Научная статья на тему 'Дистанционная методическая поддержка учителей в Интернете'

Дистанционная методическая поддержка учителей в Интернете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИКА ПОСЕЩАЕМОСТИ САЙТА / РУБРИКАЦИЯ / СТАТУС ПУБЛИКАЦИИ / СЕРВИСЫ / ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ / АВТОРСКИЕ ПРАВА / AUTHOR'S RIGHTS / STATISTICS OF WEBSITE VISITS / DIVIDING ACCORDING TO SUBJECT HEADINGS / PUBLICATION STATUS / SERVICES / VIDEOS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылов Алексей Игоревич

Организационные, технологические и правовые аспекты развития профессионального педагогического сообщества в Сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционная методическая поддержка учителей в Интернете»

I ювышение квалификации

ДИСТАНЦИОННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ поддержка учителей в Интернете

Алексей Игоревич Крылов,

методист лаборатории географии Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук

Сайт становится одним из основных инструментов методической поддержки педагогов, повышения уровня педагогического мастерства, эффективности работы профессиональных сообществ учителей.

• статистика посещаемости сайта • рубрикация • статус публикации

• сервисы • видеоматериалы • авторские права

Рубрикация

Первый шаг на пути методической поддержки — создание сайта. Обычно на первой стадии его создания принцип отбора содержания и формирования основных рубрик достаточно прост и заключается в повторной публикации материалов с ведущих сайтов образовательной тематики для учителей конкретного предмета. Стандарты, ЕГЭ, вопросы профессиональной аттестации, методические материалы (перечни учебников, программы, тематическое и поурочное планирование) — вот традиционные рубрики сайта поддержки учителей. Такой сайт будет пользоваться популярностью, поскольку экономит время педагога (не надо об-

ходить несколько сайтов, достаточно посетить только один).

Следующий шаг — обобщение педагогического опыта учителей и публикация методических разработок учителей. На этом этапе могут возникнуть проблемы с рубрикацией: бывает трудно однозначно определить, какая сторона авторской разработки наиболее ценна с методической позиции (методика применения средств обучения, описание методического приёма, реализация педагогической технологии). Поскольку учебная деятельность учащихся имеет комплексный характер, а хороший учитель видит и описывает большую часть элементов урока, то методистам, формирующим рубрики сайта, бывает непросто

определить место конкретного материала на сайте. По мере накопления материалов рубрикация этого раздела неизбежно меняется. По опыту методической лаборатории географии «пересортировка» информации по рубрикам, а также создание новых разделов происходят примерно раз в год.

Статус публикации

Важный аспект — статус публикации учителя на сайте. В соответствии с некоторыми формами аттестации1 учителю необходимо представить собственные опубликованные методические разработки, статьи, научные публикации, имеющие соответствующий гриф и выходные данные. Если речь идёт о публикации в сети Интернет, что вполне допускается, то сайт необходимо зарегистрировать как средство массовой информации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Это простая и недорогая процедура2, в результате которой адрес сайта сопоставляется с номером свидетельства вновь зарегистрированного средства массовой информации, что даёт всем размещённым на сайте материалам официальный статус публикации.

Посещаемость сайта

Хорошим подспорьем в работе методиста становится анализ статистики посещаемости сайта, что позволяет выявить наиболее востребованные материалы, скорректировать развитие сайта в необходимом направлении. Одним из наиболее распространённых инструментов сбора и представления статистической информации о посещении сайта является

1 См., например, методические рекомендации по аттестации педагогических кадров на сайте Московского центра образовательного права по адресу http://www.gsla.ru/ methodic_assessment.htm

2 Подробнее можно узнать на сайте Роскомнадзора по адресу http://www.rsoc.ru/mass-communications/smi-registation

бесплатный сервис Google Analytics (сокращённо GA)3. Работу и результаты этого сервиса рассмотрим на примере сайта методической лаборатории географии4 Московского института открытого образования, к которому автор статьи имеет всесторонний доступ. Проанализируем на практике результаты работы Google Analytics, помня о том, что целевая аудитория ресурса — учителя географии.

На первой странице сайта показано количество кликов в процентах по пунктам главного меню: чем больше число, тем популярнее содержание раздела, а соответственно самые посещаемые рубрики в порядке убывания — «Лента новостей», «Дистанционная олимпиада», «Методика преподавания», «Карта сайта» (отображение содержания всего сайта вплоть до каждой статьи или документа).

Однако несмотря на то, что раздел «Работаем по ФГОС» не относится к числу самых посещаемых, мы увидим явный интерес коллег к терминологии ФГОС, а также методике постановки целей обучения, организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Статистика кликов на главном меню сайта показывает, что учителей особенно привлекает новостной раздел — новости науки, образования, учебно-методические материалы. Организовать новостной раздел можно с помощью технологий сервиса группы Google5. Этот сервис может послужить и для обратной связи с посетителями интернет-ресурса, обсуждения актуальных вопросов.

Таким образом, статистические сведения о посещаемости сайта на уровне его главных разделов и отдельных документов — ценный ресурс, который нельзя

3 См. по адресу http://www.google.com/analytics

4 Адрес сайта http://geo.metodist.ru

5 Подробнее можно посмотреть на странице https://groups.google.com

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

не использовать для развития сайта как инструмента методической поддержки учителей, развития профессионального сообщества.

ИнтернетКласс

Если рассматривать технологические аспекты создания сайта поддержки профессиональных учительских сообществ, то наиболее простой способ — технологии Google. Бесплатно зарегистрировавшись в системе Google6, любой пользователь получает возможность разместить в сервисе Google Drive свои документы (иллюстрированные тексты, презентации, таблицы, рисунки), а потом опубликовать их на собственном Google-сайте.

Примером подобного подхода к методической поддержке учителей предметов естественно-научного цикла может служить проект «Интер-нетКласс»7. Основу проекта составляют материалы курса «Основы естественно-научных исследований» для 5—6-х классов и проекта «Наблюдай и исследуй»8. Ученикам 5 — 7-х классов в этом проекте были предложены задания по естественно-научным предметам (астрономия, биология, география, химия, физика), позволяющие показать детям роль наблюдений и опытов в процессе познания природы и в изучении предметов естественно-научного цикла. Эти задания ребята выполняли в малых группах под руководством учителей, а также при поддержке методистов проекта, оформляя выставку работ на сайте проекта. По адресу www.internetclass.ru можно познакомиться с работающим сайтом поддержки учителей-естественников, созданным с помощью доступных технологий, доказавших свою эффективность.

6 Это можно бесплатно сделать на странице www.google.ru Эта же страница является точкой входа во все сервисы Google: диск, календарь, почту, видеосервис YouTube, сайты, листы рассылки, систему поиска и многие другие.

7 Все материалы размещены в свободном доступе по адресу www.internetclass.ru

8 Идеи интеграции естественно-научного образования, которые лежат в основе проекта ИнтернетКласс, уже отражались в публикациях на страницах журнала «Народное образование». Подробнее см.: Африна Е.И. Об интеграции естественнонаучного школьного образования // Народное образование.

2005. № 7. С. 98-102.; Африна Е.И,, Крылов А.И.

Исследовательские навыки школьников в проекте «Наблюдай и исследуй» // Народное образование. 2009. № 9. С. 157-160.

Видеоматериалы

На сайте можно размещать не только текст, фото, презентации. Важный ресурс — видеоматериалы: лекции учёных, выступления учителей на научно-практических конференциях, записи ве-бинаров. Такие материалы удобно разместить на самом популярном сервисе, который предоставляет бесплатные услуги видеохостинга (размещения видео), а потом вставить видеоролик на страницу. Весьма полезные функции — возможность комментировать отдельные ролики, а также статистика просмотров. Например, на видеоканале методической лаборатории географии МИОО наибольшей популярностью пользуются лекции по обновлению содержания школьного курса географии и выступления учителей по практическим вопросам методики преподавания.

Правовые основы

Не вдаваясь в юридические тонкости защиты авторских и имущественных прав авторов и понимая, что культура цитирования в российском секторе Интернета находится на стадии формирования, следует, по мнению автора статьи, обратить внимание на группу лицензий Creative Commons9. В 2002 году организация Creative Commons создала и опубликовала для бесплатного использования несколько лицензий, с помощью которых авторы могут гибко управлять своими авторскими правами. Эти лицензии позволяют авторам-создателям сообщить, от каких прав они хотели бы отказаться: например, автор не хочет запрещать распространять своё произведение (по закону запрет включается автоматически при создании произведения), какие права автор оставляет за собой (этот подход был назван «some rights reserved» — «некоторые

См. http://creativecommons.org

права сохранены», в противовес стандартному «все права сохранены»). Такой подход к распространению материалов получает раз витие и в России. Так, например, материалы, размещённые на веб-сайте Президента РФ www.kremlin.ru, могут свободно распространяться в любых СМИ, Интернете без каких-либо ограничений, со ссылкой на указанный веб-сайт. Это соответствует условиям лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported. Лицензии Creative Commons юридически не противоречат и не заменяют авторское право, а наоборот, осно ваны на нём и используют его законы, но фактически из-за более либерального подхода создают «конкуренцию» стандартному ограничительному авторскому праву.

Это важный вопрос, поскольку размещение учебно-методических материалов на сайтах имеет в первую очередь практические функции их применения в образовательном процессе. При этом если учитель скачал, например, презентацию коллеги, изменил её с учётом конкретных условий школы, а потом опубликовал свой опыт, то с точки зрения развития образовательного пространства, профессионального сообщества, личного профессионального роста учителя такую ситуацию можно рассматривать как позитивную. Но с точки зрения профессиональной этики вполне логично, если изменённые материалы будут распространяться с указанием на ав-

торство первоисточника. Для таких целей хорошо подходит лицензия «Attribution-NonCommercial-ShareAlike», что означает обязательное соблюдение следующих условий при использовании любых творческих произведений:

• необходимо указывать автора и источник в порядке, предусмотренном автором или лицензиаром (но только так, чтобы никоим образом не подразумевалось, что они поддерживают вас или использование вами данного произведения);

• возможность использовать произведения исключительно в некоммерческих целях;

• если вы изменяете, преобразуете или берёте за основу это произведение, вы можете распространять результат только по такой же или подобной лицензии, как у данного произведения.

Как указать условия использования содержания сайта с помощью лицензии Creative Commons, можно посмотреть, например, на сайтах проекта «Интернет-Класс» (www.internetclass.ru).

Методическая поддержка учителей, развитие профессионального педагогического сообщества, безусловно, имеют множество других аспектов (проведение с помощью Интернета конкурсов, конференций, веби-наров и т.п.), однако, как показывает практика, сайт становится сегодня одним из самых важных элементов методической работы. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.