3. Zagidullina, M. V. (2011) "Budutzhee zhurnalistiki i zhurnalist budutzhego: Obzor issledovatelskih mnenii" [=The future of journalism and journalist of the future: review of research field], in: Znak: problemnoye pole media obrazovaniya [=Sign: media-education research field], vol. 1, N 7, pp. 34-38 (in Russ.).
4. Makarytchev, A. S. (2014) Genealogia anarkhii, semantika revansha. Rossiya glazami zarybezhnykh ekspertov [=Genealogy of Anarchism: semantic of Revanchism. Russia as Viewed by Foreign Experts], in: Neprokosnovennyi zapas [=NZ: Debates on politics and culture], N 3 (95), available at: http://www.nlobooks.ru/node/5050, accessed 20. 12.2014 (in Russ.).
5. Castells, M. (2012) Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age, Polity Press, Cambridge, 200 p.
6. Dijck, van J. (2013) The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media, Oxford University Press, Oxford, New York, 240 p.
7. McLuhan, M. and Fiore, Q. (2001) The Medium is the Massage: An Inventory of Effects, Ginkgo Press, New York, 159 p.
8. Chomsky, N. What Makes Mainstream Media? available at: www.chomsky.info/articles/199710--. htm, accessed 20. 12.2014.
9. Creepy Crimea-annexing Vladimir Putin figurine, available at: www.usatoday.comvideosnewsw orld2014102417788805, accessed 20.12.2014.
10.Gillen, D. and Hodgefeb, C. The Olympics: A Costly Feel-Good Moment 6, 2014, available at: http://www.nytimes.com/2014/02/06/ business/economy/the-olympics-a-costly-feel-good-moment. html, accessed 20.12.2014.
11.Herzenhorn, D. M. Olympics Opening Ceremony Offers Fanfare for a Reinvented Russia, FEB. 7, 2014, available at: /http://www.nytimes.com/2014/02/08/sports/olympics/russia-opens-sochi-games-with-pageantry-and-pride.html/, accessed 20.12.2014.
12.Kaletsky, A. Europe Faces Three Critical Tests, 23, 2014, available at: www.nytimes. com/2014/10/24/business/international/ europe-faces-three-critical-tests.html, accessed 20.12.2014.
13."Leading daily newspapers in the United States from April to September 2014, by circulation", in: The Statistical Portal, 2014.03.06, available at: http://www.statista.com/statistics/ 184682/us-daily-newspapers-by-circulation/, accessed 20.12.2014.
14. Opinion 2014.03.06. available at: http://www.usatoday.com/videos/ opinion/2014/03/06/6120443, accessed 20.12. 2014.
15.Ron Paul: Crimea secedes. So what?, available at: http://www.usatoday.com/story/ opinion/2014/03/17/, accessed 20.12.2014.
16.Russia on nytimes.com, available at: http://topics.nytimes. com/top/news/international/ countriesandterritories/russia/ index.html, accessed 20.12.2014.
17.Sochi Interactive, available at: www.nytimes. com/interactive/2014/02/11/sports/sochi-2014-interactive-stories.html, accessed 20.12.2014.
18. ThinkBack: Olympics Meet Politics, available at: http://www.nytimes.com/interactive/2014/02/11/ sports/sochi-2014-interactive-stories.html, accessed 20.12.2014.
19. Vladimir Putin on nytimes.com, available at: http://topics. nytimes.com/top/reference/timestopics/ people/p/vladimir_v_putin/ bindex.html?8qa, accessed 20.12.2014.
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 135-141.
УДК 808.41
Е. И. Голованова, Н. В. Часовский интернет-мем как элемент визуализации в сми
В современном медийном пространстве активно используются разнообразные средства, возникшие и функционирующие в рамках интернет-общения. Одним из инструментов воздействия выступают интернет-мемы, в частности, такая их разновидность, как креолизованный текст, со-
вмещающий в себе визуальный и вербальный компоненты. Данный жанр привлекателен тем, что оперативно отражает события социальной, политической и культурной жизни, реализуя креативные и игровые функции автора и адресата. При помощи визуального образа в меме не только задается тема сообщения, но и формируется особая эмоционально-экспрессивная тональность коммуникации.
Ключевые слова: интернет-мем; СМИ; креолизованный текст; визуализация; коммуникация.
Современный облик электронных СМИ невозможно представить без визуальной составляющей. Использование фотографий, инфо-графики, рисунков не только ускоряет, упрощает восприятие информации [3. С. 69], но и позволяет акцентировать внимание на определенных элементах сообщения, выделить наиболее важные, на взгляд автора, смыслы.
При всем многообразии текстов, предлагаемых сегодня электронными изданиями, интерес читателя неизбежно определяется двумя факторами: наличием броского заголовка и сопровождающего статью изображения. Если читатель изначально не был ориентирован на определенную рубрику, его внимание скорее привлекут статьи с ярким визуализированным сопровождением. Не случайно, как отмечает Ирина Антанасиевич, сочетание изображения и текста на протяжении многих веков применялось в разных странах как средство воздействия [1. С. 27].
Стремление к визуализации информации объясняется и такой особенностью интернет-коммуникации, как затрудненность в использовании эмоционального компонента общения при одновременной тяге к эмоциональному наполнению текста. Учитывая высокую скорость передачи информации и ее распространения, а также нацеленность на оперативное понимание читателем и желание автора донести максимально насыщенный текст, использование визуализированного текста становится способом компенсации недостающих паралингви-стических средств.
В центре внимания настоящей статьи находятся особенности функционирования в меди-апространстве интернет-мемов, а именно такой их разновидности, как креолизованные тексты, то есть тексты, сочетающие вербальный и невербальный компоненты в их единстве.
Существует множество исследований, посвященных креолизованному тексту и его воздействию на людей. Например, Ю. А. Сорокин и Е. Ф. Тарасов в работе «Креолизованные тексты и их коммуникативная функция» утверждают, что «креолизованный текст характери-
зуется облигаторным наличием в своей структуре визуального (иконического) элемента, который интегрирован в вербальное сообщение в содержательном, содержательно-композиционном и содержательно-языковом аспектах» [7. С. 180]. Визуальный элемент служит для того, чтобы полнее раскрыть вербальное сообщение или же придать ему новое значение.
Под мемами (англ. тете, от греч. ¡¡¡¡,ща 'подобие'), широко распространенными в Интернете, особенно в социальных сетях, понимаются различного рода знаки как носители смысла (слова, фразы, фотографии, рисунки, видеоролики и проч.), которые чаще всего имеют остроумно-иронический характер и спонтанно приобрели популярность путем распространения разными способами [4]. Если мем удачен, он непременно получает отклик и дальнейшую жизнь в интернет-среде. В дискурсе СМИ такой мем, будучи узнаваемым, без сомнения, привлечет внимание и интерес читателей к тексту.
В качестве примера приведем мемы с изображением Дженнифер Псаки, официального представителя Государственного департамента США, получившие популярность в интернет-пространстве с вербальным текстом типа: «Я обязательно уточню (эту информацию в офисе)», «Так говорят», «Эти фотографии обошли все мировые СМИ», «Я с радостью разберусь с этим вопросом» и т. д.
Отметим, что в сети Интернет имя Псаки стало нарицательным и используется в значении 'ерунда', 'бред', на что повлияло широкое
хождение фразы 'N0 psaking, на фоне ее фотографии в красном круге (русский перевод: 'Хватит нести чушь').
Как правило, мемы подобного рода деакту-ализируются вместе с утратой популярности объекта их внимания. В частности, можно отметить, что ажиотаж, который возник вокруг фигуры Псаки в связи с освещением событий, относящихся к Украине и России, в настоящее время пошел на спад в сравнении с пиком в июле-августе 2014 года. Судя по всему, тема некомпетентности сотрудников Госдепа пользователям наскучила, следовательно, данный мем в скором времени отправится в своеобразный архив.
В статье, посвященной анализу интернет-мемов, связанных с падением челябинского метеорита 15 февраля 2013 года [8], опубликованы результаты проведенного одним из авторов настоящего исследования опроса местных пользователей Интернет. Целью опроса было выяснить, как изменилось (и изменилось ли) восприятие названного явления и отношение к нему. Если до просмотра мемов большинство опрашиваемых считали события, произошедшие 15 февраля, грандиозными, заслуживаю-
щими повышенного внимания (из чувств преобладали страх, смятение, тревога), то после просмотра мемов падение метеорита стало восприниматься «как некий экшн» либо как «что-то абсолютно естественное, но не форс-мажор, знамение или начало конца света», а само описание события «превратилось в увлекательную и даже легендарную историю, которую хорошо рассказывать друзьям, особенно иностранным».
Отсюда следует, что мемы не только способны привлечь внимание к тому или иному социально значимому явлению, событию, лицу, но и в корне переменить отношение к нему - в соответствии с общей тональностью интернет-общения [подробнее см.: 2; 6]. В данном случае интернет-мемы сгладили остроту восприятия экстремальной ситуации, перевели произошедшее из разряда серьезного в разряд чего-то игрового. При этом игра оказалась связанной не с текстом или изображением, а с самим событием, которое ценностно нивелировалось, утратило свою «эсхатологическую» значимость.
Говоря об интернет-мемах, стоит отметить, что сегодня их создание не представляет особой сложности: шаблоны мемов можно найти, набрав в поисковике соответствующую фразу. Как правило, на сайтах выложены образцы известных интернет-мемов, которые представляют собой изображение с пробелами, где обычно пишется текстовое сообщение. В связи с этим в виртуальном пространстве часто можно увидеть мемы, которые незначительно отличаются друг от друга (могут быть изменены имена, место действия и т. д.). Качественные мемы при этом встречаются относительно редко, так
как они требуют от авторов творческого мышления, нестандартного подхода, свежего взгляда на проблему.
Интернет, будучи самым популярным ме-диаканалом, значимость которого неизменно растет (поскольку знакомство с ним и погружение в его информационную среду начинается чуть ли не с раннего детства), помимо информативной, выполняет также рекреативную функцию. В связи с этим весьма актуальным становится использование в новостной ленте изображений, имеющих эмоционально-экспрессивный характер. Чем эпатажней картинка, тем больший интерес она может вызывать у пользователей, при этом самые популярные изображения могут в дальнейшем перейти из ранга недолговечных в ранг «долгоживущих», многократно репродуцируемых мемов. У читателей закрепляется определенная реакция на тот или иной визуальный образ и возникает вполне закономерное желание просмотреть сообщение на предмет подтверждения своих ощущений, ожиданий.
Так, например, практически все значимые события, происходившие и происходящие до сих пор на Украине, оперативно осмысляются в Интернете посредством размещения фотографий (с текстом или без него) либо в виде мемов, предлагающих субъективную трактовку событий. Среди них наиболее популярными стали «Хто не скаче, той москаль!», где «скачущие» представлены в весьма ироническом ракурсе; «Вопрос от американских налогоплательщиков. Мистер Обама, почему 5 млрд. $, предназначенных для развития демократии в Украине, пошли на развитие патриотизма в России?»; ситуация с Крымом (см. рис. ниже) и множество других.
Важная особенность современного интернет-пространства состоит в том, что оно пре-
вращается в место реализации творческого потенциала рядовых носителей языка: здесь размывается оппозиция элитарное - массовое [5]. Не случайно исследователи все увереннее говорят о становлении «гражданской» журналистики как нового самостоятельного направления в российских медиа. Сама возможность запечатлеть какое-либо событие при помощи доступного цифрового устройства (чаще всего - камеры сотового телефона) с дальнейшим выкладыванием его на страничке в социальных сетях или «залитием» на видеохостинги типа YouTube или RuTube привела к тому, что практически каждый пользователь Интернета при желании может стать автором сюжета о том, что оказалось незамеченным для традиционных СМИ и профессиональных журналистов.
Подобные сюжеты часто становятся популярными и обрастают всевозможными пародиями, мутируют (что является одной из отличительных особенностей мемов) через повторение. Попытка воссоздать сюжет того или иного мема означает, что он обрел определенную популярность, и его автор может рассчитывать на позитивное восприятие своих будущих творений. То же справедливо по отношению к мемам, представленным в виде изображений (картинок, демотиваторов, комиксов) к печатным текстам.
Интернет-мем, размещенный в медиапубли-кации, по сути, является оформлением ситуации социального взаимодействия между автором и читателем, иконический элемент в нем выполняет функцию средства максимально быстрой и точной передачи не только информации как таковой, но и отношения к ней автора.
Для возникновения интернет-мемов, используемых как элемент медиапространства, актуально следующее правило: чем короче и оригинальнее по содержанию некоторый вербальный текст, чем он злободневнее, тем
больше у него шансов стать мемом и получить дальнейшее развитие. Примерами таких ме-мов могут служить нашумевшие в свое время «Язь!!!», «Опа ганга стайл», «Очки нннада?», «Чупакабра» и т. д. В частности, «Чупакабра» стал популярным с легкой руки официальных СМИ Центральной и Южной Америки и получил распространение по всему миру, в том числе и в России [10]. Именно благодаря первым сюжетам отнюдь не мифические животные, а вполне реальные лисы, койоты, дикие собаки и прочие представители зоомира, как правило, изменившие свой облик в результате разных болезней, мутаций, воспринимались как нечто непонятное, загадочное и опасное. Ажиотаж, раздутый СМИ, поддерживался за счет фото- и видеоподтверждений, на поверку оказывающихся провокационными (искусственно созданными чучелами). Продолжительность жизни упомянутых мемов, как и большинства других, связана с их востребованностью аудиторией: как только она сходит на нет, мемы перестают реплицироваться, уходят в архив.
Чтобы создать новый, оригинальный мем, нужно выбрать актуальную новость и представить ее в нетривиальном ракурсе. Так, в начале ноября 2014 года в Пекине прошел саммит АТЭС, на который приехали лидеры стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе президенты РФ и США. На многих новостных лентах появилась информация о том,
что второй день саммита ознаменовался высадкой деревьев. Там же размещались фотографии с этой церемонии, в том числе снимок, где В. В. Путин присыпает землей свое дерево, а Б. Обама стоит с лопатой около своего. Фотография с президентом Российской Федерации, где он закапывает что-то, тут же разошлась в Интернете с подписью-комментарием: «В Пекине закончилась встреча Владимира Путина и Барака Обамы». Реакция пользователей оказалась вполне ожидаемой: через некоторое время изображение российского президента получило широкое распространение, «обросло» демо-тиваторами и мемами.
Надо отметить, что в интернет-пространстве ранее уже функционировал мем с сюжетом закапывания под названием «Дядя Федор копает» («Дядя Федор ищет клад»), представляющий собой серию четырехпанельных ме-мов (т. е. состоящих из четырех картинок, изображений), где в последней панели Дядя Федор что-то или кого-то закапывает.
Не прошло и дня, как фотография с Владимиром Путиным трансформировалась в двух-панельный мем: на первом изображении представлена своеобразная завязка - комментарий одного из политиков в адрес В. В. Путина: «Нас смущает Ваша внешняя политика», а на втором - развязка (президент РФ с лопатой якобы закапывает автора комментария, приговаривая: «Политика его наша внешняя смущает»). Таким
образом, данный мем, по сути, стал продолжением, модификацией уже известного мема про Дядю Федора и наглядно реализовал типичную модель воспроизводства («реанимации») сюжета через его неточное копирование.
Отметим также, что синтез визуального и вербального компонентов в меме делает сообщение не только привлекательным, но и легко усваиваемым. Креолизованные тексты подобного рода могут буквально «впечатываться» в память человека, в дальнейшем позволяя декодировать другие сходные сообщения на основе имеющихся и адекватно их воспринимать [9; 10].
В целом, использование визуализированных сообщений становится неотъемлемой чертой преподнесения информации в интернет-коммуникации, облегчающей ее восприятие и обработку. В условиях, когда интернет-пользователям приходится принимать и декодировать огромное количество информации, во много раз превышающей то, что воспринимается людьми, находящимися вне Интернета, верно подобранное изображение способствует выделению той или иной новости в пространстве интересов пользователей сети. Очевидно, что большинство из них гораздо скорее заинтересуются визуально подкрепленным текстом, чем сухой словесной информацией.
Само явление визуализации следует рассматривать как одну из сущностных характеристик виртуальной коммуникации в сети Интернет. С его помощью компенсируются недостатки опосредованного контакта, а через взаимодействие визуального и вербального компонентов текста формируются разнообразные смыслы, значимые для участников коммуникации.
Список литературы
1. Антанасиевич, И. Русский комикс Королевства Югославия / И. Антанасиевич. Нови-Сад: Комико, 2014.
2. Голованова, Е. И. Бдыжь, Блондинко, Мастер йода... и другие (о стратегиях автономинации в Интернете) / Е. И. Голованова // Лексико-грамматические инновации в современных славянских языках: VI Междунар. науч. конф. (Днепропетровск, ДНУ им. Олеся Гончара, 22-23 апр. 2013 г.): материалы. Днепропетровск: Нова щеолопя, 2013. С. 73-76.
3. Горяйнова, А. В. Инфографика - современный подход к визуализации журналистских материалов / А. В. Горяйнова, С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. № 2 (6). С. 68-73.
4. Интернет-мем [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем.
5. Мечковская, Н. Б. Игровое начало в современной лингвистике: избыток сил или неопределенность целей? / Н. Б. Мечковская // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. М.: Индрик, 2006. С. 30-41.
6. Мечковская, Н. Б. Лингвистический ки-берпанк в русском Интернете: функции и виды языковой игры с английскими заимствованиями / Н. Б. Мечковская // Slavisticna revija. 2007. № 1-2. S.47-65.
7. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. М.: Высш. шк., 1990. С. 180-186.
8. Часовский, Н. В. Игровые интенции мем-групп (на примере восприятия челябинского метеорита) / Н. В. Часовский // Челяб. гуманитарий. 2013. № 1 (22). С. 55-59.
9. Часовский, Н. В. Интернет-мем как особый жанр коммуникации / Н. В. Часовский // Учен. зап. Забайк. гос. ун-та. Сер. Филология. Востоковедение. 2015 (в печати).
10.Чупакабра [Электронный ресурс]. URL: http://www.ntv.ru/tema/чупакабра.
11.Щурина, Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации / Ю. В. Щури-на // Науч. диалог. 2012. № 3. С. 161-173.
Часовский Никита Вячеславович - аспирант кафедры теории языка Челябинского государственного университета. nikita-nox@mail.ru
Chasovskiy N. V., post graduate student of The Theory of Language Department, Chelyabinsk State University. nikita-nox@mail.ru
Голованова Елена Иосифовна - доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка Челябинского государственного университета. ligol@csu.ru
Golovanova E. I., PhD of Philology, professor of The Theory of Language Department, Chelyabinsk State University. ligol@csu.ru
internet meme as the element
of the visualisation in the media
In today's media field a variety of tools that have arisen and operates within the Internet-communication, are actively used. One of the tools are the Internet memes, in particular, one of the kind - creolized text, that combines visual and verbal components. This genre is attractive because it operatively reflects events of the social, political and cultural life, implementing creative and gaming functions of the author and recipient. With the help of a visual image in the meme it is not only gives the subject of the message, but also forms a special emotional and expressive tone of communication.
Keywords: Internet-meme; media; creolized text; visualization; communication.
references
1. Antanasievich, I. (2014) Russkij komiks Korolevstva Jugoslavija [=Russian comics of Yugoslavia kingdom], Novi-Sad, 159 p (in Russ.).
2. Golovanova, E. I. (2013) "Bdyzh', Blondinko, Master joda... i drugie (o strategijah avtonominacii v Internete)" [=Bdyzh', Blondinko, Master joda.and others (about strategies of autonaming in the Internet)], in: Leksiko-grammaticheskie innovacii v sovremennyh slavjanskih jazykah: VI Mezhdunarodnaja nauchnaja konf. [=Lexical and grammatical innovations in modern Slavic languages: VI International Scientific Conference] (Dnepropetrovsk, Olesja Gonchar DNU, 22-23 April, 2013.) : materials. Dnepropetrovsk, pp. 73-76 (in Russ.).
3. Gorjajnova, A. V., Simakova, S. I. (2010) "Infografika - sovremennyj podhod k vizualizacii zhurnalistskih materialov" [=Infographics- modern approach to the visualization of journalistic materials], in: Znak: problemnoepole mediaobrazovaniya [=Sign: The problem field ofmedia education], № 2 (6), pp. 68-73 (in Russ.).
4. Internet-mem [Internet-resource] : https://ru.wikipedia.org/wiki/Internet-mem, accessed 25.02.2014 (in Russ.).
5. Mechkovskaja, N. B. (2006) "Igrovoe nachalo v sovremennoj lingvistike: izbytok sil ili neopredelennost' celej?" [=Game origin in modern linguistics: an excess force or uncertainty of goals?], in: Logicheskij analiz jazyka. Konceptual'nye polja igry [=Logical analysis of language. Conceptual playing fields], Moscow, pp. 30-41.
6. Mechkovskaja, N. B. (2007) "Lingvisticheskij kiberpank v russkom Internete: funkcii i vidy jazykovoj igry s anglijskimi zaimstvovanijami" [=Linguistic cyberpunk in the Russian Internet: functions and types of language games with English loanwords], in: Slavisticna revija, № 1-2, pp. 47-65 (in Russ.).
7. Sorokin, Ju. A. (1990) "Kreolizovannye teksty i ih kommunikativnaja funkcija" [=Creolized texts and their communicative function] / Ju. A. Sorokin, E. F. Tarasov, in: Optimizacija rechevogo vozdejstvija [=Optimization of speech influence], Moscow, Higher School, pp. 180-186 (in Russ.).
8. Chasovskij, N. V. (2013) "Igrovye intencii mem-grupp (na primere vosprijatija cheljabinskogo meteorite)" [=Game intentions of meme-groups (by the example of the perception of the Chelyabinsk meteorite)], in: Cheljabinskijgumanitarij [=Chelyabinsk humanities], № 1 (22), pp. 55-59 (in Russ.).
9. Chasovskij, N. V. (2015) "Internet-mem kak osobyj zhanr kommunikacii" [=Internet meme as a special genre of communication], in: Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Filologija. Vostokovedenie.[= Scientific notes of the Trans-Baikal State University. Ser. Philology. Orientalism], (in print).
10.Chupakabra [Internet-resource]: http://www.ntv.ru/tema/chupakabra, accessed 25.02.2014 (in Russ.).
11.Shhurina, Ju. V. (2012) "Internet-memy kak fenomen internet-kommunikacii" [=Internet memes as a phenomenon of Internet communication], in: Nauchnyj dialog [=Scientific dialogue], № 3, pp. 161173 (in Russ.).