Управление образованием
Рябинина А.М.
Интернационализация системы высшего образования в эпоху научно-технологической революции
Рябинина Анна Михайловна — аспирант, факультет государственного управления,
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.
E-mail: [email protected]; annamix81 @mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 6390-9110
Аннотация
В статье рассматриваются проекты интернационализации системы высшего образования в России как ответ на технологический вызов современности, а также роль основных акторов в этих проектах. Показано, что академическая мобильность становится управленческой технологией, способной обеспечить соответствующее современным требованиям качество высшего образования и научных исследований, профессионализм педагогических кадров, конкурентность национального образования на мировом рынке. В статье обсуждаются возможности модернизации классического университета, базового компонента системы высшего образования в России, на основе его интеграции в мировое образовательное пространство без утраты собственной идентичности, своих национальных особенностей, но с повышением качества интеллектуального капитала — главного продукта образовательного процесса и основного нематериального актива, обеспечивающего развитие страны. Анализируется стратегия модернизации высшего образования, которая понимается как система факторов и управленческих технологий, центром которой является судьба классического университета. На основе анализа проектов академической мобильности Китая и России предложены рекомендации модернизации отечественного классического университетского образования на примере Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Ключевые слова
Академическая мобильность, конкурентоспособность российских университетов, классический университет, Китай, Россия, интернационализация высшего образования, управление классическим университетом.
DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10090 Введение
В условиях современного, динамично меняющегося общества образование справедливо рассматривается в качестве его фундамента и важнейшего института социализации. Развитая национальная система образования становится бесспорным конкурентным преимуществом на рынке интеллектуального капитала, ресурсом, обеспечивающим реализацию намечаемых реформ во всех сферах общественной жизни. Именно поэтому система образования всегда находится в фокусе внимания органов государственной власти и институтов гражданского общества, а планы ее модернизации инициируют жаркие дискуссии по поводу модели современного образования и необходимости ее модернизации. Особенно активно обсуждаются взаимосвязанные проекты преобразования как средней, так и высшей школы [Кудина и др. 2019, 3-21]. Повышенный интерес вызывают проекты трансформации высшей школы, способной
ответить на вызов современности. Современность понимается как эпоха смены технологической и образовательной парадигмы, инициируемой четвертой технологической революцией, перспективы которой сложно спрогнозировать [Черникова, Черникова 2018, 90-96]. В этих условиях особое значение приобретает судьба классического университета, его роль и значение в новых исторических условиях.
Значимой исторической функцией университета во все времена было и остается его влияние на формирование новой социокультурной реальности, в которой создаются и трансформируются многие важнейшие социальные институты [Виссема 2016]. В университетской среде зарождаются условия для формирования нового образа жизни. Научные исследования, непосредственно связанные с педагогическим процессом, создание и применение новых информационных технологий, особая атмосфера университетского общения, интернационализация образования и методологии преподавания становятся факторами производства интеллектуального капитала, важнейшего компонента ответа на глобальные исторические вызовы.
Высшее образование, научные исследования и инновации играют решающую роль в поддержании социальной сплоченности, обеспечении экономического роста и глобальной конкурентоспособности. Растущий спрос на навыки и компетенции будущих работников, на результативность научных исследований, на проекты преобразования экосистемы университетов ставит перед системой высшего образования новые цели в разработке стратегий его модернизации на уровне государства и университетов, и механизмов ее реализации1.
Интернационализация как инновационная технология управления высшим образованием
Современная система высшего образования представлена высшими учебными заведениями, эффективное функционирование которых обусловлено сложными взаимосвязями с отдельными лицами и сообществами всего мира. Системообразующим принципом современной технологии управления вузами становится интернационализация образования, охватывающая практически все аспекты образовательной деятельности2. Интернационализация образования включает:
1 Стандарты и руководства для обеспечения качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования (ESG). 2015 // ENQA [Электронный ресурс]. URL: https://enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian by%20IQAA.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
2 Improving Your Crisis Management: How to Future-Proof Your Student Mobility in Times of Crisis // QS [Электронный ресурс]. URL: https://www.qs.com/portfolio-items/improving-your-crisis-management-future-proof-student-mobility-time-of-crisis/ (дата обращения: 21.03.2020).
- входящую и исходящую академическую мобильность студентов, аспирантов, преподавателей, ученых, административного персонала;
- разработку и применение совместных образовательных программ двойных дипломов;
- реализацию исследовательских проектов совместно с иностранными партнерами;
- осуществление совместной образовательной деятельности в сетевых университетах, проведение международных форумов;
- активное участие в экспорте образовательных услуг, реализуемых отдельными странами и их высшими учебными заведениями;
- международное взаимодействие на уровне национальных и региональных систем образования, образовательных организаций или отдельных личностей [Филиппов 2015, 203-211].
Основным мотивом интернационализации является не дефицит собственных талантливых студентов, преподавателей и научных сотрудников, а потребность/необходимость включения их в международные сети обмена передовыми знаниями [Салми, Фрумин 2013].
Современные технологии управления вузами представляют инновационный процесс, включающий научно разработанные цели и практические способы решения поставленных задач. Интернационализация как инновационная технология управления в сфере образования применяется на национальном, региональном, отраслевом и институциональном уровнях. Посредством применения этой технологии цели, функции и механизм предоставления образовательных услуг приобретают международный характер. В настоящее время интернационализация образования включается в политику государства, ориентированную на решение национальных, политических, социальных и экономических проблем3.
В России традиционно значительная роль в образовательном процессе принадлежит классическому университету. От эффективности технологии управления классическим университетом, его включенности в международную деятельность, от проработанности и успешности реализации целей и задач международного сотрудничества зависит будущее университета и обучающихся в нем людей. Именно
3 Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.m/acts/bank/41449/page/1 (дата обращения: 15.04.2020).
современный классический университет должен (и способен) поставлять на современный рынок труда востребованных им граждан страны, развивать их профессиональные компетенции, воспитывать готовность к осознанному и ответственному выбору, способность думать и принимать решения. «Делать выбор, брать на себя ответственность — это целое искусство», — считает министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков4. Однако обучать этому искусству предстоит в существенно изменившихся условиях, в условиях смены мировоззренческой парадигмы, инициированной четвертой технологической революцией, которая становится обоснованием и основанием стратегии модернизации системы образования в целом и классического университета в особенности.
В нестабильных условиях современности, в ситуации непредсказуемости меняется общественный запрос к образованию. Социокультурные потребности современной эпохи определяют характер становления инновационной образовательной парадигмы, ее содержание и структуру [Кудина и др. 2017, 134-143]. Вызовы и угрозы современной научно-технологической революции задают новые направления развития образования, требуют расширения новых образовательных моделей/проектов, развития инструментов и форм интернационализации высшего образования в очном и дистанционном формате, которые смогут ответить на новые запросы общества. На эти запросы должен ответить классический университет, роль которого не ограничивается образовательной и научно-исследовательскими функциями. Огромное значение приобретает его социокультурная миссия, формирующая специфическую научно -образовательную, интеллектуальную среду5. Во многих странах современные университеты считаются центрами развития постиндустриального общества в силу особых характеристик, отличающих их от любых других высших учебных заведений. Высокий уровень подготовки специалистов в университете обусловлен получением студентами базовых знаний в области фундаментальных наук, в оптимальном сочетании преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин [Bedenlie еt а1. 2018, 108135]. В университетском пространстве развивается способность к научным исследованиям, воспитывается потребность в служении истине в ее наиболее развитой форме — научно-теоретической. В классическом университете создается особая
4 Major/Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ? // Новости ТюмГУ [Электронный ресурс]. URL: https://www.utmn.ru/presse/novosti/obrazovanie/557951/ (дата обращения: 21.03.2020).
5 Опубликован московский международный рейтинг вузов «три миссии университета» за 2019 год // MoslUR [Электронный ресурс]. URL: https://mosiur.org/news/#47 (дата обращения: 09.05.2020).
интеллектуальная среда, в которой формируются не только высокопрофессиональные, но и нравственные качества личности, ее мотивация на творчество. Университетское образование становится важнейшим ресурсом решения современных технологических проблем посредством применения трансдисциплинарной методологии на стыке наук на основе глубоких фундаментальных исследований. Результаты подобных исследований применяются во многих секторах экономики, производства, обеспечении техногенной и экологической безопасности. Но главным результатом университетского образования являются специалисты, способные создавать подобные продукты. Ценность современного классического университета заключается не только в развитии фундаментальной науки и наличии высокопрофессиональной педагогической деятельности, но и в привлечении ведущих ученых и талантливых студентов из различных стран посредством инструментов академической мобильности. Эти инструменты необходимы для реализации межинституционального образовательного проекта с участием представителей государства, национальных учреждений высшего образования, бизнеса, институтов гражданского общества, совместными усилиями которых разрабатывается стратегия высшего образования на государственном уровне.
Проекты модернизации в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете и других ведущих вузах страны отражают состояние системы высшего образования в целом в России. Поэтому мониторинг лучшей практики организации работы отечественных и зарубежных вузов в области международной деятельности в соответствии с существующими критериями, сравнительный анализ полученных результатов станут необходимыми ориентирами направления деятельности руководства вузов в мировом образовательном пространстве. Квалифицированный анализ ситуации на мировом образовательном рынке становится условием создания эффективных управленческих проектов стратегии реформ и корректировки действующих образовательных программ международного сотрудничества.
Проектное управление реформами в сфере образования как ответ на вызов глобализма
В системе современного российского образования реализуется ряд проектов его преобразования: Федеральный проект «Экспорт образования»6, проект «5-100» (направленный на повышение конкурентоспособности университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров), национальный проект «Образование», национальный проект «Наука»7. Основой этих проектов являются интернационализация и экспорт образовательных услуг на основе академической мобильности, которая рассматривается как способ повышения конкурентоспособности российских университетов в международном образовательном пространстве, как выход на многовекторное сотрудничество, архитектура которого формируется каналами международных коммуникаций, механизмами межличностного и межкультурного взаимодействия, овладением новыми
общекультурными компетенциями.
В этих программах основной акцент сделан на международное сотрудничество в сфере образования. Анализируя содержание реализуемых проектов Правительства Российской Федерации, можно выделить основные компоненты международной деятельности в сфере высшего образования:
1) программа проекта «Экспорт образования» направлена на увеличение количества иностранных студентов. Для подготовки квалифицированных работников и молодых исследователей талантливые студенты приглашаются на обучение по основным образовательным программам магистратуры, аспирантуры и дополнительного образования в российские вузы. Целью проекта является получение дохода от экспорта образовательных услуг и от внебюджетных поступлений в вузы страны, в экономику страны в целом. Кроме того, реализация проекта должна стать «мягкой силой»8, посредством которой укрепляются международные позиции России;
6 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 мая 2017 г. № 6 // Правительство РФ [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfVAnLv0vFKJ59ZeqTC7Ycla5HV.pdf (дата обращения: 29.02.2020).
7 Национальный проект «Наука» // Правительство РФ [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/UraNEEbOnbiocoMLPOnnJZx4OT20Siei.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
8 О приоритетном проекте «Экспорт образования» // Правительство РФ [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/27864/ (дата обращения: 07.05.2020).
2) цель проекта «5-100» заключается в максимизации конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ через интернационализацию всех областей деятельности для привлечения лучших ученых, преподавателей, управленцев, роста экспорта образовательных услуг, развития взаимосвязей между университетами, промышленностью и бизнесом. Проект управляется Советом из иностранных и российских представителей научно-академического сообщества, государственных деятелей, ответственных за реформы в образовании, а также признанных мировых экспертов и исследователей проблем высшего образования9, что способствует продвижению в мировых рейтингах российских университетов [Ключарев, Неверов 2018];
3) проект «Образование» нацелен на вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Основным направлением проектного управления является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Для этого планируется создать к 2024 г. высокотехнологичную безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Это позволит увеличить не менее чем в два раза количество иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, реализовать комплекс мер по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации. Это направление пересекается с задачами проектов «Экспорт образования» и «5-100». Значимым направлением проекта является создание необходимой современной инфраструктуры эффективного управления сферой образования10;
4) проект «Наука» ориентирован на достижение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира,
9 Основные задачи проекта повышения мировой конкурентоспособности ведущих российских университетов // 5-100 [Электронный ресурс]. URL: https://www.5top100.ru/about/more-about/ (дата обращения: 07.05.2020).
10 Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 07.05.2020).
осуществляющих научные исследования и разработки в приоритетных областях современного научно-технологического развития. Реализация этого направления сделает возможным привлечение на работу в Российской Федерации ведущих российских и зарубежных ученых и молодых перспективных исследователей, что также пересекается с целями вышеперечисленных программ проектов11.
В целом проекты направлены на увеличение в долгосрочной перспективе несырьевого экспорта Российской Федерации, развитие научного потенциала, на привлечение высококвалифицированных и мотивированных специалистов для компенсации выпадающей рабочей силы в связи со старением населения и нарастающим демографическим вызовом. Хотя проекты обладают своей спецификой, у них общие цели, поскольку они ориентированы в конечном счете на развитие экономики страны и предотвращение рисков от неосуществления заявленных проектов в связи с непреодолимой силой, например пандемией, потери от которой могут быть особенно существенными, учитывая мультипликативный экономический эффект от экспорта образования.
Следует отметить, что общий объем глобального рынка образовательных услуг (включая услуги начального, среднего и непрерывного образования) устойчиво растет со среднегодовыми темпами около 7-8% и, по оценкам экспертов, достигает 1,9 трлн долл. США, что превышает рынок экспорта услуг здравоохранения [Рязанцев и др. 2020, 314]. Эта ситуация заставляет в проектном управлении уделить особое внимание модернизации классического университетского образования, статус и роль которого в России традиционно оценивается очень высоко. В новых исторических условиях в проекте модернизации классического университета следует учитывать его способность создавать технологии ответа на вызов глобализма. Кроме того, проект модернизации классического университета может стать своеобразной лабораторией социальных преобразований национального масштаба.
11 Национальный проект «Наука» // Правительство РФ [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/UraNEEbOnbiocoMLPOnnJZx4OT20Siei.pdf (дата обращения: 07.05.2020).
304
Векторы/направления модернизации высшего образования
Модернизацию системы высшего образования необходимо осуществлять по следующим позициям:
- повышение конкурентоспособности российского высшего образования на международной арене;
- развитие механизмов, сохраняющих идентичность российского интеллектуального, культурного и мировоззренческого наследия в глобальной образовательной среде;
- интеграция и развитие научно-исследовательской, образовательной и профессиональной инфраструктуры;
- усиление потенциала управленческих команд образовательных организаций Российской Федерации и повышение их присутствия в международной деятельности;
- формирование новой цифровой образовательной среды;
- создание на государственном уровне единой стратегии развития университетского образования, объединяющей локальные проекты.
На основе анализа векторов развития системы образования можно предположить, что ключевым элементом проекта управления отечественным образованием в целом и современным классическим университетом в особенности является совершенствование и поиск новых моделей интернационализации образования на основе академической мобильности.
Императивом процесса интернационализации классического университета является установление баланса между централизацией и децентрализацией управления классическим университетом, сочетание общих стратегических целей Правительства, регионов и вузов в рамках федеральных проектов в области высшего образования; решение конкретных задач общей стратегии, оперативное выявление потенциальных рисков и неблагоприятных тенденцией в данной сфере для России.
Можно выделить следующие инструменты академической мобильности в моделях современного высшего образования:
- применение совместных образовательных программ;
- реализация программы сетевой и двойной магистратуры и аспирантуры;
- значительное увеличение участия студентов в программах эквивалентного международного академического обмена (ЭМАО);
- развитие партнерской сети с целью реализации обмена преподавателями, студентами, научными сотрудниками, аспирантами и административным персоналом университетов;
- расширение программы курсов и модулей, реализуемых на иностранных языках;
- увеличение академической мобильности в рамках совместных научных проектов в деятельности международных учебно-научных центров в формате летних и зимних научных школ;
- расширение масштаба деятельности центров, продвигающих русский язык за рубежом;
- осуществление регулярной работы форумов ректоров вузов;
- цифровизация процессов академической мобильности в университетах с целью упрощения бюрократических процедур;
- обеспечение непрерывности образовании в форс-мажорных ситуациях, в обстоятельствах непреодолимой силы, например эпидемии12;
- переход к трансграничному образованию13.
С помощью инструментов академической мобильности формируются новые компетенции студентов, навыки, необходимые в новом глобальном пространстве. У них развиваются способность адаптации к новым условиям жизни в иной культуре, умение устанавливать межличностное взаимодействие, действовать в межкультурных коммуникациях, в иноязычной среде. Виртуальная академическая мобильность становится не дополнительной формой обучения в мировом образовательном пространстве, а необходимым инструментом академической мобильности, который
12 Указ Мэра Москвы от 14 марта 2020 г. № 20-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» // Сайт Мэра Москвы [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/upload/documents/docs/20-YM.pdf (дата обращения: 14.03.2020).
13 Источник: выступление Скоробогатовой В.И. «Современные тенденции признания иностранного образования и квалификации» на Форуме сотрудников международных подразделений образовательных организаций высшего образования «От приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" к федеральному проекту "Экспорт образования"».
применяется на всех уровнях образования14, становится ответом на вызов цифровой революции, на новые требования к выпускникам и их образовательным траекториям.
Интерес к академической мобильности проявляет значимость высшего образования как эффективного средства выражения языкового и культурного разнообразия страны и фактора ее экономического и социального единства15.
Таким образом расширяется сфера межнационального и межуниверситетского сотрудничества в образовании, повышается качество предоставляемых образовательных услуг, изменяются формы предоставления образовательных услуг, повышается профессиональная мобильность преподавателей, студентов, административного персонала, управленческих команд университета, создаются условия для реализации парадигмы Болонского процесса — обучение через всю жизнь16, повышается конкурентоспособность национальных систем образования.
Тем самым актуализируется проблематика исследований в области модернизации системы образования, сущностным ядром которой становится интернационализация, а основным механизмом — академическая мобильность, открывающая доступ к многообразию образовательных программ в России и за рубежом. В настоящее время исследование академической мобильности осуществляется в рамках междисциплинарной методологии. Академическая мобильность исследуется методами социологии, педагогики, психологии, антропологии, акмеологии, экономики, политологии и др., что объясняется многофункциональностью института образования в обществе и значимостью его роли. Для индивидов академическая мобильность в современном обществе является социальным лифтом, для государства — средством повышения конкурентоспособности страны в международном пространстве, для бизнеса — способом создания высокодоходного интеллектуального капитала.
Международная академическая мобильность прежде всего рассматривается как участие обучающихся и преподавателей в учебной или научной деятельности в зарубежных организациях и во внеурочных программах в этих организациях. Выделяют исходящую академическую мобильность (направление обучающихся/преподавателей
14 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ред. от 29.12.2017) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 07.03.2020).
15 Improving Higher Education Policies in Russia: Increasing Internationalization in Higher Education — Analytical Note // The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://documents.worldbank.org/en/pubncation/documents-
reports/documentdetail/770821559639445710/improving-Mgher-education-poHcies-in-russia-increasing-internationalization-in-higher-education-analytical-note (дата обращения: 01.05.2020).
16 Там же.
для реализации учебной или научной деятельности в зарубежные организации) и входящую академическую мобильность (прием в российские организации иностранных обучающихся/преподавателей для реализации учебной или научной деятельности из зарубежных организаций). Как показывают результаты исследований, студенты и аспиранты, участвующие в акциях академической мобильности, имеют больше шансов на трудоустройство с силу того, что они обладают большим набором компетенций, востребованных на современном рынке труда17.
Феномен академической мобильности активируется интернационализацией образования и экспортом образовательных услуг, внешнеполитическими связями, международным сотрудничеством, миграцией и туризмом, сюжетами политического влияния, кросс-культурными контактами, трансграничной циркуляцией знаний, формированием позитивного образа образовательных дестинаций18.
Опыт модернизации университетского образования
Актуальность изучения результатов новых практик межвузовского обмена возросла с переходом российского образования на Болонскую систему и ростом контактов России со странами Азии в области международного сотрудничества. В этом контексте особое значение приобретает опыт управления системой образования в Китае. Современный Китай является страной, обладающей наиболее масштабной системой высшего образования в мире, реализующей амбициозные цели государственной стратегии превращения китайских элитных университетов в глобальные центры притяжения ведущих ученых из разных стран мира. В них создаются соответствующие условия для работы, исследований и проживания иностранных и китайских специалистов, получивших образование за рубежом.
России, учитывая исторический опыт ее становления в качестве евроазиатского государства, нельзя допустить отставание азиатского вектора внешней политики от европейского. Обеспечение баланса направлений внешней политики нашей страны
17 Источник: выступление Заботкиной В.И. «Основные модели транснациональной академической мобильности как инструмент реализации федерального проекта "Экспорт образования"» на Форуме сотрудников международных подразделений образовательных организаций высшего образования «От приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования" к федеральному проекту "Экспорт образования"».
18 Образовательная дестинация (по аналогии с туристской дестинацией) — географическое место (страна, регион, территориальный комплекс), привлекающее иностранных студентов благодаря наличию благоприятных условий (ценные образовательные продукты, удобная инфраструктура, комфортная правовая и информационная среда, эффективный менеджмент и логистика и пр.) для удовлетворения их основных потребностей в получении высшего образования; Global Migration Indicator — 2018 // IOM [Электронный ресурс]. URL: https://publications.iom.int/system/files/pdf/global migration indicators 2018.pdf (дата обращения: 07.02.2020).
создает реальную возможность модернизации российского высшего образования на основе опыта модернизации систем образования и университетов других стран [Гурулева 2015, 147-158]. С развитием глобализации стремительно растет обмен между странами в области науки и образования как в очном, так и в дистанционном формате. Особая актуальность анализа образования в Китае обусловлена фактором международного сотрудничества между странами [Сухомяткина 2020, 274-278] и его нарастающим влиянием в мировом образовательном пространстве [Кузнецова, Машкина 2019, 76-90]. Китай стремится оказывать все большее влияние на определение международных образовательных стандартов, активно участвовать в международном регулировании образования, включая различные форматы академической мобильности.
«Глобальная конкуренция в настоящее время впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение, что предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями развития»19. Становится очевидным, что «все сводится к людям и ценностям. Мы должны сформировать будущее, которое будет работать для всех нас, ставя людей на первое место и расширяя их возможности» [Шваб 2016, 52].
В области высшего образования страны Европы, Россия и Китай столкнулись со сходными трудностями. С каждым новым технологическим прорывом возникают проблемы, которые не решаются прежними способами. Возникающие методологические кризисы инициируют переоценку прошлого знания, что заставляет государство скорректировать задачи управления системой высшего образования и сценарии его будущего. Модернизация классического университета осознается как насущная задача, а поиск ее решения определяется стратегией развития страны в целом и системы образования в особенности. Модернизация национального высшего образования понимается как ответ на глобальный научно-технологический вызов, анализ которого позволяет разработать адекватный проект преобразований, повысив конкурентоспособность классического университета без утраты его национальной идентичности. В системе высшего образования можно выделить следующие основные вызовы, связанные с научно-технологической революцией (Рисунок 1):
19 Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 18.01.2020).
- возрастание роли международных стандартов;
- выделение ограниченной группы стран, доминирующих в исследованиях и разработках, и формирование научно-технологической периферии, утрачивающей научную идентичность и являющейся кадровым «донором»;
- цифровая грамотность, новые требования к выпускникам и их образовательным траекториям;
- сокращение времени между получением новых знаний, созданием технологий, продуктов и услуг и их выходом на рынок;
- повышение требований к непрерывному обновлению профессиональных знаний и приобретению новых профессиональных навыков, в том числе компетенций в области цифровой экономики;
- резкое увеличение объема научно-технологической информации, возникновение принципиально новых способов работы с ней и изменение форм организации, аппаратных и программных инструментов проведения исследований и разработок;
- размывание дисциплинарных и отраслевых границ в исследованиях и разработках;
- растущая международная конкуренция в научно -технологической сфере и в высшем образовании;
- глубокие структурные изменения в сфере занятости, усиливающаяся международная конкуренция за талантливых высококвалифицированных работников, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, необходимость формирования способности быстро осваивать необходимый для конкретного вида деятельности набор компетенций;
- демографические вызовы, вызовы в сфере здравоохранения, наук о жизни и сельского хозяйства;
- угрозы национальной безопасности в связи с утратой национальной и культурной идентичности российских граждан, обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью;
- необходимость повышения комфортной и эффективной образовательной экосистемы и развитие социальной сферы университета.
Новые Т| Вмпус
Угроза национальной безопасности, утечка интеллектуальной собственности
Сокращение времени между получением новых знаний и созданием технологий
Увеличение объёма нау ч н о-техн ол ог и ч ее кой информации
в исследованиях
Рисунок 1. Вызовы научно-технологической революции для классического
университета20
В этом контексте актуализируется исследование опыта модернизации высшего образования в Китае. Специфика современной системы образования Китая сформировалась в объединении ценности научного знания Запада, из которого были исключены позитивизм и прагматизм западного мировоззрения, и традиционных ценностей конфуцианства. В основе китайской образовательной системы сохраняется идея социального служения личности, подчинения интересов индивида интересам общества. Современный Китай соединяет в системе высшего образования национальные традиции и мировые достижения [Гурулева 2015; Яньхуэй 2019; Xueqiu 2018]. Становление китайской высшей школы в качестве международного образовательного лидера превращается в весомый фактор геополитического влияния китайского образования, культуры и жизненных ценностей в первую очередь на сопредельные страны.
20 Составлено автором.
Китай превращается в важного импортера иностранных студентов21. По данным Министерства образования Китая22, без учета специальных административных единиц (Гонконг, Макао, Тайвань) в 2018 г. в 1004 вузах, исследовательских институтах и других учебных организациях страны обучалось 492 185 иностранных студентов (Рисунок 2).
Рисунок 2. Региональное распределение иностранцев, обучающихся в КНР23
По данным Министерства образования Китая24, в 2018 г. на всех видах программ обучалось 19 239 студентов из России. По этому показателю РФ занимает 6-е место среди экспортеров студентов в КНР.
В 13-м пятилетнем плане КНР (2016-2020) были намечены дальнейшие направления развития национальной системы высшего образования в рамках стратегии построения экономики знаний25. Основными целями стратегии строительства университетов и дисциплин мирового класса выделены такие как: продвижение университетов и учебных дисциплин, обладающих соответствующим потенциалом, в
21 Altbach P.G. The coming 'China crisis' in global higher education. 05.03.2020 // University World News [Электронный ресурс]. URL: https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20190403104242366 (дата обращения: 27.03.2020).
22 Statistical report on international students in China for 2018 // Ministry of Education. The People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://en.moe.gov.cn/documents/reports/201904/t20190418 378692.html (дата обращения: 15.04.2020).
25 The 13th Five-year Plan for Economic and Social Development of the People's Republic of China 2016-2020. Р. 161-166 // Ministry of Education. The People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: https://en.ndrc.gov.cn/policyrelease 8233/201612/P020191101482242850325.pdf (дата обращения: 19.04.2020).
■ Азия ■ Африка ■ Европа ■ Америка ■ Океания
23 Там же.
24 Там же.
число высоко котирующихся на мировом уровне; ускорение развития системы управления высшим образованием и модернизация возможностей управления; повышение уровня инноваций в подготовке кадров, научных исследований, социальных услуг и культуры в структурах высшего образования; трансформация институтов высшей школы в важный источник исследовательских и технологических инноваций, передовых идей и культуры, основы по воспитанию талантливых граждан во всех сферах26.
В июне 2019 г. по итогам российско-китайских переговоров В.В. Путина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, прибывшим в Россию с государственным визитом, было заявлено, что Китай и Россия вступили в новую эру всеобъемлющего стратегического партнерства27. В настоящее время укрепляется сотрудничество между двумя странами в политике, экономике, культуре и науке. В сфере высшего образования следует отметить рост взаимного доверия, что является ценным ресурсом на всех уровнях отношений двух стран. Совместная международная деятельность становится устойчивой моделью конкурентного партнерства [Рязанцев 2020; Ефремова 2017] в нестабильной динамичной среде современности. Однако российско-китайское сотрудничество по разным направлениям, включая развитие взаимной академической мобильности, отличается не только сложностью, но и определенной двойственностью. За скобками единодушных оценок значимости стратегического партнерства России и Китая28, заверений в укреплении дружбы и добрососедства остаются проблемы, связанные с несовпадающими (а порой и противоречащими интересам другой стороны) представлениями о целях и методах реализации принятых решений. Поэтому эксперты часто говорят, что связи России и Китая характеризуются «горячими» отношениями между правительствами, но «холодными» между народами29.
26 Notification of the state Council of the PRC on the General project of coordinating the construction of universities and first-class disciplines // Государственный совет Китая [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-11/05/content 10269.htm (дата обращения: 19.04.2020).
27 Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров // Президент России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60672 (дата обращения: 26.05.2020).
28 Магдалинская Ю. Фундамент сотрудничества: За последние десять лет в сфере гуманитарного взаимодействия России и Китая произошел серьезный качественный скачок // Российская газета — Спецвыпуск [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/11/01/v-gumanitarnom-vzaimodejstvii-rf-i-knr-proizoshel-kachestvennyi-skachok.html (дата обращения: 01.04.2020).
29 Чжао Хуашэн. Россия — Китай: почему «горячо» в политике и «холодно» в экономике? // Валдай [Электронный ресурс]. URL: http://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-kitay-goryacho-kholodno/ (дата обращения: 01.04.2020).
В преодолении вызовов современности стратегический государственный менеджмент Китая в образовательной политике ориентируется на долгосрочные цели — доминирование на международном рынке образования, не ограничиваясь краткосрочными тактическими решениями ситуативных задач. Важнейшим способом реализации этой стратегии является проект «Университеты и дисциплины мирового класса» — «Шуан и лю»30. В этом проекте заложена амбициозная цель стать ведущим игроком мирового образовательного пространства, к 2050 г. превратить китайское высшее образование в мирового лидера31.
Проект «Университеты и дисциплины мирового класса» предполагает не копирование моделей и практик ведущих международных университетов и первоклассных дисциплин, а является частью государственной стратегии по продвижению китайского высшего образования на международный рынок. Китайские вузы, с одной стороны, развиваются параллельно с передовыми иностранными университетами, а с другой стороны, поддерживают и усиливают национальные образовательные достижения, выполняя указания председателя КНР Си Цзиньпина, который подчеркивал, что национальные университеты должны сохранять китайские корни: «Мы должны сделать Пекинский университет не вторым Гарвардом или Кембриджем, а первым Пекинским университетом»32. Новые образовательные программы в рамках этого проекта предполагают высокое качество образования, характерное для ведущих зарубежных университетов, и их направленность исключительно на Китай, что и должно стать отличительной характеристикой китайского высшего образования, его международным конкурентным преимуществом. Интернационализация высшего образования в Китае и его интеграция в международное образовательное пространство осуществляется через академическую мобильность и экспорт образовательных программ.
30 Notice of the State Council on issuing the overall plan for coordinately advancing the construction of world first-class universities and first-class disciplines // The State Council of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-11/05/content 10269.htm (дата обращения: 01.05.2020).
31 Уведомление Государственного совета КНР об общем проекте координации строительства университетов и дисциплин первого класса // Государственный совет Китая [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-11/05/content 10269.htm (дата обращения: 01.04.2020).
32 President Xi Jinping's speech at the Teacher and Student Symposium of Peking University // The State Council of the People's Republic of China [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2014-05/05/content 2671258.htm (дата обращения: 03.04.2020).
Китай отправляет больше студентов за границу для получения высшего образования, чем любая другая страна в мире. По данным ЮНЕСКО, в настоящее время более 928 000 китайских студентов обучаются за рубежом33.. При этом за последние 10 лет количество иностранных студентов в Китае увеличилось на 250% — с 196 000 в 2007 г. до 489 200 в 2017 г. Китай стал вторым по популярности образовательной дестинацией для иностранных студентов в мире. На Рисунке 3 показаны темпы роста исходящей и входящей академической мобильности в Китае за 10 лет.
160
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Иностранные студенты в Китае ~™ Китайцы, обучающиеся за рубежом
Рисунок 3. Показатели исходящей и входящей академической мобильности в
Китае, 2004-2017 гг. (на 10 000)34
В проекте интернационализации вузовского образования России следует учитывать опыт Китая и рекомендации по интеграции высших учебных заведений в международное образовательное пространство экспертов Всемирного банка. По их оценкам, эффективность программ и проектов интернационализации национального вузовского образования зависит от управленческих технологий, реализующих стратегию государства и объединяющих усилия трех акторов: федерального правительства, регионального правительства и национальных учреждений высшего образования35. Единое стратегическое мышление и координация деятельности этих уровней дает мультипликационный эффект в модернизации системы высшего образования, что
33 Recruiting Chinese Students: A Guide for International Student Recruitment // QS [Электронный ресурс]. URL: http://info.qs.com/rs/335-VlN-535/images/Recruiting-Chinese-Students.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
34 Источник: Global Talent Blue Book / ed. by Wang Huiyao, Miao Lu. 6th edition. Beijing: China Social Sciences Press, 2017.
35 Improving Higher Education Policies in Russia: Increasing Internationalization in Higher Education — Analytical Note // The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://documents.worldbank.org/en/publication/documents-
reports/documentdetail/770821559639445710/improving-higher-education-policies-in-russia-increasing-internationalization-in-higher-education-analytical-note (дата обращения: 01.05.2020).
315
становится гарантом конкурентоспособности национального высшего образования в мировом образовательном пространстве.
Глобализация создает для России уникальные возможности привлечения иностранных студентов в отечественные вузы. Интеллектуальная база, передовые научные исследования, опыт и традиции преподавания национальной высшей школы, соотношение качества и цены образовательных услуг могут в значительной мере повлиять на выбор российского вуза иностранными студентами. Свой образовательный потенциал Россия реализует в рамках Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне, созданного совместно Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова и Пекинским политехническим институтом [Наумов, Волк 2018, 558— 563]. Его главной задачей является подготовка в Китае на базе лучших российских образовательных программ молодых специалистов, необходимых для реализации экономических проектов двух стран. В совместном университете обучение будет проходить на трех языках: русском, китайском и английском и (что очень важно) по образовательным стандартам МГУ и профессорско-преподавательским составом Московского университета.
Другим успешным примером практической реализации продвижения российских образовательных услуг является Университет Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Данный сетевой университет является образовательной сетью, в которую входят более 80 ведущих университетов государств-членов ШОС.
Заключение
В современном мире наука становится непосредственной производительной
силой общества, знание — интеллектуальным капиталом, цифровая грамотность, умение
работать с информацией предоставляет конкурентное преимущество на глобальном и
локальном рынках. Получить такое преимущество невозможно без выхода
национального высшего образования в мировое образовательное пространство.
Интернационализация высшего образования в условиях научно -технологической
революции становится эффективной инновационной управленческой технологией,
обеспечивающей национальным вузам достойное место в мировом образовательном
пространстве. Эффективность интернационализации во многом зависит от
согласованности образовательной политики государства с общегосударственной
стратегией развития страны, что убедительно демонстрирует китайский опыт. Успех
китайского проекта интернационализации высшего образования подтвержден
присутствием китайских университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
316
(мировой рейтинг университетов QS36 и академический рейтинг университетов ЛЯ1И37).
Действительно, международный опыт свидетельствует, что эффективное использование стратегий интернационализации является важным фактором преобразования вуза в университет мирового класса. Интересно отметить, что все восемь лауреатов Нобелевской премии китайского происхождения работали до 2013 года в Соединенных Штатах [Салми, Фрумин 2013], трое из них сейчас работают в Китае. Поэтому вопрос об удержании собственных талантов в своей стране невозможно решать без глубокой модернизации системы образования, без создания соответствующей интеллектуальной инфраструктуры. Для этого высшие учебные заведения должны мыслить нестандартно, сохранять гибкость в тактике управления вузом, корректировать стратегию развития38.
Подводя итог, отметим также, что в начале XXI в. образование является важнейшей частью стратегии «мягкой силы» любого государства, претендующей на определенный статус на мировой арене. Россия, безусловно, относится к таким государствам. Российской Федерации на современном этапе следует приложить все усилия для развития образования внутри страны, а также всеми возможными способами развивать его экспорт за рубеж.
Список литературы: Виссема Й.Г. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период. М.: «Олимп-Бизнес», 2016.
Гурулева Т.Л. Интеграция России в образовательное пространство АТР (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 4. С. 147-158. Ефремова Л.И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. № 4. С. 857—865. БОТ: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-857-865.
36 QS World University Ratings // QS Top Universities [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2020 (дата обращения: 03.05.2020).
37 Academic Ranking of World Universities 2019 // Academic Ranking of World Universities [Электронный ресурс]. URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU2019.html (дата обращения: 02.05.2020).
38 Recruiting Chinese Students: A Guide for International Student Recruitment // QS [Электронный ресурс]. URL: http://info.qs.com/rs/335-VIN-535/images/Recruiting-Chinese-Students.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
Ключарев Г.А., Неверов А.В. Проект «5-100»: Некоторые промежуточные итоги // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 100-116. DOI: 10.22363/2313 -2272-2018-18-1-100-116.
Кудина М.В., Логунова Л.Б., Петрунин Ю.Ю. Национальное образование в эпоху глобальной цифровой революции // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2019. № 4. С. 3-22.
Кудина М.В., Логунова Л.И., Петрунин Ю.Ю. Образование в эпоху информационного вызова // Высшее образование в России. 2017. № 10(216). С. 134-143. Кузнецова В.В., Машкина О.А. Проект «Шуан и Лю»: глобализация китайского высшего образования // Образовательная политика. 2019. № 4(80). С. 76-90.
Наумов А. О., Волк А.Е. Экспорт российского образования как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы. Материалы 15-й Международной конференции «Государственное управление в XXI веке». М.: МГУ, 2018. С. 558-563.
Рязанцев С.В., Шахрай С.М., Яник А.А., Попова С.М. Российско-китайская академическая мобильность как конкурентное партнёрство // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 1. С. 3-14. DOI: 10.31857/S0869587320010120. Салми Д., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 25-68.
Сухомяткина А.М. Политика Китая в области образования в 2017-2019 гг. // ADVANCED SCIENCE: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 274-278.
Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 203-211.
Черникова Д.В., Черникова И.В. Эволюция университета в ракурсе социальной эпистемологии // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 9096. DOI: 10.17223/15617793/436/10.
Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо. 2016.
Яньхуэй Ли Новая динамика высшего образования в Китае // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6(28) С. 151-160. DOI: 10.15293/2226-3365.1506.16.
Bedenlie S., Kondakci Y., Zawacki-Richter O. Two Decades of Research into the Internationalization of Higher Education: Major Themes in the Journal of Studies in International Education (1997-2016) // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22. Is. 2. P. 108-135. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315317710093. Liang Xueqiu Study on Sino-Russian Cross-Border Cooperation on Higher Education in the Context of the Belt and Road Initiative // Мир экономики и управления. 2018. Т. 18. No. 3. P. 140-150. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-3-140-150.
Дата поступления: 06.05.2020
Ryabinina A.M.
Internationalization of Higher Education in the Era of Scientific and
Technological Revolution
Anna М. Ryabinina — Postgraduate Student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]; annamix81 @mail.ru
Abstract
The article considers the projects of the higher education system internationalization in Russia as a response to the current technological challenge, as well as the role of the main actors in these projects. It is shown that academic mobility is becoming a managerial technology capable of ensuring the quality of higher education as well as scientific research meeting modern requirements including professional skills of teaching staff and the competitiveness of national education in the world market. The article discusses the possibilities of modernizing a classic university as the basic component of the higher education system in Russia and the ways of its integration into the world educational space without losing its own identity, its national characteristics, improving the quality of intellectual capital — the main product of the educational process and the main intangible asset that ensures the development of the country. The article analyzes the strategy of modernizing higher education, which is understood as a system of factors and managerial technologies, the center of which is the fate of a classical university. Based on the analysis of the academic mobility projects in China and Russia, recommendations are proposed for the modernization of domestic classic university education on the example of Lomonosov Moscow State University.
Keywords
Academic mobility, competitiveness of Russian universities, classic university, China, Russia, internationalization of higher education, management of a classic university.
DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10090
References:
Bedenlie S., Kondakci Y., Zawacki-Richter O. (2018) Two Decades of Research into the Internationalization of Higher Education: Major Themes in the Journal of Studies in International Education (1997-2016). Journal of Studies in International Education. Vol. 22. Is. 2. P. 108-135. DOI: https://doi.org/10.1177/1028315317710093.
Chernikova D.V., Chernikova I.V. (2018) The Evolution of the University in the Perspective of Social Epistemology. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 436. P. 90-96. DOI: 10.17223/15617793/436/10.
Efremova L.I. (2017) Russian-Sino Cooperation in Education. VestnikRossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnyye otnosheniya. Vol. 17. No. 4. P. 857-865. DOI: 10.22363/2313-0660-2017-17-4-857-865.
Filippov V.M. (2015) Internationalization of Higher Education: Major Trends, Challenges and Prospects. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnyye otnosheniya. Vol. 15. No. 3. P. 203-211.
Guruleva T.L. (2015) Integration of Russia in Asian Pacific Educational Space (The Case of Russian-Chinese Cooperation). Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnyye otnosheniya. Vol. 15. No. 4. P. 147-158.
Klyucharyov G.A., Neverov A.V. (2018) Project "5-100": Some Interim Results. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya. Vol. 18. No. 1. P. 100-116. DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-1-100-116.
Kudina M.V., Logunova L.B., Petrunin Y.Y. (2019) National Education in the Era of the Global Digital Revolution. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravleniye (gosudarstvo i obshchestvo). No. 4. P. 3-22.
Kudina M.V., Logunova L.I., Petrunin Y.Y. (2017) Education in the Era of Information Challenge. Vyssheye obrazovaniye vRossii. No. 10(216). P. 134-143.
Kuznetsova V.V., Mashkina O.A. (2019) Globalization of Chinese Higher Education: The Shuang-Y-Liu Project. Obrazovatel'nayapolitika. No. 4(80) P. 76-90. Liang Xueqiu (2018) Study on Sino-Russian Cross-Border Cooperation on Higher Education in the Context of the Belt and Road Initiative. Mir ekonomiki i upravleniya. Vol. 18. No. 3. P. 140-150. DOI: 10.25205/2542-0429-2018-18-3-140-150.
Naumov A.O., Wolf A.E. (2018) Eksport rossiyskogo obrazovaniya kak instrument «myagkoy sily» vo vneshney politike Rossii [Export of Russian education as an instrument of "soft power" in Russian foreign policy]. Gosudarstvennoye upravleniye Rossiyskoy Federatsii: vyzovy i perspektivy. Materialy 15-y Mezhdunarodnoy konferentsii «Gosudarstvennoye upravleniye v XXIveke». Moscow: MGU. P. 558-563.
Ryazantsev S.V., Shakhrai S.M., Yanik A.A., Popova S.M. (2020) Russian-Chinese Academic Mobility as a Competitive Partnership. VestnikRossiyskoy akademii nauk. Vol. 90. No. 1. P. 314. DOI: 10.31857/S0869587320010120.
Salmi D., Frumin I.D. (2013) Excellence Initiatives to Establish World-Class Universities: Evaluation of Recent Experiences. Voprosy obrazovaniya. No. 1. P. 25-68. Schwab K. (2016) Fourth Industrial Revolution. Moscow: Eksmo. 2016. Sukhomyatkina A.M. (2020) China's Educational Policy in 2017-2019. ADVANCED SCIENCE: sbornik statey XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Penza: Nauka i Prosveshcheniye. P. 274-278.
Wissema J.G. (2016) Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Moscow: "Olimp-Biznes".
Yanhui Li (2015) The New Dynamics of Higher Education in China. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravleniye (gosudarstvo i obshchestvo). No. 6(28). P. 151-160. DOI: 10.15293/2226-3365.1506.16.
Received: 06.05.2020