ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 1 2 Заикина М.Н. , Романова Е.П.
1Заикина Марина Николаевна - старший преподаватель;
2Романова Елена Павловна - старший преподаватель, кафедра гуманитарных дисциплин, Ярославская государственная сельскохозяйственная академия, г. Ярославль
Аннотация: статья посвящена интерактивному методу тестирования как наиболее эффективному средству контроля овладения лексикой обучающимися. Приводятся примеры различных форм интерактивных тестовых заданий и представлен вывод о целесообразности использования предлагаемого метода при обучении студентов иностранному языку в аграрных вузах.
Ключевые слова: контроль, тестирование, интерактивный метод, иностранный язык, профессионально-ориентированная лексика, компьютерные тестовые программы.
В последние годы вопрос о применении интерактивных методов при обучении студентов иностранному языку становится все более актуальным. Поэтому наиболее важной задачей высшего образования является формирование межкультурной коммуникативной компетенции, а именно, «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-5), которая выступает в качестве основы и должна быть приоритетной в системе высшего образования [1. C. 45] при обучении студентов иностранному языку неязыковых специальностей в системе агрообразования.
Несомненно, необходимость развивать и совершенствовать у будущих высококвалифицированных специалистов данную коммуникативную компетенцию дает возможность выпускникам владеть иностранным языком для повседневного и профессионального общения, чтобы успешно взаимодействовать и сотрудничать с зарубежными партнерами, лидировать на международном рынке труда, решать возникшие жизненные проблемы на иностранном языке.
Применение интерактивных методов при обучении иностранным языкам позволяет организовать разнообразную учебную деятельность студентов, создать коммуникативную среду, максимально приближенную к реально-речевому общению на иностранном языке при отсутствии естественной языковой среды, а также значительно повышает интеллектуальную активность обучающихся, эффективность и мотивацию обучения.
Термин «интерактивный» произошел от английского „ inter" - «между», „act" -«действие» и означает способность взаимодействовать или находиться в диалоге с кем-либо (человеком) или чем-либо (компьютером). Современные специалисты трактуют понятие «интерактивность» как обучение и контроль с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета.
Степень владения и освоения будет разным, поэтому необходимо вводить в практику постоянный контроль для выявления уровня овладения определенными навыками и умениями, сформированными во время обучения, и понимания пройденного материала у всех обучающихся.
Контроль уровня владения иноязычными навыками и умениями является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам. От правильной организации контроля зависит во многом успех всего процесса обучения. Овладение
методикой проверки знаний и выставления оценок является одной из важнейших и труднейших задач, стоящих перед преподавателем.
Актуальной остается проблема создания комплекса контрольных оценочных средств, соответствующих программам учебной дисциплины «Иностранный язык», а также уровню развития обучающихся, оптимальным затратам рабочего времени преподавателя для осуществления контроля знаний. Решением данных проблем может быть создание системы интерактивных тестов [2. С. 110].
Согласно многим исследованиям, тестирование с использованием интерактивных методов все еще остается наиболее перспективным для создания системы контроля, которая будет соответствовать требованиям, предъявляемым современной системой высшего образования. Тест как средство контроля имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами контроля. Тест помогает:
- выявить уровень освоения нового учебного материала, а также овладение
иностранным языком в целом;
- выявить проблемы в усвоении учебного материала, отдельных языковых и речевых единиц, что даст в дальнейшем возможность преподавателю своевременно проконсультировать студента и помочь ему восстановить пробелы в знаниях;
- проверить знание конкретного пройденного материала [3. С. 9];
- правильно и быстро составить четкую картину успеваемости студента.
Интерактивные тесты можно применять на различных этапах контроля (входной,
текущий, рубежный, итоговый). Простота изготовления тестов дает возможность пробовать свои силы как преподавателям, так и студентам.
Следует рассмотреть программы, с помощью которых можно создать интерактивные тесты.
MyTest - пакет программ (тестирования студентов, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале. С помощью программы MyTest возможна организация и проведение тестирования как с целью выявить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, так и с обучающими целями. Данная программа предназначена для компьютерного тестирования и позволяет создавать пользовательские тесты, автоматически оценивать результаты тестирования [2. С. 110].
Hot Potatoes - универсальная программа-оболочка, позволяющая преподавателям самостоятельно, не прибегая к помощи программистов, создавать интерактивные тренировочно-контролирующие упражнения в формате HTML.
С помощью программы Hot Potatoes можно создать 10 типов упражнений на различных языках по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
Типы контрольный упражнений, которые можно подготовить в Hot Potatoes: викторина (вопросы с множественным выбором ответа, с множеством правильных ответов, кратким ответом открытого типа, смешанным типом ответов); заполнение пропусков; установление соответствий; кроссворд; восстановление последовательности.
Можно создавать комбинированные задания из упражнений разных типов.
OnlineTestPad - многофункциональный веб-сервис, разработанный для создания опросников, кроссвордов, логических игр и комплексных заданий. Программа работает в вебе, поэтому доступна со всех современных устройств. Платформу можно использовать преподавателям для тестирования студентов, проведения экспресс-проверок уровня знаний, зачётов и контрольных работ. Функции онлайн-конструктора позволяют реализовать в онлайне тест любого уровня сложности, провести опросы, протестировать студентов и собрать статистику. Конструктор тестов предусматривает варианты 14 типов вопросов, в том числе: установление последовательности, заполнение пропусков, последовательное исключение, диктант, мультивыбор или выбор одного решения, ввод чисел и текста, добавление файлов.
48
Система предоставляет возможность не только точных ответов, но и заполнения в свободной форме (в этом случае ответы направляются администратору для личной проверки). Результат предоставляется в 4 форматах, для настройки которых есть персональная шкала. По каждому заполненному опроснику можно получить статистику ответов (по отдельности или в целом по всем студентам), которая доступна для загрузки в формате Excel.
После изучения разнообразных компьютерных тестовых программ нами были разработаны интерактивные лексические тесты в программах MyTest и OnlineTestPad по дисциплине «Иностранный язык» по темам, предусмотренным учебной программой.
Например, применяемый нами на практических занятиях лексический тест для студентов инженерного факультета по теме „Landtechnik" в программе MyTest включает несколько типов заданий: множественный выбор, установление соответствия, установление порядка следования, указание истинности и ложности утверждений, ручной ввод лексической единицы. По окончании теста выводится окно с оценкой, в котором показываются две диаграммы: одна - статистика по количеству заданных и выполненных вопросов, другая - по количеству баллов.
Разработанные интерактивные лексические тесты с использованием программы MyTest показали свою эффективность и результативность при обучении студентов неязыковых специальностей в профессионально-ориентированной лексике, помогли преподавателю правильно, а главное быстро и непредвзято составить четкую картину прогресса студентов. Данный метод интерактивного тестирования оказался более интересным для студентов по сравнению с традиционными печатными вариантами и дал возможность оценить уровень своей подготовки.
Следует также отметить, что преподаватель имеет возможность изменить, обновить или расширить базу профессионально-ориентированного лексического материала с учетом уровня знаний обучающихся.
Таким образом, применение интерактивных лексических тестов - один из способов развития иноязычной коммуникативной компетенции.
Список литературы
1. Воног В.В. Возможности использования электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку. [Текст] / В.В. Воног, Е.А. Пономарева, Т.В. Жавнер и др. // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. № 2 (36). С. 45-48. ISSN: 1995-0861.
2. Костенко И.Ю. Интерактивный тест как одна из форм контроля при обучении студентов неязыковых специальностей английскому языку [Текст]. / И.Ю. Костенко, М.К. Тимохова / Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. Минск: БГПУ, 2017. С. 110-118. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://elib.bspu.by/handle/doc/29750/ (дата обращения: 27.04.2018).
3. Батунова И.В. Тестирование как один из наиболее эффективных методов контроля при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку. [Текст] / И.В. Батунова / Международный научно-исследовательский журнал. Выпуск № 5-2 (59). Часть 2. Май, 2017. Стр. 8-10. DOI: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.005/ (дата обращения: 27.04.2018).