Научная статья на тему 'Интерес как критерий разграничения частных и публично-правовых отношений'

Интерес как критерий разграничения частных и публично-правовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1214
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО / ФОРМАЛЬНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ТЕОРИИ / ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколова С. С.

В статье рассматриваются мнения на проблему разграничения частных и публично-правовых интересов, представленные различными учеными в своих научных трудах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The opinions of various scientists on differentiation of private and public legal interests are considered in the paper.

Текст научной работы на тему «Интерес как критерий разграничения частных и публично-правовых отношений»

С. С. Соколова

ИНТЕРЕС КАК КРИТЕРИЙ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Работа представлена кафедрой гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России. Научный руководитель - доктор юридических наук, профессор А. Н. Кузбагаров

В статье рассматриваются мнения на проблему разграничения частных и публично-правовых интересов, представленные различными учеными в своих научных трудах.

Ключевые слова: публичное и частное право, формальная и материальная теории, пределы осуществления субъективных гражданских прав, баланс интересов.

The opinions of various scientists on differentiation of private and public legal interests are considered in the paper.

Key words: public and private law, formal and material theories, limits of realisation of legal civil rights, balance of interests.

Противопоставление сферы частных интересов отдельных лиц публичным интересам общества в целом известно с древних времен.

Аристотель в «Риторике» отметил, что действия, имеющие юридическую значимость, можно разделить на два вида: действия, касающиеся всего общества, и действия, затрагивающие определенное лицо. Существуют два вида правовых отношений, отраженных в законах.

Во-первых, отношения между согражданами и существующие между ними связи.

Во-вторых, отношения, определяющие, как люди должны вести себя по отношению к государству.

Разделение права на две сферы четко определено римским юристом Ульпиа-ном, сформулировавшим следующее: публичное право относится к положению Римского государства, а частное - к пользе отдельных лиц.

С развитием науки тезис об интересе как критерии разграничения правоотношений обсуждался с повышенным вниманием.

Как подчеркивают В. Бергман и Е. А. Суханов, принципиальное различие двух подходов к содержанию правового регулирования сохраняет свое господствующее положение, хотя далеко не во всех случаях его можно провести. С одной стороны, некоторые публично-правовые запреты неизбежно вторгаются в частную сферу; с другой стороны, публичное право испытывает на себе определенное воздействие частных начал, предоставляя гражданам в своей области некоторые права требования, иногда даже защищаемые судом [4, с. 1012].

Казалось бы, проблема критериев разграничения правоотношений на частные и публичные давно должна быть решена. Между тем она до сих пор является предметом острейших дискуссий, оставаясь одной из самых сложных в теоретическом и практическом аспектах.

Сегодня признано, что публичное и частное право не должны находиться в соподчинении, поскольку являются двумя равными правовыми системами со своими сферами и методами регулирования. Это принципиально важное положение позволяет объективно подойти к решению слож-

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

нейших теоретических и практических проблем права.

Как поясняет Г. Ф. Шершеневич, противоположение мира частных интересов общественным интересам представляется каждому настолько естественным, что им пользуются как основанием для различия между публичным и частным правом [6, с. 580].

Развитие общественных отношений поставило задачу: найти баланс между публичными и частными интересами. Решение данной проблемы обеспечит стабильное эволюционное развитие нашего общества.

В литературе традиционно выделяются формальная и материальная теории классификации правоотношений на частные и публичные. Формальная теория основывается на различии формально-юридического (процессуального) положения субъектов правоотношений, на принадлежности инициативы в защите прав при их нарушении.

Поддерживая эту концепцию, С. А. Муромцев отмечает, что публичные отношения защищаются по инициативе органов общественной власти, гражданские - по инициативе частного лица - субъекта отношения [3, с. 670].

Главную причину неуспеха этой концепции М. М. Агарков усматривает в очевидном: гражданское право есть право, охраняемое гражданским иском, а гражданский иск есть способ охраны гражданского права [4, с. 30-40].

Материальная теория обращает внимание на содержание общественных отношений. Г. Ф. Шершеневич отмечает, что различие между публичным и частным правом обосновано различием в природе общественных отношений. Характер отношений определяет характер правовых норм [2, с. 580].

Учитывая изложенное, можно сказать, что проблему нахождения критерия разделения правоотношений на частные и

публичные можно решить таким образом: имущественные (экономические), а также личные неимущественные отношения должны предполагаться частноправовыми отношениями, если иное не установлено законодателем в публичных интересах или не определено решением суда по определенному правоотношению.

Данный вывод подтверждается также и тем, что для разграничения частных и публично-правовых отношений весьма актуальна проблема определения сферы публичного права.

На наш взгляд, специфика общественных отношений, складывающихся в публичной сфере, заключается в том, что они установлены в интересах всех и каждого, т. е. в общих интересах. Такие интересы называются публичными. В этом плане публичный интерес является совокупностью общих интересов, включающих в себя индивидуальные интересы, поскольку публичный интерес - это интерес, присущий обществу как единому целому.

Единым организующим центром общества, проявляющим его волю и выступающим стороной в конкретных правовых отношениях, является государство. В связи с этим Ю. А. Тихомиров о роли го -сударства справедливо пишет, что именно государство является особым субъектом права, потому что оно призвано выражать публичные интересы, сочетающие, с одной стороны наций, социальных слоев, общества в целом и, с другой стороны, частные интересы [5, с. 19-25].

Получается, что категория интереса и в публичном праве позволяет определить предмет правового регулирования -общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации интересов общества как единого целого, т. е. общественные отношения с участием государства.

Говоря о перспективе развития публичного права, Ю. А. Тихомиров справед-

ливо отмечает, что предстоит по-новому осмыслить понятие публичности в обществе, не сводя его к обеспечению государственных интересов [5, с. 19-25].

Категория публичного интереса определяет границы реализации компетенции государственных органов и иных лиц. Во-первых, публичные права всегда имеют в основе реализацию общественного интереса. Во-вторых, поскольку целеполагание имеет своей основой реализацию интереса, то государство, будучи юридическим проявлением общества, призвано к реализации интересов общества.

Таким образом, границы вмешательства государства в частные правоотношения, а значит, в процесс реализации частных интересов объективно ограничены интересами общества (публичными интересами).

Основным документом страны, отражающим объективированный публичный интерес в конкретных целях и задачах государства, является Конституция России, занимающая высшее место в иерархии законодательных актов.

Разрешение проблемы коллизии частных и публично-правовых интересов в конкретных правоотношениях имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Важно знать, в какой мере госу-

дарство может вмешиваться в частную жизнь и ограничивать возможность данного субъекта действовать по своей воле и в своем интересе.

В. П. Грибанов определяет пределы (границы) осуществления субъективных гражданских прав, следовательно, пределы реализации частных интересов следующими рамками [6, с. 238-239].

Во-первых, субъектные границы осуществления гражданских прав, определяемые рамками гражданской дееспособности субъектов гражданского права.

Во-вторых, осуществление гражданских прав предназначено для таких целей, которые не только обеспечивали бы интересы самого управомоченного лица, но и были бы совместимы также и с интересами всего общества.

Как правило, реальная жизнь предоставляет и более «каверзные» случаи коллизии частных и публичных интересов в конкретных правоотношениях.

Очевидно, что нормы права не могут охватить все варианты возможного поведения субъектов права. Поэтому мы должны руководствоваться двумя взаимосвязанными формулами: а) дозволено не только то, что прямо предусмотрено законом; б) не все, прямо законом не запрещенное, признается дозволенным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. АгарковМ. М. Ценность частного права // Правоведение, 2003. С. 30-40.

2. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. С. 238-239.

3.Муромцев С. А. Гражданское право: Учебник. М., 2004. 670 с.

4. Суханов В. А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. М., 2006. 1012 с.

5. ТихомировЮ. А. Некоторые вопросы публичного права // Правоведение, 2002. С. 19-25.

6. Шершеневич Т. Ф. Правовые основы. СПб., 2003. 580 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.