Научная статья на тему 'Аксиологические особенности формирования имиджа университета в условиях глобализации и интернационализации'

Аксиологические особенности формирования имиджа университета в условиях глобализации и интернационализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИМИДЖ / UNIVERSITY / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION / ENTREPRENEURIAL UNIVERSITY / IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

В статье рассматриваются изменения в сфере высшего образования, вызванные процессами глобализации и интернационализации. Отдельно внимание уделено ценностным аспектам формирования имиджа современного университета в глобализирующемся обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological peculiarities of university image formation in the context of globalization and internationalization

The article considers changes in the sphere of higher education stipulated by the processes of globalization and internationalization. Separate attention is paid to axiological aspects of a modern university image formation in the globalizing society.

Текст научной работы на тему «Аксиологические особенности формирования имиджа университета в условиях глобализации и интернационализации»

УДК 378.4+316.32

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА УНИВЕРСИТЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

© А.В. Прохоров

В статье рассматриваются изменения в сфере высшего образования, вызванные процессами глобализации и интернационализации. Отдельно внимание уделено ценностным аспектам формирования имиджа современного университета в глобализирующемся обществе.

Ключевые слова: университет; глобализация; интернационализация; предпринимательский университет; имидж.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения в обществе, вызванные глобализацией, задают новые направления развития современного высшего образования, влияют на изменение ценностей академической культуры - формируют ценности академического капитализма. В рамках глобализации происходит пересмотр роли университетов в развитии общества: они начинают рассматриваться не просто как научные и образовательные центры, но как экономические и культурные центры, вокруг них «концентрируются культурная, социально-экономическая и политическая элиты» [1]. Университеты формируют мировое образовательное пространство, их деятельность характеризуется интенсификацией международной деятельности университетов, в рамках которой наиболее популярной формой являются программы обучения для зарубежных студентов.

Современные тенденции развития университетов явились следствием, т. н. «второй университетской революции» (переход от «гумбольдтовских» университетов к университетам нового типа), в результате которой основной задачей университета, наряду с образовательной и научной деятельностью, стало обеспечение вклада в экономическое развитие общества знаний. Сокращение государственного финансирования подтолкнуло университеты к коммерциализации своей деятельности, что нашло отражение в увеличении числа иностранных студентов, стремлении получать дополнительные средства от грантов, доходы от патентной деятельности и т. д. Международное образование стало рассматриваться как товар, а обладание им -

как благо, а не как общественное обязательство [2].

Глобализация и интернационализация высшего образования

Как уже было отмечено, к основным тенденциям, определяющим развитие высшего образования, относят глобализацию и интернационализацию. Понятие интернационализации появилось задолго до глобальных экономических и культурных изменений, затронувших современное общество. Глобализация связана со стиранием культурных, экономических и прочих границ между странами, увеличением миграционных потоков в сферах экономики, занятости, образования; интернационализация (в широком смысле) отражает ориентацию объекта на международное измерение его деятельности, например, стремление высших учебных заведений к развитию в международном направлении. Процессы глобализации и интернационализации связаны с явлениями разных уровней: если глобализация охватывает мировые системы, интернационализация затрагивает явления более низкого порядка, в нашем случае, - университеты. П. Скотт называет основные причины, по которым глобализация не может рассматриваться как явление более высокого порядка, чем интернационализация. В частности, П. Скотт считает, что:

1) интернационализация предполагает существование национальных границ, в то время как глобализация их отрицает;

2) интернационализация реализуется через «высокие» миры дипломатии и культуры, основы глобализации укореняются в «низких» мирах массового потребления и глобального капитализма [3].

Г. Фернандес, опираясь на свой опыт работы в Индианском университете (США), говорит о неолиберальной глобализации и неолиберальном университете [4]. В частности, Г. Фернандес отмечает, что глобализация, а также ориентация на рынок, вносит изменения в исследовательскую миссию университета. Университет начинает рассматриваться как активный участник экономики региона благодаря развитию партнерских отношений с промышленностью. В то же время очевидна роль университетов на глобальном рынке: благодаря развитию интернет-технологий образовательные услуги могут предоставляться по всему миру.

Ф. Альтбах и Дж. Найт объясняют стремление некоторых вузов к интернационализации, прежде всего, коммерческим интересом. В качестве примера ими приводится частный Университет Феникса (США), который занимает активную позицию на международном рынке высшего образования путем учреждения новых учебных заведений и приобретения существующих, заключения соглашений с зарубежными компаниями и учебными учреждениями. Другая часть университетов преследует не столько финансовую цель, сколько стремится повысить свой исследовательский потенциал, способствовать межкультурному пониманию [2, р. 292]. Подобные университеты расположены преимущественно в Австралии и Великобритании - странах, в которых правительство урезает государственное финансирование и поощряет международные начинания. Зачастую же интернационализация, в традиционном понимании, не всегда приносит прибыль, но повышает престижность предлагаемого вузом образования, способствует формированию привлекательного имиджа учебного заведения.

Исследователи процесса интернационализации высшего образования приходят к выводу о необходимости ориентации вузов на «международное измерение» в подготовке будущих специалистов. Лидирующие места на мировом рынке образовательных услуг, по их мнению, будут занимать те вузы, которые быстро отреагируют на происходящие изменения в обществе и в сфере высшего образования. В то же время принимаемые университетами изменения могут спровоцировать отступление от существующих ценно-

стей академической культуры, ставится вопрос о том, какие опасности несет интернационализация академическим ценностям. С одной стороны, как отмечают Б. Кем и У. Тейшлер, данный процесс оценивается положительно и рассматривается как необходимый для развития университетов. С другой стороны, процесс интернационализации может влиять / пересекаться с национальной системой ценностей. Интернационализация отражает существующее неравенство между нациями и регионами [5].

Интернационализация в сфере высшего образования подразумевает не только мобильность студентов, придание процессу образования международного измерения («интернационализация дома»), но и те случаи, когда университеты «преодолевают границы» и предлагают свои услуги в странах, не обладающих достаточными возможностями для удовлетворения растущего спроса на высшее образование. Экспорт образовательных услуг (программ), создание филиалов в других странах - это реакция вузов на процесс глобализации. Экспортерами (провайдерами) образовательных услуг, как правило, выступают вузы Европы, США, Австралии. Импортерами являются страны Африки, Азии, некоторые страны Европы, т. е. те регионы, которые самостоятельно не могут обеспечить необходимый уровень предложения образовательных услуг. В качестве примеров можно рассматривать Американский университет, университет Франции и Немецкий университет в Египте. Технологический университет Ханоя (Вьетнам) предлагает программы бакалавриата и магистратуры совместно с университетами Бельгии, Франции, Германии, США и Сингапура. Правительство Вьетнама стало инициатором создания Международного университета, который призван решить проблему дефицита предложения в сфере высшего образования.

Активными участниками на рынке международного образования начинают выступать российские учебные заведения. С 1997 г. функционирует Международный институт экономики и финансов ГУ-ВШЭ (МИЭФ) -автономное подразделение Государственного университета - Высшей школы экономики при участии Лондонской школы экономики и политических наук (ЛШЭ), созданный на средства, предоставленные организациями-

донорами. МИЭФ предлагает программы двойных дипломов по экономике и банковскому делу. Московский институт стали и сплавов предлагает возможность получения двойных дипломов с партнерскими университетами Германии и США. В 1994 г. был создан Международный славянский университет, который к настоящему моменту имеет филиалы в Болгарии, Македонии и Киргизии.

Обращаясь к опыту российских вузов в сфере экспорта образовательных услуг, следует отметить то, что в эту деятельность активно включились и региональные вузы. Так, в 2009 г. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина и Славянский международный институт (Филиал в Республике Македония) стали учредителями корпоративного Международного славянского университета им. Г.Р. Державина. Подобное международное университетское партнерство является беспрецедентным для вузов Черноземья. В планах Международного славянского университета им. Г.Р. Державина -открытие факультета русского языка в Македонии, разработка программ академических стажировок и обменов. Международный славянский университет им. Г.Р. Державина стал учредителем совместного научного журнала «Культурно-исторические процессы и явления», первые выпуски которого запланированы на 2010 г.

Теория неолиберализма и развитие высшего образования

Социально-экономическая теория неолиберализма, отрицающая государственное вмешательство в национальную экономику и провозглашающая материализм, консюмеризм и коммодификацию, оказала значительное влияние на сферу высшего образования США и ряда других стран [6]. Теория неолиберализма получила развитие в идеях предпринимательского университета и академического капитализма, в рамках которых университет и его сотрудники рассматриваются как активные участники рыночных отношений (market-like - «рыночноподобных»)

(см. работы А.О. Грудзинского, И.В. Налето-вой, Н. Сорокиной, A. Metcalfe, G. Rhoades, D. Saunders, S. Slaughter и др.).

Академический капитализм понимается как политика высшего образования, согласно которой университет рассматривается как предпринимательская структура, а научные

исследования осуществляются им с коммерческой целью [7]. В русле академического капитализма университет переходит от своих основных функций - обучения, исследований и услуг - к деятельности, позволяющей получать прибыль. В условиях академического капитализма происходит формирование новой модели университета - предпринимательского университета, под которым понимается «высшее учебное заведение, которое систематически прилагает усилия по преодолению ограничений в трех сферах -генерации знаний, преподавании и преобразовании знаний в практику - путем инициирования новых видов деятельности, трансформации внутренней среды и модификации взаимодействия с внешней средой» [8].

В свете рассматриваемой проблемы показателен пример университета Твенте (Нидерланды). За достаточно короткий срок университет г. Твенте превратился из небольшого провинциального вуза в динамично развивающееся учебное заведение, обладающее развитой инфраструктурой компьютерных и коммуникационных технологий. Заметно изменилось восприятие (имидж) университета Твенте: от мелкого провинциального университета до университета, привлекательного как для голландских, так и для иностранных студентов и ученых. Усиление имиджа университета Твенте на национальном и международном уровне произошло в результате того, что интернационализация образования (в частности, активное привлечение иностранных студентов) в данном университете стала рассматриваться не как периферийная деятельность, а как одно из приоритетных направлений [9].

Роль имиджа университета в контексте ценностей политики академического капитализма

В условиях академического капитализма, когда университеты рассматриваются как предприятия, вынужденные конкурировать на рынке образовательных услуг, особое значение приобретает проблема имиджа университета. Под имиджем университета понимается общественное восприятие организации, складывающееся из опыта личного общения с образовательным учреждением, а также за счет средств массовой информации [10].

Имидж университета во многом зависит от отношений с обществом в целом, со сту-

дентами, которые выступают в роли клиентов (потребителей), с промышленностью, ожидающей от него актуального с коммерческой точки зрения знания, и правительством, которое требует от университета большей экономической самостоятельности.

В структуре имиджа университета можно выделить следующие элементы («слои»).

1. Внутренний имидж вуза - это представления преподавателей и студентов о вузе. Основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально-психологический климат.

Создание положительного внутреннего имиджа вуза в большой степени обусловлено проведением всевозможных акций: КВН, посвящение в студенты, олимпиады, конкурсы и т. п. Подобные мероприятия призваны выполнять двойную функцию: укреплять учебное заведение внутренне и создавать «команду» единомышленников, работающую с четким пониманием общих целей и интересов. Подобные мероприятия активно способствуют укреплению внешних позиций университета, повышая его известность в широких кругах общественности.

2. Региональный имидж вуза определяется оценкой таких критериев восприятия вуза, как качество образования, разнообразие предлагаемых услуг, трудоустройство выпускников вуза, стоимость услуг, а также активное участие вуза в социально-экономическом развитии региона. Следовательно, количество, актуальность, необходимость и востребованность полученных знаний являются важнейшими факторами престижа вуза в регионе.

3. Национальный имидж вуза зависит от таких параметров, как: технологичность образования, инновационность, исследовательская деятельность, профессиональная компетентность преподавательского состава, известные выпускники, новые специальности, оперативность реагирования на изменения рыночной среды, устойчивость к экономическим кризисам, участие в региональных и национальных образовательных и социальных программах. Таким образом, формирование имиджа университета следует вести на основе информации о его лидирующем положении в подготовке специалистов определенного профиля, о направлениях научных исследований, кадровом потенциале, степени технической

оснащенности, возможностях работы в современной информационной среде, увязывая ее с общественно значимыми интересами с целью завоевания благожелательного отношения широких масс населения [11].

4. Международный имидж вуза непосредственно зависит от вышеперечисленных компонентов и в то же время во многом определяет имидж вуза в масштабах региона и страны.

В связи с тем, что в сфере высшего образования происходит стирание географических границ и увеличение академических потоков между странами, международный имидж приобретает особое значение для университета. Формирование международного имиджа представляется как наиболее сложный процесс, обусловленный уровнем интеграции вуза в международное образовательное пространство, качеством предлагаемого образования, наличием научных разработок высокого уровня, уровнем развития инфраструктуры и т. д. Основными направлениями формирования положительного имиджа университета в международной образовательной среде являются:

- установление долговременных взаимовыгодных прямых контактов с зарубежными учебными заведениями, а также международными организациями, фондами, некоммерческими организациями;

- развитие системы академической мобильности профессорско-преподавательского состава, студентов и управленческих кадров вуза;

- активизация работы по оформлению заявок на международные проекты и гранты;

- расширение и интенсификация международной научно-исследовательской и инновационной деятельности университета;

- поддержание сотрудничества с вузами других стран, связанного с созданием международных совместных научно-образовательных структур на базе университета;

- развитие в университете совместных учебных программ, предполагающих выдачу двойного диплома как важнейшего средства повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг;

- развитие системы последипломного образования для иностранных учащихся, разработка краткосрочных программ, летних

школ; предоставление возможности прохождения преддипломной практики;

- улучшение качества жизни и безопасности иностранных учащихся;

- разработка и внесение предложений по открытию в вузах-партнерах организационных структур, популяризирующих знания о вузе, культуре и истории народов страны и способствующих тем самым повышению положительного имиджа университета за рубежом.

В современных условиях развития высшего образования, когда университет рассматривается в качестве активного участника рыночных отношений, имиджу университета придается особое значение. Положительный имидж является залогом успешных отношений с потребителями предлагаемых образовательных услуг (студентами), государственными структурами, промышленностью и т. п. Университетам, ориентированным на международное измерение и принимающим требования интернационализации образования, следует уделять внимание международному имиджу, т. е. тому, как учебное заведение воспринимается более широкой общественностью - представителями других стран: студентами и аспирантами, зарубежными исследователями и университетами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное высшее образование претерпевает изменения, вызванные процессами глобализации и интернационализации, смежными с ними идеями академического капитализма и предпринимательского университета, когда университет рассматривается в качестве активного участника рыночных отношений и организации, основанной на пост-академических ценностях. Рассмотрение университета как активного участника рыночных отношений придает имиджу университета дополнительное значение. Важной составляющей имиджа университета является его международный имидж, от которого зависит привлечение студентов и аспирантов (в т. ч. иностранных), а также отечественных и зарубежных ученых с мировым именем.

1. Налетова И.В., Окатов В.Н. Современные социокультурные модели университетов // Социально-гуманитарные проблемы современности: межвузовский сборник научных трудов. Тамбов, 2009. Вып. 2. С. 191-203.

2. Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities // Journal of Studies in International Education. 2007. V. 3/4. № 11. Р. 291.

3. Скотт П. Глобализация и университет // Alma Mater. 2000. № 4. С. 3.

4. Fernandez G.A. The Neo-Liberal University in the Era of Globalization // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования: материалы научно-практической конференции (заоч.). Тамбов, 2009. С. 20-24.

5. Kehm B.M., Teichler U. Research on Internationalization in Higher Education // Journal of Studies in International Education. 2007. V. 11. № 3/4. Р. 262.

6. Saunders D. The Impact of Neoliberalism on College Students // Journal of College & Character. 2007. V. 8. № 5. July. Р. 1-9.

7. Rhoades G., Slaughter S. Academic Capitalism in the New Economy: Challenges and choices // Academic American. 2004. V. 1. № 1. Р. 37-59.

8. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет? // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 55.

9. Jong de H., Teekens H. The Case Study of the University of Twente: Internationalization as Education Policy // Journal of Studies in International Education. 2003. V. 7. № 1. Р. 46.

10. Шарков И.Ф. Современные маркетинговые коммуникации: Словарь-справочник. М., 2006.

11. Трайнев В.А., Дмитриев С.А., Пинчук И.И. Менеджмент и маркетинг в образовании, науке и производстве и его информационное обеспечение / под общ. ред. проф. В. А. Трай-нева. М., 2008.

Поступила в редакцию 1.02.2010 г.

Prokhorov A.V. Axiological peculiarities of university image formation in the context of globalization and internationalization.

The article considers changes in the sphere of higher education stipulated by the processes of globalization and internationalization. Separate attention is paid to axiologi-cal aspects of a modern university image formation in the globalizing society.

Key words: university; globalization; internationalization; entrepreneurial university; image.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.