Научная статья на тему 'Интеркультурная интеграция в начальной школе и роль компьютерной презентации'

Интеркультурная интеграция в начальной школе и роль компьютерной презентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / COMPUTER PRESENTATION / УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ / ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / EDUCATIONAL GROUPS / ETHNIC ORIGIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вардарева Веска

В статье обсуждается опыт использования методов компьютерной презентации на уроке при совместном обучении детей разного этнического происхождения. Даны теоретические психолого-педагогические обоснования, представлены экспериментальные данные и примеры методических разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural integration into an elementary school and a role of computer presentation

In article experience of use of methods of computer presentation at a lesson is discussed at co-education of children of a different ethnic origin. Theoretical psychological and pedagogical substantiations are given, experimental data and examples of methodical workings out are presented.

Текст научной работы на тему «Интеркультурная интеграция в начальной школе и роль компьютерной презентации»

Педагогические науки Статьи

УДК: 159.9. + 373 + 681

ИНТЕРКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Веска Вардарева. Кафедра дошкольной педагогики и начального образования. Юго-западный Университет им. Неофита Рильского (Благоевград, Болгария) veska_v@mail.bg

Резюме. В статье обсуждается опыт использования методов компьютерной презентации на уроке при совместном обучении детей разного этнического происхождения. Даны теоретические психолого-педагогические обоснования, представлены

экспериментальные данные и примеры методических разработок.

Ключевые слова: компьютерная презентация, учебные группы, этническое происхождение, начальная школа.

Начальный школьный этап обучения по своей сущности специфический и уникальный. Одна из его имманентных характеристик - это интенсивное переструктурирование „Я". Этот процесс „вписывания ученика в структуру новых отношений и зависимостей, регулирует содержание, направление и интензитет личностного изменения" (Ем. Василева, 2002). Стремление к социальной стабильности в этом возрасте очевидно, но часто сопутствует разрыву между возможностями и конкретными практическими результатами. В ряде исследований этот период определяется, как кризисный из-за очевидного дисбаланса между

естественным порывом личности проявить себя и ее неумением выбрать адекватный, соответствующий социальному контексту, поступок. Ребенок, постепенно, отбрасывает все еще не изжитый „деформирующий эгоцентризм" и пассивное восприятие интеллектуальных принуждений и приобретает способность для сотрудничества" (Ж.Пиаже, 1992).

С другой стороны современные общества характеризуются нарастающими уровнями культурного разнообразия. Это делает знание и соблюдение прав малочисленных групп исключительным. Образование, касающееся многих культур, является инструментом, который позволяет нам понять разнообразие и обменяться ценностями, которыми они обладают.

В нашей образовательной системе мы выбрали предметную систему обучения. У нее больше преимуществ по сравнению с интегративным обучением. Один из способов нейтрализовать недостатки предметного обучения - осуществлять внешние и внутренние предметные связи и реализовать принципы житейской правдоподобности с целью усвоения человеческой культуры в системе. Однако, к сожалению, не все учителя одинаково ангажированы этой задачей в процессе обучения. Таким образом, образовательная система лишается гибкости в своей социальной рефлексии.

Правовое регулирование организации „урока класса" -классного часа - сводится к утверждению приказа со следующим содержанием:

1. Классный час проводится раз в неделю - обычно на первом уроке в понедельник.

2. В начале учебного года каждый руководитель класса разрабатывает совместно с активом класса и родителями план для работы на уроках классного часа на наступающий год.

3. Руководитель класса, вместе с учителями по отдельным предметам организует и контролирует присутствие учеников на уроках и информирует родителей, если это нужно, посредством утвержденных в ППЗНП и Правилах школьной деятельности, форм взаимодействия.

4. Руководитель класса организует и проводит классный час, внеклассную деятельность с учениками и оформляет обязательную школьную документацию, предназначенную для соответствующего класса.

Каждая вновь возникшая социальная проблема, требующая актуализированной подготовки учеников, трансформируется в задачу для решения на уроке классного часа. Однажды приходится говорить о безопасности дорожного движения, в другой раз - о наркотиках и зависимости от них, о насилии и агрессии, а может быть и о природных бедствиях; имея ввиду и то, что не по всем вопросам, связанным с необходимым житейским и научным познанием есть подходящие материалы, а их наличность по своей сущности и смыслу, являются довольно консервативными источниками знания, образовательная ситуация усложняется. Так все нерешенные учителями других предметов вопросы, направляются к классному часу. Возможно, что руководители класса не специалисты по всем вопросам. Кроме этого у них не всегда достаточно времени, не всегда есть подходящая методика, нужные образовательные материалы. Поэтому приходится заботиться о том, чтобы на уроки приходили специалисты по определенным вопросам, что приводит к подорожанию образовательного процесса и усложняет внутренние и внешние связи образовательной системы.

Отсюда возникает вопрос: классный час только классным часом ли является?

Необходимо ли на этот урок приходить психологу или педагогическому советнику? Да, необходимо, потому что образовательный процесс является развивающейся системой, в которой непрерывно меняют свои места разные доминанты.

Классный час не только урок классного руководителя, но он и урок всего класса. Групповое самоосознание и осуществление (при помощи состязаний, дискуссии и др. методов в школе и вне ее), формирование респекта к экипной1 деятельности, как стиль жизни,

1 Экипы (экипажи) - учебные группы. Здесь и далее примечания редактора.

требует времени, которого не находится на других уроках. Не на последнем месте находится и активная деятельность классного руководителя с родителями. За последние два года МОМН ввело еще один, дополнительный урок классного часа, для связи учителя с родителями, но этого тоже недостаточно.

Классный час не является одним из любимых уроков для большей части учеников. Другие пренебрегают им открыто. Часть учителей начальных классов используют его, чтобы наверстать пропущенный материал по другим учебным предметам. Стоит подумать: каким способом изменить содержание этого часа? Как приучить учеников к более хорошим взаимоотношениям между собой? Как преодолеть разницу между детьми разного этнического происхождения? Как улучшить атмосферу в смешанных коллективах?

Вот почему, целью нашего настоящего исследования является: оптимизация процессов интеграции на уроках Классного часа среди детей разных этносов при помощи использования информационных компьютерных технологии (ИКТ), в частности, компьютерных презентаций на начальном школьном этапе обучения.

Основной исследовательский этап проводился в марте, апреле и мае 2010 года. Он основывался на применении эксперимента, как классического способа исследования. Анализ результатов предварительного исследования показал соответствие с предусмотренными прогнозами, а именно:

• Учителя начального школьного этапа нуждаются в методической поддержке, чтобы организовать работу детей разного этнического происхождения;

• У 7-11 летних детей проявляются явные и неявные негативные взаимодействия, появившиеся от существующих этнокультурных различий;

• Классный час - это то пространство, которое позволяет организовать деятельность, направленную на интересы и потребности детского коллектива и на отдельного ребенка;

• Классный час помогает ребенку приобщиться к

образовательной среде и оптимизирует формирование адаптивных, динамичных, равносоставленных и конкурентоспособных личностей.

Сделанные констатации позволили нам разработать исследовательскую программу, функциональное предназначение которой сводится к :

1. Формированию состава контрольной и экспериментальной детской группы;

2. Разработке компьютерных презентаций, касающихся проблем интеграции детей из числа меньшинств;

3. Апробации компьютерных презентаций перед детьми экспериментальной группы на Классном уроке.

Распределение детей по группам - экспериментальная и контрольная - основывалось на принципе равнопоставленности по отношению охвата детей из болгарского и ромского2 происхождения, не имея ввиду характеристику их возраста:

Этническое Контрольная Экспериментальная

происхождение группа Группа

Болгарское 37 42

происхождение

Ромское 37 48

происхождение

Общее 74 90

Опираясь на специфические способы пользования ИКТ в обучении, настоящая научная разработка акцентирует внимание на возможности применения компьютерных презентаций в Классном часе, как способе решения межэтнических проблем в межэтнической среде. Разработка и применение компьютерных презентаций основывается на:

2

Ромское происхождение (от цыг. «романэ» - цыгане) - цыганское

происхождение.

• Конкретном моделировании образовательной среды;

• Выборе подходящих методов, способов и подходов, которые вполне подчиняются современным требованиям к действенности, коммуникативности, интегративности, самостоятельности и проблемности.

Специфические методы использования ИКТ в обучении Кроме традиционных методов обучения, интегрированных с ИКТ, учитель может иметь ввиду и некоторые специфические способы применения технологий, у которых есть потенциал поднять опыт в области преподавания и обучения:

1. Поддерживающий метод - технологии используются для повышения точности представления работы.

2. Метод для исследования и контроля - технологии оказывают помощь ученику заучивать, исследовать, экспериментировать и принимать решения.

3. Руководящий метод - здесь информация представлена обучаемому подходящими уровнями и темпами, дающими возможность получить обратную связь об успехе в обучении.

4. Ресурсный метод - технологии используются для доступа к информации из разных ресурсов: как онлайн, так и оффлайн возможности Интернета, компакт-диски, различное программное обеспечение.

5. Связывающий метод - технологии используются для коммуникации между учениками, например электронная почта. В обучении учеников в начальном школьном возрасте этот метод можно применять, прежде всего, для поддержки самореализации.

Организация исследования включает:

• Первое, предварительное исследование, направлено на обоснование и конкретизацию необходимости подходящими методами и способами диагностировать предмет исследования.

• Второе, основное исследование и реализация разработанной исследовательской программы.

В период предварительного исследования проведено:

• Анкетирование 10 учителей начального этапа обучения.

• Анкетирование 48 учеников болгарского и 37 учеников ромского происхождения 7-11-ти летнего возраста.

Применение анкетных листов имеет интеллектуальный характер и их цель решить следующие задачи:

1. В эмоциональном плане - достичь максимальной степени близости между лицом, проводящим анкетирование и исследуемыми детьми;

2. В познавательном плане - изучить микроклимат и определить проблемные области, касающиеся взаимодействий детей разного этнического происхождения.

Период предварительного исследования охватывает март 2010 года. Исследованы 10 учителей и 68 учеников болгарского и ромского происхождения начального этапа обучения. С целью достижения большей корректности при получении информации, до начала исследовательской деятельности проводился устный разговор - интервью с учителями и детьми. Были изготовлены заранее письменные инструкции по заполнению анкеты и соблюдению принципа конфиденциальности информации.

Анкетированные Первый Второй Третий Четвертый

учителя класс класс класс класс

ОУ 2 3 3 2

Общее число 10

Информация о числе анкетированных учителей детей начального

этапа обучения:

Исследованные Первый Второй Третий Четвертый

дети класс класс класс класс

Болгарского 14 8 6 6

происхождения

Ромского 14 8 6 6

происхождения

Общее число 28 16 12 12

Формирующий эксперимент проводился в апреле и мае 2010 года. Перед детьми экспериментальной группы на Классном уроке апробировались разработанные компьютерные презентации.

Концептуальная схема разработанной образовательной модели сконструирована на идее информирования и понимания того, как добиться изменения в области мышления и поведения, чтобы на этой основе каждый участник операционализировал на индивидуальном уровне механизмы недопускающие противопоставления дискриминации в своих межличностных отношениях.

В содержательном аспекте компьютерные презентации рассматривают вопросы, связанных с хорошим и плохим, с дружбой и предательством, с человеческим достоинством и недостатками, с взаимоотношениями внутри семьи и вне ее, с разницей и сходством в настоящем жизненном плане, с проявлениями толерантности, насилия и дискриминации.

В познавательном аспекте разработанные компьютерные презентации, при помощи подходящих иллюстрации, умело выбранных пословиц и поговорок, афоризмов и притч, вводили детей в философию жизни. Целью было прояснить такие понятия, как идентичность (индивидуальная и групповая), принадлежность (родовая, национальная, группово-этническая, религиозная), культура (национальная, этнокультурная), расизм, дискриминация, насилие.

В фронтальном аспекте разработанные компьютерные презентации применялись как:

- руководящий метод для фронтальной работы в детской группе;

- поддерживающий метод - способ, вводящий в тему дискуссии;

- ресурсный метод - кульминационная точка после проведенных дебатов или решения казусов;

- связывающий метод - «минуты раздумья»;

- гедонистичный3 метод - время для «улыбки и хорошего

3

Гедонизм (от греч. Ь^опе — наслаждение) - стремление к удовольствиям, наслаждениям.

настроения»;

- укрепляющий метод - конечный этап после проведенного тренинга.

В практическом аспекте компьютерные презентации показываются в качестве элемента структурной схемы образовательного подхода, предназначенность которых отвечать на потребности современной школы. Настоящая модель является синтезом следующих дидактических уровней: введение в тему, дефинирование ключевых понятий, дискутирование о факторах состояния проблемы, идентифицирование потребностей, их распознавание и преодоление. Его применение обеспечивает переосмысление теоретических конструктов через восприятие социальных данностей под формой симуляции, ролевых игр, дискуссий и кооперативного учения.

Работая над отдельными темами, учителя формируют социальные умения у учеников, предпосылающие как утверждающее себя поведение, так и толерантное отношение в общности. Посредством приобретения конкретных знаний о нижеследующих понятиях:

• Собственная личность - добродетели, ценности, способы общения;

• Семья - семейные правила, роли, ответственности ее членов;

• Школа - нормы и правила, решения конфликтов;

• Учреждения - государственный и неправительственный сектор, дети расширяют свои представления и дальнейший процесс формирования настройки о самопознании, о значимости собственной личности и ценности собственной личности, ценности человеческого существования, об активном отношении к жизни, о толерантности и понимании разницы.

Эффективность применения компьютерных презентаций на

Классном уроке выражается следующими тезисами:

- они позволяют подчеркнуть целесообразность в отношении подчинения различных тем;

- на практике они охватывают все человеческое знание, так как информационное пространство является неисчерпаемым источником теоретического и практического опыта;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- к созданию конкретных компьютерных презентаций можно привлечь специалистов разных областей;

- в их создании могут участвовать и сами дети;

- компьютерные презентации являются инструментом, который универсально подходит для всех методов и форм работы с подростками. Они провоцируют последующие дискуссии, дебаты, моделирование конкретных ситуации, ролевых игр.

Преимущества компьютерных презентаций перечислены в соответствии с требованиями учебной программы, в которой указывается, что «конкретное моделирование среды обучения и выбор подходящих методов, способов, подходов вполне подчиняется современным требованиям к действию, коммуникативности, интегративности, самостоятельности и проблемности».

Вот почему, я предоставляю компьютерные презентации и связи, которые применяю на классном уроке начального этапа обучения.

Так как у каждого педагога есть индивидуальные качества, которые являются сочетанием характера, темперамента, личностной направленности, стиля и организации работы, то он сам решает, как пользоваться этими презентациями, где их место на Классном уроке, имея ввиду:

- потребности (индивидуальные и групповые) учеников класса;

- задачи, связанные с учебным содержанием;

- проблемы, возникшие в процессе педагогического взаимодействия;

- конфликты, которые сопровождают общение в мульти-культурной среде;

- проблемы, связанные с основной компетенции европейских граждан в динамичном и быстро меняющемся мире;

Предлагаем и одну примерную блок-схему для разработки тем по интеркультурному образованию на классном уроке.

Тема: Насилие в школе I. Цель урока:

- Идентифицировать характеристики насилия в школе.

- Определить причины насилия в школе.

- Поощрить общение учеников между собой.

- Помочь ученикам развить способность испытывать эмоции других.

- Помочь ученикам развить способность определить когда ситуация превращается в насилие.

- Обнаружить проблемы, связанные с поведением учеников.

Ключевые понятия: школа, насилие между учениками. Правила школьной деятельности.

Нужные материалы: мультимедиа, заранее разработанные презентации „Нет насилию", „Толерантность", „Дружба", „Агрессия в школе". ^.Теоретический блок: Содержательная интерпретация:

Тема „Насилие в школе" касается вопросов, связанных с агрессией в школе. Проблему нужно рассматривать как реальную для болгарских образовательных учреждений. В центр ставятся причины, приводящие к школьному насилию, а дискуссия направлена к пониманию, что все стороны -учителя, ученики и родители ответственны за случавшееся в школе.

Это значит, нужно принять понимание, что:

• Школа, это учреждение со специфическими законами и правилами;

• Школа - место для подрастающих и в ней осуществляется развитие личности;

• Насилие в школе недопустимо и его можно удалить и преодолеть, объединяя усилия всей школьной общности.

Работа по теме предполагает информированность

обучающих о:

• Сущности школы как учреждения - организация школьной жизни сообразна с возрастом обучаемых; Взаимоотношения в школе формируются в продолжение нескольких лет, и каждый делает свой вклад в характер этих взаимоотношений (позитивный - негативный). Когда каждый соглашается с требованиями учителей или класса, цели достигаются быстрее и результаты лучше;

• Особенности насилия - насилие появляется там, где нет строгого противодействия насильнику. Насилие -это выражение бессилия.

• Нужно соблюдать Правила деятельности школы.

Когда насилие над другими является поведенческим ответом

под формой вербальной (обида, пренебрежение, обругание) или физической агрессией (столкновение, удары, ранение), тогда считается, что у насильника есть личные проблемы, и он нуждается в помощи по их преодолению. Ему надо научиться преодолевать межличностные проблемы ненасильническими подходами.

Когда насилие над другими выражается как агрессивное проявление без конкретной причины, тогда нужно показать насильнику, что подобное поведение является грубым нарушением Правил школьной жизни и прав личности, и оно не будет санкционировано.

Возможности для отстранения и предотвращения насилия в школе:

• Знакомство, знание и применение человеческих прав ребенка;

• Равнопоставленое участие в принятии решений, связанных со школьной жизнью;

• Проявление толерантности, принятие и понимание межэтнических и межличностных отношений.

III. Практический блок Учитель в качестве модератора • Предварительная подготовка

- по теме урока;

- необходимых материалов для работы;

- Предварительное решение об управлении классом. Учебный урок как переживание

- учитель как режиссер;

- ученики как артисты.

Учебный урок как процесс руководства среды

Ученики переживают урок, как отношения между собой. Учебный урок как процесс создания личностей Учитель отмечает:

- известные проблемы учеников;

- личностные проблемы учеников;

- отклонения от принятых правил работы;

- для работы с нуждающимся учеником выбирает подходящий стиль коррекции.

Структура урока Учитель как модератор

У учителя следующие предварительные обязанности:

- В конце прошлого урока учитель заранее объявляет тему следующего урока "Насилие в школе".

- Потом дает задачу ученикам подумать о случае насилия в школе, о котором они услышали или в котором участвовали;

- Подготовить презентацию к теме;

- Чтобы следующий урок прошел по теме и по плану, учитель должен изготовить ситуацию (тренинг), которую ученики сыграют.

II Учебный урок как переживание

1. Ученики садятся в круг. Учитель садится вместе с учениками.

2. Они вспоминают правила работы, которые, как предполагается, уже сформулированы и записаны на видном месте. Если кто-нибудь предложит новое правило, его добавляют к остальным.

3. Учитель напоминает тему и записывает ее на доске.

4. Потом делает предложение ученикам: пусть урок пройдет как ролевая игра.

III. Учебный урок как процесс руководства среды

1. Учитель предлагает вниманию учеников следующую ситуацию:

„Конец учебных занятий (после 2-ой смены обучения), на дворе темно. Группа первоклассников пошли домой одни и возвращаются, чтобы было быстрее, по неосвещенной, безлюдной улице. За ними идут старшеклассники из этой же школы скоро догоняют их и спрашивают: „Который час?". Один из маленьких учеников достает мобильник, чтобы ответить на вопрос. Тогда старшеклассники набрасываются на маленьких и начинают обшаривать их карманы в поиске денег, часов, мобильных телефонов и в то же время жестоко их бьют. В это время по улице идут двое взрослых людей и видят, что случилось. Как они поступят? А) Проходят безучастно;

Б) Вмешиваются, хватают нападающих и отдают вещи маленьким детям. Провожают каждого ребенка до его дома. Учитель дает возможность ученикам самим выбрать конец истории в процессе ролевой игры. Уточняет, что те, которые выполняют роль взрослых должны решить как поступить в каждом из моментов игры.

2. Теперь распределяются роли. Учитель дает возможность ученикам самим выбрать роль.

3. После всех уточнений роли распределены, игра начинается. Ученики очень быстро понимают свои роли, по-настоящему принимают их. Когда наступает кульминаци-

онный момент - появляются взрослые - артисты решают, что правильнее помочь маленьким, чтобы у этой истории был положительный конец.

4. После окончания игры все садятся в круг и начинают обсуждать.

- Каждый должен сказать, как чувствовал себя в своей роли, как переживал, какие чувства обладали им во время игры.

- Ученики, выполняющие роль взрослых, должны объяснить: почему они выбрали решение помочь маленьким, а не прошли мимо всех.

- Объяснения начинают „первоклассники". В общем они почувствовали прежде всего страх и ужас. Они предпочли отдать все свои вещи, чтобы их не били.

- „Нападающие" со своей стороны чувствовали беспокойство и стыд, но это никак не отразилось на их игре. Эти чувства объясняются тем, что они никогда не делали этого в реальной жизни.

Они думают, что этот поступок крайне неправильный и такие ситуации не должны происходить.

- „Взрослые" объясняют выбор своего действия чувством долга, гуманности и сострадания к маленьким и беззащитным детям. Они утверждают, что вообще не колебались, делая свой выбор, и если действительно попадут в такую ситуацию, они действительно поступят так.

5. Учитель призывает своих учеников к тому, чтобы они поделились личным опытом - случалось ли с кем-нибудь что-то подобное или видел ли кто-нибудь из них что-то такое. Если видел - рассказать. Некоторые рассказывают подобные истории, о которых слышали, но никому из учеников не случалось участвовать в них, и никто из них даже не присутствовал при подобном. Все вместе пробуют определить мотивы для подобного поступка насилия или „рэкета"над своими одноклассниками или учениками младших классов.

6. После всех высказывании учеников о своих чувствах и переживаниях во время игры все вместе делают следующее: машут руками и так освобождаются от своей роли.

7. Учитель показывает компьютерную презентацию по теме „Скажем СТОП агрессии" и дает возможность ученикам комментировать и сделать выводы.

8. Учитель обобщает сделанное словами:

„На этом уроке мы коснулись очень глубокой, болезненной и скрытой проблемы - насилие в школе. Во время игры мы задумываемся над своими чувствами, связанными с этой проблемой, пробуем разоблачить ее и сделать что-нибудь, чтобы начать решать ее при помощи правил безопасности и поведения в классе. Мы поняли, что должны быть толерантными друг с другом по пути наших взаимоотношений, дружба должна стоять впереди, чтобы быть сильной, и мы смогли сказать: „Стоп насилию и агрессии в школе".

9. Чтобы оценить урок и получить обратную связь, учитель прикрепляет к доске заранее подготовленный лист бумаги с перечисленными пунктами с 1-го до 6-го, чтобы оценить атмосферу в классе на уроке. Ученики должны дать свою оценку используя некоторые из этих пунктов. Свое мнение они записывают на маленьком листке и сворачивают его. Учитель собирает листки.

IV. Учебный урок как процесс создания личности

Задача учителя следить активно:

• Как каждый ученик определяет сам себя, выбирая свою роль.

• Как чувствует себя каждый из учеников во время игры.

• Каковы субъективные впечатления и рассуждения каждого ученика, когда он делится своими чувствами после окончания игры. Какие новые вопросы возникли. Изменилась ли позиция и в какое направление.

• Каковы реакции, настроения и мотивы учеников в данной ситуации. Каков смысл жестов и мимики, которые они выражают.

• Каковы индивидуальные переживания и комментарии.

• Какие обобщающие выводы они делают.

Цель не только дать определение школьному насилию как виду нарушения прав или способа действия. Очень важно, чтобы ученики почувствовали и оформили свое отношение к переживаниям и мотивам двух сторон в ситуации школьного насилия. Наблюдая за участием, рассуждениями и отношениями учеников, учитель имеет возможность создать свое мнение о проявившихся особенностях в поведении учеников, не отвечающих общепринятым и об их личностных проблемах. Так учитель проявляет себя как профессиональный диагност личностного развития каждого ученика из класса. На основании этой констатации появляется возможность правильно воспитать личность ученика, используя самый точный метод для корректирования, базируемый на подходящей альтернативе действию.

Литература:

1. Ангелов Б. Мултимедията, играта и играчките в со-циокултурната среда на човека, Ерфурт, 2001;

2. Ангелов Б., М. Миленова, В. Стойчев, Детско общество, творчество, Интернет общество, Сп. Предучилищно възпита-ние, кн. 6/7, 2003;

3. Бурлаков, И., Компьютерные игры. Журнал для родителей, кн. 1, М. 2003;

4. Бъргър П., Т. Лукман, Социално конструиране на личността. С. 1993;

5. Василева, Е., Съвременното начално училище - ре-алност и предизвикателства, С. 2004.

© Веска Вардарева, 2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. Transliteracija:

Vardareva, V. Interkul'turnaja integracija v nachal'noj shkole i rol'

komp'juternoj prezentacii //Vestnik ро pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - №3. - 2013. - S. 7-24.

— • —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.013

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЮГА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

Л.А.Корецкая, Межрегиональная академия управления персоналом (Херсон, Украина). Koretskaya.Lyuba@mail.ru

Резюме. Главные пункты семейного института показывают в исследовании диссертации «формирование и функционирование социальных учреждений в условиях области юга Украины во второй половине 19-го - начала 20-го столетия» (L.Koretskaya).

Теоретический материал семейного воспитания в условиях, относящихся к разным культурам области юга Украины проанализирован в этой статье. Главная цель, действительность и степень разработанности проблем готовности в современной научной литературе сформулированы. Главный акцент находится на национальности воспитания, роли матери в детях, образование.

Положительны акценты, которые обращают особое внимание на образование мальчиков и девочек на общих и отличительных особенностях семейного образования в соответствии с их религиозным присоединением и социальным статусом.

Но по нашему мнению это было бы необходимо, чтобы проанализировать особенности воспитания в каждой национальной группе, которая это представило южную область Украины в этот период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.