Научная статья на тему 'Социальные сети как виртуальное образовательное пространство'

Социальные сети как виртуальное образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ОБРАЗОВАНИИ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIAL NETWORK / SOCIAL SOFTWARE / SOCIAL EDUCATIONAL NETWORK / VIRTUAL EDUCATION SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голицына Ирина Николаевна

В своей статье раскрываются некоторые возможности социальных сетей, которые могут быть использованы в работе педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные сети как виртуальное образовательное пространство»

Социальные сети как виртуальное образовательное пространство

Ирина Николаевна Голицына,

доцент кафедры прикладной информатики Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат физико-математических наук

• социальные сети • социальное программное обеспечение • социальные сети в образовании • виртуальное образовательное пространство •

В настоящее время наблюдается быстрый рост активности молодёжи в социальных сетях, который становится одной из главных примет времени. Социальные сети — это сети, создаваемые с помощью социального программного обеспечения и сетевых технологий. Участниками сетей являются зарегистрированные пользователи.

Социальное программное обеспечение в образовании

Остановимся на особенностях социального программного обеспечения. Термин «социальное программное обеспечение» (social software) введён в употребление в 2002 году Клеем Ширки (Clay Shirky), писателем и преподавателем по социальным приложениям интернет-технологий, который определил социальное ПО просто как «программное обеспечение, которое поддерживает групповое взаимодействие»1.

1 Shirky i Clay. Social Software and the Politics of Groups, 2003. Доступно на Clay Shirky's Writing About the Internet. — http:// shirky.com/writings/group_politics.html

2 Boyd S. (2003). Are You Ready for Social Software? — http://www.darwinmag.com/ read/050i03/social.html

3 Owen : Martin, Lyndsay Grant, Steve Sayers and Keri Facer. Social software and learning, Futurelab, July 2006. — http://www. futurelab.org.uk/resources/publications-reports-articles/opening-education-reports/ Opening-Education-Report199

Стоув Бойд (Boyd) предложил три определяющие характеристики социального ПО:

• Поддержка разговорного взаимодействия между отдельными лицами или группами от обмена мгновенными сообщениями в ре-

альном времени в среде до асинхронного командного обсуждения. Эта категория также включает совместное комментирование в блогосферах.

• Поддержка социальной обратной связи, которая позволяет группе оценить вклад других, явно или неявно, приводя к созданию цифровой репутации.

• Поддержка социальных сетей для создания и управления цифровым выражением личных взаимоотношений людей и для помощи в построении новых взаимоотношений2.

Оуэн (Owen) и его коллеги расширили это определение, включив признание того, что социальное ПО также характеризуется преимуществами сообщества: многие пользователи извлекают пользу от других пользователей, действуя социально-ориентированными способами. Это вытекает из убеждения, что целое может быть больше, чем сумма его частей, и согласованные социальные действия других полезны всем нам. Развитие социального ПО и изменение целей в области образования происходит в одном и том же направлении. Некоторые из ключевых атрибутов социального программного обеспечения в отношении образования таковы3:

• Обеспечивается связь между группами. Есть неявные механизмы, которые позволяют заинтересованным группам виртуально соединяться — быть в курсе дел друг друга, рассматривать действия друг друга

146

так, чтобы они были в интересах каждого другого члена сообщества.

Социальное ПО позволяет:

• обеспечивать связь между многими людьми. По желанию авторов все их работы может получить весь остальной цифровой мир. Доступ возможен для экспертов и начинающих, таким образом, социальное ПО предоставляет системы, в которых эксперты и новички могут работать вместе;

• обеспечивать сбор и совместное использование ресурсов. Оно предоставляет средства сбора и распространение материала. Простое действие, такое, как выложить праздничные снимки на сайте поиска фотографий, может дать участникам понимание местоположения друг друга, или доведение до других своей текущей работы; может и информировать других участников, и предоставить критическую обратную связь;

• обеспечивать совместный сбор и индексирование информации. Знания не ограничиваются исторически созданным видением учебных программ. Существуют новые способы организации и поиска объектов знаний, которые интересуют и отдельных участников, и группы, с которыми у них есть общие интересы;

• осуществлять синдикацию и помогать персонализации приоритетов. Существуют механизмы, которые будут пассивно активными. Вы можете выбрать, в курсе каких информационных потоков вы хотите быть, и эта информация сама будет приходить к вам, вам не придётся искать её. Это поможет вам быть в курсе сетевой деятельности как ваших коллег, так и информационных потоков, которые на самом деле приоритетны для вас.

• Социальное ПО имеет новые инструменты для агрегации знаний и создания новых знаний. Массовое использование МР3-пле-еров свидетельствует о движении к сбору материала из многих источников и агрегированию его для нашего личного пользования. Есть также инструменты, которые позволяют изменять содержание и включать его в новые формулировки: так называемая концепция смешения (the concept of a mash-up).

• Социальное ПО обеспечивается на многих платформах, которые необходимы для создателя, получателя и контекста. Создатели и пользователи социального ПО и содержания знают, что их жизнь не ограничивается настольными компьютерами, они используют многие медийные средства: мобильные телефоны, КПК, МР3-плееры и игровые пульты. Они всё больше ожидают, что цифровая часть их жизни будет интегрироваться в контекст их внутренних потребностей.

Социальное ПО включает в себя широкий спектр различных видов деятельности. Наиболее известны интернет-форумы, социальные сети и сайты знакомств.

Можно констатировать, что потенциал социального ПО существенно превышает те возможности, которые используются в образовании в настоящее время4. Активная деятельность молодежи в социальных сетях способствует формированию компетенций, необходимых в профессиональном образовании; технология вики позволяет организовывать различные виды учебной деятельности в процессе профессиональной подготовки и формировать динамичную образовательную среду для подготовки современных специалистов5.

Социальные сети в образовании

В педагогической науке феномен роста активности молодёжи в социальных сетях широко обсуждается и изучается, идёт активный поиск путей использования социальных сетей для нужд образования. Социальные сети всё более становятся объектом изучения и использова-

ния профессиональных преподавателей и целых университетов, которые поставлены перед проблемой выбора той или иной формы взаимодействия студентов и преподавателей в социальных сетях. Сегодня всё чаще говорят об образовании 2.0, как об

4 Голицына И. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании. Некоторые аспекты информатизации образования // LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. 134 с.

5 Голицына И.Н. Социальное Программное обеспечение в современном профессиональном образовании // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2012. V. 15. № 4. С. 515-526. — http://grouper. ieee.org/groups/ifets/russian/depository/ v15_i4/pdf/11.pdf

147

одной из альтернативных моделей развития обучения. Как правило, под образованием 2.0 (англ.: E-learning 2.0) понимают совокупность базовых принципов, определяющих образовательные стратегии, которые реализуются при помощи виртуальных социальных сетей и мобильных интернет-технологий6.

Исследователи считают, что использование цифровых технологий является основой для реализации возможностей персо-нализации образования, пространством для сотрудничества и позволяют развивать умения учиться. Они утверждают, что использование цифровых технологий позволит учащимся учиться вместе, сотрудничать и накапливать знания, включающие и персональную информацию, в том числе полное имя, возраст, учебное заведение и местоположение учащихся, а также их фотографии. С одной стороны, у взрослых растёт обеспокоенность в отношении безопасности и неприкосновенности частной жизни молодых людей, так как те всё чаще становятся авторами блогов, в которых они могут публиковать личную информацию. Кстати, на её основе уже проводятся разного рода социальные исследования, в том числе социологические и другие. Исследованиями Интернета и сетевых сообществ интересуются специалисты из многих областей знаний, таких как психология, лингвистика, социология, философия и др.

6 Горошко Е.И., Самойленко С.А. Твиттер как разговор через контекст: от Образования 2.0 к Образованию 3.0? // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology

6 Society)». 2011. Т. 14. № 2. C. 502-530. — http://ifets.ieee.org/russian/ periodical/journal.html

7 Розина И.Н. Виртуальные исследовательские сообщества: от зарубежных моделей к отечественным примерам // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2009. Т. 12. № 2. C. 389-408. — http://ifets.ieee.org/russian/ periodical/journal.html

8 Ito and Okabe. Technologies of the childhood imagination: Yu-Gi-Oh!, media mixes and otaku digital generations. Children, Young People and New Media — CSCYM, |2004.

9 Стародубцев А.С., Горохова Л.А., Киселева А.А. Блоги в учебном процессе // Народное образование. 2011. № 4. С. 232-240.

10 Розина И.Н. Виртуальные исследовательские сообщества: от зарубежных моделей к отечественным примерам // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2009. Т. 12. № 2. C. 389-408. — http://ifets.ieee.org/ russian/periodical/journal.html

Наибольшая эффективность, несомненно, достигается на стыке этих наук. Кроме того, появляются новые научные направления, претендующие на целенаправленное исследование Интернета или определённых его сторон в качестве объекта (например, компьютерно-опосредованная коммуникация, лингвистика Интернета, кибер-культура)7.

Иное толкование последствий этих мероприятий предложено исследователями цифровой культуры детей. Эти исследователи предполагают, что дизайн и вёрстка бло-гов молодых людей является проявлением их самоидентичности. Большая часть содержания посвящена симпатиям и антипатиям, хобби, друзьям, текущему настроению и другим личным вопросам. Исследователи предполагают, что деятельность этих молодых людей имеет целью создание и прогнозирование их новой тождественности в рамках группы друзей. Блоги, как и мобильные телефоны и другие технологии, расширяют рамки социальной и эмоциональной работы для молодых людей8.

Блоги представляют собой некое пространство для самореализации, генерирования нового знания, интересного для персональных пользователей блогов и групп. Можно предположить, что именно потребность в самореализации, возможность генерировать новое знание приводит к постоянному росту участников блогов во всём мире, в том числе и в России. Образовательные функции блогов обсуждаются9.

Участники блогов и социальных сетей являются создателями контента, который содержит как личную информацию, так и информацию образовательного характера. Группы участников делятся друг с другом информацией в области литературы, искусства, истории, географии, техники, в том числе и профессиональной информацией. Другим преимуществом этих сообществ можно считать возможности сотворчества, креативности, которые развиваются вместе с сервисами Интернета от оффлайновых/онлайновых технологий до создаваемых совместными усилиями Интернет-ре-сурсов10. Исследователи подчёркивают нарастание в современной образовательной практике средств оценивания, ориентиро-

148

ванных на самостоятельную творческую деятельность учащихся, а не на воспроизведение ими ранее услышанной от учителя информации. При этом рассматриваются различные формы организации личного учебного пространства11.

По мнению Майка Далворта, в современном мире постепенно происходит переворот: люди начинают понимать, что общение в социальных сетях — это ключ к обучению, причём в самых разных областях. Он отмечает, что «обучение в социальной сети может оказаться эффективнее любых других видов учёбы: здесь вы учитесь у людей, которые «плавали и знают»12. В последнее время возник термин C-обу-чение (С -Learning) — обучение с использованием социальных сетей.

Согласно Ливингстоун и Брэйк (Livingstone and Brake), «Социальные сети, как и многое другое в сети Интернет, представляют собой движущиеся мишени для исследователей и политиков»13. То же самое можно сказать и об образовательных технологиях, поскольку в настоящее время технические возможности, которыми владеют современные учащиеся, намного опережают диапазон их использования в образовании. Отвечая на популярность социальных сетей среди многих студентов, учителя всё чаще используют социальные сети, чтобы дополнять преподавание и обучение в традиционном классе, так как они могут предоставить новые возможности для обогащения существующей учебной программы через творческую, достоверную и/или гибкую, нелинейную учебную деятельность14.

В социальных сетях множество педагогов и исследователей делятся формами и методами использования социальных сетей на разный уровнях образования15. В 2007 году Британский Совет провёл маркетинговые исследования того, как интернет повлиял на предпочтительный стиль обучения молодых людей, желающих изучать английский язык по всему миру16. Результаты этого исследования показывают, что если учителя хотят оставаться актуальными и эффективными, то они должны использовать «технологии обучения», которые помогают студентам постичь мир за пределами классной комнаты. 69% обучаемых по всему миру заявили, что они учатся наиболее эффектив-

но тогда, когда общение неофициально. Есть и другие приложения приведённых выше результатов. Например, учителя более успешны, если они:

• организуют групповую работу в своих классах;

• дают своим студентам упражнения, которые выполняются весело, так как студенты мотивированы, когда они веселятся;

• дают своим студентам работу за пределами официальной обстановки в классе;

• берут на себя роль «посредника», а не роль «дарителя знаний».

В этом исследовании показано, что студенты, которые имеют возможность доступа к социализации информации, также оказываются успешными в обучении. Подчёркивается, что успешные студенты комбинируют социализацию и обучение, и комбинация этих двух направлений позволяет им быть более успешными в обоих. Авторы исследования считают, что учителя могли бы:

• выяснить, какие сайты социальных сетей студенты хотели бы использовать;

11 Патаракин Е.Д., Ярмахов Б.Б. Формирование личного учебного пространства в сети электронных коммуникаций // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2008. Т. 11. № 2. C. 416-425. — http://ifets.ieee.org/ russian/periodical/journal.html

12 Далворт М. Социальные сети: руководство по эксплуатации / пер. с англ. М: ООО «Изд-во «Добрая книга», 2010. 248 с.; Teaching and learning through social networks. — British Council BBC. Teaching English. Submitted by TE Editor on 27 April, 2009. — http://www.teachingenglish.org.uk/articles/ teaching-learning-through-social-networks

13 Livingstone Sonia, Brake David R. (December 2010). On the Rapid Rise of Social Networking Sites: New Findings and Policy Implications // Children & Society. № 24 (1): 75-83. doi:10.1111/j.1099-0860.2009.00243.x. Retrieved July 16, 2012.

14 Buzzetto-More, Nicole A. (2010). Social Networking in Undergraduate Education // Interdiscipl inary Journal of Information, Knowledge, and Management 7: 63-90.

15 Learning Ecosystems by Daniel S. Christian. — http://danielschristian.com/ learning-ecosystems/2010/01/20/welcome-to-learning-ecosystems/

16 Teaching and learning through social networks. British Council BBC. Teaching English. Submitted by TE Editor on 27 April, 2009. — http://www. teachingenglish.org.uk/articles/teaching-learning-through-social-networks

149

• показать студентам, что бесплатное обучение доступно через сайты социальных сетей, таких как Second Life (http://secondlife. com) и Facebook (www.facebook.com);

• показать студентам, как они могут создать свой собственный блог-сайт для использования бесплатных сайтов, подобных WordPress.Com (www.wordpress.com);

• взять на себя роль «администратор сети», а не «писателя материалов».

Предлагается пять главных социальных сетей для учителей и изучающих английский язык учащихся:

• TeachingEnglish.

• Facebook — имеет большое число групп учителей и учащихся.

• Ning — позволяет любому создавать свои собственные социальные сети, поэтому очень популярны у учителей.

• Orkut — особенно популярна в Бразилии и Индии, и полна английских языковых групп.

• Second Life — онлайновый мир, в котором у пользователей есть аватар, который может ходить и встречаться с людьми (рис.1).

Teaching and learning English with second Life

second Life [http://secondlife.com] is an online world in which you have a character that can walk around and meet people. It is a social networking site that has very similar functions to

Facebook. You can send friends invitations, talk to individuals, talk to groups of people and use earning applications or games. But sometimes the best way to e «plain something to to simply show it to them, so here's a clip for you to watch:

^^Ж \ ^-^шяшлшЦШ

^—^

рш —^--2 Я1

r -fp ч >~ ^^^^^^ *

Second Life for teachers

There are two parts to the Second Life virtual environment: the Adult Grid and the Teen Grid. The British council has built an island in the Adult Grid to train teachers in approaches to e-learnirig. You can read about the experience of Anna Begonia, a language teacher who was given a guided tour of the island, here: http://aberriolo.wordpress.com/200g/02/22/british-council-isle-on-the-

Рис.1. Кадр промо-ролика Британского Совета по обучению английского языка в Second Life (http://www.teachingenglish.org. uk/articles/teaching-learning-through-social-networks)

17 Sara de Freitas. Serious Virtual Worlds: A scoping study, JISC, 2008. — www.jisciac.uk

Кстати, Second Life является одним из самых успешных проектов в сети интернет — трёхмерный виртуальный мир с элементами социальной сети, который насчитывает миллионы пользователей во всём мире. Проект был разработан и запущен в 2003 году компанией Linden Lab (http://lindenlab. com). Second Life — не столько игра в обычном понимании, сколько виртуальное пространство с определёнными свойствами. Владельцы аккаунтов получают возможность выбрать наиболее приемлемый для них способ виртуального существования — участие в сообществах по интересам, создание виртуальных товаров, строительство, создание виртуальных предметов искусства, общение в чате или голосом, путешествия по многочисленным примечательным местам виртуального мира (http://secondlife.com/land/ pricing.php).

«Успех и широкое распространение Second Life помогли выделить направления использования виртуальных миров для поддержки целого спектра человеческой деятельности и взаимодействия, представляя множество новых возможностей для понимания, как мы учимся, как мы работаем и как мы играем»

J7

Согласно Википедии (http://en.wikipedia.org/ wiki/Social_networking_service), наиболее популярными социальными сетями в мире являются (данные на ноябрь 2011 года):

• Facebook.com — 792 999 000 пользователей;

• Twitter.com — 167 903 000 пользователей;

• LinkedIn.com — 94823000 пользователей;

• Google+ — 66 756 000 пользователей;

• MySpace — 61 037 000 пользователей;

• Другие — 255 539 000 пользователей.

По данным компании TNS Gallup Media на декабрь 2012 года (www.tns-global.ru), общая аудитория пользователей Интернет в городах России с населением более 100 тыс. человек составляет около 40 млн. человек (42,2 млн. — месячная аудитория, 39,6 млн. — недельная аудитория), при этом пользователями Интернета являются:

• 96% мужчин и 97% женщин 12-17 лет;

• 99% мужчин и 98% женщин 18-24 лет;

150

Пишем.......у.......штт

• 98% учащихся (6,5 млн. человек), в среднем они проводят в Интернете 118 минут в день.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

82% (29,3 млн. чел.) всех пользователей Интернета являются участниками социальной сети «В контакте», 64,% (23 млн.чёл.) — «Одноклассники», 54,3% (19,3 млн.чёл.) — «Мой мир», 41% (14,7 млн.чёл.) — LiveJournal. На рис. 2 приведена динамика изменения месячной аудитории социальных сетей в России с июня 2010 года по декабрь 2012 года.

Анализ структуры аудитории Интернета за месяц, по данным той же компании, показывает, что:

92,6% пользователей Интернета в возрасте 12-17 лет, 92,3% в возрасте 18-24 лет, 93% учащихся являются участниками социальной сети «В контакте»;

56% пользователей Интернета в возрасте 12-17 лет, 54,5% в возрасте 18-24 лет, 54,2% учащихся являются участниками социальной сети «Одноклассники»;

45,9% пользователей Интернета в возрасте 12-17 лет, 48,7% в возрасте 18-24 лет, 48% учащихся являются участниками социальной сети «Мой мир»;

35,7% пользователей Интернета в возрасте 12-17 лет, 46,6% в возрасте 18-24 лет, 43,1% учащихся являются пользователями блогов LiveJournal.

Подобный уровень активности учащихся в социальных сетях в России требует развития новых форм и стратегий обучения в социальных сетях, что постепенно находит отклик в педагогическом сообществе. Так, Национальным фондом подготовки кадров создан портал «Открытый класс. Сетевые

Рис. 2. Динамика изменения месячной аудитории социальных сетей в городах России с населением более

100 тыс. жителей по данным TNS Gallup Media

151

Рис. 3. Открытая группа «Обучение и социальные сети» в социальной сети «В Контакте» (http://vk.com/club40506765)

образовательные сообщества», где организовано сообщество «Учимся в социальной сети»18. Отдельные педагоги делятся своим опытом и видением форм обучения в социальных сетях19. Наконец, каждый желающий может стать участником открытой группы социальной сети «В контакте» «Обучение и социальные сети» (http://vk.com/club405067 65), созданной в рамках фестиваля «Учитель XXI века» (Белый Яр) (рис. 3).

Как следует из вышеизложенного, социальные сети предоставляют широкие возможности для организации обучения. Для эффективного использования их потенциала необходимо сформулировать цели обучения в области:

• учебного содержания данной дисциплины;

• формирования компетенций, знаний, умений, навыков;

• организации новых форм и методов учебной деятельности.

18 Обучение в социальных сетях. — Открытый класс. Сетевые образовательные Сообщества. — http://www.openclass.ru/node/6400

19 Как обучать в социальных сетях: «ВКонтакте». — Web in Learning. Веб-технологии и веб-сервисы в обучении (обучение «в облаке»). — http:// web-in-learning.blogspot.ru/2012/08/blog-post_21.html

20 Голицына И.Н. Формирование научного мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи естественнонаучных дисциплин с ИКТ // Школьные технологии. 2012. № 3. С. 128-134.

В области учебного содержания можно выделить следующие возможности социальных сетей:

1. Учебное содержание можно расширить за счёт привлечения дополнительных источников информации, используя неограниченные ресурсы интернета. За счёт этого могут решаться разные образовательные задачи, например, формирование научного мировоззрения учащихся на основе взаимосвязи естественно-научных дисциплин с ИКТ20.

2. В социальной сети учитель может выложить любой необходимый ему учебный материал, не беспокоясь о том, что учащиеся не обеспечены нужным количеством учебников или пособий. Например, это могут быть тексты и аудиоролики на иностранном языке, ссылки на исторические кинофильмы, экранизации классических произведений, научно-популярные фильмы и т.д.

3. В сотрудничестве с учащимися можно создавать новые электронные ресурсы в виде презентаций, видео- и аудиороликов по любой дисциплине, в том числе по физике, химии, информатике, математике, географии, истории и т.д. Широкие возможности по привлечению дополнительной информации Интернет предоставляет при изучении истории, в том числе и истории науки. Необходимо подчеркнуть практически неограниченные возможности при изучении географии с использованием таких ресурсов, как, например, геоинформационные системы Яндекс-карты (http:// maps.yandex.ru/), карты Google (http://maps. google.ru/).

В области формирования компетенций, знаний, умений, навыков можно предложить следующие возможности использования социальных сетей:

1. Расширяются возможности по организации продуктивной, творческой учебной деятельности. Давая задания по созданию учебных проектов в форме тех же презентаций или роликов, вы меняете роль учащегося на уроке — из пассивного потребителя знаний он становится активным участником их поиска и организации. При этом развиваются умения по целевому информационному поиску и работе в сетях, которые,

152

кстати, являются основой и будущих профессиональных компетенций.

2. В социальных сетях существуют группы, которые созданы специально для изучения учебного содержания, например, группы по подготовке к ЕГЭ, работа в которых актуальна для учащихся старших классов. Например, в открытой группе «ЕГЭ 2013» (http://vk.com/abiturient_info) социальной сети «В контакте» содержится полезная для будущих абитуриентов информация. В группах «ЕГЭ 2013 I Химия» (http://vk.com/ege_ chemistry) и «ЕГЭ 2013 I Физика» (http:// vk.com/ege_physics) онлайн-занятия с обсуждением тонкостей предмета, с разбором и совместным решением сложных задач проводят нынешние успешные в этом предмете абитуриенты или выпускники прошлых лет. Бесплатная онлайн-подготовка к ЕГЭ осуществляется также в группах «ЕГЭ 2013 I Русский язык» (http://vk.com/ege_rus), «ЕГЭ 2013 I Обществознание» (http://vk.com/ege_ ob), «ЕГЭ 2013 I Математика» (http://vk.com/ ege_math), «ЕГЭ 2013 I Информатика» (http://vk.com/ege_inform), «ЕГЭ 2013 I English» (http://vk.com/ege_english) и др.

В области организации форм и методов учебной деятельности учитель может коренным образом изменить ситуацию на уроке, например:

1. В социальных сетях можно непосредственно руководить самостоятельной работой учащихся, отвечать на их вопросы, разбирать сложные задания, на которые не хватает времени на уроке.

2. Социальные сети позволяют организовать индивидуализацию обучения, учитель может перенести в сеть индивидуальное обсуждение учебных вопросов с наиболее сильными учащимися, или, наоборот, обсуждая непонятные вопросы со слабыми.

3. Чтобы снизить нагрузку на занятия в классе, можно организовать групповое обучение, разделив учащихся на группы так, чтобы в социальной сети более сильные могли помогать более слабым.

4. Социальная сеть даёт пространство для коллективного взаимодействия, в котором учащиеся могут собирать и обсуждать

материал для совместного проекта, например, при подготовке к общему мероприятию — спектаклю, концерту, тематическому празднику.

Социальные сети можно продуктивно использовать на всех уровнях организации учебного процесса и внеклассной работы. Они будут эффективны в качестве онлайн доски объявлений для учебного расписания, расписания внеклассной работы, обсуждения актуальных вопросов с родителями, организации расширенных заседаний педсовета, сообществ выпускников и т.д.

После того, как вы чётко представляете, какую роль будет играть социальная сеть в вашей работе, можно начинать реализацию ваших педагогических идей. Здесь можно предложить достаточно простой алгоритм:

Шаг первый: выбираем социальную сеть. Как следует из вышеизложенного, наибольшей популярностью среди современных учащихся в России пользуется сеть «В Контакте» (http://vk.com/), которая к тому же содержит удобные сервисы для обмена информацией. В ней вы найдёте множество уже созданных полезных групп. Если вы ещё не зарегистрировались в ней, пройдите процедуру регистрации, которая является стандартной для интернет-ресурсов.

Следует иметь в виду, что, как любая информационная система, социальная сеть имеет ограниченный жизненный цикл, и рано или поздно появится другая социальная сеть, с большими возможностями, отвечающая новому уровню развития технологий и средств связи. Как правило, требуется некоторое время, чтобы новая сеть завоевала признание большинства пользователей, поэтому пока смело пользуемся наиболее популярной сетью.

Шаг второй: резервируем виртуальное пространство для организации учебной деятельности. Наилучшим способом организации такого пространства является создание групп, которыми широко пользуются школьники и студенты. Для создания группы на личной странице выбираем вкладку «Мои группы», и на открывшейся странице

153

в правом верхнем углу нажимаем кнопку «Создать сообщество» (рис. 4).

Рис. 4. Создание группы «В Контакте»

В открывшемся окне можно ввести название группы и выбрать вид сообщества: группа, после этого нажать кнопку «Создать сообщество». Группа создана, она получила свой адрес, дальше нужно ввести описание сообщества, выбрать его тему.

Подключив раздел «Материалы», на главной странице группы можно расположить блок с любыми материалами. Вы можете создавать неограниченное количество страниц, содержащих тексты, фотографии, аудио- и видеозаписи.

Дальше нужно выбрать тип группы, по умолчанию группа открытая. В открытую группу могут вступить все желающие пользователи. В закрытую группу можно вступить по приглашению или подав заявку. В частную группу можно попасть только по приглашению руководителей. Если вы хотите ограничить новую группу от посторонних пользователей, можно сделать её закрытой или частной, и пригласить в неё ваших учащихся, и, может быть, родителей.

Шаг третий: используем группу для обмена учебной информацией. Теперь созданная группа обеспечивает вам канал для обмена учебной информацией с вашими учениками. Способы использования такого канала определяется педагогическими целями вашей дисциплины и вашими педагогическими предпочтениями.

Следует отметить, что использование социальной сети не требует времени в компьютерном классе, вы и ваши учащиеся должны иметь возможность выхода в Интернет во внеурочное время или в домашних условиях.

Заключение

Используя социальные сети на своих занятиях, учитель выходит за пределы классной комнаты, расширяет образовательное пространство, включается вместе со своими учениками в мировой информационный обмен. Меняется роль учителя — из проводника знаний он становится тренером по их добыванию учениками, а также в некоторых случаях и учеником, т.к. часто технические новинки дети осваивают быстрее, чем взрослые.

Меняется форма образовательного процесса — из классно-урочной, обычно репродуктивной, она превращается в продуктивную, творческую. В социальной сети учитель имеет возможность расширить и изменить содержание дисциплины в рамках образовательных стандартов, организовать индивидуализированные, групповые коллективные формы учебной деятельности, самостоятельную работу учащихся и контроль, внеклассную работу, эффективно решать образовательные задачи в рамках преподаваемой дисциплины.

Социальные сети активно используются учащимися и студентами, они становятся средством организации и самоорганизации молодёжи, в том числе и в учебных целях. Педагогическое сообщество может и должно активно включаться в эти процессы, направляя информационный обмен между учащимися в социальных сетях для решения образовательных задач. □

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.