Научная статья на тему 'Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва 2009)'

Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва 2009) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ЯЗЫК ОБУЧЕНИЯ / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дударева Наталья Анатольевна

Рассмотрены некоторые аспекты интернационализации высшего образования, в частности экспорт образовательных услуг. Приведены причины, тормозящие развитие международных связей российских вузов, обозначены направления работы с иностранными студентами, требующие улучшения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг (по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва 2009)»

УДК 378

Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг

(по материалам Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности, Москва 2009)

Дударева Н.А.

Рассмотрены некоторые аспекты интернационализации высшего образования, в частности экспорт образовательных услуг. Приведены причины, тормозящие развитие международных связей российских вузов, обозначены направления работы с иностранными студентами, требующие улучшения.

Ключевые слова: высшее образование, интернационализация, экспорт образовательных услуг, иностранные студенты, язык обучения, условия проживания и безопасность, интеграция, международное образовательное пространство.

Internationalization of Russian Higher Educational System: Export of Educational Services

(following All-Russian Conference of Vice-Presidents for International Relations)

Dudareva N.A.

The article considers some aspects of internationalization of higher education, in particular, export of educational services. It gives reasons which slow down the development of international relations of Russian universities and lists activities for international students which require improvements.

Keywords: higher education, internationalization, export of educational services, international students, language of instruction, safety and accommodation conditions, integration, international educational environment.

В Декларации первой всемирной конференции «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж 1998, ЮНЕСКО) отмечалось, что решение важнейшей задачи нового столетия - повышение качества высшего образования - требует, чтобы высшее образование имело международное измерение. Это предполагает обмен знаниями, создание интерактивных сетей, мобильность преподавателей и учащихся, международные научноисследовательские проекты (наряду с учетом национальных культурных ценностей и условий). Вызовы времени, особенности международной жизни порождают новые тенденции в высшем образовании. Важнейшие из них - это увеличение масштабов высшего образования, диверсификация и интернационализация. Последняя тенденция стремительно набирает силу и приобретает все более реальный характер. На ней мы и остановимся ниже, а точнее - на ее важнейшей составляющей, экспорте образовательных услуг.

Интернационализация - это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия.

Становится все более очевидным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. Решая вопросы развития и совершенствования высшего образования отдельных стран, уже нельзя исходить только из критериев национального уровня. По мнению многих ученых и политиков, в XXI веке высшая школа не сможет готовить специалистов, отвечающих требованиям постиндустриального информационного общества и обеспечивать устойчивое развитие своей страны. Ответить на глобальные вызовы XXI века высшая школа может только согласованными совместными действиями.

Наряду с наиболее важными направлениями международной деятельности вузов, среди которых обмен преподавателями, учеными и студентами, особое значение приобретает подготовка специалистов для зарубежных стран. По мнению экспертов, эта образовательная услуга становится одной из наиболее выгодных статей экспорта. Это подчеркивали многие докладчики на Всероссийском совещании проректоров по международной деятельности. Наличие иностранных студентов является важнейшим показателем качества и эффективности образовательной деятельности вуза, признанием его престижа на национальном и международном уровнях.

і

Все страны в большей или меньшей степени стремятся экспортировать свои культурные и национальные ценности через экспорт образовательных услуг. В последние десятилетия подготовка специалистов для зарубежных стран вошла в число наиболее важных приоритетов государственной политики США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Японии, а с недавнего времени и Австралии. Между университетами этих стран ведется жесткая борьба за студентов на мировом рынке образовательных услуг, усиливается конкуренция за привлечение иностранных студентов. По данным статистики, число студентов, получающих высшее образование за пределами своей страны, выросло с 920 тыс. человек в 1980 г. до 1 млн 550 тыс. человек в 1996 г. и в настоящее время составляет около 3 млн человек. По прогнозам их количество может увеличиться до 7,5-8 млн. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 35 млрд американских долларов в год. 22 % этой суммы получают за обучение иностранных студентов США. Правда, их доля сокращается (в 2001 г. она составляла 35 %) вследствие конкуренции со стороны таких экспортеров образовательных услуг, как Германия, Франция, Великобритания, Австралия и др. Увеличение количества иностранных студентов отмечается практически во всех развитых странах, и даже такие страны, как Бразилия, ЮАР, Китай и Новая Зеландия, увеличивают экспорт своих образовательных услуг. Практически всегда это следствие государственной поддержки. В Германии количество иностранцев составляет 12 % от общего числа студентов, во Франции - 11 %, в Австралии - уже 17 %. В Китае за последние 4 года наблюдалось увеличение количества иностранных студентов с 8 до 200 тыс. чел. Доля России составляет 0,3 % мирового рынка, и наша страна является единственной страной в мире, в которой число выезжающих на обучение превышает число въезжающих. А это значит, что Россия становится импортером образовательных услуг и больше вывозит денег, чем ввозит. Об экспорте национальных ценностей и говорить не приходится. Более того, рост числа желающих получить высшее образование за рубежом говорит о невысоком рейтинге российского образования.

И в политическом, и в экономическом смысле это недопустимая ситуация. Ведь иностранные студенты - это и дополнительные средства для университета, и работа для преподавателей. И то и другое приобретает особую актуальность в связи с проявляющейся во многих странах, в том числе в России, тенденцией снижения государственного финансирования образования. Кроме того, стремление привлечь иностранных студентов заставляет вузы совер-

шенствовать систему подготовки специалистов, повышать качество обучения, разрабатывать новые учебные программы и курсы, обеспечивающие подготовленность выпускников к работе в условиях глобальной экономики. В конечном счете, национальные университеты превращаются в международные научно-образовательные комплексы, и подготовка специалистов для других стран начинает работать на реализацию геополитических и экономических интересов принимающей страны. Именно такую задачу ставит перед высшим образованием правительство: международная деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей России в модернизации российской экономики.

Итак, расширение экспорта образовательных услуг - важнейшая стратегическая задача. Причем речь идет о существенном расширении: чтобы обучение иностранных студентов было рентабельно для вуза, их численность должна быть высокой. Почему же этой сфере деятельности многие российские вузы, особенно провинциальные, не уделяют должного внимания?

К числу основных причин, тормозящих развитие международных связей российской высшей школы, по мнению экспертов, относятся:

• фактическое отсутствие единой государственной политики в этой сфере;

• недостаточное бюджетное финансирование;

• слабое информационное обеспечение международного сотрудничества;

• отсутствие стабильных связей с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки;

• малый опыт международной деятельности у части вузов.

В таких условиях, когда многое из перечисленного выходит за рамки контроля отдельного вуза, особое значение приобретает выработка собственной стратегии и модели международной деятельности каждого российского вуза с учетом внутривузовской и региональной специфики. Что касается отсутствия государственной стратегии экспорта образовательных услуг, эта проблема была четко обозначена на Всероссийском совещании проректоров по международной деятельности, и есть надежда, что она будет в ближайшее время решена. Определенно можно сказать, что российское правительство заинтересовано в расширении экспорта образовательных услуг нашими университетами и ожидает определенной активности российских вузов в этом направлении. Создана централизованная база данных (www.russia.edu.ru) для иностранных студентов на английском, испанском, французском, немецком, арабском языках, а также на языках бывших советских республик. База помогает студенту выбрать специальность, найти соответствующий

вуз, заполнить анкету для поступления, которая автоматически поступает в вуз для обсуждения процедуры поступления. Это серьезная информационная поддержка международного образования.

Значит, вузы должны быть готовы к новым требованиям российского правительства. Какие задачи мы будем перед собой ставить? И каковы наши конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг? Будем ли продвигать влияние России в мире и содействовать интеграции нашей страны в международное образовательное пространство? Или же в первую очередь будем повышать рейтинг российского образования? Или для нас важнее получение прибыли? К сожалению, пока в деле интернационализации и экспорта образовательных услуг у вузов больше вопросов, чем ответов. Есть трудности с регистрацией иностранных студентов, жилищно-бытовые и правовые проблемы, вопросы вступительного тестирования и экспертной оценки иностранных документов об образовании и т.д. Не способствует заинтересованности вузов и тот факт, что российские вузы получают только 25 % платы за иностранных студентов; остальное идет посредническим, координирующим, надзорным и прочим органам. А ведь это огромная и сложная работа, организация которой требует компетенции и специфических знаний. Да и сама система формирования контингента и обучения иностранных студентов несовершенна и нуждается в реформировании.

Между тем есть мнение, что сначала российское образование должно повысить свою конкурентоспособность (к сожалению, российское образование не везде котируется), а уже потом выходить на международный рынок образовательных услуг. Это спорная позиция. Вряд ли Новая Зеландия или Бразилия могут предложить более качественное образование, чем российские вузы, но они проводят достаточно агрессивную политику и конкурируют в борьбе за иностранных студентов с ведущими державами. Можно и нужно найти оптимальные варианты участия высшей школы России в мировых интеграционных процессах. И при том сохранить ценности российского образования, бесспорным достоинством которого, по мнению ректора МГУ В.А. Садовничего, является его научность, фундаментальность и энциклопедичность. Кроме того, у нас есть еще одно, более прагматичное, преимущество: образование в России существенно дешевле, чем у большинства наших конкурентов.

Считается, что экспорт образовательных услуг возможен, если вуз соответствует следующим критериям:

• имеет хорошую репутацию и высокий рейтинг;

• предлагает востребованные и качественные программы обучения по обоснованной цене;

• имеет высококвалифицированных преподавателей;

• предоставляет достойные условия проживания;

• обеспечивает безопасность студентов.

Успешный выход на международный рынок зависит, прежде всего, от качества образования, предлагаемого вузом, и соответствия профессиональных умений выпускников требованиям государств-заказчиков. Надо хорошо знать своих заказчиков и четко представлять, что к нам едут те, кто не в состоянии платить высокую плату за обучение на Западе, что уровень их подготовки на родине часто не соответствует российским стандартам и, значит, для них надо организовывать подготовительные курсы, что они приезжают совсем из другого мира, со своими традициями, культурой и ценностями, и им надо помочь адаптироваться к жизни в непривычной для них среде обитания.

Что касается качества, в европейском образовании это основа доверия между вузами, их совместимости и привлекательности. Повышение качества образования в университетах Европы рассматривается как комплексная проблема, требующая повышения эффективности преподавательской, исследовательской и управленческой деятельности. К сожалению, в структуре и содержании программ подготовки специалистов в российских и ведущих европейских университетах имеются значительные различия, а материально-техническая база большинства университетов России недостаточно развита. Критикуются также устаревшие методики преподавания. Это усложняет конкуренцию российских вузов с западными университетами.

Огромное значение имеют условия проживания иностранных студентов и их безопасность. Следует сразу отметить, что отношение иностранных студентов к бытовым проблемам более нетерпимое, чем российских студентов. Исследование условий проживания и обучения в Москве, проводимое в 2001 году, выявило, что если в российских вузах не будут созданы условия, сопоставимые с западными кампусами, то привлекать иностранных граждан в российские вузы будет крайне проблематично. Что касается безопасности, то каждый криминальный инцидент, произошедший с иностранным студентом, неизменно получает огромный отрицательный резонанс за рубежом и ухудшает репутацию российского образования.

Еще одним важным вопросом является выбор языка преподавания. По мнению специалистов, успех интернационализации российского образования связан с переходом на преподавание на английском языке (особенно, если приоритетом является прибыль). Большинство стран Европы (вся Скандинавия, Германия, и даже Франция, известная своей приверженностью родному языку), а также страны юговосточной Азии предлагают возможность обучения на английском языке. Такая возможность делает образование более доступным для огромного числа иностранных абитуриентов, владеющих английским языком на момент поступления. При необходимости английский выучить проще, чем русский, в силу его распространенности в мире и относительной легкости изучения. К тому же, потребность в английском у выпускников гораздо выше, чем в русском. Если же пропаганда национальных культурных ценностей имеет более важное значение, чем увеличение доходов от международной деятельности, то языком преподавания должен остаться русский. Но тогда существенные улучшения должны произойти в практике подготовки иностранных абитуриентов по русскому языку. Русский язык, кстати, может быть отдельной статьей экспорта: в Египте, Турции, Греции он востребован тысячами и тысячами учащихся. Но даже если вуз принимает стратегическое решение выбрать английский в качестве языка обучения, предстоит решить множество проблем. Несмотря на то, что многие вузы заявляют о наличии специалистов, способных преподавать на иностранном языке, механизм оценивания уровня владения ими иностранным языком и качества преподавания на нем отсутствует. Кроме того, разработка и преподавание курса на иностранном языке, без сомнения, очень трудоемкий процесс и требует иного уровня оплаты и мотивации преподавателя. Расчет учебной нагрузки тоже потребует корректировки. В Европе, где преподаватели свободно переходят с одного языка на другой, и где билингвизм давно стал нормой жизни, такие проблемы, вероятно, не возникают, а в России отсутствие мотивации профессорско-преподавательского состава может стать серьезным препятствием.

В целом, как отмечалось на совещании, на вузовском уровне система формирования контингента и обучения иностранных студентов требует реформирования в следующих направлениях:

• создание современной, обеспечивающей высокое качество системы обучения;

• оптимизация организационных форм и принципов работы, начиная с набора иностран-

ных учащихся и заканчивая поддержанием связей с выпускниками;

• расширение спектра предлагаемых образовательных услуг;

• ориентация вуза на подготовку специалистов для конкретных стран и по конкретным специальностям (представляется, что в ближайшие годы произойдет сегментация рынка зарубежных абитуриентов);

• активизация информационно-рекламной и маркетинговой деятельности (сайт вуза на русском языке вряд ли поможет привлечь больше иностранных студентов);

• улучшение сферы быта и отдыха иностранных учащихся;

• приведение правового статуса иностранных учащихся в соответствие с общемировой практикой.

В заключение хочется сказать, что, как и любая другая сфера деятельности, интернационализация российского образования имеет свои сложности и свои достоинства. Вполне понятен скепсис тех, кто настороженно относится к созданию общеевропейского рынка труда, опасаясь «утечки мозгов» с российского рынка. Пугает академическая мобильность и свобода выбора и неизбежные реформы. Но мы уже проходили период закрытости нашей высшей школы и относительной неразвитости международных отношений в силу определенных идеологических и политических причин. Весь мир, тем временем, на основе изучения мировых тенденций и анализа лучших образцов педагогического знания и опыта разрабатывал «общие правила игры». И хотя принимаемые ЮНЕСКО и Советом Европы рекомендации и нормативные акты не носят обязательного характера, все большее число стран начинают следовать этим правилам. И как показал опыт последнего десятилетия, российские вузы, активно сотрудничающие с зарубежными партнерами и успешно конкурирующие в борьбе за иностранных студентов, эффективно реформируют свою деятельность, в частности систему подготовки специалистов, управление вузом, а также создают системы управления качеством образования и внедряют современные обучающие технологии. Иными словами, позитивный зарубежный опыт помогает им стать более конкурентоспособными, что способствует решению ключевых проблем развития российской высшей школы и работает на реализацию экономических интересов нашей страны.

Мы не должны ждать, пока решатся все внутренние проблемы российского образования, и только тогда включаться в конкурентную борьбу на рынке образовательных услуг. Можно безнадежно опоздать.

Список литературы

1. Признание периодов обучения и перезачет дисциплин. - М.-СПб., 2006.

2. Материалы Всероссийского совещания проректоров по международной деятельности. - М., 2009.

3. Зорников И.Н. Международная деятельность современного университета: вызовы нового столетия. Режим доступа - http://www.rciabc.vsu.ru/article inz.htm.

4. Хван В. Ресурс сферы быта // Стандарты и качество. - 2002. - № 4.

Дударева Наталья Анатольевна,

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», зав. кафедрой интенсивного изучения английского языка, начальник управления международных связей, телефон (4932) 26-98-64, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.