Научная статья на тему 'Интернациональные ономастические единицы с компонентами «Ата» и « Баба»'

Интернациональные ономастические единицы с компонентами «Ата» и « Баба» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пашаев А.М.

General information is given about the international onomastic units with «ata» and «baba» components in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернациональные ономастические единицы с компонентами «Ата» и « Баба»»

Пашаев А.М. ®

Кандидат филологических наук, доцент Бакинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОНОМАСТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ С КОМПОНЕНТАМИ «АТА» И «БАБА»

Summary

General information is given about the international onomastic units with «ata» and «baba» components in the aaticle.

В азербайджанском языке мужчину, имеющего детей, называют ата (отец) и в связи с этим в языке существует множество апелятивов. В русском языке также имеется множество апелятивов с компонентом ата: атаман, атаманить, атаманский, атаманство, атаманствовать, атаманщина (4, с. 46), отец, отечески, отеческий, отечественный, отечество (5, с. 336) и т. д.

Интересен тот факт, что в современном турецком языке слово ata выражается в значении ата (отец) и баба (дед, дедушка), а слово баба - в значении ата (отец, папа), то есть родитель (8, с. 73, 86). А в русском языке слово папа кроме значения отца обладает и значением главы католической церкви (4, с. 382, 383).

В азербайджанском, а также в других тюркских языках широко используются антропонимы с компонентами ата и баба: Ата, Атабаба, Атабала, Атабек, Атаджан, Атаэми, Атахан, Атакиши, Атагардаш, Атагулу, Аталар, Аталы, Атам, Атамалы, Атаман, Атамехти, Атамали, Атамоглан, Атамулла, Аташ, Ататюрк, Атаулла, Мирата, Баба, Бабабек, Бабаджан, Бабаджафар, Бабадаи, Бабаали, Бабаэми, Бабахан, Бабакиши, Бабагулу, Бабалар, Бабамирза, Бабаназар, Бабарза, Бабавар, Бабаверди, Бабаяр, Ханбаба, Агабаба, Бейбаба, Мирбаба и др.

Слово ата является одним из самых древнейших слов тюркских народов. Выдающийся казахский поэт, ученый и общественный деятель Олжас Сулейменов в своей книге «Аз и Я» называет прадедами современных тюркских народов шумеров и указывает, что слова ада, ата, используемые в языке древних шумеров, живших 6-7 тысяч лет тому назад, используются в той же форме и значении и в современных тюркских языках (См: там же, Баку, 1993, с.195).

Словами ата, баба, служившими человеческому роду на протяжении многих тысячелетий, пользовались не только тюркские народы, но и в языке множества народов мира; независимо от языка и истории и по сей день употребляются антропонимы и топонимы с компонентами ата, баба. Даже в латинском языке, считавшемся одним из самых древнейших языков мира, встречаются ономастические единицы с компонентом ата: Ателла (провинциальный городок вблизи Аверсы), Атталия (город в Памфилии), Атамания (город в Эпире), Атамант (сын Эолана, отец Фракса), Атанагия (город в Испании), Атталус-Аттал (полководец Александра Македонского) и т.д. (2, с. 109-111).

Но не известно, имеется ли какая-либо связь между именем великого императора гуннов Атиллы, жившего в V веке до нашей эры, и названием вышеприведенного города Ателлы. Несомненно, это требует особых исследований. Но в последних исследованиях словам Атилла и Ателла дается значение «отец народа», «предводитель племени, народа». А топоним Атамания или же антропоним Атамант перекликаются со словом атаман, званием, которое давалось главарям независящих от государства иррегулярных военных отрядов, существовавших в России до 1917 года.

В толкованиях, приведенных в конце священной «Библии» мы читаем: «В 522 году до нашей эры, когда персидский император Камбиз II пребывал в Египте, Жрец под

® Пашаев А.М., 2010 г.

именем Гаумата, взбунтовав, взял власть в свои руки. В том же году, после умерщвлении Гауматы, на трон взошел Дарий I» («Библия», Институт перевода Библии, 1996. Книга на азербайджанском языке, однако страницы не указаны).

Проф. Тофиг Гаджиев пишет: «В IX веке до нашей эры на территории Персии (включая и Мидию) упоминаются имена правителей государств, которые близки по значению с азербайджанскими словами Кака/ Гага, Ата, Деде (отец, дед, дедушка)». Именование правителей государств, полководцев словами со значением этнических коллективов, титулов, чинов и др. общественно-сословных понятий стало носить, своего рода, общий, общечеловеческий характер, и тюркское происхождение этих слов привлекает особое внимание» (3, с. 135).

Как видно, в древней Персии словами тюркского происхождения ата, дада и деде именовались главы провинций. Следовательно, имя вышеприведенного жреца Гауматы (Qaumata) является одним из них.

Начиная с самых древнейших времен по сегодняшний день во многих странах мира широко используются антропонимы с компонентами ата и баба. Среди них встречаются даже названия этнонимов и династий: Ата Салих (1908-1964) - туркменский народный поэт, Атабек - воспитатель (опекун) наследников престола Сельджукского султанства, должность. Это имя впервые получил визирь Алп Арслана Низамулмюльк. Атабеки -Сельджукская династия, Аталай Бесим (1882-1995) - турецкий языковед (лингвист), литератор, Атавизм - (лат. «предки») выявление в организме примет, присущих предкам, Ататюрк Гази Мустафа Кемаль - первый президент Турции, Атабаски - индейские племена с древним языком в Северной Америке, Атабеков, Атабекьян, Баба Корнелиу (1906) - румынский красильщик, Баба Хоми Джахангир - индийский физик, Баба Зюнун (XVI век) - глава антифеодального крестьянского восстания в Турции, восстание Бабы Исхаг (XIII век) в государстве Сельджуков, Бабаев Юрий Николаевич (1928) - русский физик, Бабаев Петр Акимович (1883-1923) - русский революционер, Бабакин Георгий Николаевич (1914-1971) - русский конструктор, Бабаян, Бабаджанян, Атаян, Атаджанян, Атамян, Атаханян и т.д.

В настоящее время на территории Азербайджана встречаются топонимы и названия исторических памятников с компонентами ата и баба. Атабей (село в Зангиланском районе и Казахстане), Атабейли (квартал в селе Сыгырлы Кюрдемирского района), Атакишили (село в Кюрдемирском районе), Атахал (название села и родника в Гедебекском районе. А на левом берегу реки Заям было основано село Атахал), Атачай (Река в районе Девечи (нынешний Шабран) (1, с. 44-45), мавзолей Атабаба, Атабек (мавзолей и село в Шамкирском районе), мавзолей Атабека (В Нахчыване мавзолей Момина хатун), гора Бабадаг, переход Бабадаг (река и село в районах Губа и Исмайыллы), Бабадервиш (древнейшее местопребывание в Казахском районе), Бабазанан - Муровдагский разведовательный участок, Бабаратма (село в Шекинском районе), водохранилище Бабасер (в селе Бабасер Масаллинского района), Бабачай (название реки в Гедебекском и Шамкирском районах) и т.д.

На территории бывшего Советского Союза так же имелись топонимы с компонентами ата и баба: Ата (село в Туркменистане), Атагай (городок в Иркутской области), Атамановка (городок в Чите), Атасу (городок в Казахстане), Бабаевский район, гора Бабаево (в Волгоградской области), село Бабай, село Бабайка (Украина), село Бабаюрд, район Бабаюрд (Дагестан) (6, с. 18-20).

В многих странах мира имеются топонимы с компонентами ата и баба: Ата (остров в Тихом океане), Атабаска (название реки, озера и провинции в Канаде), Атавирос (гора в Греции), Атай (графство в Ирландии), Атака (гора в Египте), Атакама (в переводе с индейского означает «пустыня», название равнины и области в Чили), Чукикамата (месторождение руды и меди в Чили), Атакамская (впадина в Тихом океане), Атакпаме (Чили), Аталандас (название залива в Греции), Атапупу (в Индонезии), Атар (Мавритания), Атауро (озеро в Восточном Тиморе), Атафи

(коралловый остров в Тихом океане), Баба (Восточная часть Турции), гора Баба (Афганистан), Бабадаг (Румыния), провинция Бабао (Китай), Бабаоио (административная территория на Экваторе), Бабар (Индонезия. Остров в море Банда) и т.д. (7, с. 28-31).

Как видно, начиная с самых древнейших времен до наших дней, во многих странах мира имелось и имеются антропонимы, топонимы и этнонимы с компонентами ата и баба. Для того чтобы в будущем привлечь внимание исследователей, мы дали информацию о нескольких из них. Но было бы интересно еще более широкое исследование этих слов.

Литература:

1. Azarbaycan toponimlari. Ensiklopedik lügst. Na§riyyat Poliqrafiya Birliyi. Baki, 1999.

2. Дворетский И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык. 1976.

3. Haciyev T. Azarbaycanin qadim onomastikasina dair. Azarbaycan filologiya masalalari (II buraxili§). Baki: Elm, 1984.

4. Rusca-Azarbaycanca lügat. I. Baki: Elm, 1971.

5. Rusca-Azarbaycanca lügat. II. Baki: Elm, 1975.

6. Словарь географических названий СССР. М.: Недра, 1983.

7. Словарь географических названий зарубежных стран. М.: Недра, 1986.

8. Турецко-русский словарь. М.: Русский язык, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.