УДК 004.738.5
А. В. Соколов, Т. Ф. Берестова ИНТЕРНЕТ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
Приведены результаты опросов студентов Санкт-Петербургского университета культуры и Челябинской академии культуры относительно их опыта взаимодействия с Интернетом и книжной коммуникацией. Все студенты являются активными пользователями Интернета и разумно оценивают его достоинства и недостатки. Признается незаменимость книги в сохранении культурного наследия и этических ценностей общества.
Ключевые слова: Интернет, книжная коммуникация, студенты, Санкт-Петербург, Челябинск, социологический опрос
The results of surveys of students of St. Petersburg University of culture and Chelyabinsk Academy of culture regarding their experiences with the Internet and book communication are presented. All students are active users of the Internet and reasonably assess its strengths and weaknesses. Recognizing the indispensability of the book in the preservation of cultural heritage and moral values of society.
Keywords: Internet, book communication, students, St. Petersburg, Chelyabinsk, sociological survey
Современное гуманитарное студенчество находится на коммуникационном распутье: с одной стороны, книгоцентристская парадигма, воплощенная в традиционной книжной культуре, с другой - интернетоцентристская парадигма, формирующаяся на почве электронной коммуникации. Будущие перспективы отечественной книжности в целом и библио-течно-информационной профессии в частности в значительной степени зависят от ценностных ориентаций нынешних студентов-гуманитариев. Чтобы оценить степень книгоцентрично-сти и интернетоцентричности их сознания, в 2010-2013 гг. был проведен опрос в форме письменного интервью студентов библиотеч-но-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (СПбГУКИ) и факультета документальных коммуникаций Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ). План интервью приведен в приложении. В общей сложности в опросе приняли участие более 300 студентов очного и заочного обучения, довольно развернуто и откровенно ответивших на заданные вопросы.
Практически все студенты имеют многолетний опыт использования Интернета, оценивают себя как продвинутого (уверенного)
пользователя, знакомы с услугами Сети, составлением поисковых предписаний, возможностями различных браузеров. Многие признают Интернет необходимым спутником жизни, к которому ежедневно обращаются в каждую свободную минуту. Одна девушка так описала свой распорядок общения с Сетью: «Первый раз я захожу в социальную сеть за завтраком, потом пару раз в течение дня и, как правило, вечером, когда все дела сделаны и есть время поговорить с друзьями перед сном. Каждый день я смотрю погоду, гороскоп и иногда новости - это уже своеобразный ритуал» (О. Л.)1. Вот еще одно признание: «Поисковики и социальные сети, электронные газеты, "куча кучная" сайтов и блогов постепенно вошли в мою повседневную жизнь и заняли в ней господствующее место. Можно сделать вывод, что я не такой уж плохой пользователь». Вместе с тем тот же студент пишет: «Книгу я люблю и с книгой я дружу. Я люблю читать внимательно и задумываться над теми или иными вещами» (Э. Ц.).
Студенты пользуются всеми услугами Интернета. Наиболее популярны электронная
1 Не имея права разглашать имена респондентов, мы ограничиваемся указанием их инициалов, чтобы хотя бы в такой криптограмме отразить авторство.
7
почта, социальные сети, программа 8куре, чаты, справки о расписании транспорта или киносеансов, схема проезда по адресу и, разумеется, получение учебной (деловой) и справочной информации. Многих привлекает скачивание музыки, фильмов, сериалов. Новости, сообщаемые разными сайтами, также пользуются спросом. Некоторые респонденты отметили, что они обращаются в интернет-магазины. Пожалуй, общее мнение студентов библиотечных специальностей об интернетоцентризме в наши дни было выражено словами: «Человек XXI века не может представить жизнь без Интернета. Интернет может быть разным для каждого человека в соответствии с его потребностями, увлечениями, кругозором, занятиями. Кто-то использует его для работы, кто-то в целях заработка. Интернет необходим студентам и школьникам. Он требуется для саморазвития. Пользуясь Интернетом, можно читать книги, смотреть фильмы, слушать музыку. Конечно же, в Интернете можно найти ответы на многие вопросы. Я считаю Интернет очень полезной вещью на сегодняшний день» (К. Г.).
Процитируем еще одну яркую, хотя и небесспорную, интерпретацию явления Интернет: «Интернет - это клуб для всестороннего, безгранично открытого общения; средство реструктуризации общества и основных сфер общественной жизни (экономики, науки, политики). Интернет меняет весь образ жизни людей, стиль мышления человека, трансформирует личность, расширяет ее границы. Повышается социальная мобильность, создаются новые модели поведения, более эффективные технологии воздействия на массовое сознание. Еще добавлю, что Интернет - могущественное оружие в информационных войнах и широкое пространство для реализации преступных замыслов, безумных амбиций и психических деформаций» (Е. Д.).
Признаемся, что главная цель проведенного опроса заключалась не столько в подтверждении очевидной и общеизвестной вовлеченности современной молодежи в парадигму интернетоцентризма, сколько в определении отношения студентов к следующим во-
просам, имеющим значение для профессионального сознания питомцев библиотечно-информационных и документально-коммуникационных факультетов.
1. Что есть и чего нет в Интернете, по мнению студентов? Этот вопрос предполагал сопоставление ресурсов Интернета и библиотечных фондов по формальным и содержательным критериям. Подходя с формальной точки зрения, студенты отмечали, что только в Интернете содержится актуальная, но быстро устаревающая «новостная информация», не-публикуемые в печати фактические и аналитические данные, субъективные мнения различных авторов, иногда парадоксальные и оригинальные. В сети локализована любительская сетература, создаваемая писателями, предпочитающими публиковать свои произведения в электронном, а не в бумажном виде. Многим интересны персональные сайты, живые журналы политических деятелей, публицистов, ученых, писателей, часто предусматривающие интерактивный контакт с аудиторией, который невозможен в мире книг. Интернет переполнен рекламой и предложениями о продаже рефератов, курсовых и дипломных работ. В молодежной среде весьма популярны социальные сети, а также кинофильмы и музыкальные произведения, хранением которых библиотеки не занимаются.
Однако студенты отмечают, что ресурсы Интернета ограничены оцифрованными литературными произведениями и памятниками искусства, которые в наши дни представляют собой незначительную часть национального культурного наследия. Только в библиотеках и архивах хранятся документы «досетевой эпохи», имеющие историко-культурную ценность и не охваченные дигитализацией. Главное достоинство библиотечных фондов заключается в их систематизации и наличии библиографической инфраструктуры (каталоги, картотеки, указатели), облегчающих познавательный процесс. Следовательно, в качестве коммуникационных каналов Интернет и библиотечная система не дублируют, а скорее, дополняют друг друга.
8
Что же касается качественных оценок, то студенты, будучи компетентными пользователями Интернета, очень критично оценивают его содержание. Типичны реплики: «Львиную долю в Интернете занимает порнография, которая присутствует не только на специальных сайтах, но и в рекламе» (М. К.); «80 % информации - либо ложная, либо бессмысленная, 15 % - стоящая развлекательная информация, 5 % - полезная, важная, достоверная информация» (В. Т.); «70 % (а то и больше) помойка, но для меня представляют интерес сайты: социальная сеть (вконтакте), форумы, персональные сайты писателей, издательства и книжные магазины, электронная библиотека Максима Мошкова, электронные каталоги и сайты библиотек, сайты музеев» (А. П.). Общее мнение сводится к тому, что в Интернете содержится чересчур много ложной или ненужной информации, но, в отличие от библиотек, он может оперативно предоставлять фактические данные (дату события, биографическую справку и т. п.), которые «приходится часами выискивать в книгах». Качественное различие между электронной и книжной коммуникацией выражает афоризм: Интернет - актуальная информация, а книги - опыт нации.
Некоторые студенты предполагают, что в будущем Интернет может стать универсальным хранилищем знаний при условии контроля качества и достоверности информации в нем. Следовательно, преимущество библиотечных фондов над Интернетом (библиотечный фонд явно не «помойка») носит, по мнению студентов, временный характер и может быть утрачено, если удастся наладить качественный отбор и упорядочить хаотичное информационное пространство Интернета. Другой вопрос, возможно ли это сделать в принципе.
2. Является ли Интернет всемирным хранилищем знаний? Этот вопрос развивает предыдущую дискуссию относительно ресурсов Интернета. Прямолинейно мыслящие студенты ответили на этот вопрос утвердительно, ссылаясь на то, что в Интернете хранятся огромные массивы всевозможной информации. Более вдумчивые респонденты право Интер-
нета на статус всемирного хранилища знаний оценили скептически. Характерны следующие доводы: «Интернет слишком хаотичен, слишком захламлен, поэтому лишь единичные программисты могут пользоваться им без вреда для себя. У него есть огромный потенциал как у источника информации, но пока этот потенциал не реализуется» (В. Б.); «Интернет лишь условно можно назвать хранилищем знаний, потому что половина, а может быть, и больше половины информации на его сайтах является непроверенной, недостоверной» (О. Е.); «Интернет нельзя считать именно хранилищем знаний, потому что информация в нем часто обновляется, сайты редактируются, и та гиперссылка, которую ты сохранил в прошлом году, сегодня уже может не действовать» (М. К.); «Интернет не предназначен быть хранилищем знаний, потому что для него приоритетны реклама, бизнес, деньги, а не хранение и предоставление знаний» (Р. Ш.).
Таким образом, неупорядоченность информационных массивов и отсутствие ответственности за сохранность введенной в Сеть информации делают Интернет неконкурентоспособным с библиотеками в качестве хранилища знаний. Именно библиотеки, по единодушному мнению наших студентов, являются хранителями общечеловеческих знаний, не случайно универсальные библиотечно-би-блиографические классификации охватывают весь универсум знаний. Чтобы подтвердить этот вывод, одна студентка даже процитировала слова Г. В. Лейбница: «Библиотеки - это сокровищницы всех богатств человеческого духа» (А. П.). Поистине, наш опрос обнаружил высокий уровень профессионального патриотизма, на который, честно говоря, мы не рассчитывали.
3. Является ли Интернет усилителем интеллекта своих пользователей? Студенты-книголюбы отдают предпочтение личной библиотеке в качестве усилителя умственных способностей. Звучат аргументы: «Личная библиотека, в отличие от Интернета, подбирается индивидуально, отражает личность своего владельца и способствует развитию его интеллек-
9
та в процессе пополнения» (К. Р.); «Личная библиотека всегда под рукой, возможно многократное обращение к ней по разным поводам, систематизация книг в личной библиотеке способствует систематизации знания в голове личности» (П. К.). Удивительно, что активные пользователи Интернета решительно отказываются назвать его «усилителем интеллекта».
Типичны заявления: «Интернет ни при каких обстоятельствах нельзя назвать усилителем интеллекта. Интернет скорее отупляет, давая в большинстве случаев примитивную общую информацию, восприятие которой требует минимальных умственных усилий от человека» (А. П.); «Когда бродишь по Сети и натыкаешься на разные персональные странички, часто возникает чувство неловкости, ибо начинаешь понимать, что их авторам по большому счету просто нечего сказать, но привлечь внимание хочется. Еще печальнее то, что те, которым нечего сказать самим, толком не умеют слушать и других» (И. М.); «Интернет не усилитель интеллекта, поскольку он заполнен информацией, не рассчитанной на развитие интеллектуальных способностей. Если пополнять свои знания только при помощи Интернета, то в голове будет каша от передозировки нужной и ненужной информацией» (А. В.); «Не думаю, что кто-то стал умнее от Интернета. Наоборот, информация в таком свободном доступе в таких огромных количествах чаще всего идет во вред, потому что немногие способны отобрать нужное, и в большинстве случаев от Интернета у неподготовленных пользователей голова набивается мусором» (В. Т.); «Интернет - источник не систематизированного знания, а фрагментарной информации, развивающей убогое клиповое мышление» (С. С.). Правда, есть менее категоричные суждения, которые сводятся к тому, что все зависит от пользователя, и «Интернет можно использовать для обогащения личностных интеллектуальных способностей, было бы желание и старание».
4. Роль Интернета и книжной культуры в современном образовании. Подавляющее большинство студентов библиотечно-инфор-
мационного факультета придерживаются кни-гоцентризма в образовательном процессе. Вот некоторые суждения: «Быть образованным человеком и не читать книги сегодня, как и во все времена, невозможно. Вся система образования и самообразования зависит от книг» (Е. Б.); «Не только сегодня, но и всегда и во все времена нельзя быть образованным человеком, не читая книг, ведь они - единственный достоверный источник знаний. Чтобы творчески трудиться, учиться, развиваться, необходимо читать книги как в полиграфической, так и в электронной форме» (А. В.); «Человека любой эпохи нельзя назвать образованным, если он не читает книги. Работа с книгой - это не простое кликанье мышью и клавиатурой, она требует от человека определенных умственных усилий, внимания и навыка» (А. П.); «Книга дает человеку грамотность с точки зрения орфографии, мудрость, логику мышления, вдохновение, культуру речи и, в конце концов, знания» (С. Ц.). Короче говоря, наши студенты убеждены, что книга была и остается «особым увлекательным миром, погрузившись в который человек никогда не станет сомневаться в том, нужны ли книги?» (К. Г.). Поэтому обязательно нужно читать книги. При этом ответы на вопрос «Можно ли быть образованным человеком, не пользуясь Интернетом?» оказались менее единодушными.
Примерно треть респондентов полагает, что Интернет не является обязательным условием образованности и без него в принципе можно обойтись. Типичны рассуждения: «Раньше люди жили без компьютеров и были образованными. Образование мы получаем в учебных заведениях и в библиотеках, а не в Интернете» (К. Г.); «Главным источником знания являются книги. Ни один сайт в Интернете не сможет дать столько достоверной информации, сколько можно найти в книгах» (Т. К.); «Интернет не помогает, а скорее мешает познанию: отнимает много времени на поиск в Сети, отвлекает внимание на рекламу и т. д. Для того, чтобы быть образованным, можно обойтись ресурсами библиотеки»
10
(В. А.). Остальные студенты, соглашаясь с тем, что «пока невозможно стать образованным, не читая книги, ибо достоверные знания взять больше негде» (Т. В.), подчеркивают полезность обращения к ресурсам Интернета «в случае необходимости, хотя получаемая информация может быть неполной и недостоверной» (Г. К.). Разумно звучит мнение, разделяемое, по-видимому, большинством студентов: «Обращаясь к Сети, вы экономите время и получаете доступ к информации в другом городе или стране, поэтому в нашем стремительно меняющемся мире невозможно быть образованным человеком, не используя Интернет» (Е. О.).
5. Интернет и нравственные устои. Отдавая должное информационному и образовательному потенциалу Интернета, студенты единодушны в резко критической оценке морально-нравственного воздействия его на своих пользователей. Например: «Интернет скорее способствует регрессу человечества в моральной сфере, чем его развитию. Особенно опасно его воздействие на детскую психику» (А. П.). Другие респонденты не столь категоричны и замечают, что «все зависит от целевой направленности читателя. В книжных потоках при желании можно найти немало мерзости. Другое дело, что в Интернете всевозможной грязи в разы больше, чем в книжной продукции, поэтому Интернет намного опаснее для своих пользователей» (Л. Ч.). Отмечается, что «многие книги, особенно классическая литература, дают убедительные образцы самоотверженности, мужества и альтруизма, которые оказывают воспитательное воздействие на читателей. Интернет же не ставит никаких нравственно-воспитательных задач» (К. У.). Даются советы: «Поскольку при поиске самой безобидной информации в Интернете все равно натыкаешься на горы мусора и грязи, нужно уметь их отфильтровывать в своем восприятии. Для этого нужно следовать реальным морально-этическим ценностям, о которых преимущественно говорится в книгах» (В. Д.).
6. Кто больше приспособлен к жизни в современном обществе: начитанный интелли-
гент-книжник или владеющий ресурсами Интернета интеллектуал? В этом вопросе противопоставлены интеллигентские ценности книжной культуры, которые, судя по предыдущим ответам, являются привлекательными в глазах большинства студентов, и технологические достоинства, воплощенные в Интернете. Выбор студентов в массе своей оказался не в пользу интеллигентов-книжников. Он выражен в следующих суждениях: «При всех негативных чертах, свойственных Интернету, приходится с горечью признать, что к современной жизни в наибольшей степени приспособлен владеющий ресурсами Интернета интеллектуал, нежели начитанный интеллигент-книжник. Дело в том, что Интернет - это зеркало современного образа жизни. Он воплощает такие качества, как скорость реагирования, определенный элемент вседозволенности, тенденция к упрощению и стандартизации, которые служат залогом успеха» (П. А.); «Плюсов у интеллектуала, владеющего Интернетом, больше, ибо у него больше возможностей оперативного доступа к всевозможной информации, что позволяет ему легче адаптироваться к условиям современного мира» (Ф. Р.); «На рынке информационных услуг больше ценятся не начитанные интеллигенты, а специалисты, способные извлечь нужную информацию из хаоса Всемирной паутины» (Т. К.); «Постоянно развиваются новые информационные технологии, а знания книжников быстро устаревают, поэтому интеллигент-книжник, не владеющий информационными технологиями, всегда будет отставать от жизни» (Л. П.).
Были студенты, полагающие, что ничто не мешает интеллигенту-книжнику освоить навигацию в сети Интернет и снять таким путем противоречие между интеллигентностью и интеллектуальностью. Эти студенты непозволительно упрощают суть дела. По существу противоречие между интеллигентом и интеллектуалом обусловлено не разным владением информационными технологиями, а расхождениями в целевой направленности личности. Воспитанный на традициях русской литературы интеллигент руководствуется гу-
11
манистическими нормами и идеалами, а воспитанный на контенте Интернета интеллектуал есть эгоист, добивающийся личного благополучия по принципу «цель оправдывает средства». Задавая данный вопрос, мы хотели определить, кто в глазах студентов является «героем нашего времени»: интеллигентный гуманист или чуждый гуманизму интеллектуал. Оказалось, что «героем» является интеллектуал, хотя иногда отмечалась его «хамова-тость». Этот результат показывает, что наши студенты понимают, что они живут в дегума-низированном обществе, культивирующем негуманистический (противоречащий нормам человечности) образ жизни.
7. Как воспитать ребенка гармонично развитой личностью? Правомерность этого вопроса не оспаривал никто, и практически все будущие родители считают необходимым познакомить детей как с книжной, так и с компьютерной культурой. Стратегия достижения гармоничного развития предусматривает, как правило, два этапа: 1) научить ребенка читать и приобщить его к миру книг в дошкольном возрасте; 2) постепенное освоение навигации в Интернете в начальной школе. Причем должны быть приняты меры для исключения доступа к сайтам Интернета, могущим нанести вред нравственному и психическому здоровью молодого поколения. Вот как представляет реализацию этой стратегии одна из девушек. «Я бы начала развивать ребенка, знакомя его с книгами, потому что тот опыт, который он приобретет в качестве читателя, поможет ему сориентироваться в пространстве Интернета. Где-то лет с семи-восьми я бы стала его знакомить с компьютером и Интернетом. Нельзя превращать компьютер в игрушку, которая позволяет отвлечь ребенка и дарит вам часы покоя. Контроль и терпение, поощрение и предостережение - вот что должно присутствовать в вашей совместной с ребенком работе в Интернете» (П. Л.).
8. Читательская практика библиотечного студенчества. Книгоцентристские ценностные ориентации многих студентов, являющихся, напомним, «продвинутыми поль-
зователями Интернета», проявились при ответе на вопросы, связанные с их читательской практикой. Вот некоторые из ответов. «Я с детства очень люблю читать, это для меня так же естественно, как и дышать. Я просто беру интересную книгу, начинаю ее читать и не останавливаюсь, пока не дочитаю до конца» (Е. М.). «Себя как читателя я бы оценила высоко. Не скажу, что я пытаюсь осмыслить и досконально понять каждую книгу, которая попадает мне в руки. Но если она заинтересовала меня, оставила впечатление, и после ее прочтения у меня возникли вопросы, то я постараюсь узнать о ней больше. Если есть экранизация, я, скорее всего, ее посмотрю. Прочту информацию об авторе и обстоятельствах написания книги, если сумею найти» (С. К.). «Я очень люблю читать. Книга захватывает меня настолько, что я погружаюсь в этот удивительный мир, забывая реальность. Я сопереживаю героям, вместе с ними влюбляюсь, смеюсь, расстаюсь. Если я взяла в руки книгу, я обязательно дочитаю ее до конца. У меня есть любимые книги, их немного, но я их перечитываю и буду перечитывать» (К. Г.).
В студенческой среде обнаружились не просто любители чтения, а молодое пополнение библиофильского сословия, постигшего таинственную магию книги. Процитируем два признания. «Свою домашнюю библиотеку я могу назвать "усилителем интеллекта". У меня дома очень много книг. Это великие классические романы, различные научно-популярные издания, приключенческие романы и детективы, словари и энциклопедии. Большинство книг остались от дедушки, потом их собирали родители, теперь я пополняю свою личную библиотеку. У меня есть книги с автографами писателей» (Г. К.). «Я люблю читать, люблю сами книги, страницы с запахом типографской краски, красивые качественные иллюстрации, люблю узнавать и проникать в сюжет. Порой мне кажется, что читала я всегда. В нашем семейном видеоархиве есть запись, на которой я, трехлетняя, "размышляю" над книжкой. Книги для меня - это чудо, не-
12
которые из них могут полностью захватить меня и погрузить в совершенно иной мир. Когда закрываешь такие книги и сталкиваешься с реальностью, какое-то время находишься под их воздействием, и все вокруг кажется удивительным и новым» (П. П.).
Многие страстные любители литературы постоянно обращаются к ресурсам Интернета. Так, одна из девушек дала себе такую самооценку: «Я очень чуткий и внимательный читатель, опытный и искушенный. Умею видеть многое "между строк". Многие замечали за мной способность быстро выделять суть текста, формулировать нужные фразы, анализировать и синтезировать результаты прочитанного. Имею намерение развивать свои лингвистические познания и читать иностранную литературу в оригинале». Далее она пишет: «Сегодня не представляю своей жизни без Интернета. Он необходим и для учебы, и для работы, даже подрабатываю фрилансером на его просторах. Разумеется, я пользователь социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, My Space). Регулярно захожу на свои "особые" сайты, где бываю много лет» (Е. Д.). Практика «бикоммуникации» наводит на мысль об отсутствии естественных барьеров между книжными и электронными каналами. Видимо, нормальное состояние книжной и электронной коммуникации не конкуренция, а сосуществование, даже сотрудничество? Подводя итоги, попытаемся найти ответ на этот стратегически важный и теоретически принципиальный вопрос.
9. Сосуществование книгоцентристской и интернетоцентристской парадигмы в сознании библиотечного студенчества подтверждается результатами наших опросов. В пользу книгоцентристской парадигмы свидетельствуют высказывания об историко-культурной значимости библиотечных фондов, обладающих хорошо отработанной поисковой инфраструктурой на основе универсальных библио-течно-библиографических классификаций. Именно библиотечные системы, прежде всего
национальные библиотеки, играют роль всемирного хранилища знаний, а пренебрежение книжным чтением - свидетельство невежества и необразованности человека. Чтение книг -необходимое условие интеллектуального и нравственного развития, поэтому заботливые родители с дошкольного возраста должны приобщать своих детей к Миру книг. Включенность библиотечного студенчества в кни-гоцентристскую парадигму доказывает активная читательская деятельность, использование библиотечных фондов различных библиотек, комплектование личных библиотек. Укрепление книгоцентристских взглядов подтверждается резкой критикой в адрес ресурсов Интернета (хаос, помойка, ложь и т. д.), решительным отказом рассматривать Интернет в качестве всемирного хранилища знаний и усилителя интеллекта, обвинениями в безнравственности и вредном воздействии на пользователей, требованием защиты детей от развращающего действия Всемирной сети и пр.
В то же время все студенты активно пользуются Сетью и не представляют своей жизни без обращения к услугам Интернета. В числе услуг, необходимых современной молодежи, электронная почта, социальные сети, справочное обслуживание, поиск научной и учебной информации. Интернетоцентристская парадигма апеллирует к будущим возможностям Интернета (полная оцифровка фондов библиотек, упорядочение контента интернет-пространства, создание надежной поисковой инфраструктуры в системе электронной коммуникации). Столкновение книгоцентрист-ской и интернетоцентристской парадигм нельзя назвать антагонистической борьбой за существование. Скорее, речь идет о бифуркации социальных коммуникаций, связанной с формированием нового рода - электронной коммуникации. К сожалению, бифуркация может содействовать дегуманизации информационного общества, ибо гуманистические ресурсы Интернета пока остаются невыявленными и невостребованными.
13
Приложение
План письменного интервью «МОЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ОПЫТ»
А. ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНТЕРНЕТ?
1. Мой опыт общения с Интернетом. Начальный этап. Современный этап. Самооценка в качестве пользователя Интернета. Зачем я обращался в Интернет на прошлой неделе? Примеры запросов и ответов.
2. Можно ли назвать Интернет «усилителем интеллекта»? Приведите аргументы за и против.
3. Можно ли быть сегодня образованным человеком, не используя Интернет? Приведите аргументы за и против.
4. Какая информация содержится в Интернете? Систематизируйте и дайте примеры.
5. Функции Интернета как социально-коммуникационного института. Является ли Интернет всемирным хранилищем знаний?
Б. ЗАЧЕМ НУЖНО ЧИТАТЬ КНИГИ?
1. Мой читательский опыт. Чтение в школе. Чтение в вузе. Самооценка в качестве читателя. Зачем я читал книги на прошлой неделе? Примеры запросов и прочитанных текстов.
2. Можно ли назвать личную библиотеку «усилителем интеллекта»? Приведите аргументы за и против.
3. Можно ли быть сегодня образованным человеком, не читая книги? Приведите аргументы за и против.
4. Какая информация содержится в книжных фондах? Какой информации там нет? Систематизируйте и дайте примеры.
5. Каковы функции библиотечного социального института? Являются ли библиотеки всемирным хранилищем знаний?
В. ЧЕЛОВЕК НА КОММУНИКАЦИОННОМ РАСПУТЬЕ
1. Возможно ли сосуществование Интернета и книжной коммуникации? Являются ли Интернет и библиотеки взаимодополняющими или конкурирующими социальными институтами? Приведите аргументы за и против.
2. Что больше способствует интеллектуальному и морально-этическому развитию личности: чтение книг или навигация в сети Интернет? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Кто лучше приспособлен к жизни в современном обществе: начитанный интеллигент-книжник или интеллектуал, владеющий ресурсами Интернета? Приведите аргументы за и против.
4. Какая информация содержится только в книгах, а в Интернете ее нет? Какая информация есть только в Интернете, но не в книгах? Приведите примеры.
5. Современная коммуникационная культура складывается из книжной культуры и компьютерной культуры. Как сделать Вашего ребенка гармонично развитой личностью?
Сдано 8.11.2013
14