Научная статья на тему 'Интернет как источник лексических игр, используемых в процессе обучения английскому языку в юридических вузах'

Интернет как источник лексических игр, используемых в процессе обучения английскому языку в юридических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ИНТЕРНЕТ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сумарова Е. С.

В статье рассматриваются некоторые возможности использования сети Интернет в качестве источника и вспомогательного средства при разработке материалов к занятиям по английскому языку в юридическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocabulary plays used in foreign language teaching as one of the ways of polymodality development among non-linguistic university students

The article describes the role of vocabulary games in foreign language teaching as a way of polymodality development among cadets of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Интернет как источник лексических игр, используемых в процессе обучения английскому языку в юридических вузах»

Е. С. Сумарова

ИНТЕРНЕТ КАК ИСТОЧНИК ЛЕКСИЧЕСКИХ ИГР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Работа представлена кафедрой педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. С. Олейников

В статье рассматриваются некоторые возможности использования сети Интернет в качестве источника и вспомогательного средства при разработке материалов к занятиям по английскому языку в юридическом вузе.

380

Интернет как источник лексических игр, используемых в процессе обучения английскому языку..,

The article describes the role of vocabulary games in foreign language teaching as a way of polymodality development among cadets of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs.

В настоящий момент, когда бурное развитие информационных технологий достигло своего апогея, нельзя недооценивать фактор компьютерного обучения в преподавании иностранного языка. На самом деле в наши дни неотъемлемым качеством подготовки практически любого специалиста является умение работать с информацией, т. е. анализировать огромный объем информации, поступающей из разных уголков мира, и отбирать наиболее актуальную. Бесспорно, что для работников органов внутренних дел умение собирать, оценивать и анализировать информацию является одним из основополагающих умений, а если к этому добавить компетентное владение хотя бы одним иностранным языком, ценность специалиста сразу возрастает. К сожалению, интерактивные формы общения посредством сети Интернет пока что доступны ограниченному количеству пользователей, поэтому в данной работе мы исследуем сеть Интернет как источник лексических игр, используемых в процессе обучения английскому языку в юридических вузах и одно из средств, помогающих современному преподавателю в подготов-ке и разработке традиционного занятия по иностранному языку.

Одним из многочисленных вариантов применения сети Интернет в преподавании иностранного языка является использование размещенных в сети лексических игр. Необходимо отметить, что лексическим играм, размещенным в сети Интернет, присущи все качества языковых лексических игр. То же самое можно сказать и об их классификации. Тем не менее основной признак, по которому классифицируют лексические интернет-игры, напрашивается сам собой: многие сайты выделяют среди лексических интернет-игр так называемые Printable games (игры, которые можно распечатать и использовать на заняти-

ях в качестве раздаточного материала) и Interactive games (интерактивные игры). При этом к так называемым Printable games чаще всего относятся чисто лексические игры, такие как кроссворды, сканворды и т. п. Что касается Interactive games, то к ним, как правило, относят различные лек-сико-коммуникативные игры, направленные на формирование диалогических и монологических речевых навыков. Разумеется, на основе большинства лексических интернет-игр можно разрабатывать печатные материалы, хотя их учебный потенциал будет несколько ниже. С примерами интернет-ресурсов, материалы которых активно используются на занятиях по английскому языку в Санкт-Петербургском уни-верситете МВД РФ, можно ознакомиться, изучив табл. 1.

Хорошим подспорьем в работе преподавателя иностранного языка являются многочисленные компьютерные программы, служащие для разработки разнообразных заданий. Одной из наиболее популярных программ на сегодняшний день является программа Filamentality (http:// keith stanger. com/filamentality. html), которая помогает создавать в режиме он-лайн 5 типов заданий. В основе всех видов заданий, которые можно подготовить с помощью Filamentality, - тематические ссылки на интернет-ресурсы. Задания варьируются по степени сложности, начиная с изучения темы на основе аннотированного списка ссылок и заканчивая проблемными заданиями с элементами ролевой игры или веб-квеста. Веб-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Веб-квест направлен на развитие у учащихся навыков аналитического и творческого мышления. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной; результаты

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Таблица 1

Примеры интернет-ресурсов с материалами, которые можно использовать при проведении занятия

по английскому языку в юридическом вузе

Название интернет-ресурса Краткое описание интернет-ресурса

http://www.britishcouncil.org/learnenglish-peacekeepers-teachers-index.htm Один из известных сайтов для преподавателей английского в рядах Вооруженных сил, разработанный Британским Советом. На сайте размещено большое количество специализированных учебных материалов, отформатированных в MS Word

http://www.breakingnewsenglish.com На сайте размещены разработки уроков по английскому языку на самые актуальные темы. Каждое занятие содержит одну или несколько лексических игр. Сайт постоянно и своевременно обновляется

www.just-english.ru Возможно, самый популярный российский интернет-ресурс для изучающих английский язык юристов, разработанный коллективом кафедры иностранных языков МГУ. Кроссворды, задания для олимпиад по английскому языку и т. п.

http://www.crimescene.com Платный ресурс, предлагающий каждомужелающему принять участие в раскрытии преступления на основе улик и свидетельских показаний

http://www.llrx.com/features/uk2.htm Ресурс Сары Картер, сотрудника университетской библиотеки Кента. Правовая система Великобритании, судоустройство и т. п.

http://www.venables.co.uk РесурсДелии Венебрс, содержащий множество полезных ссылок на юридические англоязычные интернет-ресурсы

www.explore.parliament.uk Специальный сайтдля детей, посвященный британскому парламенту. Экскурсия, интересная информация. Очень много полезных ссылок

www.number-10.gov.uk Официальный сайт правительства Великобритании. Можно совершить экскурсию по резиденции британского премьера, познакомиться с биографиями премьер-министров Великобритании, получить информацию о последних политических решениях правительства

http://teacher.scholastic.com/scholasticne ws/ Множество полезных материалов для преподавателей английского по разнообразной тематике

выполнения веб-квеста в зависимости от изучаемого материала могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т. п.

Одной из самых распространенных и простых в применении программ, позволяющих преподавателям без помощи программистов создавать интерактивные тре-нировочно-контролирующие упражнения в формате HTML, безусловно, является программа Hot Potatoes (http://web.uvic.ca/hrd/ hotpot/). Именно Hot Potatoes незаменима при разработке интерактивных лексических компьютерных игр, таких как викторина (вопросы с множественным выбором

ответа), заполнение пропусков - JCloze, установление соответствий - JMatch, кроссворды - JCross; восстановление последовательности - JMix и др. Программа условно бесплатна для использования в образовательных целях. В принципе, программа Hot Potatoes является универсальной программой для разработки лексических заданий. Она объединяет в себе достоинства большинства аналогичных программ, размещенных в сети Интернет и нередко доступных пользователю для работы только в режиме on-line или на платной основе. Особенно изобилует интернет-программами, помогающими создавать кроссворды и разрабатывать тестовые задания. Так, про-

грамма Crosswordweaver является платной, доступной для скачивания версией бесплатной on-line программы Puzzle-maker. Программа Word Search Maker быстро и качественно оформляет сканворды. Многочисленные программы семейства Free Mind помогают при составлении семантических смысловых карт по методу ассоциаций. Примеры бесплатных программ для создания тестов можно найти по следую-

щим адресам: http://www.easytestmaker.com; http://www.surveymonkey.com; http://www. Quia.com/ и т. п.

Таким образом, глобальная сеть Интернет, несомненно, является одним из богатейших источников лексических игр и при этом предоставляет преподавателям и учащимся программы, во многом сокращающие время, необходимое для разработки новых игровых и тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.