/fr ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ СФЕРЫ УСЛУГ
Плотников А.В.
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
Аннотация. Статья затрагивает вопрос влияния неэкономических шоков, таких как пандемия COVID-19, на систему образования в России и мире, а также оценивает её готовность к переходу на дистанционное обучение. В ходе проведенного исследования определено, что переход в онлайн сопровождается рядом трудностей организационного и экономического характера. В итоге, из-за внезапности радикальных изменений в давно устоявшихся процессах, снижается академическая мобильность студентов, приостанавливаются научные исследования и международные обмены, ослабляются партнерства между вузами на различных уровнях.
Ключевые слова. Пандемия, высшее образование, среднее образование, коронавирус COVID-19, дистанционное обучение, режим самоизоляции, устойчивость.
Plotnikov A.V.
THE IMPACT OF THE PANDEMIC ON SPECIFIC SECTORS OF ECONOMICS,
USING EDUCATION AS AN EXAMPLE
Abstract. The article examines the impact of non-economic shocks such as the COVID-19 pandemic on the education system in Russia and the world and its readiness to switch to distance learning. During the study, it was determined that the transition to online is accompanied by organizational and economic difficulties. As a result, due to the suddenness of radical changes in long-established processes, academic mobility of students is reduced, scientific research and international exchanges are suspended, partnerships between universities at various levels are weakened.
Keywords. Pandemic, higher education, secondary education, coronavirus COVID-19, distance learning, self-isolation mode, sustainability
Пандемия COVID-19 явилась катализатором ряда изменений как в России, так и в мире. Изменения затронули почти все отрасли производства и сферы услуг, а также общество в целом; в основном изменения носили негативный характер. Сектор высшего образования переживает небывалое потрясение, даже переход к Болонской системе не был таким радикальным и резким, как перевод обучения в онлайн-формат. Принципы образовательного процесса по всему миру, по мнению автора, уже никогда не будут прежними.
Решение о закрытии учебных заведений, с целью замедления распространения коронавируса было принято правительствами стран по всему миру. Согласно данным ЮНЕСКО, 188 государств закрыли школы в масштабах всей страны, что затронуло 91,3% учащихся во всем мире (1,58 млрд человек) [1]. Закрытие школ не может пройти бесследно, оно влечет за собой серьезные экономи-
ГРНТИ 06.71.45 © Плотников А.В., 2020
Антон Владимирович Плотников - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sa-dovaya str., 21). E-mail: [email protected].
ческие и социальные последствия, особенно сильно они отражаются на малоимущих слоях населения.
Так, ряд детей попросту не может получать образование вне школы на платных факультативах, что накладывает ограничение на всесторонний рост и развитие молодежи. Многие дети в школах получают льготное питание (например, для реализации процесса обеспечения горячим питанием в федеральном бюджете выделено более 108 млрд рублей до 2023 года [2]). Родители при этом, чтобы не оставлять детей дома одних, что может быть опасным для их жизни и здоровья, должны пропускать работу, чтобы заботиться о детях, теряя при этом заработную плату. Дети, в свою очередь, теряют важную возможность социального взаимодействия со сверстниками.
Самоизоляция и последовавший за ней тотальный переход на дистанционное обучение позволили выявить ряд проблем российской системы образования. Она оказалась попросту не готова к таким вызовам - нормально перестроиться на условия дистанционного образования смогли лишь те вузы, которые заранее прорабатывали возможность дистанционного обучения (вводили платформу МооШе и др.). Стоит понимать, что дистанционное образование теперь уже не опция, а данность - даже когда пандемия закончится, дистанционное образование уже никуда не пропадет.
Попытки перевода ряда образовательных процессов в онлайн предпринимались уже достаточно длительное время. Однако, доля дистанционного образования в докоронавирусный период в России, по некоторым оценкам, не превышала 1% (в то время как в Японии и США этот показатель достигал 30%) [3].
Трансформация образования - как высшей школы, так и системы среднего образования - позволила выявить серьезный разрыв в технической грамотности и оснащенности преподавателей и студентов, также все более очевиден разрыв в образовании студентов различных вузов - где-то недостаточна материально-техническая база, где-то никогда не предполагали ввод дистанционного образования, а в некоторых отраслях (например, в медицине, металлургии, геологии, химии и др.), дистанционное образование не просто сложно в реализации, оно зачастую попросту неприменимо.
При этом, на первый план выходит и социальное расслоение, онлайн обучение приносит гораздо больше пользы для более богатых семей - у них есть быстрый доступ в интернет, оборудование для работы онлайн в необходимом количестве (при учете того, что и родители, если студент проживает с ними, могут находиться на дистанте). По тому же принципу более успешными станут студенты из городов, а не из сельской местности. Студенты с более высокими показателями успеваемости продолжат воспринимать информацию в должном объеме, тогда как отстающие, без контакта с преподавателем, будут отставать еще сильнее. При учете того, что переход на онлайн-обучение сопровождается трудностями и для студента, и для преподавателя, образование в любом случае принесет меньше пользы, чем в привычных условиях.
Не менее серьезное негативное влияние пандемия СОУГО-19 оказала на международное сотрудничество между вузами в научной и образовательной сфере. Так, из-за закрытия границ приостановлены международные программы двойного диплома и «обмен» студентами, замедлились или остановились программы научно-исследовательского сотрудничества.
Из-за пандемии ВУЗы несут серьезные финансовые потери - это и затраты на курсы подготовки преподавателей, и дополнительные средства на цифровизацию (введение цифровой платформы, оплата цифровых сервисов, если применимо - материальная помощь для приобретения оборудования студентами и преподавателями), и компенсации студентам на проезд до регионов проживания (более актуально для ВУЗов из мегаполисов, где обучаются студенты со всей страны), и даже возврат средств за коммерческое обучение и предоплаченные общежития. Из-за таких незапланированных затрат многие учреждения высшего образования, особенно небольшие, могут попросту прекратить свое существование - и хорошо, если это будет слияние (поглощение) с более сильными учреждениями, финансовые возможности которых пострадали не меньше, но запрос прочности - выше.
Университетам пришлось в очень сжатые сроки (апрель-май 2020 года) решать ряд острых вопросов, касающихся обучения. В какой форме проводить дистанционное обучение? Как контролировать работу преподавателя и посещаемость студентов? При помощи какой цифровой платформы осуществлять взаимодействие? Как объективно оценивать полноту полученных знаний, чтобы из-
бежать списывания на экзаменах? Как проводить выпускные экзамены и защиты выпускных квалификационных работ? Как производить набор новых студентов, если ЕГЭ будет отменен?
В конце марта 2020 года, после начала перехода на дистанционное образование, Аналитический центр НАФИ провел исследование среди педагогов, работающих в учреждениях общего и высшего образования [4] (далее анализируются результаты именно этого исследования). По мнению подавляющего большинства преподавателей, система образования оказалась не готова к переходу на онлайн-формат. При этом, доля оптимистов среди преподавателей вузов выше, чем среди педагогов школ: 68% школьных учителей считают, что система в принципе не готова к переходу на дистанционное образование и только 24% полагают, что школы к такой трансформации готовы. В то же время, среди преподавателей вузов статистика немного отличается - оптимистов там 35%, а обратного мнения придерживаются 53% опрошенных преподавателей (таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Ответы на вопрос: «Насколько оказалась готова система школьного образования к переводу занятий _в дистанционный (онлайн) формат?», % [4]_
Вариант ответа % от учителей
Полностью готова, очень хорошо готова 1
Скорее готова 23
Скорее НЕ готова 57
Оказалась полностью НЕ готова 11
Затрудняюсь ответить 8
Таблица 2 Ответы на вопрос: «Насколько оказалась готова система высшего образования к переводу занятий в дистанционный (онлайн) формат?», % [4]
Вариант ответа % от преподавателей вузов
Полностью готова, очень хорошо готова 2
Скорее готова 33
Скорее НЕ готова 45
Оказалась полностью НЕ готова 8
Затрудняюсь ответить 12
Помощь со стороны образовательных организаций педагоги в целом оценили высоко - 63% заявили, что их учебное заведение проводило консультации по запуску дистанционного обучения, причем преподавателей вузов обучали чаще - 70% против 62%. При этом, качество электронных учебных материалов оставляет желать лучшего - только 38% опрошенных оценили их качество как «отличное» или «хорошее», 43% считают, что оно «удовлетворительное». Преподаватели вузов более скептически настроены, они чаще ставили плохие оценки качеству материалов (таблица 3).
Таблица 3
Ответы на вопрос: «Как Вы в целом оцениваете качество электронных учебных материалов
и онлайн-ресурсов, предлагаемых учащимся в вашей образовательной организации _для дистанционного изучения?», в % от всех опрошенных [4]_
Вариант ответа В среднем по стране
Отличное 4
Хорошее 34
Удовлетворительное 43
Плохое 6
Очень плохое 2
Затрудняюсь ответить 10
Большая часть педагогов считает, что результатом перехода на дистанционный формат станет снижение качества подготовки учащихся, при этом многие педагоги не осведомлены о деятельности министерств по организации дистанционного обучения. Так, 35% преподавателей вузов ничего не знают о такой деятельности Министерства науки и высшего образования РФ, а 23% школьных
учителей не слышали о координирующей активности Министерства просвещения РФ, 20% - о деятельности региональных органов управления образованием (таблицы 4 и 5).
Таблица 4
Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете текущую координирующую деятельность
Министерства просвещения РФ по организации дистанционного обучения?», _в % от опрошенных учителей [4]_
Вариант ответа % от учителей
Очень плохо 8
Скорее плохо 24
Скорее хорошо 38
Очень хорошо 8
Ничего не знаю о ней 23
Таблица 5 Ответы на вопрос: «Как Вы оцениваете текущую координирующую деятельность Министерства науки и высшего образования РФ по организации дистанционного обучения?», в % от опрошенных преподавателей вузов [4]
Вариант ответа % от преподавателей вузов
Очень плохо 4
Скорее плохо 33
Скорее хорошо 21
Очень хорошо 7
Ничего не знаю о ней 35
В Аналитическом материале «Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ», подготовленном Благотворительным фондом Владимира Потанина и Национальным фондом подготовки кадров, заявляется, что пандемия COVID-19 повлияла на планы по обучению за рубежом 46% опрошенных студентов [5]. Иностранные студенты для многих вузов являются существенным ресурсом контингента, в ситуации сокращения количества новых студентов, многие вузы начали разрабатывать стратегии виртуальной мобильности, готовить преподавателей для работы с иностранными студентами в цифровой среде, используя для этого либо уже готовые решения, либо разрабатывая свои.
Еще одним вызовом для многих вузов стала коммуникация со студентами, как с потенциальными, так и уже обучающимися. В отчете «How COVID-19 is Impacting Prospective International Students Across the Globe» [6] отмечается, что университеты регулярно предоставляли информацию и обратную связь для студентов - 39% вузов делали это несколько раз в неделю, а ровно четверть -каждый день. Каналы связи со студентами тоже различны и сильно зависят от страны. Так, в России основным каналом взаимодействия являются социальные сети (в основном, «ВКонтакте») -там информация распространяется либо напрямую через старост групп, либо через официальные страницы вуза. В европейских странах основным каналом взаимодействия, согласно отчету Key-stoneacademic, является Instagram (29% опрошенных) и YouTube (25,8% опрошенных).
При этом, серьезной проблемой является перенос языковых экзаменов, таких как TOEFL, IELTS, DELF/DALF - из-за того, что они отложены на неопределенный срок, абитуриентам зачастую невозможно поступить в престижный зарубежный вуз. Ряд университетов при координации с властями скорректировал условия приемных экзаменов так, чтобы эти экзамены можно было при необходимости сдавать при поступлении в вуз - так поступили 8% иностранных вузов, а 17% вузов продлили сроки подачи документов.
На сегодняшний день система образования до сих пор находится в кризисной (или - точнее -форс-мажорной ситуации), и если школы по большей части уже начали свою полноценную работу, то высшие учебные заведения до сих пор находятся на дистанционной форме обучения, которая является вынужденной мерой. Оказалось, что система высшего образования в России и мире, студенты, администрация и в особенности преподаватели, не были готовы к экстренному переходу в
онлайн. И в данной ситуации основной проблемой является не столько неготовность к переменам, сколько внезапность и радикальность изменений в давно устоявшихся процессах.
Снижение академической мобильности студентов, приостановление научных исследований и международных обменов, ослабление партнерств между вузами как внутри страны, так и на мировой арене - все это, конечно, негативное влияние пандемии. Ряду вузов пришлось и вовсе приостановить свою деятельность, настолько сложно «с нуля» запустить процесс онлайн-обучения. Также часть университетов в России пострадали от закрытия границ - потенциальные иностранные студенты попросту не могут попасть на образовательную программу в нашей стране. Все эти изменения так или иначе влияют на развитие университетов, на формирование новых форматов взаимодействия с партнерами, в том числе иностранными, и на готовность к возможным будущим кризисам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.cc/bX5mQK (дата обращения 20.12.2020).
2. Горячее питание для школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vk.cc/azGPqh (дата обращения 21.12.2020).
3. Грунт Е.В., Беляева Е.А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45-58.
4. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.cc/asiJU6 (дата обращения 20.12.2020).
5. Влияние пандемии COVID-19 на сектор высшего образования и магистратуру: международный, национальный и институциональный ответ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vk.cc/bX5mZ4 (дата обращения 23.12.2020).
6. How COVID-19 is Impacting Prospective International Students Across the Globe. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vk.cc/bX5n33 (дата обращения 23.12.2020).