твиттер Подсветка текстов, на которые наводится курсор

Армения https://www.mfa.am https://www.mfa.am/en https://www.mfa.am/ru https://www.mfa.am/fr Армянский, английский, русский, французский Фейсбук Твиттер Инстаграмм Телеграмм Подсветка объектов, на которые наводится курсор

Методика оценки приводимых ниже параметров сайтов подробно описана в [5; 13]. В таблице 2 сгруппированы основные вебометрические показатели сайтов: а) объём сайта (^ оценённый в мегабайтах, без «секций» сайтов, защищённых логинами и паролями; б) количество страниц сайта (КСС); в) общее количество посещений сайта за месяц (ОбщКП).

Таблица 2. Основные вебометрические показатели сайтов МИДов (на английском языке)

Страна W КолСС ОбщКП, тыс.

Россия 747 1 248 2 300

Азербайджан 1 671 16 342 140

Иран 312 830 200

Туркменистан - - -

Продолжение таблицы 2

Страна W КолСС ОбщКП, тыс.

Казахстан 98 162 -

Узбекистан 2 110 39 031 444

Таджикистан 1 473 28 071 -

Кыргызстан - - -

Китай 758 14 800 1 400

Индия 1 157 11 477 728

Пакистан - - -

Турция 1 733 45 655 1 300

Грузия 1 861 42 504 93

Армения - - -

Рассмотренные выше показатели определялись с применением следующих программных средств, сервисов и сайтов [4; 6]: а) Xenu (Xenu's Link Sleuth) - компьютерная программа, предназначенная для внутреннего аудита сайта и поиска битых ссылок; б) SimilarWeb - он-лайн-сервис, который позволяет анализировать интернет-трафик в разрезе регионов и тематик, определять основных игроков в той или иной сфере деятельности; в) Liveinternet - сервис статистики, с помощью которого можно анализировать не только трафик сайта, но его рейтинг и другие особенности; г) Google Analytics - сервис, предоставляемый Google для создания детальной статистики посетителей веб-сайтов.

Не все вебометрические показатели сайтов МИДов были успешно определены по ряду причин: 1) сайт был защищён специализированной программой (сервисом) - антиробот (анти-бот), которая блокирует попытки считать данные по статистике сайта; 2) сайт не публикует статистику по посещениям.

Анализ вебометрических показателей сайтов посольств и консульств [10; 11; 14; 18]. Посольства всех стран традиционно размещаются в столицах других государств. Генеральные консульства могут размещаться в разных населённых пунктах: чаще всего это либо портовые города, либо крупные промышленные центры. Торговые представительства (торгпредства) и культурные центры обычно размещены в столицах государств, причём культурные центры обычно работают при посольствах. Помимо генеральных консульств существуют и просто консульства, а также почётные консульства. По сравнению с посольствами направления деятельности консульств более узкие, однако объёмы работы с гражданами и организациями могут быть весьма значительными. Во многом это определяется и принятым вариантом визового режима соответствующих стран с Россией - он может быть и «асимметричным» по требованиям:

v1) безвизовый режим въезда на ограниченное время с использованием внутренних паспортов стран или аналогичных им документов;

v2) аналог vi, но при въезде заполняются миграционные карты, которые должны регистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания;

v3) простановки виз на право ограниченного времени пребывания в странах в загранпаспортах [16]: в аэропортах, в морских портах и других местах въезда;

v4) предварительное получение виз в загранпаспортах. Для некоторых стран (например, США) это требует личного собеседования в посольстве или консульстве, в других случаях это может делаться заочно. При этом на сайтах посольств и консульств обязательно отражается состав документов, необходимых для получения виз [2; 11; 15; 18].

В большинстве стран въездные визы не дают гражданам права заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью. Причём в ряде государств специально устанавливаются квоты для трудовых мигрантов, в т. ч. по отдельным регионам [15; 17; 19]. Помимо этого, безвизовый въезд и пребывание на территории стран возможен с использованием дипломатических паспортов, служебных паспортов других организаций, паспорта моряка и пр. Основные данные по сайтам посольств приведены в таблице 3.

Таблица 3. Основные вебометрические характеристики посольств

Страна Посол на террито ьства рии России Посольства на территориях зарубежных стран

КолСС ОбщКП, тыс. КолСС ОбщКП, тыс.

Азербайджан 331 - 455 -

Иран - - - -

Туркменистан - - 4 253 -

Казахстан 5 297 176 5 523 -

Узбекистан 3 322 - 2 344 -

Таджикистан - - 6 768 -

Кыргызстан - - 5 750 -

Китай 10 250 133 2 375 67,1

Индия 2 245 - 704 83,4

Пакистан Сайта не существует 1 060 2 100

Турция 4 133 - 1 480 -

Грузия 43 488 1 500 1 120 -

Армения - - 2 137 -

Зарубежные торгпредставительства стран используются для поддержки торгово-экономических операций между государствами. Помимо них в большинстве стран функционируют торгово-промышленные палаты, которые могут иметь региональные филиалы внутри стран. Культурные центры могут называться по-разному, например, для России - это зарубежные центры науки и культуры.

Для обоих этих типов организаций важно их информационное представительство в национальных информационных пространствах. Поэтому в ряде случаев сайты имеют версии и на национальных языках тех стран, где размещаются эти ГОрС. Отсутствие соответствующих сведений обычно означает, что таких организаций в определённой стране нет. Помимо этого, в зарубежных странах действуют также представительства Россотрудничества, обеспечивающего связи России с русскоговорящим населением зарубежных стран [8; 9]. Они, в частности, играют важную роль в отборе зарубежных студентов для обучения в российских вузах.

Анализ фактических количеств запросов пользователей к поисковым системам интернета в отношении рассматриваемых организаций. Для целей анализа востребованности информации важны также оценки количеств фактически выполненных запросов пользователей к ПСИ. Такую статистику для Yandex можно получить на Wordstat Yandex (www.wordstat.yandex.ru) путём ввода в поисковую строку текста, который соответствует предполагаемым запросам пользователей - они могут создаваться на русском и английском языках. При этом сервис ресурса выдает также статистику по некоторым «смежным» запросам пользователей, что позволяет оценить вариативность выполняемых запросов.

Аналогичную статистику по запросам для Google можно получить в Google Trends (https://trends.google.ru/trends/explore). Однако основное целевое назначение этого инструмента - оптимизация сайтов коммерческих организаций (или рекламных кампаний) для их продвижения в интернет-пространстве.

Результаты анализа с использованием сервисов Wordstat Yandex и Google Trends за период с 01.07.2020 по 25.07.2020 г. приведены в таблицах 4, 5. Отметим, что для результатов на Wordstat Yandex доступны и специальные фильтры, разработанные для оптимизации оценки пользовательского интереса к различным тематикам (поисковым запросам). Они позволяют рассортировать запросы, выполненные пользователями:

а) по регионам, из которых делались запросы - на основе IP-адресов;

б) по интервалам дат, когда делались такие запросы (этот функционал доступен при просмотре «Истории запросов»);

в) по устройствам, с которых делались запросы: персональный компьютер, мобильный телефон, планшет.

Для более точного поиска и последующей оценки частоты встречаемости того или иного пользовательского запроса можно пользоваться специальными операторами: кавычками (") и восклицательным знаком (!). Фраза в кавычках означает, что будет выдаваться информация только для данного запроса, но будут доступны разные окончания и порядок слов. С помощью оператора ! можно быстро найти запросы с нужной словоформой одного или нескольких слов из фразы (см. https://pixelplus.ru/samostoyatelno/stati/prodvizhenie-saytov/osnovy-raboty-s-wordstat.html). Также для каждого запроса сервис позволяет получить статистику по словам и количествам показов в месяц для сочетаний заданных слов во фразах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервис Google показывает не статистику пользовательских запросов, а уровень популярности запроса - в баллах от 5 до 100. Алгоритмы, используемые Google, определяют точку на графике за выбранный период времени, когда запрос был наиболее популярен, и принимают его за 100. Все остальные точки на графике определяются в процентном отношении к максимуму.

Таблица 4. Результаты анализа количеств запросов к ПСИ Yandex (единиц запросов) и Google (в баллах)

(органы зарубежных стран в России)

Страна Yandex (рус.) Yandex (анг.) Google (рус.) Google (анг.)

Посольство зарубежной страны в России

Азербайджан 439 0 290 0

Иран 20 0 0 0

Туркменистан 283 1 0 0

Казахстан 1 191 0 948 0

Узбекистан 380 0 199 0

Таджикистан 588 2 356 0

Кыргызстан 85 2 185 0

Китай 365 2 0 0

Индия 272 3 0 0

Пакистан 10 2 0 0

Турция 612 2 194 0

Грузия 429 2 0 0

Армения 4 072 4 444 0

Генконсульство / Генеральное консульство зарубежной страны в России

Азербайджан 1 / 3 0 0 / 0 0

Иран 0 / 0 0 0 / 0 0

Туркменистан 0 / 1 0 0 / 0 0

Казахстан 3 / 7 0 0 / 0 0

Узбекистан 3 / 3 0 0 / 0 0

Таджикистан 9 / 2 0 0 / 0 0

Кыргызстан 0 / 0 0 0 / 0 0

Китай 3 / 3 0 0 / 0 0

Индия 1 / 0 0 0 / 0 0

Пакистан 0 / 1 0 0 / 0 0

Турция 8 / 4 0 0 / 0 0

Грузия 0 / 0 0 0 / 0 0

Армения 1 / 4 0 0 / 0 0

Таблица 5. Результаты анализа количеств запросов к ПСИ Yandex (единиц запросов) и Google (в баллах)

(российские органы в зарубежных ст ранах)

Страна Yandex (рус.) | Yandex (анг.) | Google (рус.) | Google (анг.)

Посольство России в зарубежной стране

Азербайджан 3 541 1 540 0

Иран 67 0 0 0

Туркменистан 498 3 184 0

Казахстан 1 191 0 289 0

Узбекистан 1 021 0 100 0

Таджикистан 1 115 0 280 0

Кыргызстан 165 0 0 0

Китай 550 2 100 0

Индия 272 3 0 0

Пакистан 38 2 0 0

Турция 612 2 198 0

Грузия 425 0 183 0

Армения 4 081 6 295 0

Генконсульство/ Генеральное консульство России в зарубежной стране

Азербайджан 2 / 0 0 0 / 0 0

Иран 0 / 0 0 0 / 0 0

Туркменистан 0 / 0 0 0 / 0 0

Казахстан 7 / 8 0 0 / 0 0

Узбекистан 0 / 2 0 0 / 0 0

Таджикистан 0 / 3 0 0 / 0 0

Кыргызстан 2 / 4 0 0 / 0 0

Китай 10 / 1 0 0 / 0 0

Индия 1 / 0 0 0 / 0 0

Пакистан 0 / 2 0 0 / 0 0

Турция 9 / 4 0 0 / 0 0

Грузия 0 / 0 0 0 / 0 0

Армения 1 / 5 0 0 / 0 0

Отметим значительную вариативность формулировок запросов на русском языке в отношении посольств зарубежных стран в России [22; 23]. Для иллюстрации этого утверждения приведём формулировки запросов (табл. 6, 7) и количества соответствующих им запросов для двух стран (Азербайджана и Грузии). Здесь оператор «плюс» использовался для поисковых запросов со стоп-словами (предлогами, союзами, частицами).

Таблица 6. Результаты для запроса «Посольство Азербайджана в России»

Формулировка запроса Кол-во показов в мес.

Посольство России + в Азербайджане 8 569

Посольство России + в Азербайджане официальный сайт 2 467

Сайт посольства России + в Азербайджане 2 337

Посольство России + в Азербайджане официальный сайт 2 205

Посольство России + в Азербайджане список 491

Посольство России + в Азербайджане номер 480

Посольство Азербайджана + в России телефон 423

Посольство России + в Азербайджане номер телефона 347

Посольство России + в Азербайджане список +на выезд 244

Посольство России + в Азербайджане электронная очередь 185

Посольство России + в Азербайджане официальный сайт электронная 181

Телефон посольства России + в Азербайджане официальный 75

Посольство России + в Азербайджане адрес 66

Телефон посольства России + в Азербайджане официальный сайт 64

Горячая линия посольства России + в Азербайджане 59

Таблица 7. Результаты для запроса «Посольство России в Грузии»

Формулировка запроса Кол-во показов в мес.

Посольство России + в Грузии 1 231

Посольство России + в Грузии официальный 335

Сайт посольства России + в Грузии 332

Посольство Грузии + в России официальный сайт 319

Посольства России + в Грузии интересы России 123

Посольство России + в Грузии телефон 79

Посольство Грузии + в России адреса 28

посольство России + в Грузии официальный сайт телефон 28

Есть ли посольство России + в Грузии 24

Посольство России + в Грузии контакты 19

Номер посольства России + в Грузии 17

Посольство Грузии + в России горячая линия 17

Посольство России + в Грузии номер телефона 10

Где находится посольство Грузии + в России 9

Посольство Грузии + в России адреса + и телефоны 8

Анализ количества ссылок на сайты некоторых из рассматриваемых в статье организаций, выдаваемых ПСИ. Видимость ПСИ информации о рассматриваемых в статье сайтах, играет важную роль в обеспечении их доступности для интернет-пользователей. Степень такой видимости мы попытались оценить по количеству ссылок на материалы всех типов, которые дают три ПСИ: Google; Yandex; Yahoo.

Использование первых двух абсолютно преобладает в России. Вне России Yandex достаточно популярен только в некоторых постсоветских государствах. ПСИ Yahoo достаточно популярна за рубежом, хотя в большинстве стран она используется в меньшей степени, чем Google. Для всех поисковых систем запросы осуществлялись на русском и английском языках. Перевод на английский язык названия посольств или консульств осуществлялся при помощи Google-переводчика. Кроме того, для ИПС Google выполнялось следующее: перевод названий посольств / консульств на государственный язык соответствующей страны; выполнение запроса на этом языке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим для объективности, что не все выдаваемые ПСИ ссылки оказываются релевантными запросам. Поэтому приводимые в таблице 7 результаты следует считать завышенными. Значками **** представлены сокращённые (см. табл. 6, 7) названия стран, использованные в запросах к ПСИ типа «Посольство **** в России», «Посольство России в *** », «Консульство **** в России»; «Консульство России в ****».

Символами после названий ПСИ обозначены: (рус.) - запросы на русском языке; (анг.) - запросы на английском языке; (нац.) - запросы на национальном (государственном) языке страны.

Результаты соответствующих группировок (табл. 8, 9) приведены для запросов, выполнявшихся в следующие даты: на русском языке - 20.07.2020, на английском языке -22.07.2020, на национальных языках - 28.07.2020 - 29.07.2020 г.

Таблица 8. Количество ссылок, выдаваемых основными поисковыми системами интернета, на сайты организаций (органы зарубежных стран в России)____

Страна Yandex (рус.) Yandex (анГ.) Google (рус) Google (анг.) Google (нац.) Yahoo (рус) Yahoo (анг.)

Посольство соответствующей страны в России

Азербайджан 982 80 62 500 31 400 46 000 35 500 23

Иран 331 9 15 400 20 500 285 000 14 200 7 120 000

Туркменистан 270 582 12 400 2 450 70 16 900 1 360 000

Казахстан 1 000 80 25 600 11 100 4 120 21 900 2 430 000

Узбекистан 2 000 851 48 700 26 000 15 000 17 400 1 620 000

Продолжение таблицы 8

Страна Yandex (рус.) Yandex (анГ.) Google (рус) Google (анг.) Google (нац.) Yahoo (рус) Yahoo (анг.)

Таджикистан 4 000 57 68 700 2 720 42 200 13 700 28

Кыргызстан 516 6 000 46 500 6 010 0 8 020 1 340 000

Китай 282 17 000 140 000 43 700 144 000 37 000 1 110000

Индия 3 000 185 15 000 115 000 1 19 000 20 900 000

Пакистан 173 85 000 2 070 17 800 1 2 230 9 210 000

Турция 282 12 23 800 19 400 12 300 29 900 57 000

Грузия 203 12 14 100 15 15 18 200 13 000 000

Армения 5 000 168 000 598 000 46 200 320 61 400 2 730 000

Консульство соответствующей страны в России

Азербайджан 87 0 19 3 2 0 0

Иран 3 0 4 1 49 800 0 0

Туркменистан 233 0 1 990 2 0 0 0

Казахстан 2 000 0 5 450 2 0 0 0

Узбекистан 1 000 1 5 200 4 8 0 0

Таджикистан 199 0 17 0 2 120 0 0

Кыргызстан 0 0 5 3 0 0 0

Китай 69 1 3 180 5 9 0 0

Индия 118 1 2 320 5 0 0 0

Пакистан 0 0 0 0 0 0 0

Турция 145 1 3 340 1 1 0 0

Грузия 159 0 1 570 2 2 0 0

Армения 104 5 3 570 1 0 0 0

Таблица 9. Количество ссылок, выдаваемых основными на сайты организаций (российские органы в зарубежных странах) поисковыми системами интернета

Страна Yandex (рус.) Yandex (анГ.) Google (рус) Google (анг.) Google (нац.) Yahoo (рус) Yahoo (анг.)

Посольство России в соответствующей стране

Азербайджан 272 11 89 300 16 100 4 750 15 400 13 400

Иран 1 000 604 267 000 11 211 000 8 420 20 800

Туркменистан 3 000 7 14 700 13 70 32 300 13 500

Казахстан 1 000 206 284 000 16 3 960 38 300 11 300

Узбекистан 237 10 114 000 7 700 515 15 500 14 000

Таджикистан 2 000 12 102 000 20 19 14 000 16

Кыргызстан 222 227 52 700 6 960 9 8 020 13 500

Китай 702 45 773 000 56 100 13 100 50 900 35 100

Индия 399 341 158 000 50 100 5 22 600 31 700

Пакистан 260 0 184 000 16 0 2 480 16 700

Турция 252 32 724 000 18 83 400 30 200 19 500

Грузии 165 1 417 000 16 302 18 300 8

Армения 4 000 130 631 000 26 400 1 66 300 89 100

Консульство России в соответствующей стране

Азербайджан 18 0 4 110 1 1 0 0

Иран 120 000 0 5 470 0 8 150 0 0

Туркменистан 0 0 8 1 0 0 0

Казахстан 2 000 1 11 900 3 4 0 0

Узбекистан 102 0 5 510 2 0 0 0

Таджикистан 2 000 1 5 480 1 14 0 0

Кыргызстан 4 000 0 11 2 0 0 0

Китай 39 000 0 46 300 5 11 0 0

Индия 2 000 2 8 400 6 1 0 0

Пакистан 2 000 0 14 2 0 0 0

Турция 90 0 18 000 5 29 100 0 0

Грузии 98 0 28 200 1 2 0 0

Армения 272 0 6 620 4 0 0 0

Информация о местах расположения ГОрС в Интернете. Для интернет-пользователей может представлять интерес также «картографическая» информация о местах расположения посольств, консульств и пр.; о вариантах проезда к ним; о периодах их работы.

Для территории России такая информация на русском языке в полном объёме есть в системе 2GIS (www.2gis.ru), причём с ней можно ознакомиться и с мобильных устройств. Для поиска посольств России за рубежом необходимо в меню выбирать столицу страны и запускать поиск по фразе «посольство Российской Федерации в ***». Такой же функционал имеет и ресурс Google Maps (https://www.google.ru/maps). Помимо карты и спутниковых снимков доступна информация о времени работы организации, вебсайте, способах связи (через электронную почту или телефон), маршруте, который система предлагает построить от текущего местоположения пользователя.

Поиск посольств и консульств на иностранных языках в системе 2GIS не даёт результатов, вероятно по причине того, что на территории РФ сервис локализован под русскоговорящих пользователей [20; 21]. Для поиска на английском языке на Google Maps необходимо в своём личном аккаунте в настройках изменять страну, к которой привязан профиль пользователя.

Выводы. 1. Наибольшее количество языков на сайтах МИДов - у России. На втором месте по их количеству находится Китайская Народная Республика - 6 языков. 2. Из 13-ти рассмотренных в статье зарубежных стран, русскоязычные версии, по крайней мере стартовых страниц сайтов, есть у семи государств. 3. На всех сайтах используются современные «архитектурные» решения, в большинстве случаев есть панели со сменяемыми изображениями. 4. Как правило, на сайтах МИДов есть фото министров иностранных дел, иногда вместе с их зарубежными коллегами, послами и пр. Часто присутствуют фото глав государств, иногда - основателей государств. 5. Счётчики количества посещений сайтов «не просматриваются». 6. Ссылки на социальные сети есть почти на всех сайтах МИДов. Однако номенклатура ссылок, а также места их расположения в пределах стартовых страниц сайтов, значительно различаются (не унифицированы). 7. Достаточно большое количество адресов сайтов рассмотренных МИДов начинается с https://mfa или https://mfa.gov.

Список литературы

1. Бочкарева, В. В. Специфика перевода сайта госструктуры (на материале сайта МИД РФ) / В. В. Бочкарева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. - 2017. - № 15. - С. 11-16.

2. Беляков, М. В. Анализ новостных сообщений сайта МИД РФ методом контент-анализа (статья 1) / М. В. Беляков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2016, № 3. - С. 58-67.

3. Беляков, М. В. Анализ новостных сообщений сайта МИД РФ методом сентимент-анализа (статья 2) / М. В. Беляков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2016. - № 4. - С. 115-124.

4. Брумштейн, Ю. М. Интернет-сайты органов исполнительной власти Прикаспийских регионов зарубежных стран: анализ номенклатуры, функциональности и востребованности ресурсов / Ю. М. Брумштейн, Е. Ю. Васьковский // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2016. -№ 4 (36). - С. 68-84.

5. Васьковский, Е. Ю. Системный анализ вопросов, связанных с востребованностью информации на web-сайтах / Е. Ю. Васьковский, Ю. М. Брумштейн // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2015. - № 1. - С. 59-74.

6. Васильева, М. М. Сетевые информационные технологии, перспективы использования в международной политике / М. М. Васильева, И. В. Манохин // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2016. - № 10 (749). - С. 141-152.

7. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Принята 18 апреля 1961 г. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.

8. Звягина, Д. А. Роль Россотрудничества в применении «мягкой силы» Российской Федерации / Д. А. Звягина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 3-2 (29). - С. 111-113.

9. Звягина, Д. А. Культурное влияние как компонент «мягкой силы» / Д. А. Звягина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 11-2 (25). - С. 94-98.

10. Клушева, Д. А. Визуальный компонент в позиционировании дипломатического ведомства России / Д. А. Клушева // Медиасреда. - 2018. - № 14. - С. 126-130.

11. Кузина, О. Е. Использование социальных сетей Министерством иностранных дел Федеративной Республики Германия / О. Е. Кузина // Вестник Гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М. А. Бонч-Бруевича. - 2019. - № 11. -С. 56-62.

12. Кутинова, Т. В. Особенности деятельности МИД России в социальных сетевых коммуникациях / Т. В. Кутинова // Коммуникология. - 2018. - Т. 3, № 1. - С. 75-83.

13. Маркелов, К. А. Анализ направлений использования интернет-сайтов для информационно-коммуникационной поддержки устойчивого социально-экономического развития прикаспийских регионов России, расширения их межрегиональных и международных связей / К. А. Маркелов, Ю. М. Брумштейн, В. Г. Головин, Н. В. Васильев, Д. И. Коновалова // Социально-экономические и экологические аспекты развития Прикаспийского региона : мат-лы Междунар. науч.-практич. конф. - Элиста : Калмыцкий гос. ун-т им. Б. Б. Городовикова, 2019. - С. 4-8.

14. Маркелов, К. А. Интеграционные процессы развития информационного пространства Каспийского региона / К. А. Маркелов, Х. Мохсен // Астраполис: Астраханские политические исследования. -Астрахань : Астраханский университет, 2018. - С. 67-72.

15. Науменко, С. М. Влияние новой миграционной политики России на внешнюю трудовую миграцию / С. М. Науменко, О. А. Кузьменко // Университетская наука. - 2016. - № 1 (1). - С. 133-136.

16. Рубцова, Е. В. Формирование общественного мнения пресс-службами российских загран-представительств как поддержка политики государства / Е. В. Рубцова, Н. В. Девдариани // Карельский научный журнал. - 2019. - Т. 8, № 2 (27). - С. 80-82.

17. Рыжих, В. А. МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики / В. А. Рыжих // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. -2018. - № 3. - С. 74-79.

18. Сизова, В. А. Сайт консульского департамента МИД РФ как инструмент обеспечения консульских прав граждан / В. А. Сизова // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика : мат-лы XI Всерос. науч.-практич. конф. - Уфа : Башкирский гос. ун-т, 2019. - С. 173-176.

19. Столярова, З. Н. Информатизация деятельности федеральной миграционной службы как условие повышения качества предоставления услуг и исполнения функций в сфере миграции / З. Н. Столярова // Вестник Владимирского юридического института. - 2012. - № 2 (23). - С. 132-135.

20. Сурма, И. В. «Твиттер-дипломатия» как инструмент внешнеполитической коммуникации / И. В. Сурма // Дипломатическая служба. - 2020. - № 1. - С. 65-75.

21. Терещук, В. И. Роль технологий электронного PR во внешнеполитической сфере / В. И. Терещук // Studia Humanitatis. - 2015. - № 3. - С. 11.

22. Цветкова, Н. А. Политизация «цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США и России в социальных сетях / Н. А. Цветкова, Г. О. Ярыгин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. -2013. - № 1. - С. 119-124.

23. Чернов, И. В. «Русофония» как инструмент «мягкой силы» России в глобальном лингвистическом пространстве / И. В. Чернов, Е. О. Соколова, К. В. Сорока // Научен вектор на Балканите. - 2019. -Т. 3, № 2 (4). - С. 84-87.

24. Шахуд, З. Цифровая дипломатия МИД РФ в странах арабского мира / З. Шахуд // Общество: политика, экономика, право. - 2019. - № 10 (75). - С. 20-24.

References

1. Bochkareva, V. V. Spetsifika perevoda sayta gosstruktury (na materiale sayta MID RF) [Specifics of the translation of the state structure website (based on the website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation)]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 9 "Issledovaniya molodykh uchenykh" [Bulletin of Volgograd State University. Series 9 "Research of young scientists"], 2017, no 15, pp. 11 -16.

2. Belyakov, M. V. Analiz novostnykh soobshcheniy sayta MID RF metodom kontent-analiza (statya 1) [Analysis of news reports of the website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation by the method of content analysis (Article 1)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya "Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika" [Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series "Language Theory. Semiotics. Semantics"], 2016, no 3, pp. 58-67.

3. Belyakov, M. V. Analiz novostnykh soobshcheniy sayta mid rf metodom sentiment-analiza (statya 2) [Analysis of news reports of the website of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation by sentiment analysis (Article 2)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya "Teoriya yazyka. Semiotika.

Semantika" [Bulletin of the Russian University of Peoples' Friendship. Series: Language Theory. Semiotics. Semantics], 2016, no 4, pp. 115-124.

4. Brumshteyn, Yu. M., Vaskovskiy, Ye. Yu. Internet-sayty organov ispolnitelnoy vlasti Prikaspiyskikh regionov zarubezhnykh stran: analiz nomenklatury, funktsionalnosti i vostrebovannosti resursov [Internet sites of executive authorities of Caspian regions of foreign countries: analysis of nomenclature, functionality and demand for resources]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian journal: control and high technologies], 2016, no 4 (36), pp. 68-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Vaskovskiy, Ye. Yu., Brumshteyn Yu. M. Sistemnyy analiz voprosov, svyazannykh s vostrebovannostyu informatsii na web-saytakh [Systematic analysis of issues related to the demand for information on websites]. Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian journal: control and high technologies], 2015, no 1, pp. 59-74.

6. Vasileva, M. M., Manokhin, I. V. Setevye informatsionnye tekhnologii, perspektivy ispolzovaniya v mezhdunarodnoy politike [Network information technologies, prospects for use in international politics]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Moscow State Linguistic University. Humanities], 2016, no 10 (749), pp. 141-152.

7. Venskaya konventsiya o diplomaticheskikh snosheniyakh. Prinyata 18 aprelya 1961 goda [Vienna Convention on Diplomatic Relations. Adopted on April 18, 1961]. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml.

8. Zvyagina, D. A. Rol Rossotrudnichestva v primenenii "myagkoy sily" rossiyskoy federatsii [The role of Rossotrudnichestvo in the use of "soft power" of the Russian Federation]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 2013, no 3-2 (29), pp. 111-113.

9. Zvyagina, D. A. Kulturnoe vliyanie kak komponent "myagkoy sily" [Cultural influence as a component of "soft power"]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice], 2012, no 11-2 (25), pp. 94-98.

10. Klusheva, D. A. Vizualnyy komponent v pozitsionirovanii diplomaticheskogo vedomstva Rossii [Visual component in the positioning of the diplomatic department of Russia]. Mediasreda [Medienvironment], 2018, no 14, pp. 126-130.

11. Kuzina, O. Ye. Ispolzovanie sotsialnykh setey ministerstvom inostrannykh del Federativnoy Respubliki Germaniya [Use of social networks by the Ministry of Foreign Affairs of the Federal Republic of Germany]. Vestnik Gumanitarnogo fakulteta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta telekommunikatsiy im. professora M. A. Bonch-Bruevicha [Bulletin of the Faculty of Humanities of St. Petersburg State University of Telecommunications named after Professor M. A. Bonch-Bruevich], 2019, no 11, pp. 56-62.

12. Kutinova, T. V. Osobennosti deyatelnosti mid rossii v sotsialnykh setevykh kommunikatsiyakh [Features of the activities of the Russian Foreign Ministry in social network communications]. Kommunikologiya [Communicology], 2018, no 1, vol. 3, pp. 75-83.

13. Markelov, K. A., Brumshteyn, Yu. M., Golovin, V. G., Vasilev, N. V., Konovalova, D. I. Analiz napravleniy ispolzovaniya internet-saytov dlya informatsionno-kommunikatsionnoy podderzhki ustoychivogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya prikaspiyskikh regionov Rossii, rasshireniya ikh mezhregionalnykh i mezhdunarodnykh svyazey [Analysis of the directions of using Internet sites for information and communication support for the sustainable socio-economic development of the Caspian regions of Russia, the expansion of their interregional and international relations]. Sotsialno-ekonomicheskie i ekologicheskie aspekty razvitiya Prikaspiyskogo regiona [Socio-economic and environmental aspects of the development of the Caspian region]. Elista, Kalmyk State University im. B. B. Gorodovikova, 2019, pp. 4-8.

14. Markelov, K. A., Mokhsen, Kh. Integratsionnye protsessy razvitiya informatsionnogo prostranstva Kaspiyskogo regiona [Integration Processes of Development of Information Space of the Caspian Region]. Astrapolis: Astrakhanskie politicheskie issledovaniya [Astrapolis: Astrakhan Political Studies] Astrakhan, Astrakhan State University Publ. House, 2018, pp. 67-72.

15. Naumenko, S. M., Kuzmenko, O. A. Vliyanie novoy migratsionnoy politiki rossii na vneshnyuyu trudovuyu migratsiyu [Influence of the new migration policy of Russia on external labor migration]. Universitetskaya nauka [University Science], 2016, no 1 (1), pp. 133-136.

16. Rubtsova, Ye. V., Devdariani, N. V. Formirovanie obshchestvennogo mneniya press-sluzhbami rossiyskikh zagranpredstavitelstv kak podderzhka politiki gosudarstva [Formation of public opinion by the press services of Russian foreign missions as support for state policy]. Karelskiy nauchnyy zhurnal [Karelian Scientific Journal], 2019, no 2 (27), vol. 8, pp. 80-82.

17. Ryzhikh, V. A. MVD Rossii v mekhanizme realizatsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki [Ministry of Internal Affairs of Russia in the mechanism for the implementation of state migration policy]. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I. D. Putilina [Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I. D. Putilin], 2018, no 3, pp. 74-79.

18. Sizova, V. A. Sayt konsulskogo departamenta MID RF kak instrument obespecheniya konsulskikh prav grazhdan [The website of the consular department of the Russian Foreign Ministry as a tool for ensuring the consular rights of citizens]. Aktualnye problemy kommunikatsii: teoriya i praktika [Current problems of communication: theory and practice]. Ufa, Bashkir State University Publ. House, 2019, pp. 173-176.

19. Stolyarova, Z. N. Informatizatsiya deyatelnosti federalnoy migratsionnoy sluzhby kak uslovie povysheniya kachestva predostavleniya uslug i ispolneniya funktsiy v sfere migratsii [Informatization of the activities of the federal migration service as a condition for improving the quality of services and performing functions in the field of migration]. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Vladimir Law Institute], 2012, no 2 (23), pp. 132-135.

20. Surma, I. V. "Tvitter-diplomatiya" kak instrument vneshnepoliticheskoy kommunikatsii ["Twitter diplomacy" as an instrument of foreign policy communication]. Diplomaticheskaya sluzhba [Diplomatic service], 2020, no 1, pp. 65-75.

21. Tereshchuk, V. I. Rol tekhnologiy elektronnogo pr vo vneshnepoliticheskoy sfere [Role of electronic pr technologies in foreign policy]. Studia Humanitatis [Studia Humanitatis], 2015, no 3, p. 11.

22. Tsvetkova, N. A., Yarygin, G. O. Politizatsiya "tsifrovoy diplomatii": publichnaya diplomatiya Germanii, Irana, SShA i Rossii v sotsialnykh setyakh [Politicization of "digital diplomacy": public diplomacy of Germany, Iran, the USA and Russia on social networks]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6 "Filosofiya. Kulturologiya. Politologiya. Pravo. Mezhdunarodnye otnosheniya" [Bulletin of St. Petersburg University. Series 6 "Philosophy. Cultural science. Political science. Right. International relations"], 2013, no 1, pp. 119-124.

23. Chernov, I. V., Sokolova, Ye. O., Soroka, K. V. "Rusofoniya" kak instrument "myagkoy sily" rossii v globalnom lingvisticheskom prostranstve ["Rusophony" as an instrument of "soft power" of Russia in the global linguistic space]. Nauchen vektor na Balkanite [A vector in the Balkans has been learned], 2019, no 2 (4), vol. 3, pp. 84-87.

24. Shakhud, Z. Tsifrovaya diplomatiya MID RF v stranakh arabskogo mira [Digital diplomacy of the Russian Foreign Ministry in the Arab world]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: politics, economics, law], 2019, no 10 (75), pp. 20-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.