Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СОБЫТИЙНОГО АНАЛИЗА (EVENT-ANALYSIS)'

ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СОБЫТИЙНОГО АНАЛИЗА (EVENT-ANALYSIS) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
886
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМ / ИНТЕРНЕТ-МЕМ / СОБЫТИЙНЫЙ АНАЛИЗ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ / ИНТЕРТЕКСТ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / MEME / INTERNET MEME / EVENT ANALYSIS / MULTIMODAL ANALYSIS / CREOLIZED TEXT / INTERTEXT / VISUAL SOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Олешкова Анна Михайловна

В статье раскрывается социокультурный феномен мемов, который можно назвать комплексным и многоуровневым. В работе обозначены перспективы изучения интернет-мемов с точки зрения социологических исследований. Являясь предметом исследования разных наук, именно социология способна проанализировать мем с позиции проблем социальной стратификации, противостояния «своих» и «чужих», позволяет вписать меметику одновременно в социокультурную и квазиполитическую действительность. Интернет-мем показан как частный пример мемов и один из самых динамичных и репрезентативных явлений меметики. Социальные сети являются контекстом бытийствования интернет-мема и отражают ценностные ориентиры современного общества. Методика их изучения подразумевает синтез междисциплинарных подходов и отдельных процедур, прежде всего, мультимодального анализа, контент-анализа и дискурсивных исследований. Разновидностью контент-анализа является событийный анализ, применительно к интерпретации мемов данный метод позволяет увидеть динамику актуальных социально-политических процессов, определить реперные точки социокультурного пространства, выявить ценности современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET MEME AS THE SUBJECT OF SOCIAL STUDIES: OPPORTUNITIES OF EVENT ANALYSIS APPLICATION

The present study considers memes as socio-cultural phenomena which is complex and multilevel. The authors single out research prospects for studying memes with the methods applied in sociological research. Even though a variety of disciplines studies memes, sociology analyzes memes from the perspective of social stratification, “us” and “them” dichotomy, allowing researchers to observe memetics as both socio-cultural and quasi-political reality. Internet meme is shown as the most dynamic and representative phenomenon in memetics. Social media provide a context for Internet meme that reflect values of any modern society. The methods applied in meme research presupposes a synthesis of interdisciplinary approaches and separate procedures including, firstly, multimodal analysis, content analysis and discursive studies. Event analysis is a subtype of content analysis. In the case of memes interpretation due to this method a researcher can observe the dynamics of social and political events, define social and cultural continuum markers as well as values of modern society.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СОБЫТИЙНОГО АНАЛИЗА (EVENT-ANALYSIS)»

УДК 316.7

Олешкова Анна Михайловна

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета

ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА СОБЫТИЙНОГО АНАЛИЗА (EVENT-ANALYSIS)

Аннотация:

В статье раскрывается социокультурный феномен мемов, который можно назвать комплексным и многоуровневым. В работе обозначены перспективы изучения интернет-мемов с точки зрения социологических исследований. Являясь предметом исследования разных наук, именно социология способна проанализировать мем с позиции проблем социальной стратификации, противостояния «своих» и «чужих», позволяет вписать меметику одновременно в социокультурную и квазиполитическую действительность. Интер-нет-мем показан как частный пример мемов и один из самых динамичных и репрезентативных явлений меметики. Социальные сети являются контекстом бытийствования интернет-мема и отражают ценностные ориентиры современного общества. Методика их изучения подразумевает синтез междисциплинарных подходов и отдельных процедур, прежде всего, мультимодального анализа, контент-анализа и дискурсивных исследований. Разновидностью контент-анализа является событийный анализ, применительно к интерпретации мемов данный метод позволяет увидеть динамику актуальных социально-политических процессов, определить реперные точки социокультурного пространства, выявить ценности современного общества.

Ключевые слова:

мем, интернет-мем, событийный анализ, мульти-модальный анализ, креолизованный текст, интертекст, визуальные источники

Oleshkova Anna Mikhailovna

PhD in History, Associate Professor, Humanities and Social and Economic Sciences Department, Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Institute branch of Russian State Vocational-Pedagogical University

INTERNET MEME AS THE SUBJECT OF SOCIAL STUDIES: OPPORTUNITIES OF EVENT ANALYSIS APPLICATION

Summary:

The present study considers memes as socio-cultural phenomena which is complex and multilevel. The authors single out research prospects for studying memes with the methods applied in sociological research. Even though a variety of disciplines studies memes, sociology analyzes memes from the perspective of social stratification, "us" and "them" dichotomy, allowing researchers to observe memetics as both socio-cultural and quasi-political reality. Internet meme is shown as the most dynamic and representative phenomenon in memetics. Social media provide a context for Internet meme that reflect values of any modern so-ciety. The methods applied in meme research presupposes a synthesis of interdisciplinary approaches and separate procedures including, firstly, multimodal analysis, content analysis and discursive studies. Event analysis is a subtype of content analysis. In the case of memes interpretation due to this method a researcher can observe the dynamics of social and political events, define social and cultural continuum markers as well as values of modern society.

Keywords:

meme, Internet meme, event analysis, multimodal analysis, creolized text, intertext, visual sources

В работе популяризатора науки Р. Докинза «Эгоистичный ген» [1] представлен механизм, по аналогии описывающий передачу генетической информации в рамках не биологической, а культурной эволюции. Культурологический и биологический аспекты действительности роднят элементы, обладающие способностью к репликации, которая подразумевает самовоспроизводство информации и ее дальнейшую трансляцию.

В самом общем виде понятие «мем» представляет собой единицу передачи культурной информации. Существует две противоположные позиции относительно порождения мемов. С одной стороны, их можно считать спонтанным проявлением народного творчества, с другой, следует учитывать возможность их искусственного, целенаправленного создания с целью влиять на те или иные оценки современных событий. Представляется, что вторая позиция менее продуктивна для анализа, в определенной степени она напоминает конспирологическую теорию, кото-

рую, как правило, доказать нельзя. Кроме того, мемы, которые возникают стихийно, являясь реакцией на конкретное событие, демонстрируют большую жизнеспособность и дольше не утрачивают своей актуальности.

Как эмпирический материал, который можно собрать, мем обладает рядом характеристик. Назовем лишь некоторые из них: возможность к самовоспроизводству, наличие жизненного цикла; определенная скорость распространения, в том числе вирусный характер ретрансляций; юмористическая форма подачи информации; отражение актуальных событий, волнующих общество; анонимность (как вариант отражения коллективного мышления).

Отдельно скажем, что в настоящей статье внимание уделено, во-первых, интернет-мему, во-вторых, он представлен «базовым» вариантом и выражен в синтезе текста и картинки. При этом следует понимать, что понятие мема предельно широко и подразумевает картинки, мелодии, видео, текст, а также сочетание всех этих элементов. В-третьих, акцент смещен в сторону перспектив использования социологического анализа мемов (в частности, ивент-анализа), который обладает потенциалом междисциплинарного исследования темы (с учетом специфики и самого предмета, и метода, успешно реализуемого в политологических исследованиях), и не так активно представлен конкретными эмпирическими работами, в сравнении, например, с лингвистическими исследованиями.

Как следствие, можно сформулировать следующее рабочее определение интернет-мема -единица интернет-коммуникации; информация, обладающая типичным (узнаваемым) смысловым и структурным единством (эта информация влияет на адресата и одновременно отражает отношение субъекта к определенной теме); интернет-мем в зависимости от избранного методологического подхода может быть символом, знаком, симулякром, месседжем, прецедентным феноменом и др.

В социально-гуманитарном знании существует ряд подходов, посредством которых можно акцентировать специфику мема как источника. Выделим некоторые из них.

1. Под влиянием эволюционистов и с учетом роли биологической метафорики в данной теме существует широкий взгляд на мем, который подразумевает единицу информации, все проявления культуры, которые можно скопировать. Например, когнитивист и философ Д. Деннет описывает мем («меме») в социобиологических категориях [2].

2. Семиотический подход позволяет рассмотреть мем как вторичную семиологическую систему, фактически сопоставляя «миф» и «мем». Соотношение означаемого и означающего дает возможность воспринимать единство формы и содержания, репрезентировать мнение субъекта относительно волнующих его проблем. Например, философ и семиотик Р. Барт характеризует миф как семиологическую систему, предлагает способы его дешифровки [3, с. 267-291].

3. Подходы, выработанные в рамках изучения массовой коммуникации, дают возможность рассмотреть глобальный социокультурный контекст возникновения мемов: массовую культуру и информационное общество. В этом отношении для понимания темы следует учитывать целый спектр первоисточников, работ философов, психологов, социологов, начиная с «философии жизни» и экзистенциализма, завершая фрейдомарксистами и постмодернистами.

Существуют также конкретно-научные подходы, сформированные внутри отдельных дисциплин. Мы выделили лишь некоторые и, можно сказать, самые универсальные, применимые в междисциплинарных исследованиях. Отметим, что только совокупность подходов позволит обратиться к анализу функционирующего мема, проследить его генезис и динамику, определив и интерпретировав его идейное наполнение.

Общим социально-гуманитарным вектором меметики является трактовка мема как феномена, который способен высвечивать и транслировать отдельные ценностные установки, являющиеся в данный конкретно-исторический период актуальными, злободневными, заметными. В этой связи философия и лингвистика используют категории интертекста, мультимодального и креолизованного текста. В определенной степени социологи способны обобщить опыт коллег, конкретизировав, «заземлив» его, учесть социальное измерение темы, выйти на характеристику современного общества через те маркеры интернет-пространства, которые позволяют составить социальный портрет современного общества, а также при необходимости обратиться к анализу отдельных социальных групп, используя оппозицию «мы-» и «они-группы».

История обращения социологов к идеям эволюционных биологов отсчитывается с 70-х гг. XX в. Так, можно отметить работы П. ван де Берге, Б. Балдуса [4], в которых для анализа социальных процессов и явлений использована эволюционная методология.

В социологии мем может выступить как исчисляемая характеристика, на основе которой можно составить представление о распространении и изменении в обществе отдельных идей, понятий, новостей (социология знания). Возможно учесть сам процесс порождения мемов, понять влияние той или иной информации на мнение Других (социальный конструкционизм). Кроме того,

важно изучить логику отбора, приобретения, хранения и воспроизводства субъектом значимой информации или той информации, которую он таковой считает (когнитивная социология). Социология позволяет понять процессы влияния информации на поведение социальной группы в конкретных условиях.

Помимо обозначенных глобальных методологических векторов социологического знания, следует учесть методы анализа мемов, прежде всего, мультимодальный анализ, контент-анализ и дискурс-анализ. Мультимодальный анализ позволяет учесть различные каналы коммуникации, использующиеся при трансляции мемов, дает возможность типологизировать собранный материал. Дискурс-анализ и контент-анализ способствуют пониманию процесса деконтекстуализации и реконтекстуализации мемов, способствуют пониманию конвенциональных связей, возникающих в процессе развития жизненного цикла мема, фактически являющегося новым дискурсивным образованием.

Ивент-анализ как разновидность контент-анализа актуализирует свои методические возможности в период, когда в науке появляется большое количество теорий, которые конфликтуют друг с другом. В такой ситуации требуется последовательная эмпирическая проверка полученных данных. Данный метод позволяет систематизировать и упорядочить интересующий исследователя процесс. Событийный анализ может применяться к разным сферам общественной жизни: политика, экономика, культура. Любая из данных систем может быть заужена до подсистем и отдельных элементов. Единицами для такого анализа могут быть индивиды, группы, организации, государства, процессы. Метод активно применяется в анализе политической сферы, позволяет создавать банк данных и составлять представление о динамике конфликтов, развитии международных отношений.

Сетевой способ распространения мемов подразумевает возможность накопления эмпирической базы для исследования. Применительно к анализу интернет-мемов событийный анализ позволяет отразить динамику социально-политической и социально-экономической жизни общества. Те мемы, которые не эпизодичны, а имеют определенную историю существования, не исчезли и сохраняют актуальность, дают возможность обратиться к анализу рутинных процессов, выявить отношение конкретных социальных групп к отдельным социальным институтам, группам, идеям, ценностям. Так, политические интернет-мемы, которые в самом общем виде представляют собой реакцию на события внутренней и внешней политики, также часто имеют отсылки к историческим событиям, что позволяет обратиться к изучению ценностной сферы общества, задаться вопросом ее эволюции, причинам трансформаций и устойчивости культурных стереотипов.

Предлагаем использовать следующий алгоритм для анализа интернет-мемов в социальных сетях с применением ивент-анализа. Отметим, что мы оставляем за скобками математическую сторону данной процедуры, однако следует подчеркнуть, что событийный анализ обеспечен математическим аппаратом, при этом любая формализация социальной жизни всегда не бесспорна.

На первом этапе следует очертить область применения ивент-анализа и определить границы наблюдаемого процесса.

Прежде всего, исследователю следует определиться с процессом или явлением, который нужно изучить и собрать максимально полный банк данных, учитывая целый ряд параметров:

1) дата события;

2) место события;

3) субъект (инициатор события, процесса);

4) объект (в отношении которого инициируется процесс);

5) суть акции, фактография событий (описание эпизодов событий, возможность их членения и иерархизации с целью определить реперные точки политического процесса, что подразумевает выявление событий, обладающих результирующим воздействием на дальнейший ход событий, в том числе выявление точек невозврата).

Таким образом, ивент-анализ, базируясь на позитивистской логике исследовательского процесса, имеет возможность не только формализации, но и интерпретации полученных данных.

На втором этапе (может проводиться параллельно с первым) следует сформировать эмпирическую базу, в нашем случае это политические интернет-мемы. Для решения этой задачи следует понять, где именно и почему в данном месте следует искать материал, являющийся реакцией на конкретный событийный ряд. Выделим некоторые промежуточные стадии второго этапа исследования.

1. Определиться с социальной сетью и объединением (группой/сообществом/пабликом). Руководствоваться следует численностью подписчиков. Выбирать нужно либо самый массовый, либо связанный с интересующей исследователя темой. Дать общую характеристику изучаемому объединению: тематическая направленность, перечень отдельных вопросов, которые обсуждаются в группе; этика и правила, принятые в группе.

2. Обосновать интересующие исследователя хронологические рамки, объяснить нижнюю и верхнюю границы. Например, избирательная кампания, проведение реформы, длительность конкретного мероприятия (Чемпионат мира по футболу и др.). В связи с последним примером отметим, что события неполитического характера могут стать основой создания политического интернет-мема. Отдельной чертой современного общества и спецификой современного медиа-пространства является возможность политизации фактически любых явлений, которые воспринимаются обществом как актуальные, что, как следствие, дает возможность обозначать соответствующий дискурс, куда вписываются и мемы, как квазиполитический.

3. Проверка собранного материала на предмет соответствия с банком данных событийного анализа, систематизация, кодирование. На этой стадии нужно привлечь ресурсы контент-анализа и дискурс-анализа, которые позволят структурировать материал; мультимодальный анализ будет способствовать классификации мемов по конкретным критериям.

4. Отдельным пунктом (необязательным, но возможным при определенных исследовательских целях) может быть анализ профилей пользователей социальных сетей. Возможен вариант просмотра информации вручную и автоматизация данного процесса с перспективой построения социального портрета пользователей, определения гендерных, возрастных, профессиональных групп, вступающих в коммуникацию друг с другом. В данном случае следует учесть правовой аспект, который очерчивает возможности исследователя при работе с персональными данными.

Третий этап исследования подразумевает интерпретацию полученных данных на основе полученных корреляций между историей событий и жизненным циклом мемов, являющихся реакцией на эти события.

Таким образом, мем представляет собой социокультурный феномен, нуждающийся в изучении с позиции разных наук. В социально-гуманитарном знании выработано множество подходов, которые позволяют изучить это новое явление, перспективное для понимания современного человека и общества.

Среди многообразия методологий и методик важную роль может сыграть ивент-анализ, который в совокупности с дискурсивными исследованиями дает возможность исследователю одновременно и формализовать, и интерпретировать эмпирический материал. «Событие» выступает аналитической категорией, которая обладает внутренней связностью и пространственно-временными характеристиками. Установление корреляций между событием и мемом позволит составить социальный портрет интернет-пользователя, который даст возможность определить отношение субъекта к процессам, которые его окружают. Глобальной задачей, которая может быть поставлена перед исследователем, использующего событийный анализ применительно к интерпретациям мемов, может быть выявление паттернов поведения субъекта в современном социокультурном пространстве.

Ссылки:

1. Докинз Р. Эгоистичный ген [Электронный ресурс]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=7296&p=1 (дата обращения: 09.10.2020).

2. Dennett D. C. Consciousness explained / D.C. Dennett ; Ill. by Paul Weiner. Boston, 1991. 511 p.

3. Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. М., 2008. 351 с.

4. Baldus B. Evolution, Agency, and Sociology // Missing the Revolution: Darwinism for Social Scientists / ed. by J.H. Barkow. N.Y., 2006. 302 p. ; Berghe P.L. Van Den. Human Family Systems: An Evolutionary View. L., 1979. 254 p.

Редактор: Шейхетова Ирина Александровна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.