Научная статья на тему 'Интерес к тому, чтобы сделать Книжный текст как можно более активным, воздействующим на ум и чувства читателей, никогда не угасал'

Интерес к тому, чтобы сделать Книжный текст как можно более активным, воздействующим на ум и чувства читателей, никогда не угасал Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерес к тому, чтобы сделать Книжный текст как можно более активным, воздействующим на ум и чувства читателей, никогда не угасал»

Секция «Проблемы изобразительного искусства»

Интерес к тому, чтобы сделать книжный текст как можно более активным, воздействующим на ум и чувства читателей,

никогда не угасал.

В.Н. Ляхов

Вопросы преподавания специальных дисциплин на кафедрах факультета ГИ/ХОПП - всегда в центре внимания каждой из научных конференций. Обсуждением принципов преподавания, в частности -типографики, в рамках дисциплины Композиция изданий, с обмена педагогическим опытом открываем раздел секции статьей И.В. Келей-никова.

Не менее глобальная тема - книга как система. Понимание проблемы системности является гарантом методически правильного обучения студентов специальности графика, профессии художника книги. Педагог стремится сформировать видение, понимание книги - как художественной формы (изделия), имеющего высокий уровень сложности и многозначность восприятия. Многостраничное издание - не просто сумма шрифтовых и изобразительных композиций. Не случайно дисциплина «Композиция издания» считается на факультете ключевой. Она вбирает в себя все навыки, что дают более узкоспециальные дисциплины (не только художественные, но и технологические) и направляет их в единое русло творческой работы над оформлением. Книга - синтез искусств.

В основе книги всегда лежит текст. Книга - это всегда чтение. Литературное произведение вне зависимости от жанра остается конструкцией книги. Потому велика роль современного художника - иллюстратора и дизайнера.

О «системе книги» заговорили, когда объектами пристального внимания оказались средства массовой информации. Книга - одна из информационных систем, систем передачи и хранения информации. Читатель, погружаясь в чтение, объясняет статья О.В. Корытова, становится непосредственным участником сложного процесса передачи информации. Глаза и руки читателя как бы замыкают глобальную систему пользования информацией.

Дать новое определение книге как системно-фундаментальному явлению в вихре стремительно развивающихся информационных цифровых технологий стремятся многие молодые исследователи. Ка-

ково значение печатного слова в культуре информационного общества и не утрачивает ли оно главенствующего положения, задаются многие подобными вопросами.

Стремительно развивается интерактивное информационное пространство. Человек моделирует системы коммуникации. Возникает система нелинейного изложения информации. Об этом говорится в статье Л.В. Желондиевской.

Небывалому интересу к проектированию мультимедийных журналов с их особыми возможностями формирования ассоциативно-образного ряда способствовали широкие возможности электронных изданий (платформа iPad компании Apple). Об этом статья Д.В. Пономарева.

Электронная книга как интенсивное переживание, процесс чтения-пользования как акт сотворчества - продолжает начатую тему статья О.В. Лукинова. Проектирование электронного издания по сравнению с работой над печатным абсолютно меняет характер работы художника.

Исторически сложившаяся художественная форма книги с ее устоявшимися пространственно-временными характеристиками стремительно меняется. И вновь необходимо уточнять, что роднит современную книгу с кинематографом и театром, или как она реагирует на иную систему иерархии текстов - по принципу гипертекста и т. д.

Искусствоведческая проблема - язык книжной графики (журнального дизайна) - в самобытном ли творческом проявлении отдельных художников, или понимаемая как всеобъемлющий художественный стиль - является базовой, какой бы исторический период ни был взят к рассмотрению.

О непреходящей значимости художественного опыта статьи Т.В. Лемешко (русские художники американского журнала и смена стилей); - Г.Д. Махашвили (неординарный ленинградский иллюстратор и дизайнер детской книги); М.А. Дружининой (правила руководства при иллюстрировании пособий развивающего направления для детей); И.О. Борисовой (работы Анри Матисса в жанре livre d'artiste).

Французский феномен Livre d'artiste, привнесший иной взгляд на иллюстрацию, когда художники сочли возможным «высказываться» наравне с автором текста... Да разве это не те же аспекты искусства книги, которые сегодня обсуждают на платформе Hi-Tech?

Злободневные, острые вопросы - эксперимент как движение вперед и силы традиции «в аспекте постоянно меняющихся интересов общества» (В.Н. Ляхов), всегда освещавшиеся на лекциях, оставались в памяти учеников факультета как блестящие уроки, как подвиг учителя, влюбленного в искусство... Памяти учителя учителей (юбилею В.А. Фаворского) посвящена статья Н.А. Гончаровой «Из архивов воспоминаний», завершающая подборку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.