Научная статья на тему 'Освещение российской тематики в онлайн-версиях usa Today и The New York Times в контексте глобальных изменений в медиапространстве'

Освещение российской тематики в онлайн-версиях usa Today и The New York Times в контексте глобальных изменений в медиапространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
728
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-СМИ / ВОСПРИЯТИЕ РОССИИ В МАССМЕДИА США / USA TODAY / THE NEW YORK TIMES / ONLINE MEDIA / PERCEPTION OF RUSSIA IN THE US MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Архангельская Ирина Борисовна

В статье рассмотрены основные тренды в современном медиапространстве. Проведен анализ освещения российской проблематики в онлайн-версиях USA Today, The New York Times в 2014 году. Исследование выявило, что тема актуализировалась в американских СМИ. Политика России жестко критикуется, однако страна воспринимается в США как «чужой», но не враг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN THEME IN ONLINE VERSIONS OF USA TODAY AND THE NEW YORK TIMES IN THE CONTEXT OF GLOBAL MEDIA CHANGES

The article considers the main trends in the contemporary media space and analyzes the coverage of Russia issues in online versions of USA Today and The New York Times. The ideas of M. McLuhan, D. McQuail, J. Van Deijck, M. Castells form the theoretical basis of the research. USA Today and The New York Times provide free access to most of their materials which are available for the computer, Iphone, and Ipad users. Video and slide-shows attract readers from all over the world. Russia became actual theme in 2014 in the US media, but it had been peripheral during the previous decade. Sochi Olympiad, Crimea unification with the RF, conflict in Ukraine, Putin, those were the main topics of USA Today and The New York Times related to Russia. USA Today’s coverage of Russian problems was more neutral and balanced compared to tough rhetoric of The New York Times. At the same time both newspapers view the country as an “alien”, but not an enemy.

Текст научной работы на тему «Освещение российской тематики в онлайн-версиях usa Today и The New York Times в контексте глобальных изменений в медиапространстве»

2. Bahtin, M. M. (1979) Jestetikaslovesnogotvorchestva[=Esthetics of verbal creativity], primech. S. S. Averinceva i S. G. Bocharova, Moscow, 422 p. (in Russ.).

3. Bahtin, M. M. «ProblemypojetikiDostoevskogo» [=Problems of poetics of Dostoyevsky], in:Nauchnajabiblioteka [=Scientific library], available at:http://www.e-reading.mobi/bookreader. php/139344/Bahtin_-_Problemy_poetiki_Dostoevskogo.pdf, accessed 23.01.2015 (in Russ.).

4. Boguslavskaja, V. V. «Zhurnalistskijtekstkaktermin i kakponjatie» [=Journalistic text as term and as concept], in Nauchno-kul'turologicheskijzhurnal «Relga»[=Scientific and culturological magazine of Relga], available at:http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=187&lev el1=main&level2=articles. Accessed 23.01.2015 (in Russ.).

5. Dement'ev, V. V. (2010) Teorijarechevyhzhanrov [=Theory of speech genres], Moscow,600 p.

6. Dzjaloshinskij, I. M. «Zhurnalistskijtekstkakstrukturnajacelostnost>» [=Journalistic text as structural integrity], available at: http://www.dzyalosh.ru/03-toler/books/siroti/4_dziylochinskii.html, accessed 22.01.2015 (in Russ.).

7. Kozhemjakin, E. A. «Ob#ektivnost' kakfilosofskajakategorija v zhurnalistskomdiskurse» [=Objectivity as philosophical category in a journalistic discourse], in:NauchnyevedomostiBelgorodsko gogosudarstvennogouniversiteta[=Scientific sheets of the Belgorod state university 2011. №18 (113)], available at: http://cyberleninka.ru/article/n/obektivnost-kak-filosofskaya-kategoriya-v-zhurnalistskom-diskurse, accessed 22.01.2015 (in Russ.).

8. Sovremennyjtolkovyjslovar' russkogojazyka [=Modern explanatory dictionary of Russian](2002), gl. red. S. A. Kuznecov,St. Petersburg 960 p. (in Russ.).

9. Chepkina, Je. V. «Russkijzhurnalistskijdiskurs» [=Russian journalistic discourse], in: Chelovek i nauka[Person and science], available at:http://cheloveknauka.com/russkiy-zhurnalistskiy-diskurs, accessed 21.01.2014 (in Russ.).

10. Shmeleva, T. V. «Rechevojzhanr. Vozmozhnostiopisanija i ispol'zovanija v prepodavaniijazyka» [=Speech genre. Possibilities of the description and use in teaching language], in: Rusistika. Nauchnyjzhurnalaktual'nyh problem prepodavanijarusskogojazyka (Berlin).1990. №2. [Russian philology.Scientific magazine of actual problems of teaching Russian (Berlin), 1990. № 2], available at:http://refdb.ru/look/2627347.html, accessed 25.01.2014 (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 129-135.

УДК 811.161; ББК Ч612.3(7США)

И. Б. Архангельская

освещение российской тематики в онлайн-версиях

usa today и the new york times в контексте глобальных

изменений в медиапространстве

В статье рассмотрены основные тренды в современном медиапространстве. Проведен анализ освещения российской проблематики в онлайн-версиях USA Today, The New York Times в 2014 году. Исследование выявило, что тема актуализировалась в американских СМИ. Политика России жестко критикуется, однако страна воспринимается в США как «чужой», но не враг.

Ключевые слова: онлайн-СМИ; USA Today; The New York Times; восприятие России в масс-медиа США.

Конвергенция оффлайн и онлайн-СМИ, участие аудитории в производстве контента при отсутствии контроля над его содержанием - таковы основные черты современного меди-апространства. Известный теоретик массовой

коммуникации Д. Маккуэйл среди трендов постоянно меняющейся медиадействительности отмечал «изобилие информации и ее разнообразие во всех сферах», «постоянные технологические изменения» и одновременно с этим

«интерактивность и возросшие возможности подключения» [2].

Голландский медиакритик Ж. ванн Дейк уверен, что современная культура «соединенности», «подключенности» («the culture of connectivity») к Сети формирует новый тип повседневности [6. Р. 6]. Мысли ван Дейка созвучны идеям канадского философа М. Маклюэна, утверждавшего, что мы живем в «глобальной деревне», где «все происходит одномоментно» [7. Р. 63].

Несомненно, печатные СМИ и телевидение теряют популярность, а медиапотребление в Сети увеличивается, и появилась возможность получать информацию из Интернет-ресурсов практически в любой момент. Наблюдая эти процессы, отечественный философ П. С. Гуревич видит угрозу деантропологиза-ции человека, возможность появления нового вида homo sapiens, прочно связанного с помощью современных гаджетов с виртуальным миром и теряющего навыки коммуникации за пределами интернет-пространства [1].

М. Кастелльс, напротив, не столь пессимистичен. Он полагает, что в новой глобальной коммуникативной культуре происходит противостояние сетевых систем (Net) и личности (Self). По мнению ученого, проводя часть своей жизни в Сети, человек изменился, но, вместе с тем, научился противостоять внешнему воздействию и сохранять свою идентичность [5].

Усиление роли Интернета как источника информации стало вызовом для массмедиа: практически все традиционные СМИ имеют онлайн-версии. Тиражи большинства газет отстают от количеств посетителей их сайтов, что объясняется легкостью подключения к онлайн-медиа с разных носителей, удобством потребления информации где и когда это удобно пользователю.

Новые коммуникации изменили отношения между массмедиа и обществом, а также методы борьбы и дискурсы в информационном поле. Любое событие в мире освещается в интернет-СМИ, к которым можно отнести и онлайн-вер-сии бумажных газет и журналов.

Сетевые медиа имеют много преимуществ:

1. Доступ к ресурсу практически из любой точки мира, где есть Интернет, с разных носителей: компьютера, мобильного телефона, планшета.

2. Бесплатный контент большинства он-лайн-ресурсов.

3. Возможность для тех, кому отказано высказать свою точку зрения в «мейнстрим» медиа, сделать это в Сети.

4. Выход на широкую аудиторию за пределы одной страны.

5. Оперативное обновление информации, установление обратной связи и создание площадки для всестороннего обсуждения проблем.

6. Синхронизация с традиционными СМИ в случае необходимости.

К недостаткам можно отнести:

1. Слабый контроль над содержанием форумов, особенно в случае анонимности участников.

2. Распространение недостоверной информации, сфабрикованных сенсаций через форумы.

Все американские газеты имеют онлайн-версии. Большинство из них существуют на доходы от рекламы и являются бесплатными для читателей, например, USA Today, The New York Times, Washington Post, Chicago Tribune, Boston Herald и др.

В данной работе предпринята попытка на примере сетевых версий двух американских популярных газет (USA Today, The New York Times) понять, насколько мнения западных и отечественных исследователей о взаимоотношениях человека и медиа, характере дискурса в Сети во время геополитических конфликтов являются справедливыми и точными. Информационная война 2014 года, в которой активное участие приняли Россия, Украина, европейские и американские СМИ, предоставила интересные материалы для изучения.

Были поставлены также следующие задачи: выявить основные российские темы, которые привлекли внимание американских журналистов в 2014 году, определить контексты, в которых рассматривалась данная проблематика.

Основанная в 1982 году, USA Today считается в США молодой газетой. Тираж ее печатной версии по будним дням за последние пять лет упал с 2,1 млн. до 1,65 млн, но круг посетителей сайта постоянно растет и достиг 4,1 млн человек в день. Данное СМИ - самое популярное в США [13], относится к категории «мейнстрим», его задача, как полагает Н. Хомский, информировать, развлекать и формировать консенсус между обществом и властью [8]. Несмотря на возможность доступа к ресурсу из любой точки мира и большое количество зарубежных читателей, USA Today, прежде всего, ориентируется на американцев. Ситуация в стране, покупка недвижимости и автомобилей, спортивные новости, обзоры кинорынка - ос-

новная тематика газеты, в то время как события за рубежом не являются предметом ее особого внимания.

За последние пять лет сайт газеты изменился. Над его дизайном успешно поработало агентство «Fantasy Interactive», сделав ресурс более интерактивным и удобным для пользования с мобильных устройств и планшетов. Если в 2009 году пользователи могли найти выложенные на ресурс новости и статьи с красочными фотографиями, то в 2014 онлайн-газета предлагает видео, текст, фото, возможность обсуждения в форуме. Любой материал можно ретвитнуть, порекомендовать друзьям в социальных сетях Facebook и Linkedin.

The New York Times гордится своей долгой (основана в 1851 году) и славной историей. Тираж воскресного выпуска - около 1,3 млн, ежедневного - около 639,887. Ежедневное количество просмотров сайта - около 2,1 млн [13]. Именно журналисты этой газеты опубликовали в 1971 году секретные документы Пентагона (Pentagon Papers), раскрывающие постыдные тайны войны во Вьетнаме. Газета по праву считается образцом демократической прессы, имеет множество зарубежных бюро, в том числе одно в Москве. The New York Times стремится поддерживать демократические свободы в США, продвигать американские ценности за рубежом. Ее читательская аудитория образована, интересуется внутренней и внешней политикой, экономикой, культурой. Журналисты The New York Times конструируют повестку дня в стране, а иногда и за рубежом, способны как создать, так и разрушить имидж персоны или территории.

С 1996 года газета активно работает в Сети и старается идти в ногу со временем. В 2008 году она открыла доступ всем пользователям iPhone and iPod Touch, а в 2010 году предложила читателям мобильную версию для iPad. Часть материалов газеты имеет платный доступ, но их можно скачать по RSS-каналам.

Российская проблематика всегда являлась периферийной в американских массме-диа, USA Today и The New York Times не стали исключением. Однако в 2014 году тема актуализировалась. Олимпиада в Сочи, роль России в конфликте на Украине, экономические санкции стали неотъемлемой частью повестки дня многих западных СМИ. Политолог А. С. Макарычев предположил, что проект «Сочи» и «проект Крым», объединенные идеями «нормализации» страны, возрождения ее

державности путем демонстрации как «мягкой» («Олимпиада»), так и «жесткой» силы (Крым), с одной стороны, обеспокоили западных политиков, экспертов, журналистов, с другой стороны, усилили интерес к нашей стране [4]. Это привело к смене вектора в освещении международных событий западными СМИ.

В 2014 году на сайте USA Today можно найти около 300 материалов по запросу «Russia» («Россия»), 530 - со словом «Crimea» («Крым»), более 1000 упоминаний «Sochi 2014» («Сочи 2014»), около 1300 новостей и статей, в которых фигурирует имя президента РФ Владимира Путина. При наборе словосочетания «Russian bear» («Русский медведь») находим 73 источника. Но «медведи» используются журналистами как метафора [14].

Однако по сравнению с другими странами (ФРГ - около 5000 откликов на запрос «Germany» («Германия»), Польша - около 800 выдач при наборе слова «Poland» («Польша»), Франция - 400 материалов о стране), Россия остается темой второго плана.

В новостях и аналитических статьях присоединение Крыма к России названо «аннексией», что является официальной точкой зрения в США. При обсуждении конфликтных вопросов слово предоставляется и украинской, и российской сторонам, жителям Крыма, имеющим противоположные взгляды на происходящее. Рядом с острой критикой России сенатором Д. Маккейном можно прочитать интервью с конгрессменом из Пенсильвании Р. Полом, поддерживающим пророссийскую позицию. Политик считает, что народ имеет право на самоопределение, а крымчане добровольно приняли решение, с кем им быть [15]

Любопытно, что интервью с Р. Полом сопровождается онлайн- опросом, в котором редакция просит читателей высказать свое мнение о том, разделяют ли они точку зрения конгрессмена по Крыму. Удивительно, что из 3776 проголосовавших 68 % человек согласны с Р. Полом абсолютно (strongly agree), 20% согласны (agree), 2 % не определились (don't know), 4 % не согласны (disagree) и 6 % категорически не согласны (strongly disagree) [15]. Даже в Российской Федерации, возможно, будет меньше сторонников позиции «крым наш», чем среди голосовавших на сайте USA Today.

Главным событием, связанным с Россией, для ресурса была Олимпиада в Сочи. По сравнению с другими американскими СМИ (CNN,

Fox), USA Today сбалансировано освещало мероприятие. Большинство материалов было посвящено спортивным состязаниям, а бытовые проблемы упоминались вскользь [17].

Внимание уделено и конфликту между Украиной и Россией, а также санкциям, при этом журналисты признают, что экономическая война никому не пойдет на пользу.

В отличие от многих западных СМИ, USA Today отказалось от демонизации Владимира Путина. Президент РФ показан как человек с четкой позицией. На сайте последовательно представлены действия российского лидера с начала и до конца 2014 года. Путина критикуют Маккейн, девушки из «Пусси Райот», но журналисты газеты при этом остаются «нейтральными наблюдателями».

В теме «Путин», для журналистов USA Today нет табу. 23 октября на сайте размещена новость о продаже на аукционе Брекер в Германии механической куклы Владимир Путин. Президент сидит за небольшим столиком и под звуки вальса гусиным пером подписывает «Акт о присоединении Республики Крым к России». Данное произведение, созданное швейцарским мастером К. Байлли, яркий образец китча, повод для иронии над «большой» политикой и ее представителями [9].

На сайте выложено несколько видеороликов c нарезкой сюжетов из популярных комедийных шоу Д. Леттермана, Д. Лино, С. Кольбера. Ведущие высмеивают различные российские проблемы: степень подготовленности к Олимпиаде, «вежливых людей» в Крыму, номинацию В. Путина на Нобелевскую премию мира, санкции. Параллельно возникают остроты и в адрес Барака Обамы. Так, С. Кольбер смеется над тем, что «США не дадут России в долг денег, которые они, в свою очередь, заняли у Китая» [16].

В форумах читатели высказывают разные мнения о происходящем в России, но американская политкорректность доминирует. Посетители сайта USA Today стараются вести цивилизованную дискуссию, что не характерно для дискурса в Сети.

Освещение России на сайте The New York Times отличается от онлайн-версии USA Today большей агрессивностью. На данном ресурсе есть страница, на которой можно найти не только новости и статьи по российской тематике, но и справочный материал с основными сведениями о стране [16]. Поиск по запросу «Russia» выдает около 300 тысяч материалов разной

направленности, из них только 17,494 - за 2014 год. Приблизительно столько же внимания СМИ уделяет и другим европейским странам.

Газета достаточно политизирована и имеет четко выраженный антироссийский уклон. Россия в материалах The New York Times представлена в мрачных тонах. Протесты российской оппозиции в Москве, притеснения сексуальных меньшинств, дело Алексея Навального, «захват» Крыма, экономический кризис в стране - такой видят Россию журналисты.

Российская тематика в 2014 году начинается с Олимпиады в Сочи. В одном из видеосюжетов показано, какую роль политика играет в этом спортивном форуме. Авторы вспоминают трагические события во время Олимпиады в Мюнхене в 1972 году, бойкот московской Олимпиады в 1980 и ставят их в один ряд с «Сочи 2014» [17]. Особое беспокойство авторов фильма вызывают права сексуальных меньшинств России.

В ряде материалов устроителям Олимпиады сделаны замечания за неоправданно большие финансовые вложения в строительство спортивных объектов и организацию мероприятия [10]. Открытие Олимпиады также подверглось критике за чрезмерную пышность и дороговизну. «Чересчур экстравагантное зрелище» («outsize extravaganza»), по мнению Д. М. Херценхорна, неуместно в период снижения экономических темпов развития страны, ущемления прав человека: сексуальных меньшинств и диссидентов [11].

При освещении спортивных баталий газета показала все технологические возможности новых медиа. Используя высоко художественные фото и видеоматериалы, слайд-шоу, ин-фографику, журналисты рассказали о лучших моментах Олимпиады, победах и поражениях, причем внимание было уделено не только американским, но и зарубежным атлетам, показавшим достойные результаты [17].

С января по декабрь 2014 года позиция России по Украине подвергалась жесткой критике. Вместе с тем 23.10 на сайте The New York Times появился аналитический материал агентства Рейтер, в котором были даны неутешительный прогнозы экономического развития Евросоюза и высказано предположение, что Петру Порошенко, как представителю партии «умеренных», пора признать потерю Крыма и российские интересы [12]. Это достаточно неожиданный поворот, способный изменить повестку дня СМИ.

На сайте существует специальный раздел, посвященный Владимиру Путину [18]. Он содержит официальную информацию, аналитику, интервью, дискуссии. Газета дает возможность высказаться оппозиционерам: Алексею Навальному, Михаилу Ходорковскому, эмигрировавшему из России бывшему банкиру Сергею Пугачеву. Но острая критика России и Путина в журналистских материалах и форумах The New York Times не носит открыто оскорбительного характера.

USA Today, The New York Times дают доступ к своим онлайн-ресурсам читателям со всего мира, предоставляя возможность подключения с разных устройств, при этом большинство приложений создано для продукции Apple.

Газеты используют новые формы подачи информации: видео, слайд-шоу, инфографику, различные формы интерактива, в том числе оперативное обсуждение журналистских материалов пользователями модерируемого форума, онлайн-опросы. У читателей есть возможность поделиться с друзьями медиаконтентом через социальные сети и блоги, что значительно расширяет читательскую аудиторию, позволяя информации распространяться по экспоненте.

Сетевые газеты помогают российскому пользователю увидеть ситуацию в мире и в России глазами американских журналистов. Из разных источников можно сложить мозаику происходящего в «глобальной деревне» и почувствовать себя человеком мира, сформировать собственное мнение о происходящем. Интернет, несомненно, способен «переструктурировать не только информационные потоки, но и ментальность» [3].

Россия, хотя и не является ключевой темой для американцев, тем не менее, остается в поле зрения журналистов США.

В 2014 году российская тематика была более популярной в американских СМИ, чем в предыдущие годы, что, несомненно, обусловлено как Сочинской Олимпиадой, так и присоединением Крыма к России и усилению конфликта с Украиной. Олимпиада, Крым, Путин, санкции были основными темами прошедшего года в USA Today, The New York Times. Россия стала мишенью для критики американских журналистов, при этом освещение России в USA Today более мягкое, чем в The New York Times. Несмотря на жесткую риторику, отношение к присоединению Крыма, судя по материалам сайта The New York Times, может измениться.

Отказ от демонизации президента В. Путина свидетельствует о том, что американцы готовы работать с российским лидером. Россия воспринимается в США как «чужой», но не враг.

Благодаря постоянным технологическим изменениям количество посетителей USA Today, The New York Times растет. Эти массмедиа формируют представления о России у миллионов зарубежных читателей.

Для россиян американские газеты в Сети являются источником информации, который следует учитывать в международной и внутренней политике, при работе по управлению имиджем страны.

Несомненно, «подключенность» к мировым СМИ формируют в каждом из нас «человека мира», расширяет наше знание о «глобальной деревне».

Список литературы

1. Гуревич, П. С. Феномен деантропологи-зации человека / П. С. Гуревич // Вопр. философии. 2009. № 3. С. 19-31.

2. Денис МакКуэйл о медиатизированной публике // Медиатренды. 2009. № 2, 20 окт. С. 2.

3. Загидулина, М. В. Будущее журналистики и журналист будущего: обзор исследовательских мнений / М. В. Загидллина // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2011. № 7. С. 34-38.

4. Макарычев, А. С. Генеалогия анархии, семантика реванша. Россия глазами зарубежных экспертов [Электронный ресурс] / А. С. Макарычев // Неприкоснов. запас. 2014. № 3 (95). URL: http://www.nlobooks.ru/ node/5050.

5. Castells, M. Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age / M. Castells. Cambridge: Polity Press, 2012. 200 p.

6. Dijck, van. J. The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media / J. van Dijck. Oxford, N. Y.: Oxford Univ. Press, 2013. 240 p.

7. McLuhan, M. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects / M. McLuhan, Q. Fiore. N. Y. : Ginkgo Press, 2001. 159 p.

8. ^omsky, N. What Makes Mainstream Media [Электронный ресурс] / N. ttomsky. URL: www.chomsky.info/articles/199710--.htm.

9. Creepy Crimea-annexing Vladimir Putin figurine [Электронный ресурс]. URL: www. usatoday.comvideosnewsworld2014102417788805.

10.Gillen, D. The Olympics: A Costly FeelGood Moment 6, 2014 [Электронный ресурс]

/ D. Gillen, C. Hodgefeb. URL: http://www. nytimes.com/ 2014/02/06/ business/economy/ the-olympics-a-costly-feel-good-moment.html.

11.Herzenhorn, D. M. Olympics Opening Ceremony Offers Fanfare for a Reinvented Russia [Электронный ресурс] / D. M. Herzenhorn // FEB. 2014. 7. URL: /http://www.nytimes. com/2014/02/08/sports/olympics/russia-opens-sochi-games-with-pageantry-and-pride.html/

12.Kaletsky, A. Europe Faces Three Critical Tests, 23, 2014 [Электронный ресурс] / A. Kaletsky. URL: www.nytimes.com/ 2014/10/24/business/ international/ europe-faces-three-critical-tests.html.

13.Leading daily newspapers in the United States from April to September 2014, by circulation / The Statistical Portal [Электронный ресурс]. URL: http://www.statista.com/statistics/184682/ us-daily-newspapers-by-circulation.

14.Opinion 2014/03/06/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.usatoday.com/videos/ opinion/2014/03/06/6120443.

15.Ron Paul: Crimea secedes. So what? http:// www.usatoday.com/story/ opinion/ 2014/03/17/ [Электронный ресурс]. URL: crimea-ukraine-russia-ron-paul-editorials-debates/6544163/.

16.Russia on nytimes.com [Электронный ресурс]. URL: http://topics.nytimes. com/top/news/ international/countriesandterritories/russia/ index. html.

17.Sochi Interactive [Электронный ресурс]. URL: www.nytimes. com/interactive/2014/02/11/ sports/sochi-2014-interactive-stories.html.

18.Think Back: Olympics Meet Politics [Электронный ресурс]. URL: http://www. nytimes.com/interactive/2014/02/11/sports/sochi-2014-interactive-stories.html.

19.Vladimir Putin on nytimes.com [Электронный ресурс]. URL: http://topics. nytimes.com/top/reference/timestopics/people/p/ vladimir_v_putin/ bindex.html?8qa.

Архангельская Ирина Борисовна - доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры теории политики и коммуникации Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

[email protected]

Arkhangelskaya I. B., lobachevsky State University of Nizhny Novogorod.

Russian theme in online versions of usa today

and the new york times in the context

of global media changes

The article considers the main trends in the contemporary media space and analyzes the coverage of Russia issues in online versions of USA Today and The New York Times. The ideas of M. McLuhan, D. McQuail, J. Van Deijck, M. Castells form the theoretical basis of the research.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

USA Today and The New York Times provide free access to most of their materials which are available for the computer, Iphone, and Ipad users. Video and slide-shows attract readers from all over the world.

Russia became actual theme in 2014 in the US media, but it had been peripheral during the previous decade. Sochi Olympiad, Crimea unification with the RF, conflict in Ukraine, Putin, - those were the main topics of USA Today and The New York Times related to Russia. USA Today's coverage of Russian problems was more neutral and balanced compared to tough rhetoric of The New York Times. At the same time both newspapers view the country as an "alien", but not an enemy.

Keywords: online media; USA Today; The New York Times; perception of Russia in the US mass media.

References

1. Gurevich, P. S. (2009) "Phenomen deantropologizatzii cheloveka" [Phenomenon of Human Deantropologization], in: Voprosy Philosophii [=Questions of Philosophy], N 3, pp. 19-31 (in Russ.).

2. Denis McQuail o mediatezirovannoi publike (2009) [Denis McQuail about mediated public], in: Mediatrends [=Mediatrends], N 2, October 20, p. 2 (in Russ.).

3. Zagidullina, M. V. (2011) "Budutzhee zhurnalistiki i zhurnalist budutzhego: Obzor issledovatelskih mnenii" [=The future of journalism and journalist of the future: review of research field], in: Znak: problemnoye pole media obrazovaniya [=Sign: media-education research field], vol. 1, N 7, pp. 34-38 (in Russ.).

4. Makarytchev, A. S. (2014) Genealogia anarkhii, semantika revansha. Rossiya glazami zarybezhnykh ekspertov [=Genealogy of Anarchism: semantic of Revanchism. Russia as Viewed by Foreign Experts], in: Neprokosnovennyi zapas [=NZ: Debates on politics and culture], N 3 (95), available at: http://www.nlobooks.ru/node/5050, accessed 20. 12.2014 (in Russ.).

5. Castells, M. (2012) Networks of Outrage and Hope: Social Movements in the Internet Age, Polity Press, Cambridge, 200 p.

6. Dijck, van J. (2013) The Culture of Connectivity: A Critical History of Social Media, Oxford University Press, Oxford, New York, 240 p.

7. McLuhan, M. and Fiore, Q. (2001) The Medium is the Massage: An Inventory of Effects, Ginkgo Press, New York, 159 p.

8. Chomsky, N. What Makes Mainstream Media? available at: www.chomsky.info/articles/199710--. htm, accessed 20. 12.2014.

9. Creepy Crimea-annexing Vladimir Putin figurine, available at: www.usatoday.comvideosnewsw orld2014102417788805, accessed 20.12.2014.

10.Gillen, D. and Hodgefeb, C. The Olympics: A Costly Feel-Good Moment 6, 2014, available at: http://www.nytimes.com/2014/02/06/ business/economy/the-olympics-a-costly-feel-good-moment. html, accessed 20.12.2014.

11.Herzenhorn, D. M. Olympics Opening Ceremony Offers Fanfare for a Reinvented Russia, FEB. 7, 2014, available at: /http://www.nytimes.com/2014/02/08/sports/olympics/russia-opens-sochi-games-with-pageantry-and-pride.html/, accessed 20.12.2014.

12.Kaletsky, A. Europe Faces Three Critical Tests, 23, 2014, available at: www.nytimes. com/2014/10/24/business/international/ europe-faces-three-critical-tests.html, accessed 20.12.2014.

13."Leading daily newspapers in the United States from April to September 2014, by circulation", in: The Statistical Portal, 2014.03.06, available at: http://www.statista.com/statistics/ 184682/us-daily-newspapers-by-circulation/, accessed 20.12.2014.

14. Opinion 2014.03.06. available at: http://www.usatoday.com/videos/ opinion/2014/03/06/6120443, accessed 20.12. 2014.

15.Ron Paul: Crimea secedes. So what?, available at: http://www.usatoday.com/story/ opinion/2014/03/17/, accessed 20.12.2014.

16.Russia on nytimes.com, available at: http://topics.nytimes. com/top/news/international/ countriesandterritories/russia/ index.html, accessed 20.12.2014.

17.Sochi Interactive, available at: www.nytimes. com/interactive/2014/02/11/sports/sochi-2014-interactive-stories.html, accessed 20.12.2014.

18. ThinkBack: Olympics Meet Politics, available at: http://www.nytimes.com/interactive/2014/02/11/ sports/sochi-2014-interactive-stories.html, accessed 20.12.2014.

19. Vladimir Putin on nytimes.com, available at: http://topics. nytimes.com/top/reference/timestopics/ people/p/vladimir_v_putin/ bindex.html?8qa, accessed 20.12.2014.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 135-141.

УДК 808.41

Е. И. Голованова, Н. В. Часовский

интернет-мем как элемент визуализации в сми

В современном медийном пространстве активно используются разнообразные средства, возникшие и функционирующие в рамках интернет-общения. Одним из инструментов воздействия выступают интернет-мемы, в частности, такая их разновидность, как креолизованный текст, со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.