Научная статья на тему 'Информационно-читательский портрет молодежи'

Информационно-читательский портрет молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1346
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЧТЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Круглякова Светлана Анатольевна

По результатам опроса молодых людей г.Тамбова и районов Тамбовской области проанализировано их отношение к чтению, влияние развития информационных технологий на чтение молодежи, выявлен уровень информационной культуры молодых людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-читательский портрет молодежи»

ИНФОРМАЦИОННО-ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТРЕТ МОЛОДЕЖИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Информационно-культурная стратификация населения Тамбовской области», проект

№ 12-13-68000

Круглякова Светлана Анатольевна, магистрант кафедры библиотечно-информационных ресурсов

ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация: По результатам опроса молодых людей г.Тамбова и районов Тамбовской области проанализировано их отношение к чтению, влияние развития информационных технологий на чтение молодежи, выявлен уровень информационной культуры молодых людей.

Ключевые слова: молодежь, чтение, Интернет.

Чтение - уникальный феномен культуры. Ученые установили, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, - неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности. Именно поэтому снижение интереса к чтению, которое наблюдается в последние годы во многих странах мира, вызывает тревогу не только у специалистов книжного и библиотечного дела, но и у широкой общественности.

Становление информационного общества, активное внедрение информационных технологий являются одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения. Залогом успешной жизнедеятельности человека становится его способность получать, воспринимать и активно использовать информацию в профессиональной, учебной, досуговой деятельности.

На протяжении длительного времени молодежь была и остается объективным индикатором социальных процессов1. В частности именно она является наиболее активным потребителем информации. Поэтому не случайно, что в XXI веке молодежь стала одной из приоритетных читательских групп, находящихся в центре внимания исследователей. В современных условиях чтение необходимо рассматривать и как чрезвычайно важную составляющую информационно-потребительской деятельности молодежи.

Поэтому важно выявить общие тенденции в чтении молодежи, связанные с изменением и конкретными условиями социокультурной ситуации, изучить специфику чтения в молодежной среде и факторы, влияющие на её читательскую активность.

Для получения информационно-читательского портрета молодежи, были взяты результаты проведенного в 2012 г. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина социологического исследования «Информационно-культурная стратификация населения Тамбовской области» с целью выявления типичных моделей читательского поведения в условиях мультимедийной электронной культуры. В исследовании приняли участие 170 человек в возрасте от 16 до 30 лет, проживающие в районах Тамбовской области.

Сравнение ответов на ряд вопросов анкеты позволило выявить общие тенденции в читательском поведении опрошенных. В частности, расхождение между декларируемой ценностью, позитивным отношением к чтению и реальным читательским поведением. Так, заявили, что любят читать 28,9%, имеют домашнюю библиотеку 73,3% респондентов, но реально покупают книги, пользуются библиотекой и читают книги в Интернете только около 50%. В сознании большинства молодых людей еще сохранились устойчивые представления о том, что знание отдельных книг и авторов является сегодня показателем уровня интеллектуального и духовного развития личности (согласны с этим утверждением 54,3%, отрицают это высказывание 26,9%, затруднились с ответом 18,7%). Такое положение подтверждает возможность развития интереса к чтению у молодежи за счет влияния через мотивы престижа.

1 Ромах О.В. Социальность культуры. Тамбов, Вестник ТГУ, 2011, № 12, с.98.

Чтение органично вплетено в жизнь и деятельность читающей молодежи, его цели различны. Анализ ведущих целей чтения позволяет говорить о доминирующей роли деловых (профессиональных) целей: чтение надо для работы, для учебы (22,9%). На втором месте - «узнать что-то новое» (20,5%). 13,5% опрашиваемых читают, чтобы получить удовольствие.

По 7,6% респондентов целями своего чтения считают следующие:

• необходимость повысить свой профессиональный уровень,

• найти ответ на важный практический вопрос,

• заставляют какие-то внешние причины.

Таким образом, основными целями чтения являются деловая - профессиональная (для работы, учебы), познавательная (узнать новое), гедонистическая (получить удовольствие).

Рейтинг тематических предпочтений периодики выглядит следующим образом. Большинство респондентов предпочитают газеты и журналы молодежной тематики (46,4%); 22,2%

опрашиваемых затруднились с ответом, предпочитая периодику разной направленности; престижные глянцевые журналы и развлекательную желтую прессу выбирают 16%; также 15,8% респондентов отдают предпочтение журналам про дом, быт, садоводство, кулинарию и проч.; общественно-политическую и отраслевую периодику выделяют около 7%, примерно 9% опрашиваемых выбирают научно-популярные журналы (здоровье, природа, путешествия) и издания рекламного характера; и только 8,4% практические не читают периодику.

Степень влияния референтных групп, от мнения которых зависит выбор книг молодых людей, различна. Большинство опрашиваемых опираются на отзывы друзей и сверстников (43,9%). Но, несмотря на это, многие респонденты предпочитают самостоятельно выбирать книги без чьих-либо советов (32,5%). Около 1/3 прислушиваются к мнению преподавателей (32,1%). По 6-9 % считают авторитетными для себя библиотекарей (8,2%), форумы и блоги в сети Интернет (9,3%), информацию в газетах и журналах (6,3%).Такие группы как родители, продавцы книжных магазинов, литературные критики мало влияют на отношение молодежи к книгам.

В настоящее время в обществе то и дело поднимается вопрос о том, нужна ли литература современному человеку. По вопросу «Считаете ли Вы, что современному человеку надо много читать?» мнения респондентов разделились. Одни все еще борются за то, чтобы литература играла важную роль в жизни обществе (64,8%), другие считают, что нет, сегодня вполне можно обойтись и без нее (6%).

Безусловно, читать нужно и необходимо, поскольку чтение - это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Только чтение является инструментом для успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми - в семье, в кругу друзей).

На различие в читательских предпочтениях, по мнению респондентов, прежде всего, влияют общее интеллектуальное развитие (39,9%), сфера профессиональной деятельности (33,4%), уровень образования (32,3%), образ жизни (32,3%). А в целом, по мнению опрошенных, отношение к чтению формируется без чьего-либо влияния - 34,3%; под воздействием писателей -15,7%, литературных критиков - 12,3%, активных читателей - 10,9%, политиков - 9,8%, журналистов - 8,6%, издателей - 7,2%, деятелей культуры - 6,2%.

О серьезной конкуренции между печатными и электронными книгами и об изменении традиций читательской культуры говорят ответы на вопрос о наиболее популярных сегодня вариантах чтения. Мнения разделились с небольшим перевесом в сторону электронных книг. Наиболее популярным чтение электронных книг считают 58,5%, а бумажных - 39,3%. Около 7,5% считают, что чтение сегодня вообще мало популярно. Так, каждый человек выбирает для себя наиболее приемлемый вариант. И у печатной, и у электронной книги есть свои преимущества. Электронные книги лишь расширяют возможности привычных печатных изданий.

В зависимости от вида информации респонденты предпочитают получать ее в разной форме. Здесь конкуренция между печатными и электронными форматами тесно коррелирует с содержанием информации. Так, художественную литературу и научную большинство респондентов однозначно предпочитает читать в форме традиционной бумажной книги (таких 42,3% и 21,7%), а вот справочную 1/3 респондентов предпочитают в электронном виде (31,1%). Относительно деловой и учебной информации пропорции примерно равные.

Итак, нельзя не согласиться с тем, что справочниками, энциклопедиями, учебниками и подобными изданиями в электронном виде пользоваться значительно проще и удобнее и перевод таких книг в электронную форму можно только приветствовать. Но для издания произведений

художественной литературы во многих случаях все-таки предпочтительнее традиционная бумажная форма - она, безусловно, намного более комфортна для чтения.

Активность использования нашими респондентами технических устройств для чтения выглядит следующим образом. Не используют в читательской деятельности технических устройств 8,2% . Читают тексты с экранов компьютеров 31,7%, с мобильного телефона - 14,7%, аудиокниги слушают 4,1% (7 человек), iPad используют 1,7% (3 человека), букридеры - 2,9% (5 человек). Таким образом, современные читатели постепенно начинают осваивать различные электронные носители текстов.

Нельзя игнорировать факт тотальной компьютеризации общества, которая качественно и количественно изменила информационное пространство и сформировала новые каналы и способы получения информации и чтения. Печатные издания не являются сегодня единственным источником получения информации и чтения. Интернет, на данный момент, является основным конкурирующим информационным каналом.

Интернетом пользуются все респонденты. Общероссийская тенденция такова, что Интернет чаще всего используется представителями молодежной среды для развлечения. Мониторинг предпочтений пользователей Тамбовской области подтверждает эту тенденцию: на первом месте оказалось общение в социальных сетях - 83,6%. Далее следует скачивание и просмотр фильмов, музыки - 58,4%. Следующая позиция - электронная почта (37,6%). Больше четверти респондентов тратят свое время на чтение и скачивание электронных книг, журналов -27,4%. Скачиванию готовых рефератов, курсовых работ отдают предпочтение 16,6% опрашиваемых. Примерно равное количество голосов получили общение по скайпу (14,5%) и компьютерные игры (13,6%).

Покупка и оплата товаров и услуг, выкладывание своих текстов, фото, видеороликов, ведение своего сайта, ведение живого журнала, блога менее популярны среди молодых пользователей.

Таким образом, Интернет молодые читатели используют для получения быстрой и актуальной информации о современном мире. Возрастает потребность в разнообразном межличностном общении и поиске развлечений.

В Интернете большинство читает учебную литературу (19,4%), новости на информационных порталах (12,9%), специальную литературу (7,6%).

К основной причине растущей популярности Интернет-ресурсов респонденты отнесли удобство и быстроту поиска информации - 41,1%. Также немаловажным фактором является бесплатность и получение нужной информации, не выходя из дома (5,8%).

Отсюда следует, что Интернет часто экономит время поиска информации, если им

пользоваться в деловых и учебных целях. Интернет, безусловно, выигрывает в соревновании на скорость получения информации, но только в библиотеках могут обеспечить глубину и качество получаемой информации.

По поводу влияния новых информационных технологий на активность чтения, мнения опрошенных разделились. 25,8% опрашиваемых убеждены, что читают столько же и даже больше, 20,5% считают, что читать почти перестали.

Таким образом, о влиянии информационных технологий на чтение высказаны весьма неоднозначные мнения. Большинство молодых людей считают, что интерес к чтению возрастает, и это во многом стимулируется техническим прогрессом в портативной электронике. Другие, все же убеждены, что развитие информационных технологий пагубно влияет на чтение, досуг становится визуальным, чтение как вид досуга уходит.

Чуть больше четверти опрошенных берет книги для чтения в библиотеке - 27%.

Скачивают из Интернета и читают на компьютере - 15,2%, читают в Интернете on-line - 4,7%, скачивают и распечатывают для чтения 4,1%. Берут у друзей и знакомых - 11,7%, покупают в книжных магазинах 4,7%. Интернет-магазины не пользуются спросом среди молодых людей.

Итак, молодежь в районах Тамбовской области сегодня действительно читает, но читает «не так», как предыдущие поколения. Изменились практически все характеристики молодежного чтения: статус чтения, длительность (время чтения на досуге), способ работы с печатным текстом, мотивы чтения, предпочтения. Изменились источники получения печатных изданий, получения информации в целом.

В дополнение к анкетированию была проведена фокус-группа среди студентов г. Тамбова, что позволило сравнить показатели информационной компетентности читателей г.Тамбова и районов Тамбовской области.

В обсуждении приняли участие 11 человек примерно одного возраста 17-18 лет. Гендерный состав участников: 2 юноши и 9 девушек.

Анализ выявленных результатов дает возможность выявить уровень информационной культуры молодых людей, определить степень влияния развития информационных технологий на чтение среди молодежи.

Итак, среди используемых источников информации респонденты выделили печатные СМИ, телевидение и Интернет (преимущественно новостные сайты). Книги используют только по крайней необходимости.

На вопрос «Нужны ли сегодня книги, журналы и газеты?» респонденты однозначно ответили «Да». Они выделили несколько причин.

Один респондент выделил следующее: «Люди все разные и, несмотря на наличие многих информационных технологий (компьютер, различные электронные средства, с помощью которых они могут воспринимать информацию), есть люди, которым необходимо ощущать бумагу и книгу, чтобы листать страницы и получать удовольствие».

Другой молодой человек убежден, что «не всем людям дается компьютер», т.е. представителям старшего поколения проще и легче читать традиционные бумажные книги, нежели обучиться навыкам пользования компьютером и другими информационными технологиями.

Еще одна студентка назвала достаточно значимую причину: «Бумага не напрягает так глаза как экран, и нет ничего лучшего, чем лечь вечером и в постели почитать хорошую книжку».

Таким образом, несмотря на практичность и удобство электронных книг, большинство студентов предпочитают бумажные традиционные книги.

По мнению респондентов, чтобы современный человек считался образованным и был в курсе всех событий, ему необходимо читать прессу (СМИ), смотреть телевидение (в частности новостные и познавательные передачи), читать книги, общаться с людьми.

Нас также интересовало, влияет ли социальное расслоение населения на круг чтения, читательские предпочтения. Большинство респондентов считают, что круг чтения действительно отличается в разных социальных слоях. На различие в читательских предпочтениях, по мнению респондентов, прежде всего влияют образ жизни и профессия, информационные потребности, уровень образования.

Респонденты утверждают, что стать образованным можно и не читая книг. По их мнению, образованным человек становится при общении с умными и мудрыми людьми.

В современном обществе отношение к начитанному человеку, по мнению опрашиваемых, весьма своеобразное. Как считает один из респондентов, к начитанному человеку относятся как к «белой вороне», поскольку в настоящее время чтение отошло на несколько шагов назад и считается немодным занятием. Но, несмотря на это, студенты убеждены, что постепенно общество приближается к тому, что читать нужно.

Один из обсуждаемых вопросов, был посвящен развитию интеллекта. На вопрос «Нужно ли развивать свой интеллект?» участники фокус группы однозначно ответили «Да». По их мнению, это достигается за счет общения, самообразования, стремления постигать все новое, быть в курсе событий.

По мнению студентов, чтобы повысить уровень информационной культуры необходимо проводить различные акции, например «Купи газету - получи книгу», заниматься самообразованием.

Что касается свободного времяпрепровождения студентов, то здесь предпочтение отдается прогулкам, просмотрам фильмов, общению с друзьями. Чтению времени практически не отводится. Чтение для студентов представляется как вынужденное обстоятельствами занятие. Много свободного времени, по мнению опрашиваемых, отнимает Интернет.

Большую часть времени, проведенного в Интернете, студенты посвящают социальным сетям и поиску информации. Также активно посещаются форумы в зависимости от их интересов (фотография, футбол и т.д.), новостные сайты. Интернет используется студентами и для активного скачивания музыки и фильмов. Напомним, что такая же тенденция наблюдается и в районах Тамбовской области, на первое место в числе наиболее используемых сайтов выходят социальные сети.

На вопрос «Влияют ли на интерес к книге и чтению информационные технологии?» мнения студентов разъединились. Больше половины участников фокус-группы уверены, что информационные технологии полностью вытеснят книги, а вместе с ними и процесс чтения, и вся

информация будет только в электронной форме. 3 респондента считают, что информационные технологии активно взаимодействуют с чтением (пример тому - электронные книги), т.е. при нынешней конкуренции каждое из этих средств займет свою нишу и сохранится.

По мнению участников исследования, компьютер и другие технические средства необходимы, в первую очередь, для учебы и работы и только потом - для досуга и развлечений.

Интернет - путь к интеллектуальной деградации - так считает половина опрошенных. Интернет вызывает зависимость, отнимает много времени, содержит много ненужной информации. Остальные респонденты твердо убеждены, что Интернет полезен и без него сегодня немыслима жизнь.

Таким образом, отмечается, что современное состояние общества характеризуется рядом проблем. Компьютеризация, охватившая практически все процессы профессиональной и социальной жизни, приводит к тому, что чтение не популярное среди студентов занятие. Многие респонденты убеждены, что сегодня чтение не является инструментом получения образования, средством воспитания и интеллектуального развития человека.

Последний блок вопросов был посвящен определению информационного неравенства в современном обществе.

Студенты считают, что взаимосвязь между уровнем дохода и уровнем информационной культуры есть, поскольку далеко не все люди могут позволить себе купить компьютер, платить за Интернет, покупать книги и журналы и т.д.

Сельские и городские жители, по мнению опрашиваемых, имеют разные уровни информационных потребностей и неравный доступ и информации. На это влияет разный уровень жизни, материальный доход, территориальная удаленность сел от городов, «вымирание» сельских библиотек и прочие факторы.

Таким образом, в настоящее время отмечается культурный разрыв между центром и периферией страны. Как ни странно, но среди жителей сельской местности значительно больше читающих молодых людей. Сегодня имеет место не кризис чтения молодежи, а смена модели молодежного чтения. Черты старой модели чтения: любовь к чтению, преобладание в репертуаре чтения книг, а не журналов, разнообразный репертуар чтения (книги разных жанров), позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки, существование своего «любимого библиотекаря») постепенно искореняются. Сейчас чтение молодежи носит эпизодический характер, оно случайное (неполноценное), круг чтения молодежи деформируется.

Среди молодых людей большой популярностью пользуется Интернет. Они обращаются к услугам глобальной Сети в большинстве случаев для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего, досуговых. По результатам исследования видно, что к постоянному присутствию в Интернете молодых людей больше всего подталкивают быстро набравшие популярность социальные сети, такие как Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук, а также блоги и микроблоги и др. Не успевая общаться с друзьями и знакомыми в реальном мире, не успевая передавать и принимать новую информацию, молодые люди переходят на виртуальное общение и большинство из них постепенно приобретает интернет-зависимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.