Научная статья на тему 'Интернационализм: новое осмысление'

Интернационализм: новое осмысление Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1133
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН "ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА" / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / THE PHENOMENON OF "INTERNATIONALISM" / HUMANISTIC INTERNATIONALISM / COLLECTIVISM / PATRIOTISM / PATRIOTIC AND INTERNATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гасанов Нариман Набиевич, Магаррамов Магаррам Джабраилович

В статье рассмотрены основные образовательные и воспитательные мероприятия, направленные на привитие подрастающему поколению идеалов патриотизма, коллективизма и гуманистического интернационализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalism: a new understanding

The article deals with the main educational activities aimed at inculcating the younger generation of the ideals of patriotism, collectivism and humanistic internationalism.

Текст научной работы на тему «Интернационализм: новое осмысление»

Н.Н. ГАСАНОВ кандидат философских наук, профессор кафедры социогуманитарных дисциплин Дагестанского государственного педагогического университета*

М.Д. МАГАРРАМОВ доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН**

Интернационализм: новое осмысление1

Сегодня Россия находится на переломном этапе развития, который характеризуется тем, что перед страной стоят масштабные созидательные задачи. Их реализация позволяет Отечеству осуществить мощнейший рывок в социально-экономическом развитии. «Именно в такие поворотные моменты, - отмечает В.В. Путин, - Россия не раз доказывала свою способность к развитию, к обновлению, осваивала земли, строила города, покоряла космос, совершала грандиозные открытия... Мы также прошли через масштабные, непростые преобразования., сохранили единство страны,

утвердились как демократическое общество на свободном

2

самостоятельном пути» .

История развития человечества показывает, что демократические преобразования общества нигде и никогда не происходили гладко, легко. Видимо и впредь не будут проходить без трудностей и противоречий. Сложность этого процесса отражается в духовной жизни как общества в целом, так и отдельных его представителей. Тем не менее перед социумом стоят острые проблемы, порождённые нашим недавним историческим прошлым и требующие продуманного реше-

* Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: nariman1940@mail.ru ** Магаррамов Магаррам Джабраилович, e-mail: m.magarram@gmail.com

1 В статье использованы материалы предыдущих публикаций авторов. См.: Социально-гуманитарные знания, 2015, № 3; 2017, № 5.

2 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года // Дагестанская правда, 2018, 2 марта.

ния. Ведь немного ранее, в период конца советской и начала постсоветской истории «под флагом деидеологизации и борьбы с коммунизмом и коммунистическим идеалом у нас в обществе развернулась небывалая в истории дискредитация традиционных духовных ценностей русской национальной культуры и национальных культур народов, населяющих территорию России»1, происходила переориентация сознания населения, особенно молодежи, с коллективистского на индивидуалистическое. Своим индивидуальным сознанием люди ориентированы на материальное обогащение, вседозволенность, авантюризм, культ силы и денег2. Параллельно с этими процессами росла безработица, увеличивалось социальное расслоение населения по уровню доходов и характеру потребления, росло количество бедных, случаев многочисленных упущений в сферах здравоохранения, образования, экологии и др. Сложной оставалась и остаётся проблема борьбы с коррупцией.

В последние годы в России высшим политическим руководством во главе с В.В. Путиным сделано немало в плане обновления всех сфер жизни. Учитывая эту посылку, можно выделить несколько друг друга детерминирующих тенденций.

Так, современная экономическая сфера отличается тем, что хозяйственный механизм экономики страны мало-помалу выходит из кризисной ситуации. Осознанно и научно сделан ориентир на отход от сырьевой зависимости и выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции. И как результат наметился реальный рост ВВП, позитивно отражающийся на уровне жизни каждого гражданина страны.

Политическая сфера характеризуется достижением легитимного и устойчивого функционирования политической системы общества, властно-политические институты которого, соблюдая принцип разделения властей, обеспечивают гармоничное сосуществование граждан на основе их личной свободы, уважения и гарантирования прав и свобод других народов, борющихся с экстремизмом и конкретным его проявлением - терроризмом.

В социальной сфере наметилась тенденция увеличения числа граждан, относящихся к среднему классу, получаю-

1 Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания, 2007, № 2, с. 43.

2 См. там же, с. 41-42.

щих соответствующий материальный достаток, имеющих возможности воспользоваться социальными лифтами в соответствии с полученными образованием и квалификацией. Впервые за постсоветскую историю величина минимального размера оплаты труда приравнена к величине прожиточного минимума, в результате чего уровень заработной платы будет увеличен как в государственном, так и в частном секторах экономики.

Духовно-нравственная сфера в синкретичном единстве со всеми перечисленными сферами также подвергается динамическим изменениям. В ней идёт реальный процесс возрождения отечественной культуры и веками проверенных духовных основ. Национальные культуры народов России взаимно обогащают друг друга и находят общее объединяющее начало в гуманизме. При этом мораль и нравственность, гедонизм и эвдемонизм всё более обретут смысл не просто абстрактных категорий, а реальных процессов, опирающихся на надежный фундамент нарождающейся социально ориентированной экономики, в рамках которого вновь духовно и нравственно оправданными становятся категории "патриотизм" и "интернационализм".

Вместе с тем имеется целый пласт пока нерешённых проблем с внешнеполитическими акторами. Как известно, против России усилилась психологическая война, оказывающая воздействие на мнение, настроение, умы, чувства и поведение людей. США и их союзники всю мощь своей гигантской пропагандистской машины, все усилия русофобов направили на то, чтобы духовно разложить наше общество. Они стремятся посеять у граждан России сомнение в глубоких демократических преобразованиях. Наши недруги стараются разжечь националистические страсти и поссорить народы многонациональной и поликонфессиональной России. Все выработанные средства психологического воздействия на умы и души людей США и их сателлиты направили на разрушение объединяющих нас скреп: дружбы народов, патриотизма, интернационализма, коллективизма и других ценностей. В этих условиях возрастает значимость интернационализма, патриотического и интернационального воспитания.

Как известно, понятие «интернационализм» до второй половины 80-х гг. было, пожалуй, одним из самых распространенных в отечественной социально-политической науке.

Интернационализму, интернациональному воспитанию было посвящено множество книг, статей, конференций, семинаров. По этой проблеме защищено много диссертаций. Однако со второй половины 80-х гг. термин «интернационализм» стал подвергаться гонению, а в наши дни вышел из политической и теоретической моды. Даже многие исследователи, обладающие большим опытом, посвятившие всю свою жизнь изучению этого феномена и сделавшие себе на нем имя, стараются в современных условиях вообще не применять данный термин. В этом нет ничего удивительного. Тяжелые столкновения на межнациональной почве, происходившие в конце 80-х - начале 90-х гг., потрясли народы бывшего Союза. Межнациональные конфликты высветили массу реальных и нерешенных проблем в практике национальных отношений в стране. Они показали и фактическую неразработанность теорий национального вопроса с учетом сегодняшних реалий. Одной из важнейших причин возникновения такого положения, на наш взгляд, является то обстоятельство, что сегодня устарел наш теоретический подход, относящийся к концепции интернационализма, к его осмыслению вообще. Это и вызвало откровенное стремление большинства авторов исключить из научного оборота само понятие «интернационализм». Однако подобный путь вряд ли может быть признан перспективным.

Вся история человечества убедительно свидетельствует о том, что «интернационализм» - неотъемлемая сторона, постоянный признак социума, имманентный элемент материальной и духовной культуры, бытия и сознания. Все зависит от того, что именно понимать под интернационализмом.

В нашей теоретической традиции укрепились два основных концептуальных подхода к интернационализму. Оба они не лишены идеологических установок.

Первый исходит из того, что «интернационализм» есть

«идеология и политика равенства и солидарности всех на-

1

родов независимо от национальной принадлежности» .

Второй предлагает истолковывать интернационализм как исключительно пролетарский или социалистический. «Интернационализм - один из основополагающих принципов идеологии и политики рабочего класса и его партии,

1 Ожегов С.И., Шведова А.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,1999, с. 250.

выражающий международную солидарность трудящихся различных стран в борьбе против капитализма, за свое

социальное и национальное освобождение, за построение

1

социализма и коммунизма» .

Одна из причин столь быстрого забвения интернационализма состоит в том, что в конце 80-х гг. представители отечественной социальной науки оказались неподготовленными к такому повороту событий, не смогли их прогнозировать. И сегодня, когда осложнились международные отношения, когда в стране взят курс на новый технологический прорыв, от представителей российской общественной науки требуется авторитетный совет относительно сложных вопросов национальных и межнациональных отношений, внутренней и внешней политики.

Другой причиной забвения интернационализма, на наш взгляд, является и то, что во второй половине 80-х гг. в нашей стране активизировались националистические силы, ставящие своей целью разобщение социума, а не его укрепление. В разных регионах страны происходили межнациональные конфликты, сопровождавшие кровавыми столкновениями. Союзное руководство оказалось не готово принимать продуманные, оптимальные решения для оздоровления и стабилизации ситуации. Если и принимались какие-то решения, они были половинчатыми и малоэффективными.

Ситуация усугубилась еще тем, что в высшем руководстве государства началась борьба за власть (М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин). В такой обстановке националисты всех мастей активизировали свою деятельность в разных регионах государства и выступили как разрушительная сила.

Таким образом, центробежные силы, заинтересованные в сецессии и дезинтеграции, были охвачены эйфорией идей суверенитета и приложили немало усилий для дискредитации таких объединяющих ценностей, как «дружба», «дружба народов», «коллективизм», «единство», «интернационализм» и др. Началась фальсификация отечественной истории, особенно истории советского периода, происходило отрицание исторической памяти и т.д.

Следует отметить, что в этот период интеллигенция, призванная генерировать идеи, способные противостоять националистическим силам и отстаивать гуманистические

1 Философский словарь. М.,1986, с. 169.

духовно-нравственные ценности, выработанные предшествующими поколениями на протяжении сотен лет, оказалась не на должной высоте. Часть интеллигенции, которая была заражена бациллой национализма, сумела расколоть не только интеллигенцию в целом, но и ввела в заблуждение многочисленные массы в разных регионах страны.

Все это позволяет нам сделать вывод о том, что разработка и реализация нового подхода к «интернационализму», отвечающего общечеловеческим интересам, в современных условиях является важнейшей задачей нашей социальной науки и её представителей.

Полагаем, что «интернационализм» состоит из нескольких срезов: первый - пролетарский, связанный исключительно с классовыми интересами. Второй срез связан с общечеловеческими идеями, которые ведут к всестороннему развитию личности. Следовательно, в интернационализме сочетаются как узкоклассовое, так и общечеловеческое.

Сильная сторона интернационализма в том, что усиливается гуманистическая направленность, гуманистическое начало. Без солидарности человечество не может существовать, но эта солидарность должна быть планетарной, общечеловеческой.

Одно дело солидарность, проявляющая в межгосударственных отношениях, вызванная давлением одной страны или групп государств в угоду своим интересам. Как правило, подобная солидарность формируется вопреки нормам международного права. Есть и планетарная солидарность народов. Она связана с осмысленными и самостоятельными действиями миллионов людей, направленными на защиту гуманистических ценностей, против глобальных угроз. Такая солидарность соответствует фундаментальным основам международного права и заслуживает поддержки.

Сегодня интернационализм, как нам представляется, означает синтез национальных и общечеловеческих интересов. Важнейшие из общечеловеческих интересов нашли свое отражение и формулировку во Всеобщей декларации прав человека, которая лежит в основе многогранной деятельности Организации Объединенных Наций. Как известно, первая же статья этой Декларации констатирует, что все люди рождаются равными и должны поступать друг с другом в духе братства.

Во второй статье названного документа специально акцентируется то обстоятельство, что сказанное действительно относится ко всем людям независимо от расы, религии, национальности, пола, имущественного и социального положения и т.д.

Таким образом, высшим из всех общечеловеческих интересов является принцип равенства людей. Равенство перед законом, перед законами социального бытия, перед всеми социально значимыми условиями существования. Но что означает это равенство? На наш взгляд, это означает прежде всего право каждого человека на достойную жизнь, на равную свободу во всем, что касается их лично. Реализуется ли это на деле? Разумеется, не в полной мере. Перед нами вопиющая социальная несправедливость. В России, «по данным швейцарского банка Credit Suisse, 35% богатств принадлежит 110 миллиардерам, хотя по миру в целом подобные толстосумы контролируют 1-2% национального богатства. Разница в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России превышает 15 раз, в то время как в западных странах она составляет 79 раз, а в Швеции и Норвегии - 3-5 раз1.

Падение доходов особенно затронуло наименее обеспеченные слои населения - многодетные семьи, пожилых людей, пенсионеров.

Сегодня в России с бедностью «сталкиваются 20 миллионов граждан. Конечно, это не 42 миллиона, как было в 2000-м, но тоже недопустимо много»2. А это означает, что мы сталкиваемся с нарушением важнейших норм общечеловеческой морали, таких как гуманность, достоинство, совесть, справедливость, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие. Следует отметить, что указанным выше равенством не исчерпывается всё богатство общечеловеческих ценностей.

В сущности почти все социальные ценности оказываются связанными с общечеловеческими ценностями, которые закреплены во многих народных традициях и обычаях, кодексе чести, совести и порядочности. Так, те же гуманистические национальные ценности, являясь уникальными, жестко увя-

1 См.: Мухачев В. Фронт и тыл // Литературная газета, 2016, 18-29 февраля, с. 2.

2 Послание Президента РФ В.В Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года // Дагестанская правда, 2018, 2 марта.

занными с национальными (локальными) образованиями, в то же время суть общечеловеческие ценности и одновременно, порождение человеческого бытия и имеют соответствующее отношение к интернационализму. Поэтому их утрата является драмой для всего человечества.

Как известно, интернационализм как таковой имеет свою глубинную в некотором смысле неизменную сущность, которая выступает в разных условиях в различных формах, видах и проявлениях. Интернационализм обладает огромным прошлым и практически не имеющим пределов возможностей своего существования будущим.

На наш взгляд, интернационализм в наше время можно понимать, как общепланетарную солидарность людей разных наций и рас, основу их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, традиций.

Мир сегодня столкнулся с глобальными проблемами и угрозами. Агрессия США, Англии и Франции против суверенной Сирии, которая находится на переднем крае борьбы с терроризмом, тому пример. Противостоять чёрным силам, которые объединились в «бандитский интернационал», можно лишь совместными усилиями, действуя солидарно. В значительной степени человечество существует именно благодаря планетарной солидарности, которая связана с гуманизмом, гуманистическими принципами, общечеловеческими интересами, а не с классовыми, групповыми, не с партийными интересами, не с идеологией. Поэтому, как нам представляется, планетарная солидарность людей независимо от их национальной, расовой и религиозной принадлежности может выполнять роль гуманистического интернационализма. Следовательно, интернационализм сегодня - планетарная солидарность наций и народов, противостоящая глобальным угрозам, глубокое, осознанное, принципиально реализующееся на практике признание общечеловеческих ценностей, а среди них - жизнь, права и свободы каждого конкретного человека и гражданина.

Центральным в приведённой дефиниции выступают гуманизм и гуманистические принципы, которые выражают интересы всех людей, независимо от национальной, расовой и религиозной принадлежности. Как видно, определение свободно от всяких идеологических штампов.

Гуманистический интернационализм - явление планетарное, призванное очеловечить людские отношения.

Сердцевиной гуманистического интернационализма является человек, его жизнь, права и свободы, его стремление творить добро, укреплять доверие между людьми, народами, пропагандировать идеи добра и прогресса. Гуманистический интернационализм по своей сущности несовместим с «олигархическим интернационалом», нарушающим идеи справедливости, оправдывающим индивидуализм.

Идеи и принципы гуманистического интернационализма, отражающие реальную практику многообразных дружественных взаимосвязей между людьми разных национальностей, включают в себя богатый и ценнейший социально-нравственный опыт солидарности людей разных национальностей и поколений. Солидарность в планетарном плане живет и действует. Она воплощается в искреннем сотрудничестве и взаимной поддержке людей разных стран в борьбе против глобальных угроз и любых форм насилия.

Гуманистическому интернационализму присущи, как нам представляется, следующие черты: понимание того, что народы могут умножить свои созидательные силы; сплоченность и единство в борьбе против общего зла - глобальных угроз; взаимная моральная и материальная поддержка; взаимное сотрудничество, взаимное доверие; равноправие наций и народов; борьба против национализма во всех формах его проявления; обмен продуктами материального и духовного производства, передовыми технологиями.

Гуманистической интернационализм исходит из того, что настоящее и будущее человечества - в единстве народов, в их солидарности. Формирование и утверждение гуманистического интернационализма - длительный и сложный процесс, требующий от народов, их правительств значительных усилий в плане гуманизации общества. Россия поставила перед собой масштабные задачи, реализация которых позволит «обеспечить такую созидательную мощь, такую динамику развития, чтобы никакие преграды не помешали нам уверенно, самостоятельно идти вперед»1. Среди этих задач - благосостояние граждан, снижение уровня бедности, демографический рост, забота о старшем поколении, доступность качественной медицинской помощи, модернизация

1 Послание Президента РФ В.В Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года // Дагестанская правда, 2018, 2 марта.

системы профессионального образования, прорывное развитие экономики, борьба с коррупцией.

Наша страна всегда выступала и выступает за обеспечение надежной безопасности, суверенитета и целостности государства. Важнейшей задачей она считает укрепление гражданского общества, защиту прав и свобод россиян и соотечественников. Как и любое государство, Россия имеет свои национальные интересы. Они сформулированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., принятой в мае 2009 г. Важнейшими в международных отношениях Россия считает утверждение доверия между государствами, руководителями стран, открывающими возможность для равноправного политического, экономического и культурного сотрудничества.

Вышеизложенное направлено на возвышение человека, на его развитие и утверждение идей гуманистического интернационализма, на очеловечивание отношений между людьми, народами, на победу добра над злом.

В укреплении гуманистических морально-нравственных качеств людей, их высокой гражданской ответственности значительна роль коллективизма, являющегося доминирующей нравственной ценностью. К сожалению, сегодня ослаблено внимание к этой ценности. Для нас коллективизм - это прежде всего высочайшая ответственность каждого за все то, что происходит в ассоциациях (трудовых, учебных и др.). Мы за подлинный коллективизм, который налагает на человека моральную ответственность за состояние дел в коллективе, а не за тот, который всех уравнивает. Коллективистская мораль гуманизирует человека, укрепляет в нем веру в себя. Она несовместима с индивидуализмом и эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.

Гуманистический интернационализм укрепляет в людях веру в будущее, формирует у них лучшие качества. Сегодня на первый план выходит человек - личность -субъект исторического процесса, единственный по-настоящему носитель исторического прогресса. Именно личность в полноте своих прав и свобод, суверенитета и социальной ответственности является самым надежным гарантом против любых форм насилия, в том числе и национального.

В процессе воспитания следует помочь молодежи отличать стремление народов к свободе, солидарности, соот-

ветствующее общепризнанным нормам и принципам международного права, способствующее укреплению гуманистических принципов в отношениях конкретных людей, от националистических, экстремистских, террористических банд («националистический интернационал», «бандитский интернационал», «террористический интернационал»), провоцирующих столкновения, конфликты, терроризирующих и запугивающих людей других национальностей. Они находятся и действуют вне закона, права. Поэтому к ним никакого снисхождения быть не должно.

Гуманистический интернационализм призван служить человечеству, а не отдельным классам, партиям, религиям и т.д. В центре гуманистического интернационализма -человек, его права и свободы, его ответственность за укрепление мира и доверия между людьми, народами, за распространение идей добра и прогресса.

Известно, что у каждого народа исторически сложились свои национальные традиции, содержащие веками накопленный опыт поколений. В нем история и историческая память народа. Поэтому бережное, уважительное отношение к положительным традициям народов - важнейшая задача всей воспитательной деятельности в семье, учебных учреждениях.

Интернационализм и интернациональное воспитание требуют учета истории предшествующих отношений народов друг с другом. Это необходимо, чтобы преодолеть в полной мере предубеждения в отношении людей к тому или иному народу. Отсюда настоятельная потребность обращения в процессе воспитания к историческому нравственному опыту народов, к их традициям национального дружелюбия, гостеприимства, уважительного отношения к гуманистическим традициям старших поколений. «Наш нравственный долг - всемирно поддерживать старшее поколение, которое внесло огромный вклад в развитие страны. У пожилых людей должны

быть достойные условия для активного здорового долго-

1

летия» .

Интернациональное воспитание всегда должно быть конкретным. Оно не может быть эффективным, если не

1 Послание Президента РФ В.В Путина Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года // Дагестанская правда, 2018, 2 марта.

ориентировано на формирование интернационалистского отношения человека к конкретным национальностям.

Утверждая приоритет интернациональных интересов над национальными, требуя осознания интернационального долга и ответственности, ориентируя на непримиримое отношение к любым проявлениям шовинизма, национализма и националистической ограниченности, интернационализм, облагораживает людей, укрепляет их волю, повышает сознательность, расширяет сферу интересов, вносит коллективистские начала во взаимоотношения различных национальностей. Интернационализм ускоряет социальный, духовный и нравственный прогресс, способствуя гуманизации межнациональных отношений, формирует высокую культуру межнационального общения.

Интернационализм несовместим с национализмом - многогранным и многоликим явлением. О содержании и сущности понятия «национализм» написано немало. Под национализмом понимается идеология и политика, основа которых в идее национального превосходства и противопоставления одной нации всем остальным. Или: национализм - психология национального превосходства и национальной исключительности одних народов по отношению к другим, направленная на разжигание вражды между ними посредством трактовки наций как высшей ценности и формы общения. Это механизм придания первенства национальному вместо социального. Существуют и другие определения рассматриваемого понятия. Но во всех дефинициях отсутствует личность. Там приоритет вместо общегуманистического отдаётся национальному.

В западных странах, национализм понимается как гражданский патриотизм. Но национализм - это не патриотизм. Патриотизм заслуживает уважения, а национализм - нет. Правда, в национализме есть как положительные стороны -национальное самосознание, национальная гордость, национальное достоинство, национальный стыд, дающий возможность самоочищения, стремление к национальному развитию, равноправию, так и отрицательные - признание национальной исключительности, противопоставление другим нациям, обеспечение превосходства своей нации за счет интересов других народов, национальный нигилизм, поиск виновных в лице других народов в жизненных трудностях своего народа. Все это нацелено не на консоли-

дацию, сближение народов, не на укрепление доверия между ними, а на их разобщение, разъединение.

«Российский опыт государственного развития уникален. Мы многонациональное общество, но мы единый народ. Это делает нашу страну сложной и многомерной. Дает колоссальные возможности для развития во многих областях. Однако, если многонациональное общество поражают бациллы национализма, оно теряет силу и прочность. И мы должны понимать какие далеко идущие последствия может вызвать попустительство попыткам разжечь национальную вражду и ненависть к людям иной культуры и иной веры»1.

С национализмом нельзя мириться, так как он ведет к обострению конфликтов между народами и к саморазрушению собственной нации. Поэтому опасность национализма в любых формах нельзя уменьшать. В любой стране, в том числе и в нашей. Тактика борьбы с национализмом должна быть постепенной и последовательной: сначала носителей национализма надо переориентировать с националистических на национальные идеи, а затем формировать интернационалистическое мировоззрение. Необходимо поддерживать стремление к развитию национального языка, культуры, положительных традиций и обычаев. Это вполне нормальное дело в плане развития национального. Ненормально другое, а именно, когда объективные проблемы, связанные с развитием языка, культуры, традиций, переводят на язык нетерпимости к другим нациям, какой-то неприязни, в то же время собственной нации приписывается исключительность, особость. Этого допускать нельзя. Именно здесь начинается национализм. Это исключительно опасный яд, который унижает и омертвляет нацию.

Каждое поколение граждан страны по-своему проходит школу патриотизма и интернационализма. Важно, чтобы начиная с семьи и школы эти ценности органически сочетались, выступали в неразрывном единстве, исключали как национальный нигилизм, так и национальную обособленность. В воспитательном процессе следует раскрывать истоки дружбы наших народов, активно формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к традициям, языку, искусству, истории народов страны, других на-

1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Дагестанская правда, 24 января 2012, с. 2.

родов мира. Должна быть создана общественная атмосфера, при которой человек любой национальности чувствовал бы себя как дома в любой части нашей огромной страны.

Интернационализм и патриотизм являются не только политическими принципами, но и нравственными нормами поведения. Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он выступает одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к народам других стран, к их истории, культуре, языкам, положительным традициям и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Этот сегмент в патриотическом сознании приобрел особую актуальность в современных условиях.

Мы считаем, что в процессе воспитания необходимо исходить из единства патриотического и интернационального. Без интернационализма патриотизм не может быть стабильной, действенной силой прогресса, он неизбежно вырождается в национализм. В то же время интернационализм без патриотизма означал бы космополитизм, а он никогда не был и не мог быть силой, сплачивающей широкие массы, поскольку идеология «мирового гражданства» ставит интересы человечества выше интересов отдельной нации. Следовательно, существует одна (двуединая) задача - интернационально-патриотическое воспитание. И патриотизм, и интернационализм имеют одну конечную цель -построение справедливого общества. Они имеют и один источник - труд, благодаря которому решаются непростые задачи функционирования социума.

В контексте рассматриваемой проблемы важное значение имеют пропаганда идей гуманистического интернационализма, совершенствование патриотического и нравственного воспитания. В этой связи необходимо усилить пропаганду достижений страны в развитии демократических преобразований; утверждение сознания и чувства принадлежности многонациональному народу России, ответственности за судьбу своей страны. Важнейшей задачей остается развитие культуры межнационального общения, изживание как неуважительного отношения к национальным чувствам, традициям и обычаям, так и их абсолютизации.

В учреждениях образования и воспитания особая роль в формировании и утверждении идей гуманизма, коллективизма, патриотизма и интернационализма принадлежит педагогам, преподающим предметы социально-гуманитарного цикла, а именно этику, эстетику, историю, литературу, основы мировой и отечественной культуры и др. Поэтому главная задача учителей-наставников, преподающих указанные учебные дисциплины, состоит в объективном отражении исторического процесса, внедрении в юношеское сознание морально-нравственных, эстетических, исторических, этнографических, демографических знаний о народах, проживающих во всём мире, их культуре, истории, особенностях быта, вкладе каждого из них в сокровищницу мировой цивилизации.

В завершениие было бы логично сформулировать выводы, суть которых сводится к следующему:

а) развитие нашей страны в направлении формирования основ правового государства и адекватного ему гражданского общества происходит в условиях очевидных успехов и прогресса, а также жесткого экономического, политического, психологического прессинга со стороны США и их союзников, что требует существенного обновления всех известных сфер жизнедеятельности российского общества, а также актуализации работы учёных-обществоведов в направлении патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения сограждан;

б) недруги России направили силу и мощь своих средств психологического воздействия на умы и чувства людей для разрушения таких объединяющих российские народы скрепы-ценности, как «дружба народов», «патриотизм», «интернационализм», «коллективизм», выработанные на протяжении длительного периода исторического времени. По этой причине возрастает значимость патриотизма и интернационализма, патриотического и интернационального воспитания, преданных несправедливому и неоправданному забвению в постсоветский период развития нашей страны;

в) во второй половине 80-х гг. в разных регионах нашей страны происходили межнациональные конфликты, сопровождавшиеся кровавыми столкновениями с активизацией националистических сил, ставившие своей целью разобщение социума; центробежные силы, заинтересованные в се-цессии и дезинтеграции, были охвачены эйфорией идей суверенитета и приложили немало усилий для дискредитации

объединяющих все народы ценностей; происходила фальсификация отечественной истории, особенно истории советского периода, наблюдалось отрицание исторической памяти; для окончательного изжития этого пласта негативных социальных явлений в современных условиях необходима разработка и реализация нового подхода к «интернационализму», отвечающему общечеловеческим интересам, что является важнейшей задачей отечественной социальной науки и её представителей;

г) суть авторской дефиниции интернационализма состоит в его понимании как общепланетарной солидарности людей разных наций и рас, основы их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, традиций, противостоящих глобальным угрозам; это глубокое, осознанное, реализующееся на практике признание общечеловеческих ценностей таких как жизнь, права и свободы, а также охраняемых законом интересов каждого человека и гражданина;

д) учитывая, что сильной стороной интернационализма являются синтез национальных и общечеловеческих интересов, его гуманистическая направленность, гуманистическое начало и соответствие фундаментальным основам международного права, и то, что без планетарной и общечеловеческой солидарности человечество не может существовать, гуманистический интернационализм заслуживает всемерной поддержки всеми цивилизованными акторами межгосударственных отношений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е) введена в научный оборот категория «гуманистический интернационализм»; объём и содержание данной категории включает в себя явление планетарного масштаба, призванное очеловечить людские отношения; сердцевиной гуманистического интернационализма является человек, его жизнь, права и свободы, его стремление творить добро, укрепить доверие между людьми, народами, пропагандировать идеи добра и прогресса; гуманистический интернационализм по своей сущности несовместим с «олигархическим интернационалом» и «террористическим интернационалом», поскольку первый нарушает идеи справедливости и оправдывает индивидуализм, а второй вообще неприемлем для человечества и посему должен быть ликвидирован;

ж) для преодоления предубеждений людей к тому или иному народу «интернационализм» и интернациональное образование и воспитание требуют учитывать историческую прак-

тику предшествующих отношений народов друг с другом. Отсюда потребность обращения в процессе проведения такой работы к историческому нравственному их опыту, традициям национального дружелюбия, гостеприимства, уважительного отношения к гуманистическим традициям старших поколений и т.д.

Гасанов Н.Н., Магаррамов М.Д. Интернационализм: новое осмысление. В статье рассмотрены основные образовательные и воспитательные мероприятия, направленные на привитие подрастающему поколению идеалов патриотизма, коллективизма и гуманистического интернационализма.

Ключевые слова: феномен «интернационализма», гуманистический интернационализм, коллективизм, патриотизм, патриотическое и интернациональное воспитание.

Hasanov N.N. Magarramov M.D. Internationalism: a new understanding. The article deals with the main educational activities aimed at inculcating the younger generation of the ideals of patriotism, collectivism and humanistic internationalism.

Keywords: the phenomenon of "internationalism", humanistic internationalism, collectivism, patriotism, Patriotic and international education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.