ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
А.В. Прохоров Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
В статье рассматривается содержание понятия «интернационализация высшего образования», основные формы интернационализации, проблемы и перспективы данного процесса. Интернационализация высшего образования рассматривается в качестве одной из ведущих тенденций, определяющих ценностные основы функционирования современных университетов.
Ключевые слова: университет, интернационализация высшего образования, глобализация, «интернационализация дома».
The article studies the notion “higher education internationalization”, its basic forms, problems and prospects of the process. Internationalization of higher education is seen as a leading trend determining the value grounds of modern universities functioning.
Keywords: university, higher education internationalization, globalization, internationalization-at-home
Процессы глобализации и интернационализации в последние десятилетия определяют векторы развития современного высшего образования, вынуждая адаптироваться к новым условиям, вносят изменения в систему ценностей университетского сообщества.
Понятие интернационализации появилось задолго до глобальных экономических и культурных изменений, затронувших современное обществ. Интернационализация в широком смысле отражает ориентацию объекта на международное измерение его деятельности, например, стремление высших учебных заведений к развитию в международном направлении. Процессы глобализации и интернационализации связаны с явлениями разных уровней: если глобализация охватывает мировые системы, интернационализация затрагивает явления более низкого порядка, в нашем случае, университеты.
Глобализация связана со стиранием культурных, экономических и прочих границ между странами, увеличением миграционных потоков в сферах экономики, занятости, образования. Экономическое измерение является определяющим для процесса глобализации. Оно связано с интенсивной международной торговлей, мобильностью услуг, в том числе образовательных. Экономика, основанная на знаниях, рассматривается как основной источник богатства [1].
П. Скотт называет основные причины, почему глобализация не может рассматриваться как явление более высокого порядка, чем интернационализация. В частности, П. Скотт считает, что:
1. интернационализация предполагает существование национальных границ, в то время как глобализация их отрицает;
2. интернационализация реализуется через «высокие» миры дипломатии и культуры, основы глобализации укореняются в «низких» мирах массового потребления и глобального капитализма;
3. интернационализация зависит от существующего типа национальных государств, тяготеет к воспроизводству; глобализация ориентирована на новую повестку дня: глобальные перемены климата, загрязнение окружающей среды, проблемы, связанные с неравенством Севера и Юга, внутри наций [5, с. 3].
Говоря о влиянии глобализации на современные университеты, Дж. Левин [12] выделил 12 аспектов влияния:
интернационализация (студентов, учебных планов);
сокращения финансирования общественного сектора;
взаимодействие в частном секторе;
электронные технологии, коммуникации в реальном
времени;
производительность и эффективность;
внешняя конкуренция;
реструктуризация;
изменение в трудовой сфере (например, дополнитель-
ная работа);
вмешательство государства;
партнерство;
профессиональная подготовка;
коммодификация [12, р. 383; 13, р. 434].
Интенсивное обсуждение получила проблема возможных эффектов процесса глобализации на общество и, в частности, на высшее образование. Одни полагают, что глобализация в результате развития информационно-коммуникационных технологий, растущей взаимозависимости экономики и знаний приведет к сглаживанию неравенства в развитии стран и регионов и уменьшению социальной напряженности. Другие утверждают, что глобализация явится существенным негативным фактором растущей дифференциации, экономического неравенства [4, с. 17].
Происходящие изменения в сфере высшего образования ставят перед ним новые задачи, которые, в силу своего значения, многие специалисты называют «вызовами высшего образования». В наши дни к таким вызовам относят:
^ массификация, т.е. существенно растущий спрос на высшее образование;
^ прагматизация - трансформация целей и ценностей высшего образования;
^ неопределенность места высшей школы в общественной структуре и социальных отношениях; изменяющаяся роль государства, опасность снижения доли ответственности государства за сферу высшего образования;
^ маркетизация, т.е. внедрение в область высшего образования рыночных отношений;
высокая степень неравенства среди учреждений высшего образования [4, с. 17].
Значение рассматриваемой проблемы обусловило исследовательский интерес. Анализ публикаций по интернационализации высшего образования позволил Б.Кем и У. Тейшлеру в своем обзоре обозначить семь основных проблем, к которым обращаются исследователи разных стран:
мобильность студентов и преподавательского состава; взаимовлияние систем высшего образования; интернационализация преподавания, обучения и научных исследований;
институциональные стратегии интернационализации;
^ трансфер знаний;
^ сотрудничество и конкуренция;
^ национальные и наднациональные политики в отношении международного измерения высшего образования [11, р. 264].
Процесс интернационализации высшего образования получил дополнительный импульс с развитием глобализации. Интернационализация явилась своего рода «реакцией» на глобальные изменения различных сфер общественной жизни. Формирование глобальной компетенции начинает рассматриваться как ключевая цель современного высшего образования [7]. Интернационализация высшего образования при этом не является чем-то новым. Признаки интернационализации, по мнению специалистов, можно найти, анализируя деятельность университетов Парижа и Болоньи в XIII веке. Новым же является интенсивность и масштаб интернационализации высшего образования.
Специалисты усматривают связь процессов интернационализации образования и глобализации экономики. Интернационализация образования (глобальное образование) призвано сформировать у студентов в процессе обучения глобальную компетенцию, необходимую для успешной работы в глобализирующемся обществе. Недостаток в таких специалистах ведет к существенным потерям в экономике [7].
Понятие интернационализации образования со временем получала большее наполнение. Первоначально интернационализация образования в европейских вузах подразумевала лишь академическую мобильность (обучение и стажировку в зарубежные страны), обмен знаниями, идеями и т.д. В настоящее время, интернационализация образования понимается как сумма всех мер, ориентированных на усиление и содействие созданию интернационального академического сообщества, которое будет призвано готовить студентов к жизнедеятельности в условиях глобализирующейся среды [10, р. 41, 44].
Ф. Альтбах и Дж. Найт объясняют стремление некоторых вузов к интернационализации, прежде всего, коммерческим интересом. В качестве примера ими приводится частный Университет Феникса (США), который занимает активную позицию на международном рынке высшего образования путем учреждения новых учебных заведений и приобретения существующих, заключения соглашений с зарубежными компаниями и учебными учреждениями. Другие университеты преследуют не столько финансовую цель,
сколько стремятся повысить свой исследовательский потенциал, способствовать межкультурному пониманию [6, р. 292]. Подобные университеты расположены преимущественно в Австралии и Великобритании - странах, в которых правительство урезает государственное финансирование и поощряет международные начинания. Зачастую же интернационализация в традиционном понимании не всегда приносит прибыль, но повышает престижность предлагаемого вузом образования, способствует формированию привлекательного имиджа учебного заведения.
Интернационализация в сфере высшего образования может приобретать различные формы, что говорит о сложности данного процесса. Дж. Найт [9, р. 24] предлагает классификацию форм интернационализации в сфере высшего образования в зависимости от «передвижения»:
^ людей - мобильность преподавательского состава и студентов, включая обмены и обучение в рубежных университетах;
^ программ - мобильность образовательной программы из одной страны в другую;
^ провайдеров - институтов, обеспечивающих доступ к образованию;
^ услуг и проектов - различные формы сотрудничества, ориентированные на исследования или на преподавании, разработке учебных планов, менеджмент качества.
В существующих исследованиях высшего образования намечена тенденция к упрощению понимания интернационализации и ее сведению к одному из перечисленных выше направлений.
В контексте формирования единого образовательного пространства значение приобретает международное образование, которое, в будущем, позволит достичь большего понимания среди наций, что особенно важно в век глобальных изменений. Одним из показателей эффективности международного образования является то, насколько оно позволит добиться толерантности и уважения к культурному многообразию [14, р. 6]. Одним из инструментов международного образования может рассматриваться мобильность, как физическая, так и виртуальная.
Для более четкого понимания сути интернационализации Хо Ка Мок предлагает ответить на следующие вопросы, а уже потом
выносить проблему интернационализации высшего образования на повестку дня:
Кому выгодна интернационализация высшего образования?
^ С какой целью должна проводиться интернационализация высшего образования?
Почему интернационализация должна приниматься современными университетами в качестве основной повестки дня?
Важна ли интернационализация студентам и другим заинтересованным лицам?
Какие цели должны преследовать современные университеты?
^ Какому университетскому образованию мы должны довериться? [13, р. 437].
В исследованиях интернационализации высшего образования предпринимаются попытки выделения ее основных направлений, уровней. В одном из таких исследований представлены следующие уровни интернационализации [8] (Табл. 1):
Таблица 1 - Уровни интернационализации
супранациональные уровни внутриинституциональные уровни
- глобальный; - региональный; - национальный; - отраслевой; - институциональный. - уровень факультета / кафедры; - индивидуальный уровень.
Ф. Альтбах и Дж. Найт объясняют стремление некоторых вузов к интернационализации, прежде всего, коммерческим интересом. В качестве примера ими приводится частный Университет Феникса (США), который занимает активную позицию на международном рынке высшего образования путем учреждения новых учебных заведений и приобретения существующих, заключения соглашений с зарубежными компаниями и учебными учреждениями. Другая часть университетов преследует не столько финансовую цель, сколько стремится повысить свой исследовательский потенциал, способствовать межкультурному пониманию [6, р. 292]. Подобные университеты расположены преимущественно в Австралии и Великобритании - странах, в которых правительство урезает гос-
ударственное финансирование и поощряет международные начинания. Зачастую же интернационализация, в традиционном понимании, не всегда приносит прибыль, но повышает престижность предлагаемого вузом образования, способствует формированию привлекательного имиджа учебного заведения.
Исследователи процесса интернационализации высшего образования приходят к выводу о необходимости ориентации вузов на «международное измерение» в подготовке будущих специалистов. Лидирующие места на мировом рынке образовательных услуг, по их мнению, будут занимать те вузы, которые быстро отреагируют на происходящие изменения в обществе и в сфере высшего образования. В то же время принимаемые университетами изменения могут привести к отступлению от существующих ценностей традиционной академической культуры. Все чаще ставится вопрос о том, какие опасности несет интернационализация академическим ценностям. С одной стороны, как отмечают Б. Кем и У. Тей-шлер, данный процесс оценивается положительно и рассматривается как необходимый для развития университетов. С другой стороны -процесс интернационализации может влиять / пересекаться с национальной системой ценностей. Интернационализация отражает существующее неравенство между нациями и регионами [11, р. 262].
Интернационализация в сфере высшего образования подразумевает не только мобильность студентов, придание процессу образования международного измерения («интернационализация дома»), но и те случаи, когда университет «преодолевают границы» и предлагают свои услуги в странах, не обладающих достаточными возможностями для удовлетворения растущего спроса на высшее образование. Экспорт образовательных услуг (программ), создание филиалов в других странах - это реакция вузов на процесс глобализации. Провайдерами (экспортерами) образовательных услуг, как правило, выступают вузы Европы, США, Австралии. Импортерами являются страны Африки, Азии, некоторые страны Европы, т.е. те регионы, которые самостоятельно не могут обеспечить необходимый уровень предложения образовательных услуг. В качестве примеров можно рассматривать Американский университет, университет Франции и Немецкий университет в Египте. Технологический университет Ханоя (Вьетнам) предлагает программы бакалавриата и магистратуры совместно с университетами Бельгии, Франции, Германии, США и Сингапура. Правительство Вьетнама стало ини-
циатором создания Международного университета, который призван решить проблему дефицита предложения в сфере высшего образования.
Важный шаг на пути к интернационализации образования сделал университет Питтсбурга. В 2001 был введен сертификат о глобальном образовании (global studies) в дополнение к основному документу об образовании по конкретному направлению, а в 2005 степень бакалавра философии по глобальному и региональному образованию [7].
Активными участниками на рынке международного образования начинают выступать российские учебные заведения. С 1997 г. функционирует Международный институт экономики и финансов ГУ-ВШЭ (МИЭФ) - автономное подразделение Государственного университета - Высшей школы экономики при участии Лондонской школы экономики и политических наук (ЛШЭ), созданный на средства, предоставленные организациями-донорами. МИЭФ предлагает программы двойных дипломов по экономике и банковскому делу. Московский институт стали и сплавов предлагает возможность получения двойных дипломов с партнерскими университетами Германии и США. В 1994 был создан Международный славянский институт, который к настоящему моменту имеет филиалы в Болгарии, Македонии и Киргизии.
Международный славянский институт активно сотрудничает с Тамбовским государственным университетом имени Г.Р. Державина по различным направлениям. Результатами такого сотрудничества являются совместные научные конференции, взаимные стажировки студентов, аспирантов, преподавателей. В 2009 году ТГУ имени Г.Р. Державина и Международным славянским институтом был учрежден научный журнал «Культурно-исторические процессы и явления» [3].
В условиях интернационализации список новых действующих лиц на мировом рынке образовательных услуг постепенно растет и может быть представлен следующим образом:
■S виртуальные университеты;
S лицензионные (франчайзинговые) университеты;
S корпоративные университеты;
S оффшорные зоны высшего образования;
■S консорциумы университетов;
■S компании, библиотеки, заведения, учрежденные СМИ;
S брокеры в сфере образования [2, с. 19].
В заключение следует еще раз отметить значимость процесса интернационализации современного образования, который согласуется с глобальными тенденциями развития общества. Мы являемся свидетелями построения новой модели университета, которая будет в полной мере отвечать требованиям времени: запросам общества, основанных на знаниях, представителей бизнес-среды.
Список литературы
1. Макбурни Г. Глобализация как политическая парадигма высшего образования // Высшее образование сегодня. 2001. № 1. С. 4755.
2. Налетова И.В., Федоров И.А. Имиджмейкинг университетского антрепренерства: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2006.
3. Налетова И.В., Прохоров А.В. Основные направления интернационализации высшего образования // Вопросы гуманитарных исследований: Сб. науч. трудов. Вып. 7. Актобе, 2009. С. 140144.
4. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее образование в России. 2004. №8. С. 17-25.
5. Скотт П. Глобализация и университет // AlmaMater. 2000. №4. С. 3-8.
6. Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journal of Studies in International Education, Vol. 11 No. 3/4. Fall/Winter 2007. pp. 290-305.
7. Brustein W.I. The Global Campus: Challenges and Opportunities for Higher Education in North America // Journal of Studies in International Education. Fall/Winter 2007. Vol. 11. No. 3/4. pp. 382-391.
8. Gu Qing Maturity and Interculturality: Chinese Students’ Experience in UK Higher Education// European Journal of Education. 2009. Vol. 44. No. 1. Part 1. pp. 37-52.
9. Ennew Ch. T. & Yang Fujia Foreign Universities in China: a Case Study // European Journal of Education. 2009. Vol. 44.No. 1.Part I. pp. 21-36.
10. Jong de H. & Teekens H. The Case of the University of Twente: Internationalization as Education Policy // Journal of Studies in International Education. 2003. Vol. 7. No.1. pp. 41-51.
11. Kehm B.M., Teichler U. Research on Internationalization in Higher Education // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol.
11. No. 3/4. pp. 260-273.
12. Levin J.S. Missions and Structures: Bringing Clarity to Perceptions about Globalization and Higher Education in Canada// Higher Education. 1999. 37(4). pp. 377-399.
13. Mok Ka Ho Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections // Journal of Studies in International Education, Vol. 11. No. 3-4. Fall/Winter 2007. pp. 433-454.
14. Woolf M. Harmony and Dissonance in International Education: the Limits of Globalization // Journal of Studies in International Education. 2002. Vol. 6. No. 1. pp. 5-15.