Научная статья на тему 'Сетевое пространство образовательных организаций: основные проблемы и пути модернизации'

Сетевое пространство образовательных организаций: основные проблемы и пути модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / САЙТ ВУЗА / САЙТ ШКОЛЫ / САЙТ УЧИТЕЛЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ САЙТОВ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK SPACE OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / UNIVERSITY WEBSITE / SCHOOL WEBSITE / TEACHER''S SITE / CRITERIA FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF SITES / INFORMATION INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вознесенская Наталья Владимировна, Бакулина Елена Александровна

На современном этапе развития информационного общества официальные сайты играют все более значительную роль в деятельности образовательных организаций. От его содержания, организационной структуры и функциональности зависят не только успех взаимодействия организации с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK SPACE OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: MAIN PROBLEMS AND WAYS OF MODERNIZATION

At the present stage of development of the information society, official websites play an increasingly significant role in the activities of educational organizations. Not only the success of the organization’s interaction with the outside world, but also the educational processes that take place inside the educational institution depend on its content, organizational structure and functionality.

Текст научной работы на тему «Сетевое пространство образовательных организаций: основные проблемы и пути модернизации»

1. В состав конфликтологической комиссии может входить 5-6 квалифицированных представителей научно-педагогических работников военного учреждения, избираемых ученым советом вуза. Состав комиссии утверждается приказом начальника военного вуза.

2. При возникновении конфликтов в учебное и во внеаудиторное время между преподавателями и ИВС, офицерами и ИВС состав комиссии возрастает за счёт представителей национальных групп спецфакультета. Расширенный состав комиссии утверждается приказом начальника вуза.

3. Состав комиссии формируется так, чтобы не было возможности возникновения конфликта интересов, способных повлиять на принимаемые комиссией решения.

4. Председатель конфликтологической комиссии избирается открытым голосованием.

Среди направлений работы службы выделим следующие:

- работа комиссии по профэтике;

- конфликтологическое сопровождение в профадаптации специалистов военного вуза;

- разрешение конфликтов в учебной деятельности в диаде преподаватель - курсант (ИВС), офицерский состав - курсант (ИВС).

Выводы. Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующий вывод: выявленные педагогические условия способствуют не только конструктивному разрешению конфликтов в межличностном взаимодействии преподавателей и иностранных военнослужащими, но и позволят сократить количество конфликтов в учебном процессе.

В статье рассмотрена лишь часть условий конструктивного разрешения конфликтов в профессиональном общении преподавателей военного вуза. Все это оставляет возможности для продолжения исследований в данном направлении.

Литература:

1. Бостанжи А. П. Подготовка студентов к преодолению межкультурных конфликтов: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Калининград, 2008. - С. 16.

2. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.05 / Ю.А. Менджерицкая. — Ростов н./Д.: изд-во РГУ, 1998. - С. 22.

3. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения / А.С. Прутченков. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. — 45 с.

4. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2001. - 334 с.

5. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ: Пер. с англ. / Я. Стюарт, В. Джойнс. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - С. 330.

6. Черняевой Т. Н. «Тренинг как средство формирования конфликтологической культуры менеджера в вузе». Автореф. дис. канд. пед. наук. — Калининград, 2004.— С. 16.

7. Положение о нормах профессиональной этики научно-педагогических работников военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (филиал г. Сызрань, Самарской обл.) - Сызрань, 2014. - С. 34.

Педагогика

УДК:37.06

кандидат педагогических наук, доцент Вознесенская Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Бакулина Елена Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СЕТЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация. На современном этапе развития информационного общества официальные сайты играют все более значительную роль в деятельности образовательных организаций. От его содержания, организационной структуры и функциональности зависят не только успех взаимодействия организации с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Ключевые слова: сетевое пространство образовательных организаций; сайт вуза; сайт школы; сайт учителя; критерии оценки эффективности сайтов; информационное взаимодействие.

Annotation. At the present stage of development of the information society, official websites play an increasingly significant role in the activities of educational organizations. Not only the success of the organization's interaction with the outside world, but also the educational processes that take place inside the educational institution depend on its content, organizational structure and functionality.

Keywords: network space of educational organizations; university website; school website; teacher's site; criteria for evaluating the effectiveness of sites; information interaction.

Введение. В настоящее время наличие официального сайта образовательной организации в сети Интернет является нормой. В силу различий самих образовательных организаций их официальные сайты значительно отличаются по содержанию и функциональности, и, как показывают различные рейтинги и конкурсы сайтов, повышение качества сетевых ресурсов является актуальной проблемой для многих общеобразовательных организаций.

Формулировка цели статьи. Цель статьи состоит в том, чтобы на основании анализа результатов общероссийского рейтинга сайтов образовательных организаций выявить основные проблемы разработки и функционирования их официальных сайтов, а также обосновать пути совершенствования и модернизации интернет-представительства образовательных организаций.

Изложение основного материала статьи. Традиционно официальный сайт образовательных организаций представляет собой совокупность веб-страниц, объединенных одним доменным именем,

предназначенных для предоставления заинтересованной аудитории всесторонней и достоверной информации о деятельности общеобразовательного учреждения. Наличие сайта у общеобразовательной организации закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1], а его структура определяется Приказом Рособрнадзора №785 от 29 мая 2014 года «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации» [2]. В современной ситуации, когда интернет-представительство есть у большинства компаний и значимых специалистов, официальный сайт является лицом организации, предоставляющей образовательные услуги: многие родители, особенно в больших городах, выбирают школу для своего ребенка, ориентируясь, в том числе, и на информацию, расположенную на официальном сайте; средства массовой информации составляют рейтинги школ, исходя из индекса цитируемости сайтов; органы образования тщательно анализируют размещенные на сайтах публичные доклады школ. Таким образом, грамотное ведение и развитие официального сайта образовательной организации является важным компонентом в формировании ее имиджа.

Анализ рейтинга сайтов образовательных организаций следует рассматривать как механизм, выявляющий слабые стороны и указывающий пути совершенствования ее информационной деятельности. Например, с ноября 2010 года Российский новый университет проводит конкурс «Лучший школьный сайт». В 2011 года организатор и генеральный партнер конкурса - РосНОУ и «Просвещение» соответственно -учредили проект «Общероссийский рейтинг школьных сайтов» (http://rating-web.ru). Рейтинг ежегодно формируется в соответствии с критериями: 1) общая информация, информационно-коммуникационные сервисы; 2) информация об администрации; 3) информация о педагогах; 4) условия обучения и документы; 5) учащиеся и выпускники; 6) качество текста, юзабилити; качество исполнения сайта; удобство использования [3]. С 2018 г. появилось еще два критерия - социальные сети и критерии социальных сетей.

Так, рейтинг 2018 года продемонстрировал актуальную проблему развития сайтов школ - отсутствие аккаунта общеобразовательных организаций в социальных сетях, или неактивное наполнение аккаунта при его наличии. Это говорит о том, что современный официальный сайт образовательной организации должен выполнять функцию быстрой онлайн коммуникации между школой, учащимися и их родителями. Реализация данной функции должна выражаться с помощью специализированного контента сайта.

Во-первых, на официальном сайте образовательной организации должны функционировать интерактивные сервисы, обеспечивающие онлайн коммуникацию. Таковыми могут быть, например, чаты («Вопрос директору», «Вопрос-ответ», «Горячая линия» и др.), гостевые книги, опросы, конкурсы. В настоящее время популярна такая форма интерактивного взаимодействия между пользователя, как вебинар (онлайн семинары, онлайн лекции). Образовательные организации могли бы использовать данную технологию и в качестве предоставления дополнительного учебного материала учащимся, и в качестве информирования родителей по вопросам педагогики, психологии и развития ребенка. Так, многих родителей беспокоят вопросы, связанные с зачисление в школу, с учебной программой в начальной школе и т.п. Подобные вопросы как раз могли бы разъясняться, в том числе, и форме вебинара.

Во-вторых, перспективным направление становится оказание электронных услуг посредством соответствующих форм на сайте [4]. Такие электронные услуги, как «Подать заявление», «Запись на дополнительные образовательные услуги» и т.п. целесообразно осуществлять с помощью официального сайта. Подобный опыт оказания электронных услуг уже давно и успешно реализуется сайтами российских вузов.

В-третьих, следует помнить, что коммуникация это не только передача сообщения, но и сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника [5]. Последнее эффективно реализуется посредством новостных лент официального сайта образовательных организаций. Именно новостная лента позволяет без чрезмерных усилий (в сравнении с перечнем постоянных разделов сайта и их наполнением) не только отвечать на потребности аудитории, но и формировать их, конструировать информационный образ и, в известной степени, восприятие самой организации и отношение к ней. К примеру, тематика новостей многих школьных сайтов довольно ограничена (дни здоровья, общешкольные линейки и праздники, спортивные мероприятия и т.п.), поэтому имеет смысл представлять на сайте примеры содействия родителей школе, помощи в организации экскурсий, непосредственного участия в школьных мероприятиях, опубликовывать заявления от имени администрации на актуальные темы. На страницах официального сайта должны найти свое отражение сопроводительные материалы к новостям - интервью, видеоматериалы, интерактивные сервисы обратной связи. При этом следует предусмотреть возможность подписки на новости сайта. Кроме того, для обеспечения быстрого и удобного доступа к официальному сайту, целесообразно создание версии сайта для мобильных устройств и ведения аккаунтов школы в социальных сетях.

Также целесообразно на официальном сайте образовательных организаций регулярно представлять новости партнеров и о партнерах. Например, вузы заинтересованы в отборе потенциальных абитуриентов независимо от школы, в которой они учатся. Для этого представители вузов могут быть вовлечены в творческую проектную работу в школах, используя интернет-доступ к ее материалам, могут публиковать информацию о своем вузе, специальностях, лучших выпускниках (в том числе и данной школы). «Наличие подобной информации на сайте - это, с одной стороны, свидетельство развитых внешних связей и сотрудничества школы, а с другой - это элемент самого партнерства в информационной сфере» [6, с. 51].

Еще одна важная функция современного официального сайта образовательных организаций -обеспечение ее «открытости». В этом контексте «открытость» образовательных организаций - доступность информации о ее деятельности, значимой для различных субъектов внутри и вне организации. В этой связи актуален вопрос веб-интеграции и формирования единой образовательной среды с единым интерфейсом для доступа участников образовательного процесса (преподавателей, учителей, учащихся и родителей) к данным, сервисам и услугам: учебным планам, расписанию уроков, экзаменов, контрольных работ, нормативным документам и справочной информации, методическим разработкам, интерактивным сценариям уроков, электронным журналам и дневникам. Размещение подобных ресурсов в едином пространстве позволяет обращаться к ним из дома с такой же легкостью, как и в школе. В качестве примера можно привести проект «Московская электронная школа» (режим доступа - https://www.mos.ru/city/projects/mesh) для учителей, детей и родителей, направленный на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах города

Москвы. Главная цель проекта - максимально эффективное использование современной ИТ-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования.

Подобные образовательные порталы позволяют родителям стать не просто наблюдателями, но активными участниками учебной деятельности своего ребенка. Каждая семья получает доступ к информации о своем ребенке: оценкам, статистическим данным об успеваемости по предметам, советам школьного психолога, сообщениям учителей и школьной администрации, сообщениям о пропусках уроков; учебно-методической информации: материалам уроков, домашним заданиям, расписанию, методическим рекомендациям учителей, системе тестирования.

Таким образом, сопровождение официального сайта образовательных организаций на современном этапе развития информационного общества требует непрерывного обмена данными, обновления информации, большой информационной активности. Это в свою очередь требует больших трудозатрат со стороны сотрудников, осуществляющих сопровождение официального сайта. Данная работа требует объединения усилий педагогических кадров, филологов, подразумевает связь с общественностью и использования постоянного обновляющихся информационных технологий.

Немаловажной является проблема выбора платформы для официального сайта образовательной организации. От способа создания сайта, выбора хостинга и доменного имени зависит его дальнейшее развитие. Официальных требований создания сайта образовательных организаций нет, он может быть разработан с помощью конструктора сайта или системы управления сайтом. Еще одним способом разработки и ведения сайта является использование единой унифицированной платформы. Например, в Республике Мордовия с 2011 года успешно функционирует информационный ресурс Schoolrm.ru (режим доступа: http://www.schoolrm.ru/), который дает возможность централизованного управления сайтом, его структурой и контентом, а так же интеграции с внешними ресурсами.

Основной целью такого решения является создание единой точки входа для граждан, централизованное управление сайтами общеобразовательных организаций, сокращение расходов на их создание, техническое сопровождение и обучение сотрудников, работающих с сайтами, а также интеграция сайтов организаций в единое информационное пространство Республики Мордовия.

Информационный ресурс Schoolrm.ru дает возможность предоставлять актуальную и достоверную информацию, соответствующую законодательству РФ, позволяет сделать внешний вид официального сайта общеобразовательной организации узнаваемым, а структуру и навигацию - привычной и удобной. Наполнение и обновление информации на официальном сайте упрощает наличие центра технической поддержки, который позволяет максимально облегчить работу по развитию сайта.

Эффективность работы данного информационного портала подтверждает общероссийский рейтинг школьных сайтов. Так, официальные сайты МОУ РМ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39» (режим доступа: http://sc39sar.schoolrm.ru) и МОУ РМ «Лицей № 26» (режим доступа: http://lic26sar.schoolrm.ru), функционирующие на платформе Schoolrm.ru, согласно рейтингу 2018 года, набрали соответственно 106 и 99,7 баллов из 107 возможных.

В эффективном функционировании и развитии официального сайта важна вовлеченность каждого педагога в формирование ее контента. Краткие сведения о педагогах с указанием контактных данных, информацией о профессиональном развитии, портфолио и т.п. определяют лицо образовательной организации. Кроме того, в настоящее время многие педагоги ведут персональные сайты, ссылки на которые обязательно следует указывать на официальном сайте школы. Современный сайт учителя может являться и средством повышения профессиональной компетентности учителя, и средством информирования о достижениях, и современным дидактическим средством обучения и др. Важную роль сайт педагога играет в процессе аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, являясь своего рода электронным портфолио.

Анализ сайтов педагогов, представленных в сети интернет, показывает, что их назначение и структура достаточно разнообразны. Сайт учителя может служить школьной летописью, методической копилкой, рабочим фотоальбомом, папкой с документами и наградами, сборником интерактивных заданий, а также помогать в поиске учеников для частных занятий и единомышленников для совместных проектов.

Самые популярные и удобные форматы для сайтов педагогов - это сайт-визитка, на котором размещена базовая информацию об учителе, расписание и избранные материалы, а также блог - заметки о школьной жизни, интересных методиках, книгах по специальности и др. Возможны более специализированные варианты сайтов педагогов, например, сайт-галерея, онлайн-портфолио с таймлайном, в котором имеется возможность отмечать важные события педагогической деятельности. Электронный портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение сайта-портфолио учителя - это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. Такой формат сайта педагога облегчает прохождение процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Развитие современных интернет-технологий, наличие множества интернет-сервисов образовательного значения позволяют использовать персональный сайт учителя как полноценный учебный проект. Онлайн инструменты создания интерактивных приложений, обучающих игр, викторин, кроссвордов, проведение онлайн тестирования, записи скринкастов, ресурсы с учебными материалами, онлайн вебинарами, олимпиадами, обучающими видеороликами, и т.п. позволяют сформировать контент сайта учителя в виде интерактивного онлайн-учебника с возможностью обратной связи. Подобный сайт учитель может использовать для организации самостоятельной работы учащихся, смешанного обучения, выстраивания индивидуальных траекторий, организации домашнего задания, проведения индивидуальных занятий.

Вышеизложенные рассуждения подчеркивают важность формирования ИКТ-компетентности будущих педагогов, связанной с развитием информационно-образовательной среды современной школы [7]. Обучение будущих педагогов основам сайтостроения, веб-дизайна, знакомство с особенностями сайта общеобразовательного учреждения, требованиями к его содержанию, основными интернет-сервисами образовательного характера - важная составляющая формирования данной компетентности.

В рамках бакалавриата, реализуемого в Мордовском государственном педагогическом институте им. М. Е. Евсевьева за формирование перечисленных компонентов у бакалавров - будущих педагогов отвечает, прежде всего, дисциплина «Информационные технологии в образовании».

В ходе освоения дисциплины «Информационные технологии в образовании» у будущих педагогов формируется готовность решать профессиональные задачи с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, участвовать в построении информационно-образовательной среды образовательной организации.

Выводы. Современный официальный сайт образовательной организации помимо задачи предоставления обязательной информации для заинтересованной аудитории становится инструментом средством быстрой онлайн коммуникации и взаимодействия между вузом, школой, учащимися и родителями. Появление новых интернет-технологий позволяет расширить функциональность сайта образовательных организаций и способствует реализации ее приоритетных направлений. Это и определяет выбор необходимых элементов структуры, оптимизацию содержания и функциональность с точки зрения различных целевых групп, место и роль школьных сайтов, сайтов вузов в развитии информационно-образовательной среды. Сайт образовательных организаций при этом может сам выступать одним из показателей качества работы организации. Важным направлением в развитии сетевого пространства образовательных организаций является формирование ИКТ-компетентности будущих педагогов.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Приказ Рособрнадзора №785 от 29 мая 2014 года «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации». - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-rosobrnadzora-ot-29052014-n-785-ob/

3. Общероссийский рейтинг школьных сайтов. Критерии. Режим доступа: http://rating-web.ru/kriterii

4. Вознесенская Н. В. Смена парадигмы сайта современного вуза / Н. В. Вознесенская // Информатика и образование. - 2013. - № 9. - С. 83-85.

5. Козлов Н. И. Коммуникация. - https://www.psychologos.ru/articles/view/kommunikaciya

6. Косарецкий С. Г., Шимутина Е. Н. Интернет-сайт обеспечивает «прозрачность» школы / С. Г. Косарецкий, Е. Н. Шимутина // Народное образование. - 2011. - № 2. - С. 50-55.

7. Круподерова Е. П., Круподерова К. Р., Махалова Е. Ю. Построение индивидуальных маршрутов формирования профессиональной икт-компетентности учителя // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. № 59-4. С. 27-31.

Педагогика

УДК:372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Галинская Татьяна Николаевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); магистрант Бархатова Валерия Игоревна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ШЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ В ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

(ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Аннотация. Внедрение Интернет-технологий и тотальная вовлеченность молодого поколения в социальные сети создает предпосылки для интенсификации процесса обучения иностранному языку посредством использования аутентичной иноязычной информации и организации общения с носителями языка. Изучение зарубежного опыта использования социальных Интернет-сервисов в ходе обучения иностранным языкам свидетельствует об их высоком методическом потенциале в плане повышения познавательного интереса и мотивации старшеклассников к изучению языков, индивидуализации процесса обучения и улучшения качества усвоения материала, а также формирования иноязычной межкультурной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: иностранный язык, подростки, старшеклассники, мотивация, познавательный интерес, иноязычная межкультурная компетенция, социальные Интернет-сервисы.

Annotation. The implementation of Internet technologies and the total involvement of the younger generation in social network services (SNS) creates the background for intensifying the process of a foreign language teaching through the use of authentic information and the organization of communication with native speakers. Studying international practices of SNS using in foreign languages teaching indicates their high methodological potential to increase senior pupils motivation and curiosity to learn foreign languages, individuate the learning process, improve the quality of learning, and develop intercultural competence of learners.

Keywords: foreign language, teenagers, senior pupils, motivation, curiosity, intercutural competence, social network services (SNS).

Введение. Информатизация образования - часть информатизации общества, процесса, который с середины XX века принял характер информационного взрыва или революции. Мультимедийные технологии проникли во все сферы современной жизни и стали важнейшей частью общеобразовательной среды. Социальные медиа («social networking service» - социальные Интернет-сервисы) создают новую парадигму в области связи, общения и сотрудничества в повседневной жизни [1]. Социальная сеть представляет собой Интернет-платформу, приложение, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [14].

«Сетевая жизнь» сегодня актуальна для всего населения в целом, но в большей степени для молодого поколения. Известный во всем мире специалист по социальным медиа Danah Boyd уже почти два десятилетия изучает жизнь подростков в США и их вовлеченность в социальные медиа [7]. Она отмечает, что старшие школьники массово присутствуют на форумах любителей и поклонников спорта и бесконечно сочиняют истории на тему, которую задают модераторы: про патриотизм, любовь к животным, борьбу добра со злом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.