Научная статья на тему 'Интернет-мем как способ закрепления исторического знания на уроках истории'

Интернет-мем как способ закрепления исторического знания на уроках истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-мем / визуализация / информация / история / творческое мышление / коммуникация / критическое мышление / Internet meme / visualization / information / history / creative thinking / communication / critical thinking

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соян Хорагай-Анай-Ооловна

В настоящей статье рассмотрено как использование интернет-мемов может способствовать улучшению усвоения исторического материала, развитию критического и творческого мышления учащихся, проанализированы достоинства и недостатки интернет-мемов, даны рекомендации по их использованию в учебном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meme as a way to constitute historical knowledge in history lessons

This article examines how the use of Internet memes can help improve the assimilation of historical material, the development of critical and creative thinking of students, analyzes the advantages and disadvantages of Internet memes, and provides recommendations for their use in the educational process

Текст научной работы на тему «Интернет-мем как способ закрепления исторического знания на уроках истории»

различным влияниям, продолжает изменяться. Это искусство развивалось в период Тувинской народной республики. В то время появились первые профессионалы — мастера прикладного искусства и камнерезные школы. Народная скульптура из камня сохранилась до наших дней и продолжает совершенствоваться на основе лучших художественных традиций, сложившихся веками. Сегодня мелкая пластика является массовым видом искусства в Туве и её «второй визитной карточкой» наряду с горловым пением.

Изучение тувинского камнерезного искусства показывает, что оно берёт своё начало с петроглифов, созданных в древние времена. Каждый народ стремится сохранить свою культуру и передать её будущим поколениям. Тувинские мастера по камню достигли значительных успехов, творчески развивая национальные традиции и расширяя тематику своих произведений. Это бесценное культурное наследие хранится в музеях.

Можно сделать вывод, что тувинское камнерезное искусство является достоянием тувинского народа и художественной культуры. Оно имеет богатую историю, уходящую корнями в глубь веков. Традиции создания мелкой пластики зародились ещё в скифском «зверином стиле», который продолжается в каменных изваяниях, изображениях оленей и сцен охоты, рельефных накладках на оружии и предметах быта. На предметах звериного стиля представлены животные, характерные для природы Тувы, что является основой анималистического жанра. Основные черты скифо-сибирского звериного стиля также присутствуют в камнерезном искусстве, где изображаются определённые виды животных. Поэтому оно тесно связано с духовной и материальной культурой коренных жителей нашей республики и неотделимо от неё. Камнерезное искусство тувинцев представляет собой ценный эстетический вклад в многонациональную художественную культуру народов нашей страны.

Список источников

1. Киселев С. В. История Южной Сибири. Москва: Изд-во АН СССР, 1951. 642 с.

2. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. Москва, 1974. 224 с.

Научный руководитель - Дамдынчап Вера Монгушевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, археологии и документоведения, Тувинского государственного университета.

Scientific supervisor - Vera Mongushevna Damdynchap, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of General History, Archeology and Documentation of Tuvan State University. Информация об авторе:

А. О. Севек, студент 1 курса магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the author:

A. O. Sevek, 1st year master's student at Tuva State University.

Научная статья УДК 372.8

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-191-194

Интернет-мем как способ закрепления исторического знания на уроках истории Хорагай-Анай-ооловна Соян

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия, xopagay@gmail.com.

Аннотация. В настоящей статье рассмотрено как использование интернет-мемов может способствовать улучшению усвоения исторического материала, развитию критического и творческого мышления учащихся, проанализированы достоинства и недостатки интернет-мемов, даны рекомендации по их использованию в учебном процессе

Ключевые слова: интернет-мем, визуализация, информация, история, творческое мышление, коммуникация, критическое мышление.

Original article

Meme as a way to constitute historical knowledge in history lessons Khoragai A. Soyan

Tuvan State University, Kyzyl, Russia, xopagay@gmail.com

Abstract. This article examines how the use of Internet memes can help improve the assimilation of historical material, the development of critical and creative thinking of students, analyzes the advantages and disadvantages of Internet memes, and provides recommendations for their use in the educational process

Keywords: Internet meme, visualization, information, history, creative thinking, communication, critical thinking.

В настоящее время любая информация, в основном, передается посредством метода визуализации, и современное общество создает новую культуру, где визуализация играет ключевую роль в коммуникации и передаче информации. Ярким примером этого является интернет-мем. Интернет-мем - это медиаобъект, созданный с помощью электронных средств коммуникации [Щурина, 2012, с. 162]. Обычно это остроумная и ироничная фраза, концепция или действие. Не имеют четкой тематики и могут отражать конкретные события и феномены.

В последние годы интернет-мемы стали неотъемлемой частью нашей онлайн-культуры. Они захватывают наши новостные ленты, социальные сети и разговоры, проникая во все сферы жизни. Но что, если мы рассмотрим интернет-мемы с другой стороны - как невероятно эффективный инструмент для закрепления исторического знания на уроках истории? В этой статье мы предпримем попытку исследовать, как интернет-мемы могут помочь ученикам запоминать и понимать ключевые факты и события прошлого.

История может быть сложной для некоторых учеников, особенно когда она представлена в традиционной форме учебника или лекции. Однако интернет-мемы предоставляют возможность перевоплощения скучных фактов в забавные картинки или видео, которые легко запоминаются. Когда ученики связывают определенную информацию с юмористическим контекстом, они не только запоминают материал лучше, но и создают более глубокое понимание его значения и связей с другими событиями или персонажами.

Современные школьники активно взаимодействуют с интернет-мемами, что является отличной возможностью для учителей стимулировать интерес учеников к изучению истории. Интернет-мемы обладают значительным потенциалом для исследований в контексте их прагматической направленности, оказывая влияние на целевую аудиторию, пользуясь популярностью в молодежной среде, а также выполняя различные функции в интернет-коммуникации.

С целью подтверждения сделанных в данной статье утверждений, автором было проведено анкетирование школьников среднего и старшего звена МБОУ Берт-Дагская СОШ Республики Тыва. Анкетирование проводилось среди пользователей социальной сети Вконтакте, которая является наиболее популярной в российском интернет-пространстве.

Всего было опрошено 94 человек: учащиеся 6 класса (21%), учащиеся 7 класса (17%), учащиеся 8 класса (21%), учащиеся 9 класса (22%), учащиеся 10 класса (16%) и учащиеся 11 класса (2%). Анкетирование содержало вопросы, направленные непосредственно на выяснение уровня осведомленности респондентов о таком понятии, как интернет-мем и как часто они пользуются ими в общении.

Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство опрошенных школьников знают, что такое интернет-мем (96%). Однако, почти половина респондентов

никогда не используют интернет-мемы в общении в социальных сетях, тем самым не способствуют их распространению (48%). Тем не менее, остальная часть опрошенных делятся интернет-мемами часто или иногда (часто - 30%, иногда - 22%). Касаемо применения интернет-мемов в образовательном процессе, больше половины респондентов (60%) выступают в пользу их использования, треть (15%) считает, что интернет-мемы нельзя включать в образовательный процесс, 25% затрудняются ответить на этот вопрос. В целом, интернет-мемы вызывают положительную реакцию и интерес у 60% пользователей.

Главная особенность интернет-мема заключается в том, что он вызывает эмоциональную реакцию. Эмоционально окрашенная информация лучше обращает на себя внимание. Эмоции являются важным фактором для первоначального запоминания мема и стимулом для дальнейшего его распространения и осмысления. Использование интернет-мемов на уроке истории является инновационным подходом к обучению, который позволяет привлечь внимание учащихся и сделать процесс обучения более увлекательным и интересным, а также интернет-мемы могут стать стимулом для работы на занятиях, способствующей развитию учащихся.

Однако, образовательный процесс не должен основываться только на интернет-мемах, а должен использоваться как вспомогательный элемент для привлечения внимания к основным аспектам теории [Калугин, 2017, с.90].

Задания по созданию мемов способствуют развитию творческого потенциала учащихся и могут благоприятно влиять на усвоение информации и развитие новых навыков. Примеры таких заданий:

□задания на извлечение информации из мема;

□задания на критику данной в меме информации (найти ошибку);

□ задание на самостоятельное создание мема.

Прежде всего, обучающиеся развивают ассоциативную память, связывая образ известного мема с полезной информацией на занятии. Таким образом, эта информация запоминается проще, а человек чувствует себя увереннее - почти так же, когда использует компьютер дома в развлекательных целях. Погружение в знакомую среду делает запоминание материала более интересным и мотивирует на дальнейшую работу.

Кроме того, интернет-мемы могут объединять учеников, которые интересуются историей. Путем обмена мемами, школьники могут обсуждать различные исторические темы, делиться своими знаниями и взглядами. Это может способствовать более глубокому погружению в историческую тему и обогащать знания каждого ученика и способствовать творческому мышлению учащихся.

Формирование творческого мышления у учащихся играет важную роль в их обучении и развитии [Мамонтова, 2018, с. 232]. Одним из способов стимуляции творческого мышления является самостоятельное создание исторического интернет-мема.

Создание исторического интернет-мема требует от учащихся не только знания исторических событий, но и креативности, умения видеть нестандартные связи и аналогии.

Самостоятельное создание исторического интернет-мема может способствовать развитию у учащихся ряда навыков и качеств.

Во-первых, это способствует обогащению их знаний об истории, так как для создания мема им необходимо выбрать конкретное историческое событие или личность.

Во-вторых, создание мема требует работы с текстом и изображениями, что развивает у учащихся навыки мультимедийной коммуникации.

В-третьих, процесс создания мема требует мыслительного труда, поскольку учащимся придется найти нестандартный подход к изображению исторического события или личности.

Таким образом, самостоятельное создание исторического интернет-мема может стимулировать творческое мышление у учащихся и способствовать их развитию. Данный метод можно успешно использовать в учебном процессе для активизации интереса к истории развития креативности учащихся.

Особенность интернет-мема заключается в том, что одни мемы учитель может использовать в ходе изложенного в качестве наглядных иллюстраций своего рассказа (например, мем про Организацию Варшавского договора); другие анализирует вместе с учащимися, чтобы объяснить сущность, основные черты исторического явления (мем про троянского коня); с помощью третьих формирует четкие представления об историческом факте (мем про основание Санкт-Петербурга Петром Великим). А также использовать для привлечения внимания к новой теме урока на этапе формирования учащимися названия темы (мем про Лжедмитрия).

Однако, при использовании исторических интернет-мемов следует быть осторожным и внимательным к их содержанию. Некоторые мемы могут быть неуместны или недопустимы для использования в образовательных целях из-за своего содержания, которое может быть оскорбительным, нецензурным или пропагандистским.

Одной из основных проблем использования интернет-мема на уроках истории является подходящий выбор исторического материала для его использования. Подходящий мем должен быть связан с учебной темой, а также предоставлять исторически точную информацию. Неправильный выбор интернет-мема может привести к искажению исторической информации или непониманию учащимися важности исторического события.

Для успешного использования исторических интернет-мемов на уроках истории учителю необходимо тщательно подбирать качественный и актуальный контент, привязывать его к теме урока, проводить обсуждения и анализ мемов с учащимися. Также важно помнить о целях и задачах урока, чтобы мемы вписывались в общую концепцию учебного процесса и не отвлекали учащихся от основного материала.

В целом, использование исторических интернет-мемов на уроках истории может стимулировать интерес учащихся к предмету, делая учебный процесс более увлекательным и запоминающимся. Интернет-мемы могут быть полезным и оригинальным способом закрепления исторического знания. Они создаются и распространяются в социальных сетях и онлайн-сообществах, и часто содержат в себе факты, события или персонажи из истории. Важно помнить о балансе между использованием мемов и другими методами обучения, чтобы сохранить эффективность урока и достичь поставленных образовательных целей.

Список источников

1. Калугин А. М. Интернет-мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории // Вестник науки и образования. 2017. № 25. С. 88-91.

2. Мамонтова Т. С. К вопросу об условиях развития креативности учащихся старших классов общеобразовательных школ // Научный диалог. 2018. № 1. С. 231-241.

3. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации // Филология. 2012. № 3. С. 160-171.

Научный руководитель - Оюн Оксана Петровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Тувинского государственного университета. Scientific supervisor - Oksana Petrovna Oyun, Candidate of History, Associate Professor of the Department of National History of Tuvan State University. Информация об авторе:

Х.-А. Соян, студентка 4 курса исторического факультета Тувинского государственного университета.

Information about the authors:

H. A. Soyan, 4th year student of the Faculty of History, Tuvan State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.