Научная статья на тему 'ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СЕКТОРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ'

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СЕКТОРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопянц Арега Михайловна, Бабитова Лариса Асланбиевна

Беспрецедентное потрясение, с которым столкнулась система образования из-за COVID-19, обратило вспять все мировые достижения в области науки и образования, а сферу высшего образования можно смело назвать одной из тех, на которую пандемия оказала наибольшее влияние в глобальном масштабе. Хотя в данном секторе возник ряд определенных трудностей, которые рассматриваются в нашей статье, образовательное сообщество продемонстрировало стойкость, подготовленность к переводу большинства процессов в онлайн и заложило основу для дальнейшего восстановления. В данной статье анализируются вопросы интернационализации высшей школы в условиях вынужденного перехода университетов на дистанционные образовательные технологии. Рассмотрены преимущества и недостатки онлайн-обучения, с которым столкнулось все международное академическое сообщество в эпоху пандемии. COVID-19 оказал крайне негативное влияние, прежде всего, на вопросы интернационализации университетов в области науки и образования: резко сокращено финансирование международных образовательных программ, практически приостановлены программы академической мобильности студентов и научно-педагогических кадров, отменены международные программы обменов студентов, поставлены на паузу проекты научно-исследовательского сотрудничества университетов. Все вышеперечисленные тенденции не самым лучшим образом отразились на развитии высшей школы, в частности, образовательных программ высшего образования. Пандемия внесла глобальные изменения в планы потенциальных иностранных студентов по получению высшего образования за рубежом. Многие вузы задумались о виртуальной мобильности в ситуации сокращения иностранных студентов. Университеты готовят преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде, разрабатывая усовершенствованные стратегии виртуальной мобильности и используя уже существующие платформы. Для привлечения абитуриентов университетами проводится большое число вебинаров и онлайн-ярмарок. Министерствам науки и образования, научно-исследовательским и социологическим мониторинговым центрам многих стран пришлось вносить поправки в образовательное законодательство об организации работы и оплаты труда профессорско-преподаватель¬ского состава, проведении вступительных экзаменов и государственной аттестации онлайн. К положительным моментам можно отнести интенсификацию работы университетов по формированию новых форм взаимодействия с партнерами, увеличение виртуальной мобильности и разработку кризисных планов с партнерскими организациями. Перед всеми странами стоит задача смягчить последствия пандемии, но по текущим данным можно сделать вывод о том, что тренд на цифровизацию обучения и академических обменов продолжится. Странам и университетам рекомендуется сделать ревизию и использовать накопившийся опыт в дальнейшей работе. Международным организациям необходимо будет консолидировать усилия по оказанию помощи и содействия в секторе высшего образования в наиболее нуждающихся государствах. При этом нельзя прекращать проведение стипендиальных и грантовых конкурсов на проведение научных исследований. На основе изучения данного феномена, можно предположить, что конкуренция на гранты сильно возрастет в условиях экономического кризиса. Анализ показал, что университеты сталкивались со схожими вызовами, но реагировали на них с разной скоростью. Предоставление абитуриентам и студентам актуальной информации о ситуации в высшем образовании, пожалуй, можно назвать самым чувствительным моментом. На основе проведенного исследования авторами выведено, что человечество, преследуя цель восстановления основных услуг в секторе высшего образования и науки и попытки возрождения его главного предназначения, имеет все основания рассчитывать на неограниченную мотивацию и нераскрытый потенциал. Правительства стран и международное академическое сообщество несут важную миссию оставаться верными принципам и проводить необходимые реформы для того, чтобы студенты получили возможность вновь верить в обещанное им светлое будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION SECTOR IN THE ERA OF A PANDEMIC

The unprecedented undermining, which faced the system of education as a result of COVID-19, pushed back against all the world achievements in the education and scientific sector whereas the higher education can be safely called one of the spheres, a pandemic has greatly influenced at a global scale. Despite the fact that numerous problems emerged in the given field, which are examined in the article, the academia has demonstrated consistency, readiness to distance learning and provided a basis for further renovations. The given article analyzes the main issues of high school internationalization in response to the induced transition of universities to distance educational technologies. The advantages and disadvantages of distance learning, which faced the international academic community across the globe, are discussed. COVID-19 has compromised internationalization of universities: international educational program financing is drastically slashed, academic mobility programs are reduced, international student and academic staff exchange programs are canceled, scientific research projects of universities are put on hold. All the mentioned trends have had a negative impact on higher education institutions, including in particular specialist's programs. The pandemic has made significant changes in the lay-out of foreign students aiming at obtaining a higher education abroad. Many universities set sights on virtual mobility with the redundancy of foreign students. Universities qualify their teaching staff to cooperate with foreign students in the digitalized environment, developing advanced strategies of virtual mobility and using current technological platforms. Higher educational institutions hold a large number of webinars and online-conventions. Departments of Education and Science, centers for scientific research, pollsters and monitoring centers of many countries had to amend the education legislation on activity management and labor remuneration of the teaching staff, online administering entrance exams and the Final Certifying Examination. The upside include significant work of universities on new mode of interaction with academic partners, virtual mobility increase and crisis planning formation with partnership organizations. All the countries are tasked to address the consequences of a pandemic, but due to current data we can deduce that the trend of educational digitalization and academic exchanges will extend. Countries and universities are recommended to carry out an audience and use the gathered experience down the road. International organizations are inevitably to consolidate their efforts to render and provide assistance in the sphere of higher education of the more needy countries. Herewith holding of scholarship programs and grant schemes on scientific research practice cannot be dismissed. Within the scope of the given phenomenon it is safe to assume that grant competition will rise exponentially in the context of economical growth. The analysis revealed that universities faced similar challenges, but responded to them at different speed. Furnishing graduates from a secondary school and university students with live information about the situation in higher education can be safely called the most essential moment. On the ground of the undertaken study the authors of the article came to the conclusion that the humankind, pursuing the aim of restoring main services and intended purposes of higher education, has every reason to reckon on unconfined motivation and untapped potential. National governments and the international scientific commonwealth carry out mission to be committed to principles and carry out needed reforms as a way for students to gain an opportunity to believe again in better tomorrow.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СЕКТОРА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ»

Интернационализация cектора высшей школы в эпоху пандемии

КОММУНИКАЦИЯ И ОБУЧЕНИЕ/ COMMUNICATION AND TEACHING

УДК 341.221.4

DOI: 10.24412/2413-693X-2021-2-137-143

Интернационализация cектора высшей школы в эпоху пандемии

АКОПЯНЦ Арега Михайловна

д.пед.н, профессор кафедры теоретической лингвистики и практики межкультурного общения,

Институт иностранных языков и международного туризма, Пятигорский государственный университет

Россия, г. Пятигорск

E-mail:imadean@yandex.ru

ORCID —0000-0002-9506-444X

РИНЦ — 256456

БАБИТОВА Лариса Асланбиевна

к. филол. н, доцент кафедры теоретической лингвистики и практики межкультурного общения,

Институт иностранных языков и международного туризма, Пятигорский государственный университет

Россия, г. Пятигорск

E-mail: 2121larisa@mail.ru

ORCID — 0000-0003-2665-4857

РИНЦ — 691484

Аннотация: Беспрецедентное потрясение, с которым столкнулась система образования из-за COVID-19, обратило вспять все мировые достижения в области науки и образования, а сферу высшего образования можно смело назвать одной из тех, на которую пандемия оказала наибольшее влияние в глобальном масштабе. Хотя в данном секторе возник ряд определенных трудностей, которые рассматриваются в нашей статье, образовательное сообщество продемонстрировало стойкость, подготовленность к переводу большинства процессов в онлайн и заложило основу для дальнейшего восстановления.

В данной статье анализируются вопросы интернационализации высшей школы в условиях вынужденного перехода университетов на дистанционные образовательные технологии. Рассмотрены преимущества и недостатки онлайн-обучения, с которым столкнулось все международное академическое сообщество в эпоху пандемии. COVID-19 оказал крайне негативное влияние, прежде всего, на вопросы интернационализации университетов в области науки и образования: резко сокращено финансирование международных образовательных программ, практически приостановлены программы академической мобильности студентов и научно-педагогических кадров, отменены международные программы обменов студентов, поставлены на паузу проекты научно-исследовательского сотрудничества университетов.

Все вышеперечисленные тенденции не самым лучшим образом отразились на развитии высшей школы, в частности, образовательных программ высшего образования. Пандемия внесла глобальные изменения в планы потенциальных иностранных студентов по получению высшего образования за рубежом. Многие вузы задумались о виртуальной мобильности в ситуации сокращения иностранных студентов. Университеты готовят преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде, разрабатывая усовершенствованные стратегии виртуальной мобильности и используя уже существующие платформы. Для привлечения абитуриентов университетами проводится большое число вебинаров и онлайн-ярмарок.

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 № 2

Internationalization of higher education sector in the era of a pandemic

Министерствам науки и образования, научно-исследовательским и социологическим мониторинговым центрам многих стран пришлось вносить поправки в образовательное законодательство об организации работы и оплаты труда профессорско-преподавательского состава, проведении вступительных экзаменов и государственной аттестации онлайн.

К положительным моментам можно отнести интенсификацию работы университетов по формированию новых форм взаимодействия с партнерами, увеличение виртуальной мобильности и разработку кризисных планов с партнерскими организациями.

Перед всеми странами стоит задача смягчить последствия пандемии, но по текущим данным можно сделать вывод о том, что тренд на цифровизацию обучения и академических обменов продолжится. Странам и университетам рекомендуется сделать ревизию и использовать накопившийся опыт в дальнейшей работе.

Международным организациям необходимо будет консолидировать усилия по оказанию помощи и содействия в секторе высшего образования в наиболее нуждающихся государствах. При этом нельзя прекращать проведение стипендиальных и грантовых конкурсов на проведение научных исследований. На основе изучения данного феномена, можно предположить, что конкуренция на гранты сильно возрастет в условиях экономического кризиса.

Анализ показал, что университеты сталкивались со схожими вызовами, но реагировали на них с разной скоростью. Предоставление абитуриентам и студентам актуальной информации о ситуации в высшем образовании, пожалуй, можно назвать самым чувствительным моментом.

На основе проведенного исследования авторами выведено, что человечество, преследуя цель восстановления основных услуг в секторе высшего образования и науки и попытки возрождения его главного предназначения, имеет все основания рассчитывать на неограниченную мотивацию и нераскрытый потенциал. Правительства стран и международное академическое сообщество несут важную миссию оставаться верными принципам и проводить необходимые реформы для того, чтобы студенты получили возможность вновь верить в обещанное им светлое будущее.

Ключевые слова: пандемия; COVID-19; онлайн-образование; информационные технологии в образовании; дистанционное обучение; интернационализация; международное образовательное пространство; академическая мобильность, глобализация

Для цитирования: Акопянц А. М., Бабитова Л. А. Интернационализация cектора высшей школы в эпоху пан-демии // Сервис Plus. 2021. Т. 15. № 2. С. 137-143. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-2-137-143

Статья поступила в редакцию: 02.04.2021.

Статья принята к публикации: 02.05.2021.

2021 Том 15 № 2

Интернационализация доктора высшей школы в эпоху пандемии

Internationalization of higher education sector in the era of a pandemic

Arega Akopyants

Doctor of Pedagogic Sciences,

Professor of the Department of Theoretical Linguistics and Intercultural Communication Practice, Institute of Foreign Languages and International Tourism, Pyatigorsk State University Russia, Pyatigorsk

Larisa BABITOVA

Associate Professor of the Department of Theoretical Linguistics and Intercultural Communication Practice, Institute of Foreign Languages and International Tourism, Pyatigorsk State University Russia, Pyatigorsk

Annotation: The unprecedented undermining, which faced the system of education as a result of COVID-19, pushed back against all the world achievements in the education and scientific sector whereas the higher education can be safely called one of the spheres, a pandemic has greatly influenced at a global scale. Despite the fact that numerous problems emerged in the given field, which are examined in the article, the academia has demonstrated consistency, readiness to distance learning and provided a basis for further renovations.

The given article analyzes the main issues of high school internationalization in response to the induced transition of universities to distance educational technologies. The advantages and disadvantages of distance learning, which faced the international academic community across the globe, are discussed. COVID-19 has compromised internationalization of universities: international educational program financing is drastically slashed, academic mobility programs are reduced, international student and academic staff exchange programs are canceled, scientific research projects of universities are put on hold.

All the mentioned trends have had a negative impact on higher education institutions, including in particular specialist's programs. The pandemic has made significant changes in the lay-out of foreign students aiming at obtaining a higher education abroad. Many universities set sights on virtual mobility with the redundancy of foreign students. Universities qualify their teaching staff to cooperate with foreign students in the digitalized environment, developing advanced strategies of virtual mobility and using current technological platforms. Higher educational institutions hold a large number of webinars and online-conventions. Departments of Education and Science, centers for scientific research, pollsters and monitoring centers of many countries had to amend the education legislation on activity management and labor remuneration of the teaching staff, online administering entrance exams and the Final Certifying Examination.

The upside include significant work of universities on new mode of interaction with academic partners, virtual mobility increase and crisis planning formation with partnership organizations.

All the countries are tasked to address the consequences of a pandemic, but due to current data we can deduce that the trend of educational digitalization and academic exchanges will extend. Countries and universities are recommended to carry out an audience and use the gathered experience down the road.

International organizations are inevitably to consolidate their efforts to render and provide assistance in the sphere of higher education of the more needy countries. Herewith holding of scholarship programs and grant schemes on scientific research practice cannot be dismissed. Within the scope of the given phenomenon it is safe to assume that grant competition will rise exponentially in the context of economical growth.

The analysis revealed that universities faced similar challenges, but responded to them at different speed. Furnishing graduates from a secondary school and university students with live information about the situation in higher education can be safely called the most essential moment.

On the ground of the undertaken study the authors of the article came to the conclusion that the humankind, pursuing the aim of restoring main services and intended purposes of higher education, has every reason to reckon on

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

2021 Том 15 № 2

Wm.PHILOSOPH RU

Internationalization of higher education sector in the era of a pandemic

unconfined motivation and untapped potential. National governments and the international scientific commonwealth carry out mission to be committed to principles and carry out needed reforms as a way for students to gain an opportunity to believe again in better tomorrow.

Key words: pandemic; COVID-19; online education; information technologies in education; distance learning; internationalization; international educational space; academic mobility; globalization

For citation: Akopyants A. M., Babitova L. A. (2021) Internationalization of higher education sector in the era of a pandemic. Service plus, 15 (2), 137-143. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-2-137-143 (In Russ.).

Submitted: 2021/04/02.

Accepted: 2021/05/03.

В современном мире на сегодняшний день вряд ли найдется сфера жизнедеятельности, в той или иной мере не затронутая последствиями новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19). Несомненно, пандемия привела к острейшему сбою в функционировании системы высшего образования во всем мире. Наступило время переосмыслить что же на самом деле происходит в сфере высшего образования вследствие пандемии, в частности, в аспекте столь актуальных в эпоху глобализации вопросов международного сотрудничества и интернационализации высшей школы, поскольку говорить о всеобщей победе над коронавирусом на данном этапе несвоевременно, а новые проблемы продолжают заявлять о себе с возрастающей интенсивностью. Мы полагаем, что сегодняшний дискурс на столь важную тему является своего рода социальным конструированием, которое может породить сценарии как дальнейшего развития академической школы, так и отдельных университетов.

При этом отмечается, что влияние, оказанное пандемией на деятельность университетов дифференцируется в странах и регионах мира, и зависит от экономических, геополитических и социокультурных факторов. Однако представляется возможным проследить общий вектор этих изменений, а именно: пандемия коронавируса поставила вузы в тяжелые условия, принуждая адаптироваться к происходящим событиям и изменениям в кратчайшие сроки, выделять значительное финансирование для повышения уровня цифровизации и принимать серьезные решения, зачастую без учета возможных последствий.

Университеты некоторых стран вовсе оказались не в состоянии перейти на онлайн-обучение по разным причинам, например, в силу полного/частичного отсутствия материально-технического обеспечения или низкого уровня жизни населения (страны Латин-

ской Америки: Университет Буэнос-Айреса, Аргентина, Университет Сан-Паулу, Бразилия, Универси-дад де Лос Андес Колумбия, Колумбия).

В ряде стран в вузах студенты организованно выступили и инициировали онлайн-забастовки против перехода на дистанционное обучение (Университет Чили, Университет Сан-Себастьян); подписали петицию, требуя возместить оплату за обучение (University of Manchester, University of York, Великобритания).

При переходе на дистанционное обучение прослеживается значительное снижение уровня и качества высшего образования из-за отсутствия программного обеспечения для администрирования учебных курсов в формате онлайн-обучения (Пакистан — Университет Пенджаба, Университет Бахрии, Университет Лахора) [1].

Постоянные технические проблемы с онлайн-приложениями возникают при проведении дистанционных лекций и семинаров. Сайты университетов, функционировавших до пандемии, работают неустойчиво в связи с колоссальной нагрузкой на информационные системы и базы данных вузов.

К сожалению, приходится констатировать, что падение качества обучения в условиях пандемии связано также с недостаточно высоким уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава вузов, соответствующего необходимым требованиям для адекватного перехода к дистанционному обучению, поскольку нет достаточных знаний о работе и функционале имеющихся платформ, используемых для удаленного обучения.

Вынужденный переход к онлайн-обучению неминуемо затронул и вопросы интернационализации высшей школы. По результатам исследования лучших практик международного сотрудничества, партнеры признают «офлайн» общение незаменимым и главным компонентом успешного научного

2021 Том 15 № 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Интернационализация cектора высшей школы в эпоху пандемии

партнерства, что позволяет утверждать, что после окончания пандемии переход в полный онлайн вряд ли состоится. Но тот факт, что удельный вес онлайн-сотрудничества возрастет, уже сегодня не вызывает никаких сомнений.

В условиях пандемии ряд университетов начал практиковать организацию международных научных конференций в онлайн формате. Согласно мнению организаторов и участников международных конференций некоторые из них довольно успешны (Международная научно-практическая конференция «Приоритеты глобального экономического управления в пост-пандемическом цифровом мире» — РАН-ХиГС; Международная онлайн-конференция «Гуманитарное сотрудничество и публичная дипломатия во время пандемического кризиса: вызовы, практики, тенденции» — Российский центр науки и культуры в Брюсселе; Международная онлайн-конференция «Медийное законодательство в эпоху пандемии» — НИУ «Высшая школа экономики»). К сожалению, аргументами в пользу продолжения такой практики может стать лишь, во-первых, экономия финансовых расходов в условиях сокращающихся бюджетов образовательных и научных организаций и, во вторых, привлечение гораздо большего числа участников, чем на конференциях, проводимых в традиционном формате. Однако отсутствие живого общения и острых научно-профессиональных дискуссий, несомненно, снижает валидность и рейтинг проведения подобного рода международных научных форумов.

В целом, в секторе высшего образования на международном уровне пандемия оказала воздействие на интернационализацию образования, научные исследования, законодательство, организацию обучения и финансирование. Все вышеперечисленные тенденции не самым лучшим образом отразились на развитии высшей школы, в частности, образовательных программ высшего образования. В нашей статье мы подробнее рассмотрим влияние пандемии на процессы интернационализации высшей школы.

Говоря о проблемах международного сотрудничества университетов в эпоху COVID-19, хотелось бы остановиться на работе американского эксперта в области международного образования Джона Худзика, опубликованную в мае 2020 года — «Интернационалисты высшего образования должны быть разрушителями» [2]. По мнению автора, глобализация и интернационализация высшей школы не исчез-

нут, но в будущем они не будут такими, как сегодня, а люди, занимающиеся вопросами международного сотрудничества университетов станут своего рода «разрушителями» в своих действиях и поступках, дабы в какой-то мере адекватно адаптироваться к новым реалиям посредством инноваций. Более того, эксперт отмечает, что предвестники сегодняшней ситуации в сфере высшего образования появились задолго до начала пандемии: значительное сокращение инвестиций в высшее образование; глобальное распространение качественного образования на всех континентах; стремительное увеличение затрат на обучение своих и иностранных студентов ограничил доступ к образованию; появление более гибких региональных моделей мобильности для преподавателей и студентов; усиление поиска более устойчивых способов международного взаимодействия.

Как видно из анализа, все страны так или иначе столкнулись с образовательными вызовами. Следует признать, что на данном этапе межвузовское взаимодействие (и сфера партнерства в целом) оказалось в более выгодном положении по сравнению с той же интернационализацией высшей школы, предполагающей активные формы взаимообмена, высокий уровень мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава, координацию учебных планов и программ двух дипломов, выработку (в рамках Болонского процесса) международных аккредита-ционных показателей. Одни университеты перенесли партнерства в онлайн формат, другие нашли новые формы корреляции с вузами-партнерами для решения общих задач и проблем, сохранения постоянного диалога. Не стоит забывать, что именно на уровне магистратуры многие вузы предлагают совместные образовательные программы, тем самым диктуя усиление партнерств между университетами.

Несомненно, пандемия внесла глобальные изменения в планы потенциальных иностранных студентов по получению высшего образования за рубежом. Многие вузы задумались о виртуальной мобильности в ситуации сокращения иностранных студентов. Университеты готовят преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде, разрабатывая усовершенствованные стратегии виртуальной мобильности и используя существующие платформы. Ведущие вузы понимают и подчеркивают важность использования дистанционного формата для коммуникации с абитуриентами. Для их привлечения

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 № 2

Internationalization of higher education sector in the era of a pandemic

университетами проводится большое число вебина-ров и онлайн-ярмарок.

Очевидно, что уже в недалеком будущем университеты столкнутся с необходимостью активного взаимодействия с национальными министерствами науки и образования для пересмотра текущих стратегий интернационализации, поскольку уже сегодня остро стоит вопрос об адекватных формах и инструментах интернационализации.

Для многих вузов участие в мировой дискуссии неминуем. Ряд американских университетов (например, Гарвард, Нью-Йоркский университет, Университет Техаса в Остине, Университет Джорджа Вашингтона, университеты штата Калифорния, Университет Ратгерса) отменяют необходимость сдавать SAT (Scholastic Aptitude Test, эквивалент российского ЭГЭ) и ставят под вопрос уместность приема на базе эквивалентных экзаменов и для других стран [3]. Иностранные студенты испытывают сложности сегодня в любой стране, соответственно, обсуждение уровня их поддержки будет глобальным. В эпоху цифровизации новые законодательные решения и педагогические инновации будут необходимы везде. Текущая напряженная международная исследовательская работа запустит новый виток дискуссий об интернационализации исследований.

Снижение академической мобильности студентов, ослабление партнерств и приостановка научных достижений относятся к негативному влиянию пандемии. Самым серьезным вызовом университеты считают снижение академической мобильности. Большое количество вузов не смогли вовремя организовать процесс дистанционного обучения и временно пришлось приостановить образовательную деятельность, предоставив лишь онлайн консультации и самообучение студентов.

Многие вузы столкнулись с вопросами обеспечения образовательного процесса для иностранных студентов и временно приостановили студенческие и преподавательские программы по обмену.

До наступления пандемии академическая мобильность студентов рассматривалась как одно из основных направлений процесса интернационализации высшей школы в эпоху глобализации.

Последствия для развития международной студенческой мобильности далеко неоднозначны. Есть основания полагать, что по завершении пандемии университеты продолжат бороться за иностранных

студентов. При этом международный образовательный рынок может сместиться в сторону не столь богатых стран, чьи вузы будут в состоянии предложить более доступные образовательные программы. По утверждению австралийских экспертов, для восстановления рынка студенческой мобильности потребуется не менее пяти лет. Стоимость обучения, безопасность и уровень благосостояния станут важнейшими факторами при выборе места получения образования.

Говоря о научных исследованиях, ведущие вузы и крупные международные организации проводят исследования о влиянии пандемии на сектор высшего образования, пересматривают организацию научно-исследовательской работы, занимаются поиском новых форм взаимодействия в виртуальном пространстве.

Министерствам науки и образования, научно-исследовательским и социологическим мониторинговым центрам многих стран вольно или невольно пришлось вносить поправки в образовательное законодательство об организации работы и оплаты труда профессорско-преподавательского состава, проведении вступительных экзаменов и государственной аттестации онлайн.

Университеты озабочены вопросом более эффективного использования финансовых средств для поддержания своей стабильной работы, поскольку понимают, что количество иностранных студентов значительно уменьшится в ближайшее время, неминуемо уменьшится и государственное финансирование.

Пандемия оказала существенное влияние на планы иностранных студентов относительно обучения за рубежом. Многими принято решение отложить получение диплома по зарубежной образовательной программе на период после пандемии.

Безусловно, негативное влияние, которое пандемия оказала на международное сотрудничество в системе высшего образования, неоспоримо. Однако, в свое время Альбер Камю писал, что «нет ни одного даже самого прискорбного события, в котором не было бы своих хороших сторон». К положительным аспектам можно отнести интенсивную работу университетов по формированию новых форм взаимодействия с партнерами, увеличение виртуальной мобильности и разработку кризисных планов с партнерскими организациями. В дистанционном формате

2021 Том 15 № 2

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Интернационализация cектора высшей школы в эпоху пандемии

появляются новые возможности для сотрудничества, креативных решений, готовности учиться у других и использовать новые инструменты. Не стоит также забывать, что одним из магистральных путей преобразования современного образовательного пространства является возможность студентов самостоятельно формировать гибкие траектории в обучении.

Безусловно, перед всеми странами стоит задача смягчить последствия пандемии, но по текущим данным можно сделать вывод о том, что тренд на циф-ровизацию обучения и академических обменов продолжится. Странам и университетам будет полезно сделать ревизию и использовать накопившийся опыт в дальнейшей работе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международным организациям необходимо будет консолидировать усилия по оказанию помощи и содействия в секторе высшего образования в наиболее нуждающихся государствах. При этом нельзя прекращать проведение стипендиальных и грантовых конкурсов на проведение научных исследований. Тем не менее, можно предположить, что конкуренция на гранты сильно возрастет в условиях экономического кризиса.

Помимо использования современных методов онлайн образования, наиболее успешные вузы со-

здали онлайн сообщество преподавателей, административных работников и студентов, способствовавшего повышению качества образования и снижению стресса в период социальной изоляции.

Пандемия временно изменила формат международного научного и академического сотрудничества, а также способствовала объединению ученых со всех стран мира для решения глобальной проблемы — пандемии коронавируса. Такая практика масштабного совместного поиска решений в условиях динамично развивающейся открытой науки может не только сохраниться, но и расшириться в будущем. Научная дипломатия получила новый импульс под названием «пандемия», что способствовало увеличению внимания к мнению ученых в условиях мировой угрозы. Мы полагаем, что России важно не упустить шанс и развивать инструменты научной дипломатии, поскольку образование должно быть опережающим как в содержании и организации, так в технологии и интернационализации. Однако не стоит забывать, что речь должна идти не о подавлении или тотальной замене одной образовательной технологии на другую, а лишь о разумном их сочетании, ориентируясь на усиление преимуществ и ослабления недостатков каждой в отдельности.

Список литературы

1. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/covid-19-effekty-dlya-vysshego-obrazovaniya/

2. http://www.tsu.ru/university/rector_page/internatsionalizatsiya-na-domu/

3. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии [Авт. коллектив: А. В. Кля-гин и др.]. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020 —112 с. —200 экз. — (Современная аналитика образования. № 6 (36)).

SERVICE plus SCIENTIFIC JOURNAL 2021 Том 15 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.