УДК 801.73 ББК (Ш)81
Никита Вячеславович Часовский,
аспирант,
Челябинский государственный университет (454084, Россия, г. Челябинск, пр-т Победы, 162в),
e-mail: [email protected]
Интернет-мем как особый жанр коммуникации
Статья посвящена анализу мемов как особого жанра интернет-коммуникации . Рассматриваются их важнейшие характеристики и особенности функционирования . Автор утверждает, что иконический компонент мема отвечает принципу визуализации как доминантной характеристике интернет-общения и необходим для максимально быстрой и точной передачи не только содержащейся в нём информации, но и отношения к ней участника коммуникации (его эмоций, переживаний, впечатлений, часто носящих остроумный и иронический характер) . Вербальный компонент мема также подчинён особенностям виртуальной коммуникации, поэтому характеризуется неофициальностью, непринуждённостью, вписанностью в конситуацию, свободой в использовании языковых средств . В целом в исследовании выделяются такие жанровые признаки интернет-мема, как спонтанность, стремление заинтересовать и охватить как можно большее количество пользователей, «кратко-живучесть» в сочетании с потенциалом дальнейшего развития, развлекательный характер, нацеленность на привлечение и удержание внимания, быстрая распространяемость (при условии популярности) . Отмечается, что внешне коммуникация с помощью мемов носит односторонний характер: автор публикует в Интернете созданный им текст, а остальные участники коммуникации оценивают его специальными средствами комментирования .
Ключевые слова: виртуальная коммуникация, интернет-мем, визуализация, жанр
Nikita Vyacheslavovich Chasovskiy,
Postgraduate Student, Chelyabinsk State University (V 162 Pobeda Pr., Chelyabinsk, Russia, 454084), e-mail: [email protected]
The Internet-Meme as a Special Genre of Communication
This article analyzes the meme as a special genre of Internet communication . The most important characteristics and operational features are considered . The author claims that the iconic meme component corresponds to the principle of visualization as a dominant characteristic of Internet communication and is essential for the most rapid and accurate transmission of not only the information it contains, but also the attitude of the communication participant to it (his emotions, feelings, impressions, often having witty and ironic character) . The verbal component of the meme is also subordinated to the features of virtual communication is therefore characterized as informal, ease, inscribed in con-situation, having the freedom of using the linguistic resources . In general, in the research, such genre features of the internet meme like spontaneity, aspiration to interest and cover the largest possible number of users, "short-living" in conjunction with the potential for further development, the entertainment purposes, focus on attracting and retaining the attention, the fast spreading (provided the popularity) are allocated . It is noted that external communication via memes is one-sided: the author publishes in the Internet the created text, and the other participants of communication rate it with the special means of commenting .
Keywords: virtual communication, internet meme, visualization, genre .
Коммуникация в Интернете имеет ряд специфических особенностей, одной из которых является насыщенность визуализированными образами . При довольно скудном наборе невербальных элементов общения в сети пользователи всё активнее
стремятся выразить свои эмоции, переживания, впечатления, отношение к собеседнику или ситуации
В связи с этим вполне закономерно появление интернет-мемов, под которыми в широком смысле понимаются любые визуаль-
124
© Н. В. Часовский, 2015
ные сегменты электронной коммуникации: высказывание, картинка с вербальным компонентом, видео- или звукоряд, распространённые в сети Интернет и несущие какую-либо информацию [7] . Как правило, информация, заключённая в меме, носит остроумный и иронический характер, благодаря чему мем приобретает популярность среди интернет-пользователей и спонтанно распространяется ими в сети
В настоящей статье термин «интернет-мем» используется в узком значении: мы понимаем под ним креолизованный текст, поэтому будут анализироваться мемы, в которых вербальный и невербальный компонент (картинка, изображение) составляют нерасторжимое единство . Подобный текст, по сути, является тем же словесным оформлением ситуации социального взаимодействия, но дополнен иконическим элементом для максимально быстрой и точной передачи не только информации как таковой, но и отношения к ней автора .
На наш взгляд, интернет-мем следует рассматривать в качестве особого жанра коммуникации Под жанром при этом подразумевается совокупность существенных свойств, содержательных и формальных параметров коммуникативного взаимодействия, на основе которых возможно группировать и дифференцировать соответствующие разновидности текстов Наиболее важными являются такие параметры коммуникации, как цель и мотивы общения; статусно-ролевые характеристики коммуникантов; модальность, или тональность, общения (официальное, нейтральное, дружеское); способ коммуникации (устный/письменный, контактный/дистантный) [2, с. 34] . Именно жанры, по нашему мнению, выступают главным средством организации социального взаимодействия людей в различных сферах
Специфику интернет-мема составляют два основных момента: функционирование в виртуальном пространстве (сети Интернет) и креолизованный характер (взаимодействие характеристик вербального и визуального компонентов) .
Виртуальное общение в сети, безусловно, обладает рядом отличительных признаков . Так, Е . И . Горошко выделила следующие характеристики компьютерно-опосредованной коммуникации:
- наличие в текстах гиперссылочного аппарата и гипермедиа;
- особенности собственно электронного письма (которое, по сути, является ещё одной формой речи наряду с устной и письменной);
- протекание коммуникативного процесса в условиях постоянно меняющейся среды с колеблющимся объёмом информации в текстовом, визуальном и в звуковом форматах;
- достаточно высокую степень креоли-зованности электронного текста с возможностью «включения» аудиовизуальной информации (при этом с приходом технологий второго веба эти возможности увеличиваются экспоненциально);
- высокую значимость параграфемиче-ских средств [6];
- всё расширяющиеся возможности в выборе дизайна текста (шрифт, цвет, размещение текстовой информации на электронной странице и способы навигации по ней);
- компактное хранение больших объёмов различной семиотической информации, включая текстовую;
- временные особенности развёртывания текста перед коммуникаторами (лента чата, форума или последовательность комментариев в блогах);
- возможности постоянной правки текста и коллективное авторство многих текстов (например, вики-проекты во втором вебе);
- осуществление практически мгновенного тиражирования текстового материала, высокая скорость распространения и редактирования электронного текста, одновременная работа с текстом большего количества людей, интеграция текста с другими семиотическими системами [3, с . 17] .
Будучи частью виртуальной коммуникации, интернет-мем выступает разновидностью «естественной письменной речи» и обладает такими признаками, как неофициальность (зачастую социальные рамки в Интернете полностью стираются); спонтанность (между возникновением желания/необходимости довести до собеседника какую-либо информацию и его осуществлением проходит незначительный промежуток времени; часто смысл отправленного сообщения, наличие в нём грамматических и/или стилистических, речевых ошибок осознаётся уже после его отправки); непрофессиональность (авторы интернет-мемов
являются обычными пользователями, как и миллионы других), а также характеризуется «непринуждённостью, непосредственностью, вписанностью в конситуацию, в психологическое и социальное бытие автора» [4, с . 9] .
Важной особенностью рассматриваемых текстов выступает отсутствие каких-либо требований к оформлению информации: выбор используемой лексики (в том числе нецензурной), стиля, художественных средств, темы и способов её преподнесения зависит исключительно от желания автора и его ориентированности на ту или иную аудиторию .
Таким образом, можно выделить следующие особенности интернет-мема как жанра:
- спонтанность;
- стремление заинтересовать и охватить как можно большее количество пользователей [1; 5];
- «кратко-живучесть», но при этом наличие большого потенциала для дальнейшего развития и распространения;
- развлекательный характер;
- нацеленность на привлечение и удержание внимания;
- быструю распространяеместь (при условии высокой популярности) .
Стоит отметить, что процесс коммуникации с помощью интернет-мемов внешне проявляет себя как односторонний . Автор интернет-мема публикует своё творение,
а пользователи (получатели информации) просматривают материал, оценивая его комментариями, «лайками» (от англ . to like - «нравиться») или «дислайками» (от англ . dislike - «не нравиться»), «репо-стами» (от англ . repost - «переотправка») . Реципиент имеет также возможность не оценивать сообщение ни положительно, ни отрицательно
Наглядным примером выстраивания подобной коммуникации может служить рис . 1, где публикация автором во многом провокационной картинки вызвала бурную реакцию, перешедшую из разряда «автор -читатель» в «читатель - читатель» (когда пользователи, поддерживая или оспаривая взгляд автора, вступают в коммуникацию друг с другом) [8] .
Популярность любой публикации в Интернете определяется количеством откликов, не важно, положительных или отрицательных. В данном случае наглядно продемонстрирована «жизнь» интернет-мема, который «жив», пока интересен . На рис. 1 представлен мем в день его публикации, отмечено большое количество «лайков», «дислайков» и комментариев . На рис . 2 представлен тот же мем через 22 дня, где видно, что количественные параметры, отражающие популярность мема, изменились: число «лайков» увеличилось с 722 до 975, «дислайков» - с 330 до 455, комментариев - с 192 до 330 .
Рис. 1. Интернет-мем в день его публикации
Рис. 2. Интернет-мем через 22 дня
Таким образом, характерные особенности функционирования интернет-мемов подтверждают, что они являются самостоятельным жанром коммуникации . Дальней-
шее изучение интернет-взаимодействия с помощью мемов позволит выявить динамику этого феномена и особенности его влияния на коммуникантов .
Список литературы
1. Голованова Е . И . Бдыжь, Блондинко, Мастер йода... и другие (о стратегиях автономинации в Интернете) // Лексико-грамматические инновации в современных славянских языках: VI Междунар . науч . конф . (Днепропетровск, ДНУ им . Олеся Гончара, 22-23 апреля 2013 г ): материалы . Днепропетровск: Нова щеолопя, 2013 . С . 73-76 .
2 . Голованова Е . И . Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий // Вестн. Челяб . гос . ун-та . 2013 . № 1 (292) . С . 32-35 .
3 . Горошко Е . И . Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи . Вып . 6 . Жанр и язык . Саратов, 2009. С . 11-27 .
4 . Лебедева Н . Б . , Зырянова Е . Г , Плаксина Н . Ю . Жанры естественной письменной речи: студенческое граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка . М . : КРАСАНД, 2011. 256 с .
5 . Мечковская Н . Б . Лингвистический киберпанк в русском Интернете: функции и виды языковой игры с английскими заимствованиями // Slavisticna revija . 2007 . № 1-2 . P 47-65.
6 . Попова Т В . Креолизованные дериваты как элемент русской письменной коммуникации рубежа ХХ-ХХ1 вв . // Лингвистика креатива . Екатеринбург, 2009. С . 147-176.
7 . Часовский Н . В . Самопортрет студента в Интернете (на примере мема «Весёлый студент») // Вестн . Челяб . гос . ун-та . Сер . «Филология . Искусствоведение» . 2014. № 10 (339) . Вып . 90 . С . 151-153 .
8 . Пикабу [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://pikabu . ru/story/kak_myi_v_rossii_plokho_zhivem_2663939 . 21. 10 .2014
References
1. Golovanova E . I . Bdyzh', Blondinko, Master ioda... i drugie (o strategiyakh avtonomina-tsii v Internete) // Leksiko-grammaticheskie innovatsii v sovremennykh slavyanskikh yazykakh: VI Mezhdunar. nauch . konf. (Dnepropetrovsk, DNU im . Olesya Gonchara, 22-23 aprelya 2013 g . ): ma-terialy. Dnepropetrovsk: Nova ideologiya, 2013 . S . 73-76.
2 Golovanova E I Professional'nyi diskurs, subdiskurs, zhanr professional'noi kom-munikatsii: sootnoshenie ponyatii // Vestn. Chelyab . gos . un-ta . 2013 . № 1 (292) . S . 32-35 .
3 . Goroshko E . I . Internet-zhanr i funktsionirovanie yazyka v Internete: popytka refleksii // Zhanry rechi . Vyp . 6 . Zhanr i yazyk. Saratov, 2009 . S . 11-27 .
4 . Lebedeva N . B . , Zyryanova E . G . , Plaksina N .Yu . Zhanry estestvennoi pis'mennoi rechi: studencheskoe graffiti, marginal'nye stranitsy tetradei, chastnaya zapiska . M . : KRASAND, 2011. 256 s .
5 . Mechkovskaya N . B . Lingvisticheskii kiberpank v russkom Internete: funktsii i vidy yazy-kovoi igry s angliiskimi zaimstvovaniyami // Slavisticna revija . 2007. № 1-2 . P 47-65.
6 . Popova T V. Kreolizovannye derivaty kak element russkoi pis'mennoi kommunikatsii rubezha KhKh-KhKhI vv. // Lingvistika kreativa . Ekaterinburg, 2009. S . 147-176.
7 . Chasovskii N . V. Samoportret studenta v Internete (na primere mema «Veselyi stu-dent») // Vestn . Chelyab . gos . un-ta . Ser. «Filologiya . Iskusstvovedenie» . 2014. № 10 (339) . Vyp . 90 . S . 151-153 .
8 Pikabu [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa: http://pikabu ru/story/kak_myi_v_rossii_plokho_zhivem_2663939 21. 10 .2014
Статья поступила в редакцию 16.11.2014