ISNN 1029-3388
ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Борисова Е.Р.
ИНТЕРЕСЫ СУБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕГО КАЧЕСТВЕ
В современных условиях развития образования первостепенное значение приобретает поиск новой модели управления, обеспечивающей функционирование и развитие системы. Нарастающие противоречия отечественного образования, проявляющиеся «в несоответствии содержания образования современному уровню развития знаний; в разрыве между содержанием образования и реальными образовательными запросами обучающихся и развивающимися потребностями общества; в углубляющемся социальном неравенстве в области образования; в растущем дисбалансе между сферой образования и рынком труда; неспособностью системы образования адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности» и др., требуют нового осмысления содержания, структуры, форм и методов образования [2, с. 23].
Возрастающая информатизация, полярность ценностных ориентаций социума, неопределенность последствий проводимых реформ требуют системного переосмысления философского понимания образования [4], [5].
Дальнейшее укрепление рыночных отношений в России неизбежно предполагает все большее распространение их принципов на сферу образования. Об этом пишут специалисты в области образования. Например, Б. С. Гершунский справедливо заметил, что переход к рынку способствовал появлению в системе образования тенденции сведения целостной педагогической системы до сферы образовательных услуг, служащих удовлетворению потребностей заказчика [1]. Е. М. Николаева, М. Д. Щелкунов отмечают, что основной тенденцией развития современного образования становится ориентация на потребителя [3].
Кроме того, децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений обуславливают поиск новых способов управления, позволяющих учитывать ценности и цели каждого субъекта образования, определять приоритетные направления развития образования, сущность, содержание и структуру качества образования применительно к собственным целям, повышать управляемость на всех уровнях системы образования.
Система отношений внутри образовательного сообщества задается типом социальности и поэтому весьма разнообразна. Система образования - это всегда отношения между отдельными субъектами с их потребностями и интересами. «Каждая социальная группа, - подчеркивают американские философы Г арнет и Нэйш, - через своих теоретиков предлагает и требует построения своей концепции образования, в которой находят отражение ее представления о добре и зле,
20
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
справедливости, свободе, ее понимание современных общественных процессов и добропорядочного и полноценного гражданина как главной цели образования» [6].
Интересы субъектов системы образования - это побудительные мотивы, обусловленные их местом в системе отношений данной системы с присущими им потребностями. Поэтому интересы выступают мощным двигателем развития системы образования, образуют ту «пружину», которая приводит ее в движение. Такое понимание лежит в основе стратегии управления качеством образования и раскрывает характер взаимодействия объективных и субъективных факторов, обуславливающих качество образования. Без понимания и ответственной деятельности в сфере образования никогда не бывало и не может быть нации, сильного государства, страны, общества и личности. Ключевой идеей к современной образовательной проблематике, на наш взгляд, является практико -ориентированная деятельность.
Взгляд на образование как на вид социальной деятельности, во-первых, переносит акценты на анализ ее целей и мотивов, условий, путей и средств ее осуществления, результатов и их критериев. Во-вторых, останавливает внимание на реализуемых в ней объектно-субъектных отношениях, эффективность которых определяет ее успех и конкретное состояние. Сами эти отношения производны от свойств задействованных в них субъектов, характера их деятельности, форм и успешности их взаимодействий. Соответственно, без специального научного изучения последних нельзя построить социальную практику так, чтобы максимально задействовать в ней тот положительный потенциал, которым обладает деятельность социального субъекта.
Качество высшего образования, во-первых, зависит от имеющихся (актуально или потенциально) ресурсов, но еще больше - от позиций и действий тех субъектов, которые, находясь вне системы образования, заинтересованы в результатах ее деятельности и формируют социальный заказ на образование. Во-вторых, от субъектов, деятельно включенных в процесс образовательной практики в качестве ее реализаторов и имеющих в ней собственные интересы и цели. Причем их интерес к образованию может быть прямым - когда образование выступает самоценностью и целью деятельности, а может быть функциональным - когда ценность образования определяется его способностью быть для субъекта средством достижения различных целей, в том числе и за пределами собственно образовательного пространства. Позиции этих субъектов детерминированы не только их намерениями и целеустремлениями, но также их способностями, наличием и свойствами их внутренних ресурсов, мотивацией, готовностью, действуя в собственных интересах и в интересах других субъектов, содействовать успешной реализации образования. Воздействие этих позиционных характеристик может сказываться на результате образования как позитивно, так и негативно.
21
ISNN 1029-3388
Основная проблема вузовского образования - это идентификация заинтересованных сторон: студента, предпринимателя, государства, правительства, научного сообщества и т.д. Если удается точно идентифицировать заинтересованные стороны и их требования, то тогда можно решить проблему качества образования.
Например, в американской системе образования в качестве клиентов рассматриваются студенты, родители, потенциальные предприниматели, общество, поскольку они покупают своеобразный продукт, называемый образованием. В последнее десятилетие 20 века многие вузы США выдвинули на первый план использование именно философии качества TQM (Всеобщего менеджмента качества), видя необходимость решения существующих проблем, прежде всего, в системах управления вузов: идентификация клиентов, определение их потребностей, разработка модели курса и ее соответствие потребностям клиентов, обратная связь с выпускниками, оценка качества как процесс, роль руководства и т.д. [7].
В нашей стране заинтересованные субъекты (стороны) высшего образования могут быть разделены на две группы. В первую группу входят индивиды, социальные группы и общественные формирования, которые прямо или косвенно выступают «заказчиками» или «потребителями» образования, заинтересованные в образовании. Они выступают по отношению к нему внешней поддерживающей (прямо или косвенно) силой, наполняющие образование содержанием, поддерживающие его идеологическими установками, социальными запросами (профессиональными и иными), материальными средствами и т.п. Сюда входят: общество в целом и различные его слои или группы (в том числе политики, интегрирующие образование в другие сферы общественной жизни; представители различных ветвей власти и общественности, заинтересованные в возрождении России через образование); государство; обучаемые - главные участники образовательного процесса и реальные носители целей и ценностей образования; родители обучаемых; поставщики «сырья» для образовательного процесса (школы, техникумы); работодатели (представителей бизнеса и финансовых кругов, готовые осуществлять прямые инвестиции в образование, строить на его основе долгосрочную финансовую политику); социальные группы, получающие образование (индивиды, группы, осваивающие новые виды и уровни профессий, различные формы внепрофессиональной деятельности, образовывающиеся в целях расширения и углубления знаний и обеспечения различных культурных запросов). Во вторую группу входят индивиды, социальные группы, общественные институты, которые занимаются образовательным процессом, обеспечивая его непосредственной деятельностью, которая определяет их прямой интерес к образованию, реальный или формальный. В эту группу входят социальные группы, сообщества и институты, объединенные профессионально: органы управления образованием, их сотрудники, берущие на себя профессиональную и
22
Научно-практический журнал “Гуманизация образования” № 2/2012
гражданскую ответственность за уровень и качество российского образования, учредители; преподаватели, ученые, представители творческой интеллигенции, стремящиеся вложить свой интеллект и талант в развитие образования.
Для того, чтобы измерить качество образования, необходимо проверить его соответствие требованиям заинтересованных сторон. Каждому конкретному вузу желательно иметь от каждой заинтересованной стороны точно сформулированные требования к системе образования и преобразовать их в цели и задачи образовательной деятельности. Следовательно, можно сказать, что цель деятельности вуза - это максимально возможное выполнение требований заинтересованных сторон, это и есть достижение качества образования, которое включает и содержательный аспект образования и формы его совершенствования. Качество становится универсальным критерием в обстановке конкуренции, оно становится тем измерительным прибором, с помощью которого будут проводиться сравнения.
Со стороны студентов процесс обучения является процессом познания. Какова же цель этого процесса? Конечно, не секрет, что некоторая часть студентов, приходя в вуз, преследует одну цель - получение диплома о высшем образовании; но большая часть студенчества связывает получение высшего образования со стремлением подняться на более высокую ступень в социальной иерархии и с возможностью трудоустройства по избранной специальности. Т.е. в этом мы видим практически неформализованные требования, не слишком связанные с тем, чему и как будут учить. В процессе обучения студентов интересует стоимость обучения, уровень стипендий, возможность выявить свои творческие способности, возможность продвижения карьеры. Работодатели же требуют от выпускников знаний, соответствующих их требованиям.
Когда цели процессов обучения и изучения совпадают и достигаются, то тогда можно констатировать, что полученное студентами образование соответствует требованиям заинтересованных сторон: выпускник вуза, приобретя новые знания, умения и навыки, «перешел в новое состояние», и его знания востребованы обществом, чьи требования выражаются предприятиями на рынке. Обратим еще внимание на то, что в процессе обучения/изучения происходит постоянная смена транзакций - смена поставщика/заказчика; на экзамене преподаватели меняются со студентами местами и играют роль заказчиков, именно роль, предоставляя студентам возможность представить себя перед реальным работодателем.
Совершенно очевидно, что интересы у разных заинтересованных субъектов далеко не одинаковы, могут быть и диаметрально противоположными. Интересы предопределены положением соответствующего субъекта в системе образования, их местом. Их интересы имеют весьма сложную структуру.
Предполагаемые интересы заинтересованных сторон высшей школы могут иметь следующую структуру. Для общества предполагаемыми интересами являются жизнеспособность нового поколения, его конструктивно-созидательное отношение
23
ISNN 1029-3388
к окружающей его общественной жизни, развитие общества. Для международного сообщества - создание единого образовательного пространства, эквивалентность документов об образовании (Болонское соглашение). Для государства - Сохранение и развитие всей системы образования, его воспроизводство и совершенствование. Для Министерства образования и науки РФ - понимание интересов государства, проведение реформ и соответствие требованиям государства. Для работодателей - получение специалистов, способных приступить к работе с наименьшими адаптацией и стоимостью на переобучение. Для обучаемых (студентов) -перспективы трудоустройства и профессиональной карьеры, финансовые перспективы на улучшение уровня материальной жизни. Для преподавателей -сохранение и развитие профессиональной принадлежности, улучшение финансовых перспектив, творческая работа. Для родителей обучаемых -уменьшение степени беспокойства за своих детей и увеличение их жизненных возможностей.
Способы воздействия на интересы заинтересованных сторон, с помощью которых обеспечивается их участие в процессе образования, весьма многообразны. Причем они не одинаково сочетаются на разных этапах процесса образования. Качество выпускников зависит от качества студентов, а те, в свою очередь, от качества абитуриентов, и поэтому конкурентоспособность вуза зависит от привлечения абитуриентов, знания которых соответствуют требованиям вуза.
Современные процессы требуют согласования интересов и позиций различных субъектов в качестве образования; необходимо выстраивать социализацию таким образом, чтобы согласовывать интересы различных социальных субъектов в области качества высшего образования. Одно несогласованное действие может поставить точку на существовании и индивидуума, и общества, и государства.
Все перечисленные ранее стороны (личности, работодатели, вузы, общество и государство) заинтересованы в качестве высшего образования, но конечные цели у них разные, хотя и взаимосвязанные. Для выявления того, как эти заинтересованные стороны достигают своих целей за счет обеспечения качества подготовки специалистов, следует определить соответствующую иерархию целей. При этом необходимо выделить направления, которые так или иначе связаны с качеством подготовки специалистов.
Таким образом, вузы должны переосмыслить свои задачи с тем, чтобы повысить качество обучения. Именно философия управления качеством образования позволяет рассматривать процессы улучшения в вузах через призму удовлетворения потребностей студентов и других заинтересованных сторон.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский -
М.: Пед. общ-во России, 2002. 512 с.
24