Научная статья на тему 'Интеграция критериев гарантированного качества обучения студентов в США'

Интеграция критериев гарантированного качества обучения студентов в США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИЙ / CRITERIA / КАЧЕСТВО / QUALITY / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ГАРАНТИРОВАННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / GUARANTEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова Э.З.

В статье рассматривается интеграция основных критериев качества образования в США, которые гарантируют повышение эффективности образовательного процесса в высшем образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of the criteria of the guaranteed education of students in the USA

The article reveals the main criteria of the quality of education in the USA, which guarantee improvement of efficiency of educational process in higher education.

Текст научной работы на тему «Интеграция критериев гарантированного качества обучения студентов в США»

ISNN 1029-3388

или соискателей на учёные степени. Их не удивляет собственный низкий уровень научной компетенции, при котором вклад в отраслевую науку и индекс цитирования нулевой.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 475 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74» // Собрание законодательства Российской Федерации, 27.-6.2011.- № 26.- ст. 3799.

2. Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук : проект приказа Минобрнауки России. - М.: Минобрнауки России.- 2011. -46 с.

Фахрутдинова Э.З.

Интеграция критериев гарантированного качества обучения студентов в США

В настоящее время в ситуации продолжающегося изменения социальнополитических, экономических и морально-нравственных ориентиров, важнейшей предпосылкой динамичного развития общества становится создание и поддержание довольно высокого уровня общего и профессионального образования. В настоящее время к образовательным технологиям предъявляются повышенные требования к качеству их функционирования, надежности, прогностичности, эффективности и результативности. В США уделяется много внимания развитию технологизации дидактической инженерии, где определяются наиболее значимые критерии гарантированного качества образования.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам говорить, что качество образования определяет гарантированность и эффективность всего образовательного процесса, а критерий оценки является его инструментальной составляющей. По мнению Сластенина В.А и Исаева И.Ф, критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения - это уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии [1]. Генадий Мирошниченко рассматривает критерий в качестве мерила, дающие возможность оценивать то, о чём идёт речь или оценивать смыслы вообще в любой системе. «Критерий - это такое математическое или физическое, качественное или любое другое языковое представление (в математике - функционал), которое при функционировании любой системы самоудовлетворяется путём его минимизации или максимизации» [2]. С точки зрения экономического подхода «критерий - это показатель, признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта,

102

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

процесса, мерило такой оценки. Например, критерий эффективности характеризует уровень эффективности системы, а критерий оптимальности - насколько система близка к оптимальному состоянию [3].

Система выбора образовательных критериев и систем показателей в США такая же, как при разработке показателей в экономической или социальной сферах. Проблема образовательных индикаторов заключается в сложности определения критериев качественного образования, так как не существует прямых показателей, указывающих на эффективность или неэффективность этого процесса. Очевидно, что процессы и критерии, обеспечивающие качество образования взаимосвязаны, и их возникновение, изменение, проявление или исчезновение влияет на развитие качества образования в США. По мнению К.Ишикавой, одного из ведущих специалистов в мире в области качества, для того, чтобы решить задачу гарантированности качества образования, необходимо это качество спланировать, обеспечить в образовательном процессе и подтвердить.

Планирование, обеспечение и подтверждение качества - это традиционные задачи построения систем качества, оговариваемые нормами международных стандартов ИСО 9000. Основная цель создания системы - повышение эффективности процессов университета, поэтому важнейшей задачей является выбор критериев эффективности, их измерение и доведение результатов до всех участников процесса.

В последнее время за рубежом интенсивно разрабатываются системы гарантии качества образования. Так, в США в 2000г. Совместный Комитет по стандартам ввел в обращение новую систему стандартов оценки процесса и результатов профессиональной подготовки. В качестве базы для аккредитации и сертификации поставщиков образовательных услуг используются принципы «всеобъемлющего управления качеством» (TQM) и, прежде всего, нормы международных стандартов ИСО серии 9000, которые действительны во всех государствах, ратифицировавших систему «Международной организации стандартизации» (ИСО): применение этих норм обеспечивает сравнимость результатов обучения различных поставщиков как на национальном, так и на международном уровне, это содействует международному сотрудничеству в области НПОО, поддерживает прозрачность предоставляемых образовательных услуг.

Основу методологии TQM составляют принципы (философия) качества

Э. Деминга, и прежде всего, его модель деятельности, получившая название цикла Деминга, или цикла PDCA - планирование (plan) - разрабатывание плана совершенствования внутренней оценки качества, действие (do) - внедрение процесса обеспечения качества, контроль (check), анализ и выводы полученных результатов (act). Международные стандарты ИСО 9000 определяют, что нужно сделать для обеспечения качества, а концепция TQM - как это сделать. Система всеобщего менеджмента качества TQM означает систематическое и непрерывное применение определенных методов и процессов для улучшения работы учреждения, а также изменения культуры отношений внутри университета. Для

103

ISNN 1029-3388

того, чтобы процесс улучшения качества был непрерывным, его следует стимулировать систематическими самооценками. Благодаря TQM реализуются две задачи: повышение уровня удовлетворения студентов и непрерывное улучшение всех услуг и видов деятельности внутри ВУЗа. Но согласно Мак Кормака (McCormack) [4], когда усилия TQM не оправдывают ожиданий, это происходит из-за слабой тактики нехватки стратегической структуры. Крамрин и Раннелз (Crumrine и Runnels) [5] предлагают модель для того, чтобы осуществить TQM в инженерно-техническом, среднетехническом или подобном учреждении. Она включает в себя 5 фаз или категорий для выполнения задач, связанных с каждой категорией:

1. Убеждение. Исследуйте, оцените, примите, и получите убеждения в TQM.

2. Организационное развитие. Объедините TQM в ключевые процессы управления; обучайте, подготавливайте и предлагайте поддержку служащим.

3. Центральное внимание клиенту. Определите рабочие группы; проанализируйте клиентов, товары и услуги.

4. Ориентация на процесс. Выявляйте, стандартизируйте и улучшите управление производственным процессом.

5. Непрерывное усовершенствование. Развивайте метод выявления возможности и объединения процессов усовершенствования в повседневных операциях.

Сатклифф и Поллок (Sutcliffe и Pollock) ссылаются на подобные стратегии, поскольку они изучали внедрение TQM в ВУЗах. Они считают, что «внедрение начинается с составления качественного программного заявления и учреждения организационной структуры и для управления, и для поддержки участия всех сторон в достижении качества через взаимодействие» [6]. Передовой опыт освоения TQM показывает, что улучшение качества товаров и услуг является критическим в государственной системе образования. Высшая техническая школа Westinghouse в Нью-Йорке оценила положительные следствия своей программы усовершенствования качества - Westinghouse Education Quality Initiative. Westinghouse и смогла достигнуть следующих результатов: студенты Westinghouse стали более вовлеченными в занятия, процент отсеявшихся уменьшился, членство в студенческих кружках выросло, и студенты стали больше участвовать в бесплатных факультативах мозгового штурма [7]. Работа в Высшей технической школе Westinghouse демонстрирует успешное применение понятий управления TQM к инженерно-техническому образованию. Однако, исследования показывают, что “самые разносторонние программы TQM обнаружены в колледжах и в меньших, частных учреждениях” [8]. Многие из выгод реализации TQM в инженернотехнических программах образования являются результатом отношения к изменениям и взаимодействиям. Это подтверждается примером государственного колледжа штата Огайо Edison в США, где начальные попытки принимать управление качеством сосредоточились на культурном изменении и достижении, “чтобы каждый в своих взглядах видел студентов, сотрудников, наблюдателей и

104

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

служащих как ценных людей, которые заслужили возможно лучшего обслуживания” [9].

Система самооценки университетов США наиболее развита. Причина этому факт того, что американское высшее образование контролируется преимущественно самими учебными заведениями, в отличие от стран, где образование регулируется государственными органами. Аккредитация университетов осуществляется региональными Ассоциациями университетов и колледжей и представляет систему коллективной саморегуляции для сохранения баланса между правами учебных заведений на академическую свободу и их ответственность перед государством и обществом. Многочисленными методами оценивания являются оценка, аккредитация, аудит и ранжирование. «Оценка» - в глобальном смысле термин обеспечения качества, однако, довольно часто она рассматривается параллельно другим методам, таким как, например, аудит. «Аудит» - это метод, в рамках которого должны быть оценены сильные и слабые стороны механизмов, обеспечивающих качество образования, которые распространены в оцениваемом учебном заведении. Делается это, в основном, для того, чтобы обеспечить мониторинг и улучшить деятельность вуза, преподавание и организацию. «Ранжирование» является элементом оценки, в ходе которого сравниваются результаты по предметам, программам, учебным заведениям или темам. Это, по мнению Европейской Ассоциации Университетов, ведет к постоянному обмену положительным опытом. Это наиболее молодой и неизученный метод в рамках оценивания [10].

Повышение качества самооценки может быть достигнуто благодаря некоторым программным изменениям, которые предлагает Доктор Ди Финк (Dr.Dee.Fink), в прошлом директор Программы Развития Университета Оклахомы. По его словам, для улучшения качества обучения, нужно создавать множество дополнительных критериев, которые были бы актуальны в 21 веке. Его таксономия критериев совпадает с Американской Ассоциацией Колледжей и Университетов, выделяя среди них информационную грамотность, наличие навыков работы в команде и умение решать поставленные задачи, межкультурную компетенцию, этническую толерантность, интегрированное обучение, непрерывное образование. Проблема многих преподавателей состоит в том, что они не рассматривают новые прогрессивные методы обучения, а сосредоточены только на предмете. Данная тенденция осложняется тем, что выпуская студента 21 века, актуально становится не только знание различных дисциплин, но и что-то больше. Доктор Ди Финк (Dr.Dee.Fink) рассматривает преобразования на 3х уровнях: учебный уровень, организационной уровень и национальный уровень. На учебном уровне преподаватели должны обогатить те методики, которые были созданы за последние 20 лет. Существует огромное количество методического портфеля, который нужно грамотно применить, для создания эффективного обучения. Так, например, метод активного обучения, знание-ориентированное обучение, работа в малых группах, оценка образования, проведение обратной связи со студентами в виде написания отчета. Третья ступень рассматривается на национальном уровне.

105

ISNN 1029-3388

Организации, непосредственно вовлеченные в работу систем университетов -дисциплинарные советы, аккредитационные ассоциации, советы по обеспечению качества, министерства образования - должны использовать свои ресурсы и призывать университеты к качеству образования.

В статье, опубликованной в 2008 г., Доктор Ди Финк (Dr.Dee.Fink) изложил способ оценки обучения, которая ориентирована на четырех основных направлениях учебной деятельности:

• Качество составления курса программы преподавателя, например, соответствие оценки обучения и деятельности в соответствие с целями обучения.

• Взаимоотношение студента и преподавателя, атмосфера энтузиазма, четкости, справедливости.

• Количество и качество обучения студентов, а также прилагаемые усилия для того, чтобы стать лучше, изученность новых идей, способов преподавания.

Доктор Ди Финк (Dr.Dee.Fink) утверждает, что традиционные учебные методы не очень эффективны в достижении важных видов обучения. Этому есть 2 причины [12]. Под традиционным обучением он подразумевает значительную опору на лекции, домашние задания и учебники. В гуманитарных науках - это часто дискуссии, в которые вовлечен весь класс, а в технических науках - это работа в лаборатории. Несомненно, данный вид обучения дает результат, но мир преобразовывается, а вместе с ним и наука, которая является двигателем прогресса.

Очевидно, что для качественного обучения и преподаватели, и студенты должны выполнять свои соответствующие обязанности. Учитель структурирует план обучения, а студент выполняет соответствующие здания. В своей книге Мэрилин Веймер (Maryellen Weimer) говорит, что учителя могут расширить возможности и мотивировать студентов путем обмена некоторыми полномочиями, для принятия решений [13].

Таким образом, вузы все в большей степени становятся зависимыми от качества подготовки студентов, учитывая такие факторы, как: рост конкуренции между вузами; увеличивающиеся потребности рынка труда и требований работодателей; мотивированности студентов в получении качественного образования (так как требует огромного вложения финансовых средств) и получении конкурентоспособных знаний, умений и навыков для трудоустройства; обмен студентами на международном уровне; получение стипендии; участие в правительственных и университетских грантах; внешняя оценка качества - все это приводит к необходимости проведения внутривузовского аудита.

Все перечисленные критерии формируют систему показателей, положительно взаимовлияющих на уровни учебных показателей. Чем выше удовлетворённость от процесса обучения, тем прочнее усваиваются знания, тем лучше относится студент к преподавателю, определённым видам деятельности и, в конечном итоге, - своей будущей профессии. Во всех случаях предлагается, что оценка качества образования рассматривается на основе двух составляющих:

106

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

внутренней (самооценка) и внешней, при этом конкретные механизмы определения

этих составляющих могут быть различны.

Литература

1. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр “Академия” - 2002. - 576 с.

2. http://genmir.ru/b/58.htm

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. -1999.- 479 с..

4. McCormack, S. RQM. Getting It Right the First Time.// Training and Development, June 1991. - Vol.46.- №6ю - p. 43-46.

5. Crumrine B., Runnels T. Total Quality Management in Vocational-Technical Education. - Norman, OK: Moore - Norman Vo-Tech Center.- 1991.

6. Sutcliffe W., Pollock J. Can the Total Quality Management Approach Used in Industry Be Transferred to Institutions of Higher Education? //Vocational Aspect of Educational, 1992. - Vol. 44.- №1. - p. 11-27.

7. Seymour D., Collett C. Total Quality Management in Higher Educational: a Critical Assessment. - Methuen, MA: GOAL/QPC.- 1991.

8. Schargel F. P. Promoting Quality in Education. //Vocational Educational Journal, November-December 1991. - Vol. 66.- №8. - p. 34-35.

9. Yowell K. Quality Management: Systems or Philosophy? //National Alliance of Community and Technical Colleges Newsletter, Summer 1992. - Vol. 12.- №2. - p.4853.

10. http://www.slideshare.net/changezkn/learning-outcomes

11. http://www.oko-rf.ru/contacts.html

12. Fink, D. (2008). Evaluating teaching: A new approach to an old problem. In To Improve the Academy, 26. An annual publication of the POD Network in Higher Education. SF: Jossey-Bass.- 2008.

13. Weimer, M. (2002). Learner-centered teaching: Five key changes to practice. SF: Jossey-Bass.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.