Научная статья на тему 'Социальные и культурные параметры стратификации пользователей библиотек (на примере г. Тамбова)'

Социальные и культурные параметры стратификации пользователей библиотек (на примере г. Тамбова) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
260
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БИБЛИОТЕКИ / ЧТЕНИЕ / INFORMATION / INFORMATION AND CULTURAL STRATIFICATION / LIBRARY USERS / READING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стефановская Наталия Александровна, Жуликова Ольга Валентиновна, Круглякова Светлана Анатольевна

На основе социологического исследования, проведенного в г. Тамбове, анализируется взаимосвязь показателей социальной и информационно-культурной стратификации, описываются предпочтения респондентов в использовании традиционных и электронных источников информации, выделяются типичные социальные параметры пользователей библиотек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL PARAMETERS OF STRATIFICATION OF LIBRARY USERS (ON EXAMPLE OF TAMBOV)

The relationship indicators of social and informational-cultural stratification on the basis of sociological research, conducted in the city Tambov, is analyzed, the preferences of the respondents in the use of traditional and electronic sources of information are described, the typical social parameters of the users of libraries are allocated.

Текст научной работы на тему «Социальные и культурные параметры стратификации пользователей библиотек (на примере г. Тамбова)»

УДК 316.334:008

СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТРАТИФИКАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕК (НА ПРИМЕРЕ г. ТАМБОВА)1

© Наталия Александровна СТЕФАНОВСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор социологических наук, доцент, зав. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: [email protected] © Ольга Валентиновна ЖУЛИКОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат социологических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: [email protected] © Светлана Анатольевна КРУГЛЯКОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, магистрант, кафедра библиотечно-информационных ресурсов, e-mail: [email protected]

На основе социологического исследования, проведенного в г. Тамбове, анализируется взаимосвязь показателей социальной и информационно-культурной стратификации, описываются предпочтения респондентов в использовании традиционных и электронных источников информации, выделяются типичные социальные параметры пользователей библиотек.

Ключевые слова: информация; информационно-культурная стратификация; пользователи библиотеки; чтение.

Интенсивно развивающееся сегодня новое мультимедийное информационное пространство меняет структуру потребления информации, практику читательской деятельности, ведет к появлению новых параметров расслоения общества по признакам отношения к информации и способам ее получения. Традиционные информационные центры, в частности, библиотеки утрачивают свой социальный престиж среди населения как центры знаний и просвещения. Идет отток обеспеченных читателей из библиотек. Книги предпочитают покупать или брать у знакомых. Элитные, или развитые читательские группы - лидеры чтения становятся замкнутыми - не стремятся влиять на широкие массы, передавать им свои вкусы, в отличие от старой интеллигенции - утрачивают просветительские традиции. Как отмечал известный философ Умберто Эко, в ближайшем будущем может произойти разделение социума на два класса: большинство, которое пользуется только зрительной телекоммуникацией и получает готовые образы, и литературную и компьютерную элиту, управляющую этими коммуникациями [1, с. 277]. Ален Турен также утверждает, что создание аппаратов производства и управления информацией в большинстве областей ведет к

новой концентрации власти, правящим классом становится тот, который управляет созданием культурных моделей и социальных норм - технократия [2, с. 133]. В связи с этим становится актуальным исследование параметров информационно-культурной стратификации, расслоения населения по критериям доступа и активности использования различных источников информации.

В рамках научного проекта «Информационно-культурная стратификация населения Тамбовской области», поддержанного РГНФ, авторами был проведен анкетный опрос, который позволяет охарактеризовать социально-культурный профиль пользователей библиотек г. Тамбова на основе взаимосвязанного комплекса критериев социальной и культурной стратификации. Использованный нами стратификационный подход позволяет выделить среди пользователей библиотек основные страты по показателям информационной, читательской активности в сочетании с традиционными параметрами социальной стратификации (уровень доходов, обра-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Информационно-культурная стратификация населения Тамбовской области», проект № 12-13-68000.

зования, престиж профессии, обладание властью).

Выборка, сформированная по методике случайного отбора, включала 388 читателей централизованной библиотечной системы г. Тамбова старше 16 лет.

По мнению самих респондентов, существует взаимосвязь между социальной и информационно-культурной стратификацией.

65,7 % респондентов считают, что круг чтения действительно отличается в разных социальных слоях, и 20 % думают, что круг чтения не зависит от социального положения. Прежде всего, на различия в читательских предпочтениях, по мнению участников исследования, влияют уровень образования (41,8 %), общее интеллектуальное развитие (41,5 %), образ жизни (33,2 %) и сфера профессиональной деятельности (20,1 %). Материальное положение респонденты выделили как наименее значимый фактор влияния, его указали лишь 7,8 %. Мнение авторитетных для каждого слоя лиц как фактор влияния назвали 3,9 %.

В целом же, по мнению опрошенных, отношение к чтению формируется без чьего-либо влияния - 32,8 %; под воздействием писателей - 23,9 %, деятелей культуры -

15,1 %, активных читателей - 14 %, журналистов - 12 %, издателей - 9,1 %, литературных критиков - 5,7 %, лидеров чтения -

4,3 %, политиков - 4 %.

Более половины респондентов (52,9 %) уверены, что знание отдельных книг или авторов сегодня остается значимым показателем уровня интеллектуального и духовного развития человека, 23,4 % - думают, что нет, и 23,7 % затруднились высказать свое мнение.

Анализ социального портрета пользователей библиотек г. Тамбова показывает, что среди них преобладают женщины (76,6 %). Мужчины составляют примерно 1/4 часть читателей (23,4 %). Возрастной состав респондентов: до 30 лет - 42,6 %, от 30 до 50 лет - 28,2 %, старше 50 лет - 29,2 %. Таким образом, в возрастном составе читателей библиотек пропорционально представлены все возрастные категории, с преобладанием в 5-7 % молодежных.

Расслоение по образовательному цензу выглядит следующим образом: подавляющее большинство с высшим или неоконченным высшим образованием (61,6 %), со средним

профессиональным - 16,8 %, со средним и неоконченным средним - 18 %.

По семейному статусу распределение равномерное: 46,6 % - замужем или женаты,

46,4 % - нет, и 7 % - не ответили на вопрос. Таким образом, наличие или отсутствие семьи не сказывается на активности посещения библиотеки.

По роду занятий основная масса относится к служащим (31,5 %), учащимся и студентам (25 %), пенсионерам (16,5 %). Рабочих оказалось 7,5 %, предпринимателей -

2,8 %, госслужащих - 2,1 %. Таким образом, нельзя сказать, что в библиотеку ходят только школьники и студенты, значительна доля работающих. Предприниматели и чиновники (госслужащие) менее всего представлены в социальной структуре пользователей библиотеки. Доля лиц, не занятых трудовой деятельностью, составляет примерно 1/5 от числа опрошенных (домохозяйки, безработные, пенсионеры). При этом большинство работающих занято в бюджетной сфере, в государственных или муниципальных организациях и предприятиях (60 %). На частных и акционерных предприятиях работают около 29 %, индивидуальной трудовой деятельностью занято 8 %.

По отраслям народного хозяйства читатели-респонденты - это представители таких отраслей, как культура, искусство (27,3 %), система образования (18,2 %), торговля (13,6 %), промышленность, строительство (11,7%), транспорт, связь (5,7 %), здравоохранение (5,7 %), финансы, управление (5,3 %), армия, правоохранительные органы (5,3 %). Таким образом, мы видим довольно яркую выраженность влияния профессионального статуса на активность обращения в библиотеки как информационные центры. Наиболее значимую долю пользователей библиотек составляют представители культуры, искусства и системы образования. Меньше всего среди пользователей библиотек финансистов, управленцев и представителей силовых структур.

Свое материальное положение респонденты определили следующим образом: денег достаточно, чтобы приобретать все необходимое - 36,1 %, денег хватает на покупку продуктов и вещей первой необходимости -50 %, денег не хватает на необходимое - 8 %.

Общее отношение респондентов к чтению, читательской деятельности характеризуется следующим образом:

- люблю читать - 56,8 %;

- читаю когда есть свободное время -

21,5 %;

- читаю по необходимости - 14,1 %;

- читаю, когда нужно - 3,7 %;

- почти не читаю - 3,1 %.

Таким образом, большинство респондентов любят читать и посвящают чтению свое свободное время. Чтение как вынужденное обстоятельствами занятие представляют около 18 %, и лишь около 3 % почти не читают, но не будем забывать, что опрашивались ведь пользователи библиотек, поэтому среди них отрицательное отношение к чтению маловероятно.

Мотивация, причины обращения к чтению связаны у респондентов с тем, что чтение:

- заставляет думать, рассуждать -

43.1 %;

- открывает новое - 40,0 %;

- служит источником информации -

39.2 %;

- помогает развлечься - 16,1 %;

- развивает фантазию, мышление -

12,7 %;

- помогает разобраться в своей душе -7,0 %;

- помогает общаться с другими людьми - 5,5 %;

- помогает почувствовать себя интеллигентным человеком - 4,7 %;

- помогает почувствовать себя интеллектуалом - 4,2 %;

- помогает быть самим собой - 3,9 %.

Свои ведущие цели чтения опрошенные

сформулировали следующим образом (допускалось не более 3 вариантов):

- получить удовольствие - 47,0 %;

- узнать что-то новое - 28,8 %;

- надо для учебы - 21,6 %;

- надо для работы - 18,4 %;

- для отдыха - 18,2 %;

- повысить свой профессиональный уровень - 17,4 %;

- узнать информацию о текущих событиях - 16,9 %;

- самостоятельно разобраться в жизненно важном вопросе - 15,6 %;

- отвлечься от тревог и повседневных проблем - 15,3 %;

- познакомиться с взглядами других людей - 14,0 %;

- для меня это способ самопознания, саморазвития - 11,4 %;

- пережить острые эмоциональные чувства - 7,0 %;

- найти ответ на важный практический вопрос - 6,8 %;

- познакомиться с «красивой» жизнью -

5,5 %;

- в поисках смысла жизни - 1,3 %;

- читаю то, что модно, престижно -

0,8 %;

- для меня это способ общения - 0,5 %.

Таким образом, основными целями чтения являются гедонистическая (получить удовольствие), познавательная (узнать новое), деловая - профессиональная (для работы, учебы), релаксация (для отдыха). Обратим внимание, что на первое место при формулировке целей чтения выходят уже не познавательные или деловые цели, а гедонистические. Хотя в спектре мотивов чтения первые места заняли интеллектуальные и познавательные мотивы.

По мнению респондентов, большинство молодежи сегодня читает лишь по необходимости, вынужденно - 50,9 %, читает только электронные книги - 5,1 %.

По мнению части респондентов, для молодежи характерно негативное отношение к чтению, в частности: «молодежь считает чтение устаревшим занятием» - 27,1 %; «молодые считают, что чтение пустая трата времени» - 5,1 %; «молодежь иронизирует, «прикалывается» над теми кто читает» -

2,4 %.

То, что чтение модно среди молодежи предположили 5,1 %, то, что молодежь считает чтение престижным - 3,5 %, то, что читают, чтобы выглядеть эпатажно, шокировать окружающих предположили 0,8 %.

Таким образом, в целом, лишь около 10 % предполагают, что чтение стоит в ряду престижных, модных занятий у молодежи, включая чтение электронных книг. Причем большинство из этих десяти процентов -представители самой молодежи - люди в возрасте до 30 лет.

Впрочем, и о том, что они читают вынужденно и считают чтение устаревшим, высказались также преимущественно сами молодые респонденты.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что библиотекам предстоит серьезно поработать, чтобы изменить установку на чтение в молодежной среде, но потенциал и перспективы этой деятельности имеются, если умело опираться на ростки отношения к чтению как моде, имеющиеся в молодежной группе, и развивать их в глубокий устойчивый интерес к чтению, использовать хорошо известную с начала ХХ в. социально-психологическую «теорию мостов» Александра Александровича Покровского («книг-приманок» по терминологии Н.А. Рубакина) - переходов от модной, «легкой», популярной литературы к серьезному чтению, к шедеврам мировой культуры или к иным отраслям знаний.

Отношение к новым носителям информации, к компьютерным информационным технологиям и владение навыками использования новой электронной техники также выступает критерием расслоения читающей аудитории.

Ответы на вопрос о наиболее популяр-ных сегодня вариантах чтения разделились примерно поровну, с небольшим перевесом в сторону традиционных книг. Наиболее популярным чтение бумажных книг считает 46 %, а электронных - 42,6 %. Около 9 % считают, что чтение сегодня вообще мало популярно. Но при этом абсолютное большинство считают, что современному человеку обязательно надо читать (74,5 %). «Надо читать художественную литературу», - такое мнение высказали 8,2 %; «надо читать деловую литературу» - 3,6 %. Категорично высказались, что в чтении нет необходимости, примерно 4 %. Иными словами, читательская деятельность по-прежнему признается большинством важной для того, чтобы соответствовать своему времени.

Как же складываются отношения с новыми носителями информации, с электронными вариантами книг у наших респондентов? Абсолютное большинство из них уже имеет дома в семье компьютер - 84,8 %, не имеют - 12,6 %, не ответили на вопрос -

2,6 %. Причем практически все респонденты, имеющие в семье компьютер, сами им пользуются - 82,4 %, не пользуются компьютером 17,6 %.

Свое владение навыками работы на компьютере респонденты охарактеризовали так: 70 % отнесли себя к опытным пользователям,

8 % категорично заявили, что им это не нужно и 18 % не умеют работать на компьютере, но хотели бы научиться. 4 % не ответили на вопрос. Здесь мы видим некоторое несовпадение в сравнении с предыдущими ответами об использовании компьютера. Возможно, дома эти люди пользуются компьютером не самостоятельно, а с помощью родных.

Специальные технические устройства (букридеры, iPad) не так распространены. Они есть в семьях у 12,4 % респондентов. Не имеют их 56,4 %, не стали отвечать на этот вопрос 31,2 %. Интересно отметить, что планируют приобрести подобное устройство в ближайшее время около 11 %, а еще 5,7 % ждут появления нового поколения техники, считая букридеры уже устаревшими.

Активность использования нашими респондентами технических устройств для чтения выглядит следующим образом: не используют в читательской деятельности технических устройств 42,8 %, читают тексты с экранов компьютеров 42,5 %, с мобильного телефона - 6,2 %, аудиокниги слушают

2.8 %, iPad используют 2,3 %, букридеры -

1.8 %. Таким образом, современные читатели разных возрастов уже активно осваивают различные электронные носители текстов.

Интернетом пользуются 79 % респондентов. При этом основными целями использования «всемирной паутины» для них являются (допускалось несколько вариантов ответа):

- электронная почта - 55,6 %;

- общение в социальных сетях - 53,3 %;

- общение по скайпу - 34,6 %;

- скачивание и просмотр фильмов, музыки - 34 %;

- скачивание готовых рефератов, курсовых работ - 16,5 %;

- чтение и скачивание электронных книг, журналов - 15,2 %;

- компьютерные игры - 11,1 %;

- покупка и оплата товаров и услуг -

8,6 %;

- поиск нужной информации - 4 %;

- выкладывание своих текстов, фото, видео - 2,9 %.

Соотношение времени, уделяемого респондентами трем основным конкурирующим между собой средствам: книге, компьютеру, телевизору, - представлено в табл. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 Время, ежедневно уделяемое различным средствам

Время Чтение, % Телевизор, % Компьютер, %

до 1 часа 29,4 23,7 19,8

1,5-2 часа 26,1 18,8 17,3

3 часа 11,6 12,1 10,9

4 часа 4,9 4,9 5,7

5 и более часов 3,7 2,6 10

не ответили 24,5 37,9 36,3

Отрадно, что респонденты исследования отдают предпочтение чтению, и 1/4 часть опрошенных тратит на него полтора-два часа в день и еще 1/5 часть - три и более часов. Надо отметить, что конкурирующий компьютер также все больше завоевывает время респондентов - здесь примерно 1/5 часть тратит на него до 1 часа, а 1/4 часть проводит за ним три и более часов в день (табл. 1).

Активность чтения респондентов очень высока - 52,6 % читают книги ежедневно, и еще 25,5 % - два-три раза в неделю, почти никогда не читают 3,1 %. Таким образом, этих людей можно назвать активными читателями, регулярно читающими книги. Газеты и журналы читаются менее активно: каждый день 27 %, 2-3 раза в неделю - 17 %, 1 раз в неделю - 20 %, почти никогда - 14 %. Их чтение напрямую связано с периодичностью выхода - ежедневные, еженедельные или ежемесячные издания.

Конкурирующим источником текущей информации для газет и журналов выступает Интернет. К нему наши респонденты обращаются чуть чаще, чем к книгам: практически каждый день - 56,4 %, несколько раз в неделю - 12,4 %, примерно 1 раз в неделю -

4,4 %, вообще не пользуются - 16,2 %.

Пока еще респонденты отдают предпочтение чтению книг в традиционной бумажной форме - 83 %, и в бумажной, и в электронной - 9,9 %, в электронной - 7,1 %. Газеты также большинство опрошенных читает в традиционном бумажном варианте -

75,3 %, в электронном - 7 %, и в том и в другом - 2,6 %, не ответили - 15,2 %. Журналы читают в традиционной бумажной форме 74 %, в электронной - 6,7 %, в обеих - 3,9 %, не ответили 15,5 %.

Большая часть опрошенных берет книги для чтения в библиотеке - 81,2 %, что и не-

удивительно, т. к. опрос проводился среди пользователей библиотек. При этом собственная домашняя библиотека есть у 77,6 % опрошенных. Покупают в книжных магазинах 19,4 %. Берут у друзей и знакомых -

16,5 %, заказывают бумажные через интернет-магазины - 1 %.

Книги в Интернете читает примерно 1/3 опрошенных, в т. ч.: скачивают из Интернета и читают на компьютере - 17 %, читают в Интернете онлайн - 7,9 %, скачивают и распечатывают для чтения - 3,9 %, покупают электронные файлы - 0,3 %.

Активность потребления книг (чтения, приобретения, обмена) неравномерна по различным способам доступа к ним. Приобретено в магазинах за последние полгода респондентами в основном до 5 книг (около 30 %), еще примерно 10 % приобрели 6-12 книг. Скачали из Интернета до 5 книг 17 %, от 6 до12 книг - 5 %. Берут книги у знакомых значительно меньше: взяли у знакомых 1-2 книги - 15,5 %, от трех до пяти книг - 4,7 %. Активность потребления книг в библиотеке несколько иная, здесь данные более равномерно распределены по количеству взятых книг, до 5 книг за полгода взяли примерно 23 %, от 6 до 12 книг - 17,5 %. Любопытно сравнить, сколько же фактически прочитано книг за тот же период. Традиционных бумажных книг от одной до пяти прочитали

18,8 %, от шести до двенадцати - 15,5 %. Иными словами, приобретается или берется книг больше, чем прочитывается, возможно здесь наблюдается эффект «отложенного интереса», книги берутся впрок, с расчетом, что прочитаны они будут когда-нибудь позже. Картина потребления электронных книг несколько иная, здесь получение книг в целом примерно равнозначно их прочтению. Следовательно, электронные книги используются для актуального чтения.

При этом более половины респондентов заявили, что предпочитают традиционные бумажные книги брать во временное пользование - 59,8 %, покупать, читать и отдавать -4 %, отдавать те, которые уже не нужны, не понравились - 1,6 %. Иметь книги дома предпочитают только около 1/3 - 34,5 %. Таким образом, интерес к формированию домашней библиотеки, к накоплению книг становится не характерен для населения, более

выражена тенденция не накопления, а временного пользования традиционной книгой.

На выбор электронных или бумажных носителей информации для чтения, по мнению респондентов, влияют:

- удобство использования - 68,1 %;

- привычка - 35,7 %;

- бесплатность - 18,8 %;

- скорость получения информации -

15,3 %;

- цели использования информации -

6,8 %;

- престиж, мода - 3,3 %.

К основной причине растущей популярности интернет-ресурсов респонденты отнесли удобство и быстроту поиска информации - 67,8 %. В то же время респонденты мало доверяют интернет-источникам (однозначный приоритет им отдали лишь 5,7 %), печатная информация по их мнению более достоверная, точная (табл. 2).

Таблица 2 Какую информацию Вы считаете более достоверной, точной?

Варианты ответов %

Любая информация требует проверки, критической оценки 24,5

В печатных книгах 23,2

В печатных периодических изданиях 16,1

И там, и там 14,2

Зависит от автора или сайта, где размещена информация 10,6

В Интернете 5,7

Я не доверяю никакой информации 5,7

В зависимости от вида информации респонденты предпочитают получать ее в разной форме. Здесь конкуренция между печатными и электронными форматами тесно коррелирует с содержанием информации. Так, художественную литературу большинство однозначно предпочитает читать в форме традиционной бумажной книги, а вот справочную более половины респондентов предпочитают в электронном виде. Относительно научной и деловой информации пропорции примерно равные.

Среди потребителей электронных текстов равное количество предпочитает читать их в онлайн режиме (29,4 %) или скачивать и сохранять на своем компьютере или устройстве для чтения (28,4 %). Причем более половины респондентов (57 %) пользуется

только электронными текстами, доступными бесплатно. Таким образом, фактор бесплатности весьма значим для потребителей электронных ресурсов. Платить за электронную информацию большинство из них не готово.

В Интернете большинство читает учебную литературу (26,3 %), новости на информационных порталах - 18 %, специальную литературу - 17,5 %. Художественную литературу в Интернете читают только 3,4 %.

Хотя популярность Интернета и электронных носителей возрастает, но респонденты исследования твердо убеждены, что бумажная книга сохраняет свою значимость, и электронная не сможет ее полностью заменить (73,5 %).

Влияние новых информационных технологий на активность чтения выразилось, по мнению опрошенных, в том, что читать стали значительно меньше, чем раньше (38,7 %). Убеждены, что читать стали больше только

14,7 %.

По прогнозам 44,4 % респондентов в будущем Интернет, телевидение и книги будут сосуществовать. То есть при всей нынешней остроте конкуренции каждое из этих средств займет свою нишу и сохранится. То, что Интернет полностью вытеснит книги и вся информация будет только в электронной форме предположили 35,4 %. По мнению 1/4 все станут читать меньше.

В библиотеку как центр доступа к информации наши респонденты обращаются с деловой целью (нужна информация для работы, учебы - 40 %) и гедонистической (получить удовольствие от прочитанного - 35,3 %). Абсолютное большинство приходит, чтобы взять книги на дом (90,4 %), 24,2 % - читает в читальном зале, 14 % обычно делает ксерокопии нужных материалов, 5,2 % - использует возможности работы на компьютере.

Аспекты сохранения читательских традиций и передачи их новым поколениям в семье характеризуются следующим образом. Как выяснилось, активно читают родители у

38,5 % респондентов, а дети лишь у 14,2 %. При этом рекомендации по поводу книг стараются всегда давать детям около 25 % респондентов, это чуть менее половины тех, кто имеет детей.

Обобщая результаты проведенного опроса, можно сделать выводы о том, что пользователи библиотек в большей мере относят-

ся к представителям слоя «культурно-техно -логических традиционалистов», предпочитающих печатные источники информации. Читателями библиотек остаются представители высокообразованных страт. Представители высокостатусных профессий: управленцы,

финансисты, врачи, военнослужащие почти не пользуются городскими библиотеками.

1. Эко У. От Интернета к Гутенбергу // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001.

2. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

Поступила в редакцию 27.09.2012 г.

UDC 316.334:008

SOCIAL AND CULTURAL PARAMETERS OF STRATIFICATION OF LIBRARY USERS (ON EXAMPLE OF TAMBOV)

Nataliya Aleksandrovna STEFANOVSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Sociology, Associate Professor, Head of Library and Information Resources Department, e-mail: [email protected]

Olga Valentinovna ZHULIKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Sociology, Associate Professor of Library and Information Resources Department, e-mail: [email protected]

Svetlana Anatolyevna KRUGLYAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Master’s Degree, Library and Information Resources Department, e-mail: [email protected]

The relationship indicators of social and informational-cultural stratification on the basis of sociological research, conducted in the city Tambov, is analyzed, the preferences of the respondents in the use of traditional and electronic sources of information are described, the typical social parameters of the users of libraries are allocated.

Key words: information; information and cultural stratification; library users; reading.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.