Научная статья на тему 'Интернет-сайт обеспечивает «Прозрачность» школы'

Интернет-сайт обеспечивает «Прозрачность» школы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / "РАСКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ" / УРОВНИ "ПРОЗРАЧНОСТИ" / ШКОЛЬНЫЙ САЙТ / КАЧЕСТВО САЙТА / ТЕМАТИКА НОВОСТЕЙ / НОВОСТНАЯ ЛЕНТА / КРУГ АВТОРОВ / "DISCLOSED INFORMATION" / LEVELS OF "TRANSPARENCY" / TRANSPARENCY / SCHOOL SITE / QUALITY OF SITE / SUBJECTS OF NEWS / NEWS FEED / CIRCLE OF AUTHORS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Косарецкий Сергей Геннадьевич, Шимутина Елена Николаевна

«Раскрытая прозрачность». «Прозрачность» для учителей, учеников, родителей, органов управления, внешнего сообщества. Качественный школьный сайт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернет-сайт обеспечивает «Прозрачность» школы»

ИН ТЕРНЕТ-САИТ ОБЕСПЕЧИВАЕТ прозрачность» школы

«

Сергей Геннадьевич Косарецкий,

руководитель Центра стратегических разработок Академии социального управления, кандидат психологических наук

Елена Николаевна Шимутина,

директор Института развития

государственно-общественного управления образованием

Мы часто слышим о сайте и публичном докладе как инструментах обеспечения «прозрачности» школы. Для многих это остаётся метафорой, не имеющей практического содержания. Однако есть все основания использовать категорию «прозрачность» в системе менеджмента в образовании.

• транспарентность • «раскрытая информация» • уровни «прозрачности»

• школьный сайт • качество сайта • тематика новостей • новостная лента • круг авторов

ермин «прозрачность» — вариант перевода на русский язык широко используемого за рубежом (в праве и науке) понятия «transparency» («транспарентность») — буквально «ясно видимый, явный, легко понимаемый». Чаще всего оно используется при формулировании требований к государственному (муниципальному) управлению —

быть открытым для контроля со стороны общества. Принцип транспарентности закреплён в качестве правовой нормы в законах многих зарубежных стран. Вместе с тем, прозрачность — важнейший принцип современного бизнеса, соблюдение которого в деятельности компаний регулируется международными стандартами и договорами.

Прозрачность предполагает своевременное представление информации о содер-

жании и результатах деятельности административно-государственного управления, организации (учреждения) для внешних субъектов. Высокий уровень прозрачности означает, что предоставляемая (раскрываемая) информация способствует созданию чёткого представления об истинном положении дел в школе (как финансовой, так и нефинансовой деятельности).

«Раскрытая информация»

Основными критериями «раскрытой информации» на Западе обычно определяются следующие: действительная, доступная, понятная. Наиболее признанное сегодня средство обеспечения прозрачности — Интернет (и прежде всего официальный сайт организации, учреждения, органа власти). Используются разнообразные рейтинги и индексы прозрачности органов управления и организаций. В этом контексте «прозрачность» школы — доступность информации о её деятельности, значимой для различных субъектов внутри и вне школы.

Прозрачность — важнейшее условие общественного участия в управлении (контроле качества образования), развития социального партнёрства и сотрудничества школы с учреждениями и организациями, равной и справедливой конкуренции на рынке образовательных услуг.

Интернет-представительство школы (сайт, портал) — главный инструмент обеспечения её прозрачности при наличии также и «бумажных» публичных докладов, отчётности, публикаций в СМИ, очных форматов коммуникации с общественностью.

«Прозрачность» школы в сети Интернет можно рассмотреть с позиций различных целевых групп. Таким образом выделяются четыре уровня «прозрачности».

Прозрачность для учителей

Главный смысл такой «прозрачности» состоит в том, что методические разработки каждого из учителей школы становятся об-

щим достоянием всех преподавателей, оперативно получают проверку и апробацию коллег. В результате в школе складывается профессиональное сообщество педагогов.

Помимо методической информации учителя получают доступ к разным школьным ресурсам: учебным планам, расписанию уроков, экзаменов, контрольных работ, нормативным документам и справочной информации, методическим разработкам, статистическим данным. Размещение этих ресурсов в Интернете позволяет обращаться к ним из дома с такой же лёгкостью, как и в школе. В последнее время школы создают специальные корпоративные ресурсы в виде порталов, которые представляют собой методическое хранилище для организации образовательного процесса, позволяют автоматизировать документооборот, оптимизировать информационные потоки и избавиться от дублирования информации внутри школы.

Прозрачность для родителей и учеников

Прозрачность школы для учеников означает доступ школьников к различным учительским материалам, которые можно использовать для подготовки домашних заданий. Для этого используются как ресурсы открытого сайта, так и специальные программы (Netschool, Moodle) с персонифицированным входом. Прозрачность для родителей состоит в том, что родители могут стать не просто наблюдателями, но активными участниками учёбы своего ребёнка. Каждая семья получает доступ к информации о своём ребёнке: оценкам, статистическим данным об успеваемости по предметам, советам школьного психолога, сообщениям учителей и школьной администрации, сообщениям о пропусках уроков; учебно-методической

информации: материалам уроков, домашним заданиям, расписанию, методическим рекомендациям учителей, системе тестирования.

Родители всегда могут контролировать, какие задания выдаются его ребёнку и какие оценки были поставлены за выполненные задания. Родители в сети Интернет могут проследить за успеваемостью своего ребёнка, получить представление о его нагрузке, программе развития школы и т.д. Педагоги имеют возможность в интерактивном режиме общаться с родителями, организовать дистанционную поддержку своих учеников. Вход в такие системы также персонифицированный.

Прозрачность для вузов

Вузы заинтересованы в индивидуальном отборе учеников, независимо от школы, в которой они учатся. Для этого представители вузов могут быть вовлечены в творческую проектную работу в школах, используя Интернет-доступ к её материалам, могут публиковать информацию о своём вузе, специальностях, лучших выпускниках (в том числе и данной школы).

Прозрачность для органов управления и внешнего сообщества

Школьный сайт может также рассматриваться как коммуникативный инструмент не только администрации, педагогов и учеников, но и внешних по отношению к школе субъектов для обеспечения открытости ее информационного пространства, соблюдения в педагогической деятельности норм профессиональной этики, защиты прав и интересов участников образовательного процесса, для реализации прав граждан на доступ к открытой информации. Многие родители, особенно в больших городах, выбирают школу для своего ребён-

ка, ориентируясь, в том числе, и на информацию со школьного сайта; средства массовой информации составляют рейтинги школ, исходя из индекса цитируе-мости сайтов; органы образования тщательно анализируют размещённые на сайтах публичные доклады школ.

Качественный сайт

Один из серьёзных недостатков школьных сайтов, снижающих качество коммуникации с общественностью — их недостаточно частое обновление. В свою очередь, в представление о качественном сайте входит наличие на нём актуальной, «свежей», полезной для посетителей информации. Как сделать новостной раздел активным, регулярно обновляемым? Нам видится два взаимосвязанных подхода к решению этой проблемы.

Тематика новостей

• Увеличить объём новостей и соответственно повысить уровень «обновляемо-сти» сайта можно за счёт широкой тематики новостей.

Сегодня тематика новостей многих школьных сайтов довольно ограничена. Традиционный набор: школьные праздники («День знаний», «Последний звонок», Вечер встреч выпускников и т.п.); достижения школы, педагогов и учащихся в конкурсах и соревнованиях; анонсы мероприятий (концерты, школьные конкурсы, соревнования, родительские собрания и т.п.); календари и графики (работа школы в каникулы, выдача учебников и т.п.); информация о поездках и экскурсиях учащихся; информация об экзаменах; информация о «Дне открытых дверей»; семинары на базе школы; объявления о наборе учащихся; поздравления учителей, учащихся с днями рождения и юбилеями; списки литературы для чтения летом; графики консультаций учителей; списки

поступивших в школу (в первый, пятый, десятый классы).

Ясно, что содержание (тематика) новостей определяет «границы», в которых осмысливает себя школа. И на сегодняшний день, к сожалению, эти границы не позволяют считать школу «нашей», «государственно-общественной». Сайты школ и, новостные разделы в особенности, не формируют представление о целостности школьного сообщества и включённости школы в социум.

Мы практически не встречаем новостей о выборах, работе и решениях управляющего совета, органов школьного самоуправления. Что обсуждается на родительских собраниях, собраниях ученического комитета, педагогического совета, какие решения принимаются?

Школа часто сетует на низкую активность родителей в жизни школы, в воспитании детей, поэтому, на наш взгляд, имеет смысл представлять на сайте примеры содействия родителей школе, помощи в организации экскурсий, непосредственного учас тия в школьных мероприятиях: это может стать стимулом для тех, кто пока пассивен. Также целесообразно на сайте школы регулярно представлять новости партнёров и о партнёрах школы. Наличие подобной информации на сайте — это, с одной стороны, свидетельство развитых внешних связей и сотрудничества школы, а с другой — это элемент самого партнёрства в информационной сфере.

Активность школы в местном сообществе крайне редко освещается на сайте, во всяком случае, масштаб этой активности (мероприятия для ветеранов, сиротских учреждений, экологические акции и т.п.) адекватно на сайтах не отражается. Между тем эта информация раскрывает достижения и потенциал школы как центра со-циокультурой жизни. Школьный сайт вполне может претендовать и на роль важного источника информации для местного сообщества.

Давайте не забывать о выпускниках школы: как складывается их жизнь, каковы их

успехи? Конечно, сегодня многие следят за событиями жизни друзей в социальных сетях. Однако новость о поступлении на работу в престижную компанию, защите диссертации, победах, наградах и достижениях может быть интересна многим учителям и школьникам, наглядно продемонстрирует отсроченные результаты обучения в школе, станет важным сигналом для всех выпускников: «Вы по-прежнему наши!».

Вполне допустимо и полезно информировать о событиях в системе образования России, региона, города, формально не имеющих отношения к школе, но затрагивающих интересы школьного сообщества, посетителей сайта. Полезно, например, публиковать документы с комментариями, позволяющие представить доступным для родителей языком нововведения, имеющие для них практическое значение.

В новостной ленте школы следует размещать информацию об обновлениях в разделах сайта, например, о новых документах, локальных актах школы. Это позволяет «найти» новости для размещения, привлекает внимание к разделам сайта, которые недостаточно активно посещают пользователи.

«Выходя» во внешнюю среду, конечно, не стоит забывать о «внутренних» резервах информации: новостям «параллелей» и классов. Часто их рассматривают как недостаточно масштабные для представления в новостной ленте, хотя эти события интересны и школьникам, и родителям. Если на портале есть специальные страницы или блоги классов, целесообразно переносить на основной сайт наиболее интересные новости со ссылкой.

Школы обычно освещают конкурсы, в которых участвуют. Полезно размещать на сайте информацию о других

конкурсах разного уровня, участие в которых могут принять по своей инициативе педагоги, родители и сами дети.

В целом следует более активно использовать потенциал школьного сайта как «рекомендательного сервиса» (а сегодня именно эти возможности интернет-ресурсов рассматриваются как наиболее привлекательные для пользователей). Важны встречающиеся на школьных сайтах примеры рекомендаций родителям (как обезопасить себя в период эпидемий, как организовать досуг в каникулы, какие интересные книги стоит почитать, какие сайты посетить и т.п.).

Круг авторов

Другой перспективный способ обеспечить обновляемость новостной ленты сайта — расширить круг авторов, корреспондентов сайта. На сайтах школ крайне редко слышны «голоса» родителей и учащихся. Интересным и полезным шагом будет публикация отзывов о прочитанных с ребёнком книгах, посещённых выставках и т.п. Для использования подобного ресурса можно обратиться к конкурсным механизмам — конкурсы для всех членов

школьного сообщества на лучший материал, на самое большое количество новостей, на самые полезные рекомендации и т.п.

Учителя сегодня достаточно активно публикуются в различных периодических изданиях и сборниках. Новость на сайте о вышедшей публикации — это хороший способ признания школой важности методического творчества учителей и сигнал для общественности об уровне профессионализма педагогов.

Таким образом, тематика новостей должна определяться, исходя из концепции сайта, с учётом информационных потребностей её целевых групп. Именно новостная лента позволяет без чрезмерных усилий (как в случае, например, с перечнем постоянных разделов сайта и их наполнением) не только отвечать на потребности аудитории, но и формировать их, конструировать информационный образ школы и, в известной степени, восприятие самой школы (отношение к ней). Конечно, не всё из предложенного для публикации в виртуальной среде присутствует в повседневной реальности школы. Но отсутствие новостей о разных аспектах жизни школы может оказаться симптомом более серьёзных проблем. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.