Научная статья на тему 'Социальные сети - школа будущего!'

Социальные сети - школа будущего! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПАРАДИГМА ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ / ПАРАДИГМА ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ / MODERNIZATION OF EDUCATION / ONLINE EDUCATION / SOCIAL SERVICES / SOCIAL NETWORKING / EDUCATION PARADIGM / PARADIGM OF TRANSFER KNOWLEDGE / LEARNING PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могилев Александр Владимирович

Социальные сети образовательного назначения. Повышение квалификации, обмен опытом педагогов. Социальные сервисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети - школа будущего!»

1нформатизация бразования

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ — школа будущего!

Александр Владимирович Могилев,

заведующий кафедрой Воронежского государственного педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук

Социальные сети расширяют возможности общения, творчества, самореализации людей в Интернете, существенно меняя их жизнь. Развиваются и социальные сети образовательного назначения, ориентированные на повышение квалификации и обмен опыта педагогов, однако учебного материала в них для детей недостаточно. Для организации обучения в социальных сетях необходим переход в российском образовании от парадигмы передачи знаний к парадигме приобретения знаний.

• модернизация образования • интернет-обучение • социальные сервисы

• социальные сети • парадигма образования • парадигма передачи знаний

• парадигма приобретения знаний

В

последние 5 — 7 лет в нашу жизнь вторглось совершенно новое явление, которое уже изменило, перевернуло жизнь многих из нас, наполнило её новым содержанием и смыслом. Особенно оно затронуло молодёжь, подростков, детей. Это явление называется «социальные сети», оно связано с новой ступенью развития

и распространения компьютеров и Интернета, можно даже сказать, их «симбиозом» с человеком, с обществом. Социальные сети позволяют в невиданных масштабах раздвинуть рамки человеческого общения.

Социальные сети быстро проникают и в образование, точнее это обоюдный процесс, образование также становится содержанием социальных сетей. Но перед

тем как сосредоточиться на непростых взаимоотношениях образования и социальных сетей, полезно выяснить, что же это такое — социальные сети, как они возникли и какое заняли место в общественной жизни.

Что такое социальная сеть?

Когда создавались традиционные интернет-ресурсы WEB 1.0, каждый из них был частью некоторого интернет-проекта, т.е. предполагал, что для достижения целей и решения ресурса (веб-сайта, портала) формируется сообщество посетителей данного ресурса, которые будут им пользоваться, регулярно его посещать, «приводить» с собой других пользователей, писать отзывы в гостевой книге и на форумах данного ресурса, и тем самым помогать улучшать и «раскручивать» ресурс. Такие проекты предполагали формирование сетевых сообществ при ресурсах, но цели и задачи самого ресурса оставались приоритетными — каждый из них должен был решать свою специфическую задачу, о чём-то информировать своих посетителей.

Ресурсы, построенные на сервисах WEB 2.0, получили название социальных сервисов, а сообщества на таких ресурсах превратились в социальные сети.

Примеры социальных сервисов и сетей хорошо известны, в нашей стране — это «Однокласс-ники.ру» (созданный по образцу американского Classmates), «В Контакте.ру», «Профессиона-лы.ру». Специфические сообщества возникли вокруг wiki-сервисов, например, Википедия и Летописи.ру (letopisi.ru). Они представляют пример сообществ учёных и педагогов, развивающих знания и бескорыстно передающих их друг другу. Из социальных сетей, возникших в США и ставших популярными во всём мире, нельзя не назвать Фейсбук (Facebook — «семейный фотоальбом»). На базе социальных сервисов возникло новое сетевое явление — комплект микроблогов twitter.

Каждая из социальных сетей имеет стандартный набор возможностей, объединяющих сервисы WEB2.0 (например, позволяет находить в социальной сети людей, включать их в число «друзей», возможность вести блог — «стену», размещать на ней фотографии, включаться

в существующие тематические группы-форумы или создавать новые (с разрешения администраторов). Вместе со стандартными возможностями есть и дополнительные, ориентированные на определённую возрастную категорию посетителей, их интересы.

С появлением Интернета и социальных сетей общение утратило государственные границы и стало поистине неограниченным. Теперь каждый на земном шаре может общаться с каждым вне национальных, страновых, государственных рамок. Резко расширилась возможность найти единомышленников, тех, кто разделит ваши интересы. Многократно возросла интенсивность общения. Подобной наркотической зависимости стала болезненная увлечённость некоторой части молодёжи социальными сетями, вовлечённость в процесс виртуального общения. Есть индивиды, которые проводят в социальных сетях каждую свободную минуту, оставаясь в сетях круглосуточно. В сетях проходит продвижение различных проектов, товаров и услуг. Для большинства социальные сети не просто среда для развлечений, это место работы, пространство самореализации, построения карьеры, реализации сценариев семьи, самой жизни...

Человек общающийся перестаёт существовать в качестве индивида, он всё больше растворяется в социальных сетях, интернет-социуме. Даже физическое состояние человека, его возраст, пол стираются в социальных сетях, становятся относительными. В них можно работать, оставаясь дома, добиться больших успехов, будучи физически инвалидом. А влияние социальных сетей на политическую жизнь? Они расширяют возможность обсуждать события и приходить сообща к каким-то выводам. Практически потеряли смысл попытки что-то скрыть, засекретить, контролировать. Сети отменили традиционные методы политики, манипулирования массовым сознанием.

А.В. Могилев. Социальные сети — школа будущего!

Образование в сетях?

Развитие социальных сетей заставляет по-новому взглянуть на образование. В самом деле, в ходе общения в сетях от участника сообщества к участнику передаются социально-культурные и профессиональные знания — чем же это не обучение?

Проблема в том, что оно происходит не так, как мы привыкли. Здесь нет знакомой нам школы, нет уроков, нет учителя, который бы транслировал знания и проверял их качество — ставил отметки. Но это говорит лишь о том, что эти привычные нам атрибуты образования становятся необязательными в наступившую эпоху. Образование когда-то осуществлялось вне рамок знакомой нам школы и снова выходит за её рамки. Происходит смена образовательной парадигмы.

Обучение в социальных сетях, конечно, никак не вписывается в парадигму передачи знаний, но вот в парадигму совместного приобретения знаний вписывается прекрасно. Появились даже первые теории обучения, ориентированные на социальные сети. Например, коннективизм — теория обучения в «Цифровом веке», описывающая процесс связывания интернет-узлов и источников информации, становление связей и отношений между участниками социальной сети. Это уход от классно-урочной системы обучения в сеть. Создание учебного социального сообщества рассматривается, в частности, в среде шМ http://letopisi.ru/index.php/ Создание_учебного_сообщества. Наиболее удачным и понятным примером сетевой формы обучения может служить веби-нар — аналог семинара, отображаемый в Интернете, в котором участвуют как очно присутствующие, так и дистанционные участники. Учёные исследуют и моделируют распространение в социальных сетях социально-культурной информации — даже появилось понятие единицы такой информации — мема. В Интернете и социальных сетях мемы получили новую среду для распространения и легли в основу осо-

бого явления — интернет-мемов. Они представляют собой информацию (тексты, ссылки, изображения), добровольно передаваемую пользователями блогов и форумов друг другу. Обычно это делается для развлечения, но этим же способом может распространяться и учебная информация, и даже провокационные и злонамеренные сведения.

Интернет и социальные сети активно размывают старую образовательную парадигму. Они делают бессмысленными многие вещи, на которых сосредоточены российская школа и вуз — ив первую очередь изложение, запоминание и воспроизведение готовых, фактологических знаний, определений, формулировок. Всё это легко и просто находится в Интернете, поэтому нынешнее поколение учащихся трудно заставить всё это заучивать. Стало бесполезным написание рефератов — любой из них можно найти в Интернете или скомпоновать из найденных буквально за минуты и сдать преподавателю даже не читая.

Для молодёжи стало характерным неприятие нынешней авторитарно-тоталитарной, обезличенно-стандартизированной школы и максималистские требования заменить школьное обучение обучением по сети (цитата из форума к статье Е.Ямбурга в «Новой газете» от 11 мая 2012 года): «...Надо просто пригласить группу инженеров, которые бы навели наконец порядок в российском образовании. Например, уже давно ясно, что школа нужна лишь для начального образования и для ментально-физических инвалидов. Остальные должны получать образование по Сети, получая компенсацию за экономию средств на образование...»

Пока специалисты по образованию и руководители «ломают копья» в вопросе о том, какой должна стать школа, она может быть отправлена на историческую свалку, уже отправляется туда в сознании её учеников.

Очевидно, что социальные сети подталкивают нас к иным образовательным целям, чем передача знаний — к умению находить, анализировать и синтезировать знания, оценивать и применять их для решения проблем.

Социальные сети приходят в школу

Социальные сети уже вошли в жизнь и стали пространством обмена опытом, профессиональными знаниями, повышения квалификации для десятков тысяч российских учителей.

Вот такие социальные сети активно действуют в российском интернет-пространстве:

1. Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс» www.openclass.ru/

В этом сообществе неравнодушный, креативный, современный педагог обязательно найдёт полезные материалы для своего профессионального и личностного роста. В этой сети создаются тематические сообщества, происходит обмен опытом и цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по всем предметам, обсуждается организация исследовательской деятельности учащихся с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), проводятся мастер-классы «Организация исследовательской деятельности учащихся с использованием ЭОР», а также межрегиональная метапредметная научно-практическая конференция «ЭОР в работе с одарёнными детьми при изучении предметов гуманитарного цикла».

На портале организуются и проводятся сетевые проекты в соответствии с ФГОС с использованием ЭОР и сервисов WEB 2.0, семинары «Организация и проведение сетевых проектов в соответствии с ФГОС с использованием ЭОР и сервисов web 2.0».

2. Сеть творческих учителей www.it-n.ru

Сеть творческих учителей создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сети имеется масса разнообразных материалов и ресурсов по обу-

чению с использованием ИКТ, организовано общение с коллегами в тематических форумах.

Для использования доступны следующие ресурсы социальной сети:

• Библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различных проектных идей, на основе которых можно разработать свой проект.

• Библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов.

• Руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе.

• Подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.

3. Интернет-государство учителей http: II www.intergu.ru

Цели этой социальной сети:

• Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя.

• Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.

• Создание и поддержка новых образовательных инициатив.

4. Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.info

Архивом учебных программ и презентаций могут воспользоваться педагоги в своей деятельности.

Сайт «Сетевого образовательного сообщества RusEdu» входит в группу образовательных сайтов RusEdu, которая включает в себя множество сайтов образовательной и педагогической тематики.

5. Профессиональное сообщество педагогов http://metodisty.ru/

Создан для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации.

A.B. Могилев. Социальные сети — школа будущего!

6. Педсовет. http://pedsovet.org

Это сетевое СМИ (средство массовой информации), которое создаётся усилиями самих работников образования, выступающих гражданскими журналистами. Помимо новостей, публикаций, сайт предлагает социальные сервисы — внутреннюю электронную почту, блоги, форумы, консультации и календарь событий.

7. Сайт для учителей http:// www.zavuch.info/

Социальная сеть — учительских портал, на котором предусмотрены методическая помощь учителю, разработки уроков, поурочное планирование, форум учителей, проводятся форумы и конференции, например международный педагогический форум «Современное образование в опыте педагогов разных стран».

8. Интеллектуально-творческий потенциал России http: // www.future4you.ru/ index.php?option=com_content&view = article&id=713&Itemid=325

Педагогический портал, на котором проводятся форумы, семинары, конкурсы для педагогов.

9. Образовательная галактика http:// edugalaxy.intel.ru/

Здесь ведутся блоги по новинкам вычислительной техники, их применению в учебном процессе, организуется конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel-2012».

10. Общероссийское педагогическое экспертное интернет-сообщество http: // www.schoolexpert.ru/

В этом общероссийском педагогическом экспертном интернет-сообществе участники обмениваются опытом, методическими материалами, разработками телекоммуникационных проектов.

11. Первое сентября http:// 1september.ru/

Этот портал ведёт образовательные проекты:

• «Портфолио».

• Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.

• Педагогический университет.

• Курсы повышения квалификации для работников образования.

• «Открытый урок».

• Учительский фестиваль педагогических идей.

• Соловейчиковские чтения.

Помимо этих специализированных сетевых сообществ в известных сообществах «Одноклассниках», «В контакте», Facebook также имеются тематические группы для педагогов, например

В сети «В контакте»

• Образование России http://vk.com/edu-cationrussia

• Доброе образование http://vk.com/club22378518

• Образование сегодня и завтра http://vk.com/educationdiscuss

• Образование http://vk.com/club18002841

• Мир образования http://vk.com/club14188958

• Образование за рубежом http://vk.com/linktursrus

• Образование будущего http://vk.com/club7136997

• Мастерская образования http://vk.com/club32529682

В сети «Одноклассники.ру»

• Образование. Успех. Карьера. http://www.odnoklassniki.ru/uspeh.kariera

• «Мой учитель» благотворительный он-лайн-проект http://www.odnoklassniki.ru/ myteacher

• Образование и воспитание наших детей http://www.odnoklassniki.ru/group/

43254168944888

• Дистанционное высшее образование (безвозмездная помощь и обмен опытом)

http:/|www.odnoklassniki.ru|group|

52230749028373

• Бесплатное образование http:||www.odnok-lassniki.ru/group/

50846531387584

В сети Facebook имеются тематические группы

• Проект «Глобальное образование»

http:/|www.facebook.com|groups|globaleduinte-gration/

• Образование за рубежом http://www.face-book.com/groups/academconsult/

и http:/|www.facebook.com|groups|2228441011 13828/

и другие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видим, сетевое пространство для учителей перенасыщено и чрезвычайно фрагментировано. В сообществах параллельно ведётся обсуждение близких тем — и это сужает аудиторию обсуждения, затрудняет задачу поиска нужной информации. В ближайшей перспективе сообществам следует объединиться и укрупниться — это пойдёт им на пользу.

К сожалению, нельзя похвастаться в русскоязычном фрагменте Интернета подобным богатством сообществ учебного назначения для школьников и студентов. Можно упомянуть

• Сетевое сообщество «Школьник» http:/|www.digital-edu.ru|socnet|102|

• Проект школьного сетевого сообщества на «Открытом классе» http:||www.openclass.ru| wiki-pages|213949

• И на том же портале детские сетевые активности http:/|www.openclass.ru|node|197775

и некоторые другие.

Причина состоит в том, что сетевые сообщества формируются и развиваются самими участ-

никами, а российские дети пока не могут выступать как создатели учебных сообществ — они тоже ещё находятся во власти парадигмы передачи знаний и достаточно пассивны в отношении сознательного приобретения знаний. Учебные сообщества должны формироваться и управляться педагогами-профессионалами, для чего должны быть сформированы организационные структуры, выделены штаты, финансирование.

Необходимость формирования и развития сетевых сообществ школьников и студентов сильно недооценена в России и остаётся на попечении разрозненных энтузиастов. Обеспечение и финансирование образования ведутся по территориальному принципу — с привязкой к конкретным регионам и школам. Несмотря на разговоры о едином образовательном пространстве, образовательное пространство фрагментирова-но, имеет чёткие региональные границы. Регионы предпочитают создавать дублирующие друг друга системы дистанционного обучения, ориентированные на передачу знаний, учебный процесс, максимально близкий к традиционной школе.

Сетевому проекту, который будет полезен одновременно для всех и ни для какого конкретного региона в отдельности, практически невозможно получить поддержку. При таком подходе не остаётся места для экстерриториальных сетевых сообществ и интернет-проектов.

Учебный потенциал социальных сетей школьников и студентов в России не используется и не развивается в должной мере. Мы теряем не только время, но и нашу молодёжь, рискуя вырастить целое потерянное поколение. Социальные сети уже пришли в школу. Теперь школа должна выйти в социальные сети. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.