Научная статья на тему 'Повышение квалификации в сети'

Повышение квалификации в сети Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВЫЕ ОБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ / БИБЛИОТЕКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / МОДЕЛИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ / UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES / NETWORK TEACHERS SOCIETY / LIBRARY OF METHODICAL TOOLS / COPYRIGHT / INFORMATION MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылов Алексей Игоревич

Педагогические сообщества и общение по профессиональным проблемам в Интернете. Развитие ИКТ-компетентности учителя средствами сотрудничества. Использование полученного опыта в обучении школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации в сети»

ПО ВЫ1ШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ В СЕТИ

Алексей Игоревич Крылов,

методист лаборатории географии

Московского института открытого образования,

кандидат педагогических наук

Успешность применения ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов организовать учебную среду, сочетать новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников, обогащать учебную среду. Всему этому современный педагог учится, в том числе, и в активно развивающихся сетевых сообществах, которые автор рассматривает с точки зрения содержания их деятельности и основных направлений развития.

• универсальные учебные действия • сетевые общества учителей

• библиотека методических приёмов • авторское право • модели информатизации

Сеть творческих учителей

Во многих странах мира есть порталы для формирования учительских сообществ. В России это портал «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru). Основой российского портала стали сообщества учителей-предметников по всем учебным предметам. Каждое предметное сообщество представлено активными учителями, они обобщают и распространяют лучший опыт. Главный результат работы каждого сообщества — создание библиотеки эффективных методических приёмов обучения. Любой учитель, который зарегистрировался на портале, может разместить собственную разработку в любой форме (текстового документа, презентации, таблицы, видеофрагмента и т.п.), которая должна соответствовать формальным требованиям по оформлению, а также пройти рецензирование другими учителями (членами и координаторами конкретного предметного сооб-

щества). Каждый материал должен содержать пояснительную записку с методическими рекомендациями по его использованию. Самый частый вариант — конспект урока и его презентационное сопровождение.

Ученические работы публикуются только в качестве приложения к описанию опыта учителя, иллюстрации успешной исследовательской или проектной деятельности. К работе ученика прилагается описание деятельности педагога: цели, этапы и описание приёмов работы с учащимися.

Разработки учителей оцениваются по критериям:

• общая характеристика представляемого материала (оригинальность предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебно-методических материалов, подробность методических рекомендаций по применению представляемой разработки);

• новое качество учебного процесса, которое может быть обеспечено данной разработкой (ориентация на новые результаты обучения (формирование метапредметных результатов обучения, общеучебных умений и т.д.), разнообразие форм познавательной деятельности, учёт возрастных и психологических особенностей учащихся, возможность использовать элементы разработки к разным моделям урока);

• качество обратной связи в образовательном процессе (эффективность контроля учебных достижений школьников, оптимальность

и разнообразие приёмов обратной связи);

• качество мультимедийного сопровождения (соответствие поставленным учебным целям

и задачам, работоспособность всех элементов, уместность цветовой гаммы, обоснованность дизайна, качество навигации);

• воспитательное значение разработки (разнообразие форм и методов мотивации учащихся, соответствие представленной разработки поставленным воспитательным целям и задачам).

Большое внимание уделяется на портале авторскому праву. Размещая материалы, автор гарантирует, что он сам выполнил работу или является соавтором (научным руководителем); все цитирования имеют ссылки на библиографические источники; иллюстрации, фото-, видео- и графические материалы содержат указание первоисточника, а материалы, не имеющие ссылок на какие-либо источники, — авторские. Все имущественные и неимущественные права при публикации на портале остаются за автором.

После рецензирования силами участников сообществ работе педагога присваивается логотип портала с последующей публикацией в соответствующем разделе портала. Каждый автор портала может зарегистрировать в базе данных сведения о собственных опубликованных работах и получить признание авторства в форме выдаваемого на безвозмездной основе «Свидетельства о регистрации электронного ресурса».

На страницах «Сети творческих учителей» работают предметные сообщества, объедине-

ния педагогов в рамках модернизации образования, управления и воспитания. Проводятся дистанционные мастер-классы, фестивали педагогического мастерства, профессиональные конкурсы.

Каждое педагогическое сообщество определяет свои направления развития, создавая инструменты для совершенствования. На портале «Сеть творческих учителей» таким инструментом становится тщательное рецензирование разработок педагогов и система правил представления авторских материалов.

«Образовательная галактика Intel»

В 2010 году начал свою работу портал «Образовательная галактика Intel», http://edugalaxy.intel.ru). Этому предшествовала долгая работа по повышению квалификации учителей в области информационно-коммуникационных технологий в рамках программы «Обучение для будущего» (http://www.iteach.ru). Первые учителя прошли обучение в рамках программы ещё в 2002 году на базе Федерации интернет-образования (http://fio.ru). Именно преподаватели, тьюторы и выпускники программы стали «центрами притяжения» и «ядром развития» этого сетевого сообщества. Основным направлением деятельности была выбрана популяризация применения ИКТ в школе, ИКТ как метапредметная технология, поскольку деления на преподаваемые предметы в этом сообществе нет.

Проблематика информатизации образования обсуждается в блогах членов сообщества по направлениям: учебное оборудование и программное обеспечение, учебные материалы и методики (имеется в виду применение ИКТ в учебной деятельности школьников), управление образованием (с точки зрения внедрения ИКТ в образовательный процесс).

На страницах портала получила особое развитие модель информатизации «1 ученик — 1 компьютер» (раздел «Клуб 1:1»), которая сегодня особенно актуальна, поскольку

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

в современном информационном обществе есть информационные центры, а школа и традиционно понимаемое знание, сконцентрированное в учебнике, перестают быть единственными источниками для формирования и развития картины мира школьника1. Именно поэтому проблема развития умений навигации в современном информационном пространстве, способности решать нестандартные задачи, работать в команде, самостоятельно планировать, анализировать и оценивать свою деятельность сейчас чрезвычайно важны. Модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» (модель «1:1») описывается в педагогическом сообществе как образовательная ситуация, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Естественно, что оптимальным вариантом реализации модели становится тот, при котором в распоряжении каждого ученика и каждого учителя есть собственный портативный, связанный с компьютерами других учащихся, имеющий доступ к школьному или классному серверу и выход в сеть Интернет. Примеры внедрения этой модели обучения в России можно найти на сайте «Образовательная галактика Intel».

Тематика информационной грамотности школьника имеет особое значение в рамках модернизации школьного образования и внедрения ФГОС. Зарубежные исследователи связывают этот вид грамотности с шестью базовыми способами работы ученика с информацией:

• определять то, какая именно информация необходима;

• находить необходимую информацию максимально эффективным способом;

• критически оценивать информацию и её источник;

• включать найденную информацию в существующую картину знания;

• эффективно использовать найденную информацию для достижения конкретных задач;

• понимать экономические, юридические и социальные аспекты использования информации.

Конечно, учитель — главный организатор учебных ситуаций в рамках модели 1:1, и члены сооб-

1 Африна Е.И. Один ученик — один компьтер //

образование. 2009. № 8.

щества «Образовательная галактика Intel» обобщают успешный педагогический опыт. Многие методические приёмы внедрения индивидуальных электронных помощников школьников сейчас только-только начинают появляться, и работа сообщества в этом направлении чрезвычайно перспективна.

Информационное пространство

Вопросы методики развития информационной грамотности учащихся тесно связаны с проблемой информационного пространства, в котором работают учащиеся. Например, школьник написал текст, сопроводил его фотографиями, графиками (всё с помощью компьютера в классе). Но куда он сможет поместить материал так, чтобы его работу увидели одноклассники, оценил учитель? Это проблема использования сетевых сервисов, организации индивидуального информационного пространства ученика, созидаемого им самим. Многие решения в этом направлении можно найти на страницах «Открытого образовательного Google сообщества». Главные направления работы сообщества тесно связаны с понятием Веб 2.0 (Web 2.0) как системой сервисов Интернета, которые позволяют всем пользователям создавать собственный контент и обмениваться им. Совокупность сервисов стала одним из вариантов развития информационно-образовательной среды многих учебных учреждений, поскольку содержит все необходимые инструменты: электронную почту, сервисы для создания текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, рисунков, сайтов, листов рассылки и форумов, карты, видео, фотоальбомов и т.д. Примерами использования этих сервисов в образовательной деятельности могут служить проекты «Наблюдай и исследуй»2 программы «Обучение для будущего», «Нескучное путешествие по Нескучному саду...» в московской школе № 26.

Народное

Африна Е.И, Крылов А.И. ИКТ в исследовательской деятельности школьников // Народное образование. 2012. № 1.

Весьма немаловажное обстоятельство — бесплатность всех этих сервисов, которые позволяют выстроить в школе систему информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса (учащимися, учителями, родителями).

С педагогической точки зрения использование сетевых технологий в школе формирует умения работать с различными источниками информации — основного требования при формировании универсальных учебных действий, поскольку учащиеся создают собственные материалы (начиная с письменной коммуникации и заканчивая проектными и исследовательскими работами).

Учебное сотрудничество

Работа учащихся в информационном пространстве школы заставляет уделять самое серьёзное внимание организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выработке умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества. Каждое электронное письмо, любой текст, презентация, созданная учеником, — это практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с одноклассниками, осваивая технику общения.

Избыточность информации в Интернете развивает умения смыслового чтения и работы с информацией, позволяет практически освоить методы познания в различных предметных областях. При изучении учебных предметов у школьников вырабатываются навыки работы с информацией, они учатся работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.

Проблемы

Естественно, что в работе педагогических сообществ есть как просторы для роста, так и проблемы становления и развития. Наиболее сложная из них — отсутствие экспертных методических умений и навыков у рядовых членов педагогических сообществ. Многим работам, выполненным рядовыми членами сообществ, необходимы рецензирование и коррекция для повышения их качества. И здесь, конечно, грамотно выстроенная система курсов повышения квалификации внутри сообщества могла бы серьёзно помочь.

«Учение через всю жизнь»

Ясно, что деятельность учителя внутри сетевых сообществ и социальные сервисы развивают весьма нужные направления в работе учителя:

• обобщение собственного педагогического опыта, создание собственных учебно-методических материалов, обсуждение вопросов методики преподавания своего предмета

в профессиональном сообществе. Социальные сервисы упростили процесс публикации собственных разработок, учитель получает возможность использовать материалы, педагогические приёмы, разработанные своими коллегами, находится в курсе современных педагогических технологий;

• работа с социальными сервисами

в ИКТ-насыщенной среде повышает ИКТ-компетентности не только с точки зрения освоения информационных, компьютерных инструментов, но и педагогически целесообразного их применения, организации на их основе деятельности учащихся;

• сетевые сообщества на практике реализуют принцип непрерывности образования на основе развития ценностных ориентаций

в духе «учения через всю жизнь», широкого использования активных форм и методов обучения, подхода к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.