Научная статья на тему 'Особенности организации образовательного сайта'

Особенности организации образовательного сайта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7311
743
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ САЙТ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО САЙТА. / SITE / EDUCATIONAL SITE / STAGES OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SITE.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарькуша Н.В., Буторина Н.И.

Данная статья посвящена анализу места образовательных сайтов среди имеющихся веб-ресурсов. В статье предложена классификация сайтов, дана характеристика образовательного сайта. Рассмотрены особенности организации веб-сайтов, в том числе, этапы организации образовательного сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EDUCATIONAL SITE ORGANIZATION

This article is devoted to the analysis of the place of educational sites among the available web resources. The article proposes the classification of sites, the characteristics of the educational site are given. The peculiarities of the organization of web sites, including the stages of the organization of the educational site, are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности организации образовательного сайта»

Гарькуша Н.В., Буторина Н.И.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет »,

Россия, Екатеринбург

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО САЙТА

Аннотация

Данная статья посвящена анализу места образовательных сайтов среди имеющихся веб-ресурсов. В статье предложена классификация сайтов, дана характеристика образовательного сайта. Рассмотрены особенности организации веб-сайтов, в том числе, этапы организации образовательного сайта.

Ключевые слова: сайт, образовательный сайт, этапы разработки образовательного сайта.

Garkusha N. V., Butorina N.I.

FGAOU VO "The Russian State Professional-pedagogical university », Russia, Yekaterinburg

PECULIARITIES OF EDUCATIONAL SITE ORGANIZATION

Abstract

This article is devoted to the analysis of the place of educational sites among the available web resources. The article proposes the classification of sites, the characteristics of the educational site are given. The peculiarities of the organization of web sites, including the stages of the organization of the educational site, are considered.

Keywords: site, educational site, stages of development of the educational site.

Понятие «сайт» сейчас стало очень распространенным и плотно вошло в нашу лексику, что связано с развитием сети Интернет и с ее активным использованием во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, образовании.

Игнатова Н.Г. определяет сайт (от англ. site - место, местоположение, позиция) как совокупность страниц, объединенных одной общей темой,

дизайном, имеющих взаимосвязанную систему ссылок, расположенных в сети Интернет [3, с. 28].

В статье Н.В. Бужинской сайт определен как совокупность связанных гиперссылками страниц, объединенную одной общей темой, дизайном, системой навигации, расположенную в Интернете под определённым адресом [2, c.18]

Синонимами «сайта» стали понятие «интернет-сайт», «веб-сайт». Интернет-сайту соответствует одно, так называемое, доменное имя, по которому его можно найти в интернете. Именно это имя участвует в так называемой «ссылке» на сайт. В связи с этим, А.Г. Бабаев дает следующее определение сайта - это «структурированная информационная единица всемирной паутины, которая может содержать как одну, так и огромное число страниц». Например, сайт компании IBM содержат несколько тысяч страниц. Обычно на сайте выделяют такое понятие, как главная страница. Это та страница, которая отображается на сайте первой [1, с. 14].

Каждая страница сайта может включать в себя текст, картинки, видео-или аудио-ролики, а также предлагать так называемые «ссылки» на другие страницы. Это особые объекты - гиперссылки, при щелчке на которые, можно автоматически перейти к другому объекту, размещенному в сети Интернет. Гиперссылки бывают текстовыми и графическими, для того, чтобы их различать на веб-странице, они часто подчеркнуты и подсвечены другим цветом.

Обычно страницы сайта взаимосвязаны между собой, и его посетитель сам решает, в какой последовательности ему перемещаться по ним.

Каждый сайт создается с какой-то определенной целью. Создание сайта является необходимым условием для эффективного взаимодействия пользователей, «визитной карточкой» организации. Но, прежде всего, они нужны для передачи определенной информации пользователю сети. Назначение и внешний вид сайтов весьма разнообразны. По своему информационному содержанию можно выделить несколько категорий сайтов. Сайт-визитка предназначен исключительно для размещения узкой информации о компании. На корпоративном сайте размещается расширенная информация о компании ее контакты, новости, перечень услуг, сотрудники и т.д. Часто такие сайты создаются в рекламных целях, рекламируют товары и услуги компаний. Отдельно можно выделить личные сайты, посвященные определенному человеку, его увлечениям, где размещены его личные данные. На коммерческих сайтах можно покупать или продавать товары, услуги on-line, не выходя из дома.

По доступности А.Г. Бабаев выделяет открытые для всех пользователей, полуоткрытые и закрытые сайты. Часть информации второй группы сайтов открыта для всех, а часть скрыта. Для ее просмотра на сайте необходима бесплатная или платная регистрация [1, с. 27].

По величине и уровню решаемых задач сайты делятся на такие группы, как:

- информационные сайты-визитки, содержащие немного информации и состоящие из нескольких страничек;

- тематические, узконаправленные сайты, представляющие пользователю информацию по какой-то одной теме;

- многофункциональные сайты (порталы), содержащие, помимо информации, средства для общения пользователей, чаты, форумы и т.д.

Одним из популярных сегодня среди представителей педагогической и учащейся аудитории становится образовательный сайт. Покажем его особенности среди множества интернет-ресурсов.

Хуторской А.В. определяет образовательный сайт как «целостную, концептуально обоснованную и структурно выстроенную систему, объединяющую в себе взаимосвязанные между собой веб-страницы, содержание которых подчинено общей идее и выражено в конкретных целях и задачах каждой из них» [6, с. 53].

Игнатова Н.Г. применительно к учителю, рассматривает образовательный сайт как:

- интернет-представительство учителя в мировой сети для обеспечения конкурентоспособности, открытости, привлекательного имиджа, а также эффективной системы работы учителя с информацией в образовательном процессе и предоставления ее широкой общественности;

- визитную карточку учителя для точного и корректного представления своеобразия его педагогической деятельности;

- основу современного обучения и общения с родительской аудиторией, площадку для изучения общественного мнения по различным вопросам образования, средство выхода во внешнее пространство [3, с. 40].

Пунина Т.Г. предлагает такие виды: сайты учебного учреждения; научных исследований; справочные сайты; ресурсы соревновательных и информационных Интернет-проектов, дистанционного образования; сайт для распространения культурной и образовательной информации; ресурсы виртуального методического объединения; сайт консультативного назначения.

Для разработки и реализации образовательного сайта в учебной практике Н.Г. Игнатова предлагает следующие его структурные компоненты: новостная лента; календарь событий; фотоальбом; настраиваемые списки для осуществления регистрации, анкетирования и опроса участников; индикаторы настраиваемых списков для отслеживания их результатов; опросы для организации голосования; доски обсуждений для организации консультаций и общения на форумах, в гостевой книге; онлайн тестирование; ссылки на внешние образовательные ресурсы [3, с. 51].

Необходимо выделить основные характеристики образовательного сайта: содержание, дизайн и эксплуатационность.

Содержание образовательного интернет-сайта представляет собой единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, существующей и выраженной в виде вебсайтов, а также единство связей этих основных элементов.

Дизайн образовательного интернет-сайта - процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели.

Техническая реализация образовательного интернет-сайта зависит от выбора компонентов, интегрирования технологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательной информации до пользователя.

Наконец, эксплуатационность образовательных интернет-сайтов связана с характеристиками, информирующими об использовании образовательных сайтов пользователями.

По реализуемым задачам образовательные сайты подразделяются на четыре группы:

- обеспечивающие широкий и качественный доступ к имеющимся образовательным продуктам;

- стимулирующие процесс создания инновационных образовательных продуктов;

- способствующие продвижению модельных форм организации образовательного процесса;

- обеспечивающие учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.

При создании образовательного сайта необходимо следовать некоторому алгоритму действий: определение цели и назначения вебсайта; разработка концепции, построение структуры и создание дизайна; подготовка текстового и графического контента; верстка страниц, размещение контента; проработка сервисов и опций веб-сайта; сборка проекта; размещение сайта на веб-сервере; проверка работы, отладка, тестирование и доработка.

Игнатова Н.Г. предлагает следующие этапы создания сайта:

- предпроектный этап (определение целевой аудитории, формирование целей, разработка концепции сайта; формирование группы разработчиков, сбор информации);

- проектирование (определение логической структуры сайта, ролей пользователей сайта, основных элементов дизайна, разработка шаблона с разметкой);

- разработка и апробация модели («каркаса») сайта;

- открытие одного-двух специализированных модулей по каждому направлению;

- расширение, открытие пяти-шести специализированных модулей по каждому направлению, организация обратной связи на сайте;

- создание полноценной тематической структуры сайта;

- представление всех направлений деятельности педагога на сайте;

- расширение возможностей обратной связи на сайте, обеспечение интерактивности сайта через форумы, опросы, тестирования, анкетирование, голосование [3, с. 82].

В условиях единого информационного пространства сайт становится неотъемлемой частью образовательного процесса, который используется как средство дистанционной поддержки образования и консультирования обучающихся.

Использование специализированных конструкторов веб-сайтов дает возможность сократить некоторые действия и самостоятельно создать свой сайт, для чего нет необходимости изучать языки программирования.

При проектировании образовательного сайта для поддержки учебного курса необходимо учитывать следующие факторы:

1) состав аудитории пользователей (их форму обучения - очная, заочная; возраст и психологические особенности возрастной категории). Для каждой категории определяются конкретные дидактические задачи и функции образовательного сайта, а также технология его использования в процессе освоения учебного предмета / дисциплины;

2) структуру и содержание изучаемой дисциплины (например, линейный характер, модульное построение). В зависимости от логики построения учебного курса определяется концепция построения сайта и технология его использования;

3) обеспеченность курса традиционными печатными информационными материалами (учебниками, хрестоматиями, практикумами, методическими указаниями и рекомендациями). От них зависит содержание материалов, размещаемых на сайте. Иногда полезным становится дублирование на сайте некоторых печатных материалов для удобства их использования обучающимися;

4) этапы освоения учебного содержания (подготовка к изучению нового материала, актуализация информации по теме, освоение нового материала, первичное закрепление, обобщение и систематизация). Целесообразно продумать варианты использования материалов сайта на разных этапах обучения. В зависимости от этого можно применять разные варианты заполнения страниц сайта (информация для предварительного ознакомления; постепенное заполнение страницы по мере продвижения по курсу; прикрепление материала урока /занятия после его проведения для тех обучающихся).

Методами использования сайта в образовательном процессе и формой организации деятельности обучающихся может являться фронтальная или индивидуальная аудиторная работа под руководством преподавателя, а также самостоятельная аудиторная, внеаудиторная работа (групповая, индивидуальная) и контрольные мероприятия (опрос, тестирование). В каждом из вариантов имеется своя специфика, определяющая функции преподавателя в образовательном процессе.

Существуют различные уровни готовности пользователей к применению сетевого ресурса: рекомендации, печатные материалы, обучающие занятия. Все это может потребоваться, если обучающиеся не владеют основами работы в среде образовательного сайта.

В качестве технических возможностей доступа пользователей в интернет можно выделить он-лайн режим, офф-лайн режим, локальный режим (через диск) [3, с. 10].

В качестве организации обратной связи могут служить: журнал продвижения по курсу, интегрированный в сайт; объявления и комментарии; загрузка файлов выполненных работ.

Для реализации некоторых функций потребуется изменять настройки доступа к сайту и назначать определенные роли участникам образовательного процесса.

Игнатова Н.Г. предлагает концепцию образовательного сайта, в которой в качестве цели указывается создание благоприятных условий для дистанционного обучения предметам история и обществознание с использованием информационных технологий, а также представление учителя в Интернете. При этом открытость и прозрачность образовательного процесса становится условием эффективного сотрудничества педагогов, родителей, учащихся и социума, направленного на развитие образовательного процесса [2, с. 59].

Задачи образовательного сайта Н.Г. Игнатова видит в следующем:

- обеспечение открытости образовательного процесса и освещение его в сети Интернет;

- создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагога, учащихся и их родителей);

- оперативное и объективное информирование участников образовательного процесса о результатах обучения;

- повышение авторитета учителя с помощью представления достижений учащихся;

- стимулирование творческой активности педагога и учащихся;

- активное использование педагогом ИКТ для решения задач модернизации образования;

- повышение роли информатизации образования, содействие созданию в регионе единой информационной инфраструктуры.

В качестве целевой аудитории сайта выступают обучающиеся (ученики школы, выпускники, абитуриенты, студенты), а также их родители и общественность (другие пользователи сети Интернет).

В заключение остановимся на основных функциях образовательного сайта, среди которых следует отметить следующие: представительскую, собственно образовательную, воспитательную, информационную и коммуникационную.

Представительская функция состоит в демонстрации разнообразных данных (например, публичный отчет, сведения о достижениях учащихся и т.д.).

Образовательная функция сайта состоит в организации образовательного процесса с использованием Интернета. Сайт предоставляет возможность дистанционного обучения, использования в учебном процессе электронных учебных материалов, обеспечивает непрерывность образовательного процесса.

Воспитательная функция отражает основные направления воспитательной работы, характерные для преподавания гуманитарных дисциплин.

Информационная функция отражает образовательный процесс: события; участие в конкурсах и проектах; результаты деятельности; расписание и домашние задания и т.д.

Коммуникативная функция организует общение учащихся и родителей с учителем и предоставляет возможность задавать вопросы и обмениваться информацией.

Образовательный сайт должен обладать определенной структурой и состоять из тематических разделов. Обозначим основные разделы школьного образовательного сайта.

Основная информация (общая информация по образовательной деятельности) включает в себя:

- официальную информацию о педагоге (адрес, контактную информацию для связи с педагогом, информацию о направлениях деятельности, официальные документы);

- учебную деятельность (направления обучения, программу развития, программу для разных классов, учебный план по обществоведческим предметам, анализ учебной деятельности);

- внеурочную деятельность (информацию о конкурсах и олимпиадах);

- портфолио учащихся (историю, участие в конкурсах разного уровня, достижения, победителей, фотоматериалы)

- информацию для учащихся (статьи, тесты, советы, полезные ссылки, материалы для поддержки дистанционного обучения и т.д.);

- информацию для родителей (статьи, советы, полезные ссылки).

Актуальна и представляет интерес в течение небольшого промежутка времени временная информация, то есть информация о текущих событиях.

Раздел «Новости, объявления» содержит информацию об участии школьников в городских, региональных, всероссийских мероприятиях, олимпиадах и конкурсах. Публикация результатов олимпиад и других мероприятий должна обновляться по мере поступления в кратчайшие сроки с целью первоочередного информирования.

Здесь же публикуются разного рода материалы, которые необходимо довести до сведения посетителей или просто сделать доступными, в том числе статьи, написанные кем-либо и переданные администрации сайта.

Дополнительная информация может включать в себя «гостевую книгу» и прочую информацию, обусловленную специфическими особенностями сайта как информационного объекта в сети Интернет.

Таким образом, процесс организации образовательного сайта является комплексом мер, нацеленных на анализ целевой аудитории сайта, адаптации учебного курса к технологиям web. Сайт должен обладать рядом специфических функций, а его наполнение определяется множеством факторов, таких как: целевая аудитория, структура и содержание учебной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаев, А.Г. Создание сайтов [Текст] /А.Г. Бабаев. СПб.: Питер, 2013.

2. Бужинская, Н.В., Васильев, Р.Ю. Основные этапы проектирования сайтов туристических компаний// Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции 25 января 2016г., Томск, 2016. С. 18-20.

3. Игнатова, Н.Г. Интернет-технологии в системе образования [Текст] / Н.Г. Игнатова. М.: Пресс, 2009.

4. Клименко, Р.М. Веб-мастеринг [Текст] / Р.М. Клименко. М., 2010. Пунина, Т.Д. Проектирование и размещение в сети Интернет административных сайтов [Текст] / Т.Д. Пунина. М., 2011.

5. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика [Текст] / А.В. Хуторской. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.