Научная статья на тему 'Интерпретация ключевых понятий терминологического пространства по интернационализации высшего профессионального образования'

Интерпретация ключевых понятий терминологического пространства по интернационализации высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДХОДЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / СТИМУЛЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / APPROACHES TO INTERNATIONALIZATION / RATIONALES FOR INTERNATIONALIZATION / AND STRATEGIES OF INTERNATIONALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухова Т. П.

В работе представлен терминологический анализ на основании которого, предложена интерпретация ключевых определений по интернационализации высшего профессионального образовании: интернационализация высшего образования, типология подходов по интернационализации, стимулы и стратегии интернационализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERPRETATION OF KEY DEFINITIONS IN THE TERMINOLOGY ABOUT INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION

The article introduces a terminological survey on internationalization of higher education. On the basis of this analysis an interpretation of the following key definitions is offered: internationalization of higher education, approaches to internationalization, rationales for internationalization, and strategies of internationalization.

Текст научной работы на тему «Интерпретация ключевых понятий терминологического пространства по интернационализации высшего профессионального образования»

УДК 378

Т.П. Глухова, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: tglukhova777@mail.ru

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе представлен терминологический анализ на основании которого, предложена интерпретация ключевых определений по интернационализации высшего профессионального образовании: интернационализация высшего образования, типология подходов по интернационализации, стимулы и стратегии интернационализации.

Ключевые слова: глобализация, интернационализация, интернационализация высшего образования, подходы интернационализации, стимулы интернационализации, стратегии интернационализации.

Интернационализация системы высшего профессионального образования - явление закономерное и научно обоснованное, несмотря на то, что ещё полвека назад это понятие трудно было найти в научной литературе, связанной с системой высшей профессиональной школы. Сегодня термин стал необычайно популярен и спектр мнений по данному социальному явлению широк. Интернационализация высшего профессионального образования рассматривается, с одной стороны, в качестве важнейшего источника социального развития, с другой стороны - как серьёзная угроза сохранению уникальности образовательных систем, катализатор конфликтов, как внутри государства, так и за его пределами.

Развитие концепции интернационализации напрямую сопряжено с исследованием процессов глобализации. Так, Т.Н. Майдан в статье «Глобализация и ее влияние на экономику России» отмечает, что «глобализация представляет собой высшую стадию интернационализации», и, что «исторические корни глобализации уходят в процесс интернационализации, который с позиции отдельных стран развивается в двух направлениях - вовнутрь и вовне» [1, с. 40]. Развитие вовнутрь предполагает процесс расширения использования иностранных товаров, капитала, услуг, технологий, информации в сфере внутреннего потребления данной страны. Развитие вовне характеризуется преобладанием ориентации стран на мировой рынок и глобальной экспансией торговых и инвестиционных фирм. Главным следствием этого процесса наряду с ростом взаимозависимости государств является пространственная и институциональная интеграция рынков [1].

Т.Н. Майдан вскрывает существенные различия между интернационализацией и глобализацией, и заявляет, что интернационализация формирует устойчивые экономические связи между странами. Термин «интернационализация» в значительной степени относится к ситуации, когда происходит увеличение операций на внешних рынках, в то время как «глобализация» означает все большую интеграцию национальных экономик, включая финансы, что ведет к созданию единого рынка. «Например, если какая-либо страна принимает решение прибегнуть к специальным мерам, защищающим внутренний рынок, то в этих условиях интернационализация еще может развиваться, а глобализация - уже нет. Таким образом, интернационализация характеризует расширение международных рынков, а глобализация - создание общего рынка без границ» [1, с. 41].

Для специалистов в области высшего образования глобализация и интернационализация также являются сопряжёнными понятиями, однако они не соотносятся как частное и целое, скорее именно интернационализация представляется производной процессов глобализации. Так, А. Гидденс [2] в начале 90-х годов определял глобализацию как интенсификацию мировых социальных отношений, которые связывают отдалённые друг от друга территории, и при которых события регионального характера начинают формироваться под воздействием социальных явлений, происходящих за многие километры от данного региона, и наоборот [2, с. 64]. П.Г. Альтбах и Ю. Тайхлер [3], проанализировав интеграционные процессы в академической среде, причиной которым послужила необходимость адаптации университетов к новым глобализационно-ориентированным условиям, пришли к выводу, что интернационализация - это неизбежный процесс, обяза-

тельный сопутствующий элемент глобальной экономики, растущего рынка труда для высококвалифицированных специалистов, интеллектуальной системы общения основанной на Интернете [3, с. 5].

Исследователи перечислили явления, которые, как они полагают, ускоряют процесс интернационализации, и к которым относятся:

• поиск общепринятой модели высшего образования;

• растущая глобализация академического рынка труда студентов и преподавателей;

• использование английского языка в качестве международного языка для проведения научных исследований и в учебных целях;

• дистанционное образование;

• использование Интернета для проведения научных исследований и в учебных целях;

• создание партнёрских отношений с высшими учебными заведениями других стран;

• гармонизация структуры степеней, дисциплин, кредитной системы перезачёта учебной нагрузки, механизмов оценки и измерения академического прогресса [3, с. 6].

Ю. Тайхлер отмечает, что исходным материалом интернационализации высшего образования послужил некий комплект неоднородных явлений, которые особым образом распространились за пределы государственных границ; интернационализация по своей сути стала переходом:

а) от преимущественно вертикального уклада международного сотрудничества и мобильности к доминированию международных отношений на равных условиях;

б) от казуистических (случайных) действий к систематизированной политике по интернационализации;

в) от несвязанной специфически международной деятельности к интегрированной интернационализации высшего образования [4, с. 5].

Дж. Найт отмечает, что глобализация это выход технологий, экономики, знаний, людей, ценностей, идей за пределы государственной границы. Влияние глобализации на каждую страну различно и зависит от особенностей исторического развития, традиций, культуры, приоритетов этой нации, а интернационализация в высшем образовании - это один из способов реагирования страны на глобализацию при сохранении уважения к уникальности собственного народа [5, с. 14]. Дж. Найт предлагает рабочее определение интернационализации высшего образования, которую рассматривает как процесс интегрирования международного/межкультурного измерения (intemational/intercultural dimension) в сферу преподавательской деятельности, научной работы и предоставления образовательных услуг, осуществляемых высшими учебными заведениями.

В отечественной системе высшего профессионального образования понятие интернационализации находится в стадии становления. Так, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в рамках Федеральной целевой программы развития образования использовал понятийный аппарат, предложенный Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD), в проекте «Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке» [6]. В проекте НФПК интернационализация высшего обра-

зования рассматривается в трёх уровнях: национальном, секторальном и институциональном и понимается как «процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [6], и включает в себя два аспекта: «внутреннюю» (образование внутри страны) и «внешнюю» (образование за границей) интернационализацию. Интернационализация образования в проекте представлена следующими формами международного сотрудничества:

• индивидуальная мобильность: мобильность сту-

дентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;

• мобильность образовательных программ и институциональная мобильность: формирование новых меж-

дународных стандартов образовательных программ;

• интеграция в программы международного измерения и образовательных стандартов;

• институциональное партнёрство: создание стра-

тегических образовательных альянсов [6].

Такая трактовка интернационализации высшего профессионального образования имеет логическую завершённость, не противоречит формату отечественной системы управления высшей школой и позволяет выявить другие ключевые понятия, к которым, несомненно, относятся подходы по интернационализации (approaches to internationalization), стимулы интернационализации (rationales for internationalization) и стратегии интернационализации.

Дж. Найт предлагает следующую типологию подходов по интернационализации: деятельностный подход (activity approach), компетентностный подход (competency approach), этосный подход (ethos approach), процессный подход (process approach) [5, с. 14-16]. Деятельностный подход рассматривает международное измерение в высшем образовании через призму всевозможных образовательных процессов, образовательных программ, акдемической мобильности, международной деятельности, связанной с иностранными студентами и др. Компетентностный подход исследует степень сформиро-ванности компетенций, относящихся к интернационализации высшего образования, а именно: компетенций международного измерения. В данном подходе разработка международных учебных планов, образовательных программ, образовательный процесс и его обеспечение не являются конечным продуктом деятельности вуза, данная деятельность выступает как результат и как инструмент для развития соответствующих компетенций, и не только у студентов, но также и у остальных участников процессов (преподавателей, администрации, других сотрудников вуза). Появление интереса к международному измерению вызвало увеличение исследований, направленных на выявление и описание компетенций, которые в настоящее время называют международными (international), глобальными (global) или транснациональными (transnational) компетенциями.

Этосный подход стоит ближе к теориям развития организаций, изучающим корпоративную культуру и климат в трудовом коллективе. В отношении интернационализации высшего образования данный подход устанавливает междуна-родный/межкультурный этос - кодекс этических правил, понятий, ценностей и поведения внутри высшего учебного заведения. Международный этос инициирует, поддерживает и усиливает развитие международного/межкультурного измерения внутри организации, что выводит его на более значимый уровень корпоративной культуры всего трудового коллектива.

Процессный подход предполагает распространение международного измерения на все структуры высшего учебного заведения, с обязательным его отражением в политике вуза, во всех бизнес-процессах, предусматривает высокую степень развития и поддержки международной деятельности.

Понимание сущности интернационализации высшего образования будет неполным без анализа причинно-следственных связей, провоцирующих повышение активности вузов на международной арене. Джейн Найт [5, с. 17-20], например, выделяет политические, экономические, академические и

социально-культурологические стимулы (причины) интернационализации высшего образования. Так, политические стимулы рассматриваются в формате исторически сложившегося отношения к международному образованию, как удобному инструменту международной политики государства, связанной, в первую очередь, с национальной безопасностью и сохранением мира. В современном обществе появились и другие политические стимулы, например, необходимость адаптации вузов к быстро развивающимся процессам глобализации. Несмотря на то, что для многих глобализация является способом модернизации развития общества и отличной возможностью поиска совместных решений по проблемам, связанным с окружающей средой, здоровьем, уровнем преступности; для других глобализация остаётся синонимом слову «денационализация», «вестернизация» или «макдональ-дизация» [5, с. 18], угрозой ослабления и, может быть, уничтожения самобытной национальной культуры. Для тех, кто рассматривает интернационализацию как защитную реакцию на денационализацию, вызываемую глобализационными процессами, интернационализация служит инструментом укрепления и сохранения национальной культуры. В связи с этим, участие в интернационализации высшей школы приобретает ярко выраженный политический характер и становится приоритетным направлением государственных политик в области образования.

В результате глобализационных процессов (рост межгосударственной взаимозависимости, информационная революция и др.) появились и экономические стимулы развития интернационализации высшего образования. Так, для усиления международной конкурентоспособности многие страны ведут поиск эффективных решений удержания страны на престижных позициях в экономике, науке и технологиях. Вследствие чего, повышение уровня высококвалифицированной рабочей силы и инвестирование в прикладные исследования становятся приоритетными направлениями государственной политики таких стран, а это напрямую связано со степенью развития образовательной системы, потенциалом международного сотрудничества, и с интернационализацией высшей школы. На институциональном уровне присутствует и другой экономический стимул интернационализации - возможность альтернативного источника доходов, получаемого от участия вузов в международных программах на фоне общего сокращения финансирования высшего образования государственными органами.

В образовательной и исследовательской среде существуют и академические стимулы. Как известно, студенческая и преподавательская мобильность появились на самых ранних этапах становления университетов, в результате международная деятельность достигла высокой стадии развития. Современное академическое сообщество не снижает значимости данного измерения, однако, под действием внешних факторов приобретает новый формат. Так, влияние рыночной экономики, внедрение методов бизнеса в образовательный сектор и переход на межнациональный уровень сотрудничества кардинально меняет парадигму управления всеми процессами вуза, включая международную деятельность. Такое влияние проявляется, например, в развитии международных концепций по качеству образовательных услуг, в создании единых стандартов обучения и проведения научных исследований. Считается, что совершенствование международного измерения в преподавании, научных исследованиях и оказании образовательных услуг, повысит качество образовательных услуг. Вследствие чего, интернационализация постепенно перемещается на центральное место и становится неотъемлемой частью миссии вуза.

Необходимость развития межкультурного общения, понимание и признание разнообразия культур, сохранение и передача национальной культуры составляют основу социально-культурологических стимулов интернационализации высшего образования, которые приобретают актуальность в тех странах, где интернационализация рассматривается в качестве инструмента сохранения уважения к культурному и

этническому разнообразию и является противовесом гомогенизирующему эффекту глобализации.

В рамках данного исследования также представляется интересным рассмотрение стратегий интернационализации, предложенных в составе понятийного аппарата проекта «Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке» [6]. Такими стратегиями являются: согласованный подход (Mutual Understanding

Approach), стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы (Skilled Migration Approach), стратегия получения дохода (Revenue-Generating Approach), стратегия расширения возможностей (Capacity Building Approach).

Согласованный подход опирается на долгосрочные политические, культурные, академические цели страны. Реализация такой стратегии осуществляется через поддержку студенческой и академической мобильности, путём предоставления стипендий и реализации программ академических обменов, а также программ, направленных на создание институциональных партнёров в сфере высшего образования. Доминирующим принципом данного подхода является международное сотрудничество, а не конкуренция.

Стратегия привлечения квалифицированной рабочей силы направлена на привлечение избранных иностранных специалистов и талантливых студентов к работе в принимающей стране, как средство обеспечения экономического развития и повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний. Основным инструментом данного подхода является система академических стипендий, дополненная активной программой продвижения системы высшего образования страны за рубежом в сочетании с принятием соответствующего визового и иммиграционного законодательства. Реализация таких программ осуществляется через специальные агентства или сеть агентств и организаций.

Стратегия получения дохода базируется на согласованном подходе и на стратегии привлечения квалифицированной рабочей силы, но в её рамках образовательные услуги предлагаются на полностью платной основе и не предусмотрено предоставление государственных субсидий. Иностранные студенты дают дополнительный доход образовательным институтам, стимулируя реализацию предпринимательской

Библиографический список

стратегии на международном образовательном рынке. Правительства в свою очередь предоставляют вузам значительную автономию, обеспечивают высокую репутацию своей системы высшего образования, а также высокую степень защиты иностранным студентам.

Стратегия расширения возможностей поощряет получение высшего образования за рубежом или в вузах - поставщиках иностранных образовательных услуг. Важными инструментами такого подхода являются: 1) программы поддержки зарубежной мобильности государственных служащих, профессорско-преподавательского состава, учёных и студентов; 2) обеспечение иностранным вузам, программам и преподавателям благоприятных условий для коммерческой образовательной деятельности в стране. Поощряется создание партнёрств с местными поставщиками образовательных услуг для обеспечения передачи знаний между зарубежными и местными образовательными институтами.

Российская высшая школа первой декады 21 века под влиянием процессов глобализации приобретает выраженное международное измерение. В результате такого воздействия активизируется международная деятельность, открываются международные образовательные программы, вводится новая практика обучения и проведения научных исследований, изменяется миссия и политика высших учебных заведений. Данный период характеризуется формированием научного поля интернационализации высшего профессионального образования, для которого необходимым условием, как и для любой научной мысли, является наличие устойчивого терминологического аппарата, частью которого могут служить и предложенные формулировки данного исследования.

Таким образом, научная новизна работы заключается в том, что на основании терминологического анализа представлена интерпретация ключевых определений по интернационализации высшего профессионального образования, которая, в качестве объекта научного исследования, ещё не располагает устоявшейся понятийной системой. В ходе работы были описаны и проанализированы следующие понятия: интернационализация высшего образования, формы международного сотрудничества, типология подходов по интернационализации, стимулы и стратегии интернационализации.

1. Майдан, Т.Н. Глобализация и её влияние на экономику России // Национальная экономика в условиях глобализации и региональное развитие: материалы международной научной конференции». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

2. Giddens, A. The Consequences of Modernity [Текст] / A. Giddens. — Cambridge : Polity, 1990.

3. Altbach, P.G., Teichler, U. Internationalization and Exchanges in a Globalized University [Текст] / P. G. Albach, U. Teichler // Journal of Studies in International Education. — 2001. - Vol. 5. - No. 1.

4. Teichler, U. Internationalization as a Challenge for Higher Education in Europe // Tertiary Education and Management. - 1999. — No. 5.

5. Knight, J. Internationalisation of Higher Education // Quality and Internationalisation in Higher Education. - Paris: Organisation for Economic Cooperation and Development, 1999.

6. [РКС] Разработка комплексной стратегии экспорта российского высшего образования и повышения его конкурентоспособности на мировом образовательном рынке [Э/р]. - М., 2009. - Режим доступа: http://portal.ntf.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.10

УДК 371

В.В. Печатное, директор Института информатизации педагогического образования АлтГПА, г. Барнаул,

E-mail: ksd@uni-altai.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В работе изложены особенности преобразования ресурсов информационно-образовательных систем в информационные сервисы в рамках предложенной автором информационной модели качества обученности выпускников общеобразовательной школы.

Ключевые слова: информационный менеджмент, информационно-образовательная система, информационный сервис, мониторинг, качество обученности.

Информатизация образования как одно из основных на- технологий при оценивании обученности выпускников обще-правлений модернизации российской системы образования до образовательной школы путем введения единого государст-2010 года повлекла за собой использование информационных венного экзамена. Известно, что идея внедрения единого го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.