RESEARCH
RESULT
Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:44-50
УДК 37.031
DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-3-44-50
Ткаченко И.С.1 Богатырева Ю.И.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ_
1)1 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
проспект Ленина, 125, г. Тула, 300026, Россия E-mail: [email protected]
2) Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
проспект Ленина, 125, г. Тула, 300026, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация
Актуальность проблемы исследования обусловлена активными процессами информатизации общества и образования, которые изменили парадигму современного образования. Проблема исследования заключается в том, что в связи с появлением большого количества новых социальных сервисов и сетей перед педагогами и учащимися открываются широкие возможности использования их в образовательном процессе, но не всегда учителя и школьники умеют их правильно использовать. В статье представлен анализ направлений использования в учебно-воспитательной и внеучебной деятельности социальных сервисов и сетей Интернета. Теоретическую основу исследования составили методология педагогики и педагогических исследований, работы, посвященные информатизации образования, педагогические исследования по проблемам использования средств ИКТ в образовательной деятельности. Использованы следующие теоретические методы: теоретико-методологический и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме. В результате раскрыты основные возможности использования социальных сетей в процессе обучения и воспитания, приведены конкретные рекомендации для учителей и учащихся по их использованию. В итоге был сделан следующий вывод, что использование социальных сетей в учебном процессе может стимулировать развитие творческих способностей учащихся, их познавательного интереса, а также повысить мотивацию к учебной деятельности.
Ключевые слова: информатизация образования; средства информационных и коммуникационных технологий; социальные сети; сервисы Интернета.
Tkachenko I.S.1 Bogatyreva J.I.2
USING THE OPPORTUNITIES OF SOCIAL NETWORKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS
1)1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Ave., Tula, 300026, Russia
E-mail: [email protected]
2) Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, 125 Lenin Ave., Tula, 300026, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract
The urgency of the research problem is conditioned by the active processes of informatization of society and education, which have changed the paradigm of modern education. The problem of research lies in the fact that in connection with the emergence of a large number of new social services and networks, teachers and students have wide opportunities to use them in the educational process, but not always teachers and students are able to use them correctly. The article presents an analysis of the directions of the use of social services and Internet networks in the teaching, educational and extracurricular activities. The theoretical basis of the research was the methodology of pedagogy and pedagogical studies, works on the informatization of education,
RESEARCH
RESULT
Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:44-50
pedagogical studies on the use of ICT tools in educational activities. The following theoretical methods were used: theoretical-methodological and scientific-theoretical analysis of literature on the problem under study. As a result, the main opportunities for using social networks in the process of education and upbringing were revealed, specific examples were given for teachers and students on their use. It was concluded that the use of social networks in the process of learning can stimulate the development of the creative abilities of students, their cognitive interest, and also increase the motivation for learning activity.
Keywords: informatization of education; means of information and communication technologies; social networks; Internet services.
Введение
Современный период развития школьного образования характеризуется активным и всесторонним внедрением в него информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют существенно изменить содержание, методы и формы обучения.
Основной целью их внедрения становится развитие интеллектуальных способностей учащихся в современном информационном обществе, а также повышение качества обучения и образования.
Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к необходимости обновления системы образования, ее ориентированности на вхождение в мировое образовательное пространство.
В соответствии с этим российское образование должно иметь направленность на подготовку обучающихся не только приспосабливаться (адаптироваться) к современному обществу, но и быть конкурентоспособными на рынке труда, готовыми к дальнейшей жизнедеятельности в мировом обществе, едином информационном образовательном пространстве. Новые образовательные стандарты главной задачей ставят формирование нового стиля мышления, благодаря которому учащийся сможет самостоятельно учиться, ставить перед собой образовательные цели и находить пути их решения, использую весь инструментарий информационных технологий.
Цель исследования
В связи с появлением большого количества новых социальных сервисов и сетей перед педагогами и учащимися открываются
широкие возможности использования их в образовательном процессе. Эти веб-сервисы и сети постепенно становятся той социально-информационной средой, в рамках которой можно решить многие педагогические задачи новых стандартов образования, требующие применения радикально новых методов и форм обучения [1, с. 1056].
Пространство социальных сетей на сегодняшний день очень активно осваивается школьниками разных возрастов. Однако, основное их назначение - развлекательное. Поэтому, для того, чтобы превратить привычное пространство в среду для самообразования -необходим учитель, которому отводится роль координатора или тьютора [3, 7].
Результаты исследования
Проведенный анализ литературы [4-5, 8, 10-12] позволил выделить основные возможности использования социальных сетей в процессе обучения и воспитания.
1. Организация индивидуальной, коллективной и групповой работы учащихся.
Сочетание групповых и индивидуальных форм работы способствует лучшему усвоению и понимаю учебного материала. Преимуществом применения социальных сетей является то, что есть возможность коллективной оценки результатов и процессов работы. Неоспоримым фактом является то, что с помощью социальных сетей можно выстроить индивидуальный образовательный маршрут учащегося и использовать его как пространство для организации дистанционного обучения.
В качестве примера можно охарактеризовать группу в социальной сети ВКонтакте «Учительская - История и Общество» (https://vk.com/club31729521), которая создана
Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3: 44-50
для помощи учащимся, абитуриентам по предметам гуманитарного цикла. Сообщество может использоваться как при организации самостоятельной работы учащихся, так и для дистанционного обучения.
2. Организация учебной и внеучебной работы.
Возможность проведения различных конкурсов, презентаций, видеороликов с использованием социальных сервисов и сетей могут помочь классному руководителю в его
работе, если использовать их как информационную среду, в которой будет размещаться информация о различных мероприятиях.
На рисунке 1 представлено сообщество социальной сети ВКонтакте «Российское движение школьников / Тульская область» (https://vk.com/rdsh71), где размещена актуальная информация для учащихся о текущих акциях и конкурсах, а также отчеты о деятельности и достижениях участников.
Рис. 1 Сообщество ВКонтакте «Российской движение школьников» Fig. 1 "The Russian movement of schoolchildren" community in VKontakte
3. Организация проектной деятельности обучающихся.
Социальные сети могут стать площадкой для создания индивидуальных и сетевых проектов обучающихся. Например, «Образовательный проект GoTo» (https://www.facebook.com/GoToCampPage), представленный на рисунке 2, позволит
участникам реализовывать свои проекты, получить знания у практикующих специалистов и предпринимателей, находить единомышленников и необходимые ресурсы, обрести мотивацию к дальнейшему саморазвитию в области Щ робототехники и цифрового производства.
RESEARCH
RESULT
Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3: 44-50
Рис. 2 Образовательный проект GoTo Fig. 2 "The GoTo" Educational Project
На сайте «Школа проектов» (https://sites.google. com/a/labore. ru/kcp/distanci onnye-proekty-dla-ucasihsa) можно реализовать сетевой проект по различных школьным предметам. Сетевой проект - это то место, где встречаются ученики и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество и где повышают свое образование не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредмет-ными компетентностями в различных образовательных областях. У школьника формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.
4. Обмен ресурсами и информацией.
Социальные сети позволяют сохранять, публиковать и обмениваться информацией всем участникам учебно-воспитательного процесса. При формировании контента для обучающихся стоит помнить одно простое правило - весь дополнительный полезный материал должен искать и добавлять преимущественно сам обучающийся. Самостоятельная поисковая деятельность будет способствовать активизации познавательной деятельности. Кроме того, самостоятельно добытое знание - является самым прочным знанием [2, с. 17].
5. Возможность непрерывного образования и самообразования.
Непрерывность образовательного процесса понимается как продолжительное взаимодействие между участниками в любое подходящее время. Кроме того, есть возможность консультирования по домашнему заданию или осуществления информационной поддержки тем учащимся, которые пропускали занятия [9].
Например, сообщество «English Speakers V USA Great Britain английский»
RESEARCH
RESULT
Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:44-50
(https://vk.com/english) предназначено для учащихся, студентов и просто любителей английского языка. Группа содержит много видеоуроков, книг, учебных пособий и других материалов для изучения языка.
6. Организация взаимодействия между участниками.
Социальные сети становятся эффективным инструментом коммуникации участников образовательного процесса, как внутри, так и за пределами учебных заведений. С их помощью есть возможность всегда оставаться на связи с обучающимися и их родителями.
Альтернативой проведения родительского собрания или классного часа может стать ведение тематического «диалога», создание группы или публичной страницы в социальных сетях или с использованием социальных сервисов.
7. Возможность создания портфолио личностных достижений обучающихся.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных до-
стижений обучающихся. Использование социальных сетей при создании электронного портфолио позволяет в яркой, интерактивной, доступной и понятной форме представить многие результаты и достижения обучающегося.
8. Создание школьных, городских и региональных сообществ для повышения качества и эффективности обучения.
Социальные сети предоставляют широкие возможности для поддержания отношений между участниками различных семинаров, конкурсов, конференций, обмен идеями и мнениями [5, с. 405-407].
В Тульской области создано сообщество «Тульская городская школьная Дума» (https://vk.com/tgshd) для организации детского самоуправления. На сайте (см. рис. 3) можно получить актуальную информацию о проводимых мероприятиях, вовлекать в общегородские, районные и социальные акции новых участников, делиться опытом и впечатлениями.
Рис. 3 Сообщество «Тульская городская школьная Дума» Fig. 3 «The Tula City School Duma» Community
RESEARCH
RESULT
Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3:44-50
Заключение
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование социальных сетей в учебном процессе может стимулировать развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся, а также повысить мотивацию к учебной деятельности.
Считаем, что внедрение социальных сетей в образовательный процесс позволит расширить единое информационное пространство школы, создать открытые и доступные образовательные ресурсы для учащихся, сформировать новую информационную культуру мышления участников образовательного процесса.
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.
Список литературы
1. Абрамова О.М., Соловьева О.А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. №9. С. 1055-1057.
2. Архипова Т.Л., Осипова Н.В., Львов М.С. Социальные сети как средство организации учебного процесса // Информационные технологии в образовании. 2015. № 22. С. 7-18.
3. Богатырева Ю.И. Инновационные подходы при подготовке конкурентного специалиста на факультете математики, физики и информатики /Ю.И. Богатырева, И.Ю. Реброва // Материалы XXXVIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого: опыт разработки и проектирования инновационных образовательных программ высшего профессионального образования в ТГПУ им. Л.Н. Толстого в контексте ФЗ «Об образовании»: - Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2011. С.153-155.
4. Использование социальных сетей в образовательной среде. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (дата обращения: 06.06.2017).
5. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407.
6. Скрипкина Ю.В. Эвристический образовательный потенциал социальных сетей и блогов // Сибирский педагогический журнал. 2012. №1. С.34-39.
7. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3. С. 44-50.
8. Чванова М.С. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // Образовательные технологии и общество. 2014. №3. С. 473-492.
9. Шушунова Е.В. Профессиональное становление учителя в условиях современного образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т.2. №4. URL: http://research-
result.ru/journal/pedagogy/annotation/908/ (дата обращения: 05.06.2017).
10. Яковлева Н.А. Социальные сети на занятиях с будущими учителями информатики на дисциплине «Информационные технологии и основы математической обработки информации» // От информатики в школе к техносфере образования: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Российская академия образования, Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет. 2016. С. 328-332.
11. Mills N Situated Learning through Social Networking Communities: The Development of Joint Enterprise, Mutual Engagement, and a Shared Repertoire // CALICO Journal, 2011. 28(2). Pp. 345-368.
12. Hao Jiang, MingXi Tang "Web-Based Learning Platforms Integrating Social Networking for Design Education at High Schools in China," Computational Intelligence and Software Engineering (CiSE), International Conference on, 2010. Pp.1-3, 10-12 Dec. 2010.
References
1. Abramova O.M., Solovyova O.A. The use of social networks in the educational process // Young Scientist. 2016. №9. Pp. 1055-1057. Russian.
2. Arkhipova T.L., Osipova N.V., Lvov M.S. Social networks as a means of organizing the learning process // The Information technologies in education. 2015. № 22. Pp. 7-18. Russian.
3. Bogatyreva Yu.I., Rebrova I.Yu. Innovative approaches in the preparation of the competitive expert in the Department of Mathematics. Proceedings of the XXXVIII educational and methodical conference of the faculty of Lev Tolstoy TSPU: experience
RESEARCH
RESULT
Ткаченко И.С., Богатырева Ю.И. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе//Научный результат. Педагогика и психология образования. Т. 3, №3: 44-50
in the development and designing of innovative educational programs of higher professional education in Lev Tolstoy TSPU in the context of the Federal Law "On Education" .Tula: izd-vo Tul. gos. ped. un-ta. 2011. Pp. 153-155. Russian.
4. Using social networks in the educational environment. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (date of access: June 6, 2017).
5. Klimenko O.A. Social networks as a means of learning and interaction of participants in the educational process // Theory and practice of education in the modern world. St. Petersburg: Renome, 2012. Pp. 405-407. Russian.
6. Skripkina Yu.V. Heuristic educational potential of social networks and blogs // The Siberian Pedagogical Journal. 2012. №1. Pp. 34-39. Russian.
7. Feshchenko A.V. Social networks in education: analysis of experience and development prospects // The open and distance education. 2011. №3. Pp. 44-50. Russian.
8. Chvanova M.S. Development of social networks and their integration into the Russian education system // The educational technologies and society. 2014. №3. Pp. 473-492. Russian.
9. Shushunova E.V. Professional formation of the teacher in the conditions of modern education // The Research Result. Pedagogy and psychology of education. 2016. Vol.2. №4. URL: http://research-result.ru/journal/pedagogy/annotation/908/ (date of access: June 5, 2017) Russian.
10. Yakovleva N.A. Social networks in the classroom with future teachers of informatics on the
discipline "Information technology and the basics of mathematical information processing" // From informatics in school to the technosphere of education Collection of scientific works of the international scientific and practical conference. Russian Academy of Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow Pedagogical State University. 2016. Pp. 328-332. Russian.
11. Mills N Situated Learning through Social Networking Communities: The Development of Joint Enterprise, Mutual Engagement, and a Shared Repertoire. CALICO Journal. 2011. 28 (2). Pp. 345-368.
12.Hao Jiang; MingXi Tang, "Web-Based Learning Platforms Integrating Social Networking for Design Education at High Schools in China," Computational Intelligence and Software Engineering (CiSE), 2010 International Conference on, 2010. Pp.1-3, 10-12 Dec. 2010.
Данные авторов:
Ткаченко Ирина Сергеевна, учитель информатики
Богатырева Юлия Игоревна, профессор кафедры информатики и информационных технологий, доктор педагогических наук, доцент
About the authors:
Tkachenko Irina Sergeevna, Teacher of Informatics
Bogatyreva Yulia Igorevna, Professor of the Chair of Computer Science and Information Technology, Doctor of Education, Associate Professor