УДК 811
МЕДИАВИРУСЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР (НА ПРИМЕРЕ VAULT BOY ИЗ СЕРИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР FALLOUT)
Н. В. Часовский, П. В.Часовский
Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск.
В статье рассматривается проблема влияния компьютерных игр на функционирование такого феномена интернет-коммуникации, как мем. В центре внимания автора находятся мемы, берущие начало в компьютерных играх. На примере популярного персонажа игр Волтбоя анализируется возникновение и распространение соответствующего мема как медиавируса, имеющего определенное воздействие на интернет-полъзо-вателеи.
Ключевые слова: социальные сети, мем, интернет-коммуникация, компьютерные игры, виртуальная реальность.
На сегодняшний день одной из самых популярных форм развлечения в мире являются компьютерные игры. Игровые корпорации тратят миллионные средства на создание новых либо на продолжение (сиквелы) уже известных, получивших признание игр. Большинство подростков проводят по нескольку часов в день, играя во всевозможные стратегии, шутеры, MMORPG [2].
Приходится признать, что многим подросткам игры заменяют реальность, а стремление играть становится основополагающим в их стиле жизни. Появляющиеся в настоящее время статьи о влиянии компьютерных игр на сознание человека, а также споры о пользе и вреде подобного времяпрепровождения не меняют ситуации.
Мы считаем важным, что, несмотря на плюсы и минусы компьютерных игр, они являются активным источником и проводником современных медиавирусов. Дуглас Раш-кофф, американский писатель и медиавед, рассуждая о роли медиавирусов, отмечает: «Медиавирусы распространяются тем быстрее, чем сильнее они пробуждают наш интерес, и их успех зависит от того, каковы сильные и слабые стороны их организма-хозяина. Чем более провокационны «картинка» или знак <...>, тем дальше и быстрее они путешествуют по инфосфере» [3]. Отметим, что большинство современных компьютерных игр построено на насилии, при этом силовое решение конфликта преподносится в них как норма: навязывается не только «эталонный» внешний образ, но и определенная модель поведения.
Распространение медиавирусов происходит посредством трансляции его составляющей - мема - и имеет форму: человек - средство передачи информации - человек, где средством передачи выступают типичные персонажи и ситуации компьютерных игр различных жанров и направлений. Задачей мемов является проникновение в сознание человека и внедрение в него определенных смыслов. Быстрое распространение мемов, восходящих к компьютерным играм, предопределено самой связью современных игр и Интернета. В интернет-пространстве функционирует огромное число сообществ, объединяющих поклонников той или иной игры. Пользователи делятся друг с другом своими достижениями, просят совета или помощи, рассказывают о новинках, дополнениях, секретах и т. д.
Интерес к новой игре или сиквелу зарождается задолго до их выхода и основывается на интервью с представителями компании, занимающейся разработкой игр. Интер-
нет-пользователи моментально реагируют на каждое заявление или вносимое изменение путем публикации своих комментариев либо посредством интернет-мемов, представляющих собой иконически- вербальный текст (изображение с надписью, имеющей отношение к какому-либо событию, подробнее см. [1]). Тем самым они проявляют себя как активные пользователи.
В социальных сетях существует множество групп, представленных геймерами (людьми, увлеченными компьютерными играми). В социальной сети ВКонтакте таких групп насчитывается более 23 тысяч. Обсуждаемые в их кругу вопросы так или иначе относятся к игрокам, компьютерным играм и всему с ними связанному. При этом количество участников самой многочисленной группы превышает 776 тысяч, что говорит о масштабах увлеченности играми. Подавляющая часть новостей выражается здесь с помощью описанных выше креолизованных текстов (интернет-мемов), а дальнейшее общение происходит в виде комментариев к ним.
Новости могут выражаться в двух содержательных формах: 1) информация про всё, относящееся к играм и игровой индустрии; 2) новости о событиях реального мира, выраженные с помощью игровых персонажей, через игровую тематику и сами компьютерные игры. При этом используемый в новости визуальный компонент - картинка - зачастую берется из популярной игры. Для каждой новости, как правило, подбирается изображение, соответствующее одной игре. При этом, независимо от степени популярности той или иной игры, без наличия знания о ней реципиент вряд ли сможет понять, о чем идет речь. Иными словами, для адекватного восприятия интернет-мема необходимо обладать определенными фоновыми знаниями.
На сегодняшний день выделяется ряд игр, к которым геймеры проявляют повышенный интерес: Counter Strike, Fallout 4, World Of Tanks, Star Wars, Dota. В данной статье хотелось бы остановиться на Fallout 4. Эта видеоигра - производства компании Bethesda Game Studios - является сиквелом игры Fallout 3 и пятой частью серии. В отличие от игр Counter Strike, World Of Tanks и Dota, она является однопользовательской, что подразумевает отсутствие возможности организации игрового пространства с другими людьми. Несмотря на это, фанаты игры активно делятся в интернет-пространстве своими успехами, координатами найденных редких предметов и людей.
Символом данной игры является Fallout Boy, или Vault Boy (Волтбой), - забавный паренек, маскот серии игр Fallout, картинки с которым иллюстрируют в игре описания параметров, умений и свойств созданного аватара. Мы видим на изображении представителя мужского пола, неопределенного возраста, в синем костюме. Фигура Волтбоя служит воплощением чувства неувядающего оптимизма и жизнерадостности.
Будучи созданным как персонаж игры Fallout, Vault Boy довольно быстро превратился в медиа-вирус. Можно предположить, что его приятная, располагающая к себе внешность нивелирует ужас вещей, о которых он повествует. Этот образ прочно проник в сознание увлеченных игрой людей и получил широкое распространение в Интернете. Так, многим геймерам, а позже и остальным интернет-пользователям захотелось иметь фигурку Волтбоя, о чем свидетельствует сделанный нами скриншот (рис. 1).
Кружки, футболки и прочая атрибутика с изображением неунывающего героя игр начала пользоваться огромной популярностью. Так символ Фоллаута превратился в талисман «все будет хорошо», ведь в любой ситуации он сохраняет на лице широкую, безмятежную улыбку.
Рассмотренные факты явились предпосылкой для появления «успешного» медиа-вируса, а Волтбой стал героем огромного числа интернет-мемов, связанных как с игровыми, так и с жизненно важными для людей моментами. Более того, этот персонаж вышел за пределы виртуального пространства, будучи использованным в рекламе реальных вещей (см. рис. 2).
vault boy т ■
vault boy купить vault boy картинки vault boy вики vault boy фигурка vault boy фигурка купить vault boy png vault boy как рисовать vault boy большой палец Поиск <3
ни т
Рис. 1. Результаты запросов по поиску «vault boy».
Рис. 2. Рекламный баннер с использованием интернет-мема «vault boy».
В соответствии с классификацией, предложенной Д. Рашкоффом [3], различают три основных типа медиа-вирусов:
1. Преднамеренно созданные медиа-вирусы, например: «32 - это норма»;
2. «Кооптированные» вирусы возникают спонтанно, но те или иные группы лиц могут начать использовать их в собственных целях, модифицируя по мере необходимости (например, «Челябинский метеорит»);
3. Самозарождающиеся вирусы СМИ - медиа-вирусы, которые возникают спонтанно, вызывают общественный интерес и распространяются сами по себе, без коммерческой либо политической подоплеки, например, почти плюсовая погода в декабре-январе в некоторых городах Российской Федерации (Липецк).
На основе проведенных нами наблюдений и с учетом анализа статистических данных за последнее десятилетие мы относим мем Волтбой к смешанной группе медиавирусов, поскольку данный мем регулярно используется компанией Bethesda Game Studios перед
началом продаж компьютерных игр Fallout 3, Fallout New Vegas, Fallout 4. Кроме того, образ Волтбоя начинают активно применять в своей деятельности представители малого бизнеса, не утруждая себя оплатой за пользование чужой интеллектуальной собственностью.
Примечательно, что большинство людей не имеет представления о том, откуда появился этот смешной человечек в голубой одежде и с белозубой улыбкой, что не мешает каждому благосклонно относиться к нему. Так, по результатам проведенного нами анонимного опроса в сети ВКонтакте (в котором приняли участие 135 человек), 29,5 % респондентов не знакомы с образом Волтбоя, 6,8 % респондентов считают его просто рисунком, 38,6 % знают, что это персонаж компьютерной игры, 20,5 % встречали Волтбоя в качестве рекламного персонажа, 4,5% уверены в том, что это герой интернет-мемов.
Визуальное восприятие Волтбоя в сознании пользователей прочно ассоциируется с двумя характерными жестами:
1. Волтбой подмигивает предполагаемому адресату и показывает на него указательными пальцами рук, формируя послание: «у тебя все получится, друг», «ты справишься»;
2. Волтбой с широкой улыбкой держит перед собой поднятый большой палец, формируя послание: «ты отлично справился, дружище» (ср. англ. goodjob, well done., букв, «хорошая работа, отлично сделано»).
Таким образом, история с Волтбоем может служить ярким примером того, как мир компьютерных игр проникает в жизнь современного человека. Новейшие игровые технологии позволяют создать вполне реалистичное, качественно прорисованное виртуальное пространство, персонажи которого оказываются способными преодолеть его границы и стать частью медиапространства. Виртуальные миры все настойчивее вторгаются в реальность, овладевая сознанием не только геймеров, но и людей, никак не связанных с компьютерными играми.
Список литературы
1. Голованова, Е. И. Интернет-мем как элемент визуализации в СМИ [Текст] / Е. И. Голованова, Н. В. Часовский // Вестник Челябинского государственного универси-тета.-2015.-№ 5 (560).-С. 135-141.
2. Николаева, О. Эпидемия XXI века: телевидение, Интернет и компьютерные игры [Текст] / О. Николаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 253 с.
3. Рашкофф, Д. Медиа вирус: Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание [Текст] / Д. Рашкофф. - М.: Ультра. Культура, 2003. - 364 с.
4. Хёйзинга, И. Homo Ludens: Статьи по истории культуры [Текст] / И. Хейзинга. - М.: Прогресс-Традиция, 1997. -416 с.
5. Castronova, Е. Exodus to the virtual world: how online fun is changing reality [Text] / E. Castronova. - NY: St.Martin's Press LLC, 2007. -235 p.
MEDIA VIRUSES OF COMPUTER GAMES (ON THE EXAMPLE OF VAULT BOY FROM THE SERIES OF COMPUTER GAMES «FALLOUT»)
N. V. Chasovskiy
ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]
P. V. Chasovskiy
ChelyabinskState University, Chelyabinsk,[email protected]
Game's virtual reality gets into modern human's life deeper and deeper. Computer games become a good conductor for various media viruses. The close connection between the latest PC games and Internet sphere has a certain effect on the gamers' minds. The appearance of Internet memes related to computer games is apredictable result of this connection.
The results of a survey made by the authors are reflected in the article. The goal was to find out whether the recipients will identify the image and determine are theyfamiliar with its origin. The survey involved 135 people. The survey was conducted anonymously in the social network VKontakte.
Based on research that has been made authors conclude that more than 40% of the respondents are familiar with this Internet тете. Moreover, in the course of the study, authors come to the following conclusion: Internet тете's origin idea prevails to otherfuture manipulations with thisparticular тете.
Keywords: social networks, meme, internet communication, computer games, virtual reality.
References
1. Golovanova, E. I. and Chasovskij, N. V. (2015) Internet-mem как element vizualizacii v SMI [=Internet meme as the element of the visualization in the media], in: VestnikChelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [=Bulletin of the Chelyabinsk State University], no. 5 (560), pp. 135-141. (InRuss.).
2. Nikolaeva, O. (2008) Epidemia XXI veka: televideniye, Internet i kompyuterniye igry [=The epidemy XXI century: television, Internet and computer games], Fenix, Rostov n/D, 253 p. (In Russ.).
3. Rashkoff, D. (2003) Media "virus: Какpop-kultura tayno vozdeystvuet na vashe soznanie [=Media virus: How pop culture secretly works on your mind], Ultra. Kultura, Moscow, 364 p. (In Russ.).
4. Huizinga, J. (1997) Homo Ludens: Statyi po istorii kultury [=Homo Ludens: Articles on cultural history], Progress-Tradiciya, Moscow, 416p. (In Russ.).
5. Castronova, E. (2005) Exodus to the virtual world: how online fun is changing reality, St.Martin's Press LLC, New York, 235 p.
Часовский Никита Вячеславович - аспирант кафедры теоретического и прикладного языкознания Челябинского государственного университета.
Часовский Павел Вячеславович - соискатель ученой степени кандидата наук, Челябинский государственный университет.